1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Посвящается
110-й годовщине
начала земного Пути
Бхагавана Шри Раманы Махарши
Dedicated
to the 110th Anniversary
of the Incarnation in this World
of
Bhagavan Sri Ramana Maharshi
Sri Ramana Maharshi:
The
Message of Truth
and the Direct Path to the Self
Compiled
and translated from the English
by О. М. Mogilever
Edited by N. Sutara
Published
by
T. N. VENKATARAMAN
President, Board of Trustees
SRI
RAMANASRAMAM
Tiruvannamalai
— Leningrad
1991
Шри Рамана Махарши:
Весть
Истины
и Прямой
Путь к Себе
Составление
и перевод с
английского
О.
М. Могилевера
Под
редакцией Н.
Сутары
Издатель
Т.
Н. ВЕНКАТАРАМАН
Президент
Совета попечителей
ШРИ
РАМАНАШРАМ
Ленинград
— Тируваннамалай
1991
ББК 87.3
Ш86
Рецензент
П.
Г.
Зорин,
врач-психоневролог
(Ленинград)
Шри Рамана
Махарши: Весть
Истины и Прямой
Путь к Себе
Ш86 Сост.
и пер. с англ.
О. М. Могилевера;
Под ред. Н. Сутары.
— Л. — Тируваннамалай:
Шри Раманашрам,
1991. — 192с.
Духовное
достижение
Шри Раманы
Махарши является
уникальным,
ибо он в 16 лет
без помощи
внешнего Наставника
пережил Абсолют,
Вечную Истину,
Величайшее
Я, осуществил
в себе Высочайшее
состояние, в
котором постоянно
пребывал. Его
называют Бхагаван
(Единый с Богом)
и Махарши (Великий
Мудрец) и относят
к десяти самым
выдающимся
Учителям Индии
за всю ее духовную
историю. Он
открыл миру
практику
Само-исследования
«Кто я?», позволяющую
быть Собой
всегда, вне
зависимости
от внешнего
окружения.
Материалы
книги, изданной
в СССР Шри
Раманашрамом,
дают доступ
к учению Шри
Раманы Махарши,
лежащему в
основе всех
религий, содержат
суть разъяснений
о практике
прямого Пути
Само-осознания
в условиях
современного
мира. Они могут
служить практическим
руководством
для духовно
ищущих.
ББК 87.3
© Шри
Раманашрам,
1991
© О.
М. Могилевер,
вступительная
статья, составление,
перевод на
русский язык,
глоссарий, 1991
© В.
В. Мочалов, Н.
О. Могилевер,
художественное
оформление,
1991
СОДЕРЖАНИЕ
От
Издателя 7
От
составителя-переводчика
8
Артур
Осборн.
Шри Рамана
Махарши и Его
Учение 25
Часть
первая: Весть
Истины
Евангелие
Махарши
Предисловие 39
КНИГА
I
I. Работа
и отречение 41
II. Тишина
и уединение 50
III. Контроль
ума 52
IV. Бхакти
и
джняна 58
V. Самость
человека и
индивидуальность
61
VI. Само-осуществление 65
VII. Гуру
и Его Милость
69
VIII. Мир
и Счастье 75
КНИГА
II
I. Само-исследование 77
II. Садхана
и
Милость 84
III. Джняни
и
мир 88
IV. Сердце
есть Самость 98
V. Место
расположения
Сердца 103
VI. Ахам
и
ахам-вритти 109
Приложение 116
Часть
вторая: Прямой
Путь к Себе
Кто
я? 123
Божественная
Песнь
135
Приложение I. А. Девараджа Мудальяр. Жизнь
Учителя
и суть Его
Наставлений 149
Приложение II. Неизвестный искатель. Поиск Источ-
ника
эго — Прямой
Путь к Себе.
Венок
сонетов 169
Глоссарий 179
Библиографический список книг на английском языке
о Жизни и Наставлениях Бхагавана Шри Раманы
Махарши 190
ОТ
ИЗДАТЕЛЯ
Духовное
достижение
Бхагавана Шри
Раманы Махарши
является единственным
в своем роде
и не имеет аналогов
в духовной
истории человечества.
Он еще в юности
пережил Вечную
Истину, Абсолют,
Величайшее
Я без помощи
внешнего Наставника,
не изучая философии
и не читая священных
книг, не прибегая
к каким-либо
формам поклонения.
Более того —
без практики
духовного Пути,
за исключением
самопроизвольного
Осознания
вечной природы
Я — Самости —
Высочайшей
Истинной Природы
человека. Отмечая
100-ю годовщину
Его рождения,
последователи
Шри Раманы
Махарши во всем
мире праздновали
1980 год как Год
Столетия. Перед
тем как оставить
тело в апреле
1950 г., успокаивая
слезы учеников,
тревожащихся
о жизни без
физического
присутствия
Учителя, Бхагаван
сказал: «Куда
я могу
уйти? Я
всегда здесь».
С тех пор многочисленные
последователи,
где бы они ни
находились
— в Индии, Северной
Америке или
в странах Западной
Европы, — почувствовали
силу Его продолжающегося
Присутствия
во всех областях
и на всех гранях
своей жизни.
Мы счастливы,
что в год 110-летия
земного рождения
Бхагавана Шри
Раманы Махарши
доступ к Его
Учению, лежащему
в основе всех
религий, получат
искатели Истины
в Советском
Союзе — стране
с давними и
глубокими
духовными
традициями.
Материалы,
включенные
в это издание,
содержат
квинтэссенцию
разъяснений
духовно ищущему
о его Истинной
Природе и практике
прямого Пути
к ее Осознанию,
к Самопознанию
в условиях
современного
мира.
Т. Н. ВЕНКАТАРАМАН
10 октября 1990 г.
Президент Шри Раманашрама
ШРИ
РАМАНАШРАМ
Тируваннамалай,
Индия
ОТ
СОСТАВИТЕЛЯ-ПЕРЕВОДЧИКА
I
Какова Истинная
Природа человека?
Что такое Истинное
человеческое
Я? О познании
человеком себя
философы
размышляют,
говорят и пишут
тысячелетиями.
Бесчисленные
религии мира
и их последователи
тоже тысячелетиями
решают этот
глобальный
вопрос, определяющий
Смысл человеческой
жизни, поведение
человека и
человечества,
выбор того или
иного сознательного
духовного пути.
Для человека
с философским
складом ума
или склонного
к интроверсии,
обращению ума
вовнутрь, это
особенно интересно,
а в наше переломное
время разрушения
прежних установок,
парадигм, идеалов
— самоопределение,
основанное
на внутренних
ценностях,
важно как никогда
практически
для каждого
мыслящего
человека. Только
осознав себя,
можно познавать
других и окружающий
мир, ибо если
мы не знаем,
кто познающий,
то как можно
доверять результатам
познания? Зачем
нам результаты
измерений, если
прибор имеет
другое назначение
или дает большую
погрешность?
Зачем нам проводник,
если он сам —
слепец?!
Проблема
осознания
человеком своей
Самости (санскр.
Атмана),
своего
истинного Я,
стоит в центре
Упанишад1,
самые
главные из
которых („старые
Упанишады”)
созданы в
IX
— VI
веках до н. э.,
а на духовном
горизонте
подходящего
к финишу XX
века ярко выступает
Учение и Путь
Шри Раманы
Махарши, человека,
называемого
„живой мыслью
Упанишад”,
„вечным безличным
принципом
в личностном
облачении”2.
Известный
индийский
философ, профессор
Мадрасского
университета
Т. М. П. Махадеван
относит Шри
Раману Махарши
(наряду с Шри
Шанкарой3
и Шри Рамакришной4)
к числу десяти
самых выдающихся
духовных Учителей
Индии за всю
ее многотысячелетнюю,
исключительно
богатую духовными
поисками и
находками
историю5.
Шестнадцатилетний
юноша Венкатараман,
уроженец
южноиндийского
штата Тамилнад
— древней земли
с глубокой
и оригинальной
духовной культурой,
с богатейшими
традициями
— практически,
в прямом переживании
в середине июля
1896 года осуществил
учение недвойственности,
адвайта-веданты
великого
философа и
Учителя Шри
Шанкары: все
есть Брахман,
то
есть Абсолют,
недвойственная
Реальность,
наличная Реальность,
дающая начало
всему, Бытие,
которое проявлено
во вселенной
имен и форм, во
всех творениях
без изменения
их подлинной
Самости, то
есть подлинное
Я, или Атман,
истинная
природа человека
тождественна
Брахману.
Он
пережил
то, что было
выражено великими
высказываниями
(махавакьями)
Упанишад:
ТAT ТВAM
АСИ (ТО
ТЫ еси)6,
АХАМ
БРАХМА АСМИ
(Я есмь
БРАХМАН)
и др., и стал
Бхагавáном
Шри Рáманой
Махáрши7.
До 14 апреля 1950
года, когда Шри
Рамана Махарши
оставил тело,
к нему приходили
тысячи людей
со всех концов
Индии и земного
шара (первый
ученик с Запада
появился
в 1911 году), и Шри
Бхагаван считал
целью своей
жизни
давать даршан
— свою
безмолвную
аудиенцию,
Святое Присутствие
— всем посетителям,
почитателям
и ученикам.
Интерес
к этому Учителю,
его Учению и
особенно практике
Учения сейчас
очень велик
не только в
самой Индии,
особенно Южной,
но и в США, Канаде,
европейских
странах, ибо
Учение дает
простой, прямой
и ясный ответ
на любые вопросы,
а Путь Само-исследования,
который он
открыл людям,
может практиковаться
подготовленным
учеником дома,
на работе, где
и когда угодно
так же успешно,
как и в лесу.
Этот Путь не
зависит от
какой-либо
религии, а наоборот,
лежит в основе
всех религий.
Но что же известно
о, Шри Рамане
Махарши в нашей
стране?
К
сожалению,
советский
читатель в
массе своей
мало информирован
о жизни и Учении
Шри Раманы
Махарши в их
духовном плане.
В известных
публикациях
доброжелательно
излагаются
биографические
аспекты8,
моменты биографии
и основы философии9,
но нет главного
— существа
Учения и практики
Пути, не говоря
уже о том, что
сам Шри Рамана
отрицательно
относился к
собственно
философии:
«Я
действительно
счастлив тем,
что никогда
не увлекался
ею (философией).
Если бы это
случилось, то,
вероятно, я не
пришел бы ни
к чему. Но моя
внутренняя
направленность
привела меня
непосредственно
к вопросу „Кто
я?”. Какое счастье!»10.
Что
же это за вопрос
„Кто я?”. Этот
вопрос, обращенный
человеком к
самому себе,
является ключом
и сутью духовного
пути Исследования
(Поиска) Самости,
который можно
попытаться
выразить, анализируя
работы Шри
Раманы Махарши,
его наставления
ученикам и
почитателям11:
1. Прежде
чем познавать
внешний мир,
следует познать
себя, а потом
решать остальные
задачи, если
они останутся.
2. Истинной
Природой человека
является Абсолют,
Чистое Бытие,
Самость, Я, без
всяких атрибутов
и умственных
концепций
(построений),
то есть „Я ЕСМЬ”.
3. Виновником
отклонения
человека от
его Истинной
Природы является
эго, возникающее
между чистым
Сознанием
и телом человека,
не обладающим
сознанием.
4. Эго
— это мысль „я
— тело”, мысль
„я”, первичная,
коренная мысль
ума, из которой,
как из корня,
вырастает все
древо ума и
которая бежит,
когда ее начинают
искать прямым
исследованием:
«Кто я?».
5. Источником
эго является
чистое Сознание,
чистое Бытие,
Сердце, не связанное
с физическим
телом; в этот
Источник эго
уходит, преследуемое
вопрошанием
«Кто я?», и тогда
на опыте переживается,
что реальна
только Самость
— Истинное Я
(то есть Я, а не
„я”), а все остальное
(понятия „мир”,
„Бог”, „человек”,
весь мир объектов)
реально только
до тех пор, пока
сохраняется
чувство эго.
6. Истинный
Путь Знания
заключается
в непрерывном
поиске
Источника „я”
(эго) умом, повернутым
вовнутрь, с
помощью
исследования
«Кто я?», и если
ум при этом
достигает
Сердца, то „я”
тонет (в Источнике),
а Единое (Истинное
Я, Самость, Атман)
самопроизвольно
появляется
как Я — Я (пульсация
Истинного Я,
Сердца, которая
отражает природу
Самости как
чистого Сознания
и физически
воспринимается
продвинутым
искателем
Истины) .
Таким
образом, ничего
не нужно достигать.
Нужно
просто БЫТЬ,
быть Самим
Собой, контролируя
проявления
эго и изгоняя
его исследованием
«Кто я?» — Атма-вичарой,
или различением
между Истинным
Я и эго, то есть
между Я и „я”.
При возникновении
любой мысли
следует, сосредоточившись
исключительно
на ней, спросить
себя: «Для кого
возникла эта
мысль?», а после
внутреннего
ответа эго:
«Для меня»
нанести ему
удар ниже
пояса прямым
вопросом:
«Кто я
и где его Источник?»,
что приводит
сразу к
исчезновению
мысли и приглушению
эго. Промежуток
между двумя
мыслями будет
при глубоком
сосредоточении
переживаться
как „очищенное
эго”, как
пребывание
в Истинном Я.
На схеме, в основе
которой —
диаграмма
адвайта-веданты,
любезно
предоставленная
титульным
редактором
Н. Сутарой, членом
Шри Раманашрама,
дана иллюстрация
этого метода
(цифры указывают
последовательность
проведения
Атма-вичары;
следует
обратить внимание
и на состояния
сознания,
исключительно
важные для
понимания
текста книги).
Техника
Атма-вичары
(или просто
вичары)
является
важнейшим
моментом практики
наряду с непрерывностью
ее проведения.
Именно универсальность
этой техники,
возможность
превращения
ее в „технику
жизни” и привлекла
к ней внимание
многих искателей
духовного Мира
в различных
уголках нашего
мира. Проведение
этой Практики
возможно не
только в плановой
медитации,
но и в каждую
минуту ежедневной
жизни:
1. Не имеет
значения, где
человек находится
— дома или в
пещере, ибо все
это просто эго,
которое следует
уничтожить;
мысль «я — семьянин»
— работа эго,
следует спросить
себя: «Кто
семьянин?».
2. Дела, обязанности
и т. п. — не помеха
Практике
Само-исследования,
когда спрашиваешь
себя: «Кто работает?
Кто деятель?»
при появлении
соответствующей
мысли.
3.
Результаты
деятельности
— за Богом, а
человек должен
работать без
привязанности
к плодам труда,
как Божественный
инструмент,
интересуясь
только процессом
труда.
4. Все
мысли и особенно
волнующие
(сомнения, унижение,
горе, страдание,
триумф, радость
и т. д.) уничтожаются
мечом бдительной
вичары,
а уничтожение
мыслей —
основа Пути,
ибо только
тогда эго гибнет,
открывая Блаженство
Истинного Я.
Итак,
необходимо
постоянно
поворачивать
луч внимания
от эмпирического
бытия, порожденного
эго, к Истинной
Реальности,
то есть обращать
ум вовнутрь.
В работах
Его ближайших
учеников говорится,
что духовная
практика должна
иметь место
в определенное
установленное
время — это
существенно
важно для
начинающих,
а устремленность,
возникающая
в результате
такой постоянной
практики, должна
поддерживаться
в течение дня,
формируя скрытую
тенденцию к
активности,
к
желанию увеличить
время занятий12.
«Деятельную
жизнь отвергать
не нужно. Если
вы медитируете
час или два
ежедневно, то
сможете справиться
со всеми своими
обязанностями...
При правильной
медитации та
же линия, которой
вы придерживаетесь
в медитации,
|
The script ran 0.04 seconds.