Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Григорий Горин - Тот самый Мюнхгаузен [1974]
Известность произведения: Высокая
Метки: dramaturgy, humor_prose, Драма, Комедия, Пьеса, Сатира, Юмор

Аннотация. Знаменитому фильму M. Захарова по сценарию Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен» почти 25 лет. О. Янковский, И. Чурикова, Е. Коренева, И. Кваша, Л. Броневой и другие замечательные актеры создали незабываемые образы героев, которых любят уже несколько поколений зрителей. Барон Мюнхгаузен, который «всегда говорит только правду»; Марта, «самая красивая, самая чуткая, самая доверчивая»; бургомистр, который «тоже со многим не согласен», «но не позволяет себе срывов»; умная изысканная баронесса, - со всеми ними вы снова встретитесь на страницах этой книги. Его рассказы исполняют с эстрады А. Райкин, М. Миронова, В. Гафт, С. Фарада, С. Юрский & Он уже давно пишет сатирические рассказы и монологи, с которыми с удовольствием снова встретится читатель.

Полный текст.
1 2 3 

Григорий Горин Тот самый Мюнхгаузен (киносценарий) Часть первая Сначала был туман. Потом он рассеялся, и стала видна группа охотников в одеждах VIII века. (Впрочем, охотники всегда одевались примерно одинаково.) Их недоуменные взгляды были устремлены на высокого человека с веселыми глазами, в парике, с дымящейся трубкой в зубах. Он только что произнес нечто такое, от чего потрясенные охотники замерли с открытыми ртами. Заметим, что люди часто слушали этого человека с открытыми от удивления ртами, ибо звали рассказчика барон Мюнхгаузен. Полное имя — барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Мы застали его в тот момент, когда знаменитый рассказчик наслаждался паузой. Потом его рука неторопливо потянулась к большому блюду с огненно-красной вишней, и, изящно выплюнув косточку, он изрек первую фразу: — Но это еще не все! — Не все? — изумился один из охотников. — Не все, — подтвердил Мюнхгаузен. — Мы выстояли и ударили с фланга. Я повел отряд драгун через трясину, но мой конь оступился и мы стали тонуть. Зеленая мерзкая жижа подступала к самому подбородку. Положение было отчаянным. Надо было выбирать одно из двух: погибнуть или спастись. — И что же вы выбрали? — спросил один из самых любопытных охотников. — Я решил спастись! — сказал Мюнхгаузен. Раздался всеобщий вздох облегчения. — Но как? Ни веревки! Ни шеста! Ничего! И тут меня осенило. — Мюнхгаузен хлопнул себя ладонью по лбу. — Голова! Голова-то всегда под рукой, господа! Я схватил себя за волосы и потянул что есть силы. Рука у меня, слава Богу, сильная, голова, слава Богу, мыслящая… Одним словом, я рванул так, что вытянул себя из болота вместе с конем. Снова наступило молчание. — Вы что же… — заморгал глазами один из охотников, — утверждаете, что человек может сам себя поднять за волосы? — Разумеется, — улыбнулся Мюнхгаузен. — Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать. — Чушь! — воскликнул один из охотников. — Это невозможно! Какие у вас доказательства? — Я жив, — невозмутимо ответил Мюнхгаузен. — Разве этого недостаточно? Если бы я тогда не поднял себя за волосы, как бы я, по-вашему, выбрался из болота? Аргумент показался убедительным. Барон с удовлетворением оглядел потрясенных охотников и продолжал: — Но если говорить о моих охотничьих приключениях, то самым любопытным я все-таки считаю охоту на оленя. Кстати, именно в этих краях год назад я, представьте себе, сталкиваюсь с прекрасным оленем. Вскидываю ружье — обнаруживаю: патронов нет. Ничего нет под рукой, кроме… вишни. — Он снова взял с блюда горсть ярко-красной вишни. — И тогда я заряжаю ружье вишневой косточкой. Стреляю! Попадаю оленю в лоб. Он убегает. А этой весной, представьте, я встречаю в этих лесах моего красавца оленя, на голове которого растет роскошное вишневое дерево. — На голове! — снова вздрогнул самый непоседливый охотник. — Дерево?… — Охотник издал смешок и с любопытством посмотрел на остальных. — Дерево?! На голове у оленя?! — воскликнул другой охотник. — Да сказали бы лучше — вишневый сад! — И захохотал довольный. Его поддержали остальные. — Если бы вырос сад, я бы сказал — сад, — объяснил Мюнхгаузен. — Но поскольку выросло дерево, зачем мне врать? Я всегда говорю только правду. — Правду?! — воскликнули остальные охотники и закатились от смеха. В глазах Мюнхгаузена отразилось молчаливое удовлетворение. Он с удовольствием оглядел хохочущих охотников, которые неожиданно вдруг словно окаменели. Через мгновение они как по команде вскочили на ноги и сгрудились вокруг Мюнхгаузена. Их взгляд был прикован к опушке леса. Из-за дальних зарослей орешника под плавные звуки торжественной увертюры гордо и величественно ступал царственной походкой красавец олень с белоснежным вишневым деревом на голове. И тогда поплыли титры по белым цветам распустившегося вишневого дерева и дальним зарослям орешника. Весело, торжественно и немного загадочно. Густая туманная пелена несла в себе музыку напряжения и таинственных предчувствий. Сразу отметим, что туман довольно частое явление в городе Боденвердере, находящемся неподалеку от города Ганновера в Южной Саксонии. Одним словом, в тех местах, где жил знаменитый барон Мюнхгаузен. В это утро туман был особенно плотным, и в двух шагах ничего не было видно. Так что сначала долго был слышен топот коней, и только потом из тумана появились двое всадников. Один — молодой, лет девятнадцати, в форме корнета — Феофил фон Мюнхгаузен, сын знаменитого барона. Другой — постарше и в штатском — господин Рамкопф, адвокат. — Здесь развилка дорог, — сказал Феофил, мучительно пытаясь вглядеться в белую пелену. — Пастор может проехать отсюда или отсюда! — Он дважды ткнул пальцем. — Или отсюда! — Рамкопф показал пальцем в противоположную сторону. — Мы заблудились, Феофил, неужели не понимаете? Надо искать обратную дорогу… — Никогда! — Феофил побагровел от возмущения, и багровость его лица приятно контрастировала с белизной тумана. — Я не пропущу его в замок отца! Тут они замерли, ибо до их слуха донесся отдаленный топот копыт и скрип колес. — Там! — Феофил ткнул пальцем в одну сторону. — А по-моему, там! — Рамкопф ткнул в другую. Они некоторое время вертелись на месте, напряженно вглядываясь в плотную туманную пелену, затем стремительно поскакали прочь в противоположные стороны. Через мгновение по мосту, на котором они только что находились, проехала бричка с пастором. На покосившихся воротах висел родовой герб барона фон Мюнхгаузена. Обшарпанная стена, примыкавшая к воротам, была исписана многочисленными надписями, в том числе и не очень лицеприятными для барона. Некоторые надписи сопровождались иллюстрациями. Бричка пастора остановилась напротив ворот. Пастор в нерешительности покрутил головой, ожидая встречи. Затем неторопливо ступил на землю, приблизился к воротам. Поискал ручку звонка. Увидел бронзовый набалдашник, привязанный за цепочку к большому колокольчику над воротами, потянул. Звона не последовало. Пастор рванул сильнее и тут же испуганно отскочил — колокольчик оторвался и грохнулся на землю. Тотчас откуда-то сбоку появился пожилой человек в стоптанных башмаках со стремянкой. Это был слуга барона — Томас. — Ну, конечно, — пробормотал Томас, поднимая колокольчик с земли и разговаривая скорее с самим собой, чем с пастором. — Дергать мы все умеем. — Это было началом длинного монолога. — Висит ручка — чего не дернуть! А крюк новый вбить или кольцо заменить — нет! Этого не допросишься… И глупости всякие на стенах писать мы умеем. На это мы мастера… — Он влез на стремянку, повесил колокольчик на место, дернул за цепочку. — Ну вот, теперь нормально. Теперь будет звонить. — Томас спустился, взял стремянку и исчез так же неожиданно, как появился. Подождав секунду, пастор вновь взялся за набалдашник и нерешительно потянул. На этот раз оторвалась веревка… — Кто там? — спросил приятный голос из-за стены. — Пастор Франц Мусс! — ответил гость. — Прошу вас, господин пастор! — Ворота распахнулись, и перед пастором предстал Томас. Они шли длинным мрачноватым коридором. Слева и справа взору пастора представали чучела разных животных. — Послушай, — пастор покосился на Томаса, — твой хозяин и есть тот самый барон Мюнхгаузен? — Тот самый, — кивнул Томас. — А это, стало быть, его охотничьи трофеи? — поинтересовался пастор. — Трофеи! — подтвердил Тома. — Господин барон пошел в лес на охоту и там встретился с этим медведем. Медведь бросился на него, а поскольку господин барон был без ружья… — Почему без ружья? — Я же говорю: он шел на охоту… Пастор растерянно поглядел на Томаса: — А?… Ну-ну… — И когда медведь бросился на него, — объяснял Томас, — господин барон схватил его за передние лапы и держал до тех пор, пока тот не умер. — От чего же он умер? — От голода, — тяжело вздохнул Томас. — Медведь, как известно, питается зимой тем, что сосет свою лапу, а поскольку господин барон лишил его такой возможности… — Понятно, — кивнул пастор и, оглядевшись по сторонам, спросил: — И ты в это веришь? — Конечно, господин пастор, — удивился Томас и указал на чучело. — Да вы сами посмотрите, какой он худой! Открылась дверь, бесшумно вошли три музыканта: виолончель, скрипка, кларнет. Деловито уселись на стульях, посмотрели на Томаса. Тот повернулся к пастору и спросил: — Не возражаете?… С дороги… Чуть-чуть, а? — В каком смысле? — не понял пастор. — Согреться, — пояснил Томас. — Душой… Чуть-чуть… До еды, а? Не возражаете? — Не возражаю, — сказал пастор. — Вам фугу, сонату или можно что-нибудь покрепче? — спросил один из музыкантов. Пастор недоуменно пожал плечами. — На ваш вкус, — пояснил Томас. Музыкант понимающе кивнул головой, сделал знак своим коллегам — и полилась щемящая музыка. Музыкантов неожиданно прервал бой стенных часов. Откуда-то сверху раздалось два выстрела. Пастор вздрогнул. Музыканты вопросительно посмотрели на Томаса, Томас — на музыкантов. Среди причудливо развешанных гобеленов появилась красивая молодая женщина с приветливой улыбкой. — Фрау Марта, я не расслышал, который час? — спросил Томас. — Часы пробили три, — сказала женщина. — Барон сделал два выстрела. Стало быть всего пять. — Тогда я ставлю жарить утку? — Да, пора. Барон Мюнхгаузен появился неожиданно с дымящимся пистолетом. Он прошел мимо коллекции часовых механизмов, весело побуждая их к движению: в песочные досыпал песку, паровому механизму поддал пару, кукушке из ходиков дал крошек хлеба на ладони. Часы радостно затикали, кукушка закуковала… — Ты меня заждалась, дорогая? — спросил Мюнхгаузен. — Извини! Меня задержал Ньютон. — Кто это? — спросила Марта. — Англичанин. Умнейший человек… Я непременно тебя с ним познакомлю. Однако сейчас шесть часов. Пора ужинать. — Не путай, Карл, — сказала Марта. — Сейчас пять. Ты выстрелил только два раза… — Ладно, добавим. — Мюнхгаузен не спеша поднял пистолет. — Карл, не надо, — зажав уши, жалобно произнесла Марта. — Пусть будет пять. У Томаса еще не готов ужин. — Но я не голоден, — улыбнулся Мюнхгаузен и все-таки нажал на курок, но пистолет дал осечку. — Черт возьми, получилось полшестого! В ту же секунду Марта заметила пастора и смущенно остановилась на месте. — У нас гости, Карл!.. Извините, Бога ради, господин пастор, мы не заметили вас… Пастор вежливо поклонился. — Рад видеть вас в своем доме, господин пастор! — весело произнес Мюнхгаузен. — Я тоже… рад вас видеть, барон. Я приехал по вашей просьбе… — Очень мило с вашей стороны. Как добрались из Ганновера? — Спасибо. Сначала был ужасный туман, но потом… — Да, да, вы правы… Потом я его разогнал, — улыбнулся Мюнхгаузен. — Теперь я хочу познакомить вас с женой. Снова возникла тихая музыка, и Мюнхгаузен взял Марту за руку: — Это Марта. — Очень приятно, баронесса, — поклонился пастор. — К сожалению, она не баронесса. Она просто моя жена. Мы не обвенчаны. Именно поэтому я и просил вас приехать. Вы не согласились бы совершить этот святой обряд? — Я высоко ценю оказанную мне честь, но разве у вас в городе нет своего священника? — удивился пастор. — Есть, но он не отказывается нас венчать. — Почему? Мюнхгаузен резко отошел в сторону: — Потому что он… он… Марта испуганно рванулась к Мюнхгаузену. — Ни слова больше… прошу тебя… ты обещал. — Она обернулась к пастору с улыбкой: — Мы вам все объясним, святой отец, но позже… Сначала ужин! Я пойду потороплю Томаса, а ты займи гостя, Карл. — Да, да, конечно! — оживился Мюнхгаузен, увлекая за собой пастора. — Хотите осмотреть мою библиотеку, пастор? — С удовольствием! Я уже обратил внимание. У вас редкие книги. — Да! — В глазах Мюнхгаузена мелькнули дерзкие огоньки. — Многие из них с автографами. — Как приятно. — Вот, например, Софокл! — Мюнхгаузен быстро снял с полки толстый папирус. — Кто? — Софокл. Это лучшая его трагедия: «Царь Эдип». С дарственной надписью. — Кому? — Пастор вздрогнул и переменился в лице. — Ну, разумеется, мне. — Извините меня, барон. — Пастор откашлялся и приготовился к решительному разговору. — Я много наслышан о ваших… о ваших, так сказать, чудачествах… Но позвольте вам все-таки сказать, что этого не может быть! — Но почему? — огорчился Мюнхгаузен. — Потому что этого не может быть! Он не мог вам писать! — Да почему, черт подери?! Вы его путаете с Гомером. Гомер действительно был незрячим, а Софокл прекрасно видел и писал. — Он не мог вам написать, потому что жил в Древней Греции. Глаза Мюнхгаузена продолжали смеяться, но сам он принял позу огорченного и глубоко задумавшегося человека: — Я тоже жил в Древней Греции. Во всяком случае, бывал там неоднократно. У меня в руках документ. — Мюнхгаузен с наивной улыбкой протянул папирус. Пастор открыл рот, но не нашел что сказать. В дверях появились Томас и Марта. — Ужин готов! — объявила Марта. — Надеюсь, вы не скучали здесь, пастор? Пастор вытер платком лоб и тихо пробормотал: — Господи, куда ж я попал? — Вы попали в хороший дом, пастор. Здесь весело, — подмигнул Мюнхгаузен. — Не будем ссориться. Я возьму как-нибудь вас с собой в Древние Афины. Не пожалеете! А сейчас, — он обернулся к музыкантам, — перед ужином… для тонуса… Несколько высоких нот мне и нашему гостю! — Он взмахнул рукой, словно дирижер. И зазвучала уже знакомая нам мелодия. Немного грустная, но, видимо, одна из любимых для хозяина дома. — Зелень, ветчина, рыба! — воскликнул Мюнхгаузен, выкатывая стол на середину комнаты. — А где утка, Томас? — Она еще не дожарилась, господин барон. Мюнхгаузен изменился в лице: — Как? До сих пор? — Он закрыл глаз и тяжело опустился в кресло. — Никому ничего нельзя поручить. Все приходится делать самому… — Затем он поглядел на карманные часы, задумался и спросил: — Посмотри, Томас, они летят? Томас бросился к окну и приставил к глазам подзорную трубу: — Летят, господин барон! Мюнхгаузен резко поднялся с места и ловким жестом снял со стены ружье. Музыка оборвалась. Все замерли. Рамкопф поспешно привязал лошадь к дереву и нырнул в кустарник. Затем осторожно выглянул оттуда и посмотрел в сторону дома. В окне дома торчала фигура Томаса с подзорной трубой, направленной в небо. Рамкопф посмотрел вверх. Высоко под облаками летела стая диких уток. — Сейчас пролетят над нашим домом! — взволнованно объявил Томас, оторвавшись от подзорной трубы. Мюнхгаузен бросился к камину, засунул туда ружье, сосредоточился: — Командуй! Томас снова прильнул к подзорной трубе: — Внимание!.. Пли! Мюнхгаузен нажал на курок. Рамкопф услышал выстрел. Огляделся вокруг. Потом взглянул на небо. Утки скрылись за кронами деревьев. Мюнхгаузен стремительно отбросил ружье, схватил со стола большое блюдо, засунул его в камин и стал ждать. Пастор незаметно для других осенил себя крестным знамением. Марта бросила тревожный взгляд на Томаса. Но в дымоходе послышался шум, и через мгновение на блюдо упала жареная утка. — Попал! — гордо произнес Мюнхгаузен, предоставив возможность всем убедиться в его удачном выстреле. — Она хорошо поджарилась! — Она, кажется, и соусом по дороге облилась, — ехидно заметил пастор. — Да? — удивился Мюнхгаузен. — Как это мило с ее стороны!.. Итак, прошу за стол! — Нет, у меня что-то пропал аппетит, — быстро проговорил пастор. — К тому же я спешу… Прошу вас, еще раз изложите мне суть вашей просьбы. — Просьба проста. — Мюнхгаузен сделал знак музыкантам, и снова возникла наивно-шутливая тема, которая придала ему силы. — Я хочу обвенчаться с женщиной, которую люблю. С моей милой Мартой. С самой красивой, самой чуткой, самой доверчивой… Господи, зачем я объясняю — вы же ее видите! Пастор сделал над собой усилие и постарался оставаться спокойным: — Но все-таки почему отказывается венчать ваш местный пастор? — Он говорит, что я уже женат. — Женаты? — Именно! И вот из-за этой ерунды он не хочет соединить нас с Мартой!.. Каково?! Свинство, не правда ли? Марта, взглянув на пастора, испуганно вмешалась: — Подожди, Карл! — Она быстро приблизилась к пастору. — Дело в том, что у барона была жена, но она ушла! — Она сбежала от меня два года назад! — подтвердил Мюнхгаузен. — По правде сказать, я бы тоже это сделал, — сказал пастор. — Поэтому я и женюсь не на вас, а на Марте, — заметил Мюнхгаузен. Пастор поклонился. — К сожалению, барон, я вам ничем не смогу помочь! — Почему? — При живой жене вы не можете жениться вторично. — Вы говорите «при живой»? — задумался Мюнхгаузен. — При живой, — подтвердил пастор. — Вы предлагаете ее убить? — Упаси Бог! — испугался пастор. — Сударыня, вы более благоразумный человек. Объясните барону, что его просьба невыполнима. — Нам казалось, что есть какой-то выход… — Марта с трудом сдерживала слезы. — Карл уже подал прошение герцогу о разводе. Но герцог не подпишет его, пока не получит на это согласие церкви. — Церковь противится разводам! — невозмутимо отчеканил пастор. — Вы же разрешаете разводиться королям! — крикнул Мюнхгаузен. — В виде исключения. В особых случаях… Когда это нужно, скажем, для продолжения рода… — Для продолжения рода нужно совсем другое! — Разрешите мне откланяться! — пастор решительно двинулся к выходу. Мюнхгаузен посмотрел на Марту, увидел ее молящий взгляд, бросился вслед за пастором. — Вы же видите — из-за этих дурацких условностей страдают два хороших человека, — говорил он быстро, шагая рядом. — Церковь должна благословлять любовь. — Законную! — Всякая любовь законна, если это любовь! — Позвольте с этим не согласиться! Они уже вышли из дома и стояли возле брички. — Что же вы мне посоветуете? — спросил Мюнхгаузен. — Что ж тут советовать?… Живите, как жили. Но по людским и церковным законам вашей женой будет по-прежнему считаться та женщина, которая вам уже не жена. — Бред! — искренне возмутился Мюнхгаузен. — Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи? — Странно, что вас это пугает, — пастор вскарабкался в бричку. — По-моему, ложь — ваша стихия! — Я всегда говорю только правду! — Мюнхгаузен невозмутимо уселся рядом с пастором. Лошадь помчала рысью. — Хватит валять дурака! Вы погрязли во вранье, вы купаетесь в нем, как в луже… — пастора мучила одышка, и он яростно погонял лошадь. — Это грех! — Вы думаете? — Я читал вашу книжку! — И что же? — Что за чушь вы там насочиняли! — Я читал вашу — она не лучше. — Какую? — Библию. — О Боже! — Пастор натянул вожжи. Бричка встала как вкопанная. — Там, знаете, тоже много сомнительных вещей… Сотворение Евы из ребра… Или возьмем всю историю с Ноевым ковчегом. — Не сметь! — заорал пастор и спрыгнул на землю. — Эти чудеса сотворил Бог! — А чем же я-то хуже! — Мюнхгаузен выпрыгнул из брички и уже стоял рядом с пастором. — Бог, как известно, создал человека по своему образу и подобию! — Не всех! — Пастор стукнул кулаком по бричке. — Вижу! — Барон тоже стукнул кулаком по бричке. — Создавая вас, он, очевидно, отвлекся от первоисточника! То ли от этих слов, то ли от стука лошади заржали и рванулись вперед с пустой бричкой. Пастор побежал за ними. — Вы… Вы… чудовище! — кричал пастор, на бегу оглядываясь. — Проклинаю вас! И ничему не верю! Слышите? Ничему! Все — ложь! И ваши книги, и ваши утки, все — обман! Ничего этого не было! Мюнхгаузен грустно улыбнулся и пошел в обратную сторону. Из дверей дома вышли обеспокоенные музыканты. Мюнхгаузен сделал им знак рукой, и возникла музыка. Марта стояла в открытом окне второго этажа. Лицо ее было печально, по щекам текли слезы. Дирижируя оркестром, Мюнхгаузен попытался ее успокоить: — Это глупо. Дарить слезы каждому пастору слишком расточительно. — Это уже четвертый, Карл… — Плевать! Позовем пятого, шестого, десятого… двадцатого… — Двадцатый придет как раз на мои похороны, — улыбнулась Марта сквозь слезы. — Перестань! — поморщился Мюнхгаузен. — Стоит ли портить такой вечер. Смотри, какая луна! И я иду к тебе, дорогая!.. Рамкопф прижался к стволу дерева и осторожно выглянул оттуда. Марта на мгновение исчезла, а затем выбросила из окна веревочную лестницу. Лестница упала к ногам Мюнхгаузена. И он ловко полез вверх под соответствующее музыкальное сопровождение. Потом они уселись на подоконнике, свесив ноги, и Марта сказала: — Мне больно, когда люди шепчутся за моей спиной, когда тычут пальцем: «Вон идет содержанка этого сумасшедшего барона…» А вчера наш священник заявил, что больше не пустит меня в церковь. — Давай поговорим лучше о чем-нибудь другом, — предложил Мюнхгаузен, вздыхая. — Смотри, какой прекрасный вечер! — Он указал на голубое небо и солнце, которое стояло в зените. — Сейчас вечер? — спросила Марта, вытирая слезы. — Разумеется, — улыбнулся Мюнхгаузен. — Поздний вечер. Он прыгнул в комнату. Зажег свечи, и появившийся в доме оркестр заиграл вечернюю мелодию. — Прости меня, Карл, я знаю, что ты не любишь чужих советов… — Марта неуверенно приблизилась к нему. — Но, может быть, ты что-то делаешь не так?! А! — Он повернулся к ней, и они внимательно посмотрели друг другу в глаза. — Может, этот разговор с пастором надо было вести как-то иначе? Без Софокла… — Ну, думал развлечь, — попытался объяснить барон. — Говорили, пастор — умный человек… — Мало ли что про человека болтают, — вздохнула Марта. — Не меняться же мне из-за каждого идиота?! — Не насовсем!.. — тихо произнесла Марта и потянулась к нему губами. — На время. Притвориться! — Она закрыла глаза, их губы соединились. — Стань таким, как все… — Марта целовала его руки. — Стань таким, как все, Карл… Я умоляю… Он открыл глаза и огляделся вокруг: — Как все?! Что ты говоришь? Он попятился в глубь комнаты. Приблизился к музыкантам, внимательно разглядывая их лица. — Как все… Не двигать время? — Нет, — с улыбкой подтвердил скрипач. — Не жить в прошлом и будущем? — Конечно, — весело кивнул второй музыкант. — Не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов? Не переписываться с Шекспиром? — Ни в коем случае, — закрыл глаза третий. — Нет! — крикнул Мюнхгаузен, и музыканты перестали играть. — Я еще не сошел с ума, чтобы от всего этого отказываться! Марта бросилась к нему. Попыталась обнять: — Но ради меня, Карл… ради меня… — Именно ради тебя! — тихо сказал он, отстраняясь. — Если я стану таким, как все, ты меня разлюбишь. И хватит об этом. Ужин на столе. — Нет, милый, что-то не хочется… Я устала. — Она медленно пошла к двери. — Хорошо, дорогая, — задумчиво сказал он, глядя ей вслед. — Поспи. Сейчас я сделаю ночь. — Он посмотрел на неподвижных музыкантов и громко крикнул им: — Ночь! Они спохватились и поспешно бросились прочь из комнаты, снимая на ходу сюртуки, взбивая подушки, укладываясь в постели… Рука Мюнхгаузена перевела стрелки часов на двенадцать. Появился довольный Томас с подносом: — Господин барон! Мюнхгаузен резко обернулся и гневно произнес: — Что ты орешь ночью? — Разве уже ночь? — изумился Томас. — Ночь. — И давно? — С вечера. Посмотри на часы. — Ого! — Что еще? Томас перешел на зловещий шепот: — Я хотел сказать: утка готова. — Отпусти ее. Пусть летает. Мюнхгаузен устало прислонился к стене и закрыл глаза. Томас с некоторым сомнением повертел зажаренную утку в руках и швырнул ее в открытое окно… Наблюдающий за домом Рамкопф от неожиданности едва не свалился с дерева. Из окна дома, хлопая крыльями, вылетела дикая утка и скрылась за развесистыми кронами деревьев. Рамкопф выскочил из кустов и подбежал к дому барона. Окно по-прежнему было распахнуто, и из него по стене спускалась веревочная лестница. Рамкопф огляделся и быстро полез по лестнице вверх. Убедившись, что его никто не видит, перебрался в дом. Озираясь и пробираясь на цыпочках, он сделал несколько осторожных движений. Взгляд его упал на секретер. Перед ним лежал лист бумаги, на котором было что-то начертано. Рамкопф быстро схватил бумагу, спрятал в нагрудный карман. Послышались чьи-то шаги. Он вздрогнул. Метнулся к окну. Перемахнул через подоконник. Через несколько мгновений он уже был в седле и мчался галопом в сторону леса… — Нельзя!.. Нельзя так сидеть и ждать! Ведь в конце концов он обвенчается с этой девкой! — кричал Феофил Мюнхгаузен, с пафосом заламывая руки. — Успокойся, Фео! — Баронесса ринулась через гостиную к двери. — Что можно сделать? Сегодня должен приехать бургомистр. Он был в канцелярии герцога… — Что могут решить чиновники, мама! — взвизгнул Феофил и бросился вдогонку. — Надо действовать самим! Баронесса стремительно вышла из гостиной. У балюстрады ее встретил лакей: — Господин Рамкопф. Генрих Рамкопф стоял внизу у парадной лестницы. По его взгляду баронесса поняла, что есть важная новость. Они бросились навстречу друг другу. Рамкопф вынул из нагрудного кармана лист и протянул баронессе. Она быстро пробежала его глазами. Потом взглянула на Рамкопфа: — Браво, Генрих! Это ценная улика. Он поцеловал ей руку. Приблизился к ее губам. И тотчас сверху закричал Феофил: — Господин Рамкопф, вы друг нашей семьи, вы много делаете для нас. Сделайте еще один шаг! — Все, что в моих силах! — любезно отозвался Рамкопф. Феофил сбежал вниз по лестнице: — Вызовите отца на дуэль! — Ни в коем случае! — побледнел Рамкопф. — Но почему? — Во-первых, он меня убьет, — начал объяснять Рамкопф. — Во-вторых… — И первого достаточно, — перебила его баронесса. — Успокойся, Фео! — Я не могу успокоиться, мама! — Феофил заметался по дому, сжимая кулаки. — Все мои несчастья из-за него! Мне уже девятнадцать, а я всего лишь корнет, и никакой перспективы… Даже на маневры меня не допустили. Полковник заявил, что он отказывается принимать донесения от барона Мюнхгаузена. — Он остановился перед портретом Мюнхгаузена. — Почему ты держишь в доме эту мазню? — Чем она тебе мешает? — в свою очередь вспылила баронесса. — Она меня бесит! — взвизгнул Феофил и схватил шпагу. — Изрубить ее на куски! — Не смей! — баронесса бросилась к сыну. — Он утверждает, что это работа Рембрандта. — Чушь собачья! Вранье! — Конечно, вранье! — согласилась баронесса. — Но аукционеры предлагают за нее двадцать тысяч. — Так продайте, — посоветовал Рамкопф. — Продать — значит признать, что это правда. В дверях появился лакей: — Господин бургомистр. — Наконец-то! — облегченно вздохнула баронесса. Бургомистр был явно растерян. — Добрый день, господа! — Он приложился к ручке баронессы. — Вы, как всегда, очаровательны. Рамкопф, вы чудесно выглядите. Как дела, корнет? Вижу, что хорошо. — Судя по обилию комплиментов, вы вернулись с плохой новостью, — прервала его баронесса. Бургомистр пожал плечами: — Судья считает, что, к сожалению, пока нет достаточных оснований для конфискации поместья барона и передачи его под опеку наследника. — Нет оснований! — возмутился Рамкопф. — Человек разрушил семью, выгнал жену с ребенком. — Каким ребенком?! — возмутился Феофил. — Я — офицер. — Выгнал жену с офицером! — продолжал с пафосом Рамкопф. — Насколько я знаю, они сами ушли, — возразил бургомистр. — Да! — подтвердила баронесса. — Но кто может жить с таким человеком? — Видите, фрау Марта — может. — Но ведь она — любовница! — воскликнул Рамкопф. — Господа, давайте уточним! Имеешь любовницу — на здоровье! Все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтобы на них женились. Это аморально! — Господин бургомистр, я прошу вас меня сопровождать! — решительно воскликнула баронесса. — Я немедленно отправляюсь к его величеству герцогу Георгу вместе с моим адвокатом, — она взглянула на Рамкопфа. Баронесса рванулась к выходу, за ней все остальные. — Немедленно заложить лошадей! — Карета готова! — крикнул кучер. Бургомистр догнал ее возле открытого экипажа: — Умоляю вас, баронесса, я не хотел огорчать вас сразу. — Что? — Его величество герцог удовлетворил прошение барона о разводе. Наступила секундная пауза. — Не может быть… Побледневшую баронессу поддержал подоспевший Рамкопф. — К сожалению, это факт, — вздохнул бургомистр. — Это даже больше, чем факт, — так оно и было на самом деле. Последнее время наш обожаемый герцог находится в некоторой конфронтации с нашей обожаемой герцогиней. Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю! Всех — на волю!» Теперь, если духовная консистория утвердит это решение, барон может жениться во второй раз! — Так! Доигрались! — взвизгнул Феофил и обнажил шпагу. — Ну нет! Дуэль! Только дуэль!.. — Немедленно к герцогу! — придя в себя, воскликнула баронесса и бросилась в экипаж. — Успокойтесь, баронесса — последовал за ней бургомистр. — Надо все хорошенько обдумать… — Я уже все обдумала. — Экипаж покатился к воротам. Рамкопф прыгнул в него на ходу. — Раз он хочет жениться — мы посадим его в сумасшедший дом! — Дуэль! — закричал Феофил и взмахнул шпагой. — Господин барон, я убью вас! — Он нанес несколько ударов по предметам, которые появились на его пути, и сделал ряд эффектных фехтовальных выпадов. — Кровь! Пусть прольется кровь!.. Замелькала анфилада комнат. Перед стремительно шагающей баронессой засуетился, забегал, задергался юркий, маленький секретарь герцога: — Это невозможно! Это немыслимо! Это неприемлемо!.. — торопливо произносил он, то забегая вперед и расставляя руки, то отставая от проворно шагающих баронессы, бургомистра и Рамкопфа. — Ни в коем случае! — Секретарь уперся спиной в массивные двери кабинета. — Его величество занят важнейшими государственными делами. Он проводит экстренное совещание. Его вообще нет на месте!! Умные глаза герцога отражали напряженную работу мысли. — Ваше величество, — послышался волевой женский голос, — может быть, все дело в нашем левом крыле? — Да, пожалуй… Герцог понял свою ошибку и горько усмехнулся. К нему приблизилась Первая фрейлина. — Может быть, нам стоит урезать верха и укрепить центр? — тихо предложила она. — Так и сделаем, — задумчиво сощурился герцог. — Опустим правую бретельку и чуть заузим лиф. — С этими словами он склонился над швейной машинкой и быстро прострочил нужную линию. — Два ряда выточек слева, два — справа! — с азартом произнес он, неистово крутя машинку. — Все решение в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди! — Герцог подскочил к манекену и показал, как это будет выглядеть. — Гениально! — ахнула фрейлина. — Гениально, как все истинное. — Именно на уровне груди! — воскликнул герцог, делая необходимые замеры портновским сантиметром. — Я не разрешу опускать талию на бедра. В конце концов, мы — центр Европы, и я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав, пожалуйста! Хотите плиссированную юбку с выточками, принимаю и это! Но опускать линию талии не дам! — Я с вами абсолютно согласна, — поклонилась фрейлина. Открылась дверь кабинета и заглянул бледный от волнения секретарь: — Ваше величество, баронесса Якобина фон Мюнхгаузен умоляет принять ее по срочному делу! — Я занят! — недовольно крикнул герцог. — Я сказал, — оправдывался секретарь. — Я даже сказал, что вас нет, но она умоляет… — Черт подери, — недовольно пробурчал герцог, — просто совершенно не дают сосредоточиться!.. Ладно, проси! Обернувшись к фрейлине, он с сожалением развел руками. Фрейлина быстро двинулась во внутренние комнаты, захватив с собой манекен. Герцог ловким и привычным движением опрокинул швейную машинку. Он ушла в глубь образовавшейся плоскости большого письменного стола, на котором была закреплена стратегическая карта Европы. Герцог взял в руки красный карандаш и принял позу озабоченного полководца. — Ваше величество! — Баронесса, бургомистр и Рамкопф быстро вошли и склонились в почтительном поклоне. — Бога ради, извините, что отвлекаю вас от государственных проблем! — Баронесса приблизилась к герцогу. — Но случилось невероятное. Вы подписали прошение барона Мюнхгаузена о разводе… — Я подписал? — удивился герцог и посмотрел на секретаря. Тот молча кивнул. — Да! Подписал! — строго сказал герцог. — Значит, он может жениться на Марте? — негодуя произнесла баронесса. — Почему жениться? — удивился герцог и посмотрел на секретаря. Тот молча кивнул. — Да, он может жениться! — строго сказал герцог. — Но он не имеет права жениться! — поспешно объяснила баронесса. — Сумасшедшим нельзя жениться! Это противозаконно! И я надеюсь, что ваше величество отменит свое решение. — Почему? — Потому что барон Мюнхгаузен сумасшедший. — Баронесса, я понимаю ваш гнев, — улыбнулся герцог, украдкой измеряя сантиметром длину ее рукава. — Но что я могу сделать? Объявить человека сумасшедшим довольно трудно. Надо иметь веские доводы. — Хорошо! — воскликнула баронесса. — Сейчас я познакомлю вас с одним документом, и вам станет ясно, составлен ли он человеком в здравом рассудке или нет. Эта бумажка случайно попала мне в руки. Прочтите, господин Рамкопф. — «Распорядок дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1776 года», — прочел Рамкопф. — Любопытно, — оживился герцог. — Весьма, — согласился Рамкопф. — «Подъем — шесть часов утра». Все переглянулись. Герцог задумался: — Ненаказуемо. — Нет, — подтвердил бургомистр и добавил: — То есть я согласен, вставать в такую рань для людей нашего круга противоестественно. — Читайте дальше, Генрих! — перебила баронесса. — «Семь часов утра — разгон тумана, установление хорошей погоды…» Герцог молча отправился к окну и посмотрел на небо: — Как назло, сегодня чистое небо. — Да, — быстро согласился подошедший бургомистр. — С утра действительно был туман, но потом он улетучился. — Вы хотите, сказать, господин бургомистр, что это его заслуга? — воскликнула баронесса. — Я ничего не хочу сказать, баронесса, — пожал плечами бургомистр. — Я просто отмечаю, что сегодня — великолепный день, хотя с утра был туман. У нас нет никаких оснований утверждать, что он его разогнал, но и говорить, что он не разгонял тумана, значит, противоречить тому, что видишь. — Вы смеетесь надо мной? — взвизгнула баронесса. — Читайте дальше, Генрих. — «С восьми утра до десяти — подвиг», — зачитал Рамкопф. — Как это понимать? — удивился герцог. — Это значит, — произнесла баронесса, пылая от возмущения, — что с восьми до десяти утра у него запланирован подвиг… Что вы скажете, господин бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу? Бургомистр показался озадаченным: — Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти мне надо идти в магистрат. Не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть… — Господа, мы дошли до интересного пункта… — объявил Рамкопф. — «В шестнадцать ноль-ноль — война с Англией». Наступила пауза. Бургомистр растерянно произнес: — Господи, чем ему Англия-то не угодила? Герцог вытянул шею й, многозначительно подняв брови, двинулся к столу. — Один человек объявляет войну целому государству! — взнервляя обстановку, выкрикнула баронесса. — И это нормально?! — Нет, — строго оглядел присутствующих герцог. — Это уже нечто. — Да, это можно рассматривать как нарушение общественного порядка, — сказал бургомистр. — Где она? — строго сказал герцог, пристально вглядываясь в карту. — Где, я вас спрашиваю? — Кто? — Англия! — Секунду, ваше величество… — секретарь пробежал глазами карту. — Вот! — А где мы? — спросил герцог. — А мы — вот! Герцог выхватил сантиметр, измерил расстояние: — Это же рядом! Возмутительно! Нет, это не шуточки! Война есть война! — закричал он, обращаясь к советнику. — Передайте приказ: срочно разыскать и задержать барона Мюнхгаузена. В случае сопротивления — применять силу! Командующего ко мне! — Слушаюсь! — рявкнул тот. В дверях звякнул шпорами командующий. — Приказ по армии: всеобщая мобилизация! Отозвать всех уволенных в запас! Отменить отпуска! Гвардию построить на центральной площади. Форма одежды — летняя, парадная: синие мундиры с золотой оторочкой, рукав вшивной, лацканы широкие, талия на десять сантиметров выше, чем в мирное время! — Будет исполнено! — командующий отдал честь и бросился вон из кабинета. Баронесса подлетела к Рамкопфу: — Генрих, как адвокат скажите, что его ждет? — Честно говоря, даже не знаю… — растерянно пробормотал Рамкопф. — В кодексе не предусмотрен такой случай. — Двадцать лет тюрьмы! — закричала баронесса. — Ваше величество, я требую двадцать лет! Столько, сколько я была за ним замужем! — Война есть война! — все более воодушевляясь, прокричал герцог. — Господин бургомистр! Закрыть все входы и выходы из города! Перекрыть все городские ворота и мосты! — Слушаюсь! Бургомистр вместе с баронессой и Рамкопфом бросились к выходу. Герцог, впав в ажиотацию, продолжал кричать им вслед: — Война есть война! Где мой военный мундир?! — Сейчас, ваше величество, сейчас! — Секретарь вынес на вешалке сверкающий пуговицами мундир полководца. — Прошу вас! — Что?! — побагровел герцог. — Мне… в этом? В однобортном? Да вы что?! Не знаете, что сейчас в однобортном никто уже не воюет? Безобразие!.. Война у порога, а мы не готовы! — Он резким движением перевернул стол, уселся за швейную машинку и начал лихорадочно перешивать мундир. Горнист издал пронзительно-тревожный сигнал. Солдаты на ходу разбирали ружья. Грянул духовой оркестр. Командующий поднял коня на дыбы и обнажил шпагу. Конная гвардия, поднимая пыль, поскакала по улицам города. Взрыв хохота потряс трактир. — Но это не все! — объявил Мюнхгаузен, подняв указательный палец. — Дальше самое трудное, господа! Темно, холодно, и ни одной спички, чтоб разжечь костер. Что делать? Замерзнуть? Никогда!.. Голова-то всегда под рукой, не так ли? Со всей силой я ударил себя кулаком в лоб, из глаз тут же посыпались искры. Несколько из них упало в костер, и костер разгорелся!.. За окном трактира послышался звук боевой трубы. С соседнего столика к Мюнхгаузену наклонился Томас: — Господин барон, по-моему, это по вашу душу. В дверях трактира появилась группа гвардейцев. Послышалась грозная команда: — Всем оставаться на местах! Мюнхгаузен открыл крышку карманных часов: — Половина четвертого. Срок моего ультиматума истекает через тридцать минут. — Я могу чем-нибудь помочь? — поинтересовался Томас. — Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! — громко произнес приблизившийся офицер. — Приказано вас арестовать! В случае сопротивления приказано применить силу. — Кому? — вежливо спросил Мюнхгаузен. — Что «кому»? — не понял офицер. — Кому применить силу в случае сопротивления, вам или мне? Офицер задумался. По его лицу было видно, что это занятие для него не из легких. — Не знаю, — наконец честно признался он. — Может, послать вестового и переспросить? — посоветовал барон. — Нет! — принял решение офицер и обнажил шпагу. — Отлично! — Мюнхгаузен ответил тем же. — Будем оба выполнять приказ. Логично? — После чего он ловким движением, как и положено в подобных случаях, опрокинул стол. — Музыка не повредит? — Что?! — изумился офицер. — Несколько аккордов… Для бодрости! — Мюнхгаузен сделал знак музыкантам. Музыканты дружно заиграли проникновенную мелодию. Мюнхгаузен совершил бросок, последовал молниеносный обмен ударами, и противники замерли в напряженных позах. — Нет, господа, не то, — обернулся Мюнхгаузен к музыкантам. — Здесь пианиссимо… Вы согласны? — спросил он офицера. — В каком смысле? — опять не понял тот. — Это место играется тоньше и задушевнее. Подержите, пожалуйста. — Он протянул шпагу офицеру. — Я сейчас покажу. — Передав оружие офицеру, он принял скрипку у музыканта и заиграл. — Мое любимое место! — Он кивнул головой посетителям трактира, и хор поддержал слова второго куплета. Чистая, щемящая душу мелодия понеслась из открытых окон трактира. Второй вооруженный отряд гвардейцев обнаружил у трактира плотную толпу слушателей. Мюнхгаузен был в ударе. Многие плакали. Играл мастер. На центральной площади у ратуши герцог Георг в военном мундире сидел на белом коне в окружении советников. — Сколько можно ждать? — нервничал герцог, поглядывая на часы. — Неужели так трудно арестовать одного-единственного человека?! — Ваше величество, — попросту объяснил один из военных советников, — с ним ведь все не так просто. С ним всегда морока. Небось опять задурил всем головы… — Он что же, по-вашему, начал им что-то рассказывать? — Наверное, — кивнул главный военный советник, — что-нибудь насчет охоты… — На кого? — заинтересовались другие советники. — На мамонта, кажется… Он стрелял ему в лоб, а у того выросло на голове вишневое дерево. — У кого выросло? — спросил младший офицер. — У медведя. — А стрелял в мамонта? — Вы только не путайте! — В споре приняли участие почти все присутствующие. — Он выстрелил в медведя косточкой от черешни. Это всем известно. — Нет, нет… Стрелял он, во-первых, не черешней, а смородиной. — Правильно, когда тот пролетал над его домом. — Медведь? — Ну не мамонт же… Их там была целая стая. — Прекратить! — закричал герцог. — Через двадцать минут начнется война с Англией! — Англия тоже, ваше величество, хороша, — заметил кто-то из ближайшего окружения. — Привыкли все — Англия, Англия… В дальнем конце площади появился Мюнхгаузен. — Почему он с оркестром? Где моя гвардия? — заинтересовался герцог. — Ваше величество, — начал неуверенно главнокомандующий, — ситуация сложная… Сначала намечались торжества… Потом аресты… Потом решили совместить… — А где гвардия? — Очевидно, обходит с тыла… — Кого?!! — Всех, — подумав, завершил отчет, главнокомандующий. Мюнхгаузен приблизился к герцогу. Тотчас подтянулись любопытные граждане. — Добрый день, господа! Я от души приветствую вас, ваше величество! Здравствуй, Якобина! Господин бургомистр, мое почтение! Герцог, не удержавшись от любопытства, слез с лошади и подошел к Мюнхгаузену. Наступила пауза. Мюнхгаузен улыбнулся: — Вы позвали меня помолчать? — Видите ли, дорогой мой, мне тут сообщили довольно странное известие… — как-то несмело начал герцог. — И вот господин бургомистр это подтвердит… — Действительно, — согласился бургомистр. — Даже не знаю, как и сказать… — замялся герцог. — Ну… будто бы вы… объявили войну… Англии. — Пока еще нет, — быстро ответил Мюнхгаузен и достал часы. — Война начнется в четыре часа, если Англия не выполнит условий ультиматума. — Ультиматума? — вздрогнул герцог. — Да. Я потребовал от британского короля и парламента прекратить бессмысленную войну с североамериканскими колонистами и признать их независимость. Срок ультиматума истекает сегодня в шестнадцать ноль-ноль. Если мои условия не будут приняты, я начну войну. — Интересно, как это будет выглядеть? — удивился бургомистр. — Вы станете палить по ним отсюда из ружья или пойдете врукопашную? — Методы ведения кампании — военная тайна! — учтиво заметил Мюнхгаузен. — Я не могу ее разглашать, тем более в присутствии штатских. — Так! — строго произнес герцог. — Господин барон, я думаю, нет смысла продолжать этот бессмысленный разговор. Послав ультиматум королю, вы тем самым перешли все границы! — И неожиданно заорал: — Война — это не покер! Ее нельзя объявлять, когда вздумается! Сдайте шпагу, господин барон! — Ваше величество, — спокойно сказал Мюнхгаузен, — не идите против своей совести. Я ведь знаю, вы — благородный человек и в душе тоже против Англии! — Да, против! — крикнул герцог. — Да, они мне не нравятся! Ну и что? Я сижу и помалкиваю! Одним словом, вы арестованы, барон! Сдайте шпагу!! В следующее мгновение Феофил обнажил свою шпагу и бросился вперед: — Господин барон, я вызываю вас на дуэль! — Уберите мальчика! — попросил герцог. Феофила мгновенно и небрежно оттащили под руки двое офицеров. — Я жду, — сказал герцог. Мюнхгаузен взялся за шпагу и медленно стал вытягивать ее из ножен, внимательно глядя на герцога. Послышался топот бегущего человека. Расталкивая всех, тяжело дыша, появился Томас: — Господин барон, вы просили вечернюю газету! Вот! Экстренное сообщение. Англия признала независимость Америки. Удивленная свита спешилась и, оживленно переговариваясь, столпилась над раскрытой газетой. Мюнхгаузен взглянул на часы: — Без четверти четыре! Успели!.. Их счастье!.. — шпага послушно легла в ножны. — Честь имею! — Улыбнувшись, Мюнхгаузен повернулся и пошел прочь под звуки знакомой и любимой им мелодии. Маленький оркестр вдохновенно играл посередине большой площади. — Немыслимо! — прошептал Рамкопф, глядя на безмолвно застывшего герцога. — Он его отпустил! — простонала баронесса. — Что он мог сделать? — вздохнул бургомистр. — Это не герцог, это тряпка, — прошептала баронесса. Бургомистр поднял брови: — Сударыня, ну что вы от него хотите? Англия сдалась По противоположной стороне площади на высокой скорости с оглушительным топотом промчался кавалерийский отряд и завернул в переулок. Раздались выстрелы. — Почему еще продолжается война? — упавшим голосом спросил герцог. — Они что у вас, газет не читают?! Музыканты заиграли торжественный свадебный марш. Открылась дверь спальной комнаты, и вошла Марта в белом подвенечном платье. Медленно и величественно. К ее ногам полетели красные гвоздики. — Браво! — произнес Мюнхгаузен откуда-то сверху, разбрасывая цветы. — Тебе очень идет подвенечный наряд. — Он идет каждой женщине, — ответила Марта. — Тебе особенно! — Я мечтала о нем целый год, — сказала Марта. — Жаль, его надевают всего раз в жизни. — Ты будешь ходить в нем каждый день! — сказал барон. — И мы будем каждый день венчаться! Хорошая идея? — Отличная! — сказала Марта. — Но сначала надо развестись. Ты не забыл, дорогой, что через полчаса начнется бракоразводный процесс? — Он начался давно, — улыбнулся барон. — С тех пор, как я увидел тебя!.. Ах, любимая, какой подарок я тебе приготовил! Он неожиданно замер. Жестом прервал музыкантов и попятился назад, в свой кабинет. Резко обернулся и оглядел длинные столбцы цифр и замысловатых геометрических построений. — Да, — прошептал Мюнхгаузен. — Сегодня или никогда! Он услышал голос Марты: — Карл, я хочу знать, что ты придумал! — Тсс! — Мюнхгаузен поднял палец к губам. — Не торопись… Пусть это будет для тебя сюрпризом. Она подошла сзади и обняла его. Тихо возникла тема их шутливого танца. — Карл, это не повредит нам? Может, обойдемся без сюрприза? В такой день… — Именно в такой день!.. Посмотри на их лица, — Мюнхгаузен указал на ряд портретов. Из золоченых рамок на Мюнхгаузена и Марту смотрели ученые мужи и блестящие мыслители древности. — По-моему, они улыбаются нам, — прошептал Мюнхгаузен. — От тебя я держу свое открытие в тайне, но им я уже рассказал… Некоторые лица, изображенные на портретах этой домашней галереи, слегка посветлели… Галерея живых современников Мюнхгаузена, восседающих в первых рядах зала для судебных заседаний, выглядела гораздо торжественнее и монументальнее. Судья говорил с пафосом: — Господа, процесс, на котором мы присутствуем, можно смело назвать необычным, ибо в каждом городе Германии люди женятся, но не в каждом им разрешают развестись. Именно поэтому первое слово благодарности мы приносим его величеству герцогу, чья всемилостивейшая подпись позволила нам стать свидетелями этого праздника свободы и демократии! Он ударил молоточком в медный гонг, раздались аплодисменты. К зданию ганноверского суда подкатила карета, из которой проворно выбрался Мюнхгаузен, завершая на ходу длительный диалог с Мартой. — Нет, нет, на ходу этого все равно не объяснишь… — поспешно говорил Мюнхгаузен. — Если я тебе скажу, что в году триста шестьдесят пять дней, ты не станешь спорить, верно? — Пойми, дорогой, если это касается нас.

The script ran 0.01 seconds.