Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Кир Булычёв - Старый год [1998]
Известность произведения: Средняя
Метки: sf, Роман, Фантастика

Аннотация. Сюжет основан на допущении существования рядом с нашим иного мира, где время остановилось, и потому там не существует смерти. Юные герои, Егор и Люся, попадают туда тем же сказочным образом, как и прочие его обитатели, - не пожелав перейти в новый год вместе со всеми остальными обитателями нашей Земли. Они переживают невероятные приключения в империи Киевского вокзала и чудом вырываются обратно, воспользовавшись секретным проходом между мирами. К расследованию жизни того мира подключается Институт экспертизы и главные герой первого романа "Вид на битву с высоты" Гарик Гагарин. Он много узнает о мире мертвого времени и благополучно возвращается в лабораторию. Зато Егор и Люся, попавшие в тот мир вторично, вынуждены в нем остаться.

Аннотация. «Старый год» – второй роман из цикла «Театр теней». Его сюжет основан на допущении существования рядом с нашим иного мира, где время остановилось, и потому там не существует смерти. Юные герои, Егор и Люся, попадают туда тем же сказочным образом, как ипрочие его обитатели, – не пожелав перейти в новый год вместе со всеми остальными обитателями нашей Земли. Они переживают невероятные приключения в империи Киевского вокзала и чудом вырываются обратно, воспользовавшись секретным проходом между мирами. К расследованию жизни того мира подключается Институт экспертизы и главные герой первого романа «Вид на битву с высоты» Гарик Гагарин. Он много узнает о мире мертвого времени и благополучно возвращается в лабораторию. Зато Егор и Люся, попавшие втот мир вторично, вынуждены в нем остаться.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

– Мне нужно знать – только честно, – что вы делали в театре, с кем были там на связи и как все это происходило. Остальные ваши дела меня не интересуют. – Так это и есть мои дела! – Вот и рассказывайте. – Мы с Пронькиным учились, – начал Аркадий обыкновенным голосом, – в одном классе. Потом наши пути разошлись. Я потянулся в науку, а он крутился возле искусства. Мне наука ничего не дала, кроме переживаний, а он ездил на «Чероки». – Думаю, что это малкинский джип. Пронькин его использовал как служебную машину. – Нет, вы скажите, раньше это было возможно? Я за коммунистов голосовал. Потому что устал от этих нуворишей с их джипами. – Замечательно, – похвалил я философа, – отлично гармонирует с вашим солипсизмом. – Запомнили? – Заучил. И продолжайте, пожалуйста. Мне некогда. – А мне спешить некуда, – в рифму сказал арестант. – Ну ладно, продолжаю, продолжаю. Как-то я встретил Пронькина, разговорились, то да се, он узнал, что меня из университета выперли. И сказал, что есть работа, специально для интеллигентного человека. Так я попал в театр. Ничего плохого я не имел в виду. И сейчас не имею. Курить можно? Я оглянулся. Нигде не было пепельницы. – Потерпите, – сказал я. – Немного осталось. Философ вздохнул, но ссориться со мной не стал. Ему было страшновато. – Расскажите, в чем заключалась ваша работа. Главное было не забывать, что я должен держать милицейский, допросный тон. Не переходить на беседу. – Я сторожем работал, – невинно сообщил мне философ. – Ночным сторожем. Вы об этом знаете. – Прекратите кривляться, – приказал я. – Если бы вы были простым ночным сторожем, то здесь бы не оказались. – А я, честное слово, не знаю... – И наверное, Пронькин по дружбе познакомил вас с Барби. – Я не знаю... – И в чем же заключались ваши обязанности? Я чуть было не сказал: «А то сейчас полковника Мишу позову!» Хотя звать полковника нельзя. То, что мне сообщит сейчас Аркаша, не предназначается для полковничьих ушей. Философ вздохнул. – Хорошо. Я ухожу, а вас отправят в камеру. – Я же ни в чем... – Послушайте, философ, – сказал я, впуская в голос дозу презрения. – В нашей стране даже поговорка есть, маленькие дети ее впитывают с молоком матери: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Это имеются в виду невинные. А вы – виноватый. Вас поймали в притоне, вы общались с бандитом, вы скрывались от правосудия... Или вы все рассказываете, или я ухожу. И больше с вами нормально никто разговаривать не станет. – Ну ладно, ладно, только это вас разочарует. Оказывается, Пронькин дал Аркадию прибор, специальный прибор. Тут я не выдержал и потребовал выдать прибор. Аркаша объяснил, что он как раз и приезжал в тот ночной клуб на встречу с Барби, чтобы вернуть прибор. – И отдал? – Нет, не успел. Тут стрельба началась и ваши прибежали. Я думаю, что прибор – самый обыкновенный барометр. Или он замаскирован под барометр. Этот поганец издевался надо мной. – Нет, я не шучу! – сказал он. – Где он сейчас? – Так у меня его отобрали. Ваши же обыскивали и отобрали. Я перевел дух. – А почему вы считаете, что это барометр? – Стрелка колеблется в зависимости от погоды. – И что это означает? – А вы не знаете? Хитрый глаз философа сверкнул из-за волос. – Если так допрашиваете, значит, не знаете. – Допустим, что не знаю. И тут он меня переиграл. Черт знает, каким образом он почувствовал, что я от него завишу. Может быть, в моем голосе прозвучала просьба. Но он решил поиграть со мной. А я не сразу почувствовал, что происходит, и поверил хитрецу. – По трезвом размышлении, – сообщил он, – я решил остаться в тюрьме. Здесь прилично кормят, в камере душно, но тепло, дают книжки и даже можно позвать врача. Слышали об этом? – Что это вас потянуло на такую лирику? – Да потому, что я не знаю, какие силы стоят за мальчиком Барби и всей этой компанией! Но силы немалые. По крайней мере, вы будете им уступать. Поэтому я предпочитаю молчать. Можете меня бить и издеваться надо мной, как принято. – Зачем вы кривляетесь? – И не думал. Я хочу остаться живым и состоятельным. – Сколько? – сразу догадался я. – Нет, дело не в деньгах. Дело в безопасности. – Так что вам нужно, в конце концов? – Быть подальше от них, жить в довольстве и иметь возможность заниматься философией. – Все это противоречит вашему солипсизму, – возмутился я. – Мы же вам только кажемся. И ваши страхи – воображаемые. – Всему есть предел, – вежливо возразил философ. – Так что пока я делаю вид, что существую среди вас, мне приходится с вами сотрудничать. – Конкретно! – Квартира в Питере, место в университете и стипендия. – Вы с ума сошли! – Отправьте меня в тюрьму. И тут началась отчаянная торговля. Я старался запугать философа, принимал образы Торквемады и товарища Берии, Аркадий робел, бледнел, но отступал медленно, задерживаясь на всех доступных рубежах обороны. Мне же пришлось покинуть кабинет, чтобы поговорить с дядей Мишей, он созвонился с министром (безуспешно), потом позвонить Калерии, той пришлось бегать к директору, директор еще кому-то звонил, и в результате мы добыли однокомнатную квартиру в Питере, а все остальное философ согласился заработать сам. Пластическую операцию делать также не придется, потому что Аркадий согласился постричься, что эффективнее любой пластической операции. На обратном пути я принес Аркадию пепельницу, чем улучшил наши отношения. Итак, оказалось, что Пронькин выдал Аркадию маленький прибор, в принципе – очень чувствительный барометр. В определенные ночи, после звонка Пронькина, Аркадий должен был внимательно следить за показаниями прибора, и, если давление резко за несколько секунд падало, он тут же звонил Пронькину, а сам шел по театру, в основном за кулисами, и следил за показаниями прибора, пока не находил точку, в которой давление достигало нижней отметки. – Сколько времени проходило между звонком Пронькина и падением давления? – Обычно часа два. – И это происходило ночью? – Может, и днем – спросите дневного сторожа. Я понимал, что вряд ли они устраивали переходы днем, когда в театре много народу. К тому времени приезжал Пронькин. Иногда он один, иногда вместе с Барби или самим Веней Малкиным. И потом происходило явление. Философу велели убираться в его сторожку, и Барби сам следил, чтобы тот не подсматривал. Но философы – люди любознательные, и чем таинственнее вели себя посетители, тем более росло страстное желание Аркадия увидеть, что за контрабанду они там грузят. Однажды он своего дождался: Барби не приехал, а Веня с Пронькиным забыли о стороже, и тот, спрятавшись за декорациями, все увидел. Сначала в одном месте на заднике появилось сияние – словно сзади него зажгли яркую лампу дневного света. Был неприятный шум. Аркадий даже испугался, что снаружи могут заметить и услышать, но ничего не произошло. Через несколько минут в центре подсвеченного круга образовалось черное пятно – будто бездонный провал. В нем появился человек. Пронькин и Веня сразу кинулись к нему. Конечно, этот человек мог таиться за занавесом, но у Аркадия была уверенность в том, что человек появился из другого мира. И это Аркадия очень испугало. – Что вы имеете в виду под другим миром? – Если бы я был человеком религиозным, я бы сказал, что из преисподней. Но, будучи философом, я предполагаю существование параллельного мира. – Это был единственный раз, когда вы видели человека? – Нет, не единственный! Я же исследователь! Если мне удалось наблюдать феномен однажды, то я уж сделаю так, чтобы продолжить наблюдения. И вообще не перебивайте меня. ...Человек был пожилым или старым, хотя формальных признаков старости Аркадий не заметил. Он был очень худ и высок. Он не отходил от черного пятна, оставался в нем, как в рамке. Он был ярко освещен со всех сторон сиянием, которое окружало черный провал. Человек говорил с Веней несколько минут. Он передал Вене записку. Аркадий точно видел, что это был лист бумаги. Затем коробочку – небольшую деревянную шкатулку. Веня раскрыл ее, и внутри что-то сверкнуло. Веня спрятал коробочку в карман плаща, а Пронькин тем временем передал человеку довольно большую картонную коробку. Они перекинулись еще несколькими словами, и затем высокий человек отступил в глубь черного пятна и вскоре исчез. Осталось только сияние. Затем пропало и оно. Веня с Пронькиным быстро ушли. По дороге Пронькин заглянул в комнату сторожа, но Аркаша туда успел вернуться. Пронькин ничего не заподозрил. После этого в течение полугода Аркадий порой пробирался к сиянию... – А это было одно и то же место? – Зачем же я им тогда, если одно и то же! Место менялось. И только я догадался, как оно меняется. – Почему только вы? – А я помечал на плане театра точку. Я ведь ученый, а не лабух, как они все. У меня есть план. – Где он? – Со мной, все со мной. Его даже при шмоне не взяли. Аркадий, уже замиренный, извлек из верхнего кармана куртки листок бумаги. На приблизительно нарисованном плане театра было нанесено множество крестиков. Возле каждого крестика стояла дата. Крестики легли в кривую, которая начиналась за кулисами и шла к западной стене театра. – Они догадаться, конечно, не могли, – сказал Аркадий. – Они же приезжали, шли по лестницам, по коридорам, им и в голову не приходило, что неделю назад они были по ту сторону перегородки или декорации. – Как часто были эти... сеансы? – Примерно раз в неделю. – И всегда Пронькин заранее знал, что вот-вот начнется падение давления? – Да, всегда знал. – Как вы это объясняете? – А чего объяснять? – Аркаша пустил мне в лицо струю дыма. Он обжился в кабинете, расхрабрился и понял, что из всей истории он выпутался вполне благополучно. – Чего объяснять, ведь у Пронькина была табличка, он мне ее даже показывал. Когда очередной сеанс. Он ее оттуда получил... – Где она? Аркадий посмотрел на меня, как на тупого ученика. – Вы и ищите, – усмехнулся он. Аркадию страстно хотелось подслушать, о чем они там говорят. И он старался подобраться поближе. К сожалению, память у философа была неточная, но в один из последних сеансов ему удалось понять, что Веня договаривался о том, чтобы уйти «туда». Как ему обещано. Длинный мужик возражал, говорил, что переход рискован, что все еще обойдется... Но Веня был настойчив. И тогда длинный сказал, что первой пойдет принцесса. – Он так и сказал – принцесса? – Я ее видел. На следующий сеанс они ее притащили. И вот тут я испугался. Я понял, что дело пахнет уголовщиной. – А раньше вам казалось, что проходит эксперимент? – Раньше я не думал. Мне было интересно, но ничего плохого я не думал. А когда они притащили телку, я испугался. Она была чем-то напичкана. Они ее почти тащили. Барби и Пронькин. Вот тут Аркадий, увлеченный зрелищем, и попался. Барби, который услышал шум, накинулся на него, как волк на барашка. Его стали допрашивать, что он видел. Аркадий отпирался, его не били, но объяснили, что дело, которым занимается Веня с друзьями, такое крутое, что если Аркадий проговорится, то его убьют. Аркадий понял, что им сейчас невозможно найти другого ночного сторожа для театра и без него им не обойтись. Поэтому пока они его не тронут. Они грозились, а потом Пронькин дал Аркадию две сотни баксов. А Веня, бледный и худой, который раньше Аркадия вообще не замечал, сказал, что те люди, с которыми они на связи, найдут его и уничтожат, если что-то случится с Веней. И Аркадий им поверил. И никакая милиция его не переубедит. Он не видел, как ушли туда спящая принцесса и Веня. Пронькин обещал отпустить его, как только подыщут надежного сторожа. А потом события начали разворачиваться совсем уж странно. Аркадий позвонил по явочному телефону Пронькину, чтобы напомнить о зарплате. Ведь тот обещал деньги отдать на следующий день после ухода Вени! И не отдал. Аркадий позвонил – и никто не ответил. А на следующий день в «Московском комсомольце» было сообщение о смерти Пронькина. Там было сказано – директор группы Малкина. И назван адрес трагедии – во дворе дома, где проживает Веня. Самого Вени дома нет – он уехал – поиски продолжаются... Аркадий смертельно испугался, и еще более его перепугало появление Тамары, которая с самого начала решила взять Аркадия в доверенные лица. Она рассказала ему о том, что в театре должен быть переход в иной мир и у нее есть задание большой научной важности этот переход найти. Можете представить себе состояние Аркадия, которому рассказывает это явно бессмысленная длинноногая блондинка. К счастью, ему удалось уговорить блондинку остаться на ночь, чтобы вместе заниматься научными наблюдениями. И постепенно их отношения становились все более теплыми. И тут появились мы с Мишей. Чудом все обошлось. Но Аркадий понял: единственный выход – бежать! На следующий день он положил на стол администратору заявление и слинял из театра. Даже карточку учетную у кадровички увел. Казалось бы – ложись на дно! Но его сгубила жадность. Он решил все-таки получить задержанную зарплату. Еще от Пронькина он знал, где обычно гуляет Барби. И отправился. К тому же, как лояльный сторож, он хотел рассказать странную историю о появлении Тамары. Хотел быть честным! Барби он отыскал, даже поговорил с ним, и Барби очень взволновался и велел ему подождать... Вот Аркадий и ждет. Здесь. В милиции. И не знает, кто его скорее убьет – люди Барби, пришельцы с того света или милиция. – Узнали бы вы того высокого худого человека, который появлялся в театре? – Почему же не узнать? Только, честно говоря, я не хочу его узнавать. И вам не советую. Не исключено, что у подъезда будет проезжать трамвай. Голос философа дрогнул. А я не понял. И спросил: – Зачем ему проезжать? – Чтобы отрезать тебе голову! Потому что они все знают. И знают, что я здесь сижу и вы меня морально пытаете. Но я вам ничего не сказал. С помощью полковника Миши мы получили в тот же вечер небольшой прибор, издали и даже вблизи похожий на часы. Он надевался на руку. А работал он как барометр. Достаточно принести нормальный барометр и сравнить. Очень похоже. А кроме того, папочку из квартиры покойного Пронькина. Мы там побывать не догадались, а милиционеры во время обыска сочли папку не имеющей отношения к разбойным делам Пронькина. В папке было несколько листков. Один другого ценнее. Я не буду тратить время, цитируя их, – вы всегда можете запросить архив Института экспертизы и вам любезно покажут документы из дела Тихоновой. Это не шифр – дело названо по фамилии Люськи, первой жертвы того мира. Лучше я изложу сюжеты документов. Веня Малкин, пока неизвестным нам способом наладив контакт с тем миром, вошел с ним в деловые отношения. Оттуда он получал драгоценности, золото, всякую ценную здесь мелочь, которую время забыло в пустых ювелирных магазинах или музейных запасниках. Людям же, которые вступали в контакт с Малкиным, нужны были куда менее живучие продукты: фрукты, сладости – все то, что в том мире отсутствовало. Пронькин вел бухгалтерию Малкина и всей этой группы. И он и Барби что-то получали, но куда меньше самого Вени. Там были письма без адреса, без обращения, написанные или напечатанные на машинке так, что посторонний никогда бы не догадался, что эти бумажки подтверждают существование того мира и даже возможности связаться с ним. Из других писем мы получили подтверждения того, что Малкин, тяжело заболев, пришел к мысли, что спасется в безвременье и дождется там, когда врачи изобретут лекарство от СПИДа и можно будет вернуться к своей карьере и славе. В ответ на его просьбу об «убежище» оттуда сообщили, что сначала он должен отправить к ним Люську, которую он «курировал» особенно активно в последнее время. Но главное для нас заключалось в таблицах, на удивление старых ветхих листах бумаги, на которых были указаны приблизительные даты «открытия ворот». По стечению обстоятельств на том месте, где раньше был пустырь, построили Детский музыкальный театр, и связь с нашим миром сразу осложнилась. Точки, рассчитанные кем-то задолго до Пронькина, совпадали с точками, нанесенными на схему любознательным Аркадием. Из них следовало, что пункт перехода, черное пятно, или «окно в тот мир», передвигалось по кругу. Диаметр круга, две трети окружности которого приходилось на обширные помещения театра, достигал примерно трехсот метров. Открывался переход неожиданно. На той стороне существовал медиум, который мог почувствовать время и точку перехода. Здесь же можно было угадать, когда это случится, если пользоваться «барометром». Мы не смогли узнать, когда началась эта связь. Мы проанализировали бумагу, на которой были нарисованы таблицы, найденные у Пронькина. Бумаге было больше пятидесяти лет. Но можно быть уверенными в том, что контролировали переход люди оттуда. Аркадий уверял, что в темном пятне всегда появлялся человек оттуда, он брал подношения, как капитан Кук при встрече с туземцами, он выдавал туземцам бусы и железные ножи, но туземцев к себе не пускал – исключение составил лишь Веня. И можно предположить, что подобные случаи происходили и раньше. – Вот, пожалуй, и все, – сказала Калерия, заканчивая наше долгое заседание. Проходило оно не в лаборатории, а в зале ученого совета. И хоть считалось служебным, то есть секретным до посинения, на него сбежалось человек двадцать. И все имели право, допуски и корыстный интерес. Так что можно было быть уверенными, что скоро о нашем открытии напишет «Московский комсомолец», обвинив нас в том, что мы скрываем от народа нечто важное. Видно, директор подумал о том же и весьма энергично выдворил всех, кроме семи, которым положено было знать обо всем. – А теперь, – сказал директор, – анализом возможностей проникнуть в тот мир займется компьютерная группа. А вы, Калерия Петровна, решайте, кто туда пойдет на контакт. Может быть, вы попросите помощи? Дело по сути своей и уголовное... – Я надеюсь, что справлюсь сама, – мягко возразила Калерия, – раз уж моя лаборатория начала эту тему. С собой я возьму Гагарина. Надеюсь, у уважаемой комиссии нет возражений? У комиссии возражений не нашлось. А если нашлось бы, то члены ее были достаточно воспитанными людьми, чтобы не высказывать их вслух. Высказывать их они будут наедине с директором. На второе в тот день совещание, с полковником Мишей, Калерия пригласила только меня. Ничего, что я чином не вышел, но у полковника были основания полагать, что феномен той Земли уже встречался в нашей практике. Год назад, когда я был еще новичком в институте, полковник приезжал с просьбой о помощи. Надо было выяснить, куда деваются одинокие ветераны последних войн, которые стали группами исчезать из некоторых русских городков. В помощь полковнику отправили меня, и я не только пожил в Меховске под видом ветерана из Абхазии, но и «пропал» вместе с очередной партией ветеранов. «Пропал» и оказался на поле боя в неизвестном мире. Может, параллельном, может быть, потерянном во времени, но так и не понятом, ибо связь с ним была оборвана, люди не вернулись, и тайна осталась тайной. Слава богу, что мне удалось возвратиться. Дядя Миша просидел с нами часа полтора в маленькой комнате кадровика, обсуждая все, что было известно о Егоре и его путешествии. Он уже изучил все пленки, он уже поверил Егору, и у него родилась идея – не об одном ли и том же мире идет речь? Но как ни хотелось дяде Мише отправить к императору Киевского вокзала взвод спецназовцев, он понимал, что контакты с Кюхлей и другими посредниками должны быть сохранены любой ценой. – Главное, – говорил он устало, как и положено следователю, который не спал четверо суток (а какой настоящий следователь спит чаще?), – главное, сберечь контакт, завоевать доверие. Никакого режима, Лера! Хочешь, я пойду вместо тебя? – Нет, – сказала Калерия. – Это наша работа. Наша с Гариком. – Вообще-то говоря, речь идет о безопасности государства... – Ах, оставь, Миша, – сказала Калерия. – Мы каждый день сталкиваемся с проблемами, которые могут погубить наше государство и всю Землю. Но пока справляемся. Компьютер высчитал точку и время следующего сеанса куда точнее, чем Аркаша со своим графиком, и даже лучше, чем это было сделано в «списке Пронькина». Получилось, что переход откроется в пятницу, в три двадцать шесть ночи, на лестничной площадке, что находится справа от стены, если смотреть из зала. День перед тем был нервным, хотя все делали вид, что ничего не случилось. Во-первых, с утра дважды звонил Егор, который почуял что-то неладное и требовал, чтобы его посвятили в суть дела. Он интуитивно почувствовал, что мы надеемся встретиться с людьми оттуда, и просил: – Без меня вы просто не имеете морального права идти. Без меня вы бы ничего не знали. Я должен найти и спасти Люську! Я там все знаю, я вам пригожусь, и меня там многие знают. Калерия успокаивала его и лгала «во спасение». Она даже не стала говорить ему, что институт решил никого не посылать этой ночью в тот мир. Мы хотели лишь увидеть посланца и дать ему понять, что произошла смена караула: вместо ушедших в отставку Пронькина и Барби придется иметь дело с нами. Как он воспримет эту информацию? Тамара, которая была смертельно обижена на то, что ее в театр не берут, собрала нам «передачу» для императора. Мы старались набрать такой же набор, как тот, что передавал туда Пронькин. Пришлось даже вызвать из Питера Аркадия. Калерии пришло в голову, что люди оттуда могут знать о существовании Аркаши. Он станет как бы символом передачи дел. Аркаша страшно трусил и вел себя так, словно «барометр» обжигает ему руки. Правда, Тамара не оставляла его ни на минуту. В ее лице он нашел верного друга. – Тамарочка, – сказал я голосом ангела, – не забудь, что в момент икс и духа твоего здесь быть не должно. – А как же Аркаша? – спросила она. – Как он без меня? Здесь же может быть опасно. – Здесь уже опасно, – ответил философ. – Я буду ждать тебя в твоей комнате? – спросила Тамара. – Спасибо, – ответил Аркаша, но я разочаровал его, напомнив: – К сожалению, Тамарочка – лишь плод твоего воображения. Ты, со своей стороны, тоже ей только кажешься. – Разве? – спросил Аркадий, который на практике был непоследовательным солипсистом. Он шлепнул Тамарочку ниже поясницы, и она предупредила: – Не время, Аркадий! На лестнице и за декорациями были установлены камеры. Гонец не должен был их почуять. Они же держали под прицелом почти весь театр. Егор утверждал, что у тех людей органы чувств работают хуже, чем у нас. Но мы не хотели рисковать. Мы с Калерией проверяли камеры, телефонные трубки попискивали в карманах. – Надо будет всю сотовую связь убрать, – сказал я. – А то зазвонит у тебя в сумке в самый неподходящий момент. Мы занялись этим и прохлопали момент, когда Егор прошел сквозь три цепи наружного наблюдения и оказался где-то неподалеку от Аркаши. Причем он был настолько хитер, что не отходил от ближайшей к точке контакта камеры, так что выпадал из ее поля зрения. Катрин и Саня Добряк были, как оказалось, отделены от него лишь брезентовой кулисой, но не заподозрили его присутствия. Надвигалось время контакта. Мы еще раз обсудили свою линию поведения. При виде гонца мы объясняем, что заменили Пронькина и Барби – такая уж сложилась обстановка. Или принимай нас, или прервем контакт. Затем передаем продовольственный заказ, чтобы подчеркнуть нашу лояльность. – А если с ним будет Веня? – спросил я. – Вени быть не должно, – сказала Калерия. – Я уверена, что на связи постоянный человек, очевидно Кюхельбекер. – Тот, кто выдает себя за покойного декабриста Кюхельбекера, – поправил ее я. – И что у них произошло за последние три недели, мы не знаем. Вы, Калерия, пытаетесь судить о них, учитывая фактор времени. А этого фактора там нет. Еще на ученом совете мы решили, что открывать карты людям того мира нельзя. Психологи хором кричали, что, узнав о том, что стали объектами научного исследования, они тут же прервут контакт. Отсюда и появился вариант «наследников Малкина». Группа встречающих состояла из меня, как человека на подхвате или человека с корзиной, и Калерии – своего рода авторитета уголовного мира, а Кюхельбекер будет менее насторожен с женщиной, чем с мужчиной своего возраста. Звякнуло в горошине, которая покоилась в моем ухе, – это означало, что «барометр» в руках Аркаши ожил. – Пошли, – сказала Калерия. Приказ относился ко всем и означал начало операции. Аркашка тщательно играл свою роль. Он спустился по лестнице, бормоча себе под нос: – Приближается момент! Давление растет. Посторонним покинуть зону! Тамара передвигалась за ним на цыпочках, изображая Серого Волка в детском спектакле. Именно так серые волки подкрадываются к красным шапочкам. Калерия зашипела на Тамару, и та смешалась, сбилась с шага и осталась за пределами операционного поля. Аркаша шагал, выставив перед собой «барометр», как лунатик свечку. И тут наступила тишина, которую я почувствовал нутром. Это было полное отсутствие звука – мертвое дыхание вечности. И человека в такой тишине охватывает даже не страх, a некий ступор, какой может прийти на помощь осужденному на казнь после того, как он положил голову на плаху. Кстати, как потом оказалось, вырубились все наши хитрые регистрирующие приборы, включая камеры, и ничто не могло зарегистрировать ни черного пятна, возникшего на старой брезентовой кулисе, ни глубины, открывшейся за ним. Я замер. Меня не было, я растворился в этом безмолвии. И до сих пор не понимаю, откуда в Калерии появились силы крепко взять меня за руку и держать, чтобы я не отступил и не кинулся бежать из театра. Время остановилось, я не мог бы сказать, сколько прошло минут или часов, прежде чем в черном провале появилась длинная, нескладная фигура в черном костюме и черном цилиндре. Я знал, что это Кюхельбекер, но воспринимал его как будто из-под воды, как будто мы с ним существовали в различных физических сферах. Калерия отпустила мою руку и сказала: – Добрый день. В допросах Аркаши мы тщательно пытались восстановить манеру поведения сторон. Чем обычнее пройдет встреча, тем больше шансов на успех. Меньше всего нам хотелось, чтобы, заподозрив неладное, люди оттуда перекрыли контакт. – Вы кто? – Голос Кюхельбекера был глух, будто звучал через стекло. – Мы вместо Пронькина, – сказала Калерия. – Пронькина и Барби. – А что с ними? – спросил Кюхельбекер. – Я не могу вам это объяснить сейчас. Скажите, Веня Малкин с вами? – Он себя неважно чувствует, – сказал Кюхельбекер, разглядывая меня, как любопытное животное в зоопарке. – А это кто? Калерия также взглянула на меня с некоторым любопытством и ответила: – Мой помощник. Гарик. Мое имя прозвучало как воровская кликуха. «Ну, я вам это припомню», – подумал я. А потом смирился, так как увидел себя со стороны – глупого вида крупный молодой человек, прижимающий к груди ящик с бананами. Ясно, зачем он понадобился такой элегантной даме, которую со всех сторон подстерегают опасности. – Что передать Малкину? – спросил Кюхельбекер. – Есть ли у вас письмо для него? – Мы хотели бы иметь дело с вами без посредников, – сказала Калерия. – Почему я должен вам доверять? – спросил Кюхельбекер. – Потому что я более серьезный партнер, чем Малкин. Он убежал, бросил дело на ненадежных людей. Он ничем не может быть вам полезен. – А если мы его отправим обратно? – Сколько у нас осталось времени? – вопросом на вопрос ответила Калерия. – Немного, – сказал Кюхельбекер. Я его уже различал лучше. Он как бы вошел в фокус. Немилосердный свет, озаряющий эту сцену и исходящий, как ни странно, из абсолютной темноты отверстия, в котором стоял Кюхельбекер, жестоко обращался с лицом и руками Кюхельбекера. Кожа была голубоватой, на щеках видны были темные сосуды, под глазами – коричневые мешки... Он был болен. По нашим меркам. И бессмертен – тоже по нашим меркам. Кюхельбекер пребывал в растерянности. Враги мы или просто новые партнеры? – Какие у вас будут пожелания к будущей встрече? – спросила Калерия. Она действовала по сценарию и замечательно держала себя в руках. – Простите, – сказал Кюхельбекер, – вы знаете о записке? Мы не знали ни о какой записке, но предполагали, что раз контакт короток, то люди из того мира должны передать какую-то записку Малкину, список нужных вещей. – Разумеется, – сказала Калерия. Кюхельбекер вынул свернутую в трубочку записку размером с сигарету. Кинул ее Калерии, но та не стала записку поднимать. – Какие пожелания на словах? – спросила она. Она заставляла Кюхельбекера признавать нас партнерами. – Мы там написали. Но повторю: попробуйте передать нам несколько пистолетов с патронами. – Это нелегко, – сказала Калерия. – Мы хорошо платим. Так вы сможете доказать нам, что работаете лучше, чем компания Малкина. – Если Малкин начнет настраивать вас против контактов с нами, – произнесла Калерия, – учтите, что его группы попросту не существует. Малкин – вчерашний день. – Постараюсь поверить вам. – В следующий раз мы хотели бы направить к вам на два-три дня своего человека, – сказала Калерия. – Всегда лучше договориться не спеша. – Зачем? – спросил Кюхельбекер. – Мы думаем, что пришла пора развивать наши отношения, переводить их на новый уровень. Ведь и вам потребовались пистолеты. – К сожалению, потребовались, – признался Кюхельбекер. – А как себя чувствует Люся Тихонова? – спросила Калерия. – А вам какое до нее дело? Впрочем, она себя чувствует отлично. Пожалуй, встреча прошла нормально. Он нас не испугался. Он не отказался общаться в будущем. Что касается доверия – оснований для этого не было, – никто и не ждал этого. Я протянул Кюхельбекеру ящик с припасами. И вовремя. Потому что черная дверь в тот миг начала затягиваться. Кюхельбекер, принимая ящик, сделал шаг назад. И тут же, чуть не сшибив его, к отверстию ринулся Егор. Он выскочил из-за моей спины, где стоял на изготовку. Все время нашего разговора, ожидая момента, как шпион, который, избавляясь от преследователей, кидается в вагон метро, когда двери уже закрываются. Я бы никогда не заподозрил его в таком безрассудстве! Он же знал, что шансов вернуться раньше чем через неделю у него немного, а шансов спасти Люську, которая пробыла там уже почти месяц, практически нет. Потом он скажет мне, что никогда не верил расчетам людей оттуда, хотя бы потому, что у них – искаженное чувство времени. Но, вернее, им владело чувство полного отрыва от реальности, если реальность не укладывается в сознание. – Стой! – крикнул кто-то. Любопытно, что крикнуть мог и я – не осознавая своего участия в этой сцене. Но вот дальнейшие мои действия определялись холодным расчетом. Как бы вы ни пытались истолковать их иначе. За следующую секунду я успел спрогнозировать дальнейшие события. Вернее всего, Егор кинется там спасать Люську, вытаскивать Люську к нам. И будет всем им враг. От Кюхельбекера и ветеранов до императора и Вени Малкина. Но печально не только это. Почти наверняка Егор сведет к нулю и нашу попытку наладить контакт с тем миром, увидеть, пощупать и понять его. Они просто закуклятся. Тем более что Пронькина и Барби нет, а Люська у них в руках. В результате Егор погибнет – я чувствовал, что он погибнет, – а мы окажемся обладателями фикции – теоретически недоступного феномена, существование которого мы никогда не сможем доказать. И никто не поможет ни Егору с Люськой, ни нашему дорогому институту. Кроме меня. Шансов у меня немного. Но это все же лучше, чем отсутствие таковых у Егора. И я прыгнул в темноту вслед за Егором. И исчез. То есть для всех окружающих исчез. Хотя удостовериться в том не мог. Больше меня не было. За кулисами было так же, только темнее. Я невольно кинул взгляд назад – там гасло, как догорающее зарево, большое розовое пятно. Все, что осталось от моего мира, от лаборатории, квартиры в хрущобе и даже любимой пивной у Тишинского рынка... Если верить Егору, в ближайшее время я ничего подобного не увижу. Любопытно – это все я успел передумать в тот момент или это поздние мысли, наложившиеся на картину закулисья? Конечно же – у них там «Зазеркалье», у нас – «закулисье». Егор чуть не сшиб их министра Кюхельбекера – длинного типа с глубокими глазницами. На нем был черный строгий костюм, черные волосы разобраны на прямой пробор и расчесаны плотно к черепу. Егор застыл, прижавшись к министру, а чуть дальше в полутьме стояла инвалидная коляска, а в коляске сидел молодой человек, бессильно свесивший голову набок. Коляску держала за спинку молодая женщина в какой-то робе, с невнятным бледным очкастым лицом. Картинка зафиксировалась в сознании как статическое явление, и тут же пришло все в движение. Я подхватил Егора, который от резкого столкновения с министром отлетел в сторону. Соня Рабинова откатила кресло с юношей, приговаривая: – Не волнуйся, Дениска, не расстраивайся. Тут все свои. На мой взгляд, ее пациент и не собирался расстраиваться. Из темноты вышел неприятного вида субъект в пожарном шлеме и длинном блестящем плаще. Велосипедист. Я как бы узнавал детали мира, о котором наслушался столько, что поверил в его существование. И правильно, оказывается, сделал, что поверил. Ну представьте себе, что вы начитались Дюма, скажем, «Трех мушкетеров», делаете шаг из своей спальни, оказываетесь на узкой грязной улице и слышите звон шпаг. Выглянули на площадь, а там мушкетеры дерутся с гвардейцами кардинала. А вам кто-то говорит: «Отойди с дороги, разве не видишь, что мы везем леди Винтер». – Спокойно, – сказал я, глядя, как велосипедист достает металлическую дубинку. – Спокойно. Все идет по плану. Принимайте гостей, господин Кюхельбекер. Мы намерены наладить с вами добрые отношения. – Пожалуй, вас никто об этом не просил, – разумно ответил министр. – Мы гостей не ждали. Он отодвинул Егора, но держал его за плечо вытянутой рукой и приглядывался, будто старался узнать обретенного после многих лет разлуки племянника. – Вот именно, – пояснил я. – Это и есть Егор. Вы с ним знакомы. Шесть лет назад он у вас побывал. И остался недоволен. – Тебя трудно узнать, – сказал Кюхельбекер. – Я же оказался у вас только потому, что хотел остановить молодого человека, но не успел. Я рад возвратиться домой немедленно, – продолжил я жизнерадостно. – Но боюсь, что это практически невозможно. Кюхельбекер сделал понятный мне жест – остановил велосипедиста, который изготовился привести свое оружие в действие. Этот жест меня обнадежил. – Вы правы, – сказал Кюхельбекер, не улыбнувшись мне в ответ. – И что же вы предлагаете? – Я хотел бы узнать, когда обратный поезд. – Не понял, – сказал Кюхельбекер. Егор вдруг рванулся от Кюхельбекера, тот от неожиданности отпустил его, но я перехватил Егора раньше, чем его успел пришибить велосипедист. – С вашего разрешения я обращусь к этой молодой даме, – сказал я, – чтобы узнать, когда мы могли бы вернуться обратно. – Вы в самом деле не хотели сюда проникать? – спросил Кюхельбекер. – Не хотели. – А он? – Кюхельбекер уткнул упрекающий перст в Егора. – А я хотел, – сказал Егор. – Хотел взять Люсю и немедленно от вас уйти. Навсегда. Чтобы не видеть вас, не знать о вас, не помнить о вас! – Боюсь, что вы опоздали, молодой человек, – сказал Кюхельбекер, – поговорите с Соней. Соня обратила ко мне спокойное широкое пухлогубое лицо, обрамленное черными вьющимися волосами. – Скажите, – спросил я. – Скоро ли вновь откроется эта дверь? – Щель? – Дверь, щель, окно – разве это важно? – Я не знаю. Но мы сюда скоро придем. Правда? – Она обернулась к министру. Любопытно, подумал я, ей, очевидно, свойственно чувство времени, хотя Егор уверял, что они здесь времени не чувствуют. Соня словно прочла мои мысли, продолжала: – У господина министра есть песочные часы. Очень большие. И специальные люди-насечки. – Они делают насечки на палках, – сказал Кюхельбекер, – чтобы я мог считать время. Я, и никто другой. Они переворачивают часы и делают насечки. – Это, – сказал я, – как бы плановое открытие щели, правильно? Для встречи с Малкиным и другими людьми, для обмена. – Правильно, – за Соню ответил министр. – А открывается ли эта щель чаще? Соня кивнула. – И как я об этом узнаю? – Как он узнает об этом? – Я понял, что министр тоже хочет, чтобы я убрался восвояси. Его не интересует содержание последних газет, выступление доброго министра обороны или новости из Дагестана. – Он почувствует, – сказала Соня. – Только мы должны быть здесь поблизости. – Вы можете это сделать? – настаивал я. – Сейчас Денис должен отдохнуть, – твердо сказала Соня – Я отвезу его к себе. – Куда? – Мы живем в библиотеке университета. Сказав так, Соня спокойно повернула коляску и повезла Дениса к выходу. И все покорно пошли за ней. Не обладая ни силой, ни должностью, она была настолько уверена в себе, что эта уверенность передавалась и остальным. Впрочем, существование окна было важно для всех. Кроме ветеранов. Но, насколько я знал, ветераны также почему-то не трогали Соню. Я пошел рядом с ней. – Когда вы будете знать? – спросил я. – Мне трудно ответить. Завтра. Вы знаете, что такое завтра? – спросила она так, словно в это слово она вкладывала свое особое понимание. – Пожалуй, да. Через задний ход, такой мне уже знакомый, мы вышли на улицу, и я впервые увидел и почувствовал воздух того мира. Егор описывал мне его, но так, походя – он говорил о серости дня и одинаковой серости неба. Это было не совсем так. Небо над тем миром было жемчужным и по-своему красивым, такого цвета бывает слой облаков на рассвете, задолго до того, как поднимется солнце, когда слой облаков уже освещен, но его не коснулись прямые солнечные лучи. Воздух не был совершенно прозрачным – в нем таилась дымка напоминанием о ночном тумане. Мне вдруг захотелось запустить в небо камень, чтобы он пробил облака и показал мне, твердое ли здесь небо. Но главное Егор заметил правильно – я не мог сказать, холодно здесь или тепло, будто все рецепторы в моем теле отключились. И еще: здесь останавливалось время. Вернее, становилось все равно, движется оно или нет. За Егором мне приходилось приглядывать. Он был почти невменяем. Словно уже прыгнул с высокой горы в море, вынырнул, а теперь крутит головой – где же заветная жемчужина? – Теперь слушай, – начал я, когда мы оказались на улице. Он сразу меня перебил: – А вы зачем сюда полезли? – Потому что я ученый – раз, – ответил я по мере сил спокойно. – Потому что испугался оставлять тебя здесь одного – два. Потому что я успел подумать – после твоего неправильного поступка они закроют дверь навсегда. И мы ничего не узнаем. – А я? – спросил он. – А Люся? – А вы навсегда сгинете здесь, – ответил я и тут же получил весомую поддержку министра: – В принципе ваш друг прав. Вас зовут Егором, если я правильно помню? – Он не получил ответа и продолжал, обращаясь ко мне: – Как же мне вас прикажете величать и кто вы в самом деле такой? – Можете называть меня Георгием, Юрием Гагариным. – Из князей? – Из детского дома. Фамилию получил в честь первого космонавта. Слышали о таком? – Мне рассказывали. И почему же вы оказались в театре? – Вы хотите спросить, какое отношение я имею к Малкину и всей его компании? – Считайте, что так. Но закончить разговор мы не смогли, потому что Соня решительно покатила коляску налево, по асфальтовой дорожке, я ринулся было за ней, и Кюхельбекер остановил меня. – Мы ее найдем, – сказал он. – Когда надо будет, найдем. – Они меня найдут, – откликнулась Соня. – А теперь скажите мне, где Люся, – потребовал Егор. Кюхельбекер сдержанно улыбнулся, и мне в его улыбке почудилась издевка. – Люси теперь нет, – сказал он, – а есть императрица всея Руси, ее величество императрица Людмила. – Да ладно... – И Егор замолчал, потому что такого ответа он боялся. За театром стоял экипаж. Я о нем тоже уже слышал. Это была телега, запряженная двумя старыми велосипедами, на них сидели мужики в длинных черных плащах и пожарных касках – самокатчики. Еще один стоял в стороне, держа велосипед. – Раз уж вы приехали... – сказал Кюхельбекер, – занимайте места, мы поедем во дворец и там поговорим не спеша. – А Люся там? – спросил Егор. – Молодой человек, – поморщился Кюхельбекер. – Почему я вообще должен с вами разговаривать? Вы ворвались к нам без разрешения и без приглашения. И сразу стали выдвигать требования. По мне, так лучше вас сейчас потерять. И мои самокатчики с удовольствием это сделают. – Ты спрашивал, – сказал я, обращаясь к Егору, – зачем я полез сюда следом за тобой? А потому и полез, что хочется, чтобы ты еще немного пожил. – Он только пугает, – сказал Егор. – Так мы едем? – спросил Кюхельбекер. – Конечно, едем, – ответил я за всех. Мы забрались в телегу и уселись на лежащую поперек доску. Кюхельбекер поместился спереди, за кучера. Я оглянулся. Но Соня уже исчезла. Мне не терпелось увидеть то, о чем рассказывал Егор. И привидений, и Пыркина, и императора Киевского вокзала. Я ощущал себя туристом в Венеции – сейчас мне покажут каналы и соборы! – Глупо получилось, – сказал Егор. – Вы, наверное, готовились к этому. Приборы всякие налаживали... А тут пришлось за мной прыгать. Извините. Зато теперь вы видите, что я вам не врал. – Какие приборы? – обернулся Кюхельбекер. Егор словно не слышал его. – Если вы что-нибудь с ней плохое сделали, – его голос поднялся до крика, – я вас всех уничтожу! – Любопытно, что вы считаете плохим? – спросил Кюхельбекер. – Если ваша знакомая удачно вышла замуж и счастлива, это плохо? Велосипедисты услышали и засмеялись. – Она не может быть счастлива! – выкрикнул Егор. – Я же знаю вашего императора... Это же... – Молодой человек, помолчите! – строго приказал Кюхельбекер. – Вы находитесь в чужом монастыре и спрячьте ваш устав в карман. Я положил руку Егору на плечо. Он повел плечом, чтобы сбросить мою руку. – Я с ней поговорю, – пригрозил Егор. – Сейчас же поговорю. Вы же все врете! Она не могла согласиться! – А что ей оставалось? – заметил Кюхельбекер. – Уж лучше быть императрицей, чем стать солдатской шлюхой. Мне пришлось держать Егора как следует. Он был худой, но жилистый и боролся отчаянно. – Чего ты добиваешься? – спросил я, переводя дух. – Я его убью! – Тогда уж точно Люся не дождется твоей помощи, – сказал я. – Какое точное наблюдение! – произнес Кюхельбекер не без иронии. Третий, свободный, велосипедист уехал довольно далеко вперед и увидел, что дорога как раз перед мостом Окружной железной дороги перегорожена длинной, провисшей почти до асфальта цепью. – Эй! – крикнул он, беря вправо к речке, чтобы посмотреть, кто так неудачно пошутил. – Осторожно! Смотрите! Бандиты! А бандиты выскочили из-за устоя моста, но к их появлению были готовы и те велосипедисты, которые тянули телегу, и сам Кюхельбекер, и даже тот велосипедист, который отклонился в сторону. Я полагаю, что нападавшие рассчитывали, что телега остановится и они на нее накинутся. Поэтому они не закрепили конец цепи со стороны реки, а его держал в руках один из них. Именно его успел рубануть саблей велосипедист, прежде чем его стали колотить дубинками. Но цепь упала на асфальт, и Кюхельбекер отчаянно завопил: – Гони! Скорее! Велосипедисты, подчиняясь этому крику, нажали сильнее на педали, и наша телега, почти свободно катившаяся с горы, пролетела мимо разбойников, прежде чем они смогли нас остановить и одолеть. Разбойники бежали сзади, махали саблями и дубинками, один из них выпустил камень из пращи. – А что, – спросил я неожиданно для самого себя, – огнестрельное оружие здесь не в ходу? – Не в ходу, – ответил Кюхельбекер. Он сидел пригнувшись, опасаясь, что его догонит сзади какой-то снаряд. Телега подпрыгивала на выбоинах, у парапета стояли рыболовы, которые оглядывались на мчащуюся телегу, будто сердились, что мы распугаем всю рыбу. Сзади бежали разбойники, одетые разнообразно и неаккуратно, но бежали они как-то неуверенно, даже не очень спешили, будто пугнули нас и этого им было достаточно. Между телегой и бандитами ехал третий велосипедист. Его велосипед делал зигзаги по набережной, и самого велосипедиста заваливало в сторону. Он отставал все больше. – Ему надо помочь, – сказал я. Вроде бы и нельзя по нашим правилам вмешиваться в дела чужих цивилизаций, тасманийцев например, но тут ведь речь не о чужой цивилизации, а о наших российских бомжах. Все они бомжи, люди без определенного места жительства. Впрочем, Кюхельбекеру это не втолкуешь. – Помочь мы не поможем, – возразил Кюхельбекер, – тогда они нас догонят и убьют. Не знаю, насколько вы – жертвенная натура. Давай, ребятушки! – крикнул он, привставая на облучке и взмахивая воображаемым кнутом. Велосипедистов и не надо было подгонять. Они крутили педали с отчаянием. Егор мрачно молчал, а я, несмотря на драматизм ситуации, смотрел по сторонам. Справа тянулась пустошь, посреди нее длинный пруд, затем стены Новодевичьего монастыря. Деревьев не осталось... Я обернулся. Велосипедист уже сильно отстал. Он сошел с велосипеда, сам сошел, и сел на мостовую. Бандиты догнали его и окружили. Я не знал, что они там с ним делали. Один из бандитов постарался взобраться на трофейный велосипед, но никак не мог с ним справиться. Тут мы въехали на площадь Киевского вокзала и свернули с набережной. Площадь была пустынна и очень велика, куда больше, чем была у нас. Посреди нее стояли три черных стола. Егор говорил нам об одном. Возле ближнего сохранился неубранный – а зачем убирать? – ряд дешевых стульев, некоторые валялись среди сажи. – Вот здесь, – сказал Егор, – они людей жгут, паразиты. – Не судите, да не судимы будете, – ответил Кюхельбекер. Он вглядывался вперед, а один из велосипедистов обернулся и сказал: – Там кто-то лежит. – Вижу. Я тоже привстал. Велосипедисты ехали все медленнее. Человек в синем костюме лежал на верхней ступеньке вокзальной лестницы, вытянувшись, глядя в небо. Он был разрублен пополам, и верхняя и нижняя половины были раздвинуты так, что между ними можно было провести кулак. Велосипедисты спрыгнули с велосипедов и остановились, поджидая Кюхельбекера. – Я думаю, что вам лучше подождать здесь, – сказал министр. – Неужели здесь безопасней? – спросил я. – Здесь видно далеко, – сказал Кюхельбекер. – Будь моя воля, я бы остался на улице тоже. Но мы уже спрыгнули с телеги и пошли к лестнице. Один из велосипедистов толкнул дверь и, выставив перед собой пистолет-арбалет, шагнул внутрь. Второй остался снаружи, подстраховывая его. Он придерживал дверь, и изнутри донесся голос первого велосипедиста: – Идите! Мы вошли в зал. Он был пустым и гулким. Ни одной живой души. Только на каменном полу разбросаны вещи, словно люди расходились с карнавала и устало сбрасывали наряды. Кто-то потерял шляпу, другой бросил на пол парик, а третий умудрился оставить там ботинок. Мы были очень маленькими – пять человек в зале. – Это мне не нравится, – сообщил нам Кюхельбекер. Можно было и не сообщать. Кончиком ножика скребло душу ощущение близкой опасности. – Они здесь побывали, – сказал министр. – Побывали и потом убежали к себе. Он убеждал себя, но никого больше не убедил. – Эй, – громко сказал Кюхельбекер. – Здесь кто-нибудь есть? Никто не откликнулся. – Так я и думал, – сказал Кюхельбекер, обращаясь ко мне, – они совершают набеги, а потом убегают к себе за реку. – Вместе с вашим... населением? Кюхельбекер решительно направился вперед, велосипедисты шагали по бокам. Нас с Егором оставили сзади. Но стоять одним посреди зала не хотелось, и мы присоединились к группе. Кюхельбекер остановился перед дверью, на которой висела табличка «Комната милиции». Он постучал. Никто не ответил, и Кюхельбекер осторожно открыл дверь. Он остался на пороге. Мне тоже было видно, что творится внутри. Комната была устлана коврами. На стене висели картины, среди них мне бросилось в глаза полотно Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В дальнем углу стояло низкое кресло. А может быть, трон. На троне восседал худой молодой человек в джинсовом костюме. У него были длинные волосы, забранные сзади в косицу. Молодой человек был бледен. Лицо его выражало ярость. Он держал в руке шест или копье, уткнув его древком в ковер. На копье была насажена голова немолодого лысого человека с толстыми красными щечками и полуоткрытыми и оттого страшными глазами. – Привет. – Молодой человек улыбнулся открыто и радостно. Я узнал эту улыбку. Хоть я не принадлежу к числу поклонников Малкина, я его не раз видел по телевизору. И знаю эту улыбку, отработанную перед зеркалом и одобренную психологом. – Проходите, друзья, проходите. Располагайтесь как дома. Надеюсь, у вас крепкие нервы... – Павел, – произнес Кюхельбекер тихим, низким, гулким голосом. – Павел, что они с тобой сделали... – Разве не выразительно? Это наш обычай. Я уже усвоил обычаи моего маленького народа. Веня обернулся – за креслом стояли пожилой мужчина с козлиной бородкой, который держал на плече гитару словно ружье, и второй, помоложе, в камуфляжном костюме и пиратском платке на голове. На рукаве была черная повязка с неаккуратно нарисованным белым черепом и костями. – Как же вам не стыдно! – сказал Кюхельбекер. – Вы же наш гость. – Гость? – Веня начал накачивать себя. Сейчас он постепенно войдет в истинный гнев. Я знаю эту манеру приблатненных пацанов. – Гостя надо уважать. А что я получил в ответ в этом вашем дворце? Что? Унижения и оскорбления! – С кем связались... – Нет, ты глаза не отводи, не отводи. Тоже мне Кюхельбекер нашелся! Мы тебе цену знаем. Сам доносчиком КГБ был, стучал на товарищей. Кюхельбекер повернулся, чтобы уйти. Но сзади уже стояли разбойники. – Разоружайся, – сказал Веня и рассмеялся, – наступил мир во всем мире. Велосипедисты спешили отдать свое оружие, Кюхельбекера повели куда-то, с Веней остались лишь мы с Егором. – Ну вот, – сказал Веня. – Теперь у нас остались только свои. И мы можем поговорить как мужчина с мужчиной. – Послушайте, – я постарался предвосхитить резкую реакцию Егора. – Уберите декорации. Мы не на сцене. – Ты посмотри! – Веня изобразил удивление. – Ему не нравится. А он и не знает, что мы здесь не играем в войну. Мы боремся за существование. Кровь капала из отрезанной головы, некоторые капли попадали на куртку певца. Он этого не замечал. – Это и есть настоящая жизнь, – сказал он. – Тогда мы уйдем, – сказал я. – Никуда вы не уйдете. Всякий, кто встанет против нас, будет растоптан сапогами – где-то я слышал такую песню. Кто не сдается, его уничтожают. Я совершенно не представлял, чем я смог бы запугать этого мерзавца. Я не знал ни его страхов, ни авторитетов. – Уберите голову, будем разговаривать, – сказал я. – И учтите, нам есть о чем поговорить. Егор хотел одного – узнать, где Люся, но что-то, к счастью, сдерживало его. Полагаю, что страх. Задашь вопрос, а окажется, что лучше было бы не задавать. – Ты кто? – спросил Веня. – Ты не здешний. – Вам не сказали, что я приеду сегодня? – Меня здесь не было. Я был в своих владениях. На том берегу. – Вот я и приехал. – Мы никого не ждали, – сказал Веня. – Обмен культурными ценностями, как всегда. Только, честно говоря, я тут в политику ушел и забыл, какой сегодня день. Даже не знаю, давно ли я ушел из дома. Скажи, я давно ушел из дома? – Почти месяц, – сказал я. И тут его головку посетило подозрение. – Повтори! – Убери палку, – сказал я. – Ты весь в крови. Противно смотреть. – В какой крови? – Он посмотрел на куртку, на колени, запачканные кровью, отшвырнул шест с головой, его сподвижник в черном платке, завязанном как их носили ударницы – комсомолки тридцатых годов, подхватил шест и поставил его в угол, лицом к стене. А раз лица не было, можно было вообразить, что это что-то неодушевленное... – Дай мне платок какой-нибудь! Полотенце! Человек с козлиной бородкой не двинулся, он так и стоял с гитарой через плечо, а второй снял с головы платок, под которым оказались смятые черные волосы, и передал Вене. Веня принялся возить платком, вытирая кровь. – Бред какой-то, – сказал он, словно начал приходить в себя. – И людоедством тут тоже балуетесь? – спросил я. Веня яростно сверкнул глазами, но сдержался. Егор шепнул мне на ухо: – Можно, я спрошу? Я покачал головой, и Веня заметил это движение: – В чем проблемы? – Я полагаю, – сказал я, – что нам надо серьезно поговорить. Пускай все твои друзья уйдут. У нас важные новости. Я серьезно говорю, Веня. – Нет, – сказал Веня. – Я никому не доверяю, кроме своих ребят. Мы с ними кровью повязаны. – А что в Москве осталось? – В Москве? В Москве меня народ ждет. – Вообще народ? – спросил я. – Или конкретно? – Ты что имеешь в виду? – насторожился Веня. – А ты? – Слушателей, поклонников... – А я имею в виду Барби и Пронькина. – Откуда ты знаешь? – Веня вскочил, но гора ковров поползла, не удержала его, и он сел – ноги в сторону, – неубедительно сел. – Их нет, – сказал я. – Попрощайся. – Как ты смеешь! Ты кто такой! – Слишком много вопросов. – Тогда пускай все катятся отсюда, – сказал Веня. – Все, все, все! – Сначала ты скажешь мне, где Люся, – не сдержался Егор. – Ничего с твоей Люсей не случилось, – отмахнулся Веня. – Где Люся?! – Егор рванулся к нему. Один из разбойников быстро сделал движение вперед и завернул руку Егору за спину. Я не выношу грубости и хамства. Не оборачиваясь, ударил ребром ладони разбойника по горлу. Нет, не до смерти, скоро он придет в себя. Веня уже выхватил пистолет. Я знал, что с огнестрельным оружием здесь нелады, что его вроде бы и быть не должно. Но когда я вижу пистолет, я предпочитаю думать, что он настоящий. – Спокойно, Веня, – сказал я, – никто тебя не собирается трогать. Но предупреждаю – моего друга не трогать. И скажи своим мордоворотам, что это условие нерушимо. Спрячь пушку, спрячь. Тебе сейчас важнее со мной поговорить. – Пускай они выйдут, – сказал Веня. – Сначала ответь на вопрос о Люсе. Этот вопрос волнует моего друга. – Люся была императрицей и осталась императрицей. Только живет она пока в моей койке. Ты доволен? Егор кинулся было снова к Вене, мне пришлось остановить его на лету и выдать конфиденциальную информацию, которую, честно говоря, я хотел приберечь для более удобного момента. – Егор! – почти крикнул я ему в ухо – чтобы дошло до сознания. – Ничего твоей Люсе не грозит. Даже если она месяц не вылезет из его койки. Понял? – Нет, – растерянно ответил Егор. – Ну не по этой он части! Видишь, он СПИД подцепил. А знаешь, кто обычно СПИД подцепляет? – Молчи, убью! – крикнул Веня. Вдруг до Егора дошло. – Так ты голубой, да? – спросил он почти дружелюбно. – Вали отсюда! – сказал Веня, сжимая пистолет. И Егор не стал спорить. – Ну и сволочь ты, – сообщил мне Веня. – С тобой иначе нельзя, – ответил я. – Так чего ты тут натворил? – Я сразу понял, что это болото не для меня. Я человек, понимаешь? И это звучит гордо! В этой опереточной империи они решили, что им все можно, что я для них – оркестр балалаечников на юбилее артели. Но я быстро наладил связи – через лабухов – на тот берег. Ты не поверишь – их можно одной ротой раздавить – ну всех, все их государство, понял? – Что ты и намерен сделать? – спросил я. – Вот именно, – сказал певец. – Дай мне время. Он смотрел упорно и пронзительно. И я понимал, что он не шутит, что для всего этого налаженного мирка он – страшный волк. – А теперь – что с моими корешами? Только честно. – Пронькин решил взять твой сейф. – Ах ты, гад! – Он брал деньги. А я пришел потом и взял твои медицинские карты. И как ты понимаешь, Венечка, я не человек-одиночка, так что спрячь свой пистолетик подальше. – И что было дальше с Пронькиным? – Его убрал Барби. – За дело, – сказал Веня. – Я всегда этой мрази не доверял. – Барби тоже покинул этот свет. Была заварушка в загородном ресторане. Всех твоих мальчиков положили. – Менты? – Нет. – Твои люди? – Нет. Хотя теперь мы контролируем вход и выход. – Ты врешь. – Разумеется, – сказал я. – Но Егора не трожь. И отдай ему Люську. – Это мой козырь. Как тебя зовут? – Гарик. – Гарик, это мой козырь, понял? – Будешь играть без козырей. Хорош я, если посмотреть со стороны. Младший научный сотрудник Института экспертизы, находясь в экспедиции, проводит сложную дипломатическую беседу с соотечественником, который попал в драматическую ситуацию. Еще не хватало сцепиться с ним врукопашную. – Где Люся? – спросил я. – У меня на базе. – А твоя база? – Не твоего ума дело. – Не груби, Веня, я этого не люблю. И если будешь себя плохо вести, никогда не вернешься домой. – А может, я и не хочу, – сказал Веня. – Может, мне лучше быть первым парнем в большой деревне по имени Земля. Я кивнул. У него к этому были данные. Тут дверь распахнулась, и влетели друзья Вени Малкина. Они специально одевались и старались выглядеть как бандиты, но не сегодняшние, крутоголовые, в широких пиджаках, а какие-то романтические, из книжек про пиратов.

The script ran 0.016 seconds.