Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Эрик Хоффер - Истинноверующий [0]
Язык оригинала: USA
Известность произведения: Средняя
Метки: antique, sci_psychology

Аннотация. Исследование признанного в США классика обществоведения посвящено природе и содержанию массовых движений человечества — будь то партии, религиозные течения, национальные или социальные революции. Чем объяснить притягательность для масс таких неоднозначных в мировой истории и духовной культуре фигур, как Христос, Будда, Магомет, Гитлер, Сталин? Выявляя закономерности, автор дает оригинальные ответы.Написанная убедительным языком, книга будет интересна не только историкам, философам, политологам, но и всем, кто интересуется проблемами обществоведения.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

òàçèþ, ôàíàòèêó êàæåòñÿ îáûêíîâåííûì èëè âðåäíûì. “Íàøè ïèñàòåëè äîëæíû øàãàòü â ñîìêíóòûõ ðÿäàõ, òîò, êòî ñõîäèò ñ äîðîãè è ðâåò öâåòû, — äåçåðòèð”. Ýòè ñëîâà Êîíñòàíòèíà Ñèìîíîâà, êàê ýõî, îòðàæàþò ìûñëè è ïîäëèííûå ñëîâà ôàíàòèêîâ âñåõ âåêîâ.  IV âåêå ïî- ñëå Ð. X. ðàââèí Èàêîâ ãîâîðèë: “Òîò, êòî ïî äîðîãå ê öåëè... ïðåðûâàåò èçó÷åíèå Òîðû, ÷òîáû ñêàçàòü: “êàê ýòî äåðåâî ïðåêðàñíî!” èëè “êàê èçóìèòåëüíî ýòî çàïà- õàííîå ïîëå!” — òîò âèíîâàò ïåðåä ñâîåé äóøîé”6. Ñâ. Áåðíàð Êëåðâîñêèé öåëûìè äíÿìè õîäèë ïî áåðåãó Æå- íåâñêîãî îçåðà è íå çàìå÷àë åãî.  ñâîåé êíèãå “Òîí- êîñòü èñêóññòâà” Äàâèä Þì ðàññêàçûâàåò î ìîíàõå, “èç îêíà êåëüè êîòîðîãî îòêðûâàëñÿ æèâîïèñíûé âèä, è êîòîðûé ïîýòîìó ïîñòàâèë óñëîâèå ñâîèì ãëàçàì — íè- êîãäà íå ñìîòðåòü â òó ñòîðîíó”. Ñëåïîòà ôàíàòèêà, ñ îäíîé ñòîðîíû, — èñòî÷íèê ñèëû (îí íå çàìå÷àåò ïðå- ïÿòñòâèé), íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, — ïðè÷èíà åãî óìñòâåí- íîé áåñïëîäíîñòè è ýìîöèîíàëüíîé ñåðîñòè. Ôàíàòèê óâåðåí, ÷òî âñå çíàåò, ïîýòîìó íå ñïîñîáåí íà íîâîå.  îñíîâå åãî âçãëÿäîâ ëåæèò óáåæäåíèå, ÷òî æèçíü è âñåëåííàÿ óêëàäûâàþòñÿ â ïðîñòóþ ôîðìóëó, åìó èçâåñòíóþ. Ïîýòîìó ó ôàíàòèêà íå áûâàåò òàêèõ áëàãîòâîðíûõ ìîìåíòîâ, êîãäà ÷åëîâåê êàê áû îñòàíàâ- ëèâàåòñÿ, ÷òîáû îãëÿäåòüñÿ âîêðóã, êîãäà óì åãî êàê áû ïîãðóæàåòñÿ â íåêèé õèìè÷åñêèé ðàñòâîð, â êîòîðîì ïî- ëó÷àåò ñïîñîáíîñòü ê íîâûì ðåàêöèÿì, íîâûì ñîåäèíå- íèÿì è íà÷èíàíèÿì. 119 Åñëè ñëó÷àåòñÿ, ÷òî àêòèâíîå ìàññîâîå äâèæåíèå ïðî- ÿâëÿåò îðèãèíàëüíóþ îñîáåííîñòü, òî îñîáåííîñòü ýòà îáû÷íî — â ðàçìåðàõ äâèæåíèÿ è â ïðèìåíåíèè ìåòî- äîâ. À ïðèíöèïû, ìåòîäû, òåõíèêà è ò. ï. — âñå, ÷òî ïðè- ìåíÿåò è ÷åì ïîëüçóåòñÿ ìàññîâîå äâèæåíèå, ÿâëÿþòñÿ 177 ЭРИК ХОФФЕР ïðîäóêòîì òâîðåíèÿ âíå ñðåäû äâèæåíèÿ. Âñå àêòèâíûå ìàññîâûå äâèæåíèÿ íå ñòåñíÿþòñÿ ïîäðàæàòü è íàïîìè- íàþò ïîýòîìó, ïî íàøåìó ìíåíèþ, ÿïîíöåâ.  îáëàñòè ïðîïàãàíäû, íàïðèìåð, äàæå íàöèñòû è êîììóíèñòû áîëü- øå ïîäðàæàþò, ÷åì ñîçäàþò îðèãèíàëüíîå: êàæäûé òîð- ãóåò “ñâÿùåííûì äåëîì” ñâîåãî ñîðòà òî÷íî òàê æå, êàê êàïèòàëèñò ðåêëàìèðóåò è ïðîäàåò êàêîé-íèáóäü ñîðò ìûëà èëè ïàïèðîñ7. Òî ìíîãîå, ÷òî ïîðàæàåò íàñ â íîâûõ ìåòîäàõ íàöèñòîâ è êîììóíèñòîâ, âûòåêàåò èç ôàêòà, ÷òî îíè óïðàâëÿþò (èëè ñòàðàþòñÿ óïðàâëÿòü) ñâîèìè îá- øèðíûìè ïî òåððèòîðèè èìïåðèÿìè òî÷íî òàê æå, êàê Ôîðä èëè Äþïîí óïðàâëÿþò ñâîèìè ïðîìûøëåííûìè èìïåðèÿìè. Î÷åíü ìîæåò áûòü, ÷òî óñïåõè êîììóíèñòè- ÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà áóäóò âñåãäà çàâèñåòü îò ñâîáîäíî- ãî òâîð÷åñòâà âíå êîììóíèñòè÷åñêîãî ìèðà. Êîãäà áåññî- âåñòíûå ëþäè â Êðåìëå ãîâîðÿò î äëèòåëüíîì ñîñóùå- ñòâîâàíèè êàïèòàëèçìà ñ êîììóíèçìîì, îíè áóäòî ïðåä- ëàãàþò êàïèòàëèçìó íåêóþ êîíöåññèþ; à íà ñàìîì äåëå, ñëó÷èñü òàê, ÷òî çà ïðåäåëàìè êîììóíèñòè÷åñêîé îðáèòû íå ñòàëî áû ñâîáîäíûõ îáùåñòâ, òî èì, êîììóíèñòàì, âîç- ìîæíî, ïðèøëîñü áû óñòàíîâèòü èõ òàì îñîáûì óêàçîì. ÍÅÊÎÒÎÐÛÅ ÔÀÊÒÎÐÛ, ÎÏÐÅÄÅËßÞÙÈÅ ÏÐÎÄÎËÆÈÒÅËÜÍÎÑÒÜ ÀÊÒÈÂÍÎÉ ÔÀÇÛ 120 Ìàññîâîå äâèæåíèå ñ êîíêðåòíîé îãðàíè÷åííîé öåëüþ, âåðîÿòíî, áóäåò èìåòü è áîëåå êîðîòêóþ àêòèâíóþ ôàçó, ÷åì äâèæåíèå ñ òóìàííîé è íåÿñíîé öåëüþ. Òóìàííàÿ öåëü íåîáõîäèìà, âèäèìî, äëÿ ðàçâèòèÿ â äâèæåíèè õðî- íè÷åñêîãî ýêñòðåìèçìà. Îëèâåð Êðîìâåëü ãîâîðèë: “×å- ëîâåê íèêîãäà òàê äàëåêî íå çàõîäèò, êàê òîãäà, êîãäà îí íå çíàåò, êóäà èäåò”8. Êîãäà ìàññîâîå äâèæåíèå ïîäíèìà- åòñÿ äëÿ îñâîáîæäåíèÿ íàðîäà îò òèðàíèè — ëèáî îò ñîáñòâåííîé, ëèáî ÷óæîé, èëè ÷òîáû äàòü îòïîð àãðåññî- 178 НАЧАЛО И КОНЕЦ ðó, èëè äëÿ îáíîâëåíèÿ îòñòàëîãî îáùåñòâà, — êîíöîì äâèæåíèÿ òîãäà, åñòåñòâåííî, áóäåò îêîí÷àíèå áîðüáû èëè çàâåðøåíèå ðåîðãàíèçàöèè îáùåñòâà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, êîãäà êîíå÷íîé öåëüþ ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíîå îáùåñòâî, â êîòîðîì âñå åäèíû è ñàìîîòâåðæåííû, — áóäü òî Ãðàä Áîæèé, èëè êîììóíèñòè÷åñêèé ðàé íà çåìëå, èëè ãèòëå- ðîâñêîå ãîñóäàðñòâî âîèíîâ, — àêòèâíàÿ ôàçà ñòàíîâèò- ñÿ áåñêîíå÷íîé. Òàì, ãäå åäèíñòâî è ñàìîïîæåðòâîâàíèå òðåáóþòñÿ äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îáùåñòâà, ïîâñåäíåâíàÿ æèçíü, âåðîÿòíî, áóäåò “ðåëèãèîôèöèðîâà- íà” (îáûêíîâåííûå äåëà áóäóò ïðåâðàùåíû ⠓ñâÿùåí- íîå äåëî”) èëè ìèëèòàðèçîâàíà. Âî âñÿêîì ñëó÷àå ôîð- ìû, îáðàçîâàâøèåñÿ âî âðåìÿ àêòèâíîé ôàçû äâèæåíèÿ, áóäóò çàêðåïëåíû. ßêîâ Áóðêõàðä è Ýðíåñò Ðåíàí áûëè, âåðîÿòíî, îäíèìè èç î÷åíü íåìíîãèõ, êòî âî âòîðîé, ïîë- íîé íàäåæä, ïîëîâèíå ÕIÕ âåêà ÷óâñòâîâàë çëîâåùèå ïðèçíàêè â ïðèáëèæàâøåìñÿ çåìíîì ðàå. Áóðêõàðä ïðåä- âèäåë ìèëèòàðèçîâàííîå îáùåñòâî: “Ó ìåíÿ ïðåä÷óâñòâèå, õîòÿ è çâó÷àùåå âåñüìà ãëóïî, íî íèêàê íå ïîêèäàþùåå ìåíÿ: âîåííîå ãîñóäàðñòâî ñòàíåò îäíîé ãèãàíòñêîé ôàá- ðèêîé... Ëîãè÷íî, ÷òî òîãäà íàñòóïèò îïðåäåëåííûé êîíò- ðîëèðóåìûé ïåðèîä íåñ÷àñòèé, âñå è âñÿ áóäóò ðàçáèòû íà ðàíãè è îäåòû â ôîðìåííóþ îäåæäó, äåíü áóäåò íà÷è- íàòüñÿ è êîí÷àòüñÿ ïîä çâóêè áàðàáàíà”9. Ðåíàí ñìîò- ðåë ãîðàçäî ãëóáæå: îí ÷óâñòâîâàë, ÷òî íà Çàïàä íàäâè- ãàåòñÿ íîâàÿ ðåëèãèÿ — ñîöèàëèçì, à òàê êàê ñîöèàëèçì — ýòî ðåëèãèÿ áåç Áîãà, òî îí ïðèâåäåò ê “ðåëèãèîôèêà- öèè” ïîëèòèêè è ýêîíîìèêè. Îí áîÿëñÿ è âîçðîæäåíèÿ êàòîëèöèçìà êàê ðåàêöèè ïðîòèâ íîâîé ðåëèãèè: “Áðîñà- åò â äðîæü. Ìîæåò áûòü, â ýòîò ñàìûé ìîìåíò êàê ðàç ñîçäàåòñÿ ðåëèãèÿ áóäóùåãî, à ìû â ýòîì íå ó÷àñòâóåì!.. Ëåãêàÿ âåðà èìååò ãëóáîêèå êîðíè. Ñîöèàëèçì ñ ïîìîùüþ êàòîëèöèçìà ìîæåò âîçðîäèòü íîâîå ñðåäíåâåêîâüå — ñ âàðâàðàìè, öåðêâàìè, ñ çàòìåíèåì ñâîáîäû è èíäèâèäó- àëüíîñòè, îäíèì ñëîâîì, — ñ çàòìåíèåì öèâèëèçàöèè”10. 179 ЭРИК ХОФФЕР 121 Âñå-òàêè ìîæíî, ïîæàëóé, óñìîòðåòü íåêîòîðóþ íà- äåæäó â ôàêòå, ÷òî áîëüøèíñòâî ïîïûòîê îñóùåñòâëå- íèÿ èäåàëüíîãî îáùåñòâà, êîãäà çàòÿíóâøååñÿ àêòèâíîå ìàññîâîå äâèæåíèå ïîðîäèëî áåçîáðàçèÿ è íàñèëèå, áûëî ïðîèçâåäåíî â øèðîêèõ ìàñøòàáàõ ïðè ðàçíîïëåìåí- íîì íàñåëåíèè. Òàê áûëî â ñëó÷àå ðàñïðîñòðàíåíèÿ õðè- ñòèàíñòâà è èñëàìà, â ñëó÷àå ôðàíöóçñêîé, ðóññêîé è íàöèñòñêîé ðåâîëþöèé. Ïîäàþùèå íàäåæäû êèáóöû â ìàëåíüêîì Èçðàèëå è óñïåøíàÿ ñîöèàëèçàöèÿ â íåáîëü- øèõ ñêàíäèíàâñêèõ ñòðàíàõ ñâèäåòåëüñòâóþò, ïîæàëóé, ÷òî åñëè ïîïûòêà îñóùåñòâèòü èäåàëüíîå îáùåñòâî áó- äåò ïðåäïðèíÿòà ìàëîé íàöèåé ñ áîëåå èëè ìåíåå îäíî- ðîäíûì íàñåëåíèåì, òî îíà ìîæåò çàâåðøèòüñÿ óñïå- õîì — â àòìîñôåðå, ñâîáîäíîé îò ëèõîðàäî÷íîñòè è ïðèíóæäåíèÿ. Òîò ôàêò, ÷òî ìàëàÿ íàöèÿ áîèòñÿ ðàçáà- çàðèâàòü ñâîé äðàãîöåííûé ÷åëîâå÷åñêèé ìàòåðèàë, ÷òî îíà íàñòîÿòåëüíî íóæäàåòñÿ âî âíóòðåííåé ãàðìîíèè è åäèíñòâå äëÿ ñàìîçàùèòû îò âíåøíåãî âðàãà è, íàêî- íåö, òî îáñòîÿòåëüñòâî, ÷òî ìàëûé íàðîä ÷óâñòâóåò ñåáÿ îäíîé ñåìüåé, — âñå ýòî ìîæåò ñîçäàòü ãîòîâíîñòü äëÿ ñîâåðøåííîãî ïîëíîãî ñîòðóäíè÷åñòâà, íå ïðèáåãàÿ ê êàêîé-ëèáî “ðåëèãèîôèêàöèè” èëè ìèëèòàðèçàöèè. Äëÿ Çàïàäà, íàâåðíîå, áûëî áû î÷åíü õîðîøî, åñëè áû ðàç- ðàáîòêà êðàéíèõ ñîöèàëüíûõ ýêñïåðèìåíòîâ áûëà öå- ëèêîì ïðåäîñòàâëåíà ìàëûì ãîñóäàðñòâàì ñ îäíîðîä- íûì êóëüòóðíûì íàñåëåíèåì. Ìåòîä ýêñïåðèìåíòàëü- íûõ öåõîâ, ïðàêòèêóåìûé â êðóïíîì ìàññîâîì ïðîèç- âîäñòâå, ïîæàëóé, íàøåë áû òîãäà ïðèìåíåíèå è â îñó- ùåñòâëåíèè ñîöèàëüíîãî ïðîãðåññà. Ïðèãîòîâëåíèå ìàëûìè íàöèÿìè ÷åðòåæà ñ÷àñòëèâîãî áóäóùåãî äëÿ Çàïàäà áûëî áû òîëüêî ïðîäîëæåíèåì òðàäèöèè. Ìà- ëûå ãîñóäàðñòâà Ñðåäíåãî Âîñòîêà, Ãðåöèè, Èòàëèè äàëè íàì è íàøó ðåëèãèþ, è îñíîâíûå ýëåìåíòû íàøåé êóëü- òóðû è öèâèëèçàöèè. 180 НАЧАЛО И КОНЕЦ Ñóùåñòâóåò åùå è äðóãàÿ ñâÿçü ìåæäó ñîñòîÿíèåì ìàññ, õàðàêòåðîì àêòèâíîãî ìàññîâîãî äâèæåíèÿ è åãî ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ. ßïîíöû, ðóññêèå è íåìöû, ó êîòî- ðûõ àêòèâíûå ìàññîâûå äâèæåíèÿ ïðîäîëæàþòñÿ äî áåñ- êîíå÷íîñòè, áåç îïïîçèöèè, áûëè ïðèó÷åíû ê ïîêîðíî- ñòè èëè ê æåëåçíîé äèñöèïëèíå çà íåñêîëüêî ïîêîëå- íèé äî ïîÿâëåíèÿ â èõ ñòðàíàõ ýòèõ äâèæåíèé. Ëåíèí îñîçíàâàë âñå îãðîìíûå ïðåèìóùåñòâà, êîòîðûå äàâàëà åìó ïîêîðíîñòü ðóññêèõ ìàññ: “Êàê ìîæíî ñðàâíèâàòü, — âîñêëèöàë îí, — çàïàäíîåâðîïåéñêèå ìàññû ñ íàøèì íàðîäîì — òåðïåëèâûì è ïðèâûêøèì ê íóæäå?”11 Âñÿ- êèé, êòî ÷èòàë, ÷òî ñêàçàëà î íåìöàõ ìàäàì äå Ñòàëü áî- ëåå ñòà ëåò òîìó íàçàä, íå ìîæåò íå ïîíÿòü, êàêîé èäåàëü- íûé ìàòåðèàë ïðåäñòàâëÿþò îíè äëÿ áåñêîíå÷íûõ ìàñ- ñîâûõ äâèæåíèé: “Íåìöû, — ãîâîðèëà îíà, — óäèâè- òåëüíî ïîêîðíû. Îíè ïîëüçóþòñÿ ôèëîñîôñêèìè ðàñ- ñóæäåíèÿìè, ÷òîáû äîêàçàòü ñàìóþ íåôèëîñîôñêóþ âåùü íà ñâåòå: ïðåêëîíåíèå ïåðåä ñèëîé è ñòðàõ, ïðåâðàùàþ- ùèé ïðåêëîíåíèå â âîñõèùåíèå”12. Óòâåðæäàòü ñ óâåðåííîñòüþ, ÷òî â ñòðàíå òðàäèöèîí- íîé ñâîáîäû íåâîçìîæíî ïîÿâëåíèå êàêîãî-íèáóäü Ãèò- ëåðà èëè Ñòàëèíà, íåâîçìîæíî. Åäèíñòâåííî, ÷òî ìîæíî ñ íåêîòîðîé äîëåé óâåðåííîñòè óòâåðæäàòü, ýòî òî, ÷òî â òðàäèöèîííî ñâîáîäíîé ñòðàíå Ãèòëåðó èëè Ñòàëèíó áûëî áû íå ñëèøêîì òðóäíî äîñòè÷ü âëàñòè, íî êðàéíå òðóäíî ýòó âëàñòü äîëãî óäåðæèâàòü. Âñÿêîå çàìåòíîå óëó÷øåíèå ýêîíîìè÷åñêèõ óñëîâèé ïî÷òè íåñîìíåííî âîçðîäèëî áû òðàäèöèþ ñâîáîäû, êîòîðàÿ â ñâîþ î÷åðåäü ÿâëÿåòñÿ òðà- äèöèåé âîññòàíèÿ.  Ðîññèè, êàê ïîêàçàíî â ðàçäåëå 45, ëè÷íîñòè, âûñòóïàþùåé ïðîòèâ Ñòàëèíà, íå ñ êåì ñåáÿ îòîæ- äåñòâëÿòü è åå ñïîñîáíîñòü ñîïðîòèâëÿòüñÿ íàñèëèþ ðàâ- íà íóëþ.  òðàäèöèîííî ñâîáîäíîé ñòðàíå ëè÷íîñòü, âîñ- ñòàþùàÿ ïðîòèâ íàñèëèÿ, íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ îäèíîêîé ëèáî èçîëèðîâàííûì ÷åëîâå÷åñêèì àòîìîì, à îäíèì èç ÷ëåíîâ ìîãó÷åé ðàñû — ðàñû ñâîèõ ðåâîëþöèîííûõ ïðåäêîâ. 181 ЭРИК ХОФФЕР 122 Ëè÷íîñòü âîæäÿ, âåðîÿòíî, — ðåøàþùèé ôàêòîð äëÿ õàðàêòåðà è ñðîêîâ ìàññîâîãî äâèæåíèÿ. Òàêèå èñêëþ- ÷èòåëüíûå âîæäè, êàê Ëèíêîëüí è Ãàíäè, íå òîëüêî ñòà- ðàëèñü îáóçäàòü âðåäíûå ñòîðîíû ìàññîâîãî äâèæåíèÿ, íî áûëè ãîòîâû ïîêîí÷èòü ñ íèì, êîãäà öåëü äâèæåíèÿ áûëà áîëåå èëè ìåíåå äîñòèãíóòà. Îíè èç òåõ íåìíîãèõ, ó êîãî “âëàñòü ðàçâèëà âåëè÷èå è ùåäðîñòü äóøè”13. Ñðåä- íåâåêîâûé óì Ñòàëèíà, åãî ïðèðîäíàÿ ìñòèòåëüíîñòü è æåñòîêîñòü ñòàëè ãëàâíûìè ôàêòîðàìè, óäëèíèâøèìè àêòèâíûé ïåðèîä êîììóíèñòè÷åñêîãî äâèæåíèÿ. Ãàäàòü, êîíå÷íî, áåñïîëåçíî, ÷òî ñòàëîñü áû ñ ðóññêîé ðåâîëþöè- åé, ïðîæèâè Ëåíèí åùå ëåò 10—20. Êàæåòñÿ, ÷òî â íåì íå áûëî òîãî âàðâàðñòâà äóøè, êîòîðîå òàê î÷åâèäíî ó Ãèòëåðà è Ñòàëèíà, — âàðâàðñòâà, äåëàþùåãî, ïî ñëîâàì Ãåðàêëèòà, íàøè ãëàçà è óøè “íåäîáðûìè ñâèäåòåëÿ- ìè ÷åëîâå÷åñêèõ ïîñòóïêîâ”. Ñòàëèí ïîäãîòàâëèâàåò ñâî- èõ âîçìîæíûõ ïðååìíèêîâ, ïîõîæèõ íà íåãî, è òå æå ùè óãîòîâàíû ðóññêîìó íàðîäó, âèäèìî, íà äåñÿòèëåòèÿ. Ñî ñìåðòüþ Êðîìâåëÿ çàêîí÷èëàñü Ïóðèòàíñêàÿ ðåâî- ëþöèÿ, íî ñî ñìåðòüþ Ðîáåñïüåðà êîí÷èëàñü òîëüêî àêòèâ- íàÿ ôàçà Ôðàíöóçñêîé ðåâîëþöèè. Óìðè Ãèòëåð â ñåðå- äèíå 1930-õ ãîäîâ, íàöèçì, âåðîÿòíî, ïðåòåðïåë áû ïîä ðó- êîâîäñòâîì êàêîãî-íèáóäü Ãåðèíãà êîðåííóþ ïåðåìåíó è ìîæíî áûëî áû ïðåäóïðåäèòü âòîðóþ ìèðîâóþ âîéíó. Íî ïàìÿòíèê íà ìîãèëå îñíîâàòåëÿ íàöèñòñêîé ðåëèãèè Ãèò- ëåðà áûë áû, ïîæàëóé, áîëüøèì çëîì, ÷åì âñå óæàñû, âñÿ êðîâü, âñå ðàçðóøåíèÿ ãèòëåðîâñêîé âîéíû. 123 Ôîðìû íà÷àëà ìàññîâîãî äâèæåíèÿ òîæå ìîãóò îòðà- çèòüñÿ íà ñðîêå àêòèâíîé ôàçû äâèæåíèÿ è íà òîì, ÷åì ýòà ôàçà êîí÷èòñÿ. Ðåôîðìàöèÿ, Ïóðèòàíñêàÿ, Àìåðèêàí- ñêàÿ è Ôðàíöóçñêàÿ ðåâîëþöèè, à òàêæå ìíîãèå íàöèî- íàëüíûå âîññòàíèÿ çàâåðøèëèñü ïîñëå ñðàâíèòåëüíî êî- 182 НАЧАЛО И КОНЕЦ ðîòêîé àêòèâíîé ôàçû ñîöèàëüíûìè ïîðÿäêàìè ñ ñèëü- íî âîçðîñøåé ëè÷íîé ñâîáîäîé è òåì ñàìûì îïðàâäàëè íàäåæäû è ÷àÿíèÿ ïåðâûõ äíåé äâèæåíèé. Âñå îíè íà- ÷àëèñü ñ îòêðûòîãî âûçîâà óñòàðåâøåé âëàñòè è çàâåð- øèëèñü åå ñâåðæåíèåì. ×åì ÿð÷å áûë ýòîò íà÷àëüíûé âûçîâ è ÷åì ÿð÷å îñòàëàñü ïàìÿòü î íåì â íàðîäå, òåì âåðîÿòíåå, ÷òî äâèæåíèå ïðèâåäåò ê ëè÷íîé ñâîáîäå. Âî âðåìÿ ïîäúåìà õðèñòèàíñòâà òàêîãî ÿðêîãî âûçîâà íå áûëî. Õðèñòèàíñòâî íå íà÷àëîñü ñî ñâåðæåíèÿ êîðîëÿ èëè èåðàðõèè, ðàçðóøåíèÿ ãîñóäàðñòâà èëè öåðêâè. Ìó- ÷åíèêè â õðèñòèàíñòâå áûëè, íî íå áûëî ëþäåé, ðàçìà- õèâàþùèõ êóëàêàìè ïåðåä íîñîì íàäìåííûõ âëàñòåé, áðîñàÿ èì âûçîâ ïåðåä ëèöîì âñåãî ìèðà14. Ýòèì, ïîæà- ëóé, è îáúÿñíÿåòñÿ, ÷òî àâòîðèòàðíûé ïîðÿäîê, óñòàíîâ- ëåííûé õðèñòèàíñòâîì, äëèòñÿ âîò óæå ïÿòíàäöàòü ñòî- ëåòèé áåç êàêèõ-ëèáî ïîïûòîê èçìåíèòü åãî. Ýìàíñèïàöèÿ õðèñòèàíñêîãî äóõà â ýïîõó Ðåíåññàí- ñà â Èòàëèè áûëà âäîõíîâëåíà íå èñòîðèåé ðàííåãî õðè- ñòèàíñòâà, à çàðàçèòåëüíûì ïðèìåðîì äóõà ëè÷íîé íåçà- âèñèìîñòè è äàæå äóõà âûçîâà ëè÷íîñòè â ãðåêî-ðèìñ- êîì ïðîøëîì. Äðàìàòèçì ëè÷íîãî âûçîâà îòñóòñòâîâàë è ïðè çàðîæäåíèè èñëàìà, è ÿïîíñêîé êîëëåêòèâíîñ- òè, — äàæå òåïåðü íè â îäíîì èç íèõ íåò è ïðèçíàêîâ íàñòîÿùåé ñâîáîäû ëè÷íîñòè. Íåìåöêèé íàöèîíàëèçì â îòëè÷èå îò íàöèîíàëèçìà áîëüøèíñòâà çàïàäíûõ ñòðàí òîæå íà÷àë íå ñ ÿðêîãî âûñòóïëåíèÿ ïðîòèâ ñóùåñòâî- âàâøåé âëàñòè. Íåìåöêèé íàöèîíàëèçì ñ ñàìîãî íà÷àëà áûë âçÿò ïîä êðûëûøêî ïðóññêîé àðìèè15.  Ãåðìàíèè ñåìåíà ñâîáîäû ëè÷íîñòè òàÿòñÿ íå â åå íàöèîíàëèçìå, à â åå ïðîòåñòàíòèçìå. Ðåôîðìàöèÿ, Àìåðèêàíñêàÿ, Ôðàí- öóçñêàÿ è ðóññêàÿ ðåâîëþöèè, à òàêæå áîëüøèíñòâî íà- öèîíàëüíûõ äâèæåíèé íà÷àëèñü ãðàíäèîçíîé óâåðòþðîé ëè÷íîãî âûçîâà, è ïàìÿòü î íåì ÿðêà è ïîíûíå. Îñíîâûâàÿñü íà ýòîì, ìîæíî íàäåÿòüñÿ, ÷òî êîãäà-íè- áóäü è â Ðîññèè óòâåðäèòñÿ ñâîáîäà ëè÷íîñòè. 183 ЭРИК ХОФФЕР ÏÎËÅÇÍÛÅ ÌÀÑÑÎÂÛÅ ÄÂÈÆÅÍÈß 124  ãëàçàõ èñòèííîâåðóþùåãî ëþäè âíå “ñâÿùåííîãî äåëà” íå èìåþò òâåðäîãî õàðàêòåðà è ïîòîìó ìîãóò áûòü ëåãêîé äîáû÷åé âåðóþùèõ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, èñòèííî- âåðóþùèå âñÿêèõ îòòåíêîâ, õîòÿ è ñìåðòåëüíî äðóã äðó- ãà íåíàâèäÿò è ãîòîâû âöåïèòüñÿ äðóã äðóãó â ãîðëî, ïðèçíàþò ñèëó äðóã äðóãà è îùóùàþò âçàèìíîå èñêðåí- íåå óâàæåíèå. Ãèòëåð ñìîòðåë íà áîëüøåâèêîâ êàê íà ðàâíûõ ñåáå è ïðèêàçûâàë áûâøèõ êîììóíèñòîâ íåìåä- ëåííî ïðèíèìàòü â íàöèñòñêóþ ïàðòèþ. Ñòàëèí, â ñâîþ î÷åðåäü, ñìîòðåë íà íàöèñòîâ è ÿïîíöåâ êàê íà åäèí- ñòâåííî äîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Äàæå ðåëèãèîçíûå ôàíà- òèêè è âîèíñòâóþùèå áåçáîæíèêè îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó ñ óâàæåíèåì. Äîñòîåâñêèé âêëàäûâàåò â óñòà åïè- ñêîïà Òèõîíà ñëåäóþùèå ñëîâà: “Êðàéíèé àòåèçì äîñòî- èí óâàæåíèÿ áîëüøå, ÷åì ñâåòñêîå áåçðàçëè÷èå... Ñîâåð- øåííåéøèé àòåèñò ñòîèò íà ïðåäïîñëåäíåé ñòóïåíüêå ê ñîâåðøåííåéøåé âåðå... Áåçðàçëè÷íûé æå ÷åëîâåê íèêà- êîé âåðû íå èìååò, êðîìå ñòðàõà ïîãàíîãî”16. Âñå èñòèííîâåðóþùèå íàøåãî âðåìåíè, áóäü òî êîììó- íèñòû, íàöèñòû, ôàøèñòû, ÿïîíñêèå íàöèîíàëèñòû èëè êà- òîëèêè, ìíîãîñëîâíî ðàññóæäàëè (êîììóíèñòû ïðîäîëæà- þò äåëàòü ýòî äî ñèõ ïîð) îá óïàäêå è äåêàäåíòñòâå çàïàä- íûõ äåìîêðàòèé. Ñìûñë âñåõ èõ ðàçãîâîðîâ ïî ýòîìó ïîâî- äó çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïðè äåìîêðàòèè íàðîä, ìîë, ñëèø- êîì ìÿãîê, ñëèøêîì ëþáèò óäîâîëüñòâèÿ è ñëèøêîì ëþáèò ñåáÿ, ÷òîáû óìèðàòü çà ðîäèíó, Áîãà èëè çà “ñâÿùåííîå äåëî”. Âîò ýòî îòñóòñòâèå ãîòîâíîñòè óìèðàòü, ãîâîðÿò íàì, è åñòü ïðèçíàê âíóòðåííåãî ãíèåíèÿ — ìîðàëüíîå è áèî- ëîãè÷åñêîå ðàçëîæåíèå. Äåìîêðàòèè, äåñêàòü, ñîñòàðèëèñü, ðàçâðàòèëèñü, ïðèøëè â óïàäîê. È ñîðåâíîâàòüñÿ ñ ìóæå- ñòâåííûì ñîþçîì âåðóþùèõ, êîòîðûì ïðåäñòîèò óíàñëåäî- âàòü çåìëþ, äåìîêðàòèè íå â ñèëàõ. 184 НАЧАЛО И КОНЕЦ Õîòÿ â ýòèõ äåêëàðàöèÿõ èìååòñÿ çåðíî çäðàâîãî ñìûñ- ëà, íî áåññìûñëèöû ãîðàçäî áîëüøå. Ãîòîâíîñòü ê îáú- åäèíåííîìó äåéñòâèþ è ê ñàìîïîæåðòâîâàíèþ, êàê ïîêà- çàíî â ðàçäåëå 43, — õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà ìàññîâîãî äâè- æåíèÿ. Äåìîêðàòè÷åñêàÿ íàöèÿ â íîðìàëüíîå âðåìÿ — ýòî îáúåäèíåíèå â ðàìêàõ ïðèíÿòûõ çàêîíîâ áîëåå èëè ìåíåå ñâîáîäíûõ ëè÷íîñòåé. Êîãäà èõ ñóùåñòâîâàíèþ óãðîæàåò îïàñíîñòü è òðåáóþòñÿ âñåîáùåå îáúåäèíåíèå è äóõ êðàéíåãî ñàìîïîæåðòâîâàíèÿ, äåìîêðàòè÷åñêàÿ íà- öèÿ ñàìà ïðåâðàùàåòñÿ â íå÷òî âðîäå âîèíñòâóþùåé öåð- êâè èëè ðåâîëþöèîííîé ïàðòèè. Ýòîò ïðîöåññ “ðåëèãèî- ôèêàöèè”, ÷àñòî âåñüìà òðóäíûé è ìåäëåííûé, ãðóáûõ èçìåíåíèé â æèçíü íå âíîñèò. Èñòèííîâåðóþùèå õîòÿ è òâåðäÿò î “äåêàäåíòñòâå” çàïàäíûõ äåðæàâ, íî çíàþò, ÷òî “äåêàäåíòñòâî” ýòî íå îðãàíè÷åñêîå ðàçëîæåíèå. Ïî óòâåðæäåíèþ òåõ æå íàöèñòîâ, Ãåðìàíèÿ 20-õ ãîäîâ áûëà “äåêàäåíòñêîé”, à â 30-å ãîäû — âïîëíå ìóæåñòâåííîé: äåñÿòèëåòèå, êîíå÷íî, ñëèøêîì êðàòêîå âðåìÿ äëÿ áîëü- øèõ áèîëîãè÷åñêèõ èëè äàæå êóëüòóðíûõ èçìåíåíèé â ìíîãîìèëëèîííîì íàñåëåíèè. Íî âåðíî òî, ÷òî ñïîñîáíîñòü áûñòðî îðãàíèçîâàòü ìàññîâîå äâèæåíèå â òàêîå âðåìÿ, êàê ïðè Ãèòëåðå, èìå- åò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè íàöèè. Âëàäåíèå èñêóñ- ñòâîì “ðåëèãèîôèêàöèè” ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì êà÷å- ñòâîì äëÿ äåìîêðàòè÷åñêîãî âîæäÿ, äàæå åñëè èì íèêî- ãäà íå ïðèäåòñÿ ïîëüçîâàòüñÿ. Âîò ïî÷åìó, ïîæàëóé, ïðàâäà, ÷òî êðàéíÿÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ ðàçáîð÷èâîñòü èëè èç- ëèøíÿÿ äåëîâàÿ ïðàêòè÷íîñòü äåëàþò ÷åëîâåêà íåïîä- õîäÿùèì äëÿ ðîëè íàöèîíàëüíîãî âîæäÿ. Êî âñåìó ïðî- ÷åìó, â íîðìàëüíîé æèçíè äåìîêðàòè÷åñêîé íàöèè ïðî- ÿâëÿþòñÿ èçâåñòíûå êà÷åñòâà, êîòîðûå ìîãóò ïîìî÷ü âî âðåìÿ êðèçèñà ïðîöåññó “ðåëèãèîôèêàöèè” è ïîòîìó ÿâ- ëÿþòñÿ ýëåìåíòîì ïîòåíöèàëüíîãî íàöèîíàëüíîãî ìóæå- ñòâà. Ñòåïåíü ýòîãî ïîòåíöèàëüíîãî ìóæåñòâà íàöèè ÿâ- ëÿåòñÿ êàê áû ðåçåðâîì åå âîçìîæíîñòåé. Ñëîâà Ãåðàê- 185 ЭРИК ХОФФЕР ëèòà — “äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà íå áûëî áû ëó÷øå, åñëè áû âñå åãî æåëàíèÿ ñáûâàëèñü” — ïðèìåíèìû êàê ê íàöè- ÿì, òàê è ê îòäåëüíûì ëþäÿì. Êîãäà íàöèÿ ïåðåñòàåò ñòðàñòíî ñòðåìèòüñÿ ê ÷åìó-ëèáî èëè êîãäà öåëü åå ñòðåì- ëåíèé ñòàíîâèòñÿ êîíêðåòíîé è îãðàíè÷åííîé, ïîòåíöè- àë åå ìóæåñòâà ïàäàåò. Òîëüêî öåëü, êîòîðóþ ìîæíî âñå- ãäà óëó÷øàòü, ñîõðàíÿåò ïîòåíöèàë íàöèîíàëüíîãî ìó- æåñòâà äàæå òîãäà, êîãäà æåëàíèÿ íàöèè âñå âðåìÿ èñ- ïîëíÿþòñÿ. Ïðè ýòîì öåëü íå îáÿçàòåëüíî äîëæíà áûòü ñëèøêîì âîçâûøåííîé. Íèçìåííûé èäåàë âñå âðåìÿ ðàñ- òóùåãî ñòàíäàðòà æèçíè ñîõðàíèë àìåðèêàíñêóþ íàöèþ äîâîëüíî ìóæåñòâåííîé. Àíãëèéñêèé èäåàë ñîáñòâåííè- êà çåìëè è ôðàíöóçñêèé — ðàíòüå — êîíêðåòíû è îã- ðàíè÷åíû. Ýòà îïðåäåëåííîñòü íàöèîíàëüíûõ èäåàëîâ, ïîæàëóé, ñâÿçàíà ñ óìåíüøåíèåì ýíåðãèè îáåèõ íàöèé.  Àìåðèêå, Ðîññèè è Ãåðìàíèè èäåàëû íåîïðåäåëåí- íûå è íåîãðàíè÷åííûå. 125 Êàê áûëî ñêàçàíî â ðàçäåëå 1, ìàññîâûå äâèæåíèÿ ÷àñòî áûâàþò ôàêòîðîì ïðîáóæäåíèÿ è îáíîâëåíèÿ çà- êîñòåíåëûõ îáùåñòâ. Óòâåðæäàòü, êîíå÷íî, íåëüçÿ, ÷òî òîëüêî ìàññîâûå äâèæåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ìîùíûì îðóäèåì äëÿ âîçðîæäåíèÿ, íî âñå æå î÷åíü ïîõîæå, ÷òî â òàêèõ êðóïíûõ è ðàçíîðîäíûõ ñîöèàëüíûõ òåëàõ, êàê Ðîññèÿ, Èíäèÿ, Êèòàé, àðàáñêèé ìèð è äàæå Èñïàíèÿ, ïðîöåññ ïðîáóæäåíèÿ çàâèñèò îò ïðèñóòñòâèÿ â íèõ íåêîåãî øè- ðîêîãî ýíòóçèàçìà, êîòîðûé ìîæåò ïîðîäèòü è ïîääåð- æèâàòü, ïîæàëóé, òîëüêî ìàññîâîå äâèæåíèå. Åñëè îá- íîâëåíèå äîëæíî áûòü ïðîâåäåíî íåìåäëåííî, òî ìàññî- âûå äâèæåíèÿ ìîãóò áûòü íåîáõîäèìûìè è â íåáîëü- øèõ îäíîðîäíûõ îáùåñòâàõ; ïîýòîìó íåñïîñîáíîñòü âûç- âàòü ê æèçíè âïîëíå îïðåäåëåííîå ìàññîâîå äâèæåíèå ìîæåò ñòàòü êðóïíûì íåäîñòàòêîì îáùåñòâåííîãî îðãà- íèçìà. Îäíà èç êðóïíåéøèõ áåä Êèòàÿ çà ïîñëåäíåå ñòî- 186 НАЧАЛО И КОНЕЦ ëåòèå çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî åãî ìàññîâûå äâèæåíèÿ (Òàéïèíñêîå âîññòàíèå è ðåâîëþöèÿ Ñóí ßòñåíà) áûñò- ðî âûäûõàëèñü èëè áûëè ñêîðî ïîäàâëåíû. Êèòàé íå ñìîã ñîçäàòü ñåáå ñâîåãî Ñòàëèíà, Ãàíäè èëè õîòÿ áû Àòàòþðêà, êîòîðûå ñìîãëè áû ïîääåðæèâàòü ìàññîâûå äâèæåíèÿ äîñòàòî÷íî äîëãî, ÷òîáû êðóòûå ðåôîðìû ïó- ñòèëè êîðíè. Îðòåãà-è-Ãàññåò ñ÷èòàåò íåñïîñîáíîñòü ñòðàíû ïîðî- äèòü ìàññîâîå äâèæåíèå íåêèì ýòíîëîãè÷åñêèì äåôåê- òîì. Îí ãîâîðèò î ñâîåé ðîäíîé Èñïàíèè, ÷òî åå “ýòíîëî- ãè÷åñêèé ðàññóäîê âñåãäà áûë àòðîôèðîâàí è íèêîãäà íå èìåë íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ”17. Ïîæàëóé, äëÿ ñòðàíû êóäà âûãîäíåå, åñëè åå âëàñòü íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòü ïðèçíàêè õðîíè÷åñêîé íåñïîñîáíî- ñòè è åå ñâåðãàåò ìîãó÷èé ìàññîâûé ïåðåâîðîò (äàæå ñî çíà÷èòåëüíûìè ïîòåðÿìè â ëþäÿõ è áîãàòñòâàõ), ÷åì êîãäà ýòà âëàñòü ðàññûïàåòñÿ ñàìà ïî ñåáå. Íàñòîÿùåå íàðîäíîå âîññòàíèå ÷àñòî áûâàåò óêðåïëÿþùèì, îáíîâ- ëÿþùèì è îáúåäèíÿþùèì ñðåäñòâîì. Òàì, ãäå âëàñòè ðàçðåøàåòñÿ óìèðàòü ìåäëåííîé ñìåðòüþ, ÷àñòî íàáëþ- äàþòñÿ çàñòîé è ãíèåíèå, ìîæåò áûòü, íåèçëå÷èìîå ãíèå- íèå. À òàê êàê â ïîäúåìå ìàññîâîãî äâèæåíèÿ ðåøàþùóþ ðîëü îáû÷íî èãðàþò “ëþäè ñëîâà”18, òî, î÷åâèäíî, íàëè- ÷èå îáðàçîâàííîãî ìåíüøèíñòâà íåîáõîäèìî äëÿ ïîääåð- æàíèÿ ýíåðãèè â îáùåñòâåííîì îðãàíèçìå. Êîíå÷íî, íåëüçÿ, ÷òîáû “ëþäè ñëîâà” áûëè áëèçêèìè ñîþçíèêà- ìè âëàñòü èìóùèõ. Äëèòåëüíûé ñîöèàëüíûé çàñòîé Âîñ- òîêà — ðåçóëüòàò ìíîãèõ ïðè÷èí, íî îäíà èç ñàìûõ ñåðü- åçíûõ, íåñîìíåííî, òà, ÷òî â òå÷åíèå ñòîëåòèé íà Âîñòîêå áûëî ìàëî îáðàçîâàííûõ ëþäåé, ïðè÷åì ïî÷òè âñå îíè âõîäèëè â ïðàâèòåëüñòâà — áûëè ÷èíîâíèêàìè èëè ñâÿùåííèêàìè. Î ðåâîëþöèîííûõ ïîñëåäñòâèÿõ ðàáîòû çàïàäíûõ êîëîíèàëüíûõ äåðæàâ ïî ïðîñâåùåíèþ óæå ãîâîðèëîñü19. Ñïðàøèâàåòñÿ: åñëè Èíäèÿ ñìîãëà äàòü Ãàíäè è Íåðó, 187 ЭРИК ХОФФЕР òî áûëî ëè ýòî ðåçóëüòàòîì ðåäêèõ ýëåìåíòîâ èíäèé- ñêîé êóëüòóðû èëè ñëåäñòâèåì äîëãîãî ïðåáûâàíèÿ â Èíäèè àíãëè÷àí? Èíîñòðàííîå âëèÿíèå, ïî-âèäèìîìó, — ïðåîáëàäàþùèé ôàêòîð â ïðîöåññå îáùåñòâåííîãî âîç- ðîæäåíèÿ. Åâðåéñêîå è õðèñòèàíñêîå âëèÿíèÿ ñêàçàëèñü ïðè ïðîáóæäåíèè àðàáñêîãî ìèðà â ýïîõó Ìàãîìåòà.  ïðîáóæäåíèè Åâðîïû îò çàñòîÿ è ñïÿ÷êè ñðåäíèõ âå- êîâ ìû íàõîäèì ÷óæåçåìíîå ãðåêî-ðèìñêîå è àðàáñêîå âëèÿíèÿ. Çàïàäíûå âëèÿíèÿ îùóòèìû â ïðîáóæäåíèè Ðîññèè, ßïîíèè è íåêîòîðûõ àçèàòñêèõ ñòðàí. Íàäî îò- ìåòèòü, ÷òî èíîñòðàííûå âëèÿíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ íå ïðÿìî, à êîñâåííî. Îáùåñòâåííûé îðãàíèçì âñòðÿõèâàåò îò çà- ñòîÿ íå ïîäðàæàíèå èíîñòðàííûì ìîäàì, âíåøíèì ìàíå- ðàì, ìàíåðå ãîâîðèòü, îáðàçó ìûøëåíèÿ èëè ïîâåäåíèÿ. ×óæåçåìíîå âëèÿíèå ñêàçûâàåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì â ñî- çäàíèè îáðàçîâàííîãî ìåíüøèíñòâà èëè, åñëè òàêîå ìåíü- øèíñòâî óæå èìåëîñü, â åãî îò÷óæäåíèè îò ñóùåñòâóþ- ùåãî ïîðÿäêà. Èìåííî ýòî ìåíüøèíñòâî è âûïîëíÿåò ðàáîòó âîçðîæäåíèÿ, ñîçäàâàÿ ìàññîâîå äâèæåíèå. Èíû- ìè ñëîâàìè, èíîñòðàííîå âëèÿíèå — òîëüêî ïåðâîå çâå- íî â öåïè ðÿäà ïðîöåññîâ, ïîñëåäíèì çâåíîì êîòîðîé îáû÷íî áûâàåò ìàññîâîå äâèæåíèå, âñòðÿõèâàþùåå îá- ùåñòâåííûé îðãàíèçì îò çàñòîÿ.  ñëó÷àå ñ Àðàáñêèì ìèðîì èíîñòðàííîå âëèÿíèå ñêàçàëîñü â òîì, ÷òî “÷åëî- âåê ñëîâà” Ìàãîìåò îòîøåë îò ñóùåñòâîâàâøåãî â Ìåê- êå ñòðîÿ. Ìàãîìåò äàë õîä ìàññîâîìó äâèæåíèþ (èñëà- ìó), êîòîðîå íà âðåìÿ âñòðÿõíóëî è îáúåäèíèëî àðàáîâ.  ýïîõó Ðåíåññàíñà èíîñòðàííîå âëèÿíèå — ãðåêî-ðèì- ñêîå è àðàáñêîå — ñïîñîáñòâîâàëî ïîÿâëåíèþ íîâûõ “ëþäåé ñëîâà”, íå ñâÿçàííûõ ñ öåðêîâüþ, à ìíîãèõ áûâ- øèõ “ëþäåé ñëîâà” îòãîðîäèëî îò ïðåîáëàäàâøåãî êàòî- ëè÷åñêîãî âëèÿíèÿ. Ïîñëåäîâàâøåå ìàññîâîå äâèæåíèå Ðåôîðìàöèè âûâåëî Åâðîïó èç åå îöåïåíåíèÿ.  Ðîñ- ñèè åâðîïåéñêîå âëèÿíèå (âêëþ÷àÿ è ìàðêñèçì) ëèøè- ëî Ðîìàíîâûõ ïðåäàííîñòè èíòåëëèãåíöèè — áîëüøå- 188 НАЧАЛО И КОНЕЦ âèñòñêàÿ ðåâîëþöèÿ äî ñèõ ïîð îáíîâëÿåò îáøèðíóþ Ìîñêîâñêóþ èìïåðèþ.  ßïîíèè èíîñòðàííîå âëèÿíèå ñêàçàëîñü íå íà “ëþäÿõ ñëîâà”, à íà ðåäêîé ãðóïïå “ëþ- äåé äåéñòâèÿ”, êóäà âõîäèë è èìïåðàòîð Ìåéäæè. Ýòè ïðàêòè÷íûå “ëþäè äåéñòâèÿ” îêàçàëèñü äàëüíîâèäíåå äðóãîãî “÷åëîâåêà äåéñòâèÿ”, Ïåòðà Âåëèêîãî: îíè ïðå- óñïåëè â òîì, â ÷åì îí ïðîâàëèëñÿ. Îíè ïîíèìàëè, ÷òî òîëüêî ââåäåíèå èíîñòðàííûõ îáû÷àåâ è çàãðàíè÷íûõ ïîðÿäêîâ ßïîíèþ íå ðàñøåâåëèò, íå ïîìîæåò åé íàâåð- ñòàòü çà äåñÿòèëåòèÿ òî, ÷òî áûëî óïóùåíî çà ñòîëåòèÿ; îíè ïîíÿëè, ÷òî äëÿ òàêîé îãðîìíîé çàäà÷è íåîáõîäèìî èñêóññòâî “ðåëèãèîôèêàöèè”. Îíè çàðîäèëè îäíî èç íàè- áîëåå ïðåóñïåâøèõ ìàññîâûõ äâèæåíèé íàøåãî âðåìåíè. Çëî îò ýòîãî äâèæåíèÿ äîñòàòî÷íî îïèñàíî â ýòîé êíèãå, íî âñå-òàêè ñîìíèòåëüíî, ÷òîáû êàêîå-íèáóäü äðóãîå ñðåä- ñòâî ìîãëî îñóùåñòâèòü ôåíîìåíàëüíîå äåëî îáíîâëå- íèÿ, èìåâøåå ìåñòî â ßïîíèè.  Òóðöèè èíîñòðàííîå âëèÿíèå ñêàçàëîñü íà “÷åëîâåêå ñëîâà” Àòàòþðêå, — è ïîñëåäíèì çâåíîì â öåïè áûëî ìàññîâîå äâèæåíèå. Ä. Á. Ñ. Õýëäåéí ñ÷èòàåò ôàíàòèçì îäíèì èç ÷åòûðåõ ñàìûõ âàæíûõ èçîáðåòåíèé çà ïåðèîä ìåæäó 3000 ãîäîì äî Ð. Õ. è 1400 ãîäîì ïîñëå Ð. Õ.20 Èçîáðåòåíèå ýòî èóäåé- ñêî-õðèñòèàíñêîå. È êàæåòñÿ ñòðàííûì, ÷òî, ïîëó÷èâ äó- øåâíóþ áîëåçíü, ìèð ïðèîáðåë è âîëøåáíûé èíñòðóìåíò äëÿ âîñêðåøåíèÿ èç ìåðòâûõ öåëûõ îáùåñòâ è íàöèé. 189 ЭРИК ХОФФЕР ПРИМЕЧАНИЯ ×àñòü ïåðâàÿ ÃËÀÂÀ I 1. Carr E. H. Nationalism and After (New York: Mac-millan Company, 1945). Ð. 20. 2. Ñì. êîíåö ðàçäåëà 104. 3. Thoreau Henry David. Walden, Modern Library edition (New York: Random House, 1937). Ð. 69. 4. Toñqueville Alexis de. On the State of Society in France before the Revolution of 1789 (London: John Murray, 1888). Ð. 198— 199. 5. Áûòèå — 11: 4, 6. 6. Ñì. ðàçäåë 8. 7. Polanyi Karl. The Great Transformation (New York: Farrar and Rinehart, Inc., 1944). Ð. 36. 8. Ibid. P. 40. ÃËÀÂÀ II 1. Hitler Adolph. Mein Kampf (Boston: Houghton Mifflin Company, 1943). Ð. 105. 2. Rauschning Hermann. The Conservative Revolution (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1941). Ð. 189. ÃËÀÂÀ II 1. Weizmann Chaim. Trial and Error (New York: Harper & Brothers, 1949). Ð. 13. 2. Rauschning Hermann. Hitler Speaks (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1940). Ð. 134. 3. Heiden Konrad. Dcr Fiichrrr (Boston: Houghton Mifflin Company, 1944). Ð. 30. 4. Voigt Fritz August. Unto Caesar (G. P. Putnam’s Sons, 1938). Ð. 283. 5. Becker Carl L. The Heavenly City of the Eighteenth-Century Philosophers (New Haven: Yale University Press, 1932). Ð. 133. 190 ПРИМЕЧАНИЯ 6. Mathiez A. Les Origines des Cultes Revolutionnaires. Ð. 31. Öè- òàòà èç êíèãè: Cariton J. H. Hayes, Essays on Nationalism (New York, Macrnillan Company, 1926). Ð. 103. 7. Frantz Funck-Brentano. Luther (London: Jonathan Cape, Ltd., 1939). Ð. 278. 8. Wells H. G. The Outline of History (New York: Mac-millan Company, 1922). Ð. 482—484. ×àñòü âòîðàÿ ÃËÀÂÀ IV 1. Ïðèìåð òîãî, êàê ìåíÿþòñÿ ôîðìû ïîä âëèÿíèåì ñîåäèíåíèÿ íàèëó÷øåãî ñ íàèõóäøèì, íàáëþäàåòñÿ â ñëó÷àå ñ ÿçûêîì. Áîëüøàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ ñòðàíû ïðèäåðæèâàåòñÿ ñëîâàðÿ. Íîâîââåäåíèÿ èñõîäÿò îò íàèëó÷øèõ: ãîñóäàðñòâåííûõ äåÿ- òåëåé, ïîýòîâ, ïèñàòåëåé, ó÷åíûõ, ñïåöèàëèñòîâ, — íàèõóäøèå æå ÿâëÿþòñÿ òâîðöàìè “ñëýíãà” — æàðãîíà. ÃËÀÂÀ V 1. Charles A. and Beard Mary R. The Rise of American Civilization (New York: Macrnillan Company, 1939). Vol. I. Ð. 24. 2. Balabanoff Angelica. My Life as a Rebel (New York: Harper & Brothers, 1938). Ð. 204. 3. Ross Edward A. The Changing Chinese (New York: Century Company, 1911). Ð. 92. 4. Tocqueville Alexis de. On the State of Society in France Before the Revolution of 1789. Ð. 149. 5. Ibid. P. 152. 6. Lyford Î. Edwards. The Natural History of Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1927). Ð. 70. 7. Ïîñëàíèå ê Ðèìëÿíàì Ñâ. Àïîñòîëà Ïàâëà. 8:25. 8. Ñì. ðàçäåë 116. 9. Wylie I. A. R. The Quest of Our Lives// Reader’s Digest. May, 1948. Ð. 2. 10. Brinton Crane. A Decade of Revolution (New York: Harper & Brothers, 1934). Ð. 161. 11. Renan Ernest. The Hibbert Lectures, 1880 (London: Williams and Norgate, 1898). Preface. 191 ЭРИК ХОФФЕР 12. Ýïèêòåò. Áåñåäû. Êíèãà 1. Ãëàâà 2. 13. Hubbard Arthur J. The Fate of Empires (New York: Longmans, Green & Company, 1913). Ð. 170. 14. Åâàíãåëèå îò Ìàòôåÿ 10:35-37. 15. Òàì æå. 12: 47—49. 16. Òàì æå. 8:22. 17. Òàì æå. 10:21. 18. Latourette Kenneth Scott. The Chinese, their History and Culture (New York: Macrnillan Company, 1946). Vol. I. Ð. 79. 19. Adams Brooks. The Law of Civilization and Decay (New York: Alfred A. Knopf. Inc., 1943). Ð. 142. 20. Öèòàòà èç êíèãè: Zernov Nicolas. Three Russian Prophets (Toronto: Macrnillan Company, 1944). Ð. 63. 21. Drucker Peter F. The Way to Industrial Peace// Harper’s Magazine, Nov. 1946. Ð. 392. 22. Latourette Kenneth Scott. A History of the Expansion of Christianity (New York: Harper & Brothers, 1937). Vol. I. Ð. 164. 23. Ibid. P. 23. 24. Ibid. P. 163. 25. Hayes Cariton J. H. A Generation of Materialism (New York: Harper & Brothers, 1941). Ð. 254. 26. Wells H. G. The Outline of History New York: Mac-millan Company, 1922. Ð. 719. 27. Theodore Abel. Why Hitler Came into Power (New York: Prentice-Hall, 1938). Ð. 150. 28. Tocqueville Alexis de. Op. cit. Ð. 162. 29. Åùå î âåòåðàíàõ — â ðàçäåëå 38; î ñîîòíîøåíèè ìåæäó àðìèÿìè è ìàññîâûìè äâèæåíèÿìè — â ðàçäåëå 64. ÃËÀÂÀ VI 1. Ñì. ðàçäåë 3. ÃËÀÂÀ Õ 1. Rauschning Hermann. Hitler Speaks. Ð. 268. 2. Ibid. P. 258. 3. Beard Miriam. A History of the Businessman (New York: Macrnillan Company, 1938). Ð. 462. 192 ПРИМЕЧАНИЯ ÃËÀÂÀ XI 1. “...Ñêàçûâàþ Âàì, ÷òî òàê íà íåáåñàõ áîëåå ðàäîñòè áóäåò îá îäíîì ãðåøíèêå êàþùåìñÿ, íåæåëè î äåâÿíîñòà äåâÿòè ïðà- âåäíèêàõ, íå èìåþùèõ íóæäû â ïîêàÿíèè” (Åâàíãåëèå îò Ëóêè 15:7). Ñì. òàêæå Òàëìóä (Öèòàòà èç êíèãè: Klausner Joseph. Jesus of Nazareth. Ð. 380): “Òàì, ãäå ñòîèò êàþùèéñÿ, ïðàâåäíèêè ñòîÿòü íå äîñòîéíû”. 2. Ïèñüìî Ð. Ñ. Îëüäðè÷à â æóðíàëå Ëàéô îò 23 äåêàáðÿ 1946 ãîäà. 3. Ñì. ðàçäåë 45 î ïðèçíàíèÿõ íà Ìîñêîâñêèõ ïðîöåññàõ. 4. Öèòàòà èç êíèãè: Brooks Adams. The Law of Civilization and Decay (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1943). Ð. 144. ×àñòü òðåòüÿ ÃËÀÂÀ XII 1. Ñì. ðàçäåë 64 îá àðìèÿõ. 2. Òå èç ñåâåðîàìåðèêàíñêèõ èíäåéöåâ, êîòîðûå áûëè ñàìûìè âîèíñòâåííûìè, èìåëè ñàìûå îñòðûå ÷óâñòâà åäèíåíèÿ. Sumner W. G. War and Other Essays (New Haven: Yale University Press, 1911). Ð. 16. ÃËÀÂÀ XIII 1. Cì. ðàçäåë 90 íà òó æå òåìó. 2. Burney Christopher. The Dungeon Democracy (New York, Duell, Sloan & Pearce, 1946). Ð. 147.Ñì. òàêæå íà òó æå òåìó: Nansen. Odd. From Day to Day (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1949). Ð. 335; òàêæå Arthur Kàstler. The Yogi and the Commissar (New York: Macrnillan Company, 1945). Ð. 178. 3. Ñì. ðàçäåë 20 íà òó æå òåìó ñ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ. 4. Renan Ernest. History of the People of Israel (Boston: Little, Brown & Company, 1888—1896). Vol. Ill. Ð. 416. 5. Buchan John. Pilgrim’s Way (Boston: Houghton Mifflin Company, 1940). Ð. 183. 6. Êíèãà Åêêëåçèàñòà. 1:10. 7. Òaì æå. 1:9. 8. Òàì æå. 9:4, 5, 6. 9. Îòãîëîñîê ýòîé ñìóùàþùåé ïðàâäû ñîäåðæèòñÿ â ïèñüìå, ïîëó÷åííîì èç Íîðâåãèè â ïåðèîä íàöèñòñêîãî íàøåñòâèÿ: 193 ЭРИК ХОФФЕР “Íàøà áåäà â òîì, ÷òî íàì âî âñåì âåçëî, ÷òî ìíîãèå èç íàñ ïîòåðÿëè ïîäëèííûé äóõ ñàìîïîæåðòâîâàíèÿ. Æèçíü ìíî- ãèõ ëþäåé áûëà íàñòîëüêî ïðèÿòíîé, ÷òî îíè íå õîòÿò ðèñ- êîâàòü åþ ñåðüåçíî”. (Öèòàòà èç êíèãè Ä. Ä. Áàððè â ãàçåòå San Francisco News, îò 22-ãî èþíÿ 1940 ãîäà.) 10. Ïåðâîå Ïîñëàíèå Êîðèíôÿíàì. 1. 28. 11. Êíèãà Íîâà. 2:4. 12. Luther// Table Talk. Number 1687.” Öèòàòà èç êíèãè: Frantz Funck-Brentano. Luther. Ð. 246. 13. Bergson Henri L. The Two Sources of Morality and Rcliginn (New York: Henry Holt & Company, 1935). 14. Pascal. Penseen. 15. Kempis Thomas a. 0/ the Imitation of Christ (New York: Macrnillan Company, 1937). Chap. III. 16. Pascal. Op. cit. 17. Heiden Konrad. Der Fuehrer (Boston: Houghton Mifflin Company, 1944). Ð. 758. 18. Pascal. Op. cit. 19. History of the Communist Party (Moscow, 1945). Ð. 355. Öè- òàòà èç êíèãè: John Fischer. Why They Behave Like Russians (New York: Harper & Brothers, 1947). Ð. 236. 20. Öèòàòà èç êíèãè: Emile Cailliet. The Clue to Pascal (Toronto: Macrnillan Company, 1944). 21. Öèòàòà èç êíèãè: Michael Demiashkevich. The National Mind (New York, American Book Company, 1938). Ð. 353. 22. CM. ïðèìåðû â ðàçäåëå 14. 23. Dostoyevsky Fedor . The Idiot. Part IV. Chap. 7. 24. Renan Ernest . Op. cit. Vol. V. Ð. 159. 25. Ettlinger Harold. The Axis on the Air (Indianapolis: Bobbs-Merill Company, 1943). Ð. 39. 26. Homer. Iliad. 27. Tocqueville Alexis de. Recollections (New York: Mañ-millan Company, 1896). Ð. 62. ÃËÀÂÀ XIV 1. Heine Heinrich. Religion and Philosophy in. Germany (London: Trubner & Company, 1882). Ð. 89. 2. Rauschning Hermann. Hitler Speaks (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1940). Ð. 234. 194 ПРИМЕЧАНИЯ 3. Voigt Fritz August. Unto Caesar (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1938). Ð. 301. 4. Hitler Adolph. Mein Kampf. Ð. 118. 5. Öèòàòà èç êíèãè: Hermann Rauschning. Ð. 234. 6. Ibid. P. 235. 7. Ñì. ðàçäåë 100. 8. Brinton Grane. The Anatomy of Revolution (New York: W. W. Norton & Company, Inc., 1938). Ð. 62. 9. Ibid. P. 10. 11. ßí Ãóñ, óâèäåâ ñòàðóþ æåíùèíó, òàùèâøóþ îõàïêó õâîðîñ- òà, ÷òîáû áðîñèòü åå â êîñòåð, íà êîòîðîì åãî ñæèãàëè, ñêà- çàë: “Î sancta simplicitas!” — Î, ñâÿòàÿ ïðîñòîòà! (Öèòàòà èç êíèãè: Ernest Renan. The Apostles. Boston: Roberts Brothers, 1898. Ð. 43). 12. Pascal. Pensees. 13. Rauschning Herman. Hitler Speaks. Ð. 235. 14. Hitler Adolph. Op. cit. Ð. 351. 15. Pascal. Op. cit. 16. Luther// Table Talk. Number 2387 a-b. Öèòàòà èç êíèãè: Frantz Funck-Brentano. Luther. Ð. 319. 17. Ñì. ðàçäåë 60. 18. Åâàíãåëèå îò Ìàòôåÿ 5. 19. Dostoyevsky Fedor . The Possessed. Part II. Chap. 6. 20. Hitler Adolph. Op. cit. Ð. 171. 21. Renan Ernest. History of the People of Israel. Vol. I. Ð. 130. 22. Cì. ðàçäåëû 96 è 98. 23. Èòàëüÿíñêèé ìèíèñòð ïðîñâåùåíèÿ â 1926 ã. (Öèòàòà èç êíè- ãè: Julien Benda, The Treason of the Intellectuals (New York: William Morrow Company, 1928). Ð. 39). 24. Ñì. ðàçäåë 33 äëÿ èíîé òðàêòîâêè ýòîé òåìû. 25. Machiavelli Niccolo. The Prince. Chap. VI. 26. The Goebbels Diaries (Garden City: Doubleday & Company, Inc., 1948). Ð. 460. 27. Ibid. P. 298. 28. Guglieimo Ferrero. Principles of Power (New York, G. P. Putnam’s Sons, 1942). Ð. 100. 29. Renan Ernest. The Poetry of the Celtic Races (London: W. Scott, Ltd., 1896), Essay on Islamism. Ð. 97. 30. Latourette Kenneth Scott. A History of the Expansion of Christianity (New York: Harper &. Brothers, 1937). Vol. 1. 195 ЭРИК ХОФФЕР Ð. 164. 31. Latourette Kenneth Scott. The Unquenchable Light (New York: Harper & Brothers, 1941). Ð. 33. 32. Haines Charles Reginald. Islam 08 a Missionary Religion (London: Society for Promoting Christian Knowledge, 1889). Ð. 206. 33. Öèòàòà èç êíèãè: Frantz Funck-Brentano. Op. cit. Ð. 260. 34. Guglieimo Ferrero, The Gamble (Toronto, Oxford University Press, 1939). Ð. 297. 35. Brinton Crane. A Decade of Revolution (New York: Harper & Brothers, 1934). Ð. 168. 36. “Dominic”// Encyclopedia Britannica. 37. Hitler Adolph. Op. cit. Ð. 171. 38. Ibid. P. 171. 39. Ñì. ðàçäåë 45. 40. Burckhardt Jacob. Force and Freedom. Ð. 129. 41. Bacon Francis. Of Vicissitude of Things// Bacon’s Essays, Everyman’s Library edition (New York: E. P. Button & Company, 1932). Ð. 171. 42. Morley John. Notes on Politics and History (New York: Macrnillan Company, 1914). Ð. 69–70. 43. Balabanoff Angelica. My Life as a Rebel (New York: Harper & Brothers, 1938). Ð. 156. 44. Price Frank Wilson. Sun Yat-sen// Encyclopedia of the Social Sciences. 45. Ïàïà Ëåâ XIII. Ýíöèêëèêà. Sapientiae Christianae. Ñîãëàñíî Ëþòåðó, “íåïîñëóøàíèå ÿâëÿåòñÿ áîëüøèì ãðåõîì, ÷åì óáèé- ñòâî, ïðåëþáîäåÿíèå, âîðîâñòâî è íå÷åñòíîñòü ...” (Öèòàòà èç êíèãè: Jerome Frank, Fate and Freedom. New York: Simon

The script ran 0.01 seconds.