1 2 3 4 5 6 7 8 9
— Хуже, я думаю, — ответила Инесса, — заживо погребен — "наказание стеной".
— Бедняга! — вздрогнул Питер.
— Да, — задумчиво заметила Инесса, — докторам не нравятся их собственные лекарства.
— Я вижу, Инесса, — сказал Питер, взглянув в сторону Бетти, — что маркиз не последовал за вами.
— Только дух его, дон Питер, не иначе.
— Значит, он умер? Что убило его?
— Смех, я думаю, или, вернее, то, что он был предметом этого смеха. Он совершенно выздоровел от ран, которые вы ему нанесли, и потом, конечно, он должен был сдержать обещание, данное королевой, и признать благородную леди, в прошлом Бетти, своей маркизой. Он не мог этого не сделать после того, как она отбила его у вас с помощью вашего же меча и выходила его. Но конца этому не было. О нем пели песенки на улицах и спрашивали, как поживает его крестная мать Изабелла, потому что это она дала за него обещание и поклялась от его имени; потом его еще спрашивали, ломала ли маркиза еще копья ради него, и так далее.
— Бедняга! — сказал Питер с выражением глубокого сочувствия. — Жестокая судьба! Лучше бы я убил его.
— Конечно. Но не говорите этого при благородной Бетти — она уверена, что он был очень счастлив в семейной жизни под ее защитой. Он молча страдал, и даже я, которая так ненавидела его, стала жалеть его. Подумайте: один из самых гордых людей Испании, блестящий гранд, племянник короля, опора церкви, посол их величеств к маврам сделался предметом шуток простонародья, да и знати тоже.
— Знати? Кого же?
— Почти всех, потому что королева подавала пример. Я не знаю, за что она так ненавидела его, — добавила Инесса, проницательно взглянув на Питера, но, не дождавшись ответа, продолжала: — Она делала это очень умно, всегда оказывая высокочтимой Бетти самый любезный прием, подзывая ее к себе, восхищаясь ее английской красотой и тому подобное. А то, что делала королева, повторяли все, пока моя легко возбуждающаяся хозяйка чуть не потеряла голову. А маркиз почувствовал себя плохо и после взятия Гранады уехал туда, чтобы жить спокойно. Бетти уехала вместе с ним. Она была ему хорошей женой и сэкономила много денег. Она похоронила его год назад — он умер тихо — и поставила ему один из лучших памятников в Испании — он еще не закончен. Вот и вся история. Теперь она привезла сына, юного маркиза, сюда, в Англию, на год или два, потому что у нее очень любящее сердце и ей очень хотелось видеть вас всех. К тому же она решила, что для сына будет лучше уехать на время из Испании. Что касается меня, то теперь, после смерти Морелла, я первое лицо в дом — секретарь, главный поставщик сведений и все что угодно.
— Вы не замужем, я полагаю? — спросил Питер.
— Нет, — ответила Инесса. — Я видела так много мужчин, когда была молода, что, мне кажется, этого вполне достаточно. Или, может быть, — продолжала она, устремив свои нежные блестящие глаза на него, — был один, который мне слишком нравился, чтобы хотеть…
Она остановилась. Они как раз шли по подъемному мосту напротив Старого замка. Роскошная Бетти и прекрасная Маргарет в окружении остальных, разговаривая, прошли через широкие двери в просторный вестибюль. Инесса посмотрела им вслед и заметила стоящие, подобно стражу, у подножия широкой лестницы покрытые вмятинами белые доспехи и расколотый щит с золотым соколом — подарок Изабеллы, — в которых Питер сражался с маркизом Морелла и победил его. Затем она сделала шаг назад и критически осмотрела здание.
Над каждым крылом здания возвышалась каменная башня, построенная с целью обороны; вокруг замка тянулся глубокий ров. Внутри круга, образуемого рвом и окруженного тополями и древними тисовыми деревьями, в южном углу замка, находился отгороженный садик с дорожками, с цветущим боярышником и другими кустами. В самом конце его, почти скрытый ивами, был каменный бассейн. Глядя на все это, Инесса сразу заметила: насколько позволяли обстоятельства и климат, Питер, устраивая этот сад, скопировал другой, в далеком южном городе Гранаде, скопировал вплоть до ступенек и скамей. Она повернулась к нему и с невинным видом сказала:
— Сэр Питер, вы не возражаете погулять со мной в этом саду сегодня вечером? В этой башне, кажется, нет никаких окон.
Питер стал красным, как шрам на его лице, и, смеясь ответил:
— А вдруг одно найдется? Пойдемте в дом, Инесса. Никого здесь не встретят с большим удовольствием, чем вас, но я никогда не буду больше гулять с вами наедине в саду.
Романы Г. Р. Хаггарда
В 1867 году в Южной Африке, близ города Кимберли, были открыты алмазные россыпи.
Событие это имело для страны, на территории которой обнаружились невиданные залежи одного из самых драгоценных камней, поистине неисчислимые последствия. В патриархальную страну скотоводов-буров и отсталых негритянских племен хлынул буйный поток авантюристов, спекулянтов, искателей легкой и быстрой наживы. Со сказочной быстротой возникали сказочные состояния, вчерашний бродяга становился богачом.
В Англии, которая еще в начале века обосновалась на южной оконечности африканского материка, захватив здесь основанную нидерландской Ост-Индской компанией Капскую колонию, теперь, после открытия алмазных россыпей, вспыхнул живейший интерес к этой земле, таившей в своих недрах такие богатства. Англичанам далекая Южная Африка представлялась таинственной, сказочной страной, которая так много обещает всем, кто проникнет вглубь материка.
До тех пор английскому правительству казалось достаточным владеть в Южной Африке опорными пунктами в виде Капской колонии и Наталя. Но с открытием алмазных россыпей положение изменилось. Могла ли старая колониальная Англия допустить, чтобы такие сокровища попали в чьи-то чужие руки? Алмазные россыпи оказались на землях одного из местных негритянских племен, но на эту же территорию претендовала и Оранжевая республика буров. Богатый колониальный опыт английского империализма подсказал выход.
В 1871 году английское правительство просто-напросто предписало губернатору Капа занять территорию алмазных россыпей. Через пять лет английское правительство уплатило Оранжевой республике за эту территорию жалкую сумму в 90 тысяч фунтов стерлингов.
Началась эпоха безудержной английской колонизации Южной Африки. История этой колонизации, в соответствии с традициями английской колониальной политики, изобиловала вооруженными нападениями на мирных жителей, провокациями, убийствами, натравливанием одних негритянских племен на другие или на буров.
Свидетелем и участником этой колониальной эпопеи — во всяком случае, первых ее этапов — суждено было стать будущему писателю Хаггарду.
В английских аристократических семьях издавна существовала традиция посылать молодых людей в колонии, где они должны были проходить жизненную школу, необходимую для представителей правящего класса.
В те годы, когда начиналась жизненная карьера юного Хаггарда, самой привлекательной точкой на земном шаре была Южная Африка. И девятнадцатилетний Хаггард в 1875 году отбыл в Южную Африку в качестве личного секретаря английского губернатора Наталя.
Юному секретарю губернатора пришлось немало попутешествовать по английским владениям в Южной Африке, довелось побывать среди негритянских племен, познакомиться с их обычаями, пережить много приключений. И надо отдать должное Хаггарду — он оказался человеком наблюдательным, с живым и любознательным умом. Его письма к родителям полны подробных и живописных описаний его путешествий, южноафриканской природы, встреч с негритянскими вождями. С живым волнением, например, описывает Хаггард в одном из писем "охоту за колдунами", которую ему случилось наблюдать в негритянской деревне. Впоследствии это описание послужило материалом для одного из наиболее впечатляющих эпизодов романа "Копи царя Соломона".
В 1877 году английское правительство захватило Трансвааль. Хаггард в это время входил в штаб специального уполномоченного английского правительства Шепстона. Впоследствии будущий писатель стал председателем суда в Трансваале.
Хаггард оказался свидетелем того, как восстали буры против английских угнетателей, как развивались события первой англо-бурской войны (1880–1881), которая закончилась полным поражением англичан.
Вернувшись в Англию, Хаггард посвящает себя занятиям литературой. В 1882 году он выпускает книгу "Кечвайо и его белые соседи", в которой рассказывает о воинственном вожде зулусов, возглавившем борьбу против англичан. Вслед за тем он выпускает еще две книги. В одной из них Хаггард рассказывал о поражении английской армии во время первой англо-бурской войны. Все эти книги успеха у читателей не имели.
Между тем интерес к Южной Африке в Англии отнюдь не пропал. Было ясно, что английский империализм никогда не смирится со своим поражением и будет и в дальнейшем пытаться прибрать к рукам несметные богатства Южной Африки. Один из виднейших представителей английского империализма, Сесиль Родс, задался целью скупить все алмазные рудники и создал для этого акционерную компанию "Берс Консолидейтед Майнз". Позже, когда в Трансваале были открыты богатейшие в мире золотые россыпи, Родс и их почти целиком захватил в свои руки.
Забегая вперед в изложении событий, напомним читателю, что в 1899 году английское правительство начало новую войну против буров. Героическое сопротивление свободолюбивых бурских республик вызвало горячее сочувствие во всем мире. Несмотря на колоссальный перевес в силах, англичанам не удалось добиться быстрого и решительного поражения буров, и только в 1902 году эта позорная для Англии война окончилась тем, что независимые бурские республики были превращены в английские колонии и британский империализм овладел богатейшими в мире месторождениями алмазов и золота. Но всему этому еще предстояло свершиться, а пока что начинающий писатель Хаггард трудился над новым своим романом. Роман этот, названный им "Копи царя Соломона", вышел в свет в 1886 году и в несколько дней составил славу его автору.
Шумный успех нового романа Хаггарда был вызван прежде всего лихорадочным интересом английской публики к Южной Африке и ее сокровищам. Роман давал пищу взбудораженным умам, распалял воображение описанием богатств, с незапамятных времен скрытых в таинственных горах в глубине африканского материка.
Многие наивные читатели приняли выдумку Хаггарда за правду и писали ему письма, умоляя сообщить им точные координаты копей царя Соломона. А один энтузиаст написал Хаггарду, что, несмотря на его отказ сообщить местонахождение сокровищ, он снаряжает экспедицию для поисков алмазных копей царя Соломона.
Однако секрет успеха "Копей царя Соломона" заключался не только в этом. В противном случае роман умер бы, как только снизился интерес читающей публики к Южной Африке и ее сокровищам. Но роман Хаггарда продолжает жить и волновать сердца юных да и взрослых читателей многих поколений. Роман этот был переведен на многие языки, и до сих пор его продолжают издавать во многих странах мира.
Не говоря уж о том, что в этом романе со всей силой проявилось мастерство Хаггарда в построении острого и напряженного приключенческого сюжета, необходимо отметить высокие литературные достоинства романа, не столь уж часто встречающиеся в произведениях приключенческого жанра, в которых главным, а иногда и единственным компонентом считается динамичный сюжет.
В романе Хаггарда живут и действуют ярко и убедительно написанные герои. И главным успехом Хаггарда следует считать образ старого охотника Аллана Квотермейна, от лица которого ведется повествование. Характерная интонация старого охотника, щедро сдобренная грубоватым юмором простого и много повидавшего на своем веку человека, окрашивает весь роман, придает ему неоспоримую прелесть. С симпатией и живым воображением выписаны Хаггардом и другие его герои, вместе с Квотермейном отправляющиеся в опаснейшее путешествие на поиски пропавшего брата сэра Генри Куртиса. Герои Хаггарда подкупают читателя своей отвагой, прямотой, благородством своих поступков.
Роман "Копи царя Соломона" можно было бы отнести к жанру так называемого "колониального" романа, получившему широкое распространение в Западной Европе в конце XIX и особенно в начале XX века. Но одна весьма существенная черта отличает его от всей массы "колониальных" романов. Подавляющее большинство произведений этого жанра всегда несли и несут в себе иногда более, иногда менее замаскированную идею превосходства белой расы, воспевают "цивилизаторскую" миссию белых колонизаторов. Все это расцвечивается "восточной" экзотикой, не имеющей, как правило, ничего общего с подлинной действительностью.
Вот этих отталкивающих идей "колониального" романа нет в "Копях царя Соломона". Хаггард в своем романе пишет о зулусах и других негритянских племенах не только с глубоким знанием их обычаев, которые он имел возможность изучить на месте, но и с симпатией, подчеркивая их прямодушие, благородство и честность. Недаром его герой, Аллан Квотермейн, заявляет, что среди чернокожих он встречал не меньше подлинных джентльменов, чем среди белых.
Успех "Копей царя Соломона" подтолкнул Хаггарда на создание целого ряда романов, в которых писатель, стараясь максимально использовать открытую им "золотую жилу", продолжал черпать сюжеты для своих произведений из южноафриканской жизни. Попробовал Хаггард написать и продолжение "Копей царя Соломона", назвав новый роман по имени героя — "Аллан Квотермейн". Однако литературный уровень всех этих романов оказался значительно ниже прославившей его книги. В некоторых из них повторялся с известными вариациями сюжет, уже использованный в "Копях царя Соломона". Нехватку жизненного материала писатель стал восполнять модным в те времена мистицизмом, все более явственно стали проступать в его романах идеи империалистического господства белой расы.
Есть, однако, в творчестве Хаггарда раздел, представляющий интерес и для советского юного читателя. Это его исторические романы.
Сюжеты своих исторических романов Хаггард черпал в эпохах, богатых бурными событиями, острыми столкновениями, войнами и религиозной борьбой. В подобных исторических событиях он находит динамичный сюжет, яркие, резко очерченные характеры. Хаггарда заинтересовывает история завоевания Кортесом древнего государства ацтеков, находившегося на территории нынешней Мексики, и он создает увлекательный исторический роман "Дочь Монтесумы". Легендарной эпохе викингов посвящает Хаггард роман "Эрик Светлоокий".
В этом жанре Хаггарду удавалось сочетать увлекательный приключенческий сюжет с тщательным воспроизведением основных исторических фактов.
Исторические романы Хаггарда отличает и еще одна характерная черта: симпатии автора, как правило, принадлежат угнетенным. В романе "Дочь Монтесумы", например, Хаггард не жалеет черной краски для изображения испанских завоевателей, показывает их безграничную алчность, жестокость, коварство. Испанцам противостоят миролюбивые и благородные ацтеки, защищающие свою родину от кровавых захватчиков.
Не исключено, конечно, что при изображении Испании и испанцев пером Хаггарда водила не только симпатия к угнетаемым народам, но и память о том, что на протяжении веков Испания была самым опасным и сильным соперником Англии. Английскому читателю всегда приятно было читать о том, как смелый и честный англичанин побеждает коварного испанца.
Все эти отличительные черты исторических романов Хаггарда читатель нашел и в "Прекрасной Маргарет", включенной в данный том.
Хаггард избрал для этого, одного из лучших своих исторических романов последнюю четверть XV века — эпоху, являющуюся и для Англии и для Испании историческим рубежом в борьбе абсолютистской монархии против феодальной раздробленности.
В Англии, истощенной и обескровленной длительной и ожесточенной борьбой между двумя феодальными группировками — Ланкастерской и Йоркской — за английский престол, борьбой, известной в истории под именем войны Алой и Белой розы, пришла к власти новая династия — Тюдоров. Генриху VII, в шестой год правления которого происходит действие романа, основателю новой династии, удалось утвердиться на престоле и успешно бороться с крупными феодалами. Английский историк А. Мортон пишет о нем: "Генрих VII, основатель новой монархии, был в полном смысле слова символической фигурой. Королевство он завоевал с помощью оружия, а укрепил свою власть скаредностью, хитростью, дипломатией и двурушничеством. Этот человек был живым воплощением всех добродетелей и пороков возвышающейся буржуазии, которая процветала под защитой тюдорского режима и чьей поддержке его режим был обязан своей прочностью".
И хотя действие "Прекрасной Маргарет" в основном происходит в Испании, а Англии уделено сравнительно мало места, Хаггард сумел отразить историческую обстановку Англии того времени. Его герой, Питер Брум, беден, потому что его отец был сторонником короля Ричарда III и погиб в битве при Босворте, в которой одержал победу Генрих Тюдор. Немногочисленными, но точными деталями Хаггард показывает Генриха VII — его еще непрочное положение на престоле, необходимость поддерживать дружеские отношения с Испанией.
В Испании же после многовекового периода раздробленности в это время завершилось объединение страны, оформленное династическим браком Изабеллы, королевы Кастилии, и Фердинанда, короля Арагона. Королевская власть беспощадной рукой усмирила буйных сеньоров, неустанно воевавших друг с другом. Бандитские шайки, состоявшие на службе у крупных феодалов или находившиеся под их покровительством, грабили страну, взимали дань с городов, держали в страхе население. Государство, то есть королевскую власть, сеньоры фактически не признавали, мешая королевским чиновникам взимать подати, вершить суд, подавлять мятежи.
Для усмирения сеньоров была создана эрмандада — вооруженная сила, с помощью которой королевской власти удалось подавить мятежи феодальной знати и повести борьбу с бандитскими шайками, опустошавшими страну. В Галисии в 1480 году после подавления смуты было снесено сорок шесть замков и множество людей осуждено на смертную казнь.
Отголоски этих феодальных смут и династической борьбы, предшествовавшей воцарению Изабеллы и Фердинанда, слышатся в "Прекрасной Маргарет". Маркиз Морелла, побочный сын принца Виана, законного наследника арагонского престола, мечтает с помощью других грандов свергнуть с престола своего дядю, короля Фердинанда; шайки бандитов еще держат в страхе путешественников на больших дорогах; вооруженные отряды Святой эрмандады охраняют порядок.
Отправив своих героев в Гранаду, Хаггард тем самым нашел средство показать еще одну сторону политической истории Испании того времени, а именно — последний этап продолжавшейся несколько столетий борьбы за освобождение Испании от господства мавров. К моменту действия романа на территории Испании оставалось последнее государство мавров — Гранадский эмират. Война, которую вели Фердинанд и Изабелла против мавров, протекала с переменным успехом. Задача испанцев облегчалась тем, что Гранадский эмират был ослаблен внутренними смутами и борьбой за султанский престол. В 1482 году мавры нанесли серьезное поражение испанцам под Лохой, но как раз в этот момент в Гранаде подняли восстание два сына царствовавшего султана Абульхасана — Абу-Абдаллах Мухаммед и Абу-Абдаллах Юсуф, которые опасались, что отец казнит их по наущению рабыни Зорайды, ставшей его возлюбленной. Один из братьев, Юсуф, был убит в этой борьбе, а другой, Абу-Абдалла, или Боабдиль, в итоге был провозглашен эмиром Гранады. Испанцы воспользовались создавшимся положением и вновь открыли военные действия против Гранады, но были разбиты. Однако вскоре, в битве под Аусеной, кастильцы разбили мавров и захватили в плен Боабдиля. Фердинанд, умевший воевать не только оружием, но и коварством, освободил Боабдиля, объявил его своим союзником и помог ему вновь завладеть гранадским престолом. Нарушив затем союзный договор с Боабдилем, Фердинанд в 1487 году захватил Малагу. В 1490 году кастильские войска осадили Гранаду, но вынуждены были отступить. Наступила недолгая передышка в военных действиях. Вот к этому моменту и относится действие романа "Прекрасная Маргарет". В эпизодах, связанных с Гранадой, Хаггард отчетливо показывает атмосферу ожидания новой войны. Действительно, в 1491 году Фердинанд подступил к стенам Гранады, и после многих месяцев осады Гранада сдалась. Последний оплот мусульманства на Пиренейском полуострове был уничтожен.
Значительное место в "Прекрасной Маргарет" занимает инквизиция. Преследование инквизицией еврея Джона Кастелла составляет одну из центральных сюжетных линий романа. Хаггард сумел убедительно показать роль инквизиции в политической жизни Испании, раскрыл гнусность и жестокость, с которыми проходило преследование евреев и еретиков.
В Севилье кастильская инквизиция была учреждена в 1480 году. Она была подчинена королевской власти и сыграла виднейшую роль в укреплении монархии. Маркс писал, что в Испании "благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма".
Для иллюстрации этого положения достаточно привести один пример: только за первые восемь лет существования инквизиции, по свидетельству одного современника, в Севилье было осуждено на казнь семьсот человек и приговорено к пожизненному заключению или к суровым наказаниям пять тысяч. За свое религиозное рвение, выражавшееся в преследованиях и уничтожении евреев и еретиков, Фердинанд и Изабелла получили прозвище "католических королей". Маркс в "Хронологических выписках" называет Фердинанда и Изабеллу "канальями мужского и женского пола", а Изабеллу квалифицирует как "фанатичную свинью", "ханжу" и "католическую скотину".
В "Прекрасной Маргарет" Хаггард показал и такую весьма существенную черту инквизиции, как обогащение за счет преследуемых. Всякое наказание сопровождалось конфискацией имущества казненного или осужденного, и за счет этих поступлений богатела королевская казна и служители инквизиции.
Несомненным достоинством романа "Прекрасная Маргарет" является осуждение автором расовых и религиозных предрассудков.
Хаггарду удалось в этом романе воплотить исторические черты эпохи. Следя за увлекательными приключениями героев романа, читатель оказывается в атмосфере эпохи, ему становятся понятны политические и религиозные страсти того времени, он начинает представлять себе быт и нравы средневековых Англии и Испании.
В заключение следует сказать, что творчество Г. Р. Хаггарда не заняло большого места в английской литературе. Но лучшие его приключенческие романы по-прежнему привлекают живой интерес юных читателей.
Б. Грибанов
|
The script ran 0.047 seconds.