1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
— Ты действительно готов на все, чтобы ее спасти?
— Да.
Я был абсолютно уверен в этом. Роза — моя жена, и я ее люблю.
— Готов даже рискнуть жизнью?
— Да. Тысячу раз да.
Раввин пристально смотрел на меня своей душой, я это чувствовал. Он пытался понять, правду ли я сказал. Мое сердце отчаянно колотилось. Я ждал.
— В таком случае выход есть. Договорись с врачами о том, когда они выключат аппараты. Мы попробуем вылететь одновременно с ней. Уцепимся за ее пуповину и, потянув обратно, но так, чтобы она не оборвалась, попытаемся вернуть Розу к жизни. Может быть, удастся. Ты летишь с нами и сам будешь ее спасать.
189. Полицейское досье
Рапорт в компетентные органы
Акт насилия в отношении танатодрома «Бют-Шомон». Следует ли вмешаться?
Ответ компетентных органов
Пока нет.
190. Великий полет
Это возможно. Я уверен, что это возможно. Костлявая не приберет мою Розу. Я помчался в больницу.
Дежурный по реанимационному отделению так и не понял, почему это я настаиваю, чтобы смерть моей жены наступила ровно в 17 часов, но все же он заверил меня, что я принял правильное решение. Лучше прибегнуть к эвтаназии, чем поддерживать жизнь человека, обреченного на растительное существование. Он с готовностью уступил моей просьбе. От убитых горем семей он уже слышал и не такие требования. Он пообещал мне, что не будет отрывать взгляда от часов, начиная с 16 часов 55 минут 00 секунд.
Ночью я не спал. Хороших снов не добьешься, если все время повторять себе, что завтра придется добровольно умереть. Я видел кошмары наяву, пытаясь вообразить, какие пузыри воспоминаний будут меня атаковать, чтобы посечь на лоскутки, и какие тайные пороки обнаружит во мне красная страна.
Я заставил себя позавтракать, потом плотно пообедать, после чего принялся вместе с Фредди отрабатывать ту фигуру, которой мы будем пользоваться для спасения Розы. В этот раз планировалась не пирамида, а плоская конструкция, похожая на ленту, при помощи которой мы надеялись вытащить обратно мою жену.
Я буду в центре, удерживаемый двумя страсбургскими раввинами за руки, а за ноги — двумя монахами-таоистами из Шаолиня, летящими туда по таинственным политическим причинам. Я понятия не имел, что именно пообещал им Фредди, чтобы они согласились к нам присоединиться, но в полетном зале я обнаружил восемнадцать других раввинов, тринадцать тибето-буддистских монахов и, конечно же, Стефанию.
Не будучи особенно уверенным в своих способностях к медитации, я тщательно проверил свои химические «ракетоносители».
Мы все облачились в белую униформу танатонавтов. Каждый вглядывался в экран, где отображались линии наших сердцебиений и электроэнцефалографической активности.
Мои спутники уже закрыли глаза, готовые сдавить грушу выключателя при сигнальном звонке. 16 часов 56 минут, гласил индикатор. 16 часов 57 минут…
Я собирался умереть во второй раз, но это будет моим первым добровольным вылетом. Несколько лет я отправлял других на Континент Мертвых, пришла пора и мне попасть туда! Я был уверен, что пропаду, умру раз и навсегда, но у меня не было выбора. Желание спасти Розу было сильнее опасений и сомнений.
16:57:10
Рука на выключателе стала липкой от пота.
16:57:43
По обеим сторонам от меня Фредди и Стефания выглядели особенно торжественно. В бассейне мы многократно репетировали наши па-де-де, чтобы добиться идеальной слаженности движений, чтобы пройти так далеко, насколько это понадобится. Фредди надеялся, что мы сможем достичь пятой коматозной стены. Я рассчитывал, что сумею перехватить Розу задолго до Моха-5. У меня не было никакого опыта межзвездных полетов.
16:58:03
Стартовый зал погрузился в полумрак, чтобы нас еще больше расслабить. Григорианские псалмы мягко возносились к потолку. Сейчас я понимал, какой успокаивающий эффект могла иметь эта музыка на уходящих танатонавтов.
16:58:34
Внезапно распахнулась дверь. Словно в тайском театре теней, возник долговязый силуэт. Я его тут же узнал. Рауль. Он собирается заснять мое крещение смертью? Нет, он бросил на меня косой взгляд и, не колеблясь, натянул на себя белую униформу и прошел к стеклянному пусковому пузырю. Как и мы, Рауль сел в позу лотоса и взял в руку выключатель «ракетоносителей».
16:58:56
Опять распахнулась дверь. Грациозный силуэт с волной белокурых волос, на мгновение вспыхнувшей в свете мерцающих лампочек аппаратуры, направился к пусковому креслу. Как и Рауль, как и я, Амандина еще ни разу не уходила в полет. Сейчас она сделает это для Розы. Для меня.
Она была одета в одну из наших униформ. Впервые — если не считать ее свадьбы — я увидел Амандину не в черном, а в белом. Она подключилась к еще одной аппаратурной стойке и вонзила себе в руку иглу, сквозь которую через минуту хлынет в нее смертоносная жидкость.
16:59:20
Я улыбнулся. У меня действительно, по-настоящему, самые лучшие друзья на свете. И если правду говорят, что друг познается в беде, что ж, видно, так оно и есть. Их присутствие придало мне новых сил. Как же мне повезло, что я нашел этих ребят. У меня самые лучшие друзья на свете!
17:00:02
Первый, второй, третий арпеджо токкаты Баха. Третий звонок, извещающий, что вот-вот распахнется занавес, прячущий тропинку в небеса. Сезам, откройся! Сделай так, чтоб мы не врезались на том свете в непробиваемую стенку!
17:00:25
— Готовы? — спросил Фредди, обращаясь ко всем и ни к кому.
Двадцать восемь голосов прозвучали в унисон:
— Готовы!
Сколько раз я слышал эти слова, не задумываясь над их настоящим смыслом!
Раввин отсчитывал:
— Шесть… пять… четыре… три… два…
Не спрашивай себя: «Чем же это я здесь занимаюсь?» Стисни зубы. Сожми ягодицы.
— …один. Пуск!
Мокрой рукой я сдавил грушу выключателя. Представил, как ледяные растворы хлынули по моим венам… Я умираю!
191. Восточная философия
Ваш страх смерти не больше чем трепет пастуха, когда он стоит перед Властителем, готовым наложить на него десницу, чтобы оказать великую честь. Разве дрожащий пастух не чувствует радости, что удостоится королевской милости? Может быть, он даже сам не понимает, почему дрожит?
Ведь что есть смерть, кроме как новое рождение в ветре и растворение в небесах?
И что значит перестать дышать, кроме как освободить дыхание от волн беспокойства, чтобы суметь вознестись и найти Бога, не встречая больше никаких помех?
Лишь когда пьешь из реки молчания, ты можешь слагать подлинные гимны. Лишь достигнув вершины горы, ты сможешь наконец начать настоящее восхождение. И лишь когда земля завладеет твоими членами, ты сумеешь исполнить истинный танец.
Халиль Джебран. «Пророк».
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
192. Тот свет
Стефания права: пока сам не умрешь, не сможешь понять, что это такое.
Это невозможно описать словами. Я попробую, конечно, поделиться с вами теми эмоциями, что мне довелось испытать. Но все же имейте в виду (если вам, разумеется, еще не доводилось умирать), что мои слова не больше чем легчайшее прикосновение к подлинной сути.
Кое-какие из ощущений неизъяснимы, но я испытал их все, в день, когда ушел на тот свет, чтобы попытаться спасти жену, пока ее не перехватил Континент Мертвых, тот самый континент, что я так долго изучал.
Сразу после нажатия на кнопку пуска мне показалось, что ничего не произошло. Нет, серьезно, совсем ничего. Я даже решил встать и объявить всем, что вышла осечка и что надо попробовать еще раз. Я заколебался, боясь выставить себя в дураках, и решил подождать еще минут пять, на случай, если событие все же произойдет. Я новичок, но другие хорошо в этом разбираются. Если они не шевелятся, то, наверное, все в порядке.
Я зевнул. Это, наверное, анестетик действует. Мне кажется, будто я немного пьян. Кружится голова. Я переключил внимание на спину, чтобы держать ее прямо, как об этом сто раз напоминала Стефания.
Последняя отчетливая мысль была о Розе: я должен ее спасти. Я знал, что вот-вот умру. Накатили воспоминания. Я еще маленький и в первый раз катаюсь на американских горках. Тележка медленно ползет по пологому скату. Достигнув вершины, я думаю, что отдал бы все на свете, чтобы оказаться сейчас где-нибудь в другом месте, но тележка уже несется вниз, дети вокруг вопят то ли от ужаса, то ли от восторга, а я закрываю глаза и молюсь, чтобы эта пытка кончилась поскорее. Она не кончается. Меня бросает вправо, тут же влево, переворачивает вверх тормашками, не за что ухватиться, а в голове мелькает мысль, что вот так наказывают тех, кто боится!
Я чувствую, что засыпаю. Я легкий. Очень легкий. Кажется, можно взлететь, словно перышко. И правда… я уже летаю, как перышко! По крайней мере, это пытается делать одна часть моего тела, в то время как другая боится и инстинктивно цепляется за жизнь. Я люблю Розу всем сердцем, но меня так пугает смерть! Я не хочу покидать свой дом, свой квартал, бистро, друзей. Пусть даже мой лучший друг со мной в этом жутком испытании.
Все, что чувствую я, чувствует Рауль. Все, что меня страшит, должно быть, точно так же страшит и его. И вдруг происходит странная вещь. Какая-то опухоль вырастает прямо из макушки, тянет мою кожу, будто за волосы, тянет и тащит вверх. Как мне остановить это страшное, что происходит со мной? Сердце бьется так медленно, что я не могу шевельнуться. Бессильный, я присутствую при том, как из моего черепа рождается еще один я, до сих пор мне неведомый, о котором я ничего не знал. Мое сознание балансирует, как на лезвии ножа. Остаться здесь, внизу, с телесным я, сидящим по-портняжьи, или же уйти вверх, с новым я, отпочковывающимся из моей же головы?
Меня тянет и тянет наружу.
Все кружится, стерто, размыто. Исчезает чувство времени. Малейшее мое движение занимает столетие. В реальности это, конечно, длится долю секунды. Возбуждение, радость. Из моей головы выходит рог. Точнее, рог, оканчивающийся моей головой. Моей головой. Моей «другой» головой. Меня словно расщепляет надвое. Меня двое, и в то же время будто я сам себе чужой. Я умираю, а рог все растет, великолепный, белый, призрачный.
А сейчас у него две руки, и он упирается мне прямо в родничок, чтобы легче было выйти из черепа. На его вершине раскрывается рот и издает неслышный стон. Моя вторая голова плачет, высвобождаясь из моего тела. Как при рождении. Мое физическое тело рождает мою душу. Ослепительный свет. Щекотно. Боль и наслаждение. Я вижу мир своими обычными глазами и сквозь зрачки моей души. Душа особенно внимательно следит за тем, что происходит у меня в спине.
Я в страхе понимаю, что теперь в моей телесной оболочке нас двое. Тот, «другой», продолжает выходить. Это уже не рог, а вытянутый воздушный шарик. Я вижу его, и он видит меня.
Вы не поверите, что творится при декорпорации!
Мое «я» колеблется: остаться спрятанным в моем теле или уйти в воздушный шарик, у которого уже появляются ноги. «Вернись», — умоляет тело мою душу. «Иди», — уговариваю я. Я думаю о Розе, обо всех моих друзья, сидящих вокруг и рискующих жизнью ради помощи мне, и силой воли я цепляюсь сознанием за прозрачное существо, выходящее из макушки моей головы. Я — другой я. В новом прозрачном теле.
Вспышка.
Эктоплазма. Я превратился в эктоплазму. Шар, вышедший из моего черепа, уверенно принимает форму моей головы, вытягивает мою прозрачную шею, расправляет мои прозрачные плечи, прозрачный торс, прозрачные руки, живот, ноги, ступни — все прозрачное. Я сам себе отливка, только не из чугуна, а из эктоплазмы! Словно длинная, сморщенная и вся перевитая кишка, прозрачный кабель, сцепленный с моим пупком, связывает меня с каким-то типом, сидящим в кресле в позе лотоса. Надо же, этот тип — я сам!
Я превратился в душу и вижу, как вокруг меня вылупляются другие души. Сорок душ, плавающих под потолком танатодрома, и сейчас мне очень хочется уйти далеко ввысь.
Спокойный и уверенный Фредди, наш небесный регулировщик, знаком велит нам подниматься. Вперед, за слепцом! Ладно, но что делать с потолком?.. Фредди уже прошел сквозь него, за ним ушли все священнослужители, Рауль и Амандина. Я остался один и вижу сорок тел, неподвижных и безжизненных, как изваяния. Как мне повторить их трюк? Я же не стенопроходец! Но отстать гораздо страшнее. Собрав всю свою смелость, я закрываю прозрачные глаза и — хоп! — проскакиваю сквозь потолки и перекрытия, взлетаю этаж за этажом, и вот уже терраса и крыша.
Остальные поджидают меня. Вместе мы поднимаемся в небо. Париж с высоты — это умопомрачительно! Я все еще разглядывал собор Парижской Богоматери, когда в нас врезался сверхзвуковой самолет. Слишком поздно отскакивать в сторону, но самолет спокойно проходит сквозь наши эфемерные тела. Я рассмотрел приборную доску в пилотской кабине и внутренности бортмеханика. Фантастика, я отсканировал реактивный самолет!
Фредди оторвал меня от восторженных наблюдений. Надо торопиться, если мы не хотим упустить Розу. И действительно, мы слишком поздно добрались до корпуса больницы Святого Людовика. Роза уже ушла и теперь находится между нами и Континентом Мертвых.
Я буду виноват, если мы ее не найдем. Я задержал всю группу, не решаясь взлететь сквозь потолок. Фредди приказывает нам мчаться изо всех мысленных сил. Мы летим, наверное, раза в три быстрее скорости света, подрезая один солнечный луч за другим. Бззз… бззз… Проходим Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун и… бззз… вот уже межзвездное пространство!
К счастью, эктоплазмы нечувствительны к отсутствию кислорода и законам гравитации, не испытывают ни голода, ни жажды. Мы знаем, что здесь царство ледяных температур, но нам ни горячо ни холодно. Эктоплазма — транспорт будущего! Душа не знает никаких препятствий, побивает все рекорды скорости и практически ничем не рискует (за редким исключением в виде наших религиозных войн).
Я позабавился видом крошечной ракеты, где сидели русские космические пираты, отправившиеся на поиски черной дыры, центра нашей Галактики, когда ее обнаружила Роза. Их экипаж совершенно не прореагировал на мои помахивания и заговорщицкие подмигивания.
Раввины показывают знаками, что надо торопиться. Хорошо, но как именно можно ускориться? Оказывается, запросто, достаточно лишь об этом подумать. Все такое новое, такое странное, такое неизвестное, чтобы сразу охватить моими узенькими островками воображения.
Стефания мне улыбается. Может, она и прозрачная, как и другие, но я ее тут же узнал. Мы летим плечом к плечу, меж звезд и планет. Справа от меня я вижу Рауля, Амандину и Фредди. Вся наша эктоплазменная танатоэскадрилья летит, планирует, мчится к Континенту Мертвых.
Вскоре я замечаю Розу. Она далеко впереди и, да, направляется прямо, все время прямо, к… смерти. К Смерти, материализованной в виде колоссального многоцветного ореола: входа в черную дыру. Слушайте, да как же ее назвали черной, ведь она такая яркая! Засасываемые ею планеты и звезды взрываются фантасмагорическим фейерверком, образуя бурлящий галактический венец. Звезды, еще не полностью поглощенные, под действием релятивистского эффекта скорости, с которой они проваливаются вниз, изменяются и превращаются в розовые, белые, красные, фиолетовые пятна, вспыхивающие лепестками и жгутами слепящего пламени. Даже свет, такой быстрый, и тот здесь отклоняется. Лучи гнутся, свиваются, танцуют спиралями, скрученные абсолютным магнитом.
Волшебное зрелище, но слишком быстро проносится мимо.
Вокруг летят сегодняшние покойники, устремляясь к манящему свету, нетерпеливо стряхивая с себя свои пуповины. Среди них серебристым шнуром бьется оторванная нить Розы. На мгновение проносится мысль, что все кончено. Но нет, Фредди считает, что ее еще можно вернуть. В то же время он сигнализирует, что пора проследить за защитой своих пуповин.
По его команде наша эскадра выполняет перегруппировку, чтобы лучше переплести свои спасательные тросы. Это меня несколько обнадеживает. Словно у нас сложное альпинистское восхождение, но зато с отличной страховкой.
Наша группа согласованно скользит в распахнутый зев черной дыры. Ее диаметр немыслимо огромен: наверное, несколько миллионов километров!
Чем ближе мы подходим, тем ярче палит световой ореол, распахивая все новые и новые внутренние круги. Феликс был прав: это не корона, а воронка. Уже видны стенки, нескончаемым коридором уходящие вглубь.
Я тяну свои прозрачные руки к Розе, туда, в бездну.
Мы достигаем берега. Вокруг нас и впереди будто разлито голубое неоновое море, едва освещаемое флюоресцирующим закатным солнцем. Со скоростью тысячи миль в час я ныряю в голубую волну, обдавшую меня мягким электротоком, успокаивающим и придающим силы. Как хорошо, что я здесь! Я знаю, что все будет хорошо, что бы ни случилось.
Меня пронзает пугающая мысль: а ведь Роза правильно сделала, что так сюда торопилась. Мы все ошибаемся, желая вернуться в мир.
Я встряхиваю головой, беру себя в руки. Моя жена уже ушла из поля зрения. Мы пускаемся галопом одной только силой мысли. Достаточно кому-то из нас о чем-нибудь подумать, как все уже знают, что у него на уме.
Я все набираю скорость. Это гигантская страна. Я, наверное, бродил бы здесь неделями и месяцами. Никогда прежде я не испытывал таких сумасшедших ощущений. Гонки на мотоциклах, спортивных машинах, прыжки в воду с отвесной скалы — ничто не может сравниться с этим опьянением скоростью.
Я лечу, скольжу, парю, вливаюсь в центральный источник света. Могучая сила овладевает моим восторженным, прозрачным телом. Я мерцаю, словно окружающее нас море. Светящиеся молнии срываются с кончиков моих пальцев.
У входа в водоворот толпится множество покойников. Я с трудом нахожу Розу.
Вслед за ней мы погружаемся в венчик звездного цветка. Он точно такой, как на рисунках, составленных по рассказам первых танатонавтов. Вокруг все вращается и засасывает нас. Фредди бросается вперед, чтобы схватить Розу, пока она не пробила первую коматозную стену, но та летит слишком быстро. Если ученики раввина не сумеют укрепить его пуповину, она тоже оборвется.
Роза исчезла.
Понимая, что мне страшно, Рауль хватает меня за руку, чтобы я вместе с группой нырнул в Мох-1.
Бульк!
Тут же выскочил гигантский монстр. Женщина в белом атласном платье и с маской скелета плавала в черном пространстве, как дирижабль, невесть откуда взявшийся в фильме ужасов. Я глох от ее скрипучего смеха. Я был словно комар перед этим существом, в десять, сотню, тысячу раз больше меня.
У женщины в атласном платье оказались великолепные формы. Она приподняла подол, обнажив длинные, элегантные ноги, которые принялась грациозно разводить в стороны. Грудь стала вздыматься, и декольте упало еще ниже, открыв моему взору умопомрачительную впадину.
Она по-прежнему смеялась, приглашая меня потеряться в атласных складках ее белого платья. Маска скелета пристально следила за моей реакцией, в то время как она сама стала уменьшаться в размере, чтобы оказаться более доступной.
Сейчас, когда ее рост уже был вполне разумным, я решил воспользоваться моментом и ухватился за края маски. Словно бритвой, они резанули меня по пальцам, заливая ладони прозрачной и липкой кровью. Невзирая на отвращение, я не отпустил добычу. Я тянул за нее изо всех сил. Там, под маской, находится нечто настолько важное, что я должен открыть эту тайну любой ценой.
Что прячется за маской этой женщины, которая так влечет меня?
Амандина? Роза? Моя мать? Рауль? Моя смерть, та самая смерть, которую я изучаю, чтобы восполнить нехватку я сам не знаю чего?
Медленно поднялась рука. Медленно начала снимать маску…
Вот сейчас она снимет ее совсем. И я вижу…
Не могу поверить! Вот этого я уж никак не ожидал!
А ведь, оказывается, все так просто…
193. Буддистская философия
Вот, о монахи, святая Правда о том, как подавить боль:
Уничтожение стремлений путем полного разрушения желания, запрета желания, отказа и освобождения от желания, недопущения желания.
Вот, о монахи, святая Правда о дороге, ведущей к подавлению боли. Это священная дорога с восемью ответвлениями, которые называются чистая вера, чистая воля, чистый язык, чистое действие, чистые средства к существованию, чистое прилежание, чистые воспоминания, чистая медитация.
«Поучения Будды»
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
194. Лицом к лицу со смертью
Я отшатнулся и попытался стать совсем незаметным.
Моя эктоплазма застыла в изумлении. Из пальцев перестала хлестать кровь.
Под маской скелета был скелет. Другая голова смерти. Женщина в атласном платье скинула с себя одну маску, чтобы показать еще одну, потом еще и еще… Их она сбросила уже, наверное, с сотню, этих совершенно одинаковых образов смерти.
Смерть — это вот что. Смерть — это смерть, которая есть смерть, которая есть смерть, и ничего, кроме смерти.
Это существо, или вещь, вновь приняла титанические формы. Ее ноги превратились в щупальца, чьим пленником я тут же оказался. Я сражался изо всех сил. Как же хорошо я понимал теперь ужас Брессона!
— Теперь ты пожалеешь, что попал сюда! — закричал скелет, вновь заливаясь скрипучим смехом.
Он опять превратился в женщину с маской, и я увидел, как тление охватывает ее руки, как распадается покрытая мокрой плесенью плоть. Пальцы проскочили сквозь мое эктоплазменное лицо, стремясь выдавить глаза.
Внезапно передо мной появился паук, облаченный в белый атлас.
Чтобы избавиться от него, я телепатически попытался применить магические формулы. Vade retro Satanas. Не помогло. На ум пришло заклинание страха из «Дюн» Герберта. Я начал читать вслух: «Я не знаю страха. Страх — это маленькая смерть, ведущая к полному уничтожению. Я смотрю в лицо своему страху. Я позволяю ему пройти сквозь меня. Я посмотрю внутренним взором ему вслед. И там не будет ничего. Нет ничего, кроме меня самого».
Я закрыл глаза и мысленно повторил каждую фразу.
Смех прекратился, и женщина в белом взорвалась пузырями света.
Одно яркое пятно осталось. Это тот самый центральный свет, что показывает нам дорогу. На его фоне я вижу тени своих друзей. Я бросаюсь к ним. Каждый сражается с монстром. Со своим личным чудовищем.
Фредди подтвердил: мы прошли за Мох-1. А Роза по-прежнему далеко впереди.
После первой коматозной стены цвет поменялся. Голубизна уступила место фиолетовому коридору, затем коричневому. Черные отражения. Оттенки ада?
Мы замедлили движение, облепленные пузырями воспоминаний, словно градинами необычной бури.
Коридор извивался, закручиваясь в пружину. Я все мчался и мчался к свету смерти, пытаясь не обращать внимания на ее укусы. Что за ощущение силы и мощи! Едва только прошло двадцать минут, как я покинул тело, как уже оказался на расстоянии сотен световых лет от него.
Никакого чувства потери, еще меньше — сожаления. Словно я просто сбросил заржавленные доспехи. Я думал, что они меня защищают, а оказывается, они сдавливали мою душу, мое дыхание, мой разум.
На эти доспехи я принимал удары, убежденный, что они оставляют всего лишь неглубокие царапины. Какая ошибка! Все задевало мою чувствительную оболочку. Я снова, один за другим, переживал удары, которые нанесла мне жизнь. Странно, но эти удары оставили меньше следов, чем раны, которые я сам нанес другим. Моя душа была словно дерево, на котором перочинным ножиком вырезали слова и воспоминания.
Все происходило очень быстро. Я пережил свое рождение. Вот мать заставляет меня есть кашу, вот я вновь боюсь высоты, когда отец подкидывает меня в воздух, вот первые прыщи и вызванный ими стыд, вот я попал под машину, гибель заключенных Флери-Мерожи, первое самоубийство Феликса, улюлюкающая толпа во Дворце конгрессов, оскорбительные письма, угрозы и мое вечное чувство вины. «Убийца! Душегуб!» — бросают мне в лицо люди, чьих имен я не помню. «Убийца, убийца, убийца, убийца», — твердит внутренний голос. «Ты убил сто двадцать три невинных человека». «Сожалею, Мишель, но, честно говоря, вы совершенно не в моем вкусе». Скверные воспоминания переплетаются со старыми кошмарами.
Я бы предпочел еще раз встретиться с женщиной в белом платье, чем переживать все это. Что ж, тем хуже. Придется предельно честно взглянуть в лицо собственному прошлому.
Роза тоже затормозила под градом пузырей воспоминаний. Что, если это поможет мне ее перехватить? Я приближаюсь с огромным трудом, борясь с ураганом событий своей жизни. Но все-таки я двигаюсь вперед. Еще немного, еще… Телепатически (так объясняются между собой эктоплазмы) я кричу ей: «Мы пришли за тобой, чтобы помочь тебе вернуться!» Роза не обращает на меня никакого внимания. Она встретилась со своей первой любовью. Это какой-то американский астроном. Когда он ее бросил, Роза попыталась его вернуть, занявшись теми же исследованиями, что и он. Она никогда мне об этом не говорила. Сейчас я лучше стал понимать ее чувства.
Она спорит с воспоминаниями о своем возлюбленном. Он говорит ей, что ему скучно с ней. Он говорит, что для двоих самое главное — никогда не скучать вместе. Она нежная и мягкая, но ему она не дает ничего особенного. Поэтому он ее оставил.
Роза бросается прочь вся в слезах. Я не успеваю сказать ей, что с ней никогда не бывает скучно. Она уже пересекла вторую коматозную стену.
Я не могу бежать за ней. Фредди тащит меня назад за серебристую пуповину. Он напоминает, что конечная цель этой экспедиции — вернуться живым на землю. Если я буду слишком торопиться, то оборву свою пуповину и не смогу ни помочь Розе, ни вернуться назад.
Фредди, Стефания, Рауль и Амандина берут меня за руки, и мы вместе проходим сквозь Мох-2.
Стефания уже не раз превозносила наслаждения красной страны, но я не мог и помыслить, что воочию увижу такие фантазии и извращения! Еще одна Амандина, та самая, которую я так долго желал, предстает передо мной нагой. На ней только чулки в сеточку, она пытается обнять меня. Я пробую отыскать настоящую Амандину, но та уже забылась в объятиях чернокожего Адониса с рельефными, будто лакированными, мышцами.
Изящные мальчики ласкают Рауля. Надо же, я и не подозревал о его тайных гомосексуальных наклонностях. Стефания, завсегдатай этого места, окружена группой нескромных юношей, отлично знающих, что можно сделать с самыми потайными уголками женского тела. На заднем сиденье «Роллс-Ройса» Роза отдается сказочному принцу.
Я хочу разорвать объятия Амандины из страны моих фантазий. Сейчас на ней обтягивающий черный кожаный костюм, контрастирующий с волнами белокурых волос. Ее лицо меня завораживает, и я ныряю между нежных грудей фантома, заливающегося дьявольским смехом.
Фредди окружен целым гаремом арабок, у каждой в пупке сверкает по бриллианту. Он срывает их шелковые вуали, словно лепестки маргариток.
Куда мы попали? Амандина моих снов щекочет мне шею ресницами. Нервный мотылек бьет шелковыми крыльями. Это моя фантазия? С ума сойти. Амандина улыбается мне, в ее глазах скачет безрассудство распутнейшей из женщин. А потом ротиком она берет меня за…
195. Полицейское досье
Рапорт в компетентные органы
Группа танатонавтов-экспериментаторов вылетела сегодня утром. Они пока еще застряли на второй территории. Следует ли вмешаться?
Ответ компетентных органов
Пока нет.
196. Буддистская философия
Если, несмотря на наши достоинства, мы ведем несчастливую жизнь, это должно быть обусловлено нашей прошлой плохой кармой.
Если, несмотря на нашу злобу и недоброжелательность, мы ведем счастливую жизнь, это тоже из-за нашей прошлой кармы.
Наши текущие поступки при первой же возможности приведут ко всем возможным последствиям.
Нарада Тера. «Доктрина Ренессанса».
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
197. В облаках
…берет меня за ухо и начинает покусывать. Это останется между нами, но мне такое очень нравится. Это я даже обожаю. В особенности за самый верх. И еще за мочку. И сзади за шею, это тоже приятно. Но не за кадык. С другой стороны, мне нравится за плечо. Она это хорошо умеет. Она знает все о моей чувственности! Этим она пользуется. Злоупотребляет даже. Потом Амандина моей мечты смелеет еще больше и…
Но тут Фредди, вырвавшись из объятий гурий, бросает клич и приказывает нам преодолеть свои сексуальные порывы. Мы хватаемся друг за друга и стягиваем вместе пуповины. Рядом со мной тяжело дышит даосский монах. Он знает, что мы идем в земли удивительные, но опасные.
Несколько раз мы пробуем перехватить Розу. Безуспешно. Она уже пересекла Мох-3 и присоединилась к толпе ожидающих.
Вслед за ней мы проникаем в оранжевую страну. Колонна покойников уходит вперед насколько хватает взгляда. Некоторые удивлены, что у нас до сих пор целые пуповины. «Это что, туристы, покинувшие мир живых?» Впрочем, большинство не обращало на нас никакого внимания.
Я ищу Розу в толпе.
Здесь батальоны солдат, убитых в экзотических войнах, жертвы опустошительных эпидемий, а вот погибшие в катастрофах. Мертвые, мертвые, еще мертвые, всех рас, изо всех стран. Прокаженные; приговоренные к электрическому стулу; сожженные на кострах; погибшие от пыток политзаключенные; неосторожные факиры; жертвы хронических запоров; путешественники, пронзенные отравленными стрелами; аквалангисты, дразнившие акул; моряки; трясущиеся алкоголики; параноики, выпрыгнувшие от своих воображаемых врагов в окно на десятом этаже; любители банджи-джампинга, излишне любопытные вулканологи; близорукие, не заметившие приближающегося грузовика; дальнозоркие, не увидевшие оврага под носом; страдающие астигматизмом, не разглядевшие ступенек в подвал; школьники, не знавшие, чем гадюка отличается от ужа…
Мы расталкиваем их локтями.
— Роза, Роза! — кричу я телепатически.
На меня оборачивается много женщин, которых звали Роза. Розы дикие, полудикие и домашние. Эктоплазмы и тех и других рассказывают истории своей жизни. Одна стала жертвой ревнивого супруга, другая была крестьянкой, которую застал в стоге сена старомодный папаша, третья умерла от старости, но так и не воспользовалась своим богатством, которое теперь уже промотали ее сыночки…
Я пробираюсь среди других покойников. Мертвые, мертвые, еще мертвые. Передозировка наркотика; муж избил до смерти; поскользнулась на банановой корке; подцепил грипп; обкуривался до хрипоты; я бежала марафон, я был гонщиком «Формулы-1» и не вписался в вираж; а я сажал самолет, но полосы не хватило; а мы туристы и думали, что Гарлем особенно красив ночью… Любители кровной мести; открыватели неизвестного вируса; иностранцы, попившие водички в странах третьего мира; жертвы шальных пуль; коллекционеры мин времен Второй мировой, грабители, нарвавшиеся на полицейских в штатском; угонщики автомашин с «сюрпризом», заряженным изобретательными владельцами…
Были тут и мотоциклисты, считавшие, что успеют проскочить перед бензовозом; водители бензовозов, считавшие, что у мотоциклистов достаточно ума, чтобы не проскакивать у них под носом; а также любители путешествовать автостопом, которые ничего такого не считали, но просто оказались у всех на дороге.
Больные, которым пересадили печень, обменивались впечатлениями с теми, кому пересадили сердце. Дети ругали родителей, которые не догадались пораньше прийти с работы, хотя их чада, игравшие в прятки, уже умудрились запереться в холодильнике.
Никакого напряжения. Здесь царил всеобъемлющий мир. Боснийцы прогуливались под руку с сербами. Корсиканские кланы заключали союзы любви и согласия. Моряк с океанского лайнера знакомился с пилотом космического корабля.
Фредди напомнил, что нет времени отвлекаться. Мы собрались вокруг него, готовясь составить фигуру, которую отрабатывали в лаборатории. Мы опирались друг на друга, чтобы сберечь свои пуповины, построив нечто вроде пирамиды. На вершине Фредди, Рауль и Амандина поддерживали меня плечами.
Увидев Розу, я мысленно передал ей, что мы собрались здесь, чтобы вернуться с ней домой. «Зачем?» — ответила она. Она считала, что ее час пришел. Надо знать, когда закончить существование, и Роза была довольна своим концом: она умерла, сумев достичь успеха в жизни. Она ушла, став счастливой, ее научные проекты завершены. Чего еще можно желать?
Я возразил ей, что она умерла, не родив ребенка, а я хотел иметь от нее сына. Она парировала, напомнив мне слова Стефании: «Проблема в том, что люди полагают себя совершенно незаменимыми на этой Земле и не могут все бросить. Какая самоуверенность!»
Она считала, что мир и так достаточно перенаселен, чтобы не огорчаться по поводу отсутствия у нас детей. И наконец, не желая более слушать меня, она устремилась вперед, расталкивая локтями покойников, стоявших в очереди.
Теперь моя жена и наша связка пересекли четвертую коматозную стену и добрались до страны познания.
Совершенно не задаваясь этим вопросом, я вдруг понял, почему E равно mc², и пришел к выводу, что это гениально. Я понял, почему человечество постоянно раздирают войны. Я даже увидел, где именно лежат давно потерянные ключи от машины.
Я получил ворох ответов на вопросы, которые никогда не задавал. К примеру, как сохранить пузырьки в открытой бутылке шампанского: надо только сунуть в нее серебряную ложку. (А ведь правда хорошая мысль!)
Я понял, что нужно без сожаления принять мир таким, каков он есть, и ни о чем не жалеть. Я понял, что единственным стремлением человека может быть только постоянный поиск самосовершенствования. Мой разум увеличивался с такой скоростью, что я думал, что мозг сейчас взорвется. Я понимал все: жизнь, бытие и много чего еще… Как же здорово все понимать! Как, наверное, был счастлив Адам, когда надкусил яблоко познания, и как, должно быть, ликовал Ньютон, получив другим яблоком по голове!
О да! Встреча со знанием, пожалуй, самое сложное испытание из всех.
Я продвигался вперед по дороге знаний. Больших знаний и маленьких. Знаний абсолютных и относительных. Внезапно я остановился, оглушенный новым открытием: я никогда никого не любил. Нет, конечно, я испытывал привязанность, нежность. Мне было тепло с друзьями, с людьми, с которыми мне нравилось быть рядом, общаться. Но действительно любил ли я кого-нибудь по-настоящему? Способен ли я вообще любить кого-то, кроме себя? Я сказал себе, что я не один такой, что таких, как я, должно быть много. Тех, кто никогда никого не любил. Но я не видел в этом ни самооправдания, ни самоутешения. Смерть открыла мне глаза на очень простую вещь: я вечно был перепачкан сентиментальными слюнями. Я думал, что любить нужно для того, чтобы быть счастливым.
Любовь — величайший акт эгоизма, лучший подарок, который ты можешь сам себе сделать. И вот пожалуйста! Оказывается, я никогда не был на это способен!
А Роза? Ведь я верил, что любил ее, я умер ради нее. А теперь выясняется, что я недостаточно любил ее. Роза, если только я тебя отсюда вытащу, если мы вернемся обратно, я сведу тебя с ума своей любовью — бесконечной и благодарной! Бедняжка, как она будет удивлена! Нет ничего более пугающего, чем великая любовь, которая внезапно обрушивается на того, кто все время старался сдерживать свои чувства. Это так страшно и в то же время великолепно! Как мне ее остановить, чтобы объяснить: я понял, что такое по-настоящему любить!
Я прибавил скорости, остальные сделали то же самое. Роза уже в конце туннеля. Увидев, как и все мы, полное знание, она пробила пятую коматозную стену и вошла в страну идеальной красоты.
Шлеп!
Вот это удар!
После многочисленных столкновений со страхом, желаниями, временем, знанием, — вот вам теперь чудесная зеленая страна, с ее цветами, растениями, ее удивительными деревьями, вспыхивающими разноцветными искрами, словно крылья бабочки. Как описать неописуемое? Я вижу абсолютно совершенное лицо женщины, я все ближе к ней, и она превращается в цветок с лепестками, расцвеченными, как витраж католического собора. Из прозрачных озер нам улыбаются рыбы с длинными, прозрачными, как хрусталь, плавниками. Рубиновые газели взлетают над всполохами северного сияния.
Это не галлюцинации. Идеальная красота извлекает на поверхность все мои воспоминания о прекрасном и доводит их до пароксизма восторга. Мои товарищи зачарованы собственными видениями. Черные мерцающие мотыльки витают над Раулем. Серебристые дельфины играют вокруг Стефании. Фредди окружен юными фавнами, чьи спины покрыты нежным бело-зеленым пушком. Откуда-то доносится послеполуденная прелюдия из жизни лесных затейников Дебюсси. Красота — это еще и музыка. И ароматы. Повсюду я чувствую легчайшие, мятные запахи.
Роза все быстрее устремляется к манящему центральному свету, который захватывает и меня самого, окутывая благотворными волнами.
Моя жена уже у шестой стены. Мох-6. Никто никогда еще не возвращался с этого рубежа!
Она торопится, рвется вперед. Ее больше не удерживает пуповина, и она мчится по дороге в Непознанное!
Шлеп!
Она на другой стороне. В «Терра инкогнита»!
Фредди делает знак изменить построение. Он требует создать широкое основание, переходящее в острую вершину. Фредди объявляет, что только мы двое попытаемся пройти на ту сторону. Он самый опытный из нас, а я единственный, кто способен убедить Розу вернуться.
Рауль подбадривает меня:
— Вперед, только вперед, навстречу неизвестному!
198. Суфийская философия
Я пришел из этой души, что есть источник всех душ,
Я из этого города, что есть родина безродных.
Дорога из этого города не имеет конца.
Иди, брось все, чем владеешь, ибо эта дорога и есть все.
В море верности я растворяюсь, словно крупица соли.
Не остается во мне ни атеизма, ни веры, ни убежденности, ни сомнения.
В моем сердце пылает звезда,
И в этой звезде прячутся семь небес.
Джалаладдин Руми.
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
199. Добрались
Фредди меня поражает. Он бесстрастно идет к этой границе, которую не пересекал никто. Пуповина бесконечно уже растянута, а он напирает, я же едва волочу ноги. Я уже устал от сюрпризов смерти. И все же я чувствую, что впереди таится тайна, последняя мистерия смерти.
Наконец я узнаю самый секретный из всех секретов. Жертвой чего может стать… мертвец? Здесь, за этим занавесом, сбываются все приключенческие и любовные романы. Здесь, за этим занавесом, реальность объединяется с фантастикой и все мифологии мира сливаются с точной наукой.
Я немножко колеблюсь, а потом устремляюсь вперед.
Вот она наконец, эта последняя территория Континента Мертвых.
Я вижу ее.
Мгновенно забывается Роза. Тайна из тайн, секрет из секретов, вечно открываемый людьми, я тебя вижу. Я тебя вижу, я тебя чувствую, я тебя слышу. Это конец. Это кладбище слонов. Здесь умирает свет, весь свет, здесь умирают звуки, все звуки. Души, все души. Мысли, все мысли.
Я вижу рай.
В моей голове взрывается миллион небесных музык. Обломки звезд посылают мне последнее, кроткое прости. Умирающая звезда и умирающий человек проходят одной и той же дорогой. Дорогой в рай.
Я бреду в тумане, ватными ногами загребая дымчатые вихри с драгоценной земли. Будто в приветствии, сами собой вздымаются мои прозрачные руки. Колени не держат, я падаю, обнимаю расплывчатую почву.
По ошибке — или по любви — я попал в рай. Как он прекрасен! Больше, чем все те видения идеальной красоты на шестой территории. Они были всего лишь репродукциями, копиями, имитациями. Истинная красота рая превосходит все.
Рай — моя единственная страна, единственная родина, единственный предмет моего шовинизма. Я здесь. Кажется, я всегда знал это место, я всегда понимал, куда уходит жизнь и откуда она возвращается. На Земле, там, внизу, я был лишь прохожим. Туристом на каникулах. Я — эктоплазма, я никогда и не был никаким Мишелем Пэнсоном. Я всего лишь только эктоплазма. Не был я этим бедным, глупым парнем, что звался Мишель Пэнсон.
Этот Мишель полный идиот, а я… Я такой легкий… Легкость — вот истинное, предельное достоинство. Единственное, чего я хочу, — остаться мыслящим паром. Я еще связан с Землей и моим телом. Юношеское заблуждение.
Я вижу Розу и люблю ее еще больше, чем на Земле. Зачем возвращаться в нашу тесную кожу, наши болезненные тела, наши мозги, забитые раздражающими беспокойствами? Нам хорошо вдвоем здесь. Нам незачем бояться времени. Нам вообще нечего бояться.
Мне смешно за всех этих танатонавтов, что ждут меня у входа в рай. Большей глупости трудно себе представить. Я вернулся в свою страну, в свой мир. Откровение из откровений. Я — у своего источника. Я вижу настоящее небо. Со стороны тот, другой, еще один из этих землян, кажется мне грязно-желтым. Белый, истинно белый цвет может существовать только в раю.
Я в раю. И подумать только, я хотел не дать его Розе!
Дымка рассеивается. Подо мной появляется длинная колонна мертвых. Она похожа на реку, а вдали кажется, этот поток разделяется. Я спускаюсь, чтобы лучше разглядеть это зрелище. Действительно, река душ расходится на четыре ветви и в середине человеческих душ сейчас я различаю души животных и даже растений. Наверное, у рая есть вторая дверь, через которую в него вливаются и эти души. Души морских анемон и водорослей, медведей и роз. У растений тоже есть души. Я это знаю, потому что сейчас я понимаю все.
Абсолютный синкретизм. Мы едины, и там, на Земле, мы все сообща страдаем. Надо жить, отринув от себя все насилие. Не причинять насилия никому, кем бы или чем бы он ни был. Никогда не причинять насилия. Этот закон жизни проникает в меня до самых кончиков пальцев, до корней волос. Я был не кем иным, как невежественным человеком, возжелавшим подняться в рай только за тем, чтобы мне измерили и показали всю степень моего невежества.
Река, увлекающая души людей, животных и растений, делится на четыре ветви. Какие книги, сваленные стопкой на Раулевом столе, говорили о том свете, омываемом четырьмя потоками? Об этом говорили индусы, и иудеи тоже. В голове пронеслась страница из тетрадки Рауля: «ИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Рай находится на седьмом небе. Ведут туда две двери. Они зовут к танцу и радости. Можно видеть четыре реки: из воздуха, меда, вина и благовоний…». «Рай омывается четырьмя реками», — гласит и Коран.
С одного края мира по другой, от одной древней цивилизации до другой, наши предки это знали и иносказательно описывали один и тот же пейзаж.
Четыре реки. Четыре водораздела. Четыре типа душ, не просто хороших и плохих, а, скорее, четыре тональности, будто бас, баритон, дискант и фальцет. Четыре вида существования души.
По стопам Розы мы с Фредди вливаемся в реки усопших.
И внезапно я вижу ангелов.
200. Христианская философия
Благословенные ясно узрят ответы на тайны, что подтвердят истину подчинения вере. Троица, перевоплощение, спасение, спрятанные провидением законы управления душами, управления миром и действиями людей, чья история слишком часто выглядит для нас загадкой или сплетнями. Они познают сверхъестественную заботливость Божеского пути в благочестии избранных и бесконечное чудо Божественной сути.
Монсеньор Эли Мерик
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
201. На краю
Издали они казались светлячками.
Ангелы.
Я сразу понял, кто они.
Ангелы рая.
Спектакль стоил всей этой дороги.
Фредди взял меня за плечи и встряхнул. Он кричал, что мы поклялись вернуть Розу в мир живых, а не остаться с ней на Континенте Мертвых. Умолял не забывать о цели нашей экспедиции. Он знал все мои мысли. Эти эктоплазмы все так быстро понимают!
Раввин говорил, и я постепенно приходил в себя. Наваждение кончилось. Смерть, я уже победил тебя, когда ты была женщиной в белом атласе. Ты меня больше не соблазнишь, даже появившись в облике рая.
Фредди был доволен. Он видел, что вернул покой моей душе. Даже рай слабее силы моей воли. Я знал, кто я такой. Чистая душа и бренная плоть, пока что еще не расставшиеся друг с другом. Я был духом и материей, а дух должен быть прочнее материи. Нужно сохранять равновесие между сердцем и разумом.
Я знал, кто я такой. Я знал, кто мы такие. Не две души среди прочих, а два танатонавта, выполняющих задание. Мы не мертвецы, а живые, способные исследовать Континент Мертвых и вернуться оттуда. И мы здесь для спасения Розы.
Мы проследовали по «медовой» реке усопших. Смешались с ними. Покойники остолбенело разглядывали нас, до сих пор влачивших за собой пуповины. Я понятия не имел, почему мы все еще их не оборвали, но они пока держались.
Четыре потока были очень длинными. Можно подумать, они все стояли в очереди к аэропортовым стойкам в период летних отпусков.
Изо всех сил я закричал: «Роза! Роза!» — и какой-то старик, выглядевший, будто его драли голодные кошки, встрепенулся и показал мне знаками, что она где-то впереди. «Должно быть, Роза уже миновала стоп-контроль и сейчас уже идет на взвешивание», — сообщил он.
— Да-да, — телепатировал он мне обреченно. — Кое-какие души тут в любимчиках. Их выхватывают прямо в зеленой стране и пропускают вперед, а мы тут стоим по несколько столетий. Знаете, как тут у нас…
— Постойте, вы говорите, она на взвешивании?
— Ну да. Душу взвешивают. Сейчас будут проверять, что она сделала хорошего и плохого в жизни, а потом решат насчет ее ближайшего перевоплощения.
— А где тут взвешивают?
— А вот идите прямо, там не ошибетесь. Все время прямо.
202. Даосская философия
Мудрец любит эту жизнь, пока она длится, и забывает ее ради следующей жизни. Пока он в ней, его «я» хранит Тот, чья душа объемлет все и вся.
Огонь для поленницы дров то же самое, что душа для тела. Огонь переходит на следующее полено, как душа переходит в следующее тело. Огонь распространяется, не угасая. Жизнь продолжается, не кончаясь.
Цуан-цзы.
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
203. Полицейское досье
Рапорт в компетентные органы
Вы запрещали нам вмешиваться. Их не остановили, и сейчас они уже здесь. Надеемся, что еще не поздно. Теперь разбираться придется вам.
Ответ компетентных органов
Ничего, разберемся.
204. Сколько весит душа
Хлюпая по белому туману, мы с Фредди продирались вперед среди душ, человеческих и нечеловеческих. Мы шли к долине, где вновь сливались четыре потока мертвецов. Последние же двигались и двигались к свету. Ангелы окружали их плотным кольцом.
На первый взгляд ангелы представляют собой такие же эктоплазмы, что вы и я. У них нет пуповин, но зато их окутывает фосфоресцирующее гало, по которому бегут многоцветные блики. Они увидели нас, и их гало запульсировало новыми фантастическими узорами, словно они могли выражать мысли, просто изменяя расцветку.
Они принялись подпрыгивать и вертеться, как поплавки, и потребовали объяснить, что это мы тут делаем с целыми пуповинами.
— Ищем одну женщину.
Один ангел сказал, что отвечает за работу бюро находок.
Я описал ему Розу. Он подтвердил, что она действительно прошла на взвешивание. Он указал мне вглубь, где над долиной четырех рек нависала гора света, окутанная туманом. С ее вершины исходил тот свет, что руководил нами с момента входа в рай.
Вместе с мертвыми мы стали подниматься по дорожке, ведущей к свету.
Над вершиной порхали три ангела, чьи ауры были еще ярче, чем у их предшественников.
— Эти ангелы не такие, как все прочие, — прошептал мне Фредди, — это архангелы.
И действительно, они брызгали искрами, в то время как покойники продвигались к ним, едва волоча ноги.
Раввин указал мне на Розу, которую над нами заливал свет горы и заметали искры от архангелов. Внизу же, у основания, группировались мертвецы, готовясь пройти по вызову судебного распорядителя.
— Следующий, — объявил один из архангелов.
А следующей была как раз Роза.
— Давай быстрее, убеждай ее вернуться с нами, — подтолкнул меня наш раввин.
Он больше не мог за мной следовать. Он держал обе наши пуповины, такие тугие, что казалось, они вот-вот лопнут. Мы и впрямь играли со своей жизнью. Я должен продолжать один, пока Фредди обеспечивает защиту страховочных тросов.
Я полетел к архангелам, крича чуть ли не во весь голос:
— Подождите! Пока вы не начали судить эту женщину, я должен сказать, что мы, живые, не хотим, чтобы она предстала перед вашим судом.
Архангел взглянул на меня безо всякого удивления. Его телепатический голос был мягким и обнадеживающим. Казалось, он готов выслушать наши аргументы. Этот агент смерти ничуть не выглядел пугающим. Он даже пытался меня утешить, а между тем вокруг нас стали собираться усопшие.
— Объяснитесь.
— Роза умерла, став жертвой бандитского нападения, и здесь ей нечего делать.
Два других архангела были столь же любезны. В этом свете они мне немного напоминали инопланетян из фильма Спилберга «Близкие контакты третьего рода».
Они спросили, по какому праву я позволил себе вмешиваться в их работу. Попутно они разглядывали стоявшего позади меня раввина с нашими пуповинами в руках.
— Вы хотите вернуть ее на Землю, мы правильно поняли?
— Да. Нас сорок живых, забравшихся сюда только за тем, чтобы ее спасти.
Три архангела собрались в кружок для оживленного обсуждения. Один из них размотал прозрачную нить с массой узелков и, со стороны казалось, считывал с нее массу интереснейшей информации.
Он задумчиво посмотрел на меня, потом на Розу, еще посоветовался с другими и наконец изрек:
— Раз сорок людей пошли на такой риск, эта женщина действительно все еще необходима в нижнем мире. Вам разрешается спуститься обратно, но мы не будем возвращать ей ее пуповину, если только она сама этого не попросит.
Роза заколебалась. С этого момента ее судьба была полностью в ее же руках. Я почувствовал, что душа моей супруги с удовольствием бы перестала играть в жизнь. Как и я несколько минут тому назад, Роза тоже подумала, что здесь находится ее настоящая страна, ее единственная родина. И в то же время что-то — может быть, любовь, которую она мне посвятила, — боролось с этим настроением.
Вокруг нас покойники и ангелы с интересом ждали, в какую сторону качнется стрелка.
— Везет же, ее до сих пор любят смертные! — прошептал один японец, оборвавший свою жизнь с помощью харакири.
Стоявший рядом младенец-мученик с ним согласился.
Один из ангелов дал понять, что впервые видит такое замешательство.
Другой радовался, что нам разрешили сюда подняться. Ситуация была и впрямь необычной.
Роза пристально глядела на архангелов. Те категорически отказывались давать ей советы. Если она хочет, то можно перейти к взвешиванию ее души. В противном случае она свободна и может возвращаться назад и продолжить чтение комикса ее существования, со всеми его взлетами и падениями, хорошими и плохими поступками. Человек сам отвечает за свою судьбу.
Стоя чуть поодаль, Фредди наблюдал за нами. Со стороны все это казалось свадебной церемонией в фантастическом белом соборе. Молодожены, я и Роза, лицом к лицу, а позади — длинная и серая цепочка приглашенных. Впереди гора света.
Роза сделала шаг к архангелам, потом второй. У меня перехватило дыхание, но вдруг она резко повернулась и бросилась в мои объятия.
— Простите меня, — сказала она, — но у меня еще столько дел внизу.
Ангелы, удивленные таким оборотом дела, переменились в цвете. Вся сцена, до сих пор отливавшая прозрачной желтизной, стала принимать более синий оттенок. Архангелы нам улыбнулись и замерли в ожидании. Вокруг принялись хлопотать херувимчики, крохотные, как стрекозы. Пуповина, которую я не замечал до самого последнего момента, выскочила из живота моей супруги и метнулась ко входу в черную дыру. Роза вновь подсоединена. Новая пуповина связывает ее душу и тело.
Мы подошли к Фредди. Он знал, что у нас все получилось.
Покойники нас приветствовали:
— Эй, ребята, в добрый путь на материальную Землю!
— Да на кой он вам сдался, этот материальный мир? — вздохнул американский психопат-убийца, поджаренный на электрическом стуле. — По мне, так лучше лопнуть, чем туда возвращаться. Если хотите знать мое мнение, жизнь — это сплошная долина слез.
Мы его не слушали.
Конечно же, возвращение было намного более приятным, чем полет сюда. Мы больше не беспокоились за свои пуповины. Мы спустились с горы света, прошли вдоль четырех ответвлений реки мертвых, потом вдоль основного потока. Словно лососи, мы, покойники, возвращались к своему источнику, который покинули по делам и вот теперь идем обратно.
За шестой коматозной стеной друзья ждали нас и встретили мысленными рукоплесканиями. Все это время они сгорали от нетерпения, беспокоясь из-за чрезмерного натяжения пуповин.
Рауль, Стефания, Амандина, китайские монахи и раввины, позволившие нам познать глубину жизни и коснуться дна смерти, радостно порхали вокруг. Мы неслись обратно, пробивая один Мох за другим.
Внизу промелькнули красота, знание, терпение, наслаждение, страх.
Вот уже выход из черной дыры. Снаружи жалко мерцали звезды. Жалко по сравнению со светом, сиявшим там, в глубине. Счастливые, мы летели домой, как вдруг на нас выскочила зловещая эктоплазменная банда.
205. Философия индуизма
Человек напоминает наволочку. Одна наволочка может быть розовой, другая черной и так далее, но внутри одна и та же подушка. То же самое с людьми: один прекрасен, другой уродлив, третий благочестив, четвертый гнусен, но во всех таится один и тот же Бог.
Рама Кришна.
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
206. Ложка дегтя
Мы все воображали, будто помирились с Горным Старцем, когда он остался без хашишинов и членов Коалиции, вернувшихся на путь здравого смысла. Не тут-то было. После нескольких политесов на нашем танатодроме его природа возобладала и принялась галопом отвоевывать отданные было позиции. Не имея в своем распоряжении мусульман, раз теперь между всеми религиями было подписано великое соглашение, он набрал себе небольшую группу танатонавтов-наемников.
Он телепатически бросил в нас фразу, что экуменизм всего лишь ловушка с усыпляющей приманкой для всех конфессий, позволяющая евреям завладеть раем.
Фредди возразил, что никто не является собственником Континента Мертвых и совершенно нормально, если священнослужители с готовностью отрицают какое бы то ни было насилие. Последний хашишин ответил, что он отлично знает, на что способны раввины, и не даст себя запутать.
Я с удивлением заметил в его группе верзилу Мартинеса, врага нашего детства, который едва не пролез в отряд тюремных танатонавтов. Сейчас он нас ненавидел, хотя мы в свое время спасли его от неминуемой гибели. Странно все же, что люди, навредившие вам, считают, что во всем виноваты вы сами. И если вы к тому же окажете им услугу, тогда их ненависть вообще уже не будет знать никаких границ.
Наемников было больше, чем нас, и я сильно испугался. Глупо все же умереть после такой эпопеи!
Но Фредди знал, что Горный Старец пришел за ним одним. Просто оттого, что Фредди стремился его понять и подружиться с ним после того, как Старец пытался убить его. Хашишины вели себя так же, как Мартинес.
Прежде чем мы смогли его остановить, Фредди, чтобы защитить нас, отцепил от нашей связки свою пуповину и попробовал выполнить отвлекающий маневр.
— Быстрее улетайте, — приказал он. — Если мы останемся вместе, не вернется никто.
Мы заколебались, но его телепатические окрики были столь властными, что нам оставалось только подчиниться и силой тащить за собой Амандину, которая любой ценой хотела сражаться бок о бок с мужем.
— Фредди! — кричала Амандина.
— Уходите, оставьте меня, я превращусь в Ламедавав!
Он принялся раскручивать свою серебристую пуповину как эктоплазменное лассо. Хашишины окружали его.
— Фредди!
Пожилой маг махнул нам рукой.
В наших ушах прозвучали его последние слова:
— Уходите! Я перевоплощусь как можно быстрее. Следите за рождением ребенка, у которого будут те же инициалы, что у меня. Он узнает мои личные вещи. Улетайте скорее и повторяйте: Ф. М.!
Он получал удары и отвечал на них. Благодаря опыту, полученному в сражении за рай, слепой раввин сумел быстро перерубить пуповины нескольких нападавших, пока они к нему подбирались.
Придя в себя, в бой ринулась и Стефания. Мы последовали за ней, но было уже поздно. Горный Старец перерезал пуповину Фредди.
Последний прощальный жест, и раввина повлекло к свету.
Наемники обернулись к нам.
— Вместе против дураков! — закричал Рауль.
Лицом к лицу, плечом к плечу. Амандина отважно билась с Мартинесом. Роза отражала атаки двух враждебных душ. А я — вот невезенье! — оказался один на один с Горным Старцем!
Это не сулило ничего хорошего. Я насколько мог уклонялся от ударов. Ему было легко с таким жалким бойцом. Он душил меня моей же пуповиной. Моей душе было больно. Старец сдавливал и перекручивал мою пуповину. Я уже приготовился услышать звук лопающейся струны и отправиться назад к архангелам, когда его хватка вдруг ослабла. С легкостью разделавшись с Мартинесом, Амандина подскочила сзади и одним ударом оборвала пуповину упрямого хашишина. Старец был безмерно поражен: это же надо, получить в последнюю минуту нокаут от женщины!
Привыкнув отправлять людей в искусственный рай, он подозревал, что правда на самом деле менее привлекательна. Он отчаянно пытался связать обрывки своей серебристой пуповины двойными морскими узлами, но смерть, как и жизнь, не дает второго шанса. Может, у кошек и впрямь девять жизней, но вот с человеком дело обстоит по-другому. Пропал так пропал. Ни один из хашишинских узлов не держался.
Хлюп!
Горного Старца всосало светом, как раковина заглатывает остатки воды. Среди выживших убийц воцарилась паника, началось беспорядочное бегство.
Сейчас можно вздохнуть с облегчением. Амандина принялась умолять нас, чтобы мы попробовали спасти ее мужа, как спасли Розу, но мы знали, что уже слишком поздно и мы ничего не можем изменить.
В горьких думах покинули мы водоворот рая. Вышли на край воронки черной дыры, где пылающие звезды бросали в нас свои последние лучи агонии перед тем, как оказаться всосанными внутрь.
Спуск. Мы вновь видим Солнечную систему. Слалом между планетами. Вновь приветствуем русских космонавтов, которые почти не сдвинулись с места. Проход через метеоритное поле. Торможение возле Луны. Вот уже сине-зеленый глобус вертится внизу, под нами. Вот Европа, Франция, Париж. Заблудиться невозможно. Эктоплазменная нить всегда вернет вас в точку отправления.
В безопасности, оказавшись рядом со столицей, мы отвязываем друг друга и сопровождаем эктоплазму Розы до больницы Святого Людовика. Она опускается сквозь крышу, словно тонет в болоте. Будем надеяться, что наше долгое путешествие не приведет к необратимым повреждениям ее мозга.
Мы возвращаемся на танатодром. Подумать только, все это время там преспокойно сидело мое «альтер эго», в то время как я сам предавался акробатическим номерам!
Мы проходим сквозь крышу, этажи, перекрытия и возвращаемся в наши бренные тела.
Моя эктоплазма и телесная оболочка смотрят друг на друга. Один прозрачный, другой — розовый. Один — твердый, другой — парообразный. Один — легкий, другой — тяжелый. Сейчас их надо как-то соединить. Я вхожу сам в себя, словно в толстый лыжный костюм. Никто меня не учил, как натягивать на себя прежнюю кожу.
Я действую наугад. На всякий случай влезаю через голову, потому что именно отсюда я выскочил.
Не так уж это приятно — возвращаться в телесную оболочку. Я тут же ощущаю ревматические суставы, язвочку во рту, кучу мест, где все чешется, кариес, слишком тесные трусы — словом, все те досадные мелочи, что постоянно досаждают нам.
Вот я и соединился сам с собой. Теперь мы едины, мое тело и моя душа. Пальцы ног покалывает.
Я медленно поднимаю веки. Вновь открываю для себя «нормальный» мир и первое, что вижу, это экран электрокардиографа. Мой пульс медленно ускоряется.
Убедившись, что все мы вернулись в себя, я собрался тут же звонить в больницу, но врачи уже сами разыскивали меня. Вне себя от возбуждения, они сообщили: чудо! На их глазах произошло чудо! Совершенно неожиданно Роза очнулась. Да, она в сознании. Да, чувствует себя хорошо.
Я присоединился к остальным, печально стоявшим вокруг кресла, где покоился Фредди. Его рот был открыт, словно он напоминал нам инициалы младенца, в которого перевоплотится.
Ф. М.
Слепые остекленевшие глаза распахнуты. Я приблизился и бережно опустил ему веки. Уже навсегда в этом существовании.
Эпоха третья
Профессионалы
207. Искусство гадания на картах Таро
Смерть — тринадцатая карта колоды Таро. У нее нет названия. По большому счету — это водораздел в серии изображений Таро. Дюжина первых карт выступают словно первые двенадцать часов суток. Это так называемые младшие арканы.
Минул двенадцатый час, полдень, и появляется смерть, ныряющая в другое измерение, измерение старших арканов, остальных двенадцати часов суток.
В глубинном эзотерическом смысле тринадцатый аркан означает смерть глупца, который рождается снова уже посвященным. Карта не несет в себе зловещего смысла.
Если не преодолеть стадию смерти, прогресс невозможен.
Толкование Марсельского Таро.
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
208. Учебник истории
Верования наших предков
Опрос, проведенный в Европе в 1981 году (конец второго тысячелетия), касался верований населения, классифицируемых согласно различным конфессиям (Источник: Жан Штотцель. Ценности текущей эпохи. Издательство Французского университета, 1983.).
Учебник истории, вводный курс для 2 класса
209. Ангелизм
— Верить в то, что существуют… ангелы?! А еще что прикажете?
Этот рубикон мой братец Конрад перейти отказался. Его скептицизм и врожденный материализм и так уже подверглись жестокому испытанию. Он отказывался погружаться дальше в это новомодное помешательство, которое мы называли танатонавтикой.
Действительно, эту идею про ангелов довольно трудно переварить. Если бы мне кто-нибудь раньше сказал, что после смерти нас встретят ангелы, я бы искренне рассмеялся. Положа руку на сердце, я до этого не верил и в сотую долю того, что мне довелось пережить.
Все это было настолько сногсшибательным, что просто дух захватывало.
Самым сложным для нас было признать, что смерть является континентом, а ведь мы его уже видели. Мы признали, что наделены душой, способной к путешествиям. Мы признали, что душа нематериальна. Что серебряная веревка связывает ее с нашей телесной оболочкой. Так почему бы теперь не признать и ангелов? Ведь именно об этом так или иначе говорят все религии.
Президент Люсиндер умолял нас держать в строжайшем секрете недавние открытия. Пока что достаточно объявить, что мы побывали в самой глубине рая.
— Ангелы, вот так история! Только этого нам не хватало! А почему не Бог?
Люсиндер считал, что у нас в руках тикающая бомба и нужно предотвратить взрыв. Потом президент пришел в бешенство, узнав о гибели раввина Мейера от рук Горного Старца и его наемников.
— Верблюд в тюрбане! Он что, понимает только язык кулаков? Собрался затеять войну против неверных на том свете? Мы не позволим ему устраивать пиратские набеги на рай!
— Старец уже мертв, — сообщил Рауль. — Мишель с Амандиной победили его.
— Это не имеет никакого значения! — взорвался Люсиндер, сидя за столом красного дерева. — Я по горло сыт религиозными войнами! Мы живем в XXI веке, а не в Средневековье. Нельзя выносить невыносимое. Теперь положитесь на меня.
210. Философия индуизма
Человек стремится к освобождению.
Повторение мантры «харе Кришна» тридцать пять миллионов раз позволяет освободиться от самых тяжелых грехов, а именно:
убийство человека из самой высокой касты, касты брахманов;
кража имущества других людей;
накопление золота;
совокупление с женщиной из низшей касты, касты париев.
И даже от отказа выполнять все правила дхармы, через которые человек обретает чистоту и свободу.
Кали «Самтарана Упанишада».
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
211. ООН
На следующей неделе Жан Люсиндер, президент Французской Республики, выступил с краткой речью на Генеральной Ассамблее ООН. Он высказывался за необходимость установить и поддерживать мир на Континенте Мертвых, поскольку танатонавтика уже стала привычной. После эпохи самодеятельщины, эпохи медицины, эпохи страха, наслаждения, коммерции, астрономии, насилия — настала эпоха юриспруденции.
Пора уже законодателям всерьез приступить к своим обязанностям. Танатонавтика должна быть регламентирована уставом, законами, поправками, кодексом норм поведения. Иначе у нас там так и будет Дикий Запад, угрожающий всем и каждому.
— Мы уже проголосовали за два законопроекта по танатонавтике, и посмотрите, к чему это привело! — заметил представитель Экваториальной Гвинеи, не питавший никаких иллюзий по этому поводу.
— Их оказалось недостаточно, нужны новые, — настаивал Люсиндер.
Столкнувшись с довольно-таки вялой поддержкой, он принялся усиленно продвигать две новые статьи, которые впоследствии стали известны как третий и четвертый законы о танатонавтике.
Статья 3. Запрещается обрывать пуповину любой другой эктоплазмы.
Статья 4. Каждая физическая оболочка несет ответственность за поступки своей эктоплазмы.
Затем следовал список наказаний в виде лишения свободы и штрафов, пропорциональных степени тяжести эктоплазменных правонарушений.
Президент Французской Республики был категоричен: Континент Мертвых должен оставаться нейтральной территорией, как Антарктида. Никому нельзя начинать там военный конфликт или захватывать его в свою собственность.
Генеральный секретарь ООН был полностью с этим согласен:
— Рай существует для всех. Если потребуется, мы введем туда «голубые каски», обязанностью которых станет поддержание мира и гарантий свободного перемещения мертвецов и танатонавтов.
По залу побежал удивленный ропот. Представитель Островов Фиджи оторвался от газеты, а посол Суринама подскочил на месте, выйдя из состояния обычного ступора.
— Да-да, почему бы и нет? — добавил Генеральный секретарь. — В конце концов, Горный Старец собрал армию для захвата всей территории. Следовательно, нужно предпринять все возможное, чтобы направить туда наши силы, а именно корпус «голубых эктоплазменных касок». Нечто вроде кармической полиции.
Третий и четвертый законы были приняты большинством голосов. Около двадцати стран выступили против законопроекта или воздержались, чтобы не навлечь на себя гнев со стороны Саудовской Аравии, которая, как уже было известно, официально поощряла и финансировала операции Горного Старца.
А вот предложение создать кармическую полицию было отклонено. Пока что в раю не наблюдалось насильственных действий, оправдывающих такой шаг, тем более что он, помимо всего прочего, обещал быть крайне дорогостоящим. И к тому же тут вновь возникали земные дилеммы: разрешается ли миротворцам убивать в случае необходимости или же их присутствие требуется исключительно ради предотвращения убийств? Причем в таком необычном месте… Настоящая головоломка! Делегаты предпочли отказаться от проекта ооновской эктоплазменной армии.
Люсиндер был прав в том, чтобы перенести проблему эктоплазменных баталий на юридическую почву. С этого момента человечество поставило неспортивное поведение на Континенте Мертвых вне закона. К тому же с принятием танатонавтического устава наша деятельность наконец получила официальное признание. Многие все еще сомневались, что мы прошли через Мох-6, но мы не вступали в споры и хранили молчание.
В магазине моей матери поступила в продажу полная карта Континента Мертвых, со всеми шестью дверьми и семью познанными территориями. Это было похоже на горн, с широкой воронкой в основании и узким горлом в вершине. Цвета шли в правильном порядке: голубой, черный, красный, оранжевый, зеленый и белый. Карта выглядела достаточно симпатично, чтобы ее можно было повесить на стену в детской или в комнате человека, которого мучает хроническая бессонница.
Конрад скрыл слова «Терра инкогнита» под рамкой условных обозначений. Разве мы не разведали все (действительно все) на этой далекой территории?
Да, конечно, мы указали белую страну, но воздержались упоминать про ангелов или гору света. Пока слишком рано.
В пентхаусе танатодрома «Бют-Шомон» наша группа в очередной раз собралась на совещание. Фредди уже не было с нами, чтобы самому рассказать обо всем, и народ атаковал меня вопросами по поводу «взвешивания души», ну и, конечно, насчет дальнейшей реинкарнации.
Я рассказывал и пересказывал снова и снова, как мы коснулись дна рая, говорил о бесконечной веренице мертвых, разделявшейся на четыре рукава, о бескрайней белой равнине, горе света, трех судьях-архангелах.
— Я это все видел, но этого недостаточно. Это надо понять.
Я, с головой поглощенный спасением жены, даже не подумал расспросить ангелов поподробнее. Мне просто казалось, что после «взвешивания» наших хороших и плохих поступков сразу наступает перевоплощение в соответствии с прожитой жизнью.
— Вы вообще представляете, что стоит за таким утверждением? — мрачно сказал мне президент Люсиндер.
Размахивая фотографией мужчины с седыми висками и глубоким взглядом, очень похожим на его собственный, на меня наседал Рауль с вопросами, не видел ли я его отца.
Я чуть не обиделся. Неужели не ясно? Там такая огромная толпа покойников! Нет, я не заметил твоего отца, тем более что я вообще там ничего не пытался разглядывать, не до того мне было. Мой друг сам уже видел толпу мертвецов в оранжевой стране. Души там передвигались медленно, плотными группами. Совершенно невозможно понять, кто есть кто в этой бурлящей реке из миллионов транзитных душ.
Амандина всегда носила черное и теперь могла не переодеваться в траур. Она приставала с расспросами:
— Ты уверен, что там был самый край? Что дальше ничего нет?
Я вздохнул. Как можно быть в этом уверенным?
— В глубине видно светящуюся гору. Там происходит взвешивание душ, а гора испускает тот самый свет, который притягивает нас от первой двери. И я вообще не понимаю, что может быть после того, когда пройдешь судилище кармы. Я не видел ничего особенного позади горы, и по одной простой причине: она так сияет, что за ней не видно горизонта.
— В таком случае не исключено, что за горой что-то есть… — заметила моя жена, которая, будучи поглощена дилеммой — возвращаться или нет, не обратила никакого внимания на обстановку в той местности.
Страстно желая найти отца, Рауль предложил новый коллективный полет, чтобы провести более подробные исследования. Меня не тянуло снова лезть на тот свет, но остальные крайне воодушевились при мысли о встрече с ангелами и возможности узнать смысл своей жизни, увидеть предел знания и т. д. и т. п.
Амандина, Стефания и Роза тут же подняли руки, предлагая себя в добровольцы. Моя супруга совершенно оправилась и была в отличной форме. Она хотела туда вернуться, чтобы проверить свою гипотезу о том, что по другую сторону черной дыры бьет белый фонтан.
Хочешь не хочешь, а мне придется стать их проводником.
Мы вылетели все вместе в пятницу, тринадцатого. Я хорошо помню, дело было в пятницу, тринадцатого мая.
День выдался особенно ветреный. На улице гнулись деревья, облака гонялись друг за другом. Я не люблю ветреную погоду, но ничего не попишешь, придется лететь!
Мы разместились внутри своих пластмассовых пузырей-овоидов. Спецуниформа подключена к компьютерам. Заурчала видеокамера.
Шесть… пять… четыре… три… два… один. Пуск…
Я нажал на грушу. Вперед, в страну ангелов.
212. Иудейская мифология
Три души соответствуют трем видам мозга:
Гипоталамус: Руаш. Уровень наших потребностей в целях выживания: есть, пить, спать, размножаться.
Лимбическая система: Нефеш. Уровень наших эмоций: страх, желания, зависть, ревность.
Кора: Нешамах. Уровень нашего разума: логика, стратегия, философия, эстетика и способность контролировать два других мозга.
Согласно каббале в момент физической смерти происходит множество ментальных и физиологических изменений. Зогар объясняет, что Нефеш, или наша биоэнергия, растворяется с распадом тела. Руаш, связанный с потоком жизненной энергии, остается на несколько более длительный срок, но в конце концов тоже распадается. Трансцендентная часть, Нешамах, полностью покидает телесную оболочку. Эту высшую составляющую ego приветствуют души тех, кого человек любил в течение своего земного существования. Скажем, его отец и другие, уже покойные, члены его семьи собираются вокруг Нешамаха, и он их видит, узнает всех тех, кого он знал в нижнем мире, после чего все они сопровождают его душу туда, где ей предписано находиться.
В момент смерти разрешается видеть родителей и друзей, находящихся на том свете. Если человек был достойным, то они радуются и тепло приветствуют его. В противном случае за своего его принимают только безумцы из Гехинома (чистилища). Там души отмываются от грязи.
Гехином открывается только после физической смерти. Необходимость в нем можно сравнить с потребностью принять хороший душ после утомительного спортивного матча или с пребыванием в декомпрессионной камере, когда подводник поднимается на поверхность.
Отрывок из работы Фрэнсиса Разорбака «Эта неизвестная смерть»
|
The script ran 0.01 seconds.