Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Голубятня на жёлтой поляне [1982-1983]
Известность произведения: Низкая
Метки: child_prose, child_sf, sf, Фантастика

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 978-5-699-10778-0 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 608 Описание: Две повести и роман-трилогия примыкающие к циклу «В глубине Великого Кристалла». В оформлении переплета использована иллюстрация В. Терминатова. Содержание: Владислав Крапивин. Я иду встречать брата (повесть), c. 5-34 Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия), c. 35-450 Владислав Крапивин. Голубятня в Орехове, с. 37-202 Владислав Крапивин. Праздник лета в Старогорске, с. 203-331 Владислав Крапивин. Мальчик и ящерка, с. 332-450 Владислав Крапивин. Серебристое дерево с поющим котом (повесть), c. 451-606 Примечание: Рисунок на обложке технически безграмотен. Такая железная дорога не сможет работать. Присмотритесь: рельс здесь уложен сразу на деревянные шпалы, накладка лежит поверх рельса и на самом краю каждой шпалы. У вагона вдалеке всего четыре колеса, причем колеса не объединены в колесные пары. У вагона есть габариты и переходная площадка, но отсутствует автосцепное и подвагонное оборудование. Доп. тираж 2007 года - 3000 экз. Доп. тираж 2007 года - 5000 экз.

Аннотация. Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов - «Тех, которые велят». Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск...

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Я мчался к станции, а футляр колотил меня по ноге и царапал бронзовым уголком. Я не обращал внимания. Но перед вагоном я отдышался. Заправил майку. Принял спокойный и независимый вид. В "Курятнике" всё было по-прежнему. Ерёма чертил, Янка и Юрка о чём-то разговаривали. Они посмотрели на меня виновато. Глеб настраивал карманный телевизор. Я небрежно сказал Глебу: – Дома ворчат: почему долго машинку не несу. Придётся забрать… – Конечно, бери! Мне Ерёма на свалке нашёл какую-то, скоро наладит. – Завтра налажу, – отозвался Ерёма. Глеб озабоченно спросил: – Гель… А тебе не попало? Может, мне пойти с тобой, объяснить? – Да вот ещё… Привыкать мне, что ли? С тяжёлой машинкой я спустился с подножки. Глеб, Юрка и Янка стояли в раздвинутых дверях "Курятника". Между Глебом и Юркой просунул голову Ерёма. Глебу и Ерёме я сказал: – Пока. И пошёл. Почти сразу сзади затопали. Это догнали меня Юрка и Янка. – Гелька, ну ты чего? – сказал Янка. – Не обижайся. – Ты здесь ни при чём, – ответил я. – Гелька всегда так, – хмыкнул Юрка, но я уловил в его словах виноватость. – Сам наплетёт что-нибудь, а потом дуется на всех. – Наплетёт?! Что я наплёл? – А про склад? Мы о деле говорили, а ты шуточки начал дурацкие… – Шуточки? Там на самом деле якорь! Настоящий! – Ну… тогда объясни толком. – Ага, теперь "объясни"… С минуту мы шли молча. Они – виноватые, я насупленный. Наконец Юрка сказал: – Давай я коробку за ту ручку понесу. Вдвоём легче. Я дал. Помолчал ещё немного, а потом рассказал про якорь. Зимой, перед каникулами, меня выставили с урока танцев, и я болтался в коридоре. Там наткнулась на меня наша директорша Клара Егоровна. Ругать не стала, а сказала : – Гелюшка, выручи. Столько дел, народу не хватает, съезди с нашим Сан-Дымычем на склад за игрушками для ёлки. Он один не управится. Я обрадовался. Завхоз Александр Вадимович нас, мальчишек, любил. Он был старенький, мы его звали Сан-Дымыч и всегда ему помогали. Сан-Дымыч вызвал с автостанции фургончик, и мы покатили. Склад ёлочных игрушек находился в старой церкви. Внутри горели тусклые лампы и было холодно, изо рта шёл пар. Пока Сан-Дымыч с начальником склада выбирали коробки, я оглядывался. За штабелем ящиков я увидел наклонный столб с кольцом и тяжёлой цепью. Полез туда. И оказалось, что столб и кольцо – верхняя часть могучего трёхметрового якоря! Якорь стоял в кирпичной нише. Даже не стоял, а был прислонён к боковой стенке. Под ним темнела чугунная плита с выпуклыми буквами. Я сел на корточки и с трудом прочитал: Флота Капитанъ и Кавалеръ fедоръ Осиповичъ Ратмановъ 1 iюля 1753 года – 2 августа 1832 года - Онъ трижды плавалъ во кругъ свhта и много разъ могъ погибнуть въ морh, но судьба уготовила ему послhдний прiютъ въ родномъ городh. Миръ праху твоему, Капитанъ и Командиръ Я потрогал буквы: они были очень холодные, над ними таял пар от моего дыхания. Потом я погладил холодный якорь. Может быть, его взяли с корабля, на котором в давние времена ходил в плавания Флота Капитан Ратманов. Мне стало жаль капитана Ратманова, хотя жизнь он прожил долгую и, конечно, интересную… Дома я рассказал про старинную могилу бабушке и тёте Вике. И они впервые поссорились при мне. Бабушка сказала, что это безобразие – превращать в склады памятники старины. Тётя Вика работала как раз в Городской комиссии по наблюдению за культурными ценностями. Она стала быстро объяснять, что склад – это временно. Все исторические здания взяты на контроль, надёжно законсервированы и со временем будут реставрированы. Просто пока не хватает времени и средств. Бабушка заявила, что поменьше надо тратить денег на всяческие колоссальные авантюры вроде сверхглубокой скважины или проекта СКДР. Планету ковыряем насквозь, к звёздам летаем, а в обычной жизни порядка нет, не было и не будет… Тётушка сказала, что планету она не ковыряет и никуда не летает. Даже в отпуск. Потому что те, кто занимаются всеми этими сверхглубокими бурениями, имеют привычку вызывать к себе жён, а детей оставлять родственникам: воспитывайте… Тут они спохватились и погнали меня спать. А старую церковь с могилой я с тех пор называл про себя Капитанской. Когда я кончил рассказывать, мы были уже совсем помирившиеся. Юрка сказал: – Значит, завтра в десять, в парке у самолёта. Я прихвачу напильник. – Ага! Приду! – кивнул я. И ошибся. Назавтра меня ожидало совсем другое. Только я вернулся с машинкой, как на меня упало новое несчастье. Тётка Вика поставила меня перед собой и долго смотрела суровыми и печальными глазами. В ушах у неё качались подвески из фальшивых марсианских кристаллов. Тётка Вика сказала: – Были времена, когда провинившихся мальчишек воспитывали не так. Тратили гораздо меньше слов… Я пока не стану применять старые способы, но и разговоров с меня довольно. Сейчас ты отправишься в свою комнату и в течение трёх дней будешь размышлять о себе и своих поступках. А уж потом побеседуем… В эти дни из комнаты никуда!.. Кроме туалета. Я посмотрел на бабушку. Она поджала губы и развела руками: допрыгался, мол. И я отправился на "отсидку". Оправдываться я не умел. Каяться и просить прощенья не умел тоже. Утром я с горькими мыслями сидел на подоконнике. И с надеждой. Думал: Юрка с Янкой увидят, что я не пришёл, и прибегут ко мне сами. Может, хотя бы посочувствуют. Они пришли, но только после обеда. Появились у меня под окном. Юрка сказал как ни в чём не бывало: – Проспал, а теперь торчишь в окошечке, как красна девица? – Дубина ты. Тётка не пускает. За машинку. Юрка свистнул. Потом предложил: – Сбеги. Нет, на это я не решался. И дело не в том, что после будет ещё хуже. Просто… ну, не мог я. Всё-таки тётя Вика – она тётя Вика, она меня с младенчества воспитывала, я привык её слушаться. То есть я часто не слушался по мелочам, спорил, но нарушить вот такой приказ – это будто в себе что-то сломать. Я покачал головой. – Ты что, честное слово дал не удирать? – с пониманием спросил Янка. – Не давал, но… – я пожал плечами. – А мы уже от колеса и от крыла наточили порошка, – сказал Янка. – Вот… – Он достал из кармашка бумажный пакетик, развернул. Я увидел горсточку серебристой пыли. "Конечно, – подумал я. – Они и без меня справятся. Юрка даже рад, что под ногами не путаюсь". – Ну и молодцы, – мрачно сказал я. Юрка беззаботно зевнул: – Мы же не виноваты, что тебя посадили… А вечером пойдёшь? Надо якорь точить. – Тётушка, наверно, не пустит… – Попробуй как-нибудь. А то в церкви мы без тебя заплутаем. – Разве нельзя подождать три дня? Юрка объяснил: – Мы там на разведке были. Смотрели, как пробраться. Дверь, конечно, заперта, но в одном окне решётка отогнута и стёкол нет. Это сегодня. А завтра вдруг заметят и починят? Надо использовать момент… В общем, если сможешь – в одиннадцать у церкви. Они убежали. А я прямо заметался. Ну, не мог я так жить, не мог без Юрки! Я позвал тётю Вику и скрутил в себе гордость. Стал упрашивать, чтобы отпустила. Она слушала внимательно, однако была непреклонна. Тогда я пошёл на жуткое унижение. Зажмурился, задержал дыхание и выдавил: – Прости, пожалуйста. Я больше не буду. Не помогло! – Больше и не надо, – сухо сообщила тётя Вика. – Достаточно того, что ты натворил. Сиди. И обдумывай свою вину. Я стиснул зубы и стал обдумывать. Виноват я? Виноват. Стащил машинку без спросу. Но почему без спросу? Потому что просить было бесполезно. Ах, это память о дедушке! О дедушке, кроме машинки, памяти полно: и портрет, и книги, и дипломы на стене, и шкаф с письмами учеников. Целая комната памяти. Это во-первых! Во-вторых, дедушка был общий. Значит, и мой тоже. А почему же мне запрещается брать его вещи? Этими мыслями я себя немного оправдал. Конечно, если бы я высказал их тёте Вике и бабушке, они сразу бы доказали, что я всё равно виноват. Но бабушка не заходила, а тётя Вика зашла на несколько секунд – молча поставила на стол мой ужин. "Ладно! – подумал я. – Если так, ладно…" Без пятнадцати одиннадцать я поднял в окне раму и прыгнул во двор. Скользнул к забору. Дуплекс в будке лениво застучал хвостом. Я вытащил его за ошейник, быстро обнял. – Дуплекс, ты меня прости… Потом я махнул через забор. Я бежал и думал, что ребята уже у церкви и что они совсем не ждут меня. Ладно, а я вот он… А потом пускай хоть что будет! На Зелёном спуске я услышал впереди себя частый топот. В свете окон мелькнула синяя майка и светлые волосы. – Янка! Постой! – Гелька! Мы побежали рядом. Янка смеялся: – А я играл, играл, потом смотрю – времени-то уже ой-ёй! Выскочил, даже смычок не положил… Он размахивал на бегу длинным смычком, как шпагой. Я подумал – чего мы так несёмся? Теперь-то Юрка нас подождёт. Капитанская церковь стояла у маленького пруда, на плоском берегу. Вода подходила вплотную к одной из стен. Стены, колокольня и купола были обшарпанные, забор из кирпичных столбов с решёткой покосился и поломался, у фундамента росли метровые сорняки. Но сейчас, при свете яркой луны, церковь была таинственной и красивой. Тянул ветерок, бежала к берегу маленькая рябь, и казалось, что церковь плывёт над водой. Мы посидели в кустах сирени, огляделись. Кругом не было ни души. Только ночные кузнечики трещали с такой же силой, с какой светила луна. Просто уши чесались от их сухого трезвона. Мне что-то не очень хотелось в тёмную внутренность церкви, где могила. Конечно, сейчас не времена Тома Сойера и никто не верит в привидения и гуляющих мертвецов. Но всё-таки… Ерёма вот про каких-то ведьм рассказывал. Может, и тут… Но гораздо страшнее будет, если о таких моих мыслях догадается Юрка. Поэтому, когда он прошептал "пошли", я лихо бросился к теневой стороне церкви. Здесь было нужное нам окно. У стены мне сразу стало не до страха. Юрка, конечно же, выбрал окно, под которым самый колючий татарник и самая жгучая крапива. Я свечкой взвился из сорняков, вцепился в высокий подоконник и зацарапал по штукатурке сандалиями и коленями. Они скользили. Стена оказалась покрыта тонкой пластиковой плёнкой. Вот про какую консервацию говорила тётушка! Плёнка защищает от дождей и ветра кирпичи и штукатурку старых зданий. Я царапался на стене, пока Юрка не подтолкнул меня в пятки. Я вцепился в решётку и оказался на подоконнике. Юрка подхватил и буквально кинул ко мне Янку. Протянул мне напильник. – Смычок… – сказал Янка. – Пускай в траве полежит, что ему сделается… – Нет, – сказал Янка. – Нельзя так. Юрка молча протянул смычок. Легко забрался к нам. – Гелька, давай первый. Ты там всё знаешь. А что я знал? Заходил один раз на несколько минут, ничего толком не запомнил… Ну, ладно. Я стал протискиваться между квадратными прутьями решётки. Сорвал на рубашке пуговицы и слегка ободрал живот. Наконец пролез, посветил на каменный пол и прыгнул – в холод пустого кирпичного помещения. Плиты крепко стукнули по подошвам. Сразу же рядом легко скакнул Янка. А Юрка, видимо, застрял: сопел и возился в окне. Жёлтые круги от моего и Янкиного фонариков заметались по церкви. Но и без фонариков было светло. В решетчатые окна светили сразу две луны. Одна с высоты, другая из пруда – отражённая. От настоящей луны упирались в пол и стены снопы тонких лучей. А отражение бросало снизу вверх рассеянный дрожащий свет, который поднимался к самому куполу. Под куполом тоже светились окна – узкие, как щели… Юрка наконец прыгнул рядом с нами – так, что под куполом загудело. Мы даже присели и притаились на полминуты. Выключили фонарики. Потом Юрка недовольно прошептал: – Ну, где тут… Я помнил, что могила, кажется, налево от входа. А где вход-то? Ага, вон там… Мы пошли вдоль стены. Она была заставлена двухметровыми штабелями ящиков и картонных коробок. Но штабеля были не сплошные и не везде примыкали к стене. Между стеной и ящиками оставались проходы. Мы ёжились от холода и пробирались по этим проходам. Светили фонариками в щели. И вот луч нащупал наклонный брус, тяжёлое кольцо и цепь с перемычками в звеньях. – Здесь… – Тут не повернёшься, – пробормотал Юрка. Мы стали хватать и складывать в стороне коробки, они были очень лёгкие, только одна оказалась увесистой. Скоро ниша открылась. Плита и трёхметровый якорь оказались на виду. Свет фонарика будто вылепил на плите выпуклые буквы. Янка сел на корточки и провёл по буквам ладошкой. Оглянулся на нас. Глаза у него блестели от фонариков. Он сказал вполне серьёзно: – А если капитану это не понравится? Я думал, Юрка сейчас огрызнётся: мы не суеверные бабки. Но он ответил так же серьёзно: – Мы же только чуть-чуть поскребём. Жалко ему, что ли, для хорошего дела… Конечно, это же не я спросил, а Янка! Янка встал. Юрка сказал мне: – Дай напильник. А то вы только чешетесь… (Мы с Янкой то и дело почёсывали искусанные в сорняке ноги и локти.) Под треугольную лапу якоря Юрка подстелил чистый бумажный лист. Начал скрести лапу напильником. Так громко! Эхо в церкви будто замахало большущими крыльями. Мы с Янкой съёжились. Но Юрка скрёб как ни в чём не бывало. Сперва посыпалась ржавчина. Юрка сдул её с листа. Потом стал падать на бумагу тёмный тяжёлый порошок. Скрежет напильника стал ровнее и тише (а может, я привык). Янка светил Юрке, а я выпрямился и огляделся. Теперь уже спокойно, не торопясь. Лунный свет заполнял пустоту помещения. Отражался от стен, уходил ввысь. Лучи высвечивали ящики и квадратные плиты на полу. Стены были покрыты полустёртыми тёмными картинами, на них проступали смутные фигуры. Вокруг их наклонённых голов слабо светилась позолота. Я взглянул выше. И вздрогнул… Из-под купола на меня смотрели большие глаза. Живые. Я чуть не вскрикнул! Но это были не страшные глаза. Ничуть. Просто печальные. Разглядел я и лицо. Оно было тёмным, но в трепещущем свете лунного отражения можно было различить и его. Худое и грустное лицо. Это была женщина в платке, который плотно охватывал голову. Женщина прижимала к себе ребёнка. Головы ребёнка я не увидел, облупилась штукатурка, но хорошо видны были маленькие руки. Ребёнок обнимал женщину, он положил свои ладони ей на плечи у самой шеи. Ласково так обнимал. А она смотрела, будто очень тревожилась за малыша, боялась, что его отберут. Я глядел и просто оторваться не мог от этих глаз и ребячьих ладошек. Почему-то грустно сделалось, но это была хорошая грусть. Я про маму стал думать… Она так давно уехала в Ярксон, месяца три назад. Я уже успел в пятый класс перейти, свои десять лет без неё отпраздновать, и вот уже каникулы перевалили через половину, а я всё без мамы. В прошлом году тоже уезжала. Потому что у папы там "чудовищно трудная работа", его нельзя оставлять одного… Папу я вообще больше года не видел по-настоящему, только на экранах видеофона. Правда, скоро у него отпуск, и они вместе с мамой приедут в Старогорск. Но "скоро" это когда? Юрка перестал чиркать напильником. Зашуршал бумагой – свернул пакетик. Я быстро опустил глаза: не хотел, чтобы он заметил, куда я смотрю. Ещё скажет что-нибудь… – Дело сделано, – сказал он. – Двигаем? Мы с Янкой стали загораживать коробками нишу. Опять попалась тяжёлая, я ухватил её за картонный клапан, он оторвался. Посыпались какие-то проволочки. – Бенгальские огни! – обрадовался Юрка. – Ну и что? – сказал я. – Лучше помоги… – "Что"! А от какого огня надо зажигать искорку? Там сказано – от праздничного. А это как раз самые праздничные… – Оставь! Ты рехнулся? Получится, что мы воры. Юрка зло засопел, огрызнулся: – Подумаешь, три штучки хотел взять. Они копейки стоят. Я могу полтинник в коробку положить. Вот… – Не надо, – сказал Янка. – У нас дома есть бенгальские огни. С Нового года в игрушках завалялись. Мы молча поставили в штабель последние коробки и пошли к окну. Грудью и плечами пересекли мы лунные лучи – тонкие, прямые и даже какие-то ощутимые. Будто тысячи стеклянных нитей. Мне даже показалось, что они тихонько лопаются перед нами. Я шёпотом сказал Янке: – Как струны… И он сразу понял. Он остановился. Поднял смычок, осторожно ввёл его в сноп лучей. Смычок заискрился. – Я загадаю…– сказал Янка. Юрка, обернувшись, молча смотрел на него. Лицо у него стало тонким, большеглазым, бледным от луны. Будто и не Юрка. Янка повёл смычком. И лунные струны зазвучали тихо-тихо, но ясно. Я не удивился. Я даже знал, что так и будет. Янка двигал смычком, и на полу двигалась его вытянувшаяся чёрная тень. А смычок отбрасывал искорки, и звучала мелодия. Еле слышная, но хорошая-хорошая. Ласковая, вроде колыбельной песенки: "И если были слёзы в этот день, придёт другой…" И я опять подумал про маму. Что-то тёмное мелькнуло за окном, лучи порвались на миг, музыка стихла. Мы вздрогнули и прислушались. Но всё было спокойно. Видимо, просто мимо окон пролетела ночная птица. На улице, когда уже прощались, я спросил Янку: – А что ты загадал? Там, в церкви… – А… Я подумал: если будет музыка, значит, всё будет. Искорка зажжётся. Ну и вообще всё хорошо… Я кивнул. Я этого и ждал. Но Юрка мне напомнил: – Жми домой. Тётушка с бабкой, небось, уже в колокола бьют. И они с Янкой опять ушли вдвоём. А я что ж… Я побрёл к дому. В доме горел свет. Даже больше, чем всегда. Во всех комнатах! И метались тени. Конечно, меня ищут и ждут. Я поднялся на крыльцо покорный и в то же время упрямый. Пускай делают что хотят. Пускай говорят любые слова, называют меня кем угодно, запирают на семь электронных замков. Пускай… хоть как в старинные времена, как того крепостного Янку-музыканта!.. Потому что настоящий, нынешний Янка и мой лучший друг Юрка даже не проводили меня до дома, чтобы сказать: "Гелька не виноват! Он с нами! Он ничего плохого не сделал!" Не догадались? Наверно. Потому что Юрку никогда в жизни не запирали дома. Янка тоже вольный человек. Он не знает, как это можно бояться идти домой… Я с опущенной головой протопал по освещённому коридору. Шагнул в прихожую… Там такие яркие плафоны! Я зажмурился. Помигал. На меня смотрела бабушка. Смотрела тётя Вика. И… – Мама!.. ОГНЕННЫЙ РЕЦЕПТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. Конечно, мама сразу простила все мои грехи. И не только потому, что я разревелся. А разревелся я дважды. Сперва как только увидел маму. Облапил её, ну и… в общем, не выдержал. А второй раз, когда узнал, что отец не приехал и приедет ещё не скоро. – Ну, почему?! Он же обещал! – Сейчас ему не до отпуска, Гелик. Там на скважине странные дела. Совсем не те результаты, которых ждали. Мне было наплевать, какие там результаты, но всё же я сердито спросил: – Какие? – Скважина выходит совершенно не туда… Об этом даже не говорят пока. Ох, Гелька, я не разбираюсь в этих делах. Там что-то связано с теорией параллельных пространств. Всех посторонних просили уехать на месяц. Никто не знает, какой там может возникнуть эффект… "Уже возник, – подумал я. – Папа не приехал, вот какой". Но мама всё-таки приехала! И теперь всё будет по-другому. – Ты меня завтра отпустишь к ребятам? – Ладно уж, бродяга, – улыбнулась мама. – Мы попросим тётю Вику больше не сердиться. – Меня совершенно незачем просить, – отозвалась тётушка (она всё ещё торчала рядом). – Теперь воспитываете вы. А я… даже не знаю, кто я теперь… И утром я помчался в вагон. Мы начали колдовать. Янка принёс из дома пробирку от детского набора "Чудса химии". Юрка – несколько иголок. Они неприятно блестели. Глеб достал флакон с одеколоном, обмакнул в него иглу и решительно ткнул себе в палец. Чертыхнулся. Ерёма сердито проскрежетал: – Не могу я на это смотреть. – И ушёл в свой угол. Мне захотелось туда же. Глеб спустил с пальца в пробирку алую тяжёлую каплю. Сказал Ерёме: – Терпи, старина. Мы будем с твоим Васькой кровными братьями. Юрка, равнодушно посвистывая, взял другую иглу и сделал всё, как Глеб. Янка весело попросил : – Ну-ка, проколи мне, я не умею… – Давай… не бойся, – сказал Юрка. – Я ничего… пожалуйста… Я и не заметил, как остался последний в очереди. Я тоже обмакнул иглу в одеколон, чтобы сдохли микробы. Наставил её на мизинец левой руки. Ткнул. Тихонько ткнул, а больно так, чёрт возьми!.. А если сильнее?.. Никогда не думал, что на пальце такая бегемотова кожа… Ой… Никакого толку. – Дай кольну, – предложил Юрка. Ну уж, дудки, это ещё страшнее. Я опять ковырнул иглой мизинец. – Да не надо, хватит ведь и трёх капель, – вдруг сказал Глеб. – Да? Шиш вам!.. Ой-я… – С испугу и со злости я всадил иглу так, что сразу закапало. Мы всыпали в пробирку металлические опилки. Смесь тут же стала тёмно-бурой, неприятной на вид, и Юрка недоверчиво проговорил: – Ерундой занимаемся. Вот увидите. Мне тоже так показалось. Но назло Юрко я ответил: – Чего раньше времени каркать? Высохнет – поглядим. Пробирку вынесли из вагона и оставили у нагретого колеса – на самом солнцепёке. Я забрался на штабель гнилых шпал. Пососал проколотый палец и окликнул Глеба. Глеб сел рядом. – Слушай… посвисти ту песенку, "Вечернюю", – попросил я. – Про которую ты писал… Глеб не стал спорить. Улыбнулся и просвистел целый куплет. Спросил: – Значит, прочитал мою писанину? – Да. Только не до конца ещё… Глеб, а слова помнишь? – Не все… Начинается она так… – Подожди. "Когда уснут дома и корабли, и птицы все…" – "И звери все, и травы…" – Точно! Глеб, я её слышал. – Где?! – У себя на крыше. Давно… И я рассказал Глебу про шёпот звёзд, про приёмник и зонт. – Только никому не говори, ладно? А то дразниться будут – звёздная антенна из дырявого зонтика. – Не скажу, – пообещал Глеб. – Хотя что тут смешного?.. А за песенку спасибо, Гелька. Это же для меня… ну, как весточка. Значит, всё же есть на свете земля, где я жил… – Есть, конечно, – сказал я. Глеб снова тихонько засвистел "Вечернюю песенку". Я стал ему подсвистывать, забыв, что слух у меня "как у больной курицы". И Глеб не остановил меня, а придвинул к себе и обнял за плечо. – Глеб, а Янке ты её не напевал? – Нет. – Он вчера играл похоже… Янка будто услыхал нас. Подбежал. – Смотрите! Он разжал кулак и показал пробирку. За тонким стеклом блестел серебристый порошок. Мы смазали клеем стерженёк бенгальского огня, только головку оставили для запала. Обсыпали клей порошком. Клей быстро закостенел, порошок присох, палочка бенгальского огня сделалась такая же, как раньше. Только чуточку посветлее. – Зажигаем? – спросил Янка. Глеб достал спички. Все замолчали. Я почувствовал внутри замирание. Получится? Бывают на свете чудеса? Янка в Капитанской церкви загадал, и вышло, что бывают. Но вот он тоже стоит, замеров. Подошел Ерёма… Юрка держал серебристый стержень за проволочный хвостик. Глеб чиркнул, поднес огонёк… Полетели искры, затрещало, но тут же бенгальский огонь зачадил и погас. Никакой искорки не осталось. Глеб нахмурился, зажёг вторую спичку, но бесполезно. Запал бенгальского огня сгорел, и на этом всё кончилось. Мы стояли поникшие и уже без всякой надежды. Но Глеб зажигал спичку за спичкой и держал, пока пламя не обжигало пальцы. Тогда он ронял её и каждый раз говорил: – Ах ты, чёрт, какая досада… Я мельком подумал, что в конце концов мы спалим вагон. Однако тут кончился коробок. – Д-да… – уныло сказал Глеб. – Нелогично, – подал голос Ерёма. – Что нелогично в твоей башке? – огрызнулся Юрка. – Огонь – не праздничный. – Как это не праздничный? Это фейерверк для Нового года и вообще… – возразил Глеб. Ерёма сказал: – Нового года сейчас нет. "Вообще" тоже нет. Никакого праздника. Огонь – не праздничный. – А в самом деле! – обрадовался Янка. – Надо праздника дождаться! Тогда – пожалуйста! – Нового года ждать? – с досадой спросил Юрка. – Когда ещё бывают всякие фейерверки и огни? Я сказал: – А летний карнавал! Третья часть КАРНАВАЛ КОПЬЯ ВОЛШЕБНОЙ СТРАЖИ Детский праздник лета в Старогорске бывает каждый год. Он открывается в начале августа и тянется целую неделю. Ребята стараются в это время не уезжать из города. А те, кто в летних лагерях и на дачах, к празднику спешат домой. Ещё в июле на рекламных щитах, на тумбах, а то и просто на заборах появляются разноцветные плакаты: Девочки и мальчики! Скоро ваш праздник! Все, кто хочет помочь подготовить карнавал, концерты, состязания, атракционы, праздничные шествия и весёлые танцы у вечерних костров, ПРИХОДИТЕ В ЛЕТНИЙ ПАВИЛЬОНГОРОДСКОГО ПАРКА! Дело найдётся каждому! ЖДЁМ! Вот и сейчас по городу были расклеены такие объявления. С нарисованными клоунами, пёстрыми флагами, звёздами и трубачами. Некоторые плакаты были очень большие, один – даже с пятиэтажный дом. Он и висел на таком доме, на глухой узкой стене, которая выкодила в Почтовый переулок напротив нашей школы. На плакате нарисованы были мальчишки в голубой форме с аксельбантами, серебряными нашивками, с перьями и галунами на беретах. Двое мальчишек били в красные высокие барабаны со шнурами, а третий держал перед собой длинный свиток. На свитке – те же слова: "Приходите, помогайте, участвуйте…" – Детский сад… – пробурчал Юрка. – Никакой не "сад", – сказал я. – Там и старшеклассники участвуют. В прошлом году разве плохо было? А главное, узнаем, где какие будут иллюминации и фейерверки, чтобы зажечь искорку. Юрка опять что-то пробурчал, но больше не спорил. Мы пришли в длинный павильон, в котором было много ребят. Они таскали бумажные рулоны, связки флажков и фонариков. Шум стоял, где-то неумело и хрипло вякали фанфары. Меня сразу узнала Марфа Григорьевна, боевая такая тётенька, она работает в парке много лет. – А, Геля Травушкин! Какой ты молодец, что пришёл! Ты ведь хорошо рисуешь красками, да? Я осторожно сказал, что не хорошо, а маленько. – Ну как же "маленько"! Ты в прошлом году так замечательно разрисовал воздушных змеев! А сейчас надо раскрасить щиты волшебной стражи. Всякие там фигуры и гербы нарисовать… А ты, мальчик, что умеешь делать? – Это она к Янке. Янка растерялся, пожал плечами. Я сказал: – Он играет на скрипке. Как артист. – Правда?! – обрадовалась Марфа Григорьевна. – Какая удача!.. Виталий Гаврилович, сюда! Для вас пополнение, скрипач нашёлся! Подскочил круглый дядька с весёлыми глазами и с бровями, похожими на чёрные кляксы. – Что? Скрипач? Кто? Ты? – Он уставился на меня. – А, нет, конечно… Вот ты! – Он прямо затанцевал перед Янкой. – Оч-чень замечательно! Как зовут? Янка! Преч-чудесно! Пойдём-ка, дорогой… Он поволок оробевшего Янку к столику. Вытащил блокнот, стал что-то записывать, спрашивать. Янка отвечал шёпотом. Марфа Григорьевна стала мне показывать картинки с рисунками рыцарских щитов и гербов. Я кивал и ничего не понимал. Потому что меня беспокоил Юрка. Он стоял неподалёку, у пластмассовой кадки с большой, но чахлой пальмой. Прищуренно поглядывал на "детсадовскую" суету и шевелил под щекой языком. Вот-вот плюнет и скажет: "Да ну вас вместе с вашими карнавалами". Но пока он молчал и только барабанил пальцами по краю кадки. Она была с землёй, но гудела, как пустая… Виталий Гаврилович вдруг оставил Ямку. Шагнул к Юрке. – А ты, друг мой, на чём играешь? Юрка уперся в него насмешливыми глазами. И я понял: сейчас он вежливо скажет, что играет исключительно на нервах школьных педагогов. И нас вытурят отсюда. Конечно, Юрка так и сказал. Но Виталий Гаврилович не рассердился: – На нервах, это само собой. А ещё? – Всё, – насупленно сказал Юрка. – Не может быть. И на ударных не играешь? – Я? – хмыкнул Юрка. – Но ты же не станешь отрицать, что сейчас выстукивал "Токкату для ударных инструментов" Горнера? Третью часть. Юрка шевельнул бровями. Приподнял подбородок. И проговорил со спокойной усмешкой: – Даже и не знал, что в ней три части. Виталий Гаврилович задумчиво оттянул и отпустил нижнюю губу – она щёлкнула, как резина. Несколько секунд разглядывал Юрку в упор. И решительно сказал: – Пошли! – Куда? – На репетицию, друг мой! Мне нужны барабанщики. Я глянул на Юрку с завистью и досадой. С завистью – потому что везёт же людям! В барабанщики мечтают попасть все старогорские мальчишки. С досадой – потому что Юрка откажется. Для него это, конечно, "детские пляски на лужайке". Разве его заставишь нарядиться в штанишки с позументами да в рубашку со шнурами и маршировать с барабаном на глазах у толпы? Сейчас он ответит этому Виталию Гавриловичу… Но Юрка странно молчал. Потом спросил, кивнув на Янку: – А он? – А он – скрипач. Каждому фрукту своя корзинка… Но вы рядом будете, все музыканты собираются в одном помещении. Пошли! Быстренько! Что же, в самом деле всякому фрукту своя корзинка. Кому на скрипке играть, кому барабанить, а кому кистями размалёвывать фанеру. Марфа Григорьевна составила из нас, из "художников", бригаду. В бригаде оказались четверо: тощая молчаливая девчонка Оксана, два брата-близнеца лет восьми, похожие на деловитых мартышек, и я. Мы работали на поляне за павильоном. Ловкие "мартышки" – Петька и Роман – подавали щиты и кисти. Океана с рисунков переводила на фанеру всяких львов, драконов и королевские лилии, а я их расписывал нитрокрасками. Краски противно пахли, но работа мне нравилась. Только тётя Вика застонет, конечно: "Ах, Геля, где ты себя так разукрасил!" Наконец, когда мы расписали двенадцать рыцарских щитов, "мартышки" в один голос попросились обедать. Оксана ушла с ними. А я… мне тоже есть хотелось, но я ждал: может, вспомнят про меня Юрка и Янка? Может, заглянут узнать, как я тут? Я сел в траву у дощатой стены павильона и стал соскребать с себя краску. В штаны и в майку она въелась намертво, но от рук и ног отслаивалась легко, тонюсенькими плёнками. Плёнки были прозрачные, как разноцветный целлофан. Я смотрел сквозь них на солнце. Посмотрю, дуну и пущу по ветру, как бабочку… И вспомнил, как Янка играл на скрипке, а вокруг носились жёлтые и красные солнечные пятна. А Юрка слушал, уперев подбородок в кулаки… …– Гелька, – сказал Юрка. Я вздрогнул. Повернулся. И не узнал Юрку. То есть узнал не сразу. В новенькой форме барабанщика он стал совсем не такой, как раньше. Тощенький сделался, даже маленький какой-то. Как в тот раз, когда я разбил ему нос. И лицо казалось незнакомым, непривычно торчали уши. Успели Юрочку аккуратно постричь, и теперь над ушами и на шее у него белела незагорелая кожа. Я подумал, что Юрка похож на сердитого страусёнка Антона из многосерийного мультика "Слон Буби и его друзья". Такой же тонконогий, тонкошеий и насупленный, готовый огрызнуться. Было видно, что он стесняется своего парадного наряда с блестящими пуговками и с перьями на берете, но в то же время доволен, что попал в барабанщики. Почему доволен? Может, он, как все мальчишки, тоже об этом мечтал, только скрывал? Или потому, что барабанщик – тоже музыкант, значит, поближе к Янке? Ну, что ж… Я прищурил один глаз, а другим посмотрел на Юрку через жёлтую плёнку (голубая форма стала зелёной, а серебряные галуны золотыми). – Ничего, – сказал я небрежно. – Красив… Юрка сердито пошевелил щекой, сплюнул в траву. Но сейчас это ему не шло. Он сунул руки в карманы, но кармашки были непривычно мелкие, штаны съехали, чуть не упали. – Тьфу, – ругнулся он. – Обрядили… – Дали тебе форму, так радуйся, – сказал я. – А то ёжишься, как мышь в холодильнике. Он зыркнул свирепо, но тут же примирительно сказал: – Не понимаю, чего ты заводишься. – Потому что завидно. Тоже хотел в барабанщики. Пускай гадает, всерьёз я это или дразню его. Юрка решил, что всерьёз. Неуверенно сказал : – Я там спрашивал… можно ли тебе. Но все места уже заняты. – Врёшь, – вздохнул я. – Ты не спрашивал, потому что у меня слух, как у больной курицы. Юрка мигнул и сжал губы. Я увидел, что светлые полоски вокруг ушей у него порозовели. – При чём тут слух, это же барабаны… – пробормотал он. – Там правда мест нет… Чего ты… Он вздохнул и неловко затоптался (ну, в точности, как страусёнок Антон, который пришёл просить прощенья у слона). Да, здорово я его подцепил… А может, не надо? Я же не хочу ссориться. А если Юрка скажет: ну и катись ты от меня к чертям! Тогда я как? Я быстро спросил: – А с ногой-то что? По правой ноге у Юрки вниз от колена словно кто-то провёл крупной тёркой. – А! – будто обрадовался он. – Бежал да запнулся на дорожке. Там, где эта дурацкая статуя с веслом. Ка-ак брякнусь. – До парада заживёт, – утешил я. – До парада нам надо сделать самое главное, – деловито сказал Юрка. – Придумать план, как зажечь искорку. – Это запросто, – отозвался я, внутренне гордясь. – Это я беру на себя. Дело в том, что всех нас, "художников", за нашу работу обещали записать в команду волшебной стражи. Перед началом парада и карнавала мы в серебряных шлемах будем стоять на башне, над разукрашенной аркой. На верхушке башни установят чашу для праздничного огня. Вроде олимпийской. Кто-то из ребят поднимется с факелом и зажжёт огонь. Я к наконечнику своего копья примотаю наш стерженёк с серебристым порошком и поднесу его к пламени. Других "стражников" я тоже подговорю зажечь на копьях бенгальские огни – тогда на меня никто не обратит внимания. Все решат, что так и надо: праздничный салют. Этот план я и поведал Юрке. С намёком в голосе: пока вы там занимались вашей музыкой, я времени не терял. Юрка сказал с одобрением: – Голова у тебя работает. Только не промахнись там. Я ответил, что, если я такой беспомощный растяпа, пускай Юрка сам всё придумывает и делает. Или Янка… Я чуть не брякнул "твой Янка". Но Юрка сказал миролюбиво: – Я же ничего, просто предупредил… А Янка… Гелька, он не прибегал? – Здрасте, я ваша бабушка с Юпитера! Вы же вместе ушли. – А там нас в разные комнаты развели… – Никуда он не денется, – сказал я. – Юрка, пошли обедать. – Без Янки? Мы с ним договорились, что вместе… Пойду посмотрю, где он там… – А! Ну давай… – сказал я. И стало мне как-то на всё наплевать. И на искорку, и на праздник, и на то, что кругом лето – самое хорошее в жизни время… А ещё я вдруг подумал: "Почему всё-таки не едет папа? Только из-за работы?" Но к вечеру настроение у меня наладилось, Мы собрались в "Курятнике" и сидели до звёзд. Глеб рассказывал, как он с ребятами в интернате строил из дырявой моторки трёхмачтовый фрегат и как они чуть не потонули на пруду, и как им попало. Ерёма что-то мурлыкал своим радиоголосом и при фонарике чертил на мятых листах будущего Ваську. Янка заглядывал ему через плечо и что-то советовал. Юрка был тихий и непонятно задумчивый… Потом дни побежали быстро-быстро. Я с "бригадой" мастерил доспехи для сказочных воинов и копья с наконечниками из серебристой пластмассы. Янка с музыкантами репетировал где-то на дальней эстраде в глухом углу парка. Юрка маршировал с барабанщиками. Барабанил он здорово. Я много раз видел, как он шагает на правом фланге второй шеренги, когда строй готовился к параду. Палочки у него просто летали над кожей красного большого барабана. К форме Юрка привык и уже не казался в ней маленьким и хилым. Ловкий он был, гибкий, быстрый такой. В общем, настоящий барабанщик. Барабанщиков было много – двенадцать шеренг по восемь человек. На аллеях не очень-то развернёшься, и случалось, что барабанный грохот раздавался на улицах. Промаршируют по городу и обратно в парк. И когда они шли по улицам, все радостно вспоминали: скоро праздник! И наступил праздничный вечер. В сумерках парка взлетели и засверкали разноцветные струи фонтанов. Мы – "волшебная стража" в шлемах из фольги, с пёстрыми щитами и копьями – стояли на площадке фанерной башни. Вокруг большущего факела. Это был трёхметровый серебристый столб, а на нём – узорчатая чаша из латуни. Размером с хороший таз. С высоты всё было видно отлично. Всю главную парковую площадь, которую освещали прожекторы; шеренги трубачей в красных плащах; зрителей, которые обступили площадь кольцом. Кольцо только в одном месте было разорвано: там среди деревьев темнел выход из главной аллеи. И вот оттуда появились барабанщики. Они красиво шли, ровно. Всё ближе, ближе. Колыхались перья над беретами, разом вскидывались руки над барабанами. И марш их звучал так весело! Потому что это был самый праздничный марш. Его подхватил оркестр, но не очень громко, чтобы не заглушать барабаны. За шеренгами барабанщиков шла колонна ребят в масках и карнавальных костюмах. Над колонной качались громадные куклы (всякие сказочные звери, колдуны и клоуны), пестрые флаги и шары. Но я туда не смотрел. Я смотрел только на барабанщиков да ещё на маленького мальчика – он шёл за ними, впереди карнавальной колонны. Мальчик был в красной блестящей рубашке – как огонёк. И в поднятой руке он нёс факел с оранжевым пламенем. Пламя откидывалось назад, как флажок. Мне зябко стало, и я весь внутри замер. Потому что вот-вот, через минуту, должно решиться: будет у нас живая искорка или нет? "Вдруг не загорится?" Марш барабанщиков казался уже не весёлым, а тревожным. "Ну, не загорится и не надо, – решил я себя успокоить. – Подумаешь, искорка! Ерёма что-нибудь другое изобретёт, а нам она и не нужна". Но как это не нужна? Если не загорится, значит, не бывает на свете чудес и сказочных загадок. Значит, лунная песенка Янки – обман! И ещё… Я верил, что, если добудем искорку, то она сдружит нас троих накрепко – Юрку, меня и Янку. А если нет… Скорей бы уж! Барабанщики подходили к воротам, над которыми возвышалась наша башня. Юрка шёл, как всегда, во второй шеренге справа. Шёл и смотрел вверх, на меня. Словно молча напоминал; "Не прозевай!" Так, с запрокинутым лицом, он и прошагал под башню. Остальные барабанщики тоже исчезли в воротах – шеренга за шеренгой. Скрылся последний ряд, и перед башней остался мальчик с факелом. Он по лесенке бегом поднялся к нам на площадку – будто огненная бабочка взлетела. Хороший такой мальчишка – маленький, лет семи, но смелый. И весёлый – улыбка во всё лицо, на носу веснушки светятся… – Привет! – сказал он нам. Подмигнул и поднёс факел к запальному шнуру. Огонь перескочил на шнур и неторопливо побежал вверх. Мальчик сунул факел в приготовленное ведёрко с водой и стоял, глядя на бойкий язычок пламени. И все глядели. Огонь добрался до края чаши, спрятался за ним… и над чашей вспыхнула пламенная корона! Сразу где-то грохнуло, взлетели над чёрными деревьями гроздья ракет, запели фанфары, им отозвались далёкие уже барабаны, а толпа закричала "ура", зашумела… Пёстрая колонна с флагами, куклами и шарами растеклась по площади, превратилась в карнавальный хоровод. Вот и пришла самая важная минута. – Давайте, – сказал я ребятам. И мы придвинули к огненному краю чаши наконечники копий. На каждом – стерженёк бенгальского огня. Что же они не горят? Старые, испортились? Отсырели? Но вот разом вспыхнули трескучие огоньки у братьев – Петьки и Романа. И у Оксаны. И у других ребят. Ещё, ещё… А у меня? А у меня тоже горит! Ярче других! На кончике копья – ослепительный шарик, а из него летят гроздья белых звёзд! Горит, горит… Но ведь это недолго. Всё реже, всё мельче белые звёздочки. А где искорка? Она зажглась? Как её увидеть? В глазах – сплошь зелёные пятна от огней. Да нет, была бы искорка, я бы её разглядел. Значит, нет её… Всё… – Смотри, у тебя не совсем погасло, – раздался рядом звонкий голос. Это мальчик-огонёк. Он рядом стоял и смотрел вверх. – Что? – сказал я. – Где? Замигал. Сильно-сильно. – Вон, – сказал мальчик. – Светлячок. И я увидел на острие копья чуть заметную светлую точку. Что? Правда?! Какая маленькая… Я перестал дышать. Осторожно-осторожно наклонил копьё. Придвинул к лицу обугленный стерженёк. Точка светилась на его верхушке. Но я слишком резко шевельнул копьё, стерженёк дёрнулся в сторону, а искорка повисла в воздухе. Я, не веря, поднёс к ней палец. Она не обожгла, не кольнула. Я придвинул к ней, маленькой, ладонь, тихонько сжал пальцы. Спрятал искорку в кулак. И ощутил в кулаке чуть заметное щекочущее тепло. – Поймал светлячка, – шёпотом сказал мальчик. – Ага… – сказал я тоже шёпотом, потому что осип от счастья. Остальные не обращали на нас внимания. Лежали животами на перилах и глазели, что делается на площади. Над ней всё ещё вспыхивали взрывы фейерверка. В глазах мальчика горели разноцветные огоньки. – Спасибо, – сказал я ему. Он засиял улыбкой. И спросил хитровато: – А за что? – Так… Он вдруг сказал: – А я тебя знаю. Ты Травушкин из нашей школы. Ты к нам в класс приходил, про сверление Земли рассказывал. Я, правда, зимой был у первоклассников, делал им доклад про сверхглубокую скважину, на которой работает папа. Такое мне дали задание. Я ужасно волновался, запинался и на ребят почти не смотрел. Ни одного лица не запомнил тогда. Но лицо Огонька было знакомо. Очень-очень знакомо. И я вспомнил! Огонёк был в точности как мальчишка с Ерёминого снимка. Может, всё это не случайно? Я сказал весело: – Я тебя тоже знаю. Нахлобучил на Огонька свой серебряный шлем, положил перед ним щит и копьё, а сам побежал вниз. Искорка в кулаке ласково грела мне ладонь. ИСКОРКА С Юркой и Янкой мы ещё днём договорились, где встретимся после парада. На полянке позади летнего павильона. Полянка была незаметная, укрытая кустами сирени, поросшая высокой травой. Из травы кое-где торчали каменные раскрашенные гномы. Краска с них пооблезла – гномов забыли в этой парковой глуши. Когда я пробрался на полянку, там ещё никого не было. Стояла тёплая, какая-то пушистая темнота. Лишь один далёкий фонарь мигал сквозь листья. Зато звёзды были громадные… Я сел в траву, прислонился к твёрдому гному и разжал кулак. Искорка в темноте засияла ярко и радостно. Я осторожно убрал из-под неё ладонь. Искорка повисла в воздухе, не упала, не улетела от меня. – Хорошая ты моя… – шёпотом сказал я ей. Зашуршали ветки. Я опять спрятал искорку в кулаке. – Гелька, ты здесь? Это появился Янка. С фонариком. – Выключи фонарик, – сказал я. Он выключил. – Смотри, – сказал я. И разжал пальцы. Янка наклонился близко-близко. Я даже почувствовал на ладони его дыхание. – Чудо какое… – прошептал Янка. – Не гаснет? – И не думает. – Не обжигает? – Нисколечко… Подержи, если хочешь. Я оставил искорку в воздухе, потом поднёс к ней Янкину ладошку. Искорка послушно села на неё. – Тёплая, – сказал Янка. – Ага.. А теперь попробуй перебросить её мне. Полетит? – Ну… пожалуйста. Янка пустил искорку с ладони, будто крошечную бабочку. Она огненной ниткой прочертила воздух и остановилась передо мной. Я посадил её на сустав согнутого мизинца. – Она никуда от нас не улетит, – уверенно сказал я. – Потому что наша, – отозвался Янка. – В ней же наша кровь. Ворча и цепляясь барабаном, выбрался из кустов Юрка. Мы показали ему искорку. Он притих, долго держал её на ладони. – Смотри, как она слушается нас. Она живая, – сказал Янка. – Ну-ка, пусть она летит ко мне… Мы долго стояли кружком на тёмной поляне и перебрасывали друг другу искорку. Она летала между нами, будто крошечный светлячок, и садилась то на ладонь, то на кончик пальца. Наконец Юрка сказал: – Жалко, что нельзя сейчас испытать её. Никакого колёсика не догадались взять. – Завтра испытаем, – успокоил Янка. – И так видно, что ома такая… настоящая. – А у кого она будет до завтра? – ревниво спросил я. – Ты зажёг, у тебя и будет, – великодушно решил Юрка. – Янка, ты не против? – Нет, конечно, пожалуйста… Только нельзя её всё время в кулаке носить. Давайте её вот сюда. Я нарочно принёс. Он показал пробирку – гораздо меньше той, в которой делали порошок. Толщиной в карандаш, длиной со спичку. Скорее ампула, а не пробирка. – Сюда её посадим, пробкой закроем… – А если задохнётся под пробкой? – испугался я. – Мы же не глухую сделаем, а чуть-чуть… Искорка висела в воздухе. Мы надели на неё ампулу – будто накрыли бабочку стеклянным сачком. Для пробки Янка скатал из травы шарик… Я не стал откладывать испытания до утра. Дома я выволок чемодан со старыми игрушками, достал из него модель гоночной машины "Барракуда". Раньше в ней был двигатель с микроэлементами, но я давно его распотрошил. А машину не выбрасывал, мне её папа подарил, когда семь лет исполнилось… "Барракуда" лежала на полу вверх колёсами, а я ломал голову: как приспособить искорку к оси? Сверлить стальной стержень было нечем… А может, спрятать искорку прямо в колесе? Отвинтить колпачок и вот сюда… Я коснулся ампулой колеса. Вернее, даже не коснулся. Я не успел задеть его, как задний мост у машины взревел. Колёса завертелись так, будто к ним подключили мотор от настоящей "Барракуды"! – Геля! Что за шум! – тут же завелась за дверью тётя Вика. – Давно уже пора спать. – Да пусть поиграет, – сказала мама. – Ах да, конечно… А я сидел на полу и смеялся. Колеса вертелись всё тише, искорка снова была у меня в кулаке. И почему-то мне представилось: идёт по улице важный Ерёма, а перед ним скачут двое – весёлый роботёнок Васька с задранным носом и мальчик-огонёк в алой рубашке… КЛОУН Проснулся я поздно. Сквозь берёзы светило в комнату солнце. Я дотянулся до стула с одеждой, достал из-под майки заткнутую травяным комочком ампулу. Испугался на миг: погасла? Искорка при свете дня была еле заметна. Можно подумать, что просто крошечный блик в стекле. Но я поднёс ампулу к "Барракуде", и у той бешено рванулись колёса. Я опять сказал искорке: – Хорошая ты моя… Где-то играл оркестр: в городе уже разворачивался новый праздничный день. Пришли Юрка и Янка. Янка со скрипкой, в своём жёлтом костюмчике с бантиком. Юрка в форме и с барабаном. – Ну? – нетерпеливо сказал Юрка. – Небось уже пробовал? Я с удовольствием показал, как вертятся колёса "Барракуды". Юрка расцвёл. Янка тоже заулыбался. В комнату заглянула тётя Вика. – Геля! Смотри, мальчики какие красивые. А ты опять… – Я дам ему белую рубашку со звёздочками, – сказала мама. Я обрадовался. Не потому, что на плечах блестящие звёздочки, как у смадермена, а потому, что нагрудные кармашки с клапанами. Удобное место для ампулы с искоркой. Сначала мы прибежали в "Курятник". Надо же обрадовать Ерёму и Глеба! Но вагон оказался пуст. У косяка, на ржавом гвозде, висела записка: "Я ушёл в магазин за бумагой. Будет время – найду вас в парке. Ёрема почему-то не ночевал. Глеб". Судя по всему, Глеб не очень-то верил, что искорка получится. Вчера в парк не пришёл, отговорился, что надо много чего написать, пока не забыл. Сегодня тоже вот не дождался нас… А куда девался Ерёма? Гадать было некогда, мы торопились в парк. …С утра в парке намечались разные состязания и концерт. Юрка должен был барабанить при всяких церемониях на стадионе, а Янка играть. Мы договорились, что встретимся с Юркой в двенадцать на лужайке с гномами, и я пошёл слушать Янку. Концерт проходил на окружённой высокими клёнами площадке. Я сел в третьем ряду и около себя занял ещё два места – раздвинул руки и упёрся в скамью ладонями. Потому что народу полно, а Янке после выступления где-то надо сесть, да и Юрка может прибежать пораньше… Выступлений было много. Пели хором и поодиночке, стихи читали, фокусы показывали. Один мальчишка даже с дрессированным котом выступал: толстый серый кот кувыркался и ходил по натянутой верёвке. Все веселились. Но концерт шёл долго, кое-кто утомился, а солнце поднялось выше самых высоких деревьев и крепко жарило плечи и макушки. Зрители начали отвлекаться и галдеть. Я испугался, что Янку слушать не будут. И правда, когда он вышел на эстраду, над рядами висел гул. Я чуть не заорал: "Да тише вы!" Но Янка не стал дожидаться тишины. Вскинул к подбородку скрипку, и она пропела тревожно и резко "Та-а, та-та!" И сразу упало молчание. Янка заиграл всем знакомую песенку: На планете Сельда Дни стоят хорошие, Брызжет, брызжет солнышко В заводи речные. На планете Сельда Жили-были лошади — Умные и добрые, Только не ручные… Скрипка играла так, будто слова выговаривала. Кое-кто даже подпевать начал. Но Янка перешёл на другую песню: Жёлтый месяц висит Над уснувшим прудом, И журчит у плотины вода. Мы вернулись сюда, В этот край, в этот дом Навсегда, навсегда, навсегда… Эту песню любит мама. Я вспомнил, как мы с мамой и папой сидели у костра. Я был тогда крошечный, пятилетний. Высоко-высоко качались мохнатые головы сосен, и казалось, что звёзды среди них плавают туда-сюда. Костёр стрелял красными угольками, а мама пела. И было это на Юрском полуострове, под Ярксоном, где скважина – мы туда один раз летали с мамой вместе… Что же всё-таки со скважиной? При чём тут теория параллельных пространств? Она совсем не про это… Хотя, кто знает, что может случиться на страшной глубине? Я помню, как отец говорил: "К звёздам летаем, а до нутра матушки-планеты нашей добраться до сих пор не сумели. Она нам это припомнит когда-нибудь…" А может, делано в матушке-планете и не в скважине? Может, отец просто не захотел приехать? И не приедет совсем? Почему тётя Вика сказала тогда маме странные слова: "Я даже не знаю, кто я теперь?.." Кто? Уже не родственница? Тьфу, какая чепуха в голову лезет… А если не чепуха? Если я буду, как Юрка, без отца… Юрко легче: он своего отца никогда не знал… Только легче ли? Что значит "легче", если одиночество… Глеб правильно написал про одиночество. Вроде бы всё хорошо в жизни, а почему тогда у многих грустные глаза? У мамы, у Юрки, даже у тёти Вики? И у Глеба… Ну, то, что у Глеба, – это понятно… Янка, словно вспомнив о Глебе, заиграл "Вечернюю песенку" – он теперь хорошо её знал. И этой песенкой закончил игру. Все захлопали. Сперва не сильно, а потом громче, громче. И я захлопал. Хотя, по правде говоря, мне больше нравилось, когда он играл в вагоне. Но всё равно, молодец Янка! Я хлопал и совсем забыл, что надо беречь соседние места. Когда спохватился, с двух сторон уже сидели какие-то девчонки. Я с досады чуть не треснул каждой по шее и стал выбираться из рядов. Вышел на лужайку рядом с эстрадой. Замахал Янке, чтобы он бежал ко мне. Но на эстраду выскочили два клоуна – рыжий и белый, они задержали Янку. Белый клоун затряс над колпачком ладонями и женским голосом закричал: – Дети! Внимание! Дети!.. Янка играл замечательно! За это ему вручается праздничный почётный диплом! И подарок! Янка смущённо затоптался. Ему дали блестящий лист и плоскую красную коробку. Наверно, с конфетами. Он быстро наклонил голову, шевельнул губами: видимо, сказал спасибо. И пошёл с эстрады. Я опять замахал ему: давай сюда! Он заметил, кивнул. Но тут клоун снова закричал: – Дети! Пока готовятся наши танцоры, мы успеем наградить ещё нескольких ребят! Пусть поднимется на сцену Геля Травушкин! Кто? Я? Зачем? Я же не артист… – Геля!.. Дети, среди вас есть Травушкин? Знакомых было много. Из рядов закричали клоуну, что "тут он", а мне: "Гелька, давай! Копейкин, жми на сцену!" Я пожал плечами и пошёл. Рыжий клоун захлопал растопыренными ладонями, а белый взял меня за руку и радостно объявил: – Геля Травушкин прекрасно потрудился во время подготовки праздника. Замечательно потрудился! Давайте поблагодарим его за это!..

The script ran 0.004 seconds.