Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Мальчик со шпагой [1972-1974]
Известность произведения: Средняя
Метки: child_adv, prose_classic, sf, Детская, Приключения, Роман

Аннотация. Герои знаменитого романа из цикла «Острова и капитаны» - 10-13-летние моряки и фехтовальщики отряда `Эспада`. Справедливость и доброта, верная мальчишеская дружба и готовность отстаивать правду и отвечать за свои поступки - настоящий кодекс чести для этих ребят, которые свято следуют ему в своей непростой жизни, реальной, но удивительным образом граничащей со сказкой

Аннотация. Герои одного из наиболее известных романов В.Крапивина «Мальчик со шпагой» — юные фехтовальщики из отряда «Эспада». Доброта и справедливость, верная дружба и рыцарство, ответственность за свои поступки и готовность отстаивать правду — не пустые слова для этих ребят. Они свято следуют своему кодексу чести в жизни — реальной, но в то же время граничащей со сказкой. О судьбе героев в наше время рассказывает завершающая часть дилогии — роман «Бронзовый мальчик».

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 5-699-12501-9 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 672 Описание: Два первых романа трилогии Паруса «Эспады» В оформлении переплета использована иллюстрация В. Савватеева. Содержание: Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой (роман), стр. 5-344 Всадники на станции Роса Звездный час Сережи Каховского Флаг-капитаны Владислав Крапивин. Бронзовый мальчик (роман), стр. 345-667 Примечание: Доп. тираж 2006 года - 5000 экз. Доп. тираж 2008 года - 3000 экз.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Андрюшка не отменил решения. Напрасно ему говорили, что мушкетеров сейчас и на свете нет, что водились они раньше, в другую эпоху, и даже в других местах. Андрюшка знал, что мушкетеры есть, потому что недавно видел их сам, когда стоял в углу и украдкой поглядывал на экран телевизора. Все, что показывают по телевизору, есть на самом деле: не будут же взрослые люди дурака валять. Андрюшка готовился к походу всерьез. Воткнул в берет большое куриное перо, приделал к старым валенкам отвороты и жестяные шпоры, из толстой проволоки и консервной банки смастерил длинную шпагу. Лошади у Андрюшки не было, и он взял березовую палку, а к ней приделал конскую голову из картона. – Ну, скачи, скачи, – сказали ему. – Далеко не уедешь, к ужину все равно вернешься. Только людей насмешишь. И Андрюшка правда смешил. Когда проявили первую пленку и запустили кинопроектор, все просто лежали от хохота. Маленького Андрюшку д'Артаньяна играл настоящий Андрюшка – Гарц. Он был на три года старше своего героя, но это ничуть не мешало. Невысокий, щуплый, в своем дошкольном костюме, из которого не очень даже и вырос, Андрюшка вполне сходил за восьмилетнего. А играл он как артист. Это все сказали, когда выбирали человека для главной роли. Даже Данилка уступил, хотя сам сначала метил в д'Артаньяны (говорил, что пускай фильм не цветной, но рыжего должен играть самый рыжий). На длинной бумажной ленте нарисовали дорогу – с деревьями, каменными горбатыми мостиками, мельницами и старинными островерхими домиками. Эту ленту засняли на кинопленку. А потом на фоне белой стены сняли на ту же пленку скачущего Андрюшку. Это называлось "комбинированная съемка". Получилось, что Андрюшка скачет по дороге. Ну совершенно невозможно было без смеха смотреть, как лихо несется он на березовой палке-лошади, как взбрыкивает по-жеребячьи худыми ногами, на которых болтаются валенки со шпорами, как уговаривает своего "коня" перепрыгнуть через канаву, а когда "конь" отказывается наотрез, закидывает палку на плечо и пешком бредет в обход… Кто хочет, тот добьется: скакал, скакал Андрюшка и все же добрался до старой Франции, а там в таверне "Жареный петух" повстречал Атоса, Портоса и Арамиса. Сначала доблестные мушкетеры не приняли всерьез храброго малыша. Они долго хохотали, когда Андрюшка попросился к ним в товарищи. И было очень смешно, как Андрюшка пытался доказать, что он уже большой, показывал шпагу и шпоры. А потом стало не только смешно. Андрюшка сделался похожим на растрепанного, но боевого петушка. Олег снял крупным планом его лицо, и на экране все увидели Андрюшкины глаза. Это были глаза обиженного мальчишки, над которым хватит смеяться. Лучше не надо смеяться. Себе дороже. Андрюшка с размаху рубанул шпагой по столу и швырнул под ноги мушкетерам берет. Через полминуты господа мушкетеры убедились, что проволочная шпага – совсем не шуточное оружие. От полного конфуза их спасло только нашествие кардинальского патруля. Вот тут-то мушкетеры и Андрюшка объединились и всыпали гвардейцам перца и соли! И все сразу забыли о нелепых Андрюшкиных валенках, о плаще из теткиной косынки, о детском бантике у воротника, когда мушкетеры вручили ему боевую шпагу. Было совсем не смешно, было здорово, как он взял и стиснул клинок… Но это – лишь начало фильма. А впереди еще съемки. Длинный рассказ о приключениях мушкетеров, Андрюшки и короля. У семилетнего короля жизнь тоже была не сахар. Кардинал, очень похожий на месье де Раздолбона, каждый день изводил его длинными лекциями о хорошем поведении, а мамаша-королева (весьма напоминающая Андрюшкину тетку), чуть что, лупила его величество длинным веером и ставила в угол. Там, среди сырости и паутины, висела специальная доска с надписью: "Угол для Его Королевского Величества". Долго терпел маленький король эти безобразия. Но когда подлый кардинал украл любимую королевскую игрушку – заводной паровоз, терпение Людовика лопнуло. Он тайно позвал мушкетеров и запросил о помощи. Вот тогда-то все и началось! Короля поручили играть маленькому Вадику Воронину, у него это получалось. Генка Кузнечик взял роль Арамиса, Алеша Смирняков – Атоса, а Володя Огоньков – Портоса. Учителя де Раздолбона и коварного кардинала играл один человек – Валерик Воронин. А роль королевы и Андрюшкиной тетки пригласили исполнять Наташу. Кого же еще? Наташа сначала согласилась. Но тетка и королева получались у нее слишком добрыми. Сразу было видно, что она обижает ребят не по правде. Серёжа сказал Наташе: – Меня все время воспитываешь, а тут не можешь. – Тебя – за дело, – огрызнулась Наташа. – А Вадика и Андрюшку жалко. И вдруг предложил свои услуги вечный неудачник Андрей Ткачук. Тут ему повезло. Едва он напялил длинное платье с оборками, надел жестяную корону и заговорил голосом старой дамы, все поняли: это то, что надо. – Ваше величество, – поджав губы, произнес Ткачук. – У вас опять порваны штаны! Фи… Пусть ваше величество изволит стать в угол и не выходит, пока мое величество не изволит разрешить… а то как врежу веером, будешь знать, обормот! Наташа уступила корону и осталась заведовать костюмами. Серёжа тоже не снимался. Ему нравилось возиться с пленками, устанавливать декорации, проводить репетиции схваток между гвардейцами и мушкетерами. А играть кого-нибудь он, по правде говоря, и не решился бы. Стеснялся как-то… Снимали "Трех мушкетеров" только по воскресеньям. В другие дни было нельзя: ребята учились в разные смены, всех не соберешь. Ждали весенних каникул. А еще больше ждали лета, потому что многие сцены снимать надо было "на натуре" – в саду, который изображал дворцовый парк, и на берегу пруда (будто на берегу моря). Была у Олега мысль: договориться, чтобы на втором этаже освободили кладовые, а помещение отдали ребятам. Там вполне можно было устроить библиотеку, а главное – кинозал. – Мы бы всех окрестных ребятишек на премьеру "Мушкетеров" собрали, – говорил он. – А потом регулярные киносеансы устроили бы. Мультфильмы у нас есть, могли бы и сами еще что-нибудь снять. И библиотеку для всех открыть можно… Скоро известие о ребячьем кинотеатре разлетелось по ближним дворам и школам. Ленька Мосин сообщил: – Лысый говорит, что его парни будут всех караулить и лупить, кто к нам станет ходить. – А вы что? – с интересом спросил Олег. – Мы с Гарцем его три квартала гнали, – объяснил Мосин. – До самого дома. А там его мамаша выскочила. У нее голос, как у динамика на вокзале… После стычки с домоуправом о верхнем этаже перестали мечтать. Но кино можно показывать и в спортзале, а книги держать в кают-компании. …Однажды, уже в марте, после удачной съемки Серёжа, Генка и Митя остались, чтобы убрать декорации и рефлекторы с фотолампами. – Если так дело пойдет, в июне кончим, да, Олег? – сказал Серёжа. – Может быть, – откликнулся Олег рассеянно. – Почему "может быть"? Летних съемок всего на неделю, если каждый день снимать. – Не наделали бы нам к июню пакостей, – хмуро сказал Олег. – Мысль, что бухгалтерия важнее "Эспады", до сих пор сидит в голове гражданина Сыронисского. Вчера опять звонил и грозил устроить здесь ремонт… Знаю я этот ремонт! Для нас он и полкило краски не дал бы. Втащат свои столы и устроят контору. – А мы их не пустим! – сказал Митя. В гвардейском плаще и шляпе с перьями он выглядел очень по-боевому. – Маляров сюда ни за что нельзя пускать, – поддержал Кузнечик. – Лучше сами все покрасим. А то они стены замажут, а здесь вон сколько нарисовано… А этот Сыронисский – самый главный начальник, что ли? – Да нет, конечно, – устало сказал Олег. – Но вредный до чертиков. Особенно если кто-то слово ему поперек скажет… А тут еще союзнички у него объявились… – Кто? – встревожился Серёжа. – Ну, те две дамы, которых я на занятия не пустил. Ходят и везде капают: "Ах, чем они там занимаются, если даже посмотреть нельзя? Ах, чему их там учат! Ах, мы тогда к окнам пошли, а окна все одеялами завешены, ни одной дырки. Скрываются они от людей…" Это когда мы с утра пленку просматривали. – Так они просто дуры, – сказал Кузнечик. – Это ты понимаешь, что дуры. А они про себя говорят, что очень полезные люди. О воспитании заботятся. – А чего им от нас надо? – спросил Митя. – Даже непонятно. – А холера их знает! – в сердцах сказал Олег. – Есть такой тип людей – склочники. Понять склочника невозможно. Пишет жалобы, шепчет, гадости говорит. Вроде бы и себе никакой пользы, и людям жизнь портит… Ну, мадам Сенцова – та хоть понятно, почему жалуется… – А что Сенцова? – спросил Серёжа. Олег досадливо поморщился: – Не хотел я рассказывать… Ну ладно. В конце концов, это всех нас касается. Дело в том, что эта мама Сенцова никак не успокоится. Сначала она своего сына в поликлинику потащила: дайте, мол, справку, что мальчика избили. Это когда ты, Сергей, палкой врезал ему в темном переулке… Ну, в больнице никаких следов избиения не нашли. Тогда она кинулась в милицию. Начала рассказывать, что в "Эспаде" учат запрещенным приемам драки. "Иначе, – говорит, – как мог этот хулиган Каховский отмахаться от троих подростков и свалить взрослого человека…" Имейте в виду: не "взрослого бандита", а "взрослого человека"… – Ай-яй-яй, Серёжа, – сказал Генка. – Как же это ты? Нехорошо так со взрослыми… Олег усмехнулся и продолжал: – В милиции ей говорят: "Правильным там приемам учат. А ваш сын пусть не знакомится с жуликами…" Она и завелась. Еще одну жалобу, более высокому начальству. Дошла до какого-то майора, тот слегка испугался: а вдруг в "Эспаде" и правда что-то запрещенное? Пришлось мне объяснения давать. Целый протокол. Разобрались… А она дальше. Пошла в районо. Там ей повезло. – Как? – хором спросили Серёжа, Генка и Митя. – Есть там инспектор по внешкольным учреждениям. Фамилия у него Стихотворов. Отнесся он к мадам Сенцовой с большим сочувствием… А дело в том, что я в январе на учительской районной конференции выступал и проехался по его работе. Ну в самом деле, с одной стороны, требует: работайте с трудными подростками, с другой – заявляет: двоечников к занятиям в клубах и секциях не допускать. Если хотят заниматься, пусть исправят оценки! А где ему руководители клубов найдут трудных подростков с пятерками в дневниках? Об этом я его и спросил… – А кто такие "трудные подростки"? – спросил Генка. – Мы трудные? – Труднее некуда, – сказал Олег. – Особенно Каховский. Драку затеял в переулке с целой компанией. А ведь знает, что драться нехорошо. – Больше не буду, – сказал Серёжа. – Ты расскажи дальше про инспектора. – Вызвал он меня и давай беседовать: "Вот видите, вы других критикуете, а на вас тоже жалуются". Объяснил я ему, кто жалуется и почему. А он опять: "Да, конечно. Однако общественность вами недовольна". Снова объясняю, что за общественность и почему недовольна. Выслушал он и говорит: "Я понимаю, но…" И после этого "но" опять повторяет все то, про что я ему два раза объяснял. Хоть лоб расшиби о стенку! А потом вспомнил Сыронисского: "Вот и домоуправляющий говорит, что ваши мальчики ведут себя вызывающе…" Я ему говорю: "Ведь один из этих мальчиков из-за Сыронисского пострадать мог, даже погибнуть! Что же им, расшаркиваться надо было? Мальчик на посту стоял, флаг охранял, а эти люди буквально ворвались в отряд!" А он знаете что: "Кто там врывался, кому нужен ваш флаг? Для вас важней всего игрушки, а люди взрослым делом заняты". Олег улыбнулся, щелкнул пальцами. Потом сказал: – Дотянулся я тут до телефона и позвонил в райком комсомола. Попал прямо на первого секретаря Володю Самсонова. И говорю: "Объясните товарищу инспектору по внешкольным учреждениям, можно ли считать игрушкой флаг пионерского отряда? И можно ли хватать и выкидывать за дверь пионера, который стоит на посту у флага?" – Он объяснил? – с радостным нетерпением спросил Митя. – Объяснил. Володя такие вещи объяснять умеет, он сам вожатым был… Но нельзя сказать, что с товарищем Стихотворовым расстались мы друзьями. – А что он может сделать? – спросил Серёжа. – Кто его знает… Боюсь, что он, и Сыронисский, и Сенцова, и эти дамы из уличного комитета – одна компания. – У нас ведь тоже компания ничего, не слабенькая, – сказал Кузнечик. – Без боя не сдадимся. – А чего нам сдаваться? Мы же правы, – сказал Митя. 6 Случилось чудо: Серёжа получил пятерку по алгебре. Весь класс ломал голову над хитрой задачкой, а Серёжа присмотрелся и увидел, что задачка совсем простая. Только решать ее надо не так, как прежние, а другим способом. Он так отчаянно запросился к доске, так затряс рукой, что Антонина Егоровна взвела брови и почти простонала: – Каховский! Что с тобой? – Но ведь совсем просто! Как дважды два! На доске он писал быстро и с таким треском, что осколки мела сыпались, как скорлупа ореха. А орехом была задачка, которую Серёжа расщелкал. Антонина Егоровна торжественно внесла пятерку в клетку классного журнала. Эта пятерка придавила и заслонила чахлые тройки и подлую двойку, полученную две недели назад. Серёжа вернулся на место, как после трудной и блестящей победы на фехтовальной дорожке. Кузнечик обернулся, мигнул ему и показал большой палец. Мишка Маслюк, недавно перебравшийся на парту к Серёже, грустно сообщил: – А я все равно ничего не понял. Антонина Егоровна вдохновенно заговорила о том, как много значит в математике интерес и старание. Вот Каховский всегда утверждал, что у него нет математических способностей, а сегодня заинтересовался необычной задачей, сделал усилие и… – Каховский, ты меня слушаешь? Серёжа не слушал. Дверь класса была приоткрыта, и в ней стоял Василек Рыбалкин, по прозвищу Негативчик, сокращенно – Нега. Данилкин барабанщик. Удивительное большеглазое создание со светлой пушистой головой и постоянно загорелым лицом – как портрет на негативной пленке. Что он здесь делает? Во-первых, он учится в ту же смену, что и Серёжа, значит, должен быть на уроках. Во-вторых, он из другой школы. В-третьих, он вообще не должен быть ни в какой школе, а обязан сидеть дома, потому что у него ангина. Василек встретился глазами с Серёжей, поманил его ладонью и отступил за дверь. – Антонина Егоровна, разрешите выйти! – Что с тобой? – Ну, очень надо! – Ты что, переволновался у доски? Ну… иди, пожалуйста. Встревоженный взгляд Кузнечика: "Что?" Ответный взгляд: "Не знаю. Кажется, тревога". Нега ждал у двери. Сиплым от простуды голосом сказал: – Мой велосипед внизу, в коридоре. Отряд громят. Жми. Там Митька. Данилка научил своих барабанщиков говорить коротко и четко. Олег научил фехтовальщиков "Эспады" действовать быстро. Уже на Октябрьской улице, на спуске, с замирающим от тревоги и скорости сердцем Серёжа сообразил: правую штанину он ничем не защемил. Если попадет в цепь, будет много грохота. Но скорость не снизил. Все обошлось. Один из слесарей отдирал от стены доски стеллажей. Другой срывал дополнительную электропроводку, которую ребята протянули для освещения во время киносъемок. Еще двое рабочих вытаскивали декорации и вносили столы и шкафы. Они подошли к двери кают-компании и хотели взять фанерную спинку королевского трона, стоявшую у косяка. – Назад! – сказал Митя Кольцов. Он стоял на пороге кают-компании, загораживая дверь. Кулаками упирался в косяки. В левом кулаке была зажата рапира – Митя держал ее за клинок под рукояткой, концом вниз. – Ну-ка ты, подвинься, – хмуро сказал небритый дядька и потянулся к декорации. Митя не подвинулся. И вообще не двинулся с места. – Назад! – четко повторил он. – Отойди, отойди, – поспешно сказал дядьке домоуправ Сыронисский. – Не трогай, это потом. Опять скажут, что мы на детишек бросаемся. Слесари ухватили фанерную колонну дворцового зала и поволокли к выходу. – Назад! – сказал Серёжа, появляясь на пороге. Слесари нерешительно остановились. Один все-таки сказал: – Отойди с дороги, малявка… Серёжа только что прошел мимо сваленных в грязь у крыльца декораций, над которыми ребята трудились больше месяца. Увидел грязные следы сапог на полу в коридоре. Заметил царапины на разрисованных стенах спортзала – от острых углов домоуправленческой мебели. Вырванные с гвоздями полки, сорванные провода. И тут еще "малявка"! Он ощутил такую злость, какой не чувствовал никогда в жизни. Он даже испугался. Испугался, что забудет обо всем на свете и сделает что-то страшное. Стоп. Стоп, так нельзя. Нельзя забывать одного: что ты капитан "Эспады". Надо отдышаться. Надо сосчитать хотя бы до десяти. И обратно: пять… четыре… три… Слегка сбивчиво, но уже почти спокойно он сказал: – Кто вас сюда пустил? Вы находитесь на территории пионерского отряда "Эспада". Прекратите погром! Сыронисский повернулся к человеку с приветливо-скучным лицом и большой нижней губой. – Видите, товарищ Стихотворов? Так они все и воспитаны. Тот сокрушенно покачал головой. Видимо, соглашался, что воспитаны кошмарно. – Между прочим, – сказал Сыронисский Серёже, – ты бы постеснялся. Это товарищ из районо. – Между прочим, догадываюсь, – резко ответил Серёжа. – Странно, что он разрешает вам громить пионерский отряд. – Это не погром, а подготовка к ремонту. В ваших же интересах, – сладко сказал инспектор Стихотворов. – Я вижу, – сказал Серёжа. Он повернулся к Мите: – Ключ от кают-компании у тебя? – В кармане, – откликнулся Митя, продолжая загораживать дверь. – А где Олег? – В институте задержался. Я уже позвонил. Серёжа ушел из прохода. Пусть уносят колонну, не в ней дело. Он подошел к Мите и загородил его. – Запрись изнутри, – велел он. – Набери по телефону ноль-два, вызови милицию. Скажи: взрослые люди громят пионерский клуб. – Я уже вызвал, – сказал Олег. Он встал в дверях спортзала, запыхавшийся, в расстегнутом пальто. За ним стояли Василек Рыбалкин, Рафик Сараев, Данилка и Генка с двумя портфелями – своим и Серёжиным. Видно, понял Кузнечик, что сегодня уже не быть им с Сергеем на уроках. – Я вызвал милицию, – повторил Олег. – Сейчас приедут. Потом он обратился к Сыронисскому: – Конечно, я знал, что вы способны на всякое хамство. Но не думал, что осмелитесь на такую открытую наглость. – Я не понимаю… – начал Сыронисский. – Я тоже не понимаю, – поддержал инспектор Стихотворов. – Вы заняли странную позицию, Олег Петрович. Все происходит совершенно законно. – Подлость по отношению к детям не может быть законной, – сказал Олег. Стихотворов оскорбился: – Вы все-таки выбирайте выражения. – А что? Я неточно выразился? – Воспитатель! – сказал Сыронисский. Олег спросил у Серёжи: – Никого из вас не задели? – Никого, никого! – уверил Сыронисский. – Это они успели всем нагрубить. А мы к вашим воспитанничкам даже не подходили. Упаси господи! Себе дороже… Олег усмехнулся: – Вот именно. Постукивая каблуками, вошел смуглый, похожий на кавказца, лейтенант и два милиционера. Не обращаясь ни к кому в отдельности, лейтенант спросил: – Что случилось? Сыронисский подкатился к нему колобком. – Домоуправление намерено проводить в помещении ремонт в соответствии с утвержденным графиком. А руководитель детского клуба всячески препятствует, настраивает ребят. Дело доходит до вооруженного сопротивления. Насчет вооруженного сопротивления лейтенант пропустил мимо ушей. Слегка поморщился и спросил у Олега: – Вы руководитель клуба? – Да. – Разве вопрос о ремонте с вами не согласован? – Конечно, нет! Какой может быть ремонт в разгар занятий с ребятами! Речь идет не о ремонте. Они просто хотят вытряхнуть нас и устроить здесь бухгалтерию. Лейтенант вопросительно повернулся к Сыронисскому. Тот поспешно сказал: – Мы дали это помещение для клуба временно. По просьбе райкома комсомола. Но вопрос о бухгалтерии еще не решен окончательно. Пока мы собираемся просто ремонтировать. Лейтенант окинул взглядом помещение. – Если вопрос не решен, почему сюда вносят столы и шкафы? Сыронисский слегка обиделся: – Простите, это уж наше дело. Шкафы – для хранения кистей и красок. Столы – вместо стремянок для штукатуров. – Чушь какая, – сказал Олег. Ребята подошли к нему и встали сзади полукругом. Только Митя остался на посту у дверей. К лейтенанту подошел Стихотворов. Он заговорил негромко и доверительно: – Видите ли, товарищ милиционер, у районного отдела народного образования к товарищу Московкину есть ряд вопросов. Мы полагали, что пусть домоуправление делает ремонт, а специальная комиссия в этих вопросах за данный отрезок времени разберется. Есть мнение, что товарищ Московкин… Олег перебил: – Это ваше личное мнение. А мнение комсомольских органов вы спрашивали? – Но позвольте… Лейтенант перебил Стихотворова: – Простите, это не мое дело. Я хотел бы выяснить: согласован ли вопрос о ремонте с руководителем клуба? Сыронисский внушительно сказал: – Этот вопрос согласован с райисполкомом. Лейтенант повернулся к Олегу: – У вас есть телефон? – Да. – Позвоним председателю, выясним. – Председатель в отпуске, – поспешно известил Сыронисский. – А заместитель на совещании. А этот вопрос я согласовывал с товарищем Подолякиным. – Я не знаю никакого Подолякина, – сказал Олег. – А я знаю, – со скрытым торжеством сказал Сыронисский. – И звонить ему незачем. Во-первых, он тоже на совещании, во-вторых, у меня есть график, им подписанный. С печатью. Вот. Он полез за пазуху и вытащил мятую бумагу с лиловым, отпечатанным на машинке текстом. – Пожалуйста. Детский клуб, улица Красноармейская. Срок ремонта – март – апрель. – Этот товарищ Подолякин и не подозревает, что нас хотят отсюда выставить. Подмахнул подпись – вот и все, – сказал Олег. Лейтенант взял бумагу и очень внимательно просмотрел ее. Отдал Сыронисскому и повернулся к Олегу. Сказал чуть виновато: – Я вас понимаю. Но это документ, и этот человек – должностное лицо. Не могу ему препятствовать. – Но это должностное лицо ведет себя как погромщик, – возразил Олег. – Посмотрите, что они натворили. Лейтенант посмотрел. – Действительно, – сказал он Сыронисскому. – График графиком, но что за разгром? Имущество клуба, декорации в грязь свалили. Это что, тоже необходимость? – Ошибочка, – поспешно объяснил Сыронисский. – Результат спешки и недосмотра. Сейчас исправим. Толя, Саша! Все барах… все имущество поставить аккуратно. Потом уберем в сарай… Учтем, товарищ лейтенант… А товарищ Московкин пусть отопрет вон ту комнату. – Не отопру, – сказал Олег. – То есть это как? На каком основании? – На таком основании, что у нас там вещи, принадлежащие отряду, а не вам. Спортивное оружие, барабаны, документы. Флаг отряда. – Так забирайте их! – Куда? Предоставьте помещение. – У меня нет для вас помещения. – У меня тоже нет, – сказал Олег. Домоуправляющий помолчал и ледяным тоном потребовал: – Отоприте замок. – Не отопру, – хладнокровно откликнулся Олег. – Не имеете права. Я на службе. – Имею, – язвительно сказал Олег. – Этот замок – моя собственность. Я купил его на свои деньги и врезал своими руками. Данилка неожиданно фыркнул. Серёжа почувствовал, что и ему смешно. Дело получается грустное, а все равно смешно. Только смех этот – злой. Сыронисский позеленел. – Но дверь не ваша собственность! Она – имущество домоуправления. Я имею право открыть ее, когда считаю нужным! – Открывайте, – сказал Олег. – Но учтите, что перед дверью, охраняя отряд, стоит мальчик со шпагой. А он не является вашим имуществом. – Так уберите этого мальчика! – Зачем? Он на своем посту. – Товарищ Московкин, – негромко начал Стихотворов, – согласитесь, что это… – Это хулиганство! – взвился Сыронисский. – Товарищ лейтенант, я требую! Пусть мальчишка уберется и отдаст ключ. Лейтенант пожал плечами. – Скажите это руководителю клуба. – Но вы обязаны наводить порядок! Серёже показалось, что лейтенант заговорил со скрытым удовольствием: – Видите ли, если бы здесь было нарушение законов, пьянство, драка, дебош, я бы вмешался. Но здесь два руководителя разных организаций не могут прийти к одной точке зрения. Это ведомственный спор. Я тут ни при чем. Он кивнул милиционерам: – Пошли. Сыронисский сказал вслед: – Тогда мы уберем мальчишку сами! Лейтенант оглянулся. – Не советую, – веско произнес он. – Очень не советую. Вы можете нечаянно толкнуть или поцарапать мальчика. – Тогда что же мне делать? – Договаривайтесь, – обронил лейтенант и вышел. Сыронисский опустился на стул. – Хорошо, – покладисто сказал он. – Мы будем ждать, пока вашему часовому не надоест. Митя впервые вмешался в разговор. – Нас сорок восемь человек, – вежливо сказал он. – Мы можем меняться через полчаса. Круглые сутки. Минуты три все молчали. – Ладно, ребята, – сказал наконец Олег. – Выйдите во двор, подойдите к окну кают-компании. Ребята послушались. Серёжа задержался. Олег подошел к Мите: – Дай ключ. Он открыл дверь, подтолкнул Митю в кают-компанию, зашел сам. Замок щелкнул изнутри. Серёжа выскочил во двор. Олег распахнул окно. – Принимайте вещи, – хмуро сказал он. – Не можем мы, в самом деле, дежурить день и ночь. Пока заберем, что нужно, а потом пойду к начальству. Он стал подавать барабаны. Данилка, Рафик, Нега повесили их на себя. По две, по три штуки. Но скоро подоспели остальные барабанщики, разобрали свои инструменты. Олег стал подавать рапиры. Сыронисский и Стихотворов вышли на крыльцо. – Между прочим, ваше оружие куплено на деньги домоуправления, – заметил Сыронисский. – Не все, – сказал Олег. – Восемь рапир – мои. – Странно вы себя ведете, Олег Петрович, – мягко заговорил Стихотворов. – Только усугубляете дело. Комиссия все это будет учитывать. – Представляю, что это за комиссия, – усмехнулся Олег. – Обычная. Товарищи из уличного комитета, методисты, представители… – И ни одного комсомольского работника. Ни одного человека из родителей наших ребят! – Вы что же, не доверяете нашей общественности? – Я не доверяю Сенцовой и ее приятелям. Вам, кстати, тоже. – И это вы говорите при детях! Олег подал Мите кинопроектор. Затем протянул Генке зачехленный флаг. Генка взял его на плечо. Митя и Серёжа встали по сторонам от Кузнечика. Олег оперся ладонями о подоконник и легко выпрыгнул на улицу. Сыронисский подошел и протянул растопыренную ладонь. – Все? Теперь прошу ключ. Олег молча поднял на шнурке плоский ключик. Он качался над ладонью Сыронисского, и пальцы у того выжидательно шевелились. Олег зашвырнул ключ далеко-далеко. За тополя, за забор. – Мальчишка! – крикнул Сыронисский. – Ломайте дверь, – сказал Олег. – Вам не привыкать. Они шли к дому Олега. Их группа напоминала остатки разгромленной армии. Олег молчал. Ребята тоже молчали. "Как во сне, – подумал Серёжа. – Идем, смотрим, а все будто ненастоящее". Действительно, то, что случилось, даже в голове не укладывалось. Жили, работали, смеялись, сражались, радовались. Никто не верил, что может так: трах – и кончиться. Димка подошел к Серёже и шепотом спросил: – Как мы теперь? Олег услышал. – Барабаны возьмете себе домой, – сказал он. – Рапиры потом возьмут капитаны. Ну… и все остальное распределим. А там посмотрим. Их догнала желтая милицейская машина. Выскочил на тротуар смуглый лейтенант. – Олег Петрович, подождите… Вы не помните меня? Мы встречались. – Да? – сухо сказал Олег. – Вы, наверно, забыли. Я к вам в интернат, в Красный Берег, двух пацанов привозил. – А, помню, – сказал Олег. – Было дело. Все медленно двинулись дальше, и лейтенант пошел рядом с Олегом. – Я все понимаю, – сказал он. – Только ничего нельзя было сделать… Я, когда мальчишкой был, у нас такие деятели во дворе волейбольную площадку загубили. Куры, говорят, пугаются и белье сушить негде. Мы – знаете что? – в газету тогда пошли. Почему бы вам не пойти в газету? Серёжу словно толкнуло! Как он мог забыть! Газета! Алексей Борисович! Всадники… – Олег! Я знаю, что делать! Я завтра же… 7 Утро было ветреное, влажное, с проблесками солнца, которое то и дело выскакивало из-за быстрых клочковатых облаков. На газонах, среди рыжей травы, дотаивал ноздреватый снег. Асфальт был мокрый. Двухэтажный особняк, в котором помещалась редакция, отражался в нем, как белый пароход в темной реке. А несколько разнокалиберных автобусов, стоявших у редакции, были похожи на катера. Серёжа перешел дорогу и толкнул тяжелую дверь. "Лишь бы Алексей Борисович никуда не уехал", – подумал он. В бледно освещенном вестибюле было много людей. Одни стояли группами, другие суетливо проходили в разные концы. И Серёжу кольнула тревога. Было что-то непонятное в поведении людей. И только через несколько секунд Серёжа понял: они все молчат или говорят очень тихо. Столько людей – и такая приглушенность. Словно все боятся чего-то. "А может быть, так полагается, – подумал Серёжа. – Может быть, нужно для работы, чтобы всегда в редакции стояла тишина?" Но как-то не вязалось это с Алексеем Борисовичем, с его веселым характером, с его улыбкой. Серёжа оглянулся. Никто не обращал на него внимания. Он подошел к высокой худой женщине, которая одиноко стояла у колонны и курила. – Простите… Алексей Борисович, товарищ Иванов… он сейчас здесь? Женщина слегка вздрогнула, приподняла подкрашенные брови и напряженно посмотрела на Серёжу. Словно не поняла его, но очень старалась понять. Наконец она кивнула, странно моргнув при этом, и медленно показала на лестницу. "Что с ними со всеми?" – еще раз подумал Серёжа. Но главное, что Алексей Борисович был в редакции. Серёжа двинулся к лестнице. – В третьей комнате, – хрипловато сказала ему вслед женщина и закашлялась. В коридоре второго этажа, как и внизу, стояла напряженная тишина. Дверь в третью комнату была открыта, но вход загораживали спины неподвижно стоявших людей. Так бывает, когда идет большое собрание и не всем участникам хватило места. Серёже показалось, что сейчас из-за спин донесется голос выступающего. Но в комнате было тихо. Он подошел, не очень надеясь что-нибудь рассмотреть и понять. Но кто-то оглянулся на него, кто-то вполголоса сказал: – Пропустите мальчика… И спины раздвинулись перед ним. С дико нарастающей тревогой, ощущением непонятной, но большой беды Серёжа пошел вперед среди молча расступившихся людей… Он сразу узнал Алексея Борисовича, хотя сейчас лицо у него было очень худым. Голова тяжело вдавилась затылком в подушку, а большой подбородок приподнялся и от этого казался еще более острым. Боковая стенка гроба почти сплошь была закрыта цветами и зеленью. И сверху тоже были цветы. И если бы не белая, нелепая какая-то подушка, могло показаться, что Иванов упал навзничь в траву от выстрела в упор… Когда случается неожиданная и большая беда, человек падает в нее, как в пропасть. Все, что есть вокруг, становится расплывчатым, неважным, ненужным и пролетает мимо, не оставляя следа. В Серёже словно отключился механизм, отсчитывающий время. Совершенно не знал он, прошла минута, или час, или три. Серёжа порой встряхивался и замечал тогда кое-что вокруг. Один раз он обратил внимание, что полной тишины все-таки нет: шепотом переговаривались люди, где-то очень глухо играла хмурая тягучая музыка. Потом он увидел, как у гроба меняется почетный караул – четыре человека с черно-красными повязками на рукавах. Вот встали трое мужчин и девушка с повязкой на рукаве пушистого синего свитера. Девушка вдруг закрыла руками лицо и пошатнулась. Ее быстро подхватили под локти. Но она тряхнула головой, опустила от щек ладони и осталась стоять с мокрым затвердевшим лицом… Вот такие отдельные вещи иногда замечал Серёжа. А потом опять словно тонул в ощущении полного и непоправимого несчастья. В этом несчастье была не только смерть одного человека. В нем крылась гибель отряда, потому что человек, на которого была главная надежда, лежал мертвый. Будто убитый из предательской засады. Время от времени Серёжа спохватывался: как можно думать о своих делах, когда здесь такое горе? Но скоро мысли возвращались к "Эспаде". Смерть Иванова и судьба отряда сплетались в один клубок. И возникало чувство окончательного поражения. Такую безнадежность испытывает, наверно, командир, который, отступая, надеется на последний резерв и вдруг узнает, что резерв разгромлен: лагерь сожжен и солдаты мертвы. Наступать не с кем и отступать некуда… Кто-то взял Серёжу за плечо. То ли просто так, то ли чтобы опереться. Он оглянулся. Это была женщина, с которой Серёжа разговаривал внизу. Она смотрела на Серёжу темными, очень глубокими глазами. Потом спросила медленным шепотом: – Ты… его знал? – Да, – прошептал Серёжа. И тут ему стало очень обидно, что обещал он Алексею Борисовичу зайти или позвонить, да так и не собрался. А теперь уж ничего не поделаешь. – Я ведь не знал… – с раскаянием прошептал Серёжа. – Я к нему по делу пришёл, к живому… Женщина не удивилась. Она тихо покашляла и сказала: – Многие не знали… Он работал до последнего дня, а лечиться все было некогда. Торопился книжку закончить. А что болеет, почти не говорил. – Почему он умер? – Сердце… Люди задвигались, стали выходить, и Серёжа понял, что ему тоже надо идти. В дверях он оглянулся. И только сейчас увидел на стене большой фотопортрет Иванова. Алексей Борисович улыбался знакомой-знакомой улыбкой, как тогда, на станции. Серёжа вдруг подумал, что, может быть, последний раз видит живое лицо Алексея Борисовича. Он остановился, но его мягко подтолкнули, и пришлось выйти в коридор. Женщина вышла вместе с ним. – Ты поедешь на кладбище? – спросила она. Серёжа не знал, надо ли ехать. Но сейчас ему показалось, что если не поедет, то опять обманет Алексея Борисовича. Как тогда: обещал навестить и забыл. – А можно? – спросил он. – Да. – А как ехать? – Садись в автобус. В любой. Серёжа вышел на улицу. Автобусы стояли вереницей. Серёжа забрался в самый дальний. Он приткнулся на заднем сиденье и стал смотреть в окно. Из дверей редакции выходила молчаливая толпа. Стали выносить венки, потом вынесли крышку гроба. Ухнул и тягуче заиграл оркестр. Серёжа отшатнулся от окна и не стал смотреть и слушать. Однажды тетя Галя рассказывала, как хоронили ее подругу, и говорила о небритых подвыпивших музыкантах, которые торговались из-за лишней десятки. Серёжа не хотел видеть такой оркестр. Зачем он здесь? В автобус начали садиться люди. Послышался обычный громкий разговор, кто-то даже рассмеялся. Это было дико. Серёжа приткнулся в угол и молча ехал до самого кладбища. Автобус шел долго. Потом вереница машин остановилась, и люди пошли в распахнутые высокие ворота, мимо церкви, у которой был какой-то очень праздничный купол: синий с золотыми звездами. На высоком церковном крыльце сидели старухи в черных платках. Время от времени они крестились. На нижней ступеньке крыльца примостилась серая кошка. Она умывалась и равнодушно глядела на проходивших. Серёжа впервые оказался на кладбище. Вслед за незнакомыми людьми он шел по раскисшей дороге, потом пробирался среди могильных оградок, решетчатых обелисков со звездами и крестов. Почти всюду лежал еще серый снег. А там, где он сошел, виднелись прошлогодние листья и поблекшие стружки искусственных цветов. Наконец подошли к могиле. Она Серёже показалась похожей на окоп с двумя глинистыми брустверами по краям. На краю могилы поставили гроб. Серёжа не решился подойти близко. Стали говорить разные люди. И говорили, в общем-то, одно и то же: о том, какой хороший человек был Иванов и как много он работал. И что его не забудут. Это была правда. По крайней мере, Серёжа никогда не забудет, хотя видел Алексея Борисовича один раз в жизни. Ну и что же, что один раз? Иных видишь каждый день, а лучше бы не видеть совсем… Серёжа тоже мог бы сказать, что за человек был журналист Иванов… Опять заиграл оркестр. И Серёжа наконец заметил музыкантов. Это были совсем не те музыканты, каких он боялся. Серёжа увидел серые шинели, шапки со звездами и голубые погоны. И марш был не обычный похоронный марш, изматывающий душу. Это была сдержанная, суховатая какая-то музыка. Сквозь негромкие голоса труб иногда пробивалась четкая, почти маршевая дробь барабана. Рядом с Серёжей стоял грузный мужчина в плаще и помятой шляпе. Он посмотрел по сторонам, словно искал кого-то, заметил Серёжу, отрывисто сказал: – Теперь что? Играй не играй… Теперь все равно… – А почему такой оркестр? – спросил Серёжа. – Разве Алексей Борисович был военный? – Нет, – откликнулся мужчина. – Но он писал о них много. Особенно о летчиках. Они его помнят. Снова коротко простучал барабан, и Серёжа вспомнил о барабанщиках "Эспады". И опять ему стало неловко перед собой, что думает он об отряде, а не об Алексее Борисовиче. Но ничего он не мог поделать. Через спины тех, кто стоял впереди, Серёжа увидел, как замелькали лопаты. Кое-кто стал расходиться. Пошел и Серёжа. Ему навстречу дул мягкий ветер. В этом ветре медленно качались вверху темные, почти черные сосны. А небо над ними было серое. Серёжа вышел с кладбища. Сесть в автобус он не решился: мало ли куда они поедут. Он подумал, что отыщет остановку любого троллейбуса и доберется куда-нибудь ближе к центру. А там до дома недалеко. Он пошел по краю асфальтовой дороги. Шел и смотрел на свои ботинки. К левому ботинку прилип коричневый листик с тремя отростками. Похожий на отпечаток птичьей лапы. Это был мертвый листок. Серёжа тряхнул ногой, но листок держался крепко. Пожухлый, прошлогодний… Неужели когда-нибудь снова будет летнее небо с желтыми облаками, живая трава, лиловые метелки иван-чая, пунцовые лампочки клевера и звон шмелей? А если и будет, никогда не пойдут по этой траве загорелые барабанщики "Эспады"… Серёжа отчетливо вспомнил вечер на реке, огоньки по берегам, стук мотора и густой запах трав, пришедший с лугов. Будто вот сию минуту стоял Серёжа на палубе, прижимался коленями к металлическим прутьям поручней, а рядом был Алексей Борисович и держал на Серёжином плече крепкую узкую ладонь. И как ответ на это воспоминание, легла ему на плечо тяжелая рука. Серёжа вздрогнул и обернулся. Он увидел узкое, похожее на топор лицо и печальные, не подходящие для такого жесткого лица глаза. – Узнал? – спросил мужчина. – Да, – сказал Серёжа. – Вы тогда приходили в школу. – Верно. Это я писал о тебе заметку. – А… – откликнулся Серёжа. Но что еще сказать, не знал. Не говорить же "спасибо". – Я думал тогда, вы из милиции, – сказал он наконец. – Нет, я работал с Алексеем, – проговорил мужчина, медленно шагая рядом. – А теперь… Вот ведь какая беда у нас… Ему бы жить да жить. Сколько еще мог написать… – Он успел закончить книгу? – спросил Серёжа. – Успел… Печатается уже. Не пропусти смотри. В магазинах она не залежится, это я точно говорю. – А как называется? – Как называется? "Верьте всадникам". Разве ты не знал? – Нет. – Там про разных людей рассказы. Про разные встречи. И про тебя. – Про меня? – Ну да. Про тот случай на станции. Ты помнишь? – Еще бы, – сказал Серёжа. – Но… чего же там про меня-то писать? – Да уж Алексей знал чего… Разве он тебе не говорил? С тихим отчаянием Серёжа сказал: – Я его не видел с тех пор. Если бы я знал! Я ведь и сегодня пришёл, потому что беда случилась. Товарищ Алексея Борисовича помолчал. Потом проговорил, словно успокаивая Серёжу: – Бывает и так. Суетишься, бегаешь, некогда с хорошим человеком увидеться. И приходишь только тогда, когда узнаешь, что с ним несчастье. – Да не так, – все с той же горечью сказал Серёжа. – Я же не знал про Алексея Борисовича ничего. Я к нему к живому шел, со своей бедой. Вернее, с нашей… Ничего не изменилось на первый взгляд. Но сразу будто тверже стала рука мужчины на Серёжином плече. – А что произошло? – спросил он уже по-иному, быстро и четко. – Да не все ли равно? – откликнулся Серёжа. – Теперь-то уж… Мужчина придержал его за плечо, зашел вперед и глянул в лицо. Глаза у него были теперь точными, как у снайпера. – Да ты что, мальчик… У Алексея же остались друзья!.. Ведь есть же газета!.. 8 Когда умерла мама, Серёжа много ночей подряд видел один сон. Не страшный, но какой-то безнадежный. Будто они с папой идут по унылому пустырю, где торчат кусты высохшего бурьяна. И тянется вдоль пустыря неровный серый забор из щербатых досок. А папа молчит, молчит… И все это – очень долго. Серёжа зачем-то держит на тонком ремешке пустой большой термос, и он при каждом шаге стукает Серёжу по ноге… Потом, когда уже совсем темно, приходят они домой. Дом заброшен и пуст. Мебели нет, мусор на полу, клочьями висят на стенах отставшие обои. От одинокой лампочки – жидкий желтый свет. С минуту Серёжа и папа стоят на пороге пустой комнаты. Потом папа берет его за руку. Молча. Опять надо идти. И теперь уже неизвестно, куда и зачем. Куда-то сквозь пустые черные улицы с редкими огоньками, через рельсовые пути, по ночному полю. Серёжа знает, что шагать придется всегда и, кроме этой дороги, ничего уже не будет. И ему не страшно, не горько даже, а просто очень темно и пусто на душе. А термос по ноге – стук, стук… С такой же пустотой и безнадежностью возвращался Серёжа с кладбища. До той минуты, пока журналист Владимир Матвеевич Ларцев не догнал его на обочине. "Да ты что, мальчик…" У него ладонь была узкая и крепкая, как у Иванова. "У Алексея же остались друзья!" Как он сам не подумал об этом? Дурак, честное слово. "Ведь есть же газета!" Серёжа улыбнулся. Даже в очень тяжелые минуты человек может улыбнуться, если к нему возвращается надежда. Пусть вместе с болью, с горем, с тревогой – но все равно надежда. Значит, что-то есть впереди. Значит, можно держаться прямо. – Будут поминки, – сказал Владимир Матвеевич. – Я не пойду. Алексей не простил бы такой траты времени. Мы поедем в редакцию, и ты расскажешь все. Домой Серёжа вернулся в сумерках. – Сергей, в чем дело? – жестко спросил отец. – Вчера ты убежал с уроков. Сегодня прогулял весь день. Из школы звонят! Хоть в милицию заявляй!.. Что случилось? Что было вчера и сегодня? Серёжа стащил куртку, медленно повесил на крючок. Голова кружилась от голода и усталости. – Вчера, – сказал он, – разгромили у нас отряд… – Это я знаю. Но при чем здесь школа? Ты пропустил два дня. – Я с утра в редакцию пошел, к Алексею Борисовичу… А он умер. Сегодня хоронили, – сказал Серёжа и понял, что сейчас заплачет. Переглотнул, замолчал. – Сергей, ты это что… Это правда? – Да… Потом я познакомился с Ларцевым. Это друг Алексея Борисовича. Я ему про отряд рассказал. А потом мы с ним поехали к Олегу. Надо было скорее. Надо же спасать "Эспаду"… Серёжа сел на табуретку, и наступило молчание, которое они с отцом лишь изредка разбивали короткими вопросами и ответами: "На кладбище ездил?" – "Да". – "А что с Алексеем Борисовичем?" – "Сердце". – "Ты не знал?" – "Нет". Наконец папа сказал: – Я понимаю. Но позвонить домой, чтобы люди с ума не сходили от беспокойства, ты, наверно, мог… – Не догадался. В голове такой звон… Ты не ругайся, папа. – Да я не ругаюсь. Ваша завуч ругается, звонила мне… Ужинай и ложись, ты прямо черный от усталости… Постой, позвони сначала Генке, а то он извелся из-за тебя. Завуч Елизавета Максимовна грохнула указкой по столу – Пусть там, на задних партах, помолчат, пока я говорю! Иначе будем говорить по-другому! Я спрашиваю не вас, а Каховского. Как он посмел самовольно посреди урока уйти из класса? Как он посмел прогулять два дня? Без всякой причины! На задних партах не хотели молчать. – Ничего себе: без причины! – громко сказал Павлик Великанов. – У людей клуб громят, а они сиди и задачки разбирай! – Великанов! Помолчи, будь любезен! Никто ничего не громил, к вашему сведению. Их клуб закрыли по решению руководства. И раз его закрыли, значит, надо! – Кому надо? – спросил Серёжа. – Сенцовым надо? Тетушкам разным, которые жалобы пишут? Они хотят, чтобы мы цветочки поливали, а вместо клинков чтоб вязальными спицами работали! Елизавета Максимовна помолчала и сказала негромко, даже печально: – Каховский, Каховский… Что с тобой случилось? Ты мог стать гордостью школы. А ты… – А что он? – вежливо спросила Люся Колосницына. – Что он? – доброжелательно переспросила Елизавета Максимовна. – А вы сами не знаете? Его постоянные выходки! В течение всего учебного года. История с дежурной, история с дневниками, его постоянное вмешательство в дела второго класса… Его грубость с учителями, опоздания, прогулы… Вмешался Кузнечик. Отчетливо и громко он сказал: – У него друг умер. – Перестань! И будь добр не перебивать! Друг… Я понимаю. Но он сам сказал, что это случайный знакомый. Они виделись один раз в жизни. Таких "друзей" у каждого тысячи. "Ей ничего нельзя объяснить, – подумал Серёжа. – Она и слушать не хочет. Она все знает заранее". – Это не случайный знакомый, – сказал кто-то с третьего ряда. – Он про Серёжку в газету писал. Елизавета Максимовна будто даже обрадовалась: – Вот-вот! В газету писал! Потому и друг? Лучше бы он написал о его выходках, хороший получился бы фельетон. И пользы больше было бы. Кстати, Каховскому не следует слишком часто напоминать о газете и об этом случае. Один смелый поступок не оправдывает множества других – безобразных! – А когда я напоминал? – удивленно спросил Серёжа. Но Елизавета Максимовна его не слышала. Она продолжала: – В этой газете к тому же написано, как наш герой, воспользовавшись своими приемами, избил палкой товарища по школе… – Товарища? – громко спросил Кузнечик. – Подонок он, а не товарищ. – Медведев! – Елизавета Максимовна снова грохнула указкой. – Будь любезен запомнить: в нашей школе нет подонков! Здесь все – наши учащиеся ! А Сенцов – гордость своего класса. Учится без троек, выпускает стенгазету… Пусть Гармашева подтвердит, если не верите. Председатель совета дружины Вика Гармашева присутствовала на собрании. Ее пригласили, чтобы знала, какие дела творятся у шестиклассников. Она слегка пожала плечами, словно хотела сказать: тут и подтверждать нечего, всем известно. – Подумаешь, "гордость", – сказал Генка. – Трус он, к шпане подлизывается. Чтоб такой гордостью стать, надо свою гордость подальше спрятать. Невоспитанный Мишка Маслюк шмыгнул носом и добавил: – Если так, то у нас всяких гордостев в классе больше половины. Без троек учатся и стенгазету делают по очереди. – Вашему классу гордиться нечем! – отрезала Елизавета Максимовна. – Разболтались – дальше некуда. Пользуетесь, что Татьяна Михайловна гриппом болеет. А тебе, Маслюк, вообще… С двойки на тройку перекатываешься… Я поражаюсь настроению, которое царит в классе. Вместо того чтобы принципиально обсудить Каховского, вы его покрываете. – И меня, – сказал Кузнечик. – Я вчера тоже три урока пропустил. По этой же причине. – И тебя, – согласилась Елизавета Максимовна. – Но Каховский – прежде всего. Он инициатор… Анатолий Афанасьевич по мягкости характера прощал ему многие фокусы. Надеялся, что Каховский образумится. Напрасная была надежда… Ладно! Пока Анатолий Афанасьевич в больнице, его замещаю я. И решать буду по-своему. Легко вы не отделаетесь. – Нам легко и не надо, – сказал Генка. – Надо, чтобы справедливо. – Будет справедливо, не волнуйся. – А я волнуюсь, – возразил Генка и встал. – Где же эта справедливость? Сенцов – гордость школы, а Каховский – хулиган и прогульщик! Сергей, отдай Сенцову готовальню, которую тебе милиция подарила! – Медведев! – Голос у Елизаветы Максимовны стал металлическим. – Еще слово, и ты отправишься за дверь. – Не отправлюсь, – просто, даже скучновато сказал Кузнечик. Глаза у Елизаветы Максимовны стали круглыми. – Ты соображаешь, что говоришь? – Соображаю. Не отправлюсь! – вдруг взвинтился Генка. – Не отправлюсь, и все! – Он даже в парту вцепился, словно его хотели силой из класса вытащить. – Это мой класс! Каждый день говорят: вы хозяева в классе, вы хозяева в школе! А как слово скажешь – марш за дверь! Что за собрание, когда сказать ничего нельзя! Елизавета Максимовна овладела собой. – Сядь, пожалуйста. Вы все уже сказали достаточно, и собрание закончено. Каховского и Медведева прошу иметь в виду, что за третью четверть у них неудовлетворительные оценки по поведению. – Разве это не педсовет решает? – спросил Павлик Великанов. Елизавета Максимовна не сочла нужным откликнуться на эти слова. – А совету дружины следует с этими пионерами заняться особо, – добавила она. Вика Гармашева встала: – Мы их вызовем, Елизавета Максимовна. В ближайшие дни соберем совет. …В ближайшие дни собрать совет не удалось: начались каникулы. А тридцать первого марта вышла газета со статьей Ларцева. Статья называлась "Удар из-за угла". Там было написано все. Крепко и беспощадно. О вмятине на макете замка, которая осталась от Данилкиной спины. О жалобах, которые строчили обиженные дамы из уличного комитета. О маме Сенцова, которая бегала по всем учреждениям и даже нашла себе союзника в районо. И о самом союзнике – инспекторе Стихотворове. И о майоре милиции, который чуть не усмотрел в занятиях мальчишек-фехтовальщиков "опасные приемы". Там были и хорошие слова – об отряде. О вечерах, когда собирались в кают-компании все, кто хотел. О звонких боях на дорожке. О маленьком д'Артаньяне – Андрюшке Гарце и о лихих барабанщиках. И об Олеге Петровиче Московкине, который дни и ночи тратил на то, чтобы мальчишечья компания, обосновавшаяся в старом кособоком доме, превратилась в отряд "Эспада". А потом статья снова как бы взрывалась. Строчки раскалялись от негодования. Там были мысли, которые бились в Серёже, но для которых он не мог найти четких слов. Ларцев эти слова нашел. Они били как удары клинка. Статья кончалась так: "Все жалобы и упреки, все злые слова и ядовитый шепот о ребятах и вожатом – ложь. Ложь расчетливая и злобная. Они жили радостно и открыто, они хотели только хорошего. Почему же кому-то помешала "Эспада"? Люди, живущие скучно, тупые и недобрые, не терпят иной жизни – светлой и честной. Не терпят людей с прямыми мыслями и открытым взглядом. Даже взрослых не терпят, а уж детей тем более. Когда они встречают мальчишку, у которого чувство собственного достоинства сильнее слепого послушания, сильнее страха перед их окриками, они решают, что пришёл конец света. Их мысль работает трусливо и примитивно: "Эти люди не похожи на нас. Значит, они плохие! Запретить! Убрать! Искоренить!" И надо признать: иногда это им удается. Запрещают. Люди, тупые и злобные, бывают хитры. Они умеют добро показывать как зло. И человек, живший для других, работающий честно и бескорыстно, в их речах становится опасным, а дела его – вредными. И может быть, в эти минуты, когда я кончаю статью, Олег Московкин и его капитаны доказывают двадцатый раз, что они ни в чем не виноваты". 9 А ржавый замок по-прежнему висел на дверях "Эспады". И на третий день после статьи, и на четвертый, и на пятый. Серёжа и Генка пришли к Олегу. Уже не первый раз. Олег лежал. Кашлял. На кашель тихим гудением отзывалась гитара – она висела над кроватью. Та гитара, которую Кузнечик выволок однажды в кают-компании из-под дивана. – Не садитесь близко, вирусов нахватаете. У меня, кажется, грипп, – сказал Олег. Но ни Серёжа, ни Кузнечик не боялись гриппа. Они боялись неизвестности и тоскливого ожидания. Радость после статьи уже улеглась, и теперь опять пришло беспокойство: когда откроют "Эспаду"? – Вы же понимаете, сразу ничего не делается, – объяснил Олег. – Сыронисский и его компания напишут еще пачку опровержений в газету. Потом будут всякие комиссии, расследования, решения… – Пусть вернут нам помещение, а потом расследуют, – сказал Серёжа. – Вот и я об этом говорил, когда собрались в редакции. Сыронисский заявил, что у него там столы, шкафы, краска и прочее барахло. А машина сейчас, разумеется, на ремонте и вывозить, сами понимаете, не на чем. – Да мы на руках все его хозяйство утащим в домоуправление! – нетерпеливо подскочил Генка. – Конечно, – согласился Олег. – Утащили бы, если бы Сыронисский согласился. Но он не согласится. Да и вообще ему наплевать на все теперь. Из-за статьи он в ближайшее время с должности полетит все равно. И этот… инспектор Стихотворов тоже. Только нам от этого пока не легче. – Как же быть? – спросил Серёжа. – Завтра позвоню еще раз Ларцеву. За окнами темнело. Олег приподнялся, дотянулся до выключателя. Зажглась у потолка неяркая лампа в пластмассовом плафоне. – Черт… – раздраженно сказал Олег. Откинулся на подушку и громко позвал: – Валентина! В дверь заглянула старшая сестра Олега. Увидела мальчишек, запахнула халат на груди, поправила косынку. Под косынкой, в крашеных волосах – специальные штучки, чтобы кудри завивались. – Валентина, сколько раз просил не вывинчивать у меня яркую лампу, – разозленно сказал Олег. – Это не я, это Вася. Он говорит, что плафон расплавится. Олег отчетливо произнес: – Скажи своему Васе, что он у меня сам расплавится, если еще раз сунется в мою комнату. Я его в окно выставлю! Сестра заговорила на одну ноту выше: – Тебе яркий свет зачем? Все равно вместо того чтобы заниматься курсовой работой, валяешься на кровати. – Закрой дверь! – рявкнул Олег. Ребята притихли. Олег отдышался и жалобно объяснил: – Я больше не могу. Всю жизнь, с самого детства, она донимает меня этой фразой: "Вместо того чтобы…" Видите ли, вместо того чтобы купить костюм, я покупаю телескоп… Вместо того чтобы смотреть хоккей вместе с милым Васей, я включаю симфоническую программу… Вместо лекций я иду на свидание… Вместо того чтобы жить "как все люди", я живу как… Тьфу! Олег приподнялся на локтях и крикнул в закрытую дверь: – Я живу не "вместо", а так, как хочу! Лучше вас! Ясно тебе? – Чудовищный псих, – донеслось из-за двери. – Постыдилс я бы ребят. Как тебя только к детям подпускают? Олег опять лег и утомленно улыбнулся. – А в самом деле, как? – спросил он и опять закашлял. Серёже стало в этот миг очень жаль Олега. И чтобы не показать эту жалость, он отвел глаза и стал оглядывать комнату. Комната была небольшая. Стол, кровать, четыре совершенно разных стула. Два книжных шкафа стоят рядом. Книги – не только внутри, на полках, но и сверху, на шкафах. Лежат покосившейся грудой, могут посыпаться. Скрещенные рапира и шпага висят на стене у двери. На сизых обоях рисунки братьев Ворониных и фотографии – двое незнакомых мальчишек с клинками: один маленький и лопоухий, другой – высокий и смуглый. Наверно, Ромка и Федя. Еще незнакомые ребята в костюмах и масках зверей – видимо, театр в интернате. И веселая компания барабанщиков с Данилкой на правом фланге. Олег тоже посмотрел на фотографию. – Соскучился я по этой барабанной команде… – Я Данилке позвоню, они сразу прискачут, все вместе, – предложил Серёжа. – Они просто стесняются появляться, пока не позвали. Олег усмехнулся: – Эти-то пираты стесняются? – Да брось ты, – сказал Серёжа. – Сам знаешь. Они только в отряде на головах ходят, а вообще они вполне спокойный народ… Ты скажи Данилке "Осенняя Сказка", и он опять будет весь день жмуриться и мурлыкать. Олег подумал. – Не надо их сюда. Наглотаются микробов, опять слягут. Павлик Снегирев и Рафик только-только от гриппа избавились… И сестрица свирепствует хуже вируса. Напугает ребятишек… Может, скоро все наладится, и тогда все опять: "Барабанщики, марш!.." – Ты прямо стихами говоришь, – сказал Генка. – А это и есть стихи. Только ужасно нескладные. Когда я в интернате работал, занимался рифмотворчеством. О вожатской жизни писал. – Почитай, а? – жалобно сказал Кузнечик. – Да вы что, люди! Я вам кто? Евгений Евтушенко? – Почитай, – уже строго сказал Генка. Олег вздохнул. – Вон там, на шкафу, коричневая тетрадка торчит среди книжек. Достань. Генка вскочил на стул и вытянул тетрадь. Книги, конечно, посыпались на пол. – Ладно, оставь, – сказал Олег. – Потом соберем. Давай сюда. Он, лежа на спине, открыл тетрадь, полистал, хмыкнул и мотнул головой. Потом сразу стал серьезный. – Вот. Эти строчки. День летит сквозь часы, как живой метеор, И сгорает в сигнале «отбой». Мне опять не закончить с тобой разговор И не встретиться нынче с тобой. Ночь пришла. Я взбегаю на третий этаж Посмотреть: все ли спят в тишине? …А потом все опять: «Барабанщики, марш!» — Новый день разгорелся в окне.  Новый день пришёл, а замок по-прежнему "украшал" дверь "Эспады". Серёжа не выдержал и позвонил в редакцию. Неловко было звонить, страшновато даже, но ждать он больше не мог. Ларцев не удивился звонку. Даже будто ждал его. – Ты, Сергей, зашел бы ко мне, – предложил он. – По телефону трудно объясняться. Если можешь, прямо сейчас приходи. Серёжа встревожился и помчался в редакцию. У Владимира Матвеевича было недовольное лицо. И озабоченное. – Раздевайся, садись. Вон вешалка, вот стул… Я только что беседовал с вашим Олегом, все ему рассказал. А он просил, чтобы я и тебе все объяснил… – Почему? – Почему просил? Не знаю. Наверно, потому, что ты один из командиров в вашем отряде… Знаешь, осложняется дело. – Я уж чувствую, – с досадой сказал Серёжа. Затарахтел телефон. Владимир Матвеевич приподнял и положил трубку. – Что касается вашего домоуправа, то его песенка спета, – сообщил он. – С работы его уберут. И еще кое-кому придется несладко. На Олега ваши недруги целую кипу заявлений написали: и работник он никудышный, и характер у него собачий, и ребят он не тому учит… Всю эту чушь мы зачеркнули. Крест поставили. А вот с помещением сложнее. – Но если крест, то… – начал Серёжа. Опять взревел телефон. И опять Ларцев приподнял и хлопнул трубку. – С помещением сложнее, – повторил он. – Была специальная комиссия. Она признала, что дом совершенно негоден для детского клуба. Духота, теснота, сырость. И вообще он аварийный, на снос его назначили. Говорят, опасно в нем находиться. – Сколько времени жили, никакой опасности не было, – сказал Серёжа. Ларцев кивнул. – Я понимаю. Но этот Сыронисский напоследок успел сделать еще одну гадость. На втором этаже, где у них кладовые, протекала батарея. Надо было перекрыть воду, а слесарь "забыл". Батарею прорвало, вода пошла вниз. Теперь там полный разгром: штукатурка обвалилась, двери разбухли, полы перекосило… Комиссию можно понять: она о детях заботится. Серёжа сказал чуть не со слезами: – Значит, нам теперь деваться некуда? – Нам из райсовета письмо прислали, ответ на статью. Обещают, что при первой возможности дадут клубу новое помещение. Скорее всего, в новом доме, который строится на Октябрьской. – "Строится"! Там еще первый этаж не готов! – Да, я знаю. А пока, говорят, ребят можно распределить по другим клубам, по разным кружкам и секциям. В Дом пионеров, в спортшколу… Серёжа хмыкнул. – В том-то и дело, – понимающе откликнулся Владимир Матвеевич. – Вариантов много, и все неплохие. Но ни один из них не спасение для вашего отряда… Есть, правда, еще один способ. – Какой?

The script ran 0.017 seconds.