Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Валентин Пикуль - На задворках великой империи [1964—1966]
Известность произведения: Высокая
Метки: prose_history, История, Роман

Аннотация. В романе раскрывается панорама жизни русской провинции в начале XX века. Почитателей таланта Валентина Пикуля ждет новая встреча с захватывающим сюжетом, яркими героями, реалиями истории нашего Отечества.

Аннотация. «На задворках Великой империи» - один из ранних романов В.С. Пикуля. Это панорамное повествование о жизни провинциального российского города в вымышленной, но вполне узнаваемой Уренской губернии в начале XX века. Произведение написано в духе сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина, одного из любимых авторов Валентина Саввича. Замысел романа и образ главного героя - князя Сергея Яковлевича Мышецкого - возник у писателя в результате длительного и внимательного изучения архивных документов Государственной думы.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 

– Пока еще нет. Только предварительная комиссия… Со стороны депо простучало двумя выстрелами подряд. – Стреляют? – поежился Пшездзецкий. – Иногда, – мягко улыбнулся Сергей Яковлевич. Витольд Брониславович был строго официален. Покопался в своем портфеле, сказал: – Знаете, сколько накопилось на вас доносов в министерстве со дня вступления вами в должность? – Догадываюсь, что немало. – Сорок восемь… – О-о, – сказал Мышецкий и потер заболевший висок. – Что с вами? – Болит. Вот здесь. – Ваше положение серьезно, – продолжал Пшездзецкий. – Я хотел лучше. Только лучше… – Князь! – пресек его чиновник. – От вас никто не требовал делать лучше. Вам было предоставлено лишь право строго следовать букве законности и порядка! Полюбуйтесь… Пшездзецкий предъявил ему состав обвинений. Как и следовало ожидать, ничего не забыли, от изгнания Паскаля со службы до последней забастовки – все было учтено и взвешено. – Я даже не буду читать, – отмахнулся князь. – Здесь восемнадцать пунктов, и мне в любом случае не оправдаться. – Что это у вас за коммуны в степи? – вдруг спросил Пшездзецкий. – Ваши неуместные поселения особенно взволновали министерство! – Было бы глупо, – ответил Сергей Яковлевич, – подозревать меня, будто я исходил из каких-то социальных учений. Просто я учитывал местные условия. – Почему у вас такие ненормальные отношения с предводителем дворянства Атрыганьевым? Борис Николаевич – человек вполне умеренных взглядов, служил в лейб-гвардии… Сергей Яковлевич, ничего не ответив, отошел к окну, за которым пролетел однажды мужик, словно приколоченный к распятью. – Я не виноват, – сказал он тихо. – Если кто и виновен, так это бывший губернатор Влахопулов и губернский жандарм Сущев-Ракуса… Оба они, к сожалению, покойники! Стало на миг тошно от собственной низости, и он махнул рукою, словно открещиваясь ото всего на свете: – Без працы не бенды кололацы! Брови Пщездзецкого круто взлетели кверху: – Князь, вы знаете польский? – Нет, – повернулся к нему Мышецкий лицом. – Но сейчас вы что-то сказали… Сергей Яковлевич прошелся вдоль кабинета, задумчиво поправил носком ботинка вздернутый краешек ковра. – Знаете, – сказал он, улыбнувшись, – был такой юродивый на Руси – некий Корейша, Иван Яковлевич… Грязный, выживший из ума старик. Годами лежал он в собственном навозе и выдавал себя за святого. Так вот, когда его спрашивали о чем-то, на что он не мог ответить, тогда он отвечал: «Без працы не бенды кололацы». И люди выискивали в этой фразе потаенный великий смысл! Пшездзецкий слушал его с большим вниманием, застегнув портфель и отложив его подальше в сторону. Сергей Яковлевич помолчал немного и продолжил: – С тех пор прошло немало лет. Это выражение «кололацы» обошло всю русскую журналистику, начиная от Чернышевского и кончая Салтыковым-Щедриным и Курочкиным. Об этой фразе существует на Руси целая литература. Эта фраза не выражает никаких определенных понятий, и в этом именно ее отличительное свойство, ее исключительное значение. И когда я сталкиваюсь с этой ужасной бессмыслицей русской жизни, такой несуразной и путаной, я всегда утешаюсь тарабарщиной: «Без працы не бенды кололацы!» Пшездзецкий посмотрел на свои нежно-молочные надушенные руки, пошевелил пальцами. – Вы ошибаетесь, – сказал он внятно. – В этой фразе есть смысл. И не малый смысл! – Какой же? – Это искаженная польская фраза. Ее исказил, очевидно, ваш грязный юродивый. – И что же говорит эта фраза? Витольд Брониславович вскинул на князя серые красивые глаза. – Без труда не будет калача, – ответил он. После этого в лице Пшездзецкого что-то просветлело по-человечески, помягчал его голос. Он не поленился встать, положил свою узкую, как у женщины, ладонь на локоть уренского губернатора: – Ваше сиятельство, я не имею права советовать вам. Но… передо мною вам действительно не оправдаться. Поезжайте в Петербург, скажитесь больным. Найдите связи… – И бросить все? – спросил Мышецкий. – И спасти карьеру, – ответил чиновник. Поздний вечер застал его на вокзале. Вагон первого класса, обитый плюшем, был пуст и темен, как дорогая гробовина богатого покойника. И – никто («Ну, хоть бы одна собака!») не пришел проводить опального губернатора. Только с третьим ударом колокола заскочил в вагон человек, при виде которого Мышецкий – в ярости и ознобе – оторопел. Тот самый человек, что сначала преследовал его взглядами в «Аквариуме», а потом догонял в пролетке по дороге в цирк. Совсем недавно, на этих днях – перед той постыдной облавой, его позором и срамом… – Отстаньте от меня! – закричал Сергей Яковлевич в неуемном бешенстве. – Я уже не губернатор! Что вам от меня надобно? Незнакомец спокойно поставил перед собой чемоданчик, и котелок на его голове вдруг сам собою подскочил над румяной плешью. – Видите ли, я… клоун, – ответил он, шепелявя. – Вернее, если вы не губернатор, то и я не клоун. Вы же сами, сударь, и изгнали меня из губернии… Не так ли? «О ужас…» В пустом вагоне – два человека. Клоун и губернатор. Сначала губернатор изгнал из губернии клоуна, а теперь и самого губернатора изгнали… «Как клоуна… как клоуна…» – мучительно переживал Мышецкий, и тело его, большое и сытое, становилось от стыда сугорбым и жалким… Поезд, наконец, отошел от перрона. Плавно разъехались стрелки перед паровозом, освобождая дорогу на далекий и чиновный север России. Глухая острожная стена бежала и бежала за окном вагона, дымно пыхнули растворенные арки депо. И вот уже оно – Свищево поле, будь оно трижды проклято! Но что это? Бродят какие-то тени возле могил и бараков. Неужели опять собираются люди, вяжут возы, пеленают детей, чтобы двинуться дальше?.. От земли к земле, от земли к земле. Мышецкий опустил раму окна, посмотрел назад. Вдалеке оставался Уренск, рассыпавший тусклые огоньки по овражинам. Но вот прояснело небо над городом – рассыпались яркие звезды и потекли вниз, неслышно сгорая. Жгли фейерверк! «Где же это? – подумал он и наконец догадался: – Наверное, в „Аквариуме“…» Бежали притемненные поля. Думалось хорошо и ясно. Что он сделал за это время? Ничего… Нет, он не хотел, видит бог, как не хотел, но получилась глупость. Глупость и пошлость. Кого же обогатил он? Конкордию Ивановну – султана Самсырбая – архиепископа Мелхисидека – чиновника Паскаля – и даже фон Гувениусы, мерзавцы, и те набили себе брюшко. Думать так думать. Пока думается. Вот так: хорошо и ясно. До конца думать! Мужикам-то ведь он ничегоне дал. Вот разве что по куску земли, которую не сегодня, так завтра выдернут у них из-под ног решением сената! И как были они нищими – так нищими и остались. Зато он имел власть. Много власти… На горизонте – там, где пропал в потемках Уренск, – еще догорали звезды фейерверка. Кто-то пировал в уренской берлоге, хвастал, рассуждал, прикидывал. И, наверное, Конкордия Ивановна спешит сейчас по темным улицам – заплетает паутину. – Черт с вами, – сказал Мышецкий. – Живите без меня, господа… Первая остановка от Уренска, и он узнал ее; шелестят голые прутья акаций, тот же самый «холерный» мужик продает колбасу, стоя на перроне. – А ты, брат, все здесь? – Я-то? А што мне… Поезд плавно тронулся. Мышецкий захлопнул окно. И замелькала перед ним Россия – как бесконечное Свищево поле. Пни, кресты, пески, буераки, церквушки. Доколе же?.. Ленинград, 1959—1962

The script ran 0.01 seconds.