Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Голубятня на жёлтой поляне [1982-1983]
Известность произведения: Низкая
Метки: child_prose, child_sf, sf, Фантастика

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 978-5-699-10778-0 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 608 Описание: Две повести и роман-трилогия примыкающие к циклу «В глубине Великого Кристалла». В оформлении переплета использована иллюстрация В. Терминатова. Содержание: Владислав Крапивин. Я иду встречать брата (повесть), c. 5-34 Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия), c. 35-450 Владислав Крапивин. Голубятня в Орехове, с. 37-202 Владислав Крапивин. Праздник лета в Старогорске, с. 203-331 Владислав Крапивин. Мальчик и ящерка, с. 332-450 Владислав Крапивин. Серебристое дерево с поющим котом (повесть), c. 451-606 Примечание: Рисунок на обложке технически безграмотен. Такая железная дорога не сможет работать. Присмотритесь: рельс здесь уложен сразу на деревянные шпалы, накладка лежит поверх рельса и на самом краю каждой шпалы. У вагона вдалеке всего четыре колеса, причем колеса не объединены в колесные пары. У вагона есть габариты и переходная площадка, но отсутствует автосцепное и подвагонное оборудование. Доп. тираж 2007 года - 3000 экз. Доп. тираж 2007 года - 5000 экз.

Аннотация. Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов - «Тех, которые велят». Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск...

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

– Мы домой поздно вернемся. Тебе не попадёт? (Про себя-то я точно знал, что попадёт.) Янка удивился: – Почему? Мне хоть до какого часа бегать разрешают, я человек вольный… Только я дедушке записку оставлю, ладно? Он опять убежал в дом. Юрка задумчиво сказал ему вслед: – Вот это игра у парня. – Не знал, что ты такой любитель музыки… – Ты много не знал, – усмехнулся Юрка. – В Нейске из меня делали всесторонне развитого ребёнка. – Поэтому ты и сбежал? – Ты же знаешь, что не поэтому, – ответил он сумрачно. Я прикусил язык. Потом примирительно спросил: – А что, Янка в самом деле здорово играет? Я ведь не разбираюсь… – Дело даже не в том, что здорово… – А в чём? – Никогда не думал, что в скрипке могут так звучать трубы и барабаны. Вот тебе и… Ниня. Что-то шевельнулось во мне. Беспокойство какое-то. – Юрка, зачем ты его позвал с нами? Будешь делать из него человека? – Из него-то? Он и так человек, дай Бог каждому. Я промолчал. Тревога во мне осталась. Пока ещё маленькая, непонятная… Вторая часть ОТЕЛЬ "КУРЯТНИК НА КОЛЁСАХ" НАША КОМПАНИЯ Это Глеб назвал так наш вагон: отель "Курятник на колёсах". Вагон был покосившийся, щелястый, будто и в самом деле старый курятник. Но мы его любили. С двух сторон у вагона были широкие раздвижные двери. Те, что смотрели в сторону станции, оставались закрытыми: их наглухо заклинило. А те, что выходили на пустырь за тупиком, нормально раздвигались и задвигались. В торцевых стенках вагона тоже находились двери. Они вели на узенькие крытые площадки, вроде балкончиков. Наверно, раньше здесь размещались те, кто караулил ценные грузы… Глеба мы устроили неплохо. Принесли ему (а заодно и себе) надувные матрацы, несколько старых одеял. Я нашёл на чердаке круглый фонарь типа "Сатурн". Днём он заряжается от солнца, а ночью сам светит, как солнце. Юрка раскопал где-то старенький карманный телевизор, которые сейчас уже не делают. Экран часто мигал и путал краски, но Глеб всё равно радовался. В вагоне сохранились широкие полки – вроде двухэтажных нар. Можно спать хоть внизу, хоть наверху. Мою машинку Глеб поставил на пластиковый ящик, который служил столом. Всё получилось хорошо, только щели в стенах заткнуть мы не смогли. Слишком их было много. – Да ладно, – сказал Глеб. – Погода у вас тёплая, до осени и так протяну. – Дело не в погоде, – озабоченно разъяснил Юрка. – На станции увидят, что вечером щели светятся, и начальник попрёт нас. – Да не попрёт он, – отозвался Глеб. – Он знает, что я здесь поселился. – И не ругается? – удивился я. – Нет. Он хороший дядька. Юрка шевельнул щекой. "Хороший дядька" часто орал на мальчишек и обещал оторвать уши за то, что бегают не через мост, а прямо по путям. – Он понял, что мне деваться некуда, – вздохнул Глеб. И мы опять задумались над его странной историей. Где этот город Колыч? Почему никто о нём не слыхал, если ехать от него до нас два часа? И вообще, когда Глеб рассказывал про себя, мы узнали много странного. Глеб с семи лет жил в интернате, потому что родители его разбились в авиалайнере (как может разбиться лайнер?). Школа у них была громадная – несколько зданий по четыре этажа (хотя все знают, что интернаты и школы выше двух этажей строить запрещено). Рядом с интернатом стоял механический завод, и старшие ребята проходили там практику (это, конечно, здорово, но как завод может стоять рядом со школой? Куда смотрели врачи?). Но Глебу мы верили. Было видно, что он не придумывает. Он оказался хорошим парнем, добрым таким, и ни чуточки не показывал, что старше нас. Только в те моменты, когда Глеб брился, мы вспоминали, что ему больше двадцати. Глеб разводил в чашечке мыльную пену, мазал этой пеной светлую щетинку на худом лице и со скрипом скоблил щёки страшной складной бритвой. Пух на подбородке он оставлял. Мы держали перед Глебом зеркальце и смотрели, развесив губы. Такое допотопное бритьё мы раньше видели только в кино. – Учитесь, учитесь, молодёжь, – говорил Глеб, махая тонким лезвием. – Бритьё – истинно мужское дело. Однажды, взбивая пену, Глеб научил нас выдувать из неё и пускать по ветру большущие радужные пузыри. Мы с Янкой просто выли от восторга, да и Юрка радовался. Никто в Старогорске до этого не знал такой игры. А Глеб удивлялся: что за город, простых вещей не знают! Но те простые вещи и дела, которые были в Старогорске, его тоже удивляли. Например, что хлеб в булочных бесплатный, что пообедать можно тоже без денег, если не в ресторане, где танцы и стереотеатр, а в простой столовой. И что в автоматической прачечной платить не надо (он туда носил свою рубашку). – А сигареты стоят бешеных денег! – возмущался Глеб. Но сигаретами его снабжал Ерёма. Ерёма вставил в свои потроха лампу из моего приёмника, и боли в затылке у него прекратились. Он долго благодарил меня и подарил литой пистолет (такой тяжёлый, что чуть не свалились штаны, когда я положил его в карман). Вагон Ерёме понравился, да и наша компания тоже. Он стал заходить в гости. Играл с Янкой в магнитные шашки, курил с Глебом на вагонной площадке, сидел вместе с нами, когда мы разговаривали о всяких своих делах или обсуждали таинственную Глебову историю. Мы потрошили эту историю снова и снова. Глеб никогда не отказывался от таких разговоров. Но порой лицо его делалось грустным. Он снимал очки и рассеянно чесал ими в затылке. Однажды Янка осторожно спросил его: – Скучаешь? – А… Да, – Глеб неловко заулыбался. – Там меня работа ждёт, а я здесь торчу, как курортник. Неизвестно, кто я и зачем… С другой стороны, хочется во всём разобраться до конца. Иначе я не журналист, а дырявый чайник… Вот хожу, смотрю, потом сижу, пишу. Пытаюсь выводы сделать. Хорошо, что машинка есть, спасибо Гельке… А с третьей стороны… – Разве в логике есть такое понятие – "третья сторона"? – придирчиво спросил Ерёма. – Есть… С третьей стороны, пора бы всё-таки домой, но куда и как? С четвёртой – что делать дальше-то? Там люди ждут, волнуются… – Друзья? – спросил Янка. – Ну… и друзья. И редактор… Меня дёрнуло за язык: – И невеста? Глеб серьёзно сказал: – Невесты пока нету. – А ты влюблялся? – нахально спросил Юрка. – Бывало, – засмеялся Глеб. – Но в основном неудачно. – А зачем влюбляются? – спросил Ерёма. – Ни за чем. Это бывает само собой, – сказал Глеб. – Необъяснимое отклонение от логики. Чисто человеческое свойство, – скрипуче подвёл итог Ерёма и сморщил нос. – А у тебя всегда всё объяснимое? – поддел Юрка. – Скажи, ты зачем статуи в парке громил? – Это объяснимо. Я думал, они шпионы. – Кто?! – хором спросили Юрка, Янка и я. – Шпи-оны. Не все, а некоторые. Я не знал, какие. Бил все. Некоторые не бились. – Да чьи шпионы-то? – Я не знаю. Мне казалось. – А потом не стало казаться? – хихикнул Юрка. – Нет, потом тоже. Но я не стал. Гражданин милицейский начальник объяснил… – Что объяснил? Что тебя по голове тазиком стукнули? – со смехом спросил Юрка. – Он сказал: "Ерёма, если они шпионы, они люди. Нехорошие, но всё равно люди. А робот не имеет права делать вред людям. Никаким". Я не стал. – Но ведь они не люди, а просто гипсовые куклы! – крикнул я. – Разберёмся, – сказал Ерёма. Потом спросил немного другим голосом: – А чего ржёте? Мы смутились. Разве Ерёма виноват, что не всё знает. Никто же ему не объяснял, что шпионов у нас не бывает. Вообще-то Ерёма был очень умный. Математику и физику он знал, наверно, лучше наших учителей. И электронную технику. Он изучил эти науки в подвале библиотеки. Но историю он совсем не изучал. В живой природе тоже не разбирался. И писал безграмотно. Такими корявыми буквами, что порой и не разберёшь. Наверно, поэтому он очень интересовался машинкой и любил тыкать в клавиши твёрдым пластмассовым пальцем. Палец часто застревал между клавишами. Ерёма скрипучим шё– потом ругался. Ерёма был недоволен своей системой. Он рассказывал, что делали его тяп-ляп, чтобы успеть к выставке. От случайного удара голова его перестроилась и поумнела, но конструкция-то лучше не стала. Один раз он долго ворчал, что на корпусе не сделали карманы. Тогда я подарил ему куртку, в которой принёс машинку. Ерёма целый вечер был как именинник. Скоро Ерёма совсем переселился в "Курятник". Он притащил старый сундук и сказал: – На свалке старухи совсем заели. Можно здесь устроиться? Мы не поняли, что за старухи, но Ерёме были рады. Особенно Глеб. Он говорил: – Хороший мужик, хотя и железный, умница. Оригинал. Откуда у вас такие берутся? Мы объяснили, что не "такие", а "такой". Потому что Ерёма – единственный в своём роде. Автоматические дворники и контролёры в кино не в счёт. Они практически совершенно безмозглые. Ерёма со своим сундуком устроился в дальнем углу "Курятника". За сундуком он, как за столом, читал или что-то царапал на бумаге. На сундуке спал: сядет на него, сложит калачом ноги в бутсе и валенке, привалится к стенке и выключится. Только внутри за жестяными дверцами тикает реле времени. Сейчас Ерёма был не такой, как в недавней молодости. Песен не горланил, разговаривал сдержанно. Бывало, правда, что раздражался, но редко. Если уж очень сильно Юрка начинал донимать его ехидными вопросами. Юрке почему-то нравилось поддевать Ерёму. Начинал он спокойно, невинно так. Например, говорит: – Ерёма, а почему у тебя такое имя? Несовременное… – Так получилось, – отвечает Ерёма и поскрипывает внутри. – Как получилось? – Сначала было ЭР-м "А". Электронный робот, модель А. Сокращенно – Эрема. Переделали в Ерёму. Постепенно. – А что такое "модель А"? – Значит, начальная. А – первая буква в алфавите. – А что, собирались строить на все буквы?! – радуется Юрка. – Тридцать три братца-богатыря! Самый умный на букву Ы! Ерёма опускает голову на ребристой резиновой шее. Потом говорит негромко, будто не Юрке, а себе: – Мне хватило бы и одного… Нам почему-то не по себе. Даже Юрке. – Ладно, старик, ты не обижайся. – Электронные системы не обижаются, – сухо отвечает Ерёма. И, видимо, это неправда. Я с досадой гляжу на Юрку и говорю: – Ерёма, дай ему валенком по копчику, чтобы не болтал! – Не могу, – объясняет Ерёма с явным сожалением. – Робот не может наносить вред человеку. – Какой же это вред? Это ему только на пользу! Ерёма поднимает голову и, кажется, всерьёз обдумывает задачу: вред или польза? – Но-но, – говорит Юрка и на всякий случай лезет на верхние нары. Туда тяжёлому Ерёме не забраться. – Вопрос отпадает, – подводит итог Ерёма. Мы смеёмся. Даже Ерёма весело похрюкивает резиновым носом. И опять нам хорошо вместе. В "Курятнике" мы собирались обычно по вечерам. Днём у каждого хватало своих дел. У меня, у Юрки и Янки – известно, какие дела: каникулы на дворе. Янка, кроме того, каждый день ходил на музыкальные занятия. Ерёма чистил башмаки прохожим или копался в своём электронном нутре, паял там что-то. Глеб тоже был занят. Начальник станции взял его на временную работу: разбирать старые документы и оформлять стенгазету для пассажиров (которых почти не было). За это Глебу кое-что платили. Он купил себе пару новых башмаков и рубашку. А ещё он купил несколько пачек бумаги, копирку и каждый день щёлкал на моей машинке. Быстро-быстро! Многие листы рвал, а уцелевшие складывал в стопку. Один раз я прибежал раньше Юрки и Янки, а Глеб сидит над машинкой сгорбившись, чешет за ухом снятыми очками. Повернулся ко мне – лицо без очков незнакомое и ужасно печальное. – Не получается ничего, Гелька… Думал, напишу по порядку, тогда во всём разберусь. Мыслишки приведу в порядок. А ничего не выходит. Белиберда, каша… Я переминался перед ним, не знал, как помочь. Глеб широченной ладонью провёл по моему ёжику. – Пойду покурю… Я остался у машинки. Две стопки напечатанных листов лежали на краю стола. Но лежали они вниз текстом – буквы еле просвечивали через бумагу. Любопытный чёрт подтолкнул меня. Знал ведь я, что свинство это – совать нос в чужие бумаги, а рука сама приподняла листок… Прочитать я не успел ни слова. Глеб кашлянул за спиной. Когда он вернулся? Тут бы и провалиться мне сквозь дощатый пол, сквозь шпалы, сквозь кору Земли. Глубже Ярксонской скважины, на которой работает отец. Не провалился. Только башка опустилась, а шею и уши будто капроновой мочалкой надрали. А Глеб сказал, словно ничего не случилось: – Да ничего там хорошего, путаница всякая. До сути я ещё и не добрался… Почитай, если хочешь. Лучше бы взял за шиворот да выставил из "Курятника". – Я нечаянно… – глупо пробормотал я. – Да? – вздохнул он. – А я думал, тебе интересно. – Мне… интересно, – выдавил я, не поднимая головы. – Ну и возьми. Можешь забрать домой и почитать. У меня два экземпляра на всякий случай… Я понемногу перестал краснеть и отдышался. И хотел взяться за чтение прямо сейчас. Но пришли Юрка с Янкой, а за ними грустный Ерёма. Ерёма взгромоздился на сундук, запахнул куртку и мрачно проскрежетал: – Выключиться, что ли?.. – Ты чего кислый? – спросил Глеб, забираясь на верхнюю полку и прихватывая машинку. – Меланхолия, – сказал Ерёма. – Всё пар-ршиво. Один на свете. – Как это один? – осторожно сказал Глеб. – А мы? – Вы – хорошо. Но это недолго. Будет осень, все разойдутся, "Курятник" будет пустой. Это с одной стороны… – Всё равно мы тебя не бросим, – сказал я. – Понимаю. Это тоже хорошо. С другой стороны. А с третьей стороны, всё равно я один такой. – Тогда обзаведись детьми, – посоветовал Юрка. – Построишь домик, будешь сидеть с ними у камина и рассказывать, как развлекался в молодости… Только не оставляй их на тётушек. – Откуда у Ерёмы тётушки, – сказал Янка. – Да, – согласился Ерёма. – И где взять детей? – В самом деле… – заметил Глеб. – Откуда вы вообще берётесь? – сухо спросил Ерёма. Юрка хмыкнул. Глеб завозился на верхней полке и сказал: – М-м… да. Видишь ли, Ерёма, человеческий опыт всё равно тебе не пригодится. – Я не для опыта. Для информации. Я эту проблему ещё не изучал. Юрка захихикал. Янка лежал на нижней полке, закинув руки, и внимательно рассматривал над собой доски. Я оглядел всю компанию и бодро заговорил: – Видишь ли, Ерёма, это большая волокита. Прежде всего нужны два человека – папа и мама. Они договариваются, какой должен быть ребёнок. Потом они идут… в это… в магазин "Детский мир", в самый малышовый отдел, подают заявление… Да, ещё документы нужны, что они именно папа и мама. От других родственников и от посторонних заявки не принимают… Ну, а потом приезжает почтовый фургон, приносят заказ: розовое дитя в коробочке. Воспитывайте… Иногда, правда, перепутывают. У меня мама и папа хотели девочку, а получили рыжего бестолкового мальчишку. – Почему же обратно не сдали? – спросил Глеб. – Обратно не принимают. За какого расписались, такого и воспитывайте. Янка задумчиво сказал: – А со мной не так было. Мама и папа никого не ждали, а в окошко влетел ветер. Маленький такой ветерок, закрутил по комнате всякие бумажки, лепестки с букета. А когда вылетел – пожалуйста. Я лежу на кровати… Мне дедушка рассказывал. Я покосился на Ерёму и спросил придирчиво: – Но документы у мамы с папой всё-таки были? – Конечно! Юрка зевнул и сказал: – А обо мне предания молчат. Думаю, обошлось без документов. Ты, Ерёма, не верь этим бюрократам. – Балбесы, – отчётливо произнес Ерёма. – Вы не поняли вопроса. Я спрашивал, как получаются дети т а к и е, к а к в ы. Бестолковые и вредные. Глеб обрадованно захохотал. Но потом спохватился: – Ерёма! Это сложный научный вопрос. Они же все разные. Вот Янка, например, он вместе со скрипкой на свет появился. Почему? – Нет, – сказал Янка. – Скрипку дед сделал. Сразу, как я ро… как ветер принёс. Глеб сказал: – Принёс бы ты ещё разок скрипку, поиграл бы… – Ну, пожалуйста. Янка не стал ждать другого раза. Сказал, что принесёт скрипку сейчас. Это же мигом: туда и обратно – полчаса. – Я с тобой, – подхватился Юрка. Они теперь всё время так: если куда один, туда и другой. А меня когда позовут, а когда и забудут. Сейчас забыли. И я стал такой же скучный и одинокий, как Ерёма. И полчаса бродил вокруг вагона, сшибая палкой "бабкины бусы". Хотя нет, не полчаса. Они прибежали раньше. Когда Янка начал играть, я перестал дуться. Просто забыл. Он так здорово играл! Даже Ерёма слушал, подперев башку пластмассовой ладонью. Янка и раньше устраивал концерты в вагоне. Его хлебом не корми – дай поиграть, а нам нравилось слушать. Я не всегда вникал в мелодию, но любил смотреть, как летает над скрипкой смычок и как мечется по стене Янкина тень. Как он качается на тонких ногах, будто улететь хочет, и как разлетаются у него волосы… Всегда хорошо смотреть на человека, если он что-то делает от души… В этот раз он играл особенно долго. То песни – знакомые и простые, то что-то запутанное, быстрое. А потом… потом я услышал ту музыку, что играл Янка в день знакомства. Там, на разноцветной веранде. Оказывается, я эту музыку помнил! В ней и правда было что-то такое… Ну, не трубы и барабаны, как сказал тогда Юрка, однако что-то тревожное. Негромкий сдержанный марш. А ещё – плавная и хорошая такая мелодия, которую вдруг что-то ломает, и будто звучат резкие шаги. А затем – тише, тише, тише… И вдруг снова тревожный марш. И сигнал трубы. И конец… – Это что за вещь? – спросил Глеб, когда Янка опустил скрипку. – Её Янка с дедом сочинил, – быстро сказал Юрка. – Да? А что это такое? – Это… ну, вроде музыкальной пьесы, – застеснявшись, проговорил Янка. – Называется "Восстание". – Похоже, – сказал Юрка. И я подумал, что похоже. Янка сел, положил скрипку на колени и объяснил: – Это так случилось… Я ещё в первом классе был, и дедушка рассказал мне про одно давнее восстание. Там была баррикада, и на ней отбивались от врагов взрослые и ребята… Мы про это и стали придумывать музыку. Ну и вот… – А они победили? – спросил я. – Те, кто на баррикаде. Янка покачал головой: – Нет, они просто отбились и ушли. Те, кто не погиб. – Такие восстания редко побеждали, – сказал Глеб. – Почему? – удивился я. – Подумай сам, на баррикаде много ли навоюешь? Враги лезут и лезут, а у тебя патроны кончаются, хлеба и воды тоже нет. Вот и остаётся погибнуть или уйти куда-нибудь. Если не хочешь сдаться. – Нет, они не сдались, – тихо сказал Янка. Когда мы шли домой, за тополями светил закат, а над головой уже появились звёзды. Было хорошо, и я забыл все грустные мысли. У меня в голове толкалась музыка Янкиного "Восстания". Потихоньку я стал насвистывать марш. Юрка вдруг сказал: – Гелька, помнишь, ты просил у меня арабскую монетку? Я помнил. В прошлом году Юрка где-то раздобыл медную денежку с заковыристыми буквами и с круглой дыркой посредине. Появилась тогда у мальчишек мода – носить старинные монетки на шее, на шнурке. Будто амулет штурмана Кареева из фильма про скадерменов. Но я-то не для этого её просил, а для коллекции. Юрка не давал. – Ну и что? – удивился я. – Это же когда было… – А сейчас? Хочешь? – Ну… хочу. – Только уговор… – Какой? – Не свисти, ладно? У тебя слух, как у больной курицы. Я сбил шаг. Будто снежком в лицо вляпали. За что? Но… я ничего. Пошёл дальше. Всё сделалось по-другому, но я шёл. Янке, видно, стало не очень-то хорошо. – Юр… – проговорил он. – А что? Я правду говорю. Конечно, он правду говорит… Я сказал: – Ну давай. – Что? – Монетку. Я же перестал свистеть. Юрка хмыкнул, зашарил в необъятных карманах. Положил мне в ладонь монетку. Я размахнулся и бросил её вдоль улицы. И сразу я быстро пошёл вперёд, оторвался от Юрки и Янки. Было тихо. Только стучали по камню мои шаги, да шелестели на груди листы Глеба – я сунул их под майку. О ЧЁМ ПИСАЛ ГЛЕБ Дома я был такой насупленный и так мне было всё равно, что даже с тётей Викой я не спорил. Послушно умылся, послушно съел морковь со сметаной, послушно пошёл спать. Но не заснул, обида грызла. На Юрку. После того, как появился Янка, Юрка стал со мной совсем не таким. Будто надоел я ему, будто я опять "Копейкин"… На Янку я ни капельки не злился. Если бы нам втроём одинаково дружить, я бы только радовался. Но теперь я в сторонке. Всё время я это чувствую. Иногда просто до слёз чувствую… А что, если Юрка станет уже не друг, а… просто как все мальчишки? Тогда мне как жить? У меня же… если честно говорить, у меня кто есть на свете? Мама, папа да Юрка. Он-то этого не знает, про такие вещи не говорят никому. Но себе можно сказать. Если не вслух, а мыслями. Если ночью, когда рядом никого нет… Я лежал, выбросив подушку и запрокинув голову. Смотрел на розовую луну в бледном небе. Быстро темнело, и луна становилась всё ярче. И расплывалась, расплывалась в глазах. Я со злостью моргнул, перевернулся на живот. Ладно, Юрочка, живи как хочешь, я набиваться в друзья больше не буду. В конце концов, и без тебя хватает на свете хороших людей. Вот Глеб… Между прочим, не тебе и не Янке, а мне одному он дал почитать свои записки. Я включил фонарик и взял с подоконника листы… "Я должен всё написать по порядку. Мне сейчас не до красоты стиля. Главное – чтобы точно. Чтобы разобраться в этой истории. Я был бы уверен, что всё это сон, если бы не мальчишки. Очень уж они живые. В том смысле, что настоящие… Да, я же хотел по порядку. Вот так. Я, Глеб Сергеевич Вяткин, корреспондент районной газеты "Маяк" в городе Колыче. В этот город я приехал три месяца назад, когда перешёл на заочное отделение и попросил заведующего кафедрой печати подыскать мне какую-нибудь должность в газете. Меня долго не хотели отпускать с факультета: "Зачем тебе это надо, четвёртый курс, куда-то ехать из Москвы, ты так и застрянешь в районке, какая глупость…" Каждому своё. Москвы за три года мне хватило. По крайней мере, пока. Районка? Ну и хорошо. Я всю жизнь (кроме армии и университета) прожил в районном Ново-Вятске, я люблю маленькие города. Я хотел работать и писать первую в жизни книгу. Сам ещё толком не знаю, о чём эта книга. Но, чтобы её писать, надо работать, надо делать дело… Мне двадцать четыре года. До семи лет я жил с родителями. Потом случилась катастрофа. Они первый раз в жизни отправили меня в лагерь, а сами полетели отдыхать к морю, и самолёт разбился при посадке… Меня определили в интернат. Я хорошо помню этот чёрный год: и застывшее внутри меня, как ледяной ком, горе, и сны, когда мама и папа снова живые, и тоску… К интернату я привыкал медленно. Два раза убегал в лес, чтобы построить дом и жить в одиночку. Потом всё же привык. Только мечта о собственном доме (или просто о комнатке, о каюте, где ты один) с той поры у меня была всегда. С семи лет и до приезда в Колыч у меня не было своего угла. Сначала большие спальни в интернате, потом общежитие в строительном ПТУ. Затем казарма в военном городке. Из-за слабого зрения в строй меня не взяли. Был писарем в штабе, потом перевели в дивизионную многотиражку. Когда закончилась служба, военное начальство дало мне характеристику для поступления в университет: в газете я печатал кое-какие рассказики и репортажи. Без большого труда я поступил на факультет журналистики (и опять общежитие, вернее, комнатка на двоих). Всё шло хорошо в смысле зачётов, экзаменов и курсовых работ. Но написать ничего дельного не мог. Начал повесть об армейской жизни – не вышло. Пробовал писать про детские годы – тоже не смог. В интернате хватило всего – и горького, и хорошего, но вечное ощущение сиротливости проступало в памяти и сквозь радости. Я не хотел об этом. Я хотел что-то найти. Своё. Как в одном детском сне: стою посреди пустой улицы в громадном незнакомом городе и чего-то жду. Улица – прямая, длинная, уходит неизвестно куда. И я знаю – можно по ней шагать и шагать, и она поведёт из города через леса и степи, вокруг Земли. И будет много-много интересного, незнакомого. Может быть, – опасного и страшного. Я не боюсь, но что-то не даёт мне сделать первый шаг. Будто должен кто-то подойти и что-то сказать. И вдруг я думаю: "Чего я жду? Здесь у меня никого и ничего. А впереди обязательно что-то есть!" И я шагаю… и просыпаюсь… В общем, я перешёл на заочное отделение и приехал в Колыч. Редактор в "Маяке" оказался неплохой дядька, но он, видимо, решил: чем больше взваливать на молодого сотрудника дел и заданий, тем скорее он станет "газетным волком". И пошло: я метался по району, писал репортажи о механизаторах и отчёты с совещаний передовиков, зарисовки о жизни местного ПТУ и корреспонденции о заводе "Богатырь". Я не отказывался ни от какой работы, не спорил. Лишь два раза я сцепился с ответственным секретарём газеты, когда он вычёркивал у меня самые интересные абзацы. Мы долго орали друг на друга, но оба раза секретарь уступал. Он был крикливый, но не злой старик. Кстати, этот наш ответственный секретарь и пожалел меня, когда увидел, что я совсем вымотался. Он сказал редактору: – Митя, ты совсем загонял парня. Пускай Глебушка съездит на три дня в пионерский лагерь. Напишет, как загорают наши ребятишки, и сам заодно позагорает, по лесу побродит, подышит полной грудью и от нас, от старых склеротиков, отдохнёт… Редактор "Митя" сперва заскрипел, что все, мол, хотят дышать, а писать о заготовке кормов должен, значит, Николай Васильевич Гоголь, но глянул на меня и махнул рукой: – Сегодня четверг. Мотай и дыши до понедельника. Я подхватил сумку и махнул на вокзал. До Старо-Талицы, рядом с которой лагерь, ехать два часа на поезде. По закону вечного свинства нужная электричка уже ушла, следующий поезд только вечером. Я вышел на платформу и стал подумывать о попутном товарняке. Но не было ничего подходящего. Стоял один состав, но без тепловоза – неизвестно, когда и куда двинется. Промчался другой, но на полной скорости и сплошь одни цистерны… Когда цистерны перестали мелькать, я на самом дальнем пути заметил зелёный поезд. Старенькие вагоны с площадками и крутыми крышами. Прямо музейный экспонат под открытым небом. Конечно, это был какой-то пригородный поезд, такую рухлядь не станут посылать на дальние расстояния. Я взлетел на виадук, промчался над путями и оказался как раз у поезда. В этот момент он тронулся. В ту сторону, куда мне надо. На проходящих вагонах я заметил таблички: Ст. Мост – ст. Мост "Кольцевой, что ли? – подумал я. – И что за станция Мост?" Но дальше думать было некогда. Я вскочил на площадку последнего вагона. В конце концов, куда бы этот древний поезд ни ехал, мимо Старо-Талицы не провезёт, линия здесь одна. Билета не было, но я решил, что покажу редакционное удостоверение и отговорюсь срочной командировкой. В крайнем случае суну проводнице рубль. Однако в вагоне никого не оказалось. Ни проводницы, ни пассажиров. Только сквозняки влетали в открытые окна и крутили среди облезлых скамеек мусор. Я сел у открытого окна, достал блокнот и начал мусолить первую фразу новеллы, которую собирался написать про картину неизвестного художника в Колычской галерее: "Под вечер солнце косо падает в крайнее окно и освещает нижний угол тяжёлой рамы…" Мне мешали эти дурацкие навязчивые буквы "ж" в стоящих рядом словах:…ниж-жний… тяж-жёлой… Я стал перестраивать фразу и на те места, мимо которых ехал, совсем не смотрел. И теперь я не могу точно сказать, когда эти места исчезли. Куда сгинули. Сильно тряхнуло, я поднял голову. И ничего не смог понять (и сейчас не могу). Мы ехали не в ту сторону. Я не помнил, чтобы поезд тормозил и менял направление, но ехали мы явно назад. И главное – неизвестно где. Поезд проскочил мостик над оврагом и пошёл вдоль широкой реки. Я увидел на холмах городок со множеством колоколен, какие-то белые купола. Хороший такой городок. По реке, не отставая от поезда, мчался теплоход невиданной формы. Вернее, не по реке, а над рекой – видимо, на воздушной подушке. Я мотал головой, как ошалевший телёнок. Потому что во всей округе у нас не было большой реки. И города, кроме Колыча, не было. Я исколесил район и знал его досконально. Легче всего было предположить, что я сплю. Но вагон снова тряхнуло, и я треснулся затылком о трубу воздушного тормоза. Достаточно крепко, чтобы проснуться…" На этом кончился очередной лист, а дальше страницы шли не по порядку. Они оказались без номеров и, видимо, были перепутаны. Я читал уже отдельные отрывки. "…станции Старые Горы в нашем расписании нет. Он говорит: – А в нашем нет никакого Колыча. Посмотрите внимательно сквозь ваши очки, чёрт возьми! Где я вам возьму станцию, которой нет на свете?! Я разозлился совсем по-глупому: – Это ваших Старых Гор нет на свете! – Вот и прекрасно! Тогда отправляйтесь на ту станцию, которая есть, а мне не мешайте работать. Я говорю: – Дайте схему путей вашего участка. – Может, вам всю документацию развернуть? Может, вы ревизор? Так я вам заранее скажу: она в полном беспорядке, эта документация! Можете увольнять! У меня нет должности делопроизводителя, чтобы чистить архивы ! – Мне архивы не нужны! Схему дайте! Я журналист, вы обязаны! – Надо ещё разобраться, что вы за журналист… Да вон она, схема, на стене висит! Все дороги нашего управления ! Я больше часа торчал перед картой, всё пытался понять, что это такое. Колыча не было. Старо-Талицы тоже не было. Ничего, что знакомо… У меня за спиной кто-то закашлял. Я оглянулся – пожилой милиционер. – Здравия желаю, – говорит. – Документы ваши позвольте полюбопытствовать. Я дал ему удостоверение. Он почитал, пожал плечами. – Издалека, видать… Начальник станции тут же сунулся: – Пассажир утверждает, что ехал не больше двух часов. – Бывает, – сказал милиционер. – А вы случайно… я, конечно, извиняюсь… когда в вагон садились, немножко не того? – Нет, "не того". Я вообще никогда "не того"! – Похвально, конечно… – Он отдал мне удостоверение, на начальника станции поглядел, руками развёл. – Разбирайтесь, – говорит, – сами…" "… – А эта станция Мост, она-то где? – Да нет же, нет такой станции! – заорал он. Вообще-то он, по-моему, неплохой человек, добродушный на вид. На нашего ответственного секретаря похож – тоже лысоватый, кругленький. Если и сердится, то не всерьёз. Но тут я его просто до бешенства довёл. А что мне было делать? – На поезде же написано, чёрт побери! "Эс, тэ, Мост"! – Где? Где он, поезд?! Покажите мне его! – Да там он стоял! На крайнем пути! Вы начальник станции или парикмахер? Не знаете, какие поезда у вас проходят? Мы вышли на перрон. – Где? На каком пути? – стонет он, бедняга. – Вон на том, за водокачкой! – Господи! Да там же тупик! Видите, там старый вагон! Он там сто лет стоит! Я плюнул и пошёл через рельсы. Подхожу – правда, тупик. Правда, вагон…" "Буфетчица и говорит: – Странный у вас рубль какой-то… – Почему странный? – Да вот… цифра не с того краю. Цвет какой-то… – Всю жизнь получаю зарплату такими рублями, – сказал я. А сам думаю: "Пора уносить ноги. Так я и в фальшивомонетчики угожу". Однако она рубль взяла, дала гривенник сдачи… И пошёл я снова на вокзал. Думаю – вдруг чудо? Вдруг там стоит этот самый поезд? Нет, всё тот же тупик, всё тот же старый вагон. Я постоял, подумал и забрался внутрь…" "…этот дурак в "Вечернем Старогорске". Тоже мне – коллега! "У нас, – говорит, – в последнее время просто наплыв авторов-фантастов. Один рассказывает сказку про гипсовых пришельцев из другой галактики, второй историю вроде вашей, третий про машину времени в виде трёхколёсного велосипеда. Такие вещи надо печатать в столицах, там специальные журналы. А у нас городская газета, местные новости…" "…если бы не эти мальчишки. Особенно Гелька. Мне показалось, что в этом городке, таком ласковом и хорошем, все должны быть весёлыми. А у Гельки то и дело тревожные глаза. И почему-то он очень часто ощетинивается обидой, как шипастым щитом. Я такой был – это понятно. А он-то с чего? Живёт нормально, никаких забот… Никаких? Откуда я знаю? Господи, что я вообще знаю об этом мире? Какой он? Как меня сюда занесло? В этот непонятный край, где вечером передают по телевизору новости о разведчиках Марса, а с мальчишками дружит скрипучий робот-меланхолик… А может быть, Дмитрий Афанасьевич, начальник станции, прав? Мы пили чай у него в кабинете, и он сказал : – Глеб… А если тебе просто привиделся твой Колыч? Ты не обижайся, бывают иногда такие заскоки, особенно у писателей. Я подумал: а что, если правда? Но удостоверение… Нет, я совсем какую-то ерунду пишу. Дмитрий Афанасьевич предложил: – Давай устрою в гостиницу. – Нет, я в вагоне. Пока тепло… Как-то привычнее. Дело, конечно, не в том, что привычнее. Просто я боюсь уходить со станции. Всё надеюсь: вдруг опять появится тот поезд… – Ну, живи, не жалко. Только смотри, чтобы пацаны твои не баловались… – Нет, они спокойные ребята…" "…одиночество. Какая-то грустная законо-мерность. Сошлись те, кому дома чего-то не хватает. У Гельки отец на Севере, и мать снова уехала к нему. Юрка – сумрачный и будто на ключик запертый – сам уехал от матери. Янка… у него вроде бы всё хорошо, но… не знаю. Почему он всё "дедушка" да "дедушка", а о родителях ни слова? И в музыку свою уходит, будто спасается от чего-то. Как я спасался, придумывая книжки, которые когда-нибудь напишу…" "Опять не получается по порядку. Вспоминаю мою комнатку в Колыче. Я по ней скучаю. По редакции тоже скучаю. И по проклятой своей работе! Я там нужен был людям! А здесь я кто? По комнатке – какая-то особая грусть. Ведь это первая в моей жизни м о я комната. Я оклеил её не обоями, а географическими картами – от пола до потолка. Полку для книг прибил. Печку побелил. Батареи тоже есть, но когда в печке огонь горит, как-то веселее. Купил в рассрочку "Электронику". Экранчик маленький, но мне такой и нравится… До сих пор люблю детские передачи. В Колыче всегда смотрел "Вечернюю сказку" местной студии. Она начиналась с той же песенки, что в Ново-Вятске, в давние времена. В интернате у нас эти вечерние тридцать минут были лучшим временем. Соберёмся у телевизора в кучку, будто дома, в семье… На экране – сказочный городок, часы на башне, и начинается песенка. Мне особенно нравилось: И если были слёзы в этот день, Придёт другой – теплей и веселее. Ты сказку за руку возьми — назло беде. И улыбнись. Она тебя согреет…" Я беспокойно завозился под одеялом. Но дочитал страницу до конца: "Здесь тоже по вечерам детские передачи. Но песенка другая, незнакомая. Юрка притащил мне маленький, меньше моей "Электроники", телевизор. Он часто барахлит, зато цветной. Когда нет ребят, я его включаю и смотрю всё подряд. Некоторые передачи просто не пойму. Или это цикл "Очерки из будущего", или…" Я выбрался из постели. Вытащил из шкафа спрятанный за книжками свой "Журнал наблюдений Звёздной станции Гелия Травушкина". Открыл наугад и увидел сразу: "16 нюня 209 г.к.э. Сегодня были громкие шелестящие звуки, а потом опять пробилась колыбельная песенка, я слышу её уже третий раз. Разобрал в ней слова: "И если были слёзы в этот день, придёт другой – теплей и веселее…" Хорошо, что придёт. У меня самого сегодня были слёзы. Один раз из-за Юрки, а другой раз из-за тёти Вики. Но с Юркой я помирился. А с тётушкой не буду". Я спрятал журнал за книги. Листы Глеба – тоже. …Глеб, откуда ты, а? ОГНЕННЫЙ РЕЦЕПТ С Юркой я назавтра помирился. А что ещё было делать? Жизнь в "Курятнике на колёсах" пошла по-прежнему. Ерёма повесил в своем углу вырезанную из журнала фотографию: портрет мальчишки. Мальчишка небольшой – класса из первого или из второго. И весёлый такой! Голову запрокинул и хохочет. На носу конопушки, а в глазах два солнышка. Глеб подошёл, присел, упёршись в колени, долго разглядывал портрет. Потом сказал: – Славный парнишка… Кто это, Ерёма? Знакомый, что ли? Ерёма что-то царапал на бумаге. Он проскрипел неохотно: – Знакомый, незнакомый, какая разница? Ваську такого буду делать… Тут мы все подошли. Что он задумал? – Какого Ваську? – Говорю: вот такого… – Он кивнул на снимок. – В точности? – удивился Янка. – Не в точности, – разъяснил Ерёма, не отрываясь от бумаги. – По характеру похожего. А с виду будет вроде меня. Только маленький. Роботёнок-ребятёнок. Васька… Я ему буду папа и мама. – Да-а… – задумчиво сказал Глеб и почему-то вздохнул. Ерёма поднял голову и обвёл нас зелёными индикаторами. – А чего одному век вековать? Будет Васька, будем вдвоём… Путешествовать пойдём по дорогам, белый свет глядеть… – Меня с собой возьмите, – сказал Юрка, не то дурачась, не то всерьёз. – Только потом возвращайтесь, – попросил Янка. Ерёмина идея нам понравилась. С роботёнкам-ребятёнком жить ему станет веселее. И вообще здорово, если появится на свете маленький железный Васька с таким вот неунывающим характером. Будет нам товарищем. Можно попросить, чтобы в школу записали. Если способности окажутся, как у Ерёмы, сразу отличником сделается. Ерёма увидел, что мы радуемся, и настроение у него подскочило. Он замурлыкал музыку и объяснил: – Руки-ноги из дюралевых трубок составлю, чтобы легче было бегать-играть. Пацанёнок ведь… Для туловища ферропластовую канистру нашёл, непробиваемую. Голову, наверно, из чайника сделаю. Чтоб веселее. Пускай с поднятым носом ходит. – Голову лучше как у тебя, – возразил Янка. – Чтобы похож был на родителя. – Подумаем, – согласился Ерёма. Юрка с ехидцей спросил: – А внутри-то что будет, в голове? Ерёма сказал небрежно: – Что в голове, это не вопрос. Мозги я ему давно рассчитал. У меня суперблоков памяти полсундука припасено… Другое худо: не знаю, как наладить Ваське питание. – А в чём сложность? – удивился Глеб. – Делай по своему образцу. – Ну да, по своему, – обиженно заскрипел Ерёма. – Я-то вон какой шкаф, а он маленький. Как ребятёнок будет в себе таскать пудовые аккумуляторы?.. А с подзарядкой какая морока… Был бы двигатель типа "В"! Самое подходящее для пацана. – Что за тип "В"? – спросил я. – С вентилятором, что ли? Ерёма слегка рассердился: – Голова у тебя с вентилятором. "В" – значит вечный. Глеб тихо свистнул. Юрка сказал: – Ты, Ерёма, зациклился малость. Дошкольники и те знают, что вечный двигатель – бред сивой кобылы. – А что такое кобыла? Робот? Мы чуть не померли от хохота. В динамике у Ерёмы прорезались нехорошие нотки: – Дошкольники, конечно, всё знают. И школьники тоже. И академики… А если не знают, сразу говорят: "Так не бывает, потому что мы не проходили". Недаром колесо Шишкина никому не показали. Мы пристали к нему: что за колесо? Ерёма покапризничал, но потом рассказал такую историю. Пять лет назад на выставку детского технического творчества (ту самую, с которой Ерёма сбежал) восьмиклассник Шишкин принёс колесо. Простенькое, деревянное, размер, как у детского велосипеда. Колесо держалось на оси, а ось лежала концами на подставках. У колеса были широкие спицы с желобками, в желобках перекатывались железные шарики. Они словно подталкивали своей тяжестью обод колеса, и оно вертелось… Янка засмеялся и сказал: – Это же шутка! Её ещё древние механики придумали, чтобы простаков обманывать. Такой двигатель не может работать! Ерёма покивал: – Не может. Все так и сказали. Но он работал… Двигатель работал. Колесо останавливали, но через минуту оно принималось вертеться опять. Вертелось днём и ночью. И модель спрятали в кабинете директора. Потому что она безобразным образом нарушала все законы физики, механики и многих других наук… А Шишкину, кажется, попало. Глеб покачал головой и сказал: – Всё равно там была какая-то хитрость. – Была, – снисходительно согласился Ерёма. – Шарики в колесе катались просто для вида. Колесо и без них могло вертеться. Шишкин мне потом рассказал один на один, в чём там дело. Он просверлил у колеса ось и спрятал в неё искорку. – Что за искорку? – спросили мы хором. – Живую негаснущую искорку. В ней энергия. Тип "В". – Сдвинулся ты на этом типе, – сказал Юрка. – Не бывает таких искорок. – Колесо-то вертелось, – возразил Ерёма. – Думаешь, из-за шариков? Значит, у тебя самого шарики не там. – Ну, тогда сделай такую искорку, – посоветовал Юрка. Ерёма сразу помрачнел. – Не могу. – Шишкин-то смог, – поддел Юрка. – Разве ты глупее? – Не глупее, – сообщил Ерёма. – Шишкин человек, я робот. Человек может, робот нет. Такой рецепт. – Что за рецепт? – спросил Глеб. Ерёма наклонился над своим чертежом и не ответил. – Ерёма, что за рецепт? – повторил Глеб.. – Ну… как её зажечь, – недовольно проскрипел Ерёма. – Эту живую негаснущую искорку? – Ну… – А что в этом рецепте? – быстро спросил Янка. – Забыл. – Ерёма, врать нехорошо, – сказал Юрка. – Ты сам говорил, что электронные системы ничего не забывают. Ерёма яростно скрёб толстым карандашом по бумаге. – Ну чего ты молчишь?! – не выдержал я. – Может, мы сумеем сделать искорку для твоего Васьки! – Потому и молчу, – хмуро отозвался Ерёма. – Сам же хотел двигатель типа "В", – напомнил Глеб. – Хотел. Потом понял: вам делать нельзя. Будет вред. Из-за меня. Робот не может делать человеку вред. – От чего вред? От искорки? – не поверил я. – Нет. Вред, когда делают. – Шишкин же сделал… – напомнил я. – Это его дело, – проскрипел Ерёма. – Ему не робот давал рецепт. Он его узнал от ржавых ведьм. Юрка хохотнул: – От кого? – Повторяю отчётливо: от ржавых ведьм. Мы навалились на бедного Ерёму с вопросами: что за ведьмы? И Ерёма подробно, неторопливо (наверно, чтобы мы забыли про рецепт) стал рассказывать, что на большой железной свалке за городом живут костлявые растрёпанные старухи в перемазанных ржавчиной платьях. Они не роботы, но и не совсем люди. Ведьмы. По ночам, когда круглая лупа, они выползают из жестяных шалашей и пляшут на пустых железных бочках. Что они ещё делают, Ерёма не знает, хотя он жил на свалке долгое время. Знает только, что есть старухи ничего, не злые, а есть н ужасно вредные (они Ерёму и выжили со свалки). Все эти ведьмы – очень умные. Разбираются в науках и в колдовстве, особенно когда дело касается металлов. – А Шишкин-то здесь при чём? – напомнил я. Ерёма с досадой лязгнул пол курткой дверцами живота и сообщил, что Шишкин познакомился с ведьмами, когда искал на свалке какие-то детали. Он был вежливый, образованный и ведьмам понравился. Юрка сказал, что у Ерёмы явный сдвиг в мозгах: помехи и электромагнитный бред, старухи какие-то, бочки, луна… – Не веришь, сам сходи на свалку и посмотри, – разозлился Ерёма. – Лучше всего ночью. Сейчас как раз полнолуние. – А мы все вместе сходим, – хитро сказал Глеб. – Верно, ребята? Повстречаем бабушек, выспросим рецептнк. Мы тоже вежливые и образованные. Не хуже Шишкина… Мы с Янкой завопили, что ура, конечно, так и сделаем. Юрка хмыкнул. А Глеб задумчиво произнёс: – Только обдерутся ребята среди ржавого железа, исцарапаются. Заразу какую-нибудь подхватят… Вот это будет вред! Имей в виду, Ерёма, из-за тебя. Ерёма сложил на груди руки и упрямо сказал: – Пусть. Это меньший вред, чем делать искорку. – Да кто тебе сказал, что мы будем её делать? – воскликнул Глеб и подмигнул мне. – Нам просто хочется узнать, что за рецепт. Любопытно, вот и всё! Верно, ребята ? Мы дружно закивали. Даже Юрка. – У меня такое свойство характера, – объяснил Глеб. – Болезненное любопытство. Если что-то мне начали рассказывать, а до конца не объяснили, начинаются головные боли и бессонница. Мы с Янкой в один голос заявили, что у нас от любопытства такие же страдания. – Плюс расстройство желудка, – добавил Юрка то ли про себя, то ли про нас. – Видишь, Ерёма, сколько людей будут мучиться! – закончил Глеб. – Снова получается, что из-за тебя вред. Как ни поверни… – Врёте вы всё, – уныло сказал Ерёма. Мы заорали, что не врём, а Ерёма нас бессовестно мучит. – Чёрт с вами, – сказал Ерёма и встал.– Я скажу… Нет, я говорить не буду ни словечка, я лучше на машинке настучу. А потом, если что не так, я не отвечаю… Мы ему наперебой поклялись, что всю ответственность берём на себя. Ерёма сердито проковылял к машинке, заправил в неё лист и застукал по клавишам. Мы стали заглядывать через плечо, но он пригрозил: – Будете соваться, не стану печатать. Стукал он минут пять, мы прямо извелись. Наконец он отошёл от машинки. Мы кинулись к листу. На бумаге была какая-то дребедень: трик Ап Лик РОВин Адавзя ть четыреил ипять Пат ом… И так далее. Несколько строчек. – Бедный Ерёма, – сказал Юрка. Но Глеб выдернул лист из машинки, поднёс к очкам. – Постойте, постойте… Дайте-ка, я… Тут нужна небольшая редактура. Он опять вставил бумагу и начал быстро печатать пониже загадочных Ерёминых строчек. И через минуту мы прочитали: Три капли крови надо взять, Четыре или пять. Потом с движеньем их смешать, С полётом их смешать. Надёжной прочности туда Добавить хорошо — И кровь исчезнет без следа, И в пузырьке у вас тогда Заблещет порошок. Его, дождавшись заката дня, Зажги ты от праздничного огня. У искр улетающих жизнь коротка. Останется только одна на века. – М-да, – сказал Глеб. – Не очень вразумительно. И с точки зрения поэзии, прямо скажем, на троечку. – Поэзия – это фиг с ней, – вмешался Юрка. – Ведьмы сочиняли, а не Пушкин. А как тут разобраться: с каким полётом смешивать? А может, с помётом?.. Ерёма! – Что знал, то написал, – буркнул Ерёма. – Технологию не знаю. Шишкин делал. – Ты будто не хочешь, чтобы у твоего Васьки живая искорка была, – с досадой сказал Янка. Ерёма топнул валенком так, что подскочила машинка. – Я же не имею пр-рава! От этого вред будет! Всем! Порошок же надо на крови замешивать! – Подумаешь, вред, – хмыкнул Юрка. – Тут по одной капельке надо. Всё равно что для анализа, из пальца. – Это не для анализа, – глухо сказал Ерёма. – Для колдовства. Эти капельки человеческую жизнь сокращают. Доказано. Мы помолчали. Переглянулись. Янка тихо спросил: – Намного сокращают? – Не знаю… – отозвался Ерёма. – Наверно, не намного. Капелька – на капельку. Но всё равно… Мы опять посмотрели друг на друга. Глеб, Янка, Юрка, я… И, видимо, каждый подумал, как я: "Ну что одна капелька?.." Наша жизнь вся была впереди, до глубокой старости. Янка погладил Ерёмино плечо и сказал: – Зато будет живой Васька. А от этого у нас будет радость. Она сильнее вреда. Вред капельный, а радость большая. – И радость продлевает человеческую жизнь, – добавил я. – Это доказано, – подтвердил Глеб. А Юрка сказал: – Так что давай уж, Ерёма, раскалывайся до конца. Ради Васьки. Ерёма поскрежетал, внутри у него потрещало, будто помехи в телевизоре. Мы ждали. – Ну ладно, сказал он. – Только я ни при чём… Это должен быть металлический порошок. Мелкие опилки. Если "движение" – надо наскрести их от какого-нибудь колеса… – Хоть от нашего? – спросил я. – От вагонного? – Вполне, – согласился Ерёма. – Значит… если "полёт", надо что? От самолёта опилки? – воскликнул Янка. – Выходит, так, – согласился Ерёма. – Где же самолёт-то взять? – озабоченно сказал Глеб. – Да в парке, – вспомнил Юрка. В самом деле! В городском парке стоял на площадке четырёхмоторный лайнер прошлого века. В нём был теперь маленький детский кинотеатр. Долго ли забраться под крыло да наточить опилок с дюралевой заклёпки?.. – А вот что такое прочная надежность? – недовольно поинтересовался Юрка. – Ерёма… – Клянусь всеми транзисторами, не знаю. Шишкин говорил, но я не понял. Глеб почесал за ухом снятыми очками. – Вообще-то… если рассуждать логично, колёса и крылья – это символ движения в двух стихиях. На земле и в небе. Значит, нужна и третья стихия – вода. – Корабль, что ли, скрести? – сказал Юрка. – Не корабль, а, наверно, якорь. Якорь всегда был символом надёжности. От якоря зависит безопасность судна… – Это не я, это вы сами догадались, – опасливо сказал Ерёма. – Сами, сами, – засмеялся Глеб. – А где добыть якорь, братцы? В самом деле, где? Наш город от моря далеко. По реке, правда, ходят грузовые и пассажирские суда, но как до них доберёшься? Все заскребли затылки. Потому что… вот ведь как вышло! Сперва никто этой истории про искорку не верил. Просто так болтали. Ерёму поддразнивали. А потом незаметно получилось, что всё это всерьёз. И очень хочется зажечь живую искорку, в которой хранится вечная энергия. Сказка? А кто знает, где сказка, где наука? Про снежных людей тоже говорили – сказка. И про говорящих дельфинов, и про живые кристаллы… Может, и ржавые ведьмы есть. А искорка… Вдруг это сгусток неизвестных науке энергетических полей? Мало ли что… А теперь дело может провалиться, потому что никто не знает, где взять якорь. Но я уже знал, я вспомнил! – Якорь есть! – Где? – обрадовался Янка. – На складе ёлочных игрушек! Все, даже Ерёма, посмотрели на меня, как на сумасшедшего. Юрка плюнул и сказал: – Всю жизнь у тебя, Копейкин, заскоки. Люди о деле говорят, а ты со своим юмором… Янка, давай махнём на "Стреле" до вашего Приморска. Туда и обратно – не больше суток. Там на разных памятниках якорей сколько хочешь. Тебя пустят? Вот как! Опять "Янка, давай"! А я – Копейкин. Хорошо Ерёме – у него глаза всегда сухие, а нервы из никелевых сплавов. А я-то человек! Я выпрыгнул из вагона и пошёл через лебеду. Они кричали мне вслед: "Гелька, ты чего? Ну, сам же виноват! Гелька, да вернись ты! Гель…" А я шёл… ЛУННАЯ ПЕСНЯ Дома ждала меня новая беда. Бабушка деревянным голосом сказала с антресолей: – Подымись ко мне, Гелий. Я поднялся с нехорошим предчувствием. – Гелий, где дедушкина машинка? У меня сразу – брык – голова ниже плеч. Дурацкий такой характер: если я в чём-то виноват, ни спорить, ни отпираться не могу. Стою носом вниз, краснею и молчу. – Гелий, ты будешь отвечать? Отвечать, конечно, придётся. Надо только переждать, когда перестанут противно слабеть ноги и растает в животе холод, который туда наливается от страха. – Ну? – сказала бабушка. – Ну? – сказала тётя Вика. Она сидела здесь же, в бабушкиной комнате. Я переглотнул и прошептал: – Я её дал на два денёчка… (Ничего себе, два денёчка! Две недели уже Глеб на ней стучит. А я не решаюсь сказать, что хватит. Работает человек…) – О-о… – простонала бабушка и села. – Кому дал? – деловито поинтересовалась тётя Вика. – Одному… журналисту. Знакомому… Он попросил… – Что ты сочиняешь! – воскликнула тетя Вика. – Какому журналисту? Кто он такой? У журналиста нет своей машинки? Ему понадобилась эта, старинная, без электронного блока? – Реликвия… – вставила бабушка. – Так получилось, – пробормотал я. – Очень было надо. Тётя Вика с горечью покачала головой. – И ты не мог попросить разрешения? Почему? – Вы бы не дали… – Именно! – сказала бабушка. – И ты пошёл на обман. На чудовищное вероломство. Тайком взял не принадлежащую тебе вещь и с трусливой хитростью оставил футляр! Чтобы скрыть следы! О, если бы ты мог осознать всю глубину… – Всю глубину он осознает потом, – пообещала тётя Вика. – Сначала машинка. Где она? Надеюсь, она цела? Я поднял глаза. – Цела! Конечно! Я сейчас… Я бросился в дедушкину комнату, схватил футляр, крикнул уже из прихожей: – Сейчас принесу! Может, если сразу принести, не будут сильно воспитывать?

The script ran 0.003 seconds.