Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Мальчик со шпагой [1972-1974]
Известность произведения: Средняя
Метки: child_adv, prose_classic, sf, Детская, Приключения, Роман

Аннотация. Герои знаменитого романа из цикла «Острова и капитаны» - 10-13-летние моряки и фехтовальщики отряда `Эспада`. Справедливость и доброта, верная мальчишеская дружба и готовность отстаивать правду и отвечать за свои поступки - настоящий кодекс чести для этих ребят, которые свято следуют ему в своей непростой жизни, реальной, но удивительным образом граничащей со сказкой

Аннотация. Герои одного из наиболее известных романов В.Крапивина «Мальчик со шпагой» — юные фехтовальщики из отряда «Эспада». Доброта и справедливость, верная дружба и рыцарство, ответственность за свои поступки и готовность отстаивать правду — не пустые слова для этих ребят. Они свято следуют своему кодексу чести в жизни — реальной, но в то же время граничащей со сказкой. О судьбе героев в наше время рассказывает завершающая часть дилогии — роман «Бронзовый мальчик».

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 5-699-12501-9 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 672 Описание: Два первых романа трилогии Паруса «Эспады» В оформлении переплета использована иллюстрация В. Савватеева. Содержание: Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой (роман), стр. 5-344 Всадники на станции Роса Звездный час Сережи Каховского Флаг-капитаны Владислав Крапивин. Бронзовый мальчик (роман), стр. 345-667 Примечание: Доп. тираж 2006 года - 5000 экз. Доп. тираж 2008 года - 3000 экз.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

– Скажи что хочешь. Лишь бы Димке дали барабан. – Но ведь ребята же голосовали, все решили… А куда этого Быкова девать? – Быкову барабан нужен как ежу моторная лодка. Он и не хотел даже. Это во-первых. Во-вторых, можно дать им еще один барабан. Вон их сколько у тебя в хозяйстве. Пусть будет два барабанщика в отряде… Или запиши его в сводный отряд при знаменной группе. – В сводный можно только с пятого класса… И если я Соломина возьму в барабанщики, Клавдия Семеновна сразу решит, что я подрываю ее авторитет. – Все правильно! – накаленно сказал Серёжа. – Все точно ты рассудила… Прямо как электронная машина. Разложила по полочкам. Только на фига твоя правильность, если от нее у Димки слезы! Юля озадаченно помолчала. – Слушай… – начала она растерянно. – Ты все-таки думай… Я все-таки старшая вожатая… – Ну конечно, – откликнулся Серёжа. – Извини, пожалуйста. Но ты еще и сестра барабанщика. Надо бы понимать… Юля хотела ответить. Но Серёжа ухватил Димку за руку и вытащил из пионерской комнаты. – Потерпи до завтра, – попросил он. А утром встретился в отряде с Данилкой. – Можешь взять в команду хорошего человека? Данилка глянул подозрительно. Он ревниво оберегал свою группу от всякого вмешательства. – Зачем еще? – спросил он. – В барабанщики хочет. Давно уже. – Мало ли кто хочет в барабанщики, – уклончиво заметил Данилка. – Барабанов-то лишних нет. Вон Митьку и то не можем в группу взять. И Вадька Воронин ходит в запасных – Митька уже большой. А Вадька еще маленький. А этот в самый раз… Я твою сестру просил, чтобы в сводный отряд взяла, а она уперлась. Как стенка. Данилка, однако, разгадал этот хитрый прием. – Думаешь, если мы с Юлькой спорим, значит, я ей назло должен делать? – Ничего я не думаю, – сердито сказал Серёжа. – Ты торгуешься, а там человеку плохо до слез. Когда человеку очень плохо, спорить, конечно, нелегко. – Где барабаны-то брать? – ворчливо произнес Данилка. – Олег же обещал достать. – Он сколько уж обещает… – Данила… – укоризненно сказал Серёжа. Данилка со вздохом спросил – Что хоть за человек-то? – Знаешь какой парень! Он никогда не подведет! …Через десять дней Серёжа поинтересовался у Данилки: – Ну как мой Димка? Данилка дерзко хмыкнул и ответил коротко: – Не твой, а наш. В общем, все было бы хорошо, если бы не эти дурацкие опоздания на вахту. Серёжа вымыл пол в кают-компании и стал подметать в коридоре. В полуоткрытую дверь лаборатории он видел Димку. Димка на дверь не смотрел и Серёжу не замечал. Он развлекался с ремнем. Пряжкой отпечатал на ладони звезду. Ладошку, словно зеркальце, подставил под солнечный луч и полюбовался на отпечаток. Потом зачем-то лизнул его. Подумал, оттиснул звезду на коленке, но лизать не стал, а запрокинул лицо и вытянул губы трубочкой, словно засвистел тихонько. Затем повесил ремень на увеличитель, обнял себя за плечи и задумался. "Наверно, ему кажется, что уже целый час прошел", – подумал Серёжа. А прошло восемь минут. Можно было бы и отпустить "арестанта", но Серёжа чувствовал, что Димка такую милость не примет. И тут появился Данилка. – Вот, полюбуйся на своего Соломина, – сказал Серёжа, чтобы хоть как-нибудь облегчить душу. – Сперва опаздывает, потом сидит за это, а я должен вкалывать. – А может, он не виноват, что опоздал, – вредным голосом откликнулся Вострецов. Он своих людей в обиду не давал. – А кто виноват? Я? Потому что книжку вам, обормотам, дал почитать, да? Для того, что ли, дал, чтоб читали до ночи, а потом дрыхли до обеда? Данилка сразу потерял задор. – Значит, из-за книжки, – сокрушенно произнес он. – Тогда, значит, из-за меня. Это я всех торопил, чтобы скорее тебе ее вернуть. – А я и не просил, чтобы скорее! Выходит, я виноват? Может, мне вместо Димки сесть? – Нет, что ты, – рассеянно отозвался Данилка. Он смотрел мимо Серёжи и теребил тесемки на шапке. – Это не ты. Это я… – Спасибо, – с усмешкой сказал Серёжа. – Нет, правда, – настойчиво повторил Данилка. – Я тоже виноват… Можно, я с Димкой сяду? – На здоровье, – сказал Серёжа. И обрадовался: Димке будет веселее. – Снимай ремень и садись. Но Данилка не спешил. Он что-то решал в уме. – Случай-то один, – сказал он будто между прочим, – а виноватых-то двое. Значит, надо время пополам разделить. – Ну и пожалуйста, – отозвался Серёжа с равнодушным видом, хотя обрадовался еще больше. – Сидите каждый по часу. Даже по пятьдесят пять минут. Потому что десять он уже отсидел. Данилка начал было расстегивать пальто, но опять остановился. – Вообще-то вся группа виновата. Все из-за этой книжки будто перебесились. Кричат: "Скорее, скорее!" – Ты что, хочешь всю группу засадить? – удивился Серёжа. – Ну ведь надо, чтобы справедливо… А можно? – ласковым голосом спросил хитрый Данилка. – Вы не влезете в лабораторию. – Обязательно влезем! Можно? – Да мне-то что… – произнес Серёжа, едва сдерживая смех. Данилка бросился к телефону. – Я их сейчас по цепочке соберу! – Не работает телефон, – сказал Серёжа. – Со вчерашнего дня еще. Звони с автомата. Данилка выскочил на улицу. Группа собралась за четырнадцать минут – все, кроме запасного барабанщика Вадика Воронина, который был в детском саду. Еще две минуты они под тихие понукания Данилки приводили в порядок форму. Потом выстроились перед Серёжей. Немножко похожие друг на друга и очень разные. Деловитый маленький Павлик Снегирев, темноглазый и всегда спокойный Коля Копыркин, похожий на каплю черной ртути Рафик Сараев, тоненький и лохматый Серёжа Лавренюк и светлоголовый, но загорелый даже зимой Василек Рыбалкин. Лихая Данилкина гвардия, первая шеренга "Эспады". – Мы готовы, – сказал Данилка. – Только не вздумайте там цирк устраивать – предупредил Серёжа. Данилка отозвался очень серьезно: – Что ты! Мы же понимаем. – Двадцать шесть минут прошло, – сказал Серёжа. – Осталось девяносто четыре. Вас семеро. Примерно по тринадцать минут на каждого. Вот и давайте… Они по очереди подошли к командиру вахты, отдали ремни и послушно отправились в "темницу". Только в глазах у каждого все же были чертики. Данилка не обманул. Сидели они очень спокойно. Молча и почти неподвижно. Кто на полу, кто на столике, кто на верхней полке стеллажа. Лица были почти неразличимы в сумраке. Только блестящие носы и коленки барабанщиков светились, когда на них падали тонкие лучи. Словно кто-то рассыпал в полутемной столярной мастерской свежие деревянные кубики. Серёжа усмехнулся и, почти успокоившись, отправился в спортзал, где после недавних киносъемок стоял кавардак. Едва он взялся за швабру, как пришёл Олег. Олег был чем-то озабочен. – Случилось что-нибудь? – спросил Серёжа. – Так… Мелкая суета и трепыханье, – сказал Олег. – Ты один? – Хочешь, развеселю? – спросил Серёжа. – Увидишь редкое зрелище. Небывалое. – Какое? Серёжа помолчал и значительно произнес: – Группа барабанщиков, которая не бузит, не пищит, не устраивает борьбу дзюдо, а сидит совсем спокойно и тихо. Олег недоверчиво уставился на Серёжу. Тот поманил его к двери. Олег с полминуты изумленно наблюдал замершую компанию барабанщиков, а потом даже испугался: – Что случилось-то? Серёжа рассказал. Олег действительно развеселился. Потом спросил: – А долго им еще сидеть? – Десять минут. – Времени нет. Придется объявить амнистию. Дел много. Он распахнул дверь лаборатории и сообщил: – Ввиду срочных дел – всем полное прощение. Услыхав такую новость, верхние барабанщики с радостным воплем упали со стеллажа. Образовалась куча, которая с грохотом и визгом выкатилась в коридор. Олег вынул из этой кучи командира Вострецова. – Тихо вы! Слушайте… Сергей и все барабанщики сейчас пойдут со мной в школу, будем грузить фанеру для декораций. Директор обещал. – Есть! Ура! – ответил Данилка. – Все, кроме Данилки и Димы, – сказал Олег. – Они останутся на вахте. Вострецов – командиром. Сергей мне нужен, потому что он посильнее. И школа как раз его. Данилка озадаченно замигал. – Как это командиром? Я же не капитан… – Привыкай, – сказал Олег. 2 По дороге Олег объяснил, что Анатолий Афанасьевич, директор Серёжиной школы, обещал дать "Эспаде" пятнадцать листов фанеры. Из нее можно сделать отличные декорации дворцового зала, а после съемок пустить ее на постройку лодки. – Я вот только боюсь, что директора в школе нет, а учитель по труду фанеру не выдаст. Он, говорят, суровый дядя, – с сомнением произнес Олег. – Кто? – удивился Серёжа. – Игорь Васильевич суровый? Его даже первоклассники не боятся. Он у нас на елке каждый раз Деда Мороза играет. У него только голос такой – свирепый. Голос у Игоря Васильевича действительно был как у старого боцмана. – Пришли? – не то прогудел, не то прохрипел он. – Пятнадцать листов! Из родной-то школы! Ну, эти молодцы – народ не здешний, а ты, Каховский, что творишь? Грабишь! – Для общей пользы, Игорь Васильевич, – объяснил Серёжа. – Для искусства. – И он мигнул барабанщикам. Те лихо принялись за работу. Четверо хватали за углы фанерный лист, пятый бежал впереди и открывал двери. – Здорово работают, пираты, – заметил Игорь Васильевич. – Жаль, что не из нашей школы. – У нас все "наши", – улыбнулся Олег. Они с Серёжей тоже вынесли на крыльцо несколько листов. У крыльца уже стоял грузовик. – Что мне нравится у вашего директора, так это точность, – сказал Олег. – Пообещал – сделал. И машину достал. Минута в минуту. Водитель, молодой парень в солдатской ушанке, помог погрузить фанеру в кузов. Серёжа и Олег вернулись в мастерскую. – Ну что, артисты, – опять загудел Игорь Васильевич, – может, еще чего дать? – Мы люди небогатые, – сказал Олег. – Если дают, не отказываемся. – Рейка нужна? Так и быть, уделю… В кино-то позовете? – Конечно, Игорь Васильевич! – обрадовался Серёжа. – Мы всей школе будем показывать. Не для себя же снимаем. Рейки для декораций нужны были до зарезу. – Берите вон те, за верстаком, – разрешил Игорь Васильевич. Барабанщики полезли за верстак. В дальнем углу мастерской два семиклассника опиливали ножовками деревянные бруски для планшетов. Белые кубики-обрезки падали на темные половицы и ярко загорались под солнечным лучом. Серёжа вспомнил барабанщиков в лаборатории и усмехнулся. И тут же встревожился: "А Димка?" Димка так и не подошел, когда кончились у барабанщиков "арестантские" минуты. Значит, правда, обиделся. И словно в ответ на беспокойную мысль, услышал он Димкин голос: – Олег! Сергей! Тревога! Димка стоял на пороге мастерской – в берете, в сандалиях, в летней форме и в незастегнутом, наброшенном на плечи пальтишке. Разгоряченный, с отчаянными глазами. – Там в отряде какие-то… Данилка один! Олег молча рванул с себя пальто, закутал им Димку с ногами, взял в охапку и выскочил на крыльцо. Встревоженным барабанщикам приказал: – Бегом в отряд! Серёже велел: – Давай в кузов. Держись там. Вместе с Димкой втиснулся в кабину и сказал водителю: – Жми. Машина взвыла и рванулась. От школы до отряда три с половиной квартала. Они пролетели их за минуту. Серёжа прыгнул из кузова и вслед за Олегом кинулся в дом. Прежде всего Серёжа увидел Данилку. Тот стоял у знаменного шкафа, прижимался к его прозрачной стенке локтями и лопатками. Перед собой на уровне груди он держал рапиру – одна ладонь на рукоятке, другая на клинке. Рапира была полусогнута в стиснутых руках. Данилка плакал. Может, он и сам не замечал, что плачет. Он смотрел зло и напряженно, а мелкие слезинки ползли по щекам. Кроме Данилки, в комнате находилось еще три человека. Незнакомые и взрослые. У окна стоял мужчина в меховой шапке пирожком. У него были круглые очки и маленький, нерешительный подбородок. И на худом щетинистом лице проступала растерянность. Он словно хотел сказать: "Ну зачем уж так-то?.." У пирамиды с барабанами сидела дама в меховом пальто. Стул терялся под ней. Дама была необъятных размеров, а ее ноги – каждая толщиной с Данилку. Лицо дамы своей выразительностью напоминало новую сковородку. Третий, в распахнутом полушубке, стоял к двери спиной, прижимал к уху телефонную трубку и, высоко поднимая голову, говорил с расстановкой: – Алло! Я просил дежурного по райотделу милиции! Запишите вызов! Нападение несовершеннолетнего хулигана на работников домоуправления! С оружием! В детском клубе по улице Красноармейской, дом пять. Приезжайте… Я? Я новый домоуправляющий этого микрорайона. Сыронисский Леонид Васильевич. Сыро-нис-ский. Два "эс"… – Не ломайте комедию, гражданин Сыронисский, – пренебрежительно сказал Олег розовой лысине, которая виднелась из-за лохматого воротника. – Телефон не работает вторые сутки. Домоуправляющий аккуратно опустил трубку и развернулся в сторону Олега. Дама тоже развернулась, стул под ней запищал. У человека в очках приоткрылся рот. Сыронисский обрадованно сказал: – А! Наконец-то. – Что "наконец-то"? – холодно спросил Олег. – Наконец-то вы появились! Кто вам позволил оставлять без присмотра клуб? – Как это "без присмотра"? – Вот так! Без взрослых! – Что дальше? – спросил Олег. – Не "что дальше", а я спрашиваю… – Вы странно спрашиваете, – перебил Олег. – Вы всерьез считаете, что я буду вам отвечать? – Считаю, что будешь! Иначе мы… – Тихо, тихо, – сказал Олег. – Здесь дети. И не забывайте, что обращаться надо на "вы". Вас учили, не правда ли? Гражданин у окна взволнованно поправил очки и воркующе заговорил: – Ну, молодой человек… Дети здесь были одни, и если что-нибудь случилось бы… – Как видите, если что-нибудь случается, я появляюсь быстро, – сказал Олег. И обратился к Данилке: – Что произошло, Вострецов? Данилка глотнул, опустил рапиру, оттолкнулся спиной от шкафа и отрывисто заговорил: – Олег, они пришли… Я говорю: "Здравствуйте, вы к кому?" А она… – Данилка подбородком указал на даму. – Она говорит: "Ну-ка, где тут ваш руководитель?" А потом даже слушать не стали. Везде ходят, все трогают. Декорации уронили. Потом давай говорить, что мы пожар наделаем. Димка им сказал, что здесь нельзя посторонним, когда тебя нет, а они его взяли за руку – и в сторону… Да еще кричат: "Ты как со старшими разговариваешь!" – Так… – жестко сказал Олег и взглянул на Серёжу. Серёжа сунул в карманы кулаки. В нем начинала звенеть напряженная злость. Как всегда, когда он встречался с людьми нахальными и сильными от этого нахальства. За спиной взволнованно и сердито сопели барабанщики. Серёжа нащупал в кармане двухкопеечную монетку, повернулся к ребятам. Ближнему из них, Рафику Сараеву, быстрым шепотом сказал: – Телефон Генки Кузнечика помнишь? Позвони ему, скажи: капитанов сюда. Димка, уже сбросивший оба пальто – Олега и свое, сунулся вперед. – Данилка, ты скажи, как они… Чтоб выгнать нас… – Ага… – Данилка снова сердито переглотнул. – Они еще ходят и разговаривают: "Пора их выселять отсюда…" Я тогда сказал Димке, чтоб за вами бежал… А они зашли сюда, в кают-компанию, и тоже все стали трогать. Я подумал, что они и знамя щупать начнут, и встал к шкафу. А они мне говорят: "Иди за вашим руководителем". Я сказал что не могу, потому что на вахте. А они: "Ничего с твоей вахтой не сделается…" Я, конечно, не пошел никуда. А они опять говорят: "Уходи тогда отсюда, нам совещаться надо". Я опять не пошел… – Вот-вот! – неожиданно визгливым голосом перебил Сыронисский. – Три взрослых человека его просят уйти, а он, сосунок, характер демонстрирует! – Потрудитесь не перебивать, когда говорит командир вахты, – сказал Олег. – У нас это не принято. – Плевать мне на то, что у вас не принято или принято! – взвился Сыронисский. Серёжа не выдержал: – Плюйте у себя в кабинете. Я здесь сегодня пол мыл. И так следов нашлепали… И тут зашевелилась молчаливая дама. Капризным басом она сказала: – Вот если собрать ихних родителей да спросить, как он ихних детей воспитывает… – Она повернулась к Олегу и ткнула в его сторону варежкой. Стул под ней заверещал, как живой. – Может быть, вам пересесть на диван? – вежливо спросил Олег. – Стулья у нас в основном на ребят рассчитаны. – А ничего твоим стульям не сделается! – отрезала дама. – Ты лучше скажи: правильно ты их воспитываешь? – Правильно я их воспитываю, – сказал Олег. – Значит, пускай они как хочут себя ведут? На взрослых людей пускай с саблей кидаются? – жалобным баритоном вопросила дама. – Между прочим, – опять воркующе вмешался человек в очках, – Антонина Михайловна – председатель уличного комитета. Она при исполнении, так сказать, общественных служебных обязанностей. – Я тоже при исполнении, – огрызнулся Данилка почти весело. Он уже пришёл в себя. – Я не кидался на них, Олег, честное пионерское! Только схватил клинок из пирамиды и встал к флагу. Потому что они знаешь что? Вот он… – Данилка рапирой махнул в сторону Сыронисского, – как схватит меня за плечо да как толкнет к двери! Я и полетел. Только не в дверь, а в угол, потому что ногой зацепился… Вот тогда я и взял рапиру… Олег, пускай они теперь сами крепость чинят. Я не виноват. Он толкнул, я и полетел… Серёжа и Олег разом взглянули на макет замка в углу у двери. Краем глаза Серёжа заметил, как Олег побелел. А самого Серёжу от пяток до затылка словно прошило иглой: это был мгновенный удар страха. И такая же мгновенная радость: как хорошо, что утром заело раму! Передняя стена замка с воротами и угол башни были сильно промяты внутрь. Но самая большая вмятина – по форме Данилкиной спины – оказалась на холме, усаженном деревцами из зеленой резиновой губки. Вдребезги разрушен был подвесной мост. Олег, словно не веря чуду, стремительно глянул на Данилку, потом подскочил к макету, приподнял его и начал шарить под холмом. Серёжа быстро подошел. – Олег, да все в порядке, – торопливым шепотом сказал он. – Ну не бойся, Данилка-то живой. Я стержень утром вытащил, чтобы окно открыть. Олег выпрямился, передохнул. Рукавом вытер лоб. Повернулся к Сыронисскому. Сказал сквозь зубы: – Слушайте, вы… Никто не заставит вас ремонтировать эту вещь. Для такого ремонта нужны руки и головы… – Вы хотите сказать, что у нас нет голов? – оскорбленно осведомился гражданин в очках. – Именно! – отчетливо сказал Олег. – Иначе вы сообразили бы, что поднимать руку на ребенка – преступление… Вот здесь, – Олег щелкнул по папье-маше, – под макетом стальной каркас. Только случайно сегодня утром вынули осевой прут. Иначе бы он проткнул мальчика навылет! – Я никого протыкать не собирался, – заявил Сыронисский. – Вы не приклеивайте мне чего не надо. Я вашего часового только за руку взял… – "Взял"! – повторил Олег. – Так, что он с ног полетел! – Но позвольте, – вмешался гражданин в круглых очках, – ведь никто же не предполагал… – Надо предполагать! – перебил Олег. – А если бы он виском о косяк? Или затылком об пол? Здесь дети! Понимаете вы? Живые дети! А не рулоны с обоями и не унитазы, с которыми вы, очевидно, привыкли иметь дело! – Унитазы тоже толкать нельзя, – наставительно сказал Данилка. – Они расколоться могут. – А ты помолчи! – крикнул Сыронисский. – Туда же еще суется, сопля голоногая! Надень сперва штаны подлиннее! Взять бы ремень да как врезать… – Слушайте, вы Сыронис-с-ский или как вас там, – спокойно, почти устало сказал Олег. – Никогда человеческая доблесть не измерялась длиной штанов. Этот мальчик во всех отношениях даст вам сто очков вперед. И руку на слабого он никогда не поднимет. Кстати, в древности жил такой человек – Юлий Цезарь. Может, слышали? К вашему сведению, он вообще не носил штанов, а до сих пор считается великим человеком. А на вас хоть пять пар брюк с лампасами натяни, в генералы не запишут. И просто в порядочные люди – тоже. – Насчет порядочности мы побеседуем в другом месте, – сообщил Сыронисский. – Разумеется, – поддержал Олег. – А здесь вам не место. Поэтому покиньте помещение отряда и прекратите ваше нашествие, о причинах которого я узнаю в исполкоме. – Это не нашествие, а технический осмотр, молодой человек, – обиженным тоном ответил очкастый. – Я, кстати, главный бухгалтер домоуправления. Мы смотрим, какой здесь нужен ремонт. – Никакой ремонт не нужен, – сказал Олег. – Здесь идут занятия, и до лета помещение трогать нельзя. – Кто вас будет спрашивать? – величественно отозвался Сыронисский. – У нас план. А кроме того, ваш детский сад вообще из другого ведомства. Райком комсомола вас организовал, пускай он и место дает. А нам нужно место для бухгалтерии. – Мало ли что вам нужно, – сказал Олег. – Таким людям, как вы, нужно вообще, чтобы дети сидели, как мыши в норах, и под ногами не путались, а то жить мешают. – Шибко образованные все стали, – произнесла дама с лицом-сковородкой и поднялась со стула. Олег повернулся к Серёже: – Дежурный! Гости уходят. Проводите. Серёжа и барабанщики отошли, освобождая выход. Дама величественно, как айсберг, двинулась к порогу. "Пролезет?" – с интересом подумал Серёжа. Она, видимо, пролезла бы. Но тут даму, словно потоком, отнесло в сторону. С мороза ворвались Генка Кузнечик, Алеша Смирняков, Сеня Гуревич, Митя Кольцов и Наташка. – Остальные в школе или в кино! – с налета выпалил Генка. – Митьку и Наташку я на всякий случай прихватил. А что случилось? – Все уже в порядке, – сказал Серёжа. – Гости уходят. А вы как сумели так быстро примчаться? – Мы с Наташкой на велосипедах, прямо по снегу! Митьку – на багажник. А остальные – бегом! "Гости" во время этого разговора удалились. – Ну, история, – выдохнул Олег. – Данила, да отойди ты от флага и положи рапиру. Все уже… Сергей, ты зачем вызвал ребят? – Сам не знаю, – сказал Серёжа. – Так, на всякий случай. Мало ли что… – Ну и хорошо… Тогда сразу и решим один вопрос, раз капитаны здесь. Давайте раздевайтесь. Через минуту все расселись в кают-компании – кто на стульях, кто на диване. Олег быстро и коротко рассказал, что случилось. Потом спросил у Данилки: – Так? – Так, – ответил Данилка. И нерешительно оглядел ребят. – А что мне было делать? Здесь же флаг. – Пусть капитаны пройдут в спортзал, – попросил Олег. – На пару слов. В зале они стали тесным кружком. – Вот что, братцы… – начал Олег. – Надо об этом сказать. До сих пор мы жили спокойно… если не считать стычек с Лысым, Гусыней и другими мелкими типами. Взрослые люди нам, по крайней мере, не мешали. Помогали даже. Да только не всем "Эспада" нравится. Местные пенсионеры решили, что наши барабанщики слишком громко барабанят, хотя на улице их даже не слыхать… Просто этим людям понадобилось помещение для кружка вязания и для собраний жильцов. А новому домоуправу показалось, что их бухгалтерии тесно живется. Вот и началось. Тактика у этих людей простая: чтобы нас выселить, будут говорить, что все у нас плохо, все неправильно… Сами видите, Данилка на посту у флага встал, а они в крик: нападение с оружием! – А что? – запальчиво начал Сеня Гуревич. – Вострецов сделал все, как надо. Я бы тоже… Уходить, что ли, надо было? – Уходить? – переспросил Олег. – От флага? С поста? – Кто бы ушел? – сказал Алешка Смирняков. Олег медленно проговорил: – Я спросить хотел… Он, конечно, маленький… Но может быть, пора ему дать звание? – Капитана? – подпрыгнул Генка, который сам две недели назад стал капитаном. – Давно пора! Серёжа вспомнил утренний случай с барабанщиками. – Данилка, если по правде, давно уже капитан, – сказал он. – Не хуже других. Даже несправедливо как-то: и в совете, и группой командует, а нашивки нет. – Только вот не все капитаны здесь, – нерешительно произнес Олег. – Как голосовать? – Ну и что? Все равно большинство. Да и никто не станет спорить, – уверенно сказал Алешка. Они вернулись в кают-компанию. Барабанщики уже начинали на диване легкую тренировку по самбо. – Капитан Вострецов! – сурово сказал Олег. Данилка сперва привычно подскочил, ожидая нахлобучки за возню. Потом понял – "капитан". Порозовел, испуганно глянул на ребят: "Не шутите?" Олег подошел к нему, тихонько взял за плечи. Улыбнулся. – Капитан Вострецов… Сдавайте вахту. – А зачем… сдавать? – шепотом спросил Данилка. – Ну как зачем? Каховский вернулся. Он же сегодня командир. Олег притянул к себе Данилку, прижал к пиджаку рыжую лохматую голову и тихонько сказал: – Ты хорошо стоял вахту. Спасибо, малыш. Барабанщики на диване притихли. Олег отыскал глазами Димку. – Димка сегодня тоже герой. Четыре квартала летел по морозу почти раздетый. Только не заболей, пожалуйста, очень прошу. – Не-а, не заболею, – охотно пообещал Димка. – Надо его горячим чаем напоить, – решительно сказала Наташа. – Где у нас чайник и плитка? Всегда дежурные засунут куда-то. В дверь постучали, и на пороге возник парень в солдатской ушанке. – Я фанеру выгрузил и у крыльца поставил, – сказал он. – А то вы тут, видно, задержались, а мне ехать пора. – Мамочки мои! – всполошился Олег. – Извините ради бога! Мы закрутились совсем. Наташа, отогревай Димку, остальные – таскать фанеру! 3 После школы Серёжа снова пришёл в отряд. Он любил вечера в отряде. Приходили те, кому хотелось. Не на занятия, а просто так: посидеть вместе, поговорить. Одно слово – кают-компания. Булькал на плитке чайник, вкусно пахли разогретые пирожки, за которыми бегали в магазин на углу, собрав копейки и пятаки… Потом начинал трезвонить телефон: то одни, то другие родители справлялись, где их дорогое чадо и скоро ли оно явится домой. Чадо отвечало "щас" и тут же забывало об этом обещании. Олег спохватывался и начинал всех разгонять по домам. Но за разговорами и он иногда забывал о позднем часе. Приходилось потом компанией ходить от дома к дому и провожать друг друга. Серёжу, Кузнечика, Митю Кольцова, Наташу, Андрюшку Гарца и еще нескольких "постоянных жильцов" кают-компании звонками не тревожили. Привыкли. А ребята эти привыкли к спокойным хорошим вечерам, привыкли быть вместе. Для долгих разговоров нашлась одна бесконечная тема: море, корабли, Севастополь. Так уж получилось… Олег часто рассказывал об Артеке. О своих отрядах. О вечерах на берегу. О том, как шумит на галечных пляжах, приходя из темноты, ночной прибой, как светятся огоньки на проходящих вдали теплоходах. О том, как ребята-артековцы выходят на катерах в нейтральные воды и бросают в море бутылки с письмами к мальчишкам и девчонкам разных стран. А еще о поездках в Севастополь – удивительный город, где почти про каждый камень можно написать книгу: столько здесь было подвигов. Белый город, в который море врезается длинными синими бухтами и плещется у окон домов. Про эсминцы и крейсеры, про старые бастионы, про старинные пушки, врытые на пирсах вместо причальных тумб. Про запутанные каменные лестницы и про улицы, где, кажется, смешались дома и корабли… Генка Кузнечик в прошлом году был в Севастополе. Он подхватывал рассказы Олега и говорил, как мальчишки ловят крабов среди прибрежных камней, как гремит и сверкает над бухтами салют в День Военно-Морского Флота, как покачиваются рыбачьи ялики на синей волне. И как ребята нашли однажды в песке очень ржавый пулемет с плоским диском над стволом и Генкин брат Саша сказал, что это пулемет системы Дегтярева. Генкины рассказы всегда кончались тем, что сказал или сделал Саша. И песни, которые иногда пел Кузнечик, были Сашины. Больше всех песен подходила для таких вечеров песенка о синем крабе. Простая такая, забавная и немного грустная. Первые слова Кузнечик даже не пел, а произносил чуть задумчиво: Синий краб, синий краб Среди черных скал в тени… Синий краб, он приснился мне во сне…  А потом уже дергал струны, и начиналась мелодия. …У него восемь лап, Две огромные клешни И серебряные звезды на спине.  Рыбаки ловят рыб, Китобои бьют китов — Делом заняты с утра и до утра. Только я с той поры Позабыть про все готов: Все залив ищу, где водится мой краб.  Мотив был простой, как перезвон капель, падающих на палубу. И Серёже представлялся мальчуган в тельняшке, похожий на Димку. Будто он сидит на носу парусной шлюпки и печально думает о загадочном крабе: где его найти? А когда мальчишка возвращается на берег, рассудительные люди спрашивают: Да зачем он тебе. Этот страшный зверь морской? С ним в беду очень просто угодить! У него ужасный вид, Он, наверно, ядовит — Ни сварить его, ни в банку посадить. Мальчишка даже и не спорит с ними. А только отвечает тихо и упрямо: Сто ночей не усну, Буду думать все о нем, Буду думать, буду плавать и грустить. Мне бы только взглянуть На него одним глазком, Просто так – посмотреть и отпустить…  Пока Генка пел, Серёжа и Димка посматривали друг на друга и улыбались глазами. У Серёжи на рубашке был прицеплен маленький синий краб, которого подарил ему осенью Димка. Сначала Серёжа укрепил краба над воротами маленького замка, но потом стал носить на отрядной форме… Димка тоже иногда рассказывал про море. Он был с родителями в Анапе. Чаще всего он вспоминал большого черного кота, приходившего на пирс к рыбакам. Кот молча сидел и ждал, когда рыбаки поделятся добычей. Димке очень нравилось, какой он был спокойный и полный достоинства. Рыбаки его вроде бы даже побаивались: никто не решался оставить кота без угощения. А кот съедал очередную рыбу и продолжал смотреть в море, будто ждал кого-то. А Данилка вспоминал не Черное море, а Белое. Он в дошкольные годы жил в Архангельске и хорошо помнил, как отец водил его на пароход, в гости к знакомому капитану. Он говорил, что Белое море даже лучше, чем Черное, потому что там бывают приливы и отливы. Наташа на Черном море тоже не была. Но она бывала в Ленинграде и в Петродворце – на Финском заливе. Ребята иногда спорили: можно ли Финский залив считать морем? Мелкий он, и вода там пресная. Наташа доказывала, что можно. В учебнике географии так и написано: "Заливом называется часть моря, вдающаяся в сушу". "Часть моря, понятно вам?" Генка всегда заступался за Наташу. А однажды он привел доказательство совершенно неопровержимое: – Если не море, то почему для этого залива морские карты напечатаны? С маяками, с глубинами, с компасным кругом! Даже номер по каталогу морских карт указан! У Саши есть такие карты. Не верите? Ему поверили. А Олег спросил: – В конце концов, кто твой Саша? Моряк? Поэт? Музыкант? Физик? Или все вместе? – Инженер-физик, – сказал Генка. – Он электроникой занимается. Электроника ведь и на кораблях используется. Я только не знаю точно, что он там делает. Думаете, он все мне рассказывает? Один раз я к нему пристал, а он знаете какую чушь рассказал? Говорит, горючее для судов дорого стоит, и есть мысль у инженеров, чтоб вернуться к парусным кораблям, пускай ветер вместо бензина работает. А чтобы матросов по мачтам не гонять, паруса будут управляться электронными машинами… – Это вовсе не чушь, – вмешался Митя Кольцов. – Такие корабли кое-где уже строят. В Японии шестимачтовую шхуну заложили, а на Гамбургской верфи четырехмачтовые фрегаты типа "Динашиф". Пассажирские и грузовые. – А зачем? – спросила Наташа. – Ведь не средние века. Может, еще кареты изобретут, а вместо кучера – электронную машину? Митька медленно поднял глаза на неразумную Наташку. Он если и обижался, то не подавал вида. Он только сказал: – Знаешь, сколько нефти жрет большой теплоход? Тебе и не снилось. А Земля ведь не бездонная, горючее экономить надо. А новые парусники будут ходить быстрее, чем клипера. – Но все равно тише пароходов, – не сдавалась Наташа. – Лучшие клипера давали по двадцать узлов. Даже двадцать один. Думаете, грузовые суда сейчас ходят быстрее? – спросил Митя. Спорить было бесполезно. О клиперах Митя знал все. Он никогда не был у моря, но любил корабли преданно и бескорыстно, как самых лучших друзей. Он про них мог рассказывать, будто на каждом плавал по десять лет. Особенно про парусники. Правда, сам он редко начинал такие разговоры, будто стеснялся своей любви. Лишь однажды победил смущение и предложил: – А давайте построим корабль. – Настоящий? – спросил Генка. – Да. Двухмачтовый. – Ну, Митя, это нам не потянуть, – сказал Олег. – Мы же не судоверфь. Митька не стал спорить, но на следующий день принес журнал с чертежами бригантины-малютки, которую можно построить из обычной шлюпки. – А шлюпку где взять? – спросил Олег. – А если найдем… – тихо сказал Митя. – Елки-палки… Надо подумать, – откликнулся Олег. – Лето не за горами… И Генка Кузнечик поддержал Митю. Сказал, что свой корабль – вещь нужная. Он вообще всегда поддерживал Митю. Но в тот вечер, когда говорили о Сашиной работе, Генка возразил. – Нет, Саша все-таки не парусами занят. По-моему, он там на других кораблях. Севастополь – город военный. И все опять заговорили о Севастополе. Только Серёжа слушал молча. А что ему было говорить? У моря он не бывал, а разные теплоходы и пароходы видел только на реке. Он очень любил вечера в "Эспаде" и разговоры о Севастополе слушал с интересом, но самому ему сказать было нечего. И порой Серёжа начинал тихонько ревновать ребят друг к другу: у всех у них что-то общее, а он будто в стороне. Так было, пока Генка не упомянул о Херсонесе. – Разве Херсонес в Севастополе? – удивился Серёжа. – Конечно. Между Карантинной и Песочной бухтами. – Я думал, это отдельное место, вроде какого-то поселка, – сказал Серёжа. – Там раскопки греческого города, правильно? – Да. Там развалины всякие. Башни, стены. И колонны из мрамора. – У меня дядя есть. Ну, брат тети Гали. Он археолог, с московскими студентами в Херсонесе на раскопках работает, – со сдержанным торжеством сказал Серёжа. – Он все не писал, не писал, а недавно письмо прислал, обещает весной в гости приехать. Уж я из него тогда все выспрошу про эти раскопки… – Хочешь, я тебе книгу про Шлимана принесу? – спросил Олег. – Про того, кто древнюю Трою открыл. Олег ухитрялся все понимать. Про каждого. Серёжа никогда ему не говорил, что все больше и больше тянут его к себе тайны старых городов, заросших, засыпанных, утонувших. Но Олег, видно, знал и это. Хорошо приходить туда, где тебе рады, где тебя всегда понимают, где друзья. Вот поэтому Серёжа, когда мог, спешил в "Эспаду". Но сегодняшний вечер в кают-компании был непохож на прежние. Вспоминался утренний случай. – Да ничего, – сказал Серёжа, чтобы успокоить себя и других. – Они же сами виноваты. Ворвались, как в свой собственный сарай, и давай командовать… – Все правильно, – согласился Олег. – Только зря я, пожалуй, с ними такую перепалку затеял. Нервы, что ли, стали сдавать? – Нервы у кого хочешь сдадут, – сказал Серёжа. – После такого случая с Данилкой… Я как вспомню про этот стержень, зубы стучат. – Это верно. Только я вообще легко заводиться стал, – вздохнул Олег. Вмешался Генка: – Ну уж, легко! С теми двумя тетушками ты очень вежливо разговаривал. Помнишь? – А что за тетушки еще? – встревожился Данилка. – Да были тут, – сказал Олег. – Давно еще, две недели назад. Я разве не рассказывал? Кузнечик наш как раз первое занятие с новичками начинал… Вошли в зал, будто в магазин, остановились посередине и тогда говорят: "Можно к вам?" Мы даже остолбенели сперва. Мальчишки как раз переодеваются для разминки. Гена стоит бледный от ответственности и ужаса и лихорадочно вспоминает комплекс упражнений… – Упражнения-то я помнил, – сказал Генка – Ничего ты не помнил… Ну вот. Я говорю: "Простите, но никак нельзя. Видите, ребята раздеваются, инструктор первый раз на занятиях, стесняться будет. А вы что хотели?" – "Мы хотели посмотреть, чем вы тут занимаетесь". – "Простите, – снова говорю, – а вы кто?" – "Мы – общественность". – "Очень приятно, – говорю. – А поточнее?" – "Вот она из уличного комитета, а я вместе с ней…" Ну пригласил я их в кают-компанию, объяснил, что гости к нам если приходят на занятия, то сначала предупреждают. Родители – другое дело, у них тут ребята. Очень вежливо объяснил. А они рассердились. Говорят: "Что это вы отгораживаетесь от людей?" Обещали пожаловаться… Может, зря мы их на занятия не пустили, а, Гена? – Мне их тогда только и не хватало, – сказал Генка. – Я даже Сергея прогнал. Трепетал с непривычки как осиновый лист. – А учительницу пускаешь и не боишься, – напомнил Серёжа. – Первый раз ее тоже не было… – А что за учительница? – дурашливо-капризным голосом спросила Наташа. – Все про все знают, а мне никогда не говорят. – Учительница та самая, которая Генкиных третьеклассников учит, – объяснил Олег. – Ведь наш Кузнечик попал в капитаны почему? Из-за нее. Она в нем души не чает. – Может, хватит? – жалобно спросил Генка. Но у Олега запрыгали в глазах веселые точки. Он продолжал: – С чего началось? Приходит однажды из тридцать седьмой школы учительница. Пожилая, представительная. Очень-очень вежливая. Говорит, что интересуется нашей работой. Мы как раз были с Геной и с Ворониными. Стали показывать ей все и рассказывать, а она вдруг спрашивает: "Нельзя ли моих мальчиков записать к вам в отряд?" Имейте в виду, сразу сказала – не в "клуб", а в "отряд". Я спрашиваю: "Сколько?" – "Ну, хотя бы человек семь". Посмотрели мы с ребятами друг на друга: что делать? Главное, малышня совсем. А как откажешь хорошему человеку? "Ладно, – говорю, – если семь, то попробуем". Она обрадовалась. А потом стала интересоваться: "Вы с ними со всеми один занимаетесь?" – "Нет, – говорю, – сам я не управился бы. Ребята помогают, кто постарше". Она тогда отвела меня в сторонку и шепчет: "А нельзя ли, чтобы с моими занимался вон тот симпатичный мальчик?" И на Геночку показывает. Как тут быть? Пришлось принять солидный вид и сказать: "Принимайте, товарищ Медведев, группу". – Я чуть в гитару не улез, – мрачно признался Генка. Олег сказал: – А раз группа есть, пришлось звание давать. Для авторитета перед новичками. – И перед Надеждой Анатольевной, – вставил Серёжа. – Подать, что ли, в отставку? – задумчиво произнес Генка. – Я вот тебе подам! – пригрозил Олег. – А дальше знаете что? Бедная Надежда Анатольевна ходит к нему на все занятия. Ее пиратики как начнут махать клинками, как начнут вопить от восторга, так она бледнеет и глаза закрывает. Но в капитана Медведева верит, как в каменную стену. – Она в него просто влюбленная ходит, – сказал Серёжа. – Позавчера шоколадкой угощала. – Да бросьте вы! – отмахнулся Генка. – Она в своих пацанят влюбленная. Не надышится на них. И они от нее ни шагу. Если бы я в третьем классе учился, обязательно бы к ней сбежал. – От Татьяны Михайловны? – укоризненно спросила Наташа. – Ну… Татьяна Михайловна третьи-то классы не учит, – вывернулся Генка. И, чтобы отвести разговор от себя, добавил: – А Серёжка, если бы мог, давно бы уж от нее сбежал. Это точно. Она его совсем завоспитывала. – Да ну… – отмахнулся Серёжа. – Просто ей кажется, что я слишком часто в разные истории встреваю. – Не в разные, а в одинаковые. В скандальные, – уточнила Наташа. – И про меня это тоже говорят, – печально признался Данилка. – А мы при чем? Это истории виноваты, раз случаются. Да, Серёжа? – Вот именно, – сказал Серёжа, благодарный Данилке за такую здравую и четкую мысль. Генка хихикнул. – Самое смешное знаете что? Татьяна Михайловна боится, что Серёжка из-за той драки с Гавриком начнет зазнаваться. Я, мол, герой, бандита задержал, в газете писали… – Зазнаешься тут при такой жизни, – мрачно сказал Серёжа. – Чуть что, сразу: "Про тебя в газете написали, а ты тройки получаешь! Про тебя вся школа знает, а ты по коридору носишься!" Или еще так: "Каховский, ты опять споришь со старшими! Ты, наверно, думаешь, что вокруг тебя одни бандиты и хулиганы! Ты еще палку возьми!" – Это кто же тебя так? – поинтересовался Олег. Ответила Наташа: – Все она же, Нелюшка. Недавно решила Стаське Грачёву двойку по поведению поставить за то, что он не захотел после уроков с классом в кино идти. Мы с Серёжей заступились. А она и на нас и на него разозлилась, говорит, что он ябедничает на учительницу. – Стаська и не ябедничал, мы случайно узнали, – сказал Серёжа. – Он теперь вообще ни на кого не жалуется. Если обижают, молчит или сам отбивается. И отца почти не боится. – Только слишком злой стал, – вздохнула Наташа. – И с Нелюшкой его никак мир не берет. – С учителями кому как повезет, – рассудительно заметил Данилка. – У меня классная руководительница была отличная, мы все ей до сих пор письма пишем, – задумчиво сказал Олег. – Лидия Григорьевна, физик… Один только был у нее недостаток: считала, что я обязательно должен стать инженером. Даже заболела, когда я не поступил в политехнический институт, срезался по математике. Наташа посмотрела на Олега почти обиженно: – Ты разве не сразу пошел в педагогический? Олег усмехнулся, оглядел собравшихся в кружок ребят. – Братцы, да я же почти старик. Я в жизни многое успел. – Очень ты похож на старика, – язвительно заметила Наташа. Олег сказал: – Не попал я в инженеры. Пошел работать на электростанцию, а осенью взяли в армию. Стал проситься на флот. Умолял, чуть не плакал. Майор даже разозлился и говорит: "Дурак, в армии два года служат, а на флоте – три". А я в ответ: "Может, я на всю жизнь там останусь, что мне три года!" Уговорил. Приехали мы на Север, а там еще одна медкомиссия. Мне – по шапке: нельзя на корабль, здоровье не то. Я опять чуть не в голос: "Оставьте хоть на берегу, только у моря!.." – Оставили? – напряженным шепотом спросил Митя. Он будто приключенческий роман слушал: ведь море же! – Оставили… Форма морская, а служба почти штатская. В команде при местном Доме офицеров. Увидели, что рисую прилично, сделали художником-оформителем… Работы, конечно, хватало, но все же не то, что на кораблях. Свободного времени порядочно оставалось, особенно когда втянулся… При Доме офицеров кое-какие кружки и секции работали, была и секция фехтования. Капитан-лейтенант Гранитин тренировал, по прозвищу Капитан Грант. Сердитый на вид мужчина, крикливый, но учил здорово. Увидел, что я приглядываюсь к их занятиям, и забрал к себе. "Я, – говорит, – из тебя сделаю мастера". Ну, мастера не сделал, а второй разряд я получил. Поехал потом в Севастополь на спартакиаду флотов. Там дотянул до первого разряда… А когда вернулся, увидел двух хороших людей – Федю и Ромку… – Что за люди? – ревниво спросил Данилка. – Очень замечательные люди. Тому и другому было тогда по одиннадцати лет. Начали они заглядывать к нам в Дом офицеров каждый день, смотрят на рапиры и вздыхают. Ну, стал я их учить потихоньку, пока нашего Капитана Гранта нет поблизости. Он посторонних не терпел. Узнал про это начальник Дома офицеров, приказал явиться и давай делать накачку: не положено, мол. "Безобразие!" – говорит. Я не выдержал и начал с начальством пререкаться: "Даже для офицерских жен кружки есть, а ребятам куда деваться?" Начальник был умный мужчина. Поглядел на меня другими глазами и повторяет: "Я и говорю – безобразие! В поселке вон сколько ребятишек, а вы только с двумя занимаетесь. Набирайте команду, а я доложу начальству…" Олег вдруг замолчал и стал смотреть в темное окно. А там ничего не было видно, только лампочка отражалась да огненные Данилкины вихры. – Набрал команду? – спросил Серёжа. – Набрал… Когда демобилизовался, они – в слезы. А я… В общем, тоже не сладко. А не уезжать нельзя – учиться надо. Хорошо хоть, что замена для меня нашлась, девятиклассник из местной школы. И Гранитин обещал помочь… Ну вот. А как приехал домой, пошел в интернат работать. Это в Красном Береге, у меня там родители живут. Старшим вожатым стал. Это мне ребята из горкома комсомола посоветовали… А потом в институт поступил, на заочное… – Когда ты все успел? – спросила Наташа. – На флоте, в интернате, в Артеке, у нас… – Успел. Служил два года, потому что на берегу. В интернате тоже два года… Это, братцы, самое лучшее, что у меня в жизни было, честное слово… – Лучше, чем в Артеке? – недоверчиво спросил Митя. Он, конечно, не верил, что где-то может быть лучше, чем у моря. – Угу, – ласково сказал Олег и даже зажмурился. – Такие ребята… Мы с ними театр устроили. В походы по реке ходили… Я бы в Артек и не уехал… – А почему уехал? – не утерпела, полюбопытствовала Наташа. Олег раскрыл глаза и по очереди посмотрел на каждого. – Так… Так получилось, братцы. Не поладил с начальством. Был сначала отличный директор, да ушел на пенсию. Пришла на его место одна тетя. Вроде той, что сегодня у нас была. Не по внешности, а по сути своей такая. Непрошибаемая. Театр заставила прикрыть: от учебы отвлекает. Походы запретила. "Вам, – говорит, – игрушки, а мне отвечать. Главная задача школы, – говорит, – хорошая учеба и отличное поведение". Я ей пытался вдолбить, что хорошие оценки и поведение могут быть у людей, когда у них жизнь интересная… Я молод был и… в общем, прямолинеен. А она – как скала. Вот и не договорились… А как раз вожатых в Артек приглашали… – Грустные какие-то истории, – настороженно сказал Кузнечик. – Все прощаешься и прощаешься. Ты, Олег, только не вздумай с нами прощаться. – А то ты интернат уже не первый раз вспоминаешь, – подозрительно сказала Наташа. Олег улыбнулся: – "Сто ночей не усну, буду думать все о нем…" – А о нас? – обиженно спросил Данилка. Олег встряхнулся, встал и весело ответил: – Это само собой. Он схватил капитана Вострецова под мышки и на весу повернул его носом к часам. – Ну-ка, Осенняя Сказка, посмотри, сколько времени. Брысь домой, а то опять от сестрицы попадет! – Пфы! – сказал Данилка, демонстрируя полное бесстрашие. – А почему "Осенняя Сказка"? – спросила Наташа. Данилка гордо объяснил: – Потому что у меня на носу целый листопад из веснушек. Не видишь разве? Тебе таких сроду не иметь. – Где уж мне… Данилка сказал деловито: – Пойду. Мне завтра просыпаться первому: я по квартире главный дежурный. У нас с Юлькой очередь. – Ты всегда раньше всех должен просыпаться. Ты же барабанщик. Привыкай, – сказал Олег. Данилка сказал, что он и так привыкший, и ушел. С ним ушел и Митя. Генка забрался с ногами на диван и прикрыл глаза. – Ты что? – спросил Серёжа. – Да я про Данилку думаю. Про все, что было утром. И про это… Вдруг бы ты не убрал ту железяку? Серёжа поежился. 4 До угла все шагали вместе. Было морозно. Олег потер перчатками уши и жалобно сказал: Ранние весенние рассветы. Теплый вечер марта, где ты, где ты? –  И объяснил: – Это я в юности сочинял. В Лермонтовы метил. Увы. На углу они разошлись. Наташа и Олег направились прямо, Серёжа и Генка помахали им вслед и свернули на Октябрьскую. Почти сразу же, у яркой витрины магазина "Одежда", Генка остановился. – Как-то все вместе сложилось, – немного растерянно проговорил он. – И тревога утром, и разговоры, и Данилка… И вот еще. Смотри. Он долго шарил за пазухой и вытащил помятую бумагу. Это был сложенный в несколько раз листок из иностранного журнала. – Вот… – повторил Генка. Расправил в ладонях лист и поднес ближе к свету. На листе напечатан был крупный снимок. На брусчатую мостовую ничком упал мальчик. Он лежал головой к зрителю, одна рука согнута, другая брошена вперед. Волосы, просвеченные солнцем, разметались по камням. Фото было отчетливым. Каждый волосок был виден, и казалось, что ветер их шевелит. Но особенно четко выделялась на камнях цепочка выбоин, протянувшихся у головы мальчишки. Видно, только что хлестнули по брусчатке пули. С отчаянной ясностью вспомнил Серёжа свой давний сон – про знойный враждебный город, про пулеметы на бастионах и убитого мальчишку. И сам будто ощутил сквозь рубашку твердость горячих камней на мостовой. – Чили? – спросил он. – Конечно, – откликнулся Генка. – Журнал из Перу, Саше прислали. А снимок перуанский журналист в Сантьяго сделал… Вот я все и думаю: он или не он? – Кто? – Ты не помнишь? Генка прикусил губу, расстегнул пальто, полез в карман куртки. Достал маленькую фотографию. И Серёжа сразу вспомнил. С фотоснимка весело смотрел маленький светлоголовый, похожий на Митьку Кольцова, чилиец – Алехандро Альварес Риос. Генка положил фотографию на журнальный лист. Сказал тоскливо: – Все думаю: он или не он? – Ну почему же он? – беспомощно сказал Серёжа. Было что-то щемящее, до дикости несправедливое в этом сочетании: живое лицо мальчика – и рядом брошенное на камни, пришитое к ним пулями маленькое тело. Словно защищая Генку от беды, Серёжа повторил: – Почему обязательно он? Лица-то не видно. Только волосы похожи. – И рубашки, – прошептал Генка. – И еще… Смотри. Он коснулся ногтем воротника у Алехандро. Там в уголке белела капелька непонятного значка. А на большом снимке… Там тоже. Угол воротника выбился из-под щеки, и на нем виднелся белый кружок. – Ну и что? Просто совпадение. Разве не может быть совпадения? – спросил Серёжа. – Может, – сказал Генка. – Все может… Только от этого не легче. – А почему ребятам не показал? Генка шевельнул плечом. – Ну… как-то жалко стало. Его жалко. Он лежит убитый, а все смотреть будут. Сравнивать: он или не он… Будто если не он, то можно и не очень жалеть… Нельзя так. Серёжа молча кивнул. Мелкие-мелкие снежинки падали на журнальный лист, на фотографию чилийского мальчишки. Падали и не таяли. Из-за стекла витрины глупо таращилось на ребят семейство дурацки красивых манекенов: папа, мама и дочка. Все в разноцветных спортивных костюмах. Серёжа сердито встал к ним спиной. Кузнечик все еще держал перед собой снимки. Будто не решался оторваться от них. Сказал тихо-тихо: – Когда смотрю, отомстить хочется. Будто кого-то из наших убили. Митьку или Данилку. Или еще кого-то… – Да, – сказал Серёжа. Генка помолчал, сдул с листа снежинки и медленно проговорил: – Смотри, он упал, как барабанщик. Только барабан вперед укатился, и его не видно. …Барабан сорвался с ремня, упал набок и, глухо гремя на камнях, покатился навстречу солдатским сапогам. Очередь из пулемета ударила в него, вспорола и отшвырнула на край мостовой. Мелко брызнули осколки камней и запутались в волосах упавшего Данилки… Генка опять сдунул снежинки и проговорил: – Данилка сказал: "Мне просыпаться первому…" Мне эти слова, как строчка из песни, запомнились… Я, наверно, песню сочиню про барабанщиков. Она из сегодняшнего дня сама получается. И, глядя на журнальный снимок, словно читая подпись под ним, Генка хрипловато стал говорить: Как бы крепко ни спали мы, Нам подниматься первыми, Лишь только рассвет забрезжит В серой весенней дали…  Он переглотнул, помолчал и, будто рассердясь на себя за смущение, за хриплость, сказал негромко, но ясно: Это неправда, что маленьких Смерть настигнет реже — Ведь пулеметы режут Часто у самой земли.  В Серёже словно музыка откликнулась: суровый твердый марш, когда все барабанщики медленно поднимают и разом опускают палочки. Он ничего не сказал. Он вдруг сообразил, что Кузнечик держит лист голыми руками, без варежек. Пальцы у Генки стали белые, как деревяшки. Серёжа скинул перчатки, осторожно взял бумагу, свернул ее и сунул Генке в наружный карман. Сложил вместе Генкины застывшие ладошки, зажал их в своих горячих ладонях. – Пошли. И повел Кузнечика, согревая его пальцы. Генка послушно, как маленький, шел рядом. Серёжа сказал: – А ты говоришь: "Саша, Саша…" Значит, ты сам песни придумываешь? Генка покачал головой. – Нет, это Саша. А я сегодня первый раз… Если у меня не получится, Саша поможет. Чтобы до конца… Он мне в любом деле помогает. – Мне бы такого брата, – сказал Серёжа. Генка улыбнулся и доверчиво проговорил: – Я его как тысячу братьев люблю… Один раз я даже подумал знаешь что? Если бы с Олегом что-нибудь случилось, Саша мог бы стать у нас командиром. Серёжа даже выпустил Генкины ладони. – С Олегом? А что с ним может случиться? – Да нет, я же просто так. У Саши и времени нет никогда. Просто они с Олегом чуть-чуть похожи. – Возьми мои перчатки, они нагретые, – сказал Серёжа. – А с Олегом… Ничего с ним случиться не должно. И он вдруг понял, почему сегодня утром проснулся с тревогой. Из-за Олега. У того слишком часто теперь бывало хмурое и озабоченное лицо. 5 Несколько дней в отряде ждали неприятностей со стороны домоуправа Сыронисского и его союзников. Но прошла неделя, а все было спокойно. И ребята решили, что "противник" не захотел больше связываться с "Эспадой". Жизнь потекла, как прежде. По вторникам и пятницам – тренировки, по средам – линейки, по выходным – съемки фильма. А в другие дни, и утром и вечером, "Эспада" жила "просто так": прибегали те, кто был свободен, а дело всегда находилось. Все было бы хорошо у Серёжи, если бы не этот чертов Димка. Видно, осталась у него обида. Нельзя сказать, чтобы он открыто злился на Серёжу или не замечал его. Но лишний раз тоже не взглянет и хорошего слова не скажет. Не то что раньше. А может быть, Серёже просто казалось? Дело решил сам Димка (молодец он все-таки!). Он встретил Серёжу после занятий в раздевалке, когда рядом никого не было. Встал Димка перед Серёжей, как тогда, при первой встрече в лагере, заложил пальцы за белый ремень, слегка наклонил голову к плечу и спросил, то ли с досадой, то ли с сочувствием: – Что ты все время такими глазами смотришь? Серёжа смутился и потому огрызнулся: – Какими? – Вот такими. – Димка сложил пальцы колечками – показал, что глаза у Серёжи большие и круглые. Затем добавил, не отводя взгляда: – Я же виноват, а не ты. – Что-то я тебя не понимаю, – сказал Серёжа. В Димкиных глазах мелькнуло возмущение. Серёжа почувствовал: хитрить стыдно и бесполезно. – Если виноват, зачем дуешься? – спросил он. Димка стал смотреть в сторону: – Я не дуюсь. – Ну, злишься… Получается, что мы с тобой поссорились. – Я не злюсь. – Ну, обижаешься. – Не обижаюсь я, – сказал он с упрямой ноткой. – Не ври. Я же знаю, что ты тогда обиделся. Димка крутнул головой и, все так же глядя в сторону, проговорил: – Это тогда. Сначала… – Сначала… А потом тоже. Димка глянул исподлобья, быстро и серьезно. – Не-а… – Нисколько? – осторожно спросил Серёжа. – Ну… маленько. А сейчас уже нисколько. – Правда? Димка кивнул. Теперь он опять не отводил глаз. – Ну, тогда… что? – спросил Серёжа. – Что? – спросил и Димка. И во взгляде его мелькнула веселая искорка. – Тогда… значит, мир? – Ага, – сказал Димка и улыбнулся. – Ну? – произнес Серёжа и протянул руку. Димка далеко отвел свою ладошку и с размаха уложил ее в Серёжину ладонь. Он теперь смотрел совсем открыто и улыбался как всегда, как раньше. Это был наконец обычный Димка. И Серёжа ощутил горячий прилив благодарности к нему. Он был готов теперь для Димки сделать все, что угодно: с третьего этажа прыгнуть, в бой кинуться… Хотя виноват-то был все-таки этот обормот Димка, а не он, Серёжа. И если Димку угораздит опять опоздать на вахту, не миновать ему новой нахлобучки. …Вместе с Димкой и Кузнечиком они отремонтировали пенопластовый замок. Его нужно было снять на кинопленку в лучах сильных фотоламп на фоне косматых снежных облаков. Почти в сумерках. На экране зрители увидят красивую белую крепость, в которой укрылся от врагов и ночной непогоды хитроумный кардинал Ришелье. Там он строит козни против трех мушкетеров и маленького их товарища – д'Артаньяна. …В небольшом французском городке, на берегу реки, по которой ходили дымные пароходы, жил-был веснушчатый и лохматый мальчик Андрэ. А попросту говоря, восьмилетний Андрюшка. И жилось ему не очень-то весело. Мальчишки дразнились, потому что рыжий, тетушка за каждый пустяк ставила в угол и не давала компота, а школьный учитель месье де Раздолбон придирался и делал в дневнике дурацкие записи. И однажды Андрюшка обиделся. Не так, как раньше, не на минутку, а крепко – навсегда. Он решил бросить дом и уйти в мушкетеры. Андрюшку долго уговаривали не делать глупостей. И тетка, и учитель, и даже мальчишки, которые осознали свое неправильное поведение, обещали больше не дразниться, а месье де Раздолбону посадить в портфель живую крысу, чтобы он тоже перевоспитался.

The script ran 0.002 seconds.