Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Борис Акунин - Чёрный город [2012]
Известность произведения: Низкая
Метки: adventure, detective, det_classic, det_crime, det_history, Детектив

Аннотация. Действие нового романа об Эрасте Фандорине происходит накануне Первой мировой войны в Баку, великолепном и страшном городе нефти, нуворишей, пламенных террористов и восточных разбойников. На этот раз великому сыщику достался противник, победить которого, кажется, невозможно...

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Фандорин поднялся. — Отдайте выигрыш вон тому господину. Я ему з-задолжал. Он показал на диван, где, обхватив голову, сидел несчастный Юшка. «Не удавился бы из-за того, что убрал фишку с двадцати трех. А я буду виноват». — Пойдемте на свежий воздух, побеседуем, — сказал Эраст Петрович подполковнику. — Здесь, кажется, отличная открытая веранда. Тот тоже поднялся: — С удовольствием. «И не врет — действительно с удовольствием. Не двойная осторожность — тройная». На открытой площадке, обращенной к неразличимому во мраке морскому горизонту, не было ни души. Плескались и кудрявились белыми чубчиками волны, прохладный соленый ветерок обдувал лицо. — П-пожалуй, вот сюда… Фандорин встал спиной к Шубину, облокотился на перила. Глаза закрыл, чтобы зрение не отвлекало, не мешало чувствовать движения противника. — Славно здешний к-крупье ногой управляется. — Чиркнул спичкой, зажег сигару. — У него там педаль? — Черт его знает, — хмыкнул Тимофей Тимофеевич. — Никогда не интересовался. Но я знаю, что в казино мне везет только по средам. Только у этого стола. И в пределах определенной суммы. Это Баку. «Немного расслабился. Думает, я собираюсь говорить с ним о коррупции. Атака!» — Вы со Спиридоновым, покойным начальником царской охраны, служили в Варшавском жандармском управлении, в девятьсот с-седьмом. — Эраст Петрович стряхнул с сигары красную искорку. — А потом вас вдруг отстранили от должности и загнали в Баку, на задворки империи. Мне бы раньше сопоставить ваш формуляр с послужным списком Спиридонова. Что-нибудь не поделили? Затаили зуб? «Снова напрягся, но не чрезмерно. Не понимает, к чему я? Или уверен, что все козыри у него в руках?» — На Спиридонова многие имели зуб. Это был изрядный мерзавец. Пусть горит в аду. Вы, собственно, к чему спросили? «Штурм!» — Я это, собственно, к тому с-спросил, что Дятел убрал Спиридонова по вашей просьбе. Или даже по вашему приказу? Кто на кого работает — Дятел на вас или вы на него? Засада в Катер-клубе была чьей идеей? Жирный смешок. «Что за внезапная веселость? Странно». — Смешной вы человек, господин Фандорин. — В самом деле? Чем же я вас рассмешил? — Спину подставили. Думаете, сейчас я вас начну душить или, того драматичней, в воду спихивать? Но я вашей биографией тоже поинтересовался, как и вы моей. Знаю, что вы мастер хитрой японской драки. Под колотушки не полезу. «Не вышло. Слишком умен». Эраст Петрович открыл глаза, развернулся. Тимофей Тимофеевич скалил зубы. Руки сложены на груди — согласно жестомимической науке, это поза вызова. «Чем дальше, тем интересней». — Судя по вашему тону, з-запираться вы не намерены? — С таким проницательным человеком не имеет смысла. Когда идиоты в Катер-клубе не справились с простым делом, я понял, что у нас с вами будет объяснение. С удовольствием поговорю начистоту. В кои-то веки! А то все монологизируешь мысленно с самим собой, кругом одни кретины. Недолго с ума сойти. А что я буду без ума? Пошлый толстяк с нездоровой печенкой и утренней изжогой. — Ума у вас много, это верно, — обронил Фандорин, с любопытством разглядывая оппонента. — И всегда так было, с самого малолетства. — Шубин сделал вид, что не заметил иронии. «Похоже на игру в кошки-мышки. И каждый уверен, что кошка — это он. Мурлыкай, котик, мурлыкай». — Да, я всегда был смышлен. Но настоящему уму меня научила нефть. Научила простой истине: не следует бояться грязи и вони. Соки земли — они черные, жирные, зловонные, но на кого изольются фонтаном, вымажут с головы до пят, тот помазанник божий. Когда меня низвергли сюда из европейской России, я думал: всё, конец мечтам. Сгину в этом болоте. Но Баку не болото, а российский эльдорадо. Лучшее место во всей империи! Во-первых, здесь вращаются огромные деньги — таких нигде больше нет. Во-вторых, восточные традиции очень удобны для умного человека, обладающего властью. В-третьих, в этом зверинце всевозможных революционных организаций, грызущихся между собой, открываются блестящие карьерные возможности… — Тимофей Тимофеевич сладко улыбнулся и спросил: — Который час? Мои остановились. «Лжет. Зачем? А, не хочет вынимать из подмышки руку. В ней пистолет. Поэтому он так и спокоен. Знает, что меня с оружием сюда не впустили бы, а господина подполковника никто, конечно, обыскивать не посмел бы. Но почему не стреляет? Зачем забалтывает? Это очень кстати, но чего он ждет?» — Одиннадцать пятьдесят шесть… Скажите, зачем вам нужна всеобщая з-забастовка? Когда промыслы окончательно встанут, из Петербурга грянет гром. Понадобятся стрелочники. — Конечно, грянут! И громы. И молнии! — Речь Тимофея Тимофеевича ускорилась, будто он спешил выговориться. — Но поразят они не меня. Что я? Мелкая сошка. Снимут градоначальника. А кого назначить на освободившееся место? Только вашего покорного, больше некого. Новая метла когда еще сюда доедет и в здешних делах вряд ли разберется — уж это в столице сообразят. А я вот он. Докладывал, сигнализировал, рапорты подавал. — Подполковник засмеялся, но глаза оставались неподвижными. — Арташесов и прочие тузы думают, я у них на побегушках. Что ж, пусть обогащаются. И мне от их щедрот перепадет. Но, по правде сказать, сколько человеку денег нужно? В голосе Шубина зазвучали проникновенные нотки. «Максимальная готовность! Сейчас будет стрелять!» — Я себя, дорогой вы мой, и так до старости обеспечил. Пора о возвышенном подумать. Я не о душе, — скривился подполковник. — Нет никакой души. Я о полете мечты. Если делать карьеру — то большую, с огромным замахом. Кто сумел запустить эту забастовку, тот сможет ее и прекратить. Я давно уже доклад заготовил на высочайшее имя: как сделать бурное Закавказье тихим и спокойным. Но сейчас подавать бессмысленно. Подумаешь — какой-то Шубин-Пальтишкин-Кацавейкин. Положат под сукно. А вот когда я родину спасу, верну империи нефть — тогда другое дело. Кажется, грядет большая война. От нефти, керосина, бензина, смазочного масла будет зависеть очень многое. Кто обеспечит порядок на Кавказе? Ну, наместником меня, конечно, не сделают. Но полицейскую часть доверят, это вполне реально. Пускай для ширмы остается старенький граф Воронцов. Истинным хозяином Кавказа стану я! В казино грянула бравурная музыка — заиграли «Оду к радости». — Вот и полночь. — Шубин по-кошачьи облизнулся. — Спасибо, что выслушали. Впервые выговорился вслух. Это было приятно. Как вам моя мечта? — Г-грандиозно, — признал Фандорин. «Сейчас выстрелит. Зачем он тянул до полуночи?» Правая рука подполковника чуть шевельнулась. Но выстрелы грянули в неожиданном месте — из зала. Целый залп, раскатистый и мощный. Словно открыла огонь рота солдат. Непроизвольно Эраст Петрович повернулся в ту сторону. А когда снова взглянул на Шубина, у того в руке — не правой, а левой — матово поблескивал револьвер. — Салютуют шампанским. Традиция! — крикнул сквозь грохот Тимофей Тимофеевич, давясь смехом. — Адьё! С пробочной канонадой слился еще один хлопок — изнутри услышать его было невозможно. Подполковник заорал, схватившись за простреленное запястье, согнулся пополам. — Ура-а-а!!! — завопило казино. Но миновала полночь, бутылки больше не хлопали, крики утихли, а Шубин всё вопил. — Не надо так ш-шуметь. Сейчас я сделаю вам обезболивание. Подойдя, Фандорин нанес короткий удар снизу, в переносицу. Грузно, будто оглушенный бык, помощник градоначальника рухнул. — Эй, где ты там? — позвал Эраст Петрович. Перила затрещали. Через них, вынырнув из тьмы, с пыхтением перелезал Гасым. Спрятал еще дымящийся револьвер. — Вай, долго говорили. Замерз совсем. — Ты почему мокрый? Вплавь добрался? Я же сказал: на лодке. — Есть лодка. Там. — Гочи показал вниз. — Сюда по столб лез. Свалился. Чуть шапка не потопил. Слушай, холодно когда мокрый на ветер сидеть! Зачем собака Шубин раньше не стреляла? Болтливая, как баба! Простреленную руку Фандорин перетянул жгутом, чтобы раненый не истек кровью. — Теперь нужно спустить его вниз. Ч-черт, тяжелый. Давай с двух сторон. Гасым отодвинул Эраста Петровича. — Э, я амбал был — десять пуд бегом носил. Поднял огромную тушу, донес до края и — Фандорин вскрикнул — швырнул через перила. Снизу донесся шумный всплеск. — Ты что?! Он нужен живой! — Жирный не тонет. Верх плывет. Подберу, в лодка кладу. Там буду. — Гасым показал в сторону лодочного причала. Быстрым шагом, беспокоясь за трофей, Эраст Петрович прошел через зал. Официанты толпились вокруг какого-то человека, который делал странные дерганые движение. Захохотал — над головами брызнул фонтан шампанского. — Всех искупаю! Подходи освежиться! — Юсуф-ага, не прикажете ли «Дом Периньона»? Юсуф Абдуррахманович, позвольте ботиночек почистить, запачкался! — наперебой кричали служители. Забрав в гардеробе оружие, Фандорин прошел мимо кассы. — Ничего, сударь. В следующий раз повезет, — ласково пропел меняла. — Непременно. * * * Лодка мирно покачивалась под пирсом. Черная вода бликовала огнями. Из казино доносилась приглушенная музыка, с набережной — голоса гуляющих, которые фланировали по эспланаде, наслаждались ночной прохладой. Эраст Петрович сидел на причале, свесив ноги. С наслаждением курил сигару. Настроение было превосходное. Вторая часть разговора с Шубиным складывалась еще интереснее, чем первая. Мокрый подполковник сидел внизу, на дне лодки, зажатый между ног у Гасыма. Помощник градоначальника больше не умствовал, не хвастался. Смотрел снизу вверх уныло, словно вымокший кот. На вопросы отвечал без запинки. Если запинка все же случалась, Тимофей Тимофеевич получал бодрящий удар рукояткой по плеши. — Вопрос первый. Однорукий Хачатур выполнял ваши поручения? — Да. — О моем прибытии вы узнали от полковника Пеструхина? — От него. — Но он не участвует в ваших… проектах? — Нет. Зачем я стал бы делиться? — Почему решили меня убить? Из-за Спиридонова? Пауза. Шмяканье. Вскрик. — Да. Я боялся, что вы найдете Дятла, — быстро сказал Шубин. — И он расскажет, что Спиридонов убит по моему заданию. Эраст Петрович удовлетворенно кивнул. Дедукция оказалась верной. — Это пока еще не вопросы. Как видите, ответы мне известны без вас. А теперь последует настоящий вопрос: где найти Дятла? Подполковник молчал. Получил по голове, крякнул — и все равно не спешил с ответом. — Т-торговаться не пытайтесь, — предупредил Фандорин, догадавшись о причине молчания. — Никаких условий. Или выводите нас на Дятла, или… Он не договорил. Пусть сам подумает, проявит силу воображения. С воображением у Тимофея Тимофеевича, кажется, всё было в порядке. — Я знаю, где Дятел. Его можно взять прямо сейчас. — И где же? — В Черном Городе. Но без меня не найдете. Я покажу. «Слишком быстро сдался. Что-то задумал. Или там ловушка, или откладывает торг на потом. В любом случае — пусть показывает». — Не думайте, что я хитрю, — сказал Шубин, будто подслушав. — Больше у вас со мной проблем не будет. Я отлично понял, с кем имею дело. Всё будет так, как вы хотите. Я приведу вас к Дятлу, вы его возьмете, а потом мы с вами потолкуем и, может быть, договоримся. «Будет покупать. Люди этой породы твердо верят, что непродажных на свете не бывает, а бывает лишь недостаточная цена». Но ответил Эраст Петрович без чрезмерной категоричности, чтобы не лишать информатора надежды: — Особенно на это не рассчитывайте. * * * В путь отправились на «руссо-балте»: за рулем Эраст Петрович, рядом владелец, позади Гасым, время от времени почесывавший подполковнику спину кончиком своего великолепного кинжала. Шубин, впрочем, вел себя паинькой. Исправно говорил, где поворачивать, поглядывал заискивающе. Что-то здесь было не так. По опыту Фандорин знал: субъекты этой породы безоговорочно не капитулируют. «Ладно, поглядим…» В Черном Городе, на глухой улочке, застроенной бараками, автомобиль проехал через толпу нетрезвых рабочих. Кто-то пнул ногой шину, потом засвистели, кинули вслед палку. — Бастуют, — оглянулся Шубин. — Есть на что выпить. Товарищи революционеры обеспечивают пролетарскую солидарность. Трудненько будет эту шваль загнать назад, на буровые и в цеха. «Вот он на что надеется. На индульгенцию грехов в обмен на прекращение забастовки. Ну, это он пускай с Петербургом договаривается. Начальника дворцовой полиции ему не простят. Хотя доказательств нет. Разве если Дятел даст показания. Судя по тому, что о нем известно, это маловероятно». — Вы абсолютно уверены, что он там один? — уже не в первый раз спросил Фандорин. — Абсолютно. Никому не доверяет. — Откуда же вы знаете, где он п-прячется? Подполковник ответил, с гримасой нянча раненую руку: — Я знаю всё, что происходит в городе… Теперь налево. Нет, лучше остановиться здесь. Услышит звук мотора — насторожится. Ночью легковому автомобилю в этих местах делать нечего. Совет был правильный. Эраст Петрович выключил двигатель. — Гасым, возьми его за локоть. Держи крепче. За поворотом тянулась на удивление чистая улица с одинаковыми аккуратными домиками. Ни звука, ни огонька. — Товарищество «Бранобель» построило образцовый квартал для квалифицированных рабочих. После начала забастовки всех выгнали в шею, поэтому Дятел здесь и прячется. Вон, в дальнем конце. Действительно: если приглядеться, было видно, что в одном из домиков слабо светится окно. На всякий случай Фандорин решил сделать подполковнику последнее внушение. — Не скрою, что мне хочется вас убить. Очень сильно хочется. При малейшей п-провокации с вашей стороны, при любом подозрительном движении… — Не тратьте зря время, — поморщился Шубин. — Буду я рисковать жизнью из-за какого-то пернатого. Пропади он пропадом! Хорошо бы, конечно, чтобы он оказал сопротивление и вы его ухлопали… — Жандарм мечтательно вздохнул. — Это было бы очень недурно. Но не беспокойтесь, я ни во что вмешиваться не стану. Заканчивайте скорей и едем в госпиталь. Рука ужасно болит. На пустой улице было тихо, а вот в ее окрестностях не особенно. Где-то дурные голоса орали нестройную песню. В другом месте бешено вопили и чем-то громыхали — кажется, дрались. Время от времени то там, то сям, слышались и выстрелы. — Черный Город, райское место, — покачал головой Шубин. — Никогда не бывал здесь ночью. И надеюсь, больше не придется. Оставив пленного на попечении гочи, Эраст Петрович бесшумно подкрался к окну. Через щель между шторками было видно скромно обставленную комнату. На койке, закинув руки за голову, лежал и курил мужчина. Его лицо тонуло в тени. На тумбочке горела прикрытая тряпкой лампа. «Ну-ка, что это там, под газетой? Ясно… А в углу что за ящик с открытой крышкой?» — На тумбочке «наган», это ничего, — шепотом рассказывал Фандорин минуту спустя. — Но у стены ящик с г-гранатами. Это хуже. Твое дело, Гасым, отрезать Дятла от ящика. Я попробую взять его прямо на кровати, но если не успею, он может выстрелить по гранатам. Очень этого не хотелось бы. — В гранаты не надо. Я встану, в меня попадет, — пообещал Гасым. — Пуля — это ничего. Гранаты — аман. Эраст Петрович повернулся к Шубину. — Вас одного я здесь не оставлю. Вбегаете сразу за нами. И застываете на месте. Если отстанете или попытаетесь скрыться… Гасым! — Застрелю собака, — коротко молвил гочи. Шубин вздохнул и ничего не сказал. — Гасым, на счет три вышибай дверь — и сразу к ящику, — шепнул Фандорин. — Учти: Дятел мой. — Всё самый лучший себе берет, — проворчал гочи. — Ладно, говори «три». — Раз, два, ТРИ! Мощный удар. Дверь обрушилась внутрь. Обогнув Гасыма, Эраст Петрович бросился к кровати. Шубин, как паинька, вбежал следом и остановился. Лежащий дернулся, но Фандорин успел смахнуть «наган» вместе с газетой на пол. Худое лицо, перекошенное от ярости, было совсем рядом. Зубы ощерены, глаза бешеные. Никакого сходства со старой фотографией из досье — разве что волосы того же светло-русого цвета. Да, крепко изменила жизнь бывшего вольнолюбивого студента. Дятел повел себя нестандартно. Не нагнулся за оружием, не попытался ударить нападающего. Опрокинул тумбочку на Фандорина. Метнулся к стене, по дороге оттолкнув неповоротливого Гасыма, выхватил из ящика гранату и взялся за чеку. — Гасым! — крикнул Эраст Петрович, поняв, что не успевает. Сверкнул кинжал — раз и еще раз. Хриплый вопль. На пол упала кисть одной руки, потом второй. Двумя струями ударила кровь. Граната с невыдернутой чекой покатилась по полу. Ко всякому привык Фандорин — и то обомлел. Гасым был в движениях неуклюж, и стрелок, хоть меткий, но не из быстрых. А с кинжалом управлялся так, что позавидовал бы мастер кэндзюцу. Человек без рук, прижимая к груди обрубки и не переставая хрипеть, ринулся в дальний угол комнаты — должно быть, от боли и ужаса сам не понимал, что делает. Нет, понимал! В углу, почти невидимая в полумраке, была еще одна дверь. Дятел толкнул ее плечом, исчез. Здесь произошла еще одна неожиданность — нынче вообще все выходило не слава богу. — Мы так не договаривались! — закричал покладистый до сего момента Шубин. Наклонился, подобрал здоровой рукой «наган», очень некстати отлетевший ему под ноги, и выстрелил дважды: в Фандорина и в Гасыма. Спасительное «чувство кожи» заставило Эраста Петровича в самый миг выстрела наклониться. Пуля прогудела мимо уха. Но гочи — он стоял к подполковнику боком — охнул, шатнулся, схватился за живот. Делать было нечего. Фандорин выхватил «веблей», не переставая «крутить карусель», то есть делать резкие бессистемные движения, затрудняющие противнику прицельный огонь. Однако Шубин не стал искушать судьбу. Со сноровкой, поразительной для такой внушительной массы тела, он развернулся и выпрыгнул в окно, вышибив стекло вместе с рамой. — Гасым, куда тебя, в живот? Гочи рассматривал окровавленную ладонь. — Через жир прошла, как шампур. Дырка в стена делала. Э, где собака Шубин? Убивать хочу! Физиономия гочи потемнела от гнева. «Касательное. Не страшно». — Ты свой Дятел догоняй. Я собака Шубин хочу! Отпихнув Эраста Петровича, Гасым затопотал через комнату. — Постарайся живьем! — крикнул Фандорин и сам тоже побежал — к двери, куда четверть минуты назад скрылся Дятел. Темный коридор. Направо? Нет, там кухня. Налево? Да, сюда. Выход во дворик. Калитка. За ней еще одна улица, точно такая же. Но луна зашла за небольшую тучу, свет померк. Выругавшись, Эраст Петрович зажмурился, принялся массировать глазные яблоки. Срочно требовалось ночное зрение. Человек с такими ранениями далеко не убежит, но нужно его поскорей найти и наложить жгуты, пока не изошел кровью. Мертвецы на вопросы не отвечают. На соседней улице стреляли: «наган», гасымовский «смит-вессон», снова «наган», снова «смит-вессон». Выстрелы постепенно удалялись. Наконец полминуты, необходимые для адаптации, прошли. На счете «тридцать» Фандорин открыл глаза — и снова выругался. Оказывается, пока он терял время, луна снова выглянула. На земле отчетливо виднелись пятна крови. Эраст Петрович побежал, глядя под ноги. Метров через сто следы пропали. Фандорин не сразу это заметил — почва здесь была совсем темная, пропитанная нефтью и мазутом. Пришлось вернуться, светить фонариком. Оказалось, что капли свернули в сторону, в зазор между двумя заборами. Там, у перевернутого дырявого корыта, лицом вниз лежал человек, раскинув куцые руки. Он был без сознания. Пощупав пульс, Эраст Петрович понял, что ничего сделать нельзя — сердце вот-вот остановится. Все же попытался: перетянул культи, нажал точку у основания носа, потом нанес точечный удар по грудине, чтобы заставить сердце работать. Тщетно. Дыхание прекратилось. — Юмрубаш! Эй, Юмрубаш! — орал где-то неподалеку мощный голос. — Я здесь! Вытирая платком руки, Фандорин выпрямился. — Догнал Шубина? — Не догнал, собака быстро бегала. — Упустил?! — Зачем упустил? Пуля догнал. Я живьем хотел, честно. — Гасым поправился. — Нет, врать не буду. Не хотел живьем. Но очень старался. Не получилось. — И у меня не лучше, — мрачно сказал Эраст Петрович, светя вниз фонариком. — П-полюбуйся. Ладно… Подгоню машину, погрузим трупы. И руки прихватим. — Руки зачем? — удивился Гасым. — Для дактилоскопии — сверю отпечатки. Но тут же вспомнилось, что сверять не с чем. Отрубленные руки ничего не дадут, потому что в досье Одиссея-Дятла отпечатков нет. Во время единственного, давнего ареста в полиции дактилоскопического отдела еще не было. Как всегда после победы над особенно трудным врагом, навалились усталость и опустошение. Фандорин зажег сигару. Всё, охота на Одиссея закончена. Разговор с чертом Человек, которого Фандорин считал мертвым и даже взгрустнул по этому поводу, в это время находился не так далеко от рабочего поселка компании «Бранобель». Листал конторскую книгу, сплошь исписанную цифрами. На странице сверху купеческой славянской вязью было напечатано «2 (15) июля, среда». Потом шла обычная бухгалтерская таблица из трех столбцов. В левом, куда записывают название финансовой операции, артикул товара или что-то подобное — длинный перечень нефтедобывающих предприятий, коротко обозначенных именем владельца или директора. В среднем, где обычно проставляют дебет, значились цифры — число работников. В правом, кредитном, тоже шли цифры — число бастующих. Если показатели среднего и правого столбцов приблизительно совпадали, человек ставил плюс; где была существенная разница — минус. В нескольких местах справа пузырился ноль в сопровождении жирного восклицательного знака. Вот как это выглядело: Закончив подводить дневной баланс, счетовод посмотрел на часы. Пару дней назад он по протекции устроился на должность, которую не променял бы ни на что на свете. Нынче первый раз предстояло идти в ночную смену, однако время еще оставалось. Человек задумчиво прищурился, глядя в угол тесной комнатенки. Там на вешалке висел дождевик. Он слегка качнулся на сквозняке — будто повел плечами. — Как делишки? — спросил Черт. — Кудряво? — Идет к концу, — беззвучно пошевелил губами человек. Усмехнулся. — А ты сомневался. — Восхищаюсь и даже снял бы шляпу, если бы она не висела на отдельном крюке. Что, брат, скоро уже? — Осталось договориться с эсерами насчет флотилии и с грузинами насчет железной дороги. Тогда уже неважно, все буровые встанут или не все. Черт поинтересовался вроде бы почтительно, но в то же время и с подковыркой: — Значит, всё у тебя предусмотрено, всё под контролем? А главный фокус не подведет? Гляди, не сорвалась бы охота. — Не сорвется. Времени достаточно. — А не слишком ли достаточно? — задал собеседник вопрос, в грамматическом смысле не вполне грамотный, но где сказано, что черти обязаны в совершенстве владеть русским языком? — Зараза… — Человек заерошил волосы, начал хмурить брови, барабанить по столу. И вдруг обругал ни в чем не повинного беса: — Чтоб ты провалился! А ведь верно! Может сделать ручкой. Зачем ему теперь? Ах ты, козел рогатый! Не предусмотрел! — Ну вот, я же еще и виноват, — донеслось из угла, но человек только отмахнулся. Он лихорадочно соображал. Дьявол, впрочем, был не из обидчивых. — Нужен дивертисмент, — прошептал он. — Что-нибудь милое, затейливое, но стопроцентное. — Ты прав. — Человек улыбнулся, даже рассмеялся (тоже беззвучно). Сказал в рифму: — Скучать мы не дадим. Мы вот что учудим… Фандорин задерживается Кроме Черта с его невежливым собеседником и Эраста Петровича, в эту самую минуту размышлениям на охотничью тематику предавалась еще одна особа. Саадат сидела, нахохлившись, на мягких кожаных подушках экипажа, и с каждой минутой всё больше злилась. Засада на зверя очень уж затянулась. Не пришлось бы возвращаться с пустыми руками. Ночь сначала казалась отрадно прохладной. Потом Саадат в своем несерьезном одеянии начала мерзнуть. Хорошо, у припасливого Зафара под сиденьем оказался плед. В него Саадат сейчас и куталась. Она была поражена и оскорблена, когда облагодетельствованный Фандорин нежданно-негаданно отказался явиться за благодарностью. Причем изумление было сильнее обиды. Что за чудеса? Москвич безусловно не из трусов, это проверено. К женским чарам неравнодушен — когда ужинали, всю с головы до туфель обследовал ненаглым, но вполне недвусмысленным взглядом. С женой он расстался и, судя по собранным сведениям, нисколько по ней не тоскует — совсем наоборот. В чем же дело? Зафар пересказал какую-то дребедень про отсутствие взаимного притяжения. Но Саадат Валидбекова хорошо училась в гимназии, а лучше всего успевала по естественным наукам. Небесные тела не притягиваются друг к другу с равной силой. Это Солнце тянет к себе Землю, а Земля — Луну. Всегда кто-то тянет, а кто-то упирается; кто-то охотник, а кто-то дичь. Западным женщинам нравится быть дичью. Они распускают перья и курлычат, но сами в атаку почти никогда не переходят. Если и охотятся на мужчин, то на манер хищного тропического цветка, который раскрывает лепестки, источает манящий аромат, а когда пчелка или бабочка села — ам! На Востоке не так. За Саадат никто никогда не ухаживал, никто ее взаимности не добивался. В ранней юности девушку зорко оберегали, при живом супруге любые знаки внимания со стороны чужих были невозможны, а во вдовстве она держала себя так строго, что никому бы в голову не пришло осаждать эту неприступную крепость. К шайтану мужские ухаживания! Ей нравилось охотиться самой, выбирать добычу по вкусу. Восемьдесят семь трофеев были развешаны по стенам воображаемой охотничьей комнаты, на самом видном месте — как двенадцатирогий олень — номер 29 (м-м-м!). И вдруг на? тебе: зверь номер 88 идти в загон не желает! Этому должна быть какая-то причина. Вчера портье гостиницы «Националь» любезно зачитал две поступившие на имя Фандорина, но еще не полученные им телеграммы (любезность обошлась недешево, в двадцать пять рублей). Саадат заволновалась. Обе телеграммы пришли из Санкт-Петербурга. «Срочно приезжай. Эмма». «Немедленно телеграфируй выезд. Жду. Эмма». Вот она, причина. Ее звать Эммой. Что же это за соперница такая, если затмила саму Клару Лунную? Наверное, немка. Золотоволосая, с пышными формами, молочной кожей, щечками-ямочками, растравляла себя Саадат, воображая полную свою противоположность. Однако настоящего предпринимателя серьезная конкуренция только раззадоривает. У Эммы имелся один важный дефект. Она томилась далеко на севере, а Саадат была тут, рядышком. Еще портье сказал, что постояльцу беспрестанно названивают из австрийского консульства. И все время заходят справляться какие-то люди. А господин Фандорин днем зашел на минутку и с тех пор не появлялся. В общем и целом положение прояснилось. У человека масса дел плюс тоскующая Эмма со своей немецкой любовью. Конечно, Фандорину не до Саадат Валидбековой и ее благодарности. Но невозможно смириться с тем, что ты не нужна мужчине, который нужен тебе. Как поступил бы джигит, влюбленный в девицу-недотрогу? Перекинул бы через седло и увез в горы. Так Саадат и решила поступить. Потому и мерзла уже который час подле опостылевшей гостиницы «Националь». Скоро ночь закончится, а Фандорина всё нет! Где его джинны носят? Арташесов вернул похищенный «делонэ-бельвилль» еще вчера, но Саадат сказала себе, что ездить на нем не сможет. Воспоминания о крике Турала были ужасны, а еще в этом автомобиле убили бедного Франца. Пока нет новой машины, пользовалась экипажем. Два белых туркменских мерина (пара обошлась в пятнадцать тысяч, дороже любого «делонэ») дремали стоя, подрагивали изящными ушами. На козлах в надвинутом на лицо цилиндре сопел Зафар — он был в кучерском наряде. Вдруг евнух поднял голову. Через несколько секунд Саадат услышала стук каблуков по мостовой. Кто-то неторопливо приближался со стороны Старого Города. Саадат узнала походку, опустилась пониже, чтоб ее было не видно за кожаным фартуком коляски. — Джиб-джиб-джиб, — прошептала она, что означало «цып-цып-цып». Когда поздний гуляка поравнялся с экипажем, Саадат негромко сказала: — Как вы могли? — Замер. Обернулся. — Как вы могли так меня унизить? — Ее голос задрожал. — Вы посмели вообразить, что моя благодарность означает… то, что вы подумали?! Он сдернул панаму. Натянул обратно. Закашлялся. Смутился, это хорошо. Саадат внутренне расхохоталась, но на глазах послушно выступили чудесные крупные слезы — глаза засияли, как у русалки. «Всё, попалась, птичка, стой. Не уйдешь из сети. Не расстанусь я с тобой ни за что на свете». — Виноват… — проблеяла добыча. — Но что я должен был п-подумать? — Вы, видно, привыкли иметь дело с бесстыдницами, со сладострастными развратницами Запада! Боже, как я оскорблена! — Саадат закрыла руками лицо, демонстрируя точеные запястья и обнаженные локти. — Разве я когда-нибудь своим поведением, хоть единым взглядом дала вам повод? Фандорин совсем переполошился. — Нет! Конечно, нет… Но п-письмо… Когда в Европе женщина пишет т-такое письмо… Простите, ради б-бога! Что сделать, чтобы вы меня п-простили? — Садитесь, — величественным жестом показала она на сиденье рядом с собой. Сел, как миленький. Посмел бы он ерепениться после того, как нанес гордой восточной женщине такую ужасную обиду. Зафар, не дожидаясь приказа, шевельнул поводьями. Выдрессированные мерины проснулись, экипаж плавно тронулся. Перекинутый через седло и увозимый в неизвестном направлении красавец даже не пикнул. Ехать до любовного гнездышка было недалеко. Фандорин порывался оправдываться, задавал вопросы, но Саадат неприступно молчала, не поворачивала головы. Пусть любуется профилем и вдыхает аромат хорасанской амбры, от которой возбуждаются даже немощные старцы. Послушно, будто жертвенный баран, уже ни о чем не спрашивая, похищенный вошел в дом. В спальне Зафар сделал все обычные приготовления. Правильное сочетание сумрака и хитро устроенной подсветки, густой аромат роз, шторы на окнах плотно задвинуты (восхода нам пока не нужно). Перед нишей, прикрывающей ложе, Саадат остановилась. Руки непреклонно сложены на груди, брови сурово сдвинуты. На плечах по-прежнему свисающий до пола плед. Фандорин застыл перед ней, несчастный, виноватый. — Повторяю вопрос, — звенящим голосом сказала Саадат. — Вы считаете нас, женщин Востока, такими же сладострастными развратницами, как эти ваши европеянки?! — Нет, вовсе нет! — И правильно, — грозно молвила она. — Европейские женщины нам в подметки не годятся. Плед упал на ковер. Под ним была накидка из невесомого переливчатого шелка. Саадат потянула за шнурок — соскользнула и накидка. При свете двух ламп, сочащемся снизу (проверено), фигура смотрелась самым выигрышным образом, а тело казалось вырезанным из алебастра. Одновременно Зафар в соседней комнате покрутил рычажок. За спиной Саадат медленно раздвинулся занавес. Показалась постель, вся усыпанная лепестками роз. Добыча покачнулась, пронзенная стрелой. Сама пошла в руки. В первые минуты Саадат, как обычно, пыталась понять, далеко ли новому номеру до незабываемого двадцать девятого (м-м-м!). Дистанция быстро сокращалась, потом исчезла вовсе. В перерыве между страстными объятьями, тяжело дыша, Саадат сказала себе: «Определенно, восемьдесят восьмой не хуже. Трудно сравнивать, потому что всё совершенно иначе — но нет, ни в коем случае не хуже». Потом всё началось снова, и она уже не вспоминала, не сравнивала, не думала. Способность рассуждать, кажется, впервые в жизни на время улетучившаяся, вернулась нескоро. Восемьдесят восьмой к этому времени уже уснул. Саадат, наоборот, словно бы проснулась. Она поглаживала возлюбленного (его голова лежала у нее на груди) по щекотной макушке и убеждала саму себя, что в данном случае соблюдать железный закон одного-единственного свидания необязательно. Ведь здесь с самого начала всё не по правилам. Долго себя уговаривать не пришлось. Зафар бдил на своем посту: подглядывал, подслушивал. По знаку госпожи (палец описал восходящую спираль в воздухе) раздвинул на окнах занавески — в спальню заструился розовый свет зари. «Ма…» — промычал спящий, беспокойно задвигавшись. Уж не «Эмма» ли? Блаженная нега растаяла. Саадат требовательно потеребила любовника за нос. Открылись глаза, синие. Без волос Фандорину было лучше. Помолодел и стал похож на принца Гоштаспа из «Шахнаме» — в детстве у Саадат была книжка с превосходными миниатюрами. Сколько ему все-таки лет? Сорок — сорок пять? «Я совсем ничего про него не знаю», — подумала Саадат и ужасно удивилась. Не тому, что ничего не знает про любовника № 88, а тому, что хочет знать про него всё. — Сколько у тебя было женщин? — спросила она. — Ясно, что много. Но сколько? — В каком с-смысле? — Синие глаза замигали. — Я не считал. — Так много, что ты сбился со счета?! Фандорин приподнялся, сощурился от ярких косых лучей. Провел рукой по лицу. — Все мужчины ведут подсчет своих побед. Это известно, — настаивала Саадат. — Так что не обманывай меня. Сколько? — Я не вел б-бухгалтерии. Значение имеют только женщины, после которых в душе остается п-пробоина. Таких было мало. «Теплее, — подумала Саадат. — Сейчас я тебя, голубчика, расколю». — Хорошо. Как звали тех, кто оставил в твоей душе пробоину? Можешь всех не перечислять. Назови хотя бы последнюю. — З-зачем? Он нахмурился. — Сама угадаю. Мы, восточные женщины, обладаем даром ясновидения. — Она подняла глаза к потолку, полузакрыла веки. — Слышу букву «Э»… Это имя начинается на «Э». Он пожал плечами — не впечатлился. — Ну да, мою б-бывшую жену раньше звали не Кларой, а Элизой. Все это знают. — Нет, не «Элиза» — другое имя. — Несколько мистических пассов в воздухе. — Эмма! Женщину зовут Эммой! Саадат так и впилась в него глазами. Ах! Его лицо переменилось. По нему пробежала тень. Не виноватая — скорее озабоченная. С таким выражением лица не вспоминают ту, кого сильно любят. Засмеявшись, Саадат откинулась на подушки. — Хочу спать, — сказала она. — О Аллах, как же я устала! * * * «Эмма! Вот кто должен был со мною связаться после депеши. Странно, что этого не произошло. Звонки в гостиницу от чиновника особых поручений — это несерьезно». Ласковым женским именем в секретной переписке кодировался Эммануил Карлович де Сент-Эстеф, директор Департамента полиции. Экстренная телеграмма от Фандорина в первую очередь непременно попала к нему, и прежде чем дать ей дальнейший ход, господин директор должен был бы выяснить, что стряслось. Однако этого почему-то не произошло. Завороженный поразительной женщиной (подобной он никогда еще не встречал и не подозревал, что такие бывают), Эраст Петрович на несколько часов забыл и об оторванных руках, и об угрозе для государства, которая со смертью Одиссея отнюдь не развеялась. Забастовка продолжается, а место выбывшего организатора наверняка займет кто-то другой. Имя «Эмма» напомнило о делах. Видно, придется еще раз связаться с Петербургом. Чем скорее, тем лучше. — Я д-дурак, что давеча отказался от такой благодарности, — сказал Фандорин, поцеловав даме руку. — Очень жаль, что мы теперь в расчете и мне не приходится рассчитывать на продолжение… Эту фразу можно было интерпретировать и как утверждение, и как вопрос. Интонация допускала оба истолкования — как пожелает госпожа Валидбекова. — Да, теперь ты у меня в долгу, и в о-очень большом, — протянула она, подставляя под поцелуй кисть, локоть, плечо. — Никогда, ни одному мужчине я еще не отдавала так много. Саадат сыто потянулась, похожая на львицу, только что слопавшую буйвола или даже целого жирафа. — Но я вижу, что тебя ждут дела. Иди, я посплю. А вечером приходи снова. Мы обсудим, как ты будешь со мной расплачиваться. * * * Государственные интересы важны, но не важнее долга дружбы. Поэтому прежде всего Эраст Петрович наведался в больницу — рассказать Масе о конце охоты. — Оскорбление смыто кровью, ваша честь восстановлена, — торжественно резюмировал японец. — Теперь я могу спокойно умереть. Однако сегодня он выглядел получше. Доктор сказал, что через недельку, если не произойдет ухудшения, можно будет перевезти пациента в Москву — бакинская жара нехороша для заживления легочных ран. Вынужденная задержка Фандорина не расстроила. Во-первых, нельзя уезжать, пока не устранена угроза государственной безопасности. А во-вторых… «Хм. Эти мысли лучше отложить до вечера, иначе невозможно сосредоточиться на деле». По дороге в гостиницу, покачиваясь на рессорах пролетки, Эраст Петрович проглядел газетные заголовки. За минувшие сутки к забастовке присоединились еще восемь тысяч человек. Добыча нефти за июнь составила одну четверть от майской. Балканский кризис принимает всё более опасное направление. Достоверные источники сообщают, что Вена готовит Сербии какой-то ультиматум. Берлин и Петербург обмениваются телеграммами, уверяя друг друга в мирных намерениях — скверный признак. Мировые биржи в панике. Все-таки нужно встретиться с австрийским консулом, подумал Фандорин. Рассказать о судьбе Франца Кауница, а заодно пропальпировать настроение разведчика. Если он получил от правительства какие-то экстраординарные инструкции, это будет ясно по сотне разных признаков. На прямые вопросы господин Люст, конечно, ответа не даст, но существует целая наука, позволяющая декодировать интонации, мимику, телодвижения. Шеф резидентской сети, которому приказано войти в режим предвоенного функционирования, будет держаться совсем не так, как шпион мирного времени. На рецепции дожидались целых две телеграммы от «Эммы», пришедшие еще вчера, с интервалом в два часа. Ну то-то же. Однако мчаться в Петербург не имело смысла. Только время терять. Эраст Петрович велел немедленно, через телефон, отправить телеграфический ответ: «Приезжайте сами и как можно быстрее. Будьте в Национале. Я вас найду». Сам Фандорин оставаться в этой гостинице не собирался. Если вчера подпольщики просто вели за ним слежку, то сегодня, после гибели своего предводителя, захотят отомстить. Нужно уходить на дно, перебираться к Гасыму. Приезд в отель уже был риском. Но не бросать же вещи? Кроме одежды (которую тоже жалко, гардероб и так скуден), там еще саквояж со специальным снаряжением. Как и в прошлый раз, Эраст Петрович вошел в номер со всеми предосторожностями. К окну не приближался. И все же четверть часа спустя заверещал телефон. Проверяют? Или Сент-Эстеф уже получил телеграмму и жаждет объяснений? Быть может, герр Люст? Портье говорил, что от него опять звонили. В любом случае снимать трубку не стоит. Господа революционеры пусть пребывают в сомнениях. Директор департамента должен верить на слово: говорят «приезжайте сами» — значит, приезжайте. Ну, а к консулу Эраст Петрович намеревался заехать, как только закончит сборы. Без Масы укладываться было трудно. Стараешься сложить пиджаки поаккуратней, а они не желают. Из рубашек торчат рукава. Воротнички пополам не складываются, а в развернутом виде не помещаются в предназначенный для них кармашек. В сущности, жить со слугой для взрослого человека губительно — разучиваешься обходиться без посторонней помощи в самых обычных делах. Когда-то, во времена нищей юности, Эраст Петрович умел и стирать, и гладить, а теперь вот даже крышку чемодана не получается закрыть. За спиной у сидящего на корточках Фандорина с треском открылась дверь. Не оборачиваясь и не рефлексируя, Эраст Петрович сделал кувырок в сторону. Еще не поднялся, а в руке уже был «веблей», со спущенным предохранителем. На пороге стоял Леон Арт. Непохожий на себя: грязный, исцарапанный, со слипшимися, серыми от пыли волосами. Кульбит, проделанный обитателем номера, кажется, потряс режиссера. Он пялился на Фандорина вытаращенными глазами, губы шевелились, но не произносили ни звука. Раздосадованный потерей лица, Эраст Петрович поднялся. Иногда сверхбыстрота реакции спасает тебе жизнь, а иногда ставит в дурацкое положение. «Хорошо, что не застрелил кретина! Что за манера всякий раз врываться, будто на пожар!». — Что вам еще? — рявкнул Фандорин. — Отстаньте от меня с вашей К-Кларой, черт бы вас обоих побрал! И осекся. По чумазому лицу Леона потоком лились слезы. — Ужасное несчастье… — еле слышно просипел режиссер. — Нас похитили! Запах жасмина Голос был сипл, рассказ бессвязен и к тому же многократно прерывался то стенаниями, то рыданиями. Прошло немало времени, прежде чем Эраст Петрович начал понимать, что стряслось. Оказывается, вчера утром вся киногруппа фильмы «Любовь калифа» выехала за город, чтобы снять эпизод «Взятие Иерусалима крестоносцами» (уж как это могло быть связано с Гарун аль-Рашидом, жившим тремя веками ранее, неизвестно). В нескольких километрах от Баку заранее возвели фанерную стену, собрали осадную башню. Но в самый разгар приготовлений к съемке «локацию» окружили вооруженные всадники, которых Арт назвал «азербайджанцами». — Кто окружил? — переспросил Фандорин. Слово ему где-то уже встречалось, но значение он запамятовал. — Так иногда называют местных мусульман. — Откуда вы знаете, что это были азербайджанцы? — По тысяче примет! Лица у них были закрыты, но глаза, брови, конская сбруя… Уж можете поверить, я бакинец, в таких вещах я не ошибаюсь… — Сколько их было? — Человек двадцать… Они знали, что мы без охраны, потому и напали. — А почему вы были без охраны? Даже во время съемок в Старом Городе вас охраняли люди вашего дяди. — Потому что дядя срочно уехал куда-то! Еще позавчера. «Так-так. После нашей маленькой беседы осторожный господин Арташесов решил, что бакинский климат для него вреден. Вероятно, сообразил, что я доберусь до Шубина и это неизвестно чем закончится». — И поэтому вы явились ко мне, а не к Месропу Карапетовичу? — Да. Я знаю, что вы за человек. Клара мне рассказывала. Спасите ее! Спасите мою группу! «Этого мне еще только не хватало». — Обратитесь в п-полицию. Леон удивился. — Помилуйте, я бакинец! Какая полиция? И что она может? Я поклялся Кларе, что разыщу вас. Вы ведь не дадите ей погибнуть? Не станете мстить за то, что она вас покинула. — Нет, за это не стану, — уверил молодого человека Эраст Петрович. — Она сказала: «Спешите, мой рыцарь! Бегите к Фандорину. Он будет знать, что нужно сделать! Он спасет нас!» И я убежал. «Значит, спасать буду я, а рыцарь — Леон? Черт, как всё это некстати». — Вот что, — вздохнул Эраст Петрович. — Давайте так: я задаю вопросы, вы отвечаете. Что произошло после того, как напали разбойники? — Они посадили всех нас, сорок четыре человека, в какие-то жуткие телеги… Мы долго ехали на запад, в сторону Шемахи… Двигались весь день и всю ночь, с короткими остановками. Давали только лепешки и воду… Многие актрисы от страха и жары падали в обморок. О, как мужественно держалась Клара! Она всех подбадривала, пела «Courage, courage, mes bons Fran?ais!»[8]. Режиссер закрыл лицо руками, зарыдал, а Эраст Петрович подумал: это она вошла в роль Жанны из позапрошлогодней «Орлеанской Девы». — Куда вас в результате п-привезли? — Понятия не имею! По-моему, к отрогам Чувал-дага. В жизни не бывал в такой жуткой глуши. Там какая-то полуразваленная крепость. Вот где бы снять штурм Иерусалима! — Значит, группу держат в к-крепости? Опишите ее как можно подробнее. Арт развел руками: — Стены желтого камня. Башни… Кажется, сухой ров. — А внутри? — Не знаю. Я убежал раньше. Нас остановили, один бандит поскакал вперед, к замку. Все смотрели в ту сторону. Я воспользовался этим. Поцеловал Кларе руку, спрятался под повозку. Переполз в кусты. Никто не заметил… Я видел, как телеги въехали в ворота. На башне там часовой, а кусты редкие, поэтому я ползком… Видите, на что похожи пиджак и брюки? — Хорошо, вы уползли. Что было дальше? — Добежал до деревни. Гляжу — азербайджанская. Армянину не помогут… Украл коня. Поскакал. Боже, как я скакал! Нас везли туда весь день и всю ночь, а я добрался до Баку за четыре часа… Конь упал, весь в мыле… Я бежал, тоже падал… На окраине нанял извозчика. Вы представляете, они даже не отобрали деньги! Это не обычные разбойники! Ах, Клара, Клара! Подождав, когда у Леона закончится очередной приступ рыданий, Фандорин спросил: — И вы даже не подозреваете, кто это может быть? — Да кто угодно! Мало ли! «В утренних газетах про исчезновение съемочной группы ничего. Если это похищение ради выкупа, зачем красть сорок четыре человека? Единственный, за кого можно получить хороший куш, — сам Арт. Но его-то как раз упустили. Странная история. Нужно спросить Гасыма — что он об этом думает». — Послушайте, — сказал Эраст Петрович. — Вы устали, но отдыхать некогда. Сейчас мы переберемся в другое место. Ни о чем не спрашивайте, просто делайте, как я г-говорю. Режиссер с готовностью поклялся беспрекословно подчиняться. Черные глаза горели отчаянием и надеждой. — Я з-захвачу кое-какие вещи. Это займет пять минут. Съешьте пока что-нибудь. Вам понадобятся силы. На столе было блюдо с фруктами и сладостями — compliment от отеля, но Леон содрогнулся. — Я не могу есть, не могу пить. Я даже сидеть не могу! Спасите Клару! Спасите мою группу! «Чемоданы придется оставить. В саквояж самое необходимое. И Никки — обязательно… Вдвоем со служителем муз выбраться из гостиницы будет труднее. Ну-ка, что там у нас за окном?» Наискось от входа, в тени дерева, стоял автомобиль с задвинутыми шторками. Из выхлопной трубы вился дымок — двигатель работал. Когда Фандорин меньше, чем полчаса назад, подходил к «Националю», машины не было. Может быть, случайность. Но рисковать не стоило. Выглянул в приоткрытую дверь. Коридор пуст. — За мной. Д-дистанция пять шагов. На черную лестницу Эраст Петрович вышел один, бесшумно. Замер. На первом этаже кто-то переминался с ноги на ногу. Вернувшись в коридор, Фандорин сказал: — Идите первым. Там внизу мужчина. Заговорите с ним. Нужно, чтобы он повернулся к лестнице спиной. — О чем заговорить? — Не знаю. Придумайте мизансцену, вы же режиссер. Леон кивнул. Потер лоб. Откинул с лица волосы. — Хорошо. Я в образе. С заданием он справился отменно. Беззвучно спускаясь по ступенькам, Эраст Петрович слышал голос Арта: — Мерси! Очень обяжете. А то курильщик без спичек — все равно что сами знаете что. — И хохотнул. Вот что значит истинно артистическая натура. Человек в светлом костюме, стоя к Фандорину спиной, подносил режиссеру огонь. Блестела светлая набриллиантиненная макушка с идеальным пробором. На подпольщика блондин был не похож — скорее на какого-нибудь щеголя-парикмахера. И пахло от него соответственно: дешевым жасминовым одеколоном. Эраст Петрович даже заколебался. Но нет, лучше перестраховаться. Он взял душистого господина сзади за шею, несколько секунд подержал — и бережно уложил под лестницу, к ведрам и щеткам. — Это их человек? — свирепо спросил Арт. — Мерзавец! И пнул лежащего ногой. — Я не знаю, кто это. Не м-мешайте. Быстрый осмотр карманов ничего интересного не дал. «Парабеллум»? У бакинского жителя пистолет — предмет повседневного обихода, вроде расчески. Визитные карточки. «Фридрих Иванович Вайсмюллер. «Шабо и партнеры». Страховая компания». Не парикмахер. Страховой агент или коммивояжер — обычное прикрытие для нелегала. Но, как и «парабеллум», не доказательство. Эраст Петрович был неравнодушен к запаху жасмина: терпеть его не мог. «Как можно так надушиваться дрянью?» — Ладно, пусть поспит. Идемте. * * * — Зачем армянин привел? — вот первое, что сказал Гасым, даже не ответив на приветствие. Эраст Петрович объяснил. Гочи удивился: — Почему не говорил, что у тебя жена есть? Жена, конечно, надо спасать. Что-то он, видно, заметил в выражении фандоринского лица. Подумал-подумал и спросил: — Красивая жена? — Очень! — воскликнул Леон. — Да, к-красивая. Какая разница? — Э, очень большой разница! Если жена некрасивая и не очень нужна, можно подождать, пока разбойники ее насилуют, а спасать потом. Тогда убиваешь разбойники и убиваешь жена. Не сберегла честь — убил. Очень удобно. — Что за азербайджанская логика! — вскричал Арт. На его счастье, Гасым, кажется, не знал слова «логика». Или намеренно игнорировал армянина. — Раз жена очень красивая и прошло столько времени, ее все равно уже насиловали, — продолжал размышлять вслух Гасым. — Если жалко жена убивать, можно просто побить. — Нет, нет! — взвыл Леон, схватившись за виски. — Они ее не тронут! Они не посмеют! Я… Я не могу об этом думать! Рухнул на колени, согнулся, зарыдал. Гасым смотрел с уважением. — Вай, армянин, а хороший человек. Как из-за чужая жена убивается. — Давай б-ближе к делу, — разозлился Эраст Петрович. — Кто эти разбойники, по-твоему? Что им нужно? Почему не требуют выкупа? — Я знаю? — Гочи пожал плечами. — Ехать смотреть надо. Может, кто знакомый. Тогда плохо. Если незнакомая — хорошо. Убьем, жена назад заберем. Э! — он тронул режиссера ногой. — Место запомнил где? Арт, всхлипывая, кивнул. Гасым стал загибать пальцы: — Шесть конь нужен. Один человек — два конь. Еще ишак нужен. — Ишак-то зачем? — Как зачем? Кушать надо. Вода надо. Будем отдыхать — кошма стелить надо. Люблю мягко сидеть. — Отдыхать?! — вскинулся Леон. — С ума вы сошли! Она там… А вы — отдыхать?! Быстрее, господа, быстрее! Но очень уж быстро не получилось. Экспедиция в горы, за несколько десятков километров от города, требовала подготовки. В этом следовало положиться на Гасыма, а гочи не отличался торопливостью. Сначала он думал и допивал чай. Потом ушел добывать «шесть конь и один ишак». Чтоб быть подальше от Леона — мечущегося, бурлящего, рыдающего, Эраст Петрович удалился в свою прежнюю комнату и занялся делом, которое требовало полной сосредоточенности: сел писать Никки. В дверь без конца совались какие-то люди — у Гасыма никогда не иссякал поток просителей или посетителей, желающих выразить уважаемому разбойнику почтение; в тягучем воздухе жужжали ленивые мухи; по распаренному лицу стекали струйки пота; Арт вскрикивал в коридоре трагическим голосом «Нет, я этого не вынесу!». Всё это не мешало медитации. Фандорин давно установил, что умственной работе более всего благоприятствуют два состояния: либо полный покой, либо крайний хаос. Открытие это принадлежало Конфуцию, который еще два с половиной тысячелетия назад изрек: «Среди стоящих беги, среди бегущих — остановись». Прежде всего Эраст Петрович заставил себя избавиться от раздражения на утомительного Леона и назойливых туземцев. Поймал себя на мысли, совершенно не достойной благородного мужа: «Ну почему армяне в любой ситуации обязательно главными страдальцами делают себя? Почему азербайджанцы (он запомнил это звучное слово) начисто лишены представлений о приватности?» — и устыдился. Нет ничего глупее и пошлее, чем переносить личные особенности одного человека или даже группы людей на целую нацию. Если такое обобщение даже имеет под собой основание, нельзя им слишком увлекаться — помни, что и у твоей собственной нации наверняка есть недостатки, бросающиеся в глаза другим народам. Наказывая себя, Эраст Петрович сделал под иероглифом «Иней» неприятную запись самобичевательного содержания. «У моего народа есть две идиомы, которые я ненавижу, потому что они отражают самые скверные черты русского национального характера. В них причина всех наших бед, и пока мы как нация не избавимся от этих присказок, мы не сможем существовать достойно. Первая отвратительная фраза, столь часто у нас употребляемая и не имеющая точного аналога ни в одном из известных мне языков: «Сойдет и так». Ее употребляет крестьянин, когда подпирает покосившийся забор палкой; ее говорит женщина, делая дома уборку; ее произносит генерал, готовя армию к войне; ею руководствуется депутат, торопящийся принять непродуманный закон. Поэтому всё у нас тяп-ляп, на авось и «на живую нитку», как будто мы обитаем в своей стране временно и не обязаны думать о тех, кто будет после нас. Вторая поговорка, от которой меня с души воротит, тоже плохо поддается переводу. «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня кто угодно полюбит», любит повторять русский человек, находя в этой максиме оправдание и расхлябанности, и этической нечистоплотности, и хамству, и воровству. У нас считается, что прикидываться приличным человеком хуже и стыднее, чем откровенно демонстрировать свое природное скотство. Русский хороший человек непременно «режет правду-матку», легко переходит на «ты», приятного собеседника с хрустом заключает в объятья и троекратно лобызает, а неприятному «чистит морду». Русский плохой человек говорит: «Все одним миром мазаны», «Всем кушать надо», «Все по земле ходим» или шипит: «Чистеньким хочешь быть?» А ведь вся цивилизация, собственно, в том и заключается, что человечество хочет быть «чистеньким», постепенно обучается подавлять в себе «черненькое» и демонстрировать миру «беленькое». Поменьше бы нам достоевско-розановского, побольше бы чеховского». Где еще такое напишешь? Только в собственном Никки, где, слава богу, никто не прочтет. Не то прослывешь русофобом, и все истинно русские люди оскорбятся, отвернутся, да еще скажут, что такую гадость мог написать лишь человек с нерусской фамилией «Фандорин». После «Инея», благотворно приморозившего эмоции, легко написался и «Клинок». «Всеобщая забастовка в Баку может вызвать кризис общегосударственного масштаба с трудно предсказуемыми последствиями. Пока нефтяные продукты просто дорожают, потому что поставки сокращаются, однако не пресекаются полностью. Трубопровод качает керосин, в Астрахань идут танкеры, в Грузию — железнодорожные цистерны. Однако если остановится транспорт, страна останется без топлива, мазута и машинного масла, с одним только керосином. Нужно немедленно принять самые решительные меры. Необходимо, чтобы очень большой столичный начальник, не менее чем директор Департамента полиции, лично прибыл в Баку и вправил мозги нефтепромышленникам, которые от алчности совсем сошли с ума. Уже нет ни Шубина, ни Дятла, а газеты пишут, что забастовка всё ширится. Сент-Эстеф должен пригрозить всякому предпринимателю, уклоняющемуся от переговоров с забастовщиками, отнятием лицензии. Но самое главное — меры предосторожности на транспорте. С керосинопроводом, по счастью, ничего сделать нельзя — он казенный и охраняется целым жандармским батальоном. Однако надобно на все крупные нефтеналивные суда направить запасные команды из военных моряков; нужно срочно перекинуть в Баку железнодорожные батальоны, чтобы было кем заменить паровозные бригады в случае стачки». Вот она, готовая программа действий. Эраст Петрович отложил дневник, вполне собою довольный. Дело оставалось за очень большим столичным начальником. Эмма, черт бы тебя побрал, где ты? * * * Отправились за полдень. Ехали вроде бы втроем, а в то же время не вместе. Леон Арт постоянно вырывался вперед, горяча лошадь, а Гасым, наоборот, все время отставал. Он покачивался в седле, перекинув одну ногу через луку, и без остановки что-то жевал. Эта медлительность сводила пылкого армянина с ума. Не решаясь напрямую предъявлять претензии грозному гочи, режиссер взывал к Эрасту Петровичу. Наконец Фандорину это надоело. — Что ты еле плетешься? — спросил он наконец у Гасыма. — Этак мы до завтра не доберемся. — Рано приедем — плохо, — флегматично ответил тот. — Ночью надо. Когда темно. — Нет, приехать нужно засветло, чтобы оглядеть местность. Хватить г-грызть орехи. Прибавь ходу. Грызть орехи гочи не перестал, но в седле выпрямился и коня пришпорил. Девять часов двигались они без остановки, если не считать пересадок с лошади на лошадь, и на исходе длинного летнего дня наконец оказались на месте. Развалины средневекового замка венчали один из серых холмов. Вокруг торчали такие же невысокие возвышенности. Круглые, обрамленные пыльным кустарником, с голыми верхушками, они напоминали плешивые макушки с венчиком седоватых волос. Высунувшись из-за валуна, Эраст Петрович долго разглядывал руины в бинокль. Не меньше минуты смотрел на часового в косматой шапке, торчавшего на башне. Потом пробормотал: «Б-балаган!» и, перестав прятаться, вышел на открытое место. — По седлам. Едем! — Вы что?! — вскричал Леон. — Нужно дождаться темноты! Он нас заметит, поднимет тревогу! — Не «он» — «оно». На башне не д-дозорный, а чучело. И внутри часовых тоже нет. — Откуда знаешь? — недоверчиво спросил Гасым. Фандорин не ответил, а проворчал: — Странные какие-то п-похитители… Ладно, сейчас все узнаем. Он спустился по склону галопом, пронесся по ухабистой дороге к воротам, которые снаружи были подперты толстым суком — увидев его в бинокль, Эраст Петрович понял, никакой охраны в крепости нет. Спешившись и отворив створки, Эраст Петрович на всякий случай все же достал пистолет. Поднял палец — велел спутникам держаться сзади. Широкий двор, тонущий в густых вечерних сумерках, был пуст, но из-за выступа башни до слуха Фандорина донеслись удивительные звуки. Он решил, что ослышался — но нет, это не завывал ветер. Приятный тенор жалобно выводил: Нет житья мне без любимой. С кем пойду теперь к венцу? Хор, в котором лидировали женские голоса, чувствительно подхватил: Знать, судил, судил мне Бог с могилой Обвенчаться молодцу. Эраст Петрович ускорил шаг. Возле полуразвалившегося донжона стоял большой шатер, изнутри наполненный неярким, уютным светом. Пение раздавалось оттуда. Затрепетал и завернулся полог, колеблемый сквозняком. Вокруг длинного стола, уставленного бутылками и разнообразной снедью, сидела вся киносъемочная группа. Стоял только один человек — дирижировал пением. Это был главный ассасин — тот самый, что на приснопамятном банкете облил белый фандоринский смокинг вином. Никаких вооруженных людей ни в шатре, ни вокруг не было. — Господа, что здесь п-происходит? Песня оборвалась. Все уставились на Эраста Петровича, а главный ассасин икнул и протер глаза. — Я говорил, Фандорин всех нас спасет! — воскликнул, вскакивая, Симон. С другой стороны, из-за спины Эраста Петровича, раздался еще один крик: — Где она? Где Клара? Это подбежал Леон Арт. Не утерпел-таки, ослушался. А потом закричали и заговорили все разом. Актеры, актрисы, съемщики, осветители и гримерши — все кинулись к режиссеру и Фандорину. Одни задавали вопросы, другие шумно радовались, некоторые — не только женщины — рыдали. Буйство чувств было неописуемым, потому что артисты есть артисты, да и выпито, если судить по пустым бутылкам, было немало. Но Леон ни на какие вопросы не отвечал и лишь повторял: «Где она? Где?» Эраст Петрович тоже объяснений давать не стал. Он крепко взял за локоть Симона как наиболее вменяемого в этом бедламе и оттащил в сторону. — Где б-бандиты? — Уехали. Оставили одного на башне. К воротам приближаться запретили. Он сказал, что часовой будет стрелять без предупреждения… Мон дьё, я знал, знал, что вы нас не бросите! Вы наш спаситель! Мсье-дам, благодарите! Обнимайте, целуйте! Фандорин заслонился ладонями от кинувшихся к нему со всех сторон барышень. Он не любил фамильярностей, в особенности когда они мешали разобраться в ситуации. — Кто «он»? Кто сказал про ч-часового? Отчаянный вопль заглушил ответ Симона. — Как увезли?! И вы не помешали? О-о-о! Должно быть, Леон наконец получил ответ на вопрос, куда подевалась Клара. — Я потерял ее, потерял! Режиссер пошатнулся. Эраст Петрович впервые видел, чтобы человек рвал на себе волосы — оказывается, такое случается не только в романах. Волосы у господина Арта были густые, держались крепко. Вокруг страдальца началась суматоха. Тогда Фандорин взял продюктёра уже не за локоть, а за ворот и уволок в дальний угол двора. — Сеня, объясни коротко и ясно, кто был г-главарем бандитов. Что здесь вообще произошло? — Шеф-принципаль у них был в маске. По-русски хорошо говорил. Сказал, сидите и закусывайте, господа кинематографисты, а госпожу Лунную я забираю с собой… — Так и сказал — «к-кинематографисты»? — Да. Он в восточном был, как и остальные, но черкеска тонкого сукна, папаха — жемчужная каракульча, кинжал в золоте. Но тоже бандит. Когда мы закричали, что Клару не отдадим, он выхватил большой пистолет и ба-бах! Ну, все замолчали, а Клара заплакала. Тогда он сказал, чтобы она не плакала, а радовалась, потому что ее сильно полюбил очень большой человек и хочет на ней жениться. А мы все чтоб не боялись и выпивали-закусывали. Когда большой человек на Кларе поженится, будет свадьба, и мы все приглашены. А до той поры уходить отсюда никому нельзя. Если кто попробует, часовой будет стрелять. Клара как закричит: «Я люблю другого! Я живу в гражданском браке! А еще у меня есть законный муж!» Этот, в маске, ей: «С законным мужем всё уже решено, остальное не имеет значения». Подхватил ее и увез. Наши повозмущались, но все голодные, а тут стол накрыт… Весь день пили, пели, ждали, что нас спасут. Вот и дождались. «Ясно, — сказал себе Эраст Петрович. — Кто-то из нефтяных магнатов решил поступить с красавицей по-восточному — умыкнуть силой. Про законного мужа похитителю известно, что за хорошую цену с этим господином можно договориться о чем угодно. Съемочную группу увезли подальше в горы, чтобы не подняла шума и не помешала матримониальным планам. Леону сбежать позволили нарочно. Во-первых, чтобы не ссориться с семейством Арташесовых, а во-вторых, чтобы соперник не путался под ногами». Проделав несложную дедукцию, Эраст Петрович подосадовал, что потратил целый день на ерунду и теперь еще обратно киселя хлебать. За Клару беспокоиться нечего. Она всяких ухажеров приручала, справится и с закавказским Ромео. В любом случае жизни ее ничто не угрожает, а в остальном — не один ли черт, кому из соискателей достанется звезда серебристого экрана? Эта страница перевернута, пускай ее читают (и зачитают хоть до дыр) другие. В Баку ждали важные дела, государственного значения, а здесь буффонада с туземным колоритом. Фандорин попросил Гасыма раздобыть в соседней деревне повозок и сопроводить актерский табор в город, чтобы по дороге с ними не случилось еще какой-нибудь неприятности.

The script ran 0.019 seconds.