Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Марина Цветаева - Лирика [1906-1941]
Известность произведения: Высокая
Метки: Лирика, Поэзия, Сборник

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 

    14 апреля 1923                2. «О всеми голосами раковин…»         — О всеми голосами раковин     Ты пел ей…     — Травкой каждою.         — Она томилась лаской Вакховой.     — Летейских маков жаждала…         — Но как бы те моря ни солоны,     Тот мчался…     — Стены падали.     — И кудри вырывала полными     Горстями…     — В пену падали…         21 апреля 1923               ПРАГА       Где сроки спутаны, где в воздух ввязан    Дом — и под номером не наяву!    Я расскажу тебе о том, как важно    В летейском городе своем живу.       Я расскажу тебе, как спал он,    Не выспался — и тянет стан,    Где между водорослью и опалом    День деворадуется по мостам.       Где мимо спящих богородиц    И рыцарей, дыбящих бровь,    Шажком торопится народец    Потомков — переживших кровь.       Где честь, последними мечами    Воззвав, — не медлила в ряду.    О городе, где всё очами    Глядит — последнего в роду.       21 апреля 1923            ПОЭМА ЗАСТАВЫ       А покамест пустыня славы    Не засыпет мои уста,    Буду петь мосты и заставы,    Буду петь простые места.       А покамест еще в тенётах    Не увязла — людских кривизн,    Буду брать — труднейшую ноту,    Буду петь — последнюю жизнь!       Жалобу труб.    Рай огородов.    Заступ и зуб.    Чуб безбородых.       День без числа.    Верба зачахла.    Жизнь без чехла:    Кровью запахло!       Потных и плотных,    Потных и тощих:    — Нý да на площадь?! —    Как на полотнах —       Как на полотнах    Только — и в одах:    Рев безработных,    Рев безбородых.       Ад? — Да,    Но и сад — для    Баб и солдат,    Старых собак,    Малых ребят.       «Рай — с драками?    Без — раковин    От устриц?    Без люстры?    С заплатами?!»       — Зря плакали:    У всякого —    Свой.    * * *    Здесь страсти поджары и ржавы:    Держав динамит!    Здесь часто бывают пожары:    Застава горит!       Здесь ненависть оптом и скопом:    Расправ пулемет!    Здесь часто бывают потопы:    Застава плывет!       Здесь плачут, здесь звоном и воем    Рассветная тишь.    Здесь отрочества под конвоем    Щебечут: шалишь!       Здесь платят! Здесь Богом и Чертом,    Горбом и торбой!    Здесь молодости как над мертвым    Поют над собой.    * * *    Здесь матери, дитя заспав…    — Мосты, пески, кресты застав! —       Здесь младшую купцу пропив…    Отцы…    — Кусты, кресты крапив…       — Пусти.    — Прости.       23 апреля 1923            СЛОВА И СМЫСЛЫ       1    Ты обо мне не думай никогда!    (На — вязчива!)    Ты обо мне подумай: провода:    Даль — длящие.       Ты на меня не жалуйся, что жаль…    Всех слаще мол…    Лишь об одном пожалуйста: педаль:    Боль — длящая.    2    Ла — донь в ладонь:    — За — чем рожден?    — Не — жаль: изволь:    Длить — даль — и боль.    3    Проводами продленная даль…    Даль и боль, это та же ладонь    Отрывающаяся — доколь?    Даль и боль, это та же юдоль.       23 апреля 1923            ПЕДАЛЬ       Сколь пронзительная, столь же    Сглаживающая даль.    Дольше — дольше — дольше — дольше!    Это — правая педаль.       После жизненных радуший    В смерть — заведомо не жаль.    Глуше — глуше — глуше — глуше:    Это — левая педаль.       Памяти гудящий Китеж —    Правая! Летейских вод    Левую бери: глушитель    Длителя перепоет.       От участковых, от касто-    вых — уставшая (заметь!)    Жизнь не хочет жить… но часто    Смерть не хочет умереть!       Требует! Из всех безмясых    Клавишей, разбитых в ряд.    (Левою педалью гасят,    Правою педалью длят…)       Лязгает! Как змей из фальши    Клавишей, разбитых в гуд…    Дальше, дальше, дальше, дальше    Правою педалью лгут!       24 апреля 1923            ЛАДОНЬ       Ладони! (Справочник    Юнцам и девам).    Целуют правую,    Читают в левой.       В полночный заговор    Вступивший — ведай:    Являют правою,    Скрывают левой.       Сивилла — левая:    Вдали от славы.    Быть неким Сцеволой    Довольно — правой.       А всё же в ненависти    Час разверстый    Мы миру левую    Даем — от сердца!       А все же, праведным    Объевшись гневом,    Рукою правою    Мы жилы — левой!       27 апреля 1923            «Крутогорьями глаголь…»       Крутогорьями глаголь,    Колокольнями трезвонь:    Место дольнее — юдоль,    Место дольнее — ладонь.       Всеми вольными в лазорь    Колокольнями злословь:    Место дольнее — ладонь,    Место дольнее — любовь.       29 апреля 1923            ОБЛАКА       1    Перерытые — как битвой    Взрыхленные небеса.    Рытвинами — небеса.    Битвенные небеса.       Перелетами — как хлёстом    Хлёстанные табуны.    Взблестывающей Луны    Вдовствующей — табуны!    2    Стой! Не Федры ли под небом    Плащ? Не Федрин ли взвился    В эти марафонским бегом    Мчащиеся небеса?       Стой! Иродиады с чубом —    Блул… Не бубен ли взвился    В эти иерихонским трубом    Рвущиеся небеса!    3    Нет! Вставший вал!    Пал — и пророк оправдан!    Раз — дался вал:    Целое море — нá два!       Бо — род и грив    Шествие морем Чермным!    Нет! — се — Юдифь —    Голову Олоферна!       1 мая 1923            ТАК ВСЛУШИВАЮТСЯ…                1. «Так вслушиваются…»         Так вслушиваются (в исток     Вслушивается — устье).     Так внюхиваются в цветок:     Вглубь — до потери чувства!         Так в воздухе, который синь —     Жажда, которой дна нет.     Так дети, в синеве простынь,     Всматриваются в память.         Так вчувствовывается в кровь     Отрок — доселе лотос.     …Так влюбливаются в любовь:     Впадываются в пропасть.                2. «Друг! Не кори меня за тот…»         Друг! Не кори меня за тот     Взгляд, деловой и тусклый.     Так вглатываются в глоток:     Вглубь — до потери чувства!         Так в ткань врабатываясь, ткач     Ткет свой последний пропад.     Так дети, вплакиваясь в плач,     Вшептываются в шепот.         Так вплясываются… (Велик     Бог — посему крутитесь!)     Так дети, вкрикиваясь в крик,     Вмалчиваются в тихость.         Так жалом тронутая кровь     Жалуется — без ядов!     Так вбаливаются в любовь:     Впадываются в: падать.         3 мая 1923               РУЧЬИ                1. «Прорицаниями рокоча…»         Прорицаниями рокоча,     Нераскаянного скрипача     Piccicata’ми… Разрывом бус!     Паганиниевскими «добьюсь!»     Опрокинутыми…     Нот, планет —     Ливнем!     — Вывезет!!!     — Конец… На нéт…         Недосказанностями тишизн     Заговаривающие жизнь:     Страдивариусами в ночи     Проливающиеся ручьи.         4 мая 1923                2. «Монистом, расколотым…»         Монистом, расколотым     На тысячу блях —     Как Дзингара в золоте     Деревня в ручьях.         Монистами — вымылась!     Несется как челн     В ручьёвую жимолость     Окунутый холм.         Монистами-сбруями…     (Гривастых теней     Монистами! Сбруями     Пропавших коней…)         Монистами-бусами…     (Гривастых монет     Монистами! Бусами     Пропавших планет…)         По кручам, по впадинам,     И в щеку, и в пах —     Как Дзингара в краденом —     Деревня в ручьях.         Споем-ка на радостях!     Черны, горячи     Сторонкою крадучись     Цыганят ручьи.         6 мая 1923               ОКНО       Атлантским и сладостным    Дыханьем весны —    Огромною бабочкой    Мой занавес — и —       Вдовою индусскою    В жерло златоустое,    Наядою сонною    В моря заоконные…       5 мая 1923            ХВАЛА ВРЕМЕНИ           Вере Аренской       Беженская мостовая!    Гикнуло — и понеслось    Опрометями колес.    Время! Я не поспеваю.       В летописях и в лобзаньях    Пойманное… но песка    Струечкою шелестя…    Время, ты меня обманешь!       Стрелками часов, морщин    Рытвинами — и Америк    Новшествами… — Пуст кувшин! —    Время, ты меня обмеришь!       Время, ты меня предашь!    Блудною женой — обнову    Выронишь… — «Хоть час да наш!»       — Поездá с тобой иного    Следования!.. —       Ибо мимо родилась    Времени! Вотще и всуе    Ратуешь! Калиф на час:    Время! Я тебя миную.       10 мая 1923            СЕСТРА       Мало ада и мало рая:    За тебя уже умирают.       Вслед за братом, увы, в костер —    Разве принято? Не сестер    Это место, а страсти рдяной!    Разве принято под курганом…    С братом?..    — «Был мой и есть! Пусть сгнил!»       — Это местничество могил!!!       11 мая 1923            НОЧЬ       Час обнажающихся верховий,    Час, когда в души глядишь — как в очи.    Это — разверстые шлюзы крови!    Это — разверстые шлюзы ночи!       Хлынула кровь, наподобье ночи    Хлынула кровь, — наподобье крови    Хлынула ночь! (Слуховых верховий    Час: когда в уши нам мир — как в очи!)       Зримости сдернутая завеса!    Времени явственное затишье!    Час, когда ухо разъяв, как веко,    Больше не весим, не дышим: слышим.       Мир обернулся сплошной ушною    Раковиною: сосущей звуки    Раковиною, — сплошной душою!..    (Час, когда в души идешь — как в руки!)       12 мая 1923            ПРОКРАСТЬСЯ…       А может, лучшая победа    Над временем и тяготеньем —    Пройти, чтоб не оставить следа,    Пройти, чтоб не оставить тени       На стенах…    Может быть — отказом    Взять? Вычеркнуться из зеркал?    Так: Лермонтовым по Кавказу    Прокрасться, не встревожив скал.       А может — лучшая потеха    Перстом Себастиана Баха    Органного не тронуть эха?    Распасться, не оставив праха       На урну…    Может быть — обманом    Взять? Выписаться из широт?    Так: Временем как океаном    Прокрасться, не встревожив вод…       14 мая 1923            ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ       — На дне она, где ил    И водоросли… Спать в них    Ушла, — но сна и там нет!    — Но я ее любил,    Как сорок тысяч братьев    Любить не могут!    — Гамлет!       На дне она, где ил:    Ил!.. И последний венчик    Всплыл на приречных бревнах…    — Но я ее любил    Как сорок тысяч…    — Меньше,    Все ж, чем один любовник.       На дне она, где ил.    — Но я ее —    (недоуменно)    — любил??       5 июня 1923            МОРЕПЛАВАТЕЛЬ   

The script ran 0.01 seconds.