Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Кир Булычёв - Летнее утро [1979]
Известность произведения: Средняя
Метки: sf, Повесть, Рассказ, Сборник, Фантастика

Аннотация. Герои рассказов К. Булычева — москвичи, наши современники. Их быт, их нравственные и психологические конфликты составляют содержание книги. Автор использует элементы фантастики для того, чтобы создать чрезвычайные ситуации, в которых резче, чем в будничной обстановке, проступают черты человеческих характеров, нравственные качества людей, их достоинства и недостатки. Книги К. Булычева — романы и сборники рассказов «Меч генерала Бандулы», «Последняя война», «Чудеса в Гусляре», «Девочка с Земли», «Люди как люди», «Сто лет тому вперед» широко известны советским читателям, а также переводились на многие языки народов СССР и за рубежом.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 

Удалов вернулся со службы раньше обычного, потому что хотел выспаться перед рыбалкой. Он собирал удочки и проверял лески, когда Ксения внесла в комнату суп, в котором развела гранулу и сказала сладким голосом: — Иди поешь, испытуемый. Ксения находилась в счастливом, но тревожном настроении. Она верила Минцу, не сомневалась, что, если бы лекарство угрожало мужу плохим, Минц бы его не дал. И все-таки проверила: за час до того скормила одну гранулу котенку, тот сделался меньше таракана и куда-то запропастился. Ксения приготовила старую сумку, уложила на ее плоское дно вату и замшевую тряпочку, проверила замочек и установила сумку на комод. — Кто я? — удивился Удалов. — Испытуемый. — Ага, — согласился Удалов, который привык не обращать внимание на слова жены. — Ты меня в пять тридцать разбудишь? Ксения решила дать Удалову последнюю возможность исправиться. — Корнюша, — сказала она. — Может, отложишь двою рыбалку? Возьмем детей, пойдем завтра к Антонине? При имени тетки Антонины Удалова передернуло. — Погоди, — не дала ему ответить Ксения. — Мы же у Антонйны полгода не были. Обижается. А если не хочешь, к Семицветовым сходим, а? Удалов только покачал отрицательно головой. Не стал тратить время на возражения. — Или в кино. А? — Сходи, — ответил Удалов коротко, и это решило его судьбу. Ксения поставила перед ним тарелку, а сама встала рядом с тряпкой в руке, чтобы подхватить мужа со стула, если будет падать. Удалов был голоден, потому не мешкая уселся за стол, взял ложку и начал есть суп. — А хлеб где? — спросил он. — Хлеб дать забыла. — Сейчас, — ответила Ксения, но не двинулась с места, потому что боялась оставить мужа одного в комнате. — Неси же, — сказал Удалов и тут же стал уменьшаться. — Ой, — сказал он, не понимая еще, куда делась тарелка с супом и почему голова его находится под столом. Ксения подхватила его тряпкой под бока, извлекла из одежды и с радостью ощущала, как Корнелий съеживается под руками, словно воздушный шарик, из которого выпускают воздух. Корнелий, видно, опомнился, начал дергаться, сопротивляться, но силой его движения были схожи с трепетанием птенца, и потому без особого труда Ксения, так и не вынимая его из тряпни, сунула в сумку и вывалила на белую вату. Корнелий все еще ничего не мог сообразить. Он понял, что находится в темном глубоком погребе, на жестких, упругих стеблях, вроде бы на выцветшей соломе, сверху колеблется огромное лицо, странным образом знакомое, словно в кошмаре, а на лице видна улыбка. Рот, в котором мог бы, согнувшись, разместиться весь Удалов, широко раскрылся, и из него вывалились тяжелые, громовые слова: — Хорошо тебе, моя лапушка? И тогда Удалов понял, что лицо принадлежит его жене, вернее не его жене, а какой-то великанше с чертами Ксении Удаловой. Удалов зажмурился, чтобы прогнать видение и вернуться за стол, к недоеденной тарелке супа. Но жесткая солома под рукой никуда не пропала, и Удалов ущипнул себя за бок, вызвав тем оглушительный хохот чудовища. — Ни на какую рыбалку ты не поедешь, — сказала тогда Ксения. — Посидишь дома. С семьей. Спасибо Льву Христофоровичу, что пожалел бедную женщину. Теперь-то я с тобой, бесстыдник, хоть на выходные дни не расстанусь. И видя тут, что человечек в сумке засуетился, осознавая, наконец, масштаб беды, в которую угодил, Ксения заговорила ласковым голосом: — Корнюша, для твоего же блага! Это все любовь моя виновата. Век бы с тобой не расставалась, ласкала бы тебя, нежила. К Удалову сверху свесился палец ростом с него самого, и этот палец нежно погладил Удалова по макушке, чуть не содрав с нее последние волосики. Удалов изловчился и укусил кончик пальца. — Ну что ты, лапушка, ну что волнуешься, — огорчилась Ксения. — Посидишь немножко, придешь в себя. Поймешь, что так полезнее. Потом телевизор посмотрим. Я тебя в канареечную клетку посажу. Все равно пустует. Детишки не увидят. Детишек я на первый вечер к мамаше послала, потому что ты с непривычки можешь чего-нибудь лишнего натворить. — Прекрати! — крикнул Удалов. — Немедленно прекрати. Ты что, с ума сошла со своим Львом Христофоровичем? Да я вас по судам загоняю! Мне на работу в понедельник. Ксения только покачала сокрушенно головой, и ее волос канатом упал рядом с Удаловым. — Завтра к вечеру, — сказала Ксения, — будешь как прежде. Ты кушать хочешь? Удалов рухнул на вату и уткнулся в ее жесткие толстые волокна лицом. Положение было обидное. Рыбалка погибла. Ксения полагала, что протест Корнелия вскоре иссякнет и тогда можно будет поговорить с ним по-хорошему и даже добиться его согласия проводить в канареечной клетке выходные дни. Тут же подумалось и об экономии: маленький Удалов съест, что птичка. Нет, Ксения, как всем известно, женщина не жестокая. И она честно полагала, что как только проучит мужа, как только добьется от него обещания уделять больше времени семье, согласия ходить в гости к Антонине и другим родственникам, она его сразу выпустит на волю. Ведь должен же Удалов понять, что иного выхода нету. Если будет упрямиться, всегда можно снова подложить желтую крупинку. Не откажется же Удалов от домашней пищи — к другой он не приучен. Но Удалов думал иначе. Он не смирился. Он собирался продолжать борьбу, потому что был глубоко оскорблен и кипел жаждой мести — от развода с женой до убийства изобретателя Минца. Ксения закрыла сумку на молнию и на замочек. Удалов, нащупав в кромешной темноте толстый и длинный Ксюшин волос, принялся плести из него лестницу, чтобы выбраться на волю. Ксения приготовила манной кашки и налила ее в блюдечко для варенья. Туда же капнула меда и отломила кусочек печенья. Пускай Корнюша побалуется, он так любит сладкое. — Тебе хорошо, цыпочка? — спросила Ксения. Маленький муж ей нравился даже больше, чем большой. Она с удовольствием носила бы его в ладонях, только боялась, что будет царапаться. Удалов лежал недвижно на дне сумки. — Корнелий, — сказала Ксения, — не притворяйся. Корнелий не шевельнулся. — Корнелий, — Ксения потрогала мужа пальцем, и тот безжизненно и податливо перевернулся на спину. Ксения попыталась было нащупать пульс, но поняла, что так недолго сломать мужу ручку. Обливаясь нахлынувшими слезами, Ксения вытащила мужа из сумки и положила на диван. Сама же бросилась к Минцу. Того не было дома. Метнулась обратно в комнату, и Удалов, который к тому времени уже вскочил и бегал по дивану, ища места, чтобы спрыгнуть, еле успел улечься снова и принять безжизненную позу. Ксения не обратила внимания на то, что ее муж лежит не там, где был оставлен. Она вслух проклинала Минца, который погубил ее Корнелия, и собралась уже бежать в неотложку, но спохватилась — неотложка приезжает за людьми — что ей делать с птенчиком? Удалов сам себя погубил. Ему показалось, что жена отвернулась, и он легонько подпрыгнул и сделал короткую перебежку к диванной подушке. И Ксения увидела его притворство и ужасно оскорбилась. — Ах так! — сказала она. — Притворяешься? Пугаешь самого близкого тебе человека, любящую тебя жену? Просидишь до завтрашнего вечера в сумке. Одумаешься. И она бросила его в сумку, брезгливо держа двумя пальцами, словно гусеницу. Удалов немного ушибся и проклял свое нетерпение. И снова принялся плести лестницу из волоса Ксении. Ксения отказалась от мысли кормить Удалова. Пускай помучается. Правда, поставила ему в сумку свой наперсток и пояснила: — Это тебе как ночной горшок. Понял? — Я тебя ненавижу, — ответил Удалов с горечью. И тут же его охватило бессильное озлобление, и он начал бегать, проваливаясь по колено в вату, и махать кулачонками. — Ах так, — сказала Ксения и села к телевизору, включив его на полную громкость, чтобы не слышать упреков и оскорблений. А если до нее и доносился голосок мужа, то она отвечала однообразно: — Для твоего блага. Для твоего перевоспитания. Но спокойствия в душе Ксении не было. Она приобрела то, чего не смогла приобрести ни одна женщина на свете — карманного мужчину. Но торжество ее было неполным. Во-первых, мужчина не желал быть карманным, во-вторых, ей не с кем было поделиться своим триумфом. И тогда Ксения решилась. Она выключила телевизор на самом интересном месте, застегнула сумочку и собралась в гости к Антонине. 3 В пути Удалова укачало. Он перестал буянить и только заткнул уши, чтобы не слышать, как Ксения размышляет вслух об их будущей счастливой жизни. Антонина не ожидала поздних гостей. — Ксюша, — сказала она. — А я вас завтра звала. Антонина отличалась удивительной бестактностью. — Ничего, — ответила Ксения. — Мы ненадолго. — А Корнелий придет? — спросила Антонина. — Мой-то дрыхнет. На футбол ходил. Вот и дрыхнет. Только пирога не жди. Пирог я на завтра запланировала. Придется кого-то еще звать на завтра вместо тебя. Как здоровье, Ксения? Ноги не беспокоят? Ноги болели не у Ксении, а у ее двоюродной сестры Насти. Но Ксения спорить не стала, да и не было никакой возможности спорить, если ты пришла к тетке Антонине. — Ты проходи, — сказала Антонина, — чего стоишь в прихожей? Ксения послушно прошла в комнату, тесно заставленную мебелью, потому что Антонина любила покупать новые вещи, но не могла заставить себя расстаться со старыми. На тахте, сжатой между двумя буфетами — старым и новым, лежал Антонинин муж Геннадий, такой же сухой, жилистый и длинноносый, как Антонина, и, закрыв голову газетой, делал вид, что спит, надеялся, что его не тронут и уйдут в другую комнату. — Вставай, — сказала строго Антонина. — Развлекай гостей. Я пойду чай поставлю. Нет хуже, чем гость не ко времени. А твой-то где? — Со мной, — лукаво ответила Ксения. — А, — согласилась Антонина, которая как всегда слушала плохо и была занята своими мыслями. — Никогда он ко мне не приходит. Брезгует. Ты вставай, Геннадий, вставай. И Антонина ушла на кухню, оставив Ксению на попечение мужа, который так и не снял с лица газету. В другой раз Ксения, может быть, и обиделась бы, ушла. Но сейчас понимала, что явилась к людям, когда не звали, а потому сама виновата. Но желание удивить родственников подавило все остальные чувства, так что Ксения послушно уселась за стол, поставив сумку рядом с собой на скатерть. Минут через пять, в течение которых в комнате царило молчание, нарушаемое лишь демонстративным посапыванием Геннадия, вернулась Антонина. — Так я и знала, — сказала она. — Ты, глупая, сидишь, словно клуша, а мой изображает из себя спящую красавицу. Ну, уж это слишком. Антонина, быстро и споро накрывая на стол, выкроила секунду, чтобы потянуть мужа за ногу. — А, племянница, — сказал Геннадий, словно и в самом деле только проснулся. — А где Корнелий? — Здесь он. — Ага, — сказал Геннадий. Он в одних носках подошел к столу и сел напротив Ксении. — Я тоже по гостям ходить не терплю. Все это сплошные бабские разговоры. Нет, меня не затянешь. А Корнелия за его упрямство даже уважаю. Корнелий пошевелился в сумке, отчего та вздрогнула, а Ксения подвинула ее к себе. — Шшшш! — сказала она строго. — Чего? — удивился дядя Геннадий. — Не тебе, — сказала Ксения. — Это я Удалову. Удалов больше не двигался. Он испугался, что его будут показывать, а это было унижение хуже смерти. Тут Антонина принесла самовар. Сели пить чай. — Ты сумку со стола убери, — сказала Антонина племяннице. — Не дело сумку на столе держать. Ксения улыбнулась, но сумку убрала, поставила на пол, между туфель, чтобы кто случайно не задел, потому что очень любила своего Корнелия. От толчка Корнелий сказал: «Ой!» — Все-таки, — сказала Ксения сладким голосом, чтобы заглушить крик мужа, а также навести разговор на нужную тему, — все-таки будь моя воля, я бы мужиков далеко не отпускала. Ну, отработал, пришел домой — а дальше никуда. — Всю жизнь мучаюсь, — ответила Антонина в сердцах. — Всю жизнь. — Это есть спесь и тщеславие, — сказал дядя Геннадий. — Ты нам по маленькой не поставишь по случаю праздника? — Молчи, — ответила Антонина. — В одиночестве пить — алкоголизм. Сам же читал в журнале «Здоровье». — Если по маленькой — не алкоголизм, а удовольствие. Ведь и Ксения не откажется. Не откажешься, Ксюша? Дядя Геннадий глядел на племянницу с надеждой. — Не откажусь, — ответила Ксения. — И Корнелий не откажется. Тут тетя Антонина не выдержала. — Ксюша, ты здоровая? — спросила она. — Если что — аспирину дам. Я же заметила, думаешь, глухая? Ты все твердишь — со мной Корнелий, рядом Корнелий. А мы-то видим, что нет его. Ты говори всю правду. Может, ушел совсем? Может, что случилось? Может, кого еще нашел? — Ой нет, тетя Антонина, — сказала Ксения. Она так и лучилась удовольствием. — Только с мужем обращаться надо уметь. Вот ты всю жизнь прожила с дядей Геннадием, а он тебя избегает. — Я бы от нее в Австралию убежал, к антиподам, — сказал Геннадий. — Может, еще завербуюсь на Сахалин. — Молчи, — ответила Антонина. — Все равно выпить не дам. Потом Антонина обернулась к племяннице и сказала назидательно: — Мужчину не удержишь. Мужчина — такое дикое животное, что требует свободы. Так что привыкай. К себе его не привяжешь и в сумку его не положишь. — Это точно, — сказал дядя Геннадий. Наступил миг Ксениного торжества. — Кто не положит, — сказала она. — А кто и положит. С этими словами она достала сумку из-под стола, поставила ее рядом с чашкой и сказала, расстегивая: — Может, тетя, Корнелию чайку нальешь? А то он у меня не ужинавши. Она извлекла из сумки сопротивляющегося нагого человечка и двумя пальцами поставила на стол. — Вот он, мой ласковый, — сказала она. Ласковый стоял, согнувшись, стеснялся, и готов был плакать. — Господи, — сказала Антонина, — ты что же с мужем сделала, безобразница? — Уменьшила его, — ответила Ксения, — до удобного размера, чтобы носить с собой и не расставаться в выходные дни. Добрые люди помогли, дали средство. — Так нельзя, — сказал Геннадий. — Это уж слишком. Если вы, бабы, будете своих мужей приводить в такое состояние, это вам добром не пройдет. — Не пройдет! — закричал комаром Удалов. — Я требую развода! При свидетелях! — Не спеши, — сказала рассудительная Антонина. — Ты у своих, не опасайся. Мы тут в семье все и уладим. Потом она поглядела на Ксению с укоризной: — Ну зачем ты так, Ксюша? Мужчине перед людьми стыдно. Ему же на службу идти, а как он такой жалкий на службу пойдет? Кто его слушаться будет? А если его завтра в горсовет вызовут? — Я требую развода! — настаивал Удалов. Он забыл о своей наготе и бегал между чашками, норовя прорваться к Ксении, а Ксения отодвигала его ложкой от края стола, чтобы не свалился. — А ты помолчи, — сказала ему Антонина. — Прикрой стыд. Не маленький. Удалов опомнился, метнулся к чайнику с заваркой, но укрыться за ним не смог, в полном отчаянии схватился за край поллитровой банки с вареньем, подтянулся и перевалился внутрь. — Не беспокойтесь, тетечка, — сказала Ксения, следя, чтобы Удалов не утонул. — Это только на выходные и на праздники. С понедельника он придет в состояние. — Не одобряю, — сказала Антонина. Она многого не одобряла. И шумела Антонина не из любви к Удалову, не из жалости, а из боязни всякого новшества, пускай даже на первый взгляд новшества, удобного для женщин. — А ты вылезай, — строго приказала Антонина Удалову. — После тебя продукт придется выкидывать. — А ты вынь меня, — пискнул Удалов. — Я же сам не вылезу. Голосок у него стал слабенький, еле доносился из банки. — Пчела! — закричал Удалов. Пчела и в самом деле кружилась над ним, примеривалась. И спокойно могла бы закусать Удалова до смерти. Теперь ему многое грозило смертью. Ксения вскочила, достала платок и стала гонять пчелу, а Антонина чем больше смотрела на это безобразие, тем больше сердилась, мрачнела и даже совсем замолкла, потому что гнев в ней должен был накопиться, как пар в котле, прежде чем произойдет взрыв. Чувствуя это и не желая терять времени понапрасну, дядя Геннадий тихонько встал из-за стола, подмигнул Удалову, к которому проникся сочувствием, и на цыпочках отошел к буфету, открыл его и налил из графина себе в стакан, а Удалову в маленькую рюмочку, которая хоть и маленькая, а для Удалова была как ведро. Прогнав пчелу, Ксения достала Удалова двумя пальцами из варенья и, налив в блюдце горячей заварки из чайника и подув в нее, чтобы не обжечь мужа, окунула в заварку Удалова. Тому было горячо, он сопротивлялся, а Ксения смывала с него сироп и ягоды и приговаривала: — Потерпи цыпочка, потерпи лапочка. — Вот что, — взорвалась наконец тетя Антонина. — Я тебя, Ксения, сегодня не звала. Так что можешь идти домой. В милицию я на твое поведение, так и быть, жаловаться не пойду, но матери твоей непременно сообщу. Дожили. С голым карликом заявилась. А ты, Геннадий, рюмки спрячь. Не время пить! — Тоня, — сказал Геннадий миролюбиво, но стакан отставил и рюмку от Удалова отодвинул. — Может, это в Париже так с мужьями поступают, но у себя мы этого не позволим. В крайнем случае в газету напишу. Там меня знают. А то сегодня я тебя, а завтра ты меня — человек человеку волк, да? — Тетя Тоня, — пыталась возразить Ксения. — Я же для его блага. Чтобы муж не пил, не гулял, был при доме. Это же любовь! Но Антонина подошла к Геннадию, вцепилась пятерней ему в седые волосы, будто испугалась, как бы он и на самом деле не уменьшился, и ответила твердо: — Я своего в обиду не дам. Пусть какой ни на есть паршивый да гулящий, но такой уж мне достался и менять его не буду. Живи со своими штучками как ты того желаешь, но нас уволь. И если еще раз посмеешь с этим уродом ко мне в дом прийти, с порога выгоню. Иди. Тут Антонина еще раз взглянула на бывшего Удалова, потерявшего от унижений и мучений дар речи, и по ее щекам неожиданно покатились слезы. Ксения поняла, что делать ей в этом доме больше нечего. Она быстро затолкала мужа в сумочку и, не допив чая, пошла к двери. Антонина ее провожать не стала, а когда племянница ушла, повернулась к мужу и сказала сквозь слезы: — Если выпить хочется, ты выпей, маленькую. — Нет уж, спасибо, — сказал Геннадий, который тоже внутренне переживал эту тяжелую сцену. Антонина уселась, подперла голову ладонью и думала, что счастье — это когда у тебя муж в настоящем размере, и опасалась немного, как бы старик сдуру не вздумал ее в сумку запихать, чтобы не ворчала. И дала себе слово сдерживаться и старика не пилить. И держала это слово два дня, не меньше. Ксения шла домой не спеша, переживала разлад в семье, сумка раскачивалась в руке, и Удалова бросало из угла в угол. Он хватался за вату, стонал и пытался слизать с себя остатки вишневого варенья. 4 К приходу домой настроение Ксении немного улучшилось. Она поставила сумку на трельяж, между духами и пудрой, а сама улеглась спать. Решила, что завтра покажет Удалова своей подруге Римме, которая работала в женской парикмахерской и была большой модницей. И с этой мыслью Ксения счастливо заснула, закрыв дверь в соседнюю комнату, чтобы ночью Удалов криками или стонами не мешал ей спать. Ей снилось, как все женщины города ходят по улицам и носят в сумках, а то и водят на голубых ленточках своих мужчин. Все спали в шестнадцатом доме. Лишь Удалов мучился, словно граф Монте-Кристо в своей тюрьме, и кипел местью. Он уж проверил все швы и углы в сумке, но швы были крепкие, а нитки для него — как канаты, не разорвешь. И ножа нет. Даже перочинный ножик остался в кармане утерянных при уменьшении брюк. Удалов попробовал подпрыгнуть, чтобы достать до потолка, но потолок сумки был далек, не достать, Удалов присел на вату, стараясь придумать какой-нибудь выход и мечтая о том, как, выбравшись наружу, он навсегда уйдет из дома и будет лишь раз в месяц присылать деньги на воспитание детей. Детей было жалко. Вдруг Удалову показалось, что потолок чуть приблизился. И стенки сумки тоже приблизились. Несмотря на кромешную тьму, ощущение это было совершенно явственным. Удалов протянул руку вперед, и она уткнулась в материю. Удалов поднялся и без труда дотянулся до крыши. И тут он понял, что действие крупинки кончается. — Ура! — сказал он шепотом, чтобы не разбудить Ксению и не нарушить благоприятного процесса роста. Еще ни один ребенок на свете так не радовался росту, как радовался Удалов. Тягостный плен кончался. Без труда Удалов провел рукой по потолку, но застежка молнии находилась снаружи. Становилось тесно. Пришлось сесть. И тут Удалов немного испугался. Стенки сумки крепкие. Так можно и задохнуться. Рост все ускорялся. Удалов даже не успел позвать на помощь, как его тесно сдавила материя. Сумка оказалась, как назло, крепкой. Голова вжалась в плечи, и коленки отчаянно вдавливались в ребра. И когда Удалов уже готов был завопить от боли и ужаса, сумка со страшным треском разлетелась в клочки, а Удалов грохнулся на пол. Зеркала на трельяже разлетелись вдребезги, осколки пулеметной очередью прошили стекло буфета, пронзив по очереди все чешские бокалы и праздничный сервиз, а упавшая от этого с буфета хрустальная ваза, врученная Удалову восемь лет назад за победу в городских соревнованиях по городкам, умудрилась врезаться в этажерку с любимыми комнатными растениями Ксении. Комнатные растения принялись прыгать вниз и вверх, спасаясь от несчастья, и один из горшков задел люстру, подвески которой принялись выбивать дробь по стеклам окон и оставшимся до того целым стеклянным и фарфоровым предметам в комнате. От люстры осталась всего одна голая лампочка, и эта лампочка сама по себе загорелась и осветила помещение, по которому, не в силах остановиться, носились в разные стороны разбитые и поломанные предметы. Удалов слушал этот грохот и наблюдал это разрушение, словно прелестный сердцу балетный спектакль, потому что им владело чувство мести и месть эта была удовлетворена. И по мере того, как разрушение комнаты, в которой было совершено посягательство на самое дорогое — на личную свободу Удалова, заканчивалось, Удалова охватывало внутреннее удовлетворение и даже удовольствие. Он уже не сердился ни на Ксению, ни на слишком изобретательного Минца. Когда через полторы минуты, теряя на бегу бигуди, в комнату ворвалась Ксения, она увидела жуткую картину мамаева побоища. А на полу, посреди этого, сидел совершенно обнаженный Корнелий Удалов и приводил в порядок удочки, чего не успел сделать за ужином. До отъезда на рыбалку оставалось всего ничего. Перед тем, как грохнуться в обморок, Ксения успела спросить: — Это все ты? — Нет, ты, — ответил Удалов, перекусывая леску. Не гневи колдуна! В наши дни никто в колдунов не верит. Создается впечатление, что они вымерли даже в литературе. Изредка мелькнет там волшебник. Но волшебник — это не колдун, а куда более воспитанный пришелец с Запада. Пока наши деды не начитались в детстве сказок братьев Гримм и Андерсена, они о волшебниках и не подозревали, а теперь вот какой-нибудь гном нам ближе и понятнее, чем простой колдун. Этим феноменом и объясняется то, что когда колдун вышел из леса и направился к Удалову, тот даже не заподозрил дурного. Колдун был одет неопрятно и притом претенциозно. На нем был драный тулуп, заячья шапка и хромовые сапожки со шпорами и пряжками, как бывают на дамских сумочках. — Ловится? — спросил колдун. Удалов кинул взгляд на колдуна, затем снова уставился на удочку. Ловилось неплохо, хотя и стояла поздняя осень, с утра примораживало и опавшие листья похрустывали под ногами, как вафли. Колдун наклонился над ведром, в котором лежали, порой вздрагивая, подлещики, и сказал: — Половину отдашь мне. — Еще чего, — улыбнулся Удалов и подсек. На этот раз попалась плотвичка. Она прыгала по жухлой траве, старалась нырнуть обратно в озеро. — Поделись, — сказал колдун. — Я здесь хозяин. Со мной делится надо. — Какой год сюда приезжаю рыбачить, — сказал Удалов, кидая плотвичку в ведро, — хозяев не видал. У нас все равны. — Я здесь недавно, — сказал колдун, присаживаясь на корточки и болтая пальцем в ведре. — Пришел из других мест. Мирный я, понимаешь? Тогда-то Удалов впервые пригляделся к колдуну и остался недоволен его внешним видом. — Вы что, — спросил он, — на маскарад собрались или из больницы сбежали? — Как грубо, — вздохнул колдун. — Ниоткуда я не сбежал. Какую половину отдашь? Здесь у тебя шесть подлещиков, три ерша и плотвичка. Как делить? Удалов понял, что этот человек не шутит. И, как назло, на всем озере ни одного рыбака. Хоть шаром покати. Кричи не кричи, не дозовешься. А до шоссе километра три, да все лесом. — А вы где живете? — спросил Удалов почти вежливо. — Под корягой, — сказал колдун. — Холодно будет, чью-нибудь пустую дачу оккупирую. Я без претензий. — А что, своего дома нету? Рыбалка была испорчена. Ладно, все равно домой пора. Удалов поднялся, вытащил из воды вторую удочку и начал сматывать рыболовные орудия. — Дома своего мне не положено, потому что я колдун, вольное существо, — начал было колдун, но, заметив, что Удалов уходит, возмутился. — Ты что, уйти хочешь? Перечить вздумал? А ведь мне никто не перечит. В старые времена от одного моего вида на землю падали, умоляли, чтобы я чего добровольно взял, не губил. — Колдунов не бывает. Это суеверие. — Кому суеверие, а кому и грустная реальность. — Так чего же вас бояться? Удочки были смотаны. Удалов попрыгал, чтобы размять ноги. Холодно. Поднимается ветер. Из-за леса ползет туча — то ли дождь будет, то ли снег. — Ясное дело, почему боялись, — сказал колдун. — Потому что порчу могу навести. — Это в каком смысле? Глаза колдуна Удалову не нравились. Наглые глаза, страшноватые. — В самом прямом, — сказал колдун. — И на тебя порчу могу навести. И на корову твою, и на козу, и на домашнюю птицу. — Нет у меня скота и домашней птицы, — сказал Удалов, поднимая ведро и забрасывая на плечо удочки. — Откуда им быть, если я живу в городе. Так что прощайте. Удалов быстро шел по лесной тропинке, но колдун не отставал. Вился, как слепень, исчезал за деревьями, снова возникал на пути и все говорил. В ином случае Удалов поделился бы с человеком рыбой, не жадный, но тут уж дело принципа. Если тебе угрожают, сдаваться нельзя. И так много бездельников развелось. — Значит, отказываешься? Значит, не уважаешь? — канючил колдун. — Значит, так. — Значит, мне надо меры принимать? — Значит, принимай. — Так я же на тебя порчу напущу. Последний раз предупреждаю. — Какую же? — Чесотку могу. И лихорадку могу. — Противно слушать. От этого всего лекарства изобретены. — Ну хоть двух подлещиков дай. — И не проси. — Стой! — колдун забежал вперед и преградил путь. — В последний раз предупредил! — Не препятствуй. Я из-за тебя на автобус опоздаю, домой поздно приеду, завтра на службе буду невыспавшийся. Понимаешь? — На службу ходишь? — удивился колдун. — И еще рыбку ловишь? — А как же? — Удалов отстранил колдуна и проследовал дальше. — Как же в жизни без разнообразия? Так и помереть можно. Если бы я только на службу ходил да с женой общался, без всякого хобби, наверное, помер бы с тоски. Человеку в жизни необходимо разнообразие. Без этого он не человек, а существо. Колдун шел рядом и соглашался. Удалову даже показалось, что колдун сейчас сознается, что и у него есть тайное хобби, к примеру собирание бабочек или жуков. Но вместо этого колдун вдруг захихикал, и было в этом хихиканье что-то тревожное. — Понял, — сказал колдун. — Смерть тебе пришла, Корнелий Удалов. Знаю я, какую на тебя напустить порчу. — Говори, — Удалов совсем осмелел. — Смотри же. Колдун выхватил клок из серой бороды, сорвал с дерева желтый лист, подобрал с земли комок, стал все это мять, причитая по-старославянски, и притом приплясывать. Зрелище было неприятным и тягостным, но Удалов ждал, словно не мог оставить в лесу припадочного человека. Но ждать надоело, и Удалов махнул рукой, оставайся, мол, и пошел дальше. Вслед неслись вопли, а потом наступила тишина. Удалов решил было, что колдун отвязался, но тут же сзади раздались частые глухие шаги. — Все! — задышал в спину колдун. — Заколдованный ты, товарищ Удалов. Не будет в твоей жизни разнообразия. Такая на тебя напущена порча. Будет твоя жизнь идти по однообразному кругу, день за днем, неделя за неделей. И будет она повторяться точь-в-точь. И не вырвешься ты из этого порочного круга до самой смерти и еще будешь меня молить, чтобы выпустил я тебя из страшного плена, но я только захохочу тебе в лицо и спрошу: «А про рыбку помнишь?» И сгинул колдун в темнеющем воздухе. Словно слился со стволами осин. Только гнетущая влажная тяжесть опустилась на лес. Удалов помотал головой, чтобы отогнать воспоминание о колдуне, и поспешил к автобусной остановке. Там уже, стоя под козырьком и слушая, как стучат по нему мелкие капли дождя, подивился, что колдун откуда-то догадался о его фамилии. Ведь Удалов колдуну, естественно, не представлялся. Еще в автобусе Удалов о колдуне помнил, а домой пришел — совсем забыл. Утром Удалова растолкала жена. — Корнелий, ты до обеда спать намерен? Потом подошла к кровати сына Максимки и спросила: — Максим, ты в школу опоздать хочешь? И тут же: плюх-плюх — на сковородку яйца, пшик-пшик — нож по батону, буль-буль — молоко из бутылки, ууу-ууу-иии — чайник закипел. Удалов поднялся с трудом, голова тяжелая, вчера перебрал свежего воздуха. С утра сегодня заседание. Опять план горит… — Максим, — спросил он. — Ты скоро из уборной вылезешь? В автобусе, пока ехал на службу, заметил знакомые лица. В конторе была видимость деловитости. Удалов раскланялся с кем надо, прошел к себе, сел за свой стол и с подозрением оглядел его поверхность, словно там мог таиться скорпион. Скорпиона не было. Удалов вздохнул, и начался рабочий день. Когда Удалов вернулся домой, на плитке кипел суп. Ксения стирала, а Максимка готовил уроки; За окном стояла осенняя мразь, темно, как в омуте. Стол, за которым еще летом играли в домино, поблескивал под фонарем, а с голых кустов на него сыпались ледяные брызги. Осень. Пустое время. Незаметно прошла; неделя. День за днем. В воскресенье Удалов на рыбалку не поехал, какой уж там клев, сходили в гости к Антонине, Ксениной родственнице, посидели, посмотрели телевизор, попили чаю, вернулись домой. Утром в понедельник Удалов проснулся от голоса жены: — Корнелий, ты что, до обеда спать собрался? Потом жена подошла к кровати Максимки и спросила: — Максим, ты намерен в школу опоздать? И тут же: плюх-плюх — о сковородку яйца, пшик-пшик — нож по батону, буль-буль-буль молоко из бутылки, ууу-иии — чайник закипел. Удалов с трудом поднялся, голова тяжелая, а сегодня с утра совещание. А потом дела, дела… — Максим! — крикнул он. — Ты долго будешь в уборной прохлаждаться? Как будто перед мысленным слухом Удалова прокрутили магнитофонную пленку. Где он все это слышал? В конторе суетились, спорили в коридоре. Удалов прошел к себе, сел и с подозрением оглядел поверхность стола, словно там мог таиться скорпион. Скорпиона не было. Удалов вздохнул и принялся готовить бумаги к совещанию. В воскресенье Удалов хотел было съездить на рыбалку, да погода не позволила, снег с дождем. Так что после обеда он спустился к соседу, побеседовали, посмотрели телевизор. В понедельник Удалов проснулся от странного ожидания. Лежал с закрытыми глазами и ждал. Дождался: — Корнелий, ты до обеда спать собираешься? — Стой! — Удалов вскочил и с размаху босыми пятками в пол. — Кто тебя научил? Других слов не знаешь? Но жена будто не слышала. Она подошла к кровати сына и сказала: — Максим, ты намерен в школу сегодня идти? И тут же: плюх-плюх — о сковородку яйца… Удалов стал совать ноги в брюки, спешил вырваться из дома. Но не получилось. Поймал себя на нервном возгласе: — Максим, ты скоро из уборной… — и осекся. Опомнился только на улице. Куда он едет? На службу едет. Зачем? А в конторе была суматоха. Готовились к совещанию по итогам месяца… Но стоило Удалову поглядеть на потертую поверхность своего стола, как неведомая сила подхватила его и вынесла вновь на улицу. Почему-то побежал он к рыбному магазину и, отстояв небольшую очередь, купил щуку, килограмма в три весом. Завернул щуку в газету и с этим свертком появился на автобусной остановке. …Сыпал мокрый снежок, таял на земле и корнях деревьев. Лес был молчалив. Внимательно прислушивался к тому, что произойдет. — Эй, — сказал Удалов несмело. Из-за дерева вышел колдун и сказал: — Щуку принес? В щуке костей много. — Откуда же в щуке костям быть? — возмутился Удалов. — Это же не лещ. — Лещ-то лучше, — сказал колдун. Пощупал рукой висящий из газеты щучий хвост. — Мороженая? — Но свежая, — сказал Удалов. — А что, допекло? — колдун принял щуку, как молодой отец ребенка у роддома. — Сил больше нет, — признался Удалов, — плюх-плюх, пшик-пшик… — Быстро, — сказал колдун. — Всего две недели прошло. — Я больше не буду, — сказал Удалов. Колдун поглядел на серое небо, сказал задумчиво: — Что-то я сегодня добрый. А казалось бы, чего тебя жалеть? Ведь заслужил наказание? — Я вам щуку принес. Три кило двести. — Ну ладно, подержи. Колдун вернул щуку Удалову и принялся совершать руками пассы. На душе у Корнелия было гадко. А вдруг это шутка? — Все, — сказал колдун, протягивая руки за рыбой. — Свободен ты, Удалов. Летом будешь мне каждого второго подлещика отдавать. — Обязательно, — сказал Удалов, понимая уже, что его провели. Колдун закинул щуку на плечо, как винтовку, и зашагал в кусты. — Постойте, — сказал Удалов вслед. — А если… Но слова его запутались в мокрых ветвях, и он понял, что в лесу никого нет. Удалов вяло добрел до автобусной остановки. Он покачивал головой и убеждал себя, что хоть колдун — отвратительная личность, шантажист, вымогатель… Пока Удалов добрался до дому, он так измучился и постарел, что какая-то девушка попыталась уступить ему место в автобусе. В страхе он улегся спать и со страхом ждал утра, во сне ведя бесцельные и озлобленные беседы с колдуном. И чем ближе утро, тем меньше он верил в избавление… Но обошлось. На следующее утро Ксения сварила манную кашу, Максимка заболел свинкой и не пошел в школу, а самому Удалову пришлось уехать в командировку в Вологду, сроком на десять дней. Жильцы Грубин изобретал объемный телевизор. В свое время он создал обыкновенный, потом собрал цветной, когда их еще не продавали в магазинах. Тот, цветной, показывал во всем великолепии красок любую черно-белую программу. А теперь ему хотелось создать объемный. В любом случае это дело недалекого будущего, лет через десять — пятнадцать такой можно будет приобрести в кредит в любом специализированном магазине. Так чего же ждать? Полгода Грубин трудился. Все свободные деньги он тратил на транзисторы, провода и кристаллы, соседи трижды жаловались в милицию — дышать невозможно из-за постоянных утечек инертных газов, спать трудно из-за ночных взрывов, к тому же часто перегорают пробки. Грубин оправдывался, спорил, сопротивлялся, но не уступал. Профессор Минц, сам значительный ученый, спустился как-то к Грубину на первый этаж и сказал: Саша, я специально проглядел всю доступную литературу. На нынешнем уровне науки эта проблема практически неосуществима. Минц стоял посреди комнаты, по пояс скрытый отвергнутыми моделями, схемами, поломанными деталями, инструментами, изоляционными материалами. Грубин корчился в углу — ударило током, отмахивался паяльником и возражал: — Кто-то должен изобрести первым. Вы уперлись в невозможность и верите в нее. Я не верю и изобрету. — Дело ваше, — вздохнул профессор Минц. — Я все-таки оставлю вам последние журналы по этому вопросу. Посмотрите на досуге. Куда положить? — Куда хотите. Вряд ли я буду их читать. Вы думаете, что Галилей читал в журналах статьи о том, что Земля не вертится? — Тогда не было журналов. Но я полагаю, что он был широким и любознательным ученым. — Нет, не читал. Он с детства знал, что Земля не вертится. Ему хотелось доказать обратное. Минц все-таки оставил журналы. Он полагал, что Грубин кокетничает. Пахло паленой изоляцией. Вечером того же дня Грубин демонстрировал частичные успехи соседу и другу Корнелию Удалову. Изображение на экране двоилось и было нечетким. Но порой казалось, что часть экрана заметно вспучивается, выгибаясь в комнату. Тогда Удалов говорил: — Гляди, объем! — Вижу, — отвечал Грубин. — Значит, в принципе достижимо. Главное — не читать тех самых статей. Беда была в том, что объемной могла становиться, к примеру, рука диктора или галстук, или, наконец, один из этажей дома. За счет выпуклости в экране образовывалась впадина. Электронные трубки не выдерживали и лопались. — Одолжи сотню, — сказал Грубин. — Я на мели. — Ты же знаешь, — сказал Удалов. — Ксения уже прячет от меня деньги. Но опыты продолжались. В начале ноября Грубин позвал Удалова поглядеть на очередное достижение. Диктор, читавший последние известия, наполовину вылез из экрана. Тут он прервал речь и оглянулся по сторонам, словно понял, что попал в другую комнату. Удалов приблизился к экрану и заглянул сбоку. Нос диктора был вне телевизора. — Саша, — сказал Удалов. — Какая же это объемность? Он в самом деле наружу вылез. — А ты чего хотел? — Должно только казаться. — Вот тебе и кажется. — Да ты встань на мое место, погляди! — Чего глядеть? Уж нагляделся. Настоящая объемность должна казаться со всех сторон. Тут раздался взрыв, и трубка разлетелась на куски. Никто не пострадал. Удалов ушел ужинать. Окончательная победа пришла к Грубину вечером в пятницу, когда не перед кем было похвастаться. Все ушли в кино. Грубин включил первую программу. Показывали балет. Видно было, как далеко вглубь уходит сцена, как оттуда набегают на Грубина балерины. Одна с разбегу выскочила за рамку, но видно сообразила, что падает со сцены, ухватилась за край и перемахнула обратно. Эпизод с балериной так взволновал Грубина, что тот выключил телевизор и задумался. Ведь он мечтал о полной объемности изображения и добился своего. Но возник побочный эффект: для тех, кто был внутри телевизора, комната Грубина тоже оказалась реальным миром. Балерина побывала вне экрана, но смогла вернуться. Надо бы пойти к Минцу посоветоваться, какова физическая основа этого явления. Но Минц все поставит под сомнение, привлечет авторитеты и в результате докажет, что этого быть не может. Значит, надо убедиться самому. Грубин положил перед экраном подушку, чтобы чего не случилось, и снова включил телевизор. Балет кончился. Показывали цирк. Элегантная дрессировщица в блестящем наряде ходила в глубине экрана и погоняла палочкой крупных животных — тигра, льва и медведя. Животные прыгали с тумбы на тумбу, рычали и становились на задние лапы. Дрессировщица никак не подходила к краю экрана, звери тоже оставались вдали. Грубин опечалился — дрессировщица ему понравилась. На мгновение ему пригрезилась судьба Пигмалиона, который создал скульптуру и полюбил ее. Если бы дрессировщица вышла из телевизора и осталась бы на некоторое время здесь, Грубин узнал бы, как ее зовут, познакомился. За грезами он упустил момент, когда дрессировщицу начали снимать другой камерой и она оказалась к Грубину спиной. Лев надвигался на женщину, а она, отступая, как бы манила зверя за собой. Грубин потянулся к телевизору, чтобы выключить его. Он был согласен на дрессировщику, но не терпел дома львов. Но выключить телевизор он не успел: в тот момент, когда его рука прикоснулась к кнопке, дрессировщица оступилась, споткнулась о край экрана и лев, почуяв ее мгновенную слабость, прыгнул, скотина, на свою повелительницу. Дрессировщица сделала еще один быстрый шаг назад, конечно, не удержалась, с высоты рухнула на подушку у экрана, а за ней стрелой вылетел лев… И тут же трубка лопнула, посыпались осколки стекла и наступила тишина. Потом в телевизоре что-то зашипело, шипение передалось на громоздкую приставку, занимавшую чуть не половину комнаты, послышался треск, и стало темно — перегорели пробки. Грубин ощупью выбрался из комнаты и, взяв в привычном месте свечу и спички, полез чинить пробки. Хорошо, что никого нет дома. Еще вчера Ксения Удалова предупреждала: «Пережгешь еще раз, Саша, добьюсь, что тебя выселят из дома, жизни не пожалею на это доброе дело». Взбираясь на стремянку и отыскивая многострадальную пробку, Грубин краем уха прислушивался к тому, что происходит в его комнате. Разумеется, он понимал, что вся история с объемным изображением — фантом, кажущееся явление, но все равно встречаться со львом не хотелось. Свет загорелся. Грубин не спеша слез со стремянки, потушил свечу и с минуту постоял перед своей дверью. — Ну, — сказал он сам себе, — пошел, изобретатель. Он приоткрыл дверь на сантиметр. Внутри было тихо и пусто. Как и следовало ожидать. Ни девушки, ни льва. Грубин подошел к телевизору и опечалился, потому что для продолжения опытов придется покупать новую трубку, а денег нет и занять не у кого. Подушка перед экраном была засыпана осколками трубки. Чем-то эти осколки напомнили Грубину новогоднюю елку. Он подумал, что на подушке придется спать; потому взялся за угол ее, чтобы стряхнуть осколки на пол, но тут его взгляд упал на нечто цветное. Грубин приподнял крупный осколок и увидел, что на подушке лежит дрессировщица, мертвая или без чувств, ростом с цыпленка. Впрочем, ничего удивительного в этом не было. Ведь естественные человеческие размеры были плодом воображения зрителей, и если телевизионное изображение выпадает из экрана, то оно должно быть меньше экрана. Осознав это, Грубин оглянулся в поисках льва. Хоть лев стал размером с крысу, по характеру он остался львом. Льва не было видно. Дрессировщица лежала на подушке, очень похожая на настоящую. Грубину захотелось снова включить телевизор и поглядеть, осталась ли дрессировщица на арене или тигр с медведем бегают без присмотра? Грубин осторожно потрогал дрессировщицу пальцем, чтобы понять, пройдет ли палец насквозь или нет. Палец не прошел. На ощупь дрессировщица была теплой и упругой. От прикосновения она открыла глаза. Глаза были темные. — Ну, не ожидал, — сказал ей Грубин с некоторой укоризной. И в самом деле он ожидал иного. Если уж объемность оказалась такой реальной, лучше бы дрессировщица была ростом побольше. Дрессировщица показалась Грубину совсем молоденькой. Даже странно, что в таком возрасте ее доверили хищникам. — Ну что мне с тобой делать? — спросил Грубин. Девушка открыла рот, но никаких звуков не получилось. Девушка заплакала, но беззвучно, словно звук выключили. В дверь постучали. — Кто? — спросил Грубин. Вместо ответа раздался крик. Грубин обернулся. Удалов, с побелевшими от ужаса глазами, стоял в дверях, приподняв ногу, в которую вцепилось небольшое желтое животное. — Не бойся, — сказал Грубин, — это лев. Дрессировщица рыдала, а Грубин думал, как бы ей объяснить, что все обойдется, а вдруг она по-русски не понимает — гастролирует из-за рубежа? И начнется международный скандал? — Какой еще лев? — возмущался Удалов, размахивая ногой, чтобы стряхнуть хищника. Хищник отлетел по дуге в сторону и исчез к груде бракованных транзисторов. — Ты чего крыс развел? Ты представляешь, если Ксения узнает? — А ты ей не говори. — Нельзя. Она все равно узнает. Я — конспиратор никакой. Чего там у тебя? Удалов подошел к Грубину и заглянул ему через плечо. — Мама родная! — сказал он. — Куклами занялся! В этот момент дрессировщица приподнялась на локте и попыталась сесть. Если встречу со львом Удалов еще пережил, то при виде ожившей дрессировщицы силы оставили его. Он опустил голову и тихо пошел вон из комнаты. Грубину бы его остановить, объяснить научность феномена, но мысли его были столь встревожены, что ухода своего друга он практически не заметил. — Что же произошло? — спросил Грубин у дрессировщицы. Он перенес подушку с дрессировщицей на кровать и продолжал: — Пожалуй, нет ничего удивительного. Ведь все живое состоит из электронов. И ты из электронов. Так что мы с тобой в чем-то одинаковые. Только ты кажешься, а я настоящий. Дрессировщица обратила к Грубину умоляющий взор и протянула тоненькие ручки. — Просишь, чтобы вернул в телевизор? — спросил Грубин. Дрессировщица закивала головкой. — Прости, но в настоящий момент я лишен средств приобрести новый кинескоп. Кроме того, боюсь, что есть повреждения в приставке. Придется потерпеть. Ты есть хочешь? А пить будешь? Значит, эти функции у себя отсутствуют? Придется тебе пока отдыхать. Грубин отыскал старую коробку из-под ботинок, положил в нее тряпочку и на всякий случай поставил блюдце с водой. — Ложись, — сказал он, — утро вечера мудренее. Он перенес дрессировщицу в коробку и добавил: — Если ты стесняешься, то я свет погашу. Дрессировщица ничего, конечно, не ответила. Грубин подошел к шкафу, распахнул его и стал думать, что бы завтра продать — новый костюм или плащ. Решил, что все-таки продаст костюм, завернул его в бумагу. Потом заглянул в коробку. Дрессировщица не спала. — Ну что ты будешь делать! — сказал Грубин. — Женщина есть женщина. Я на твоем месте давно бы спал. Ночью Грубин проснулся от ужаса. Что-то шуршало неподалеку. Он вспомнил, что по комнате бродит взбешенный лев. Для Грубина он не опасен, а для девушки — страшный хищник. Грубин вскочил и босиком пробежал к выключателю. Если девушку растерзали, то она, немая, не могла даже позвать на помощь. Зрелище, представшее его глазам, успокоило и даже развеселило. Дрессировщица, не раздеваясь, спала на тряпочке. Спала она, положив головку на живот льву. Видно, в темноте лев отыскал свою хозяйку. И правильно, лев-то ручной, только на чужих кидается… Утром, пока гости еще спали, Грубин сбегал, продал одному человеку костюм за полцены, дождался открытия универмага, купил кинескоп, кое-чего перекусить и вернулся домой. Дом жил субботней утренней жизнью. Профессор Минц сидел у окна, читал журнал, Ксения Удалова выбивала во дворе ковер, юный Гаврилов гулял по двору с транзисторным приемником наперевес, в коридоре Грубину встретилась какая-то кошка, он сначала принял ее за льва, а потом встревожился — как бы кошка не пронюхала, что у него за жильцы. С жильцами ничего плохого не произошло. Они проснулись, сидели в коробке, дрессировщица заплетала львиную гриву в косички, а при виде Грубина вскочила и стала делать руками выразительные движения, которые Грубин истолковал так: «Ну сколько это может продолжаться? Вы оторвали меня от близких и любимой работы, держите в коробке и издеваетесь. Если вы такой умный, чтобы утащить человека в разгар представления, будьте любезны вернуть меня в коллектив!» — Сейчас, — ответил Грубин. — Примем меры. Ты не беспокойся. В нашей фирме накладок не бывает. А ты ведь даже не представляешь, какое значение для мировой науки имеет твое существование. Этого дрессировщица, как человек искусства, конечно, не поняла. К вечеру Грубину удалось наладить телевизор. Дрессировщица ничего не пила, не ела. Лев тоже не требовал пищи. Пора включать. Зажужжали лампы, включились печатные схемы, задрожали стрелки могучей телеприставки, и на экране возникла надпись: «Публицистическая студия «Дискуссионный клуб». Тут же показали строительный пейзаж, уставленный башенными кранами, а на переднем плане стоял молодой человек с микрофоном в руке, который рассказывал зрителям о непорядках на этом строительстве. У ног молодого человека крутила поземка, примораживало. Грубин хотел было, не тратя времени даром, отнести жильцов к экрану, но замешкался, потому что дрессировщица и лев были без теплой одежды. Пока он думал, как поступить, раздался грохот, звон стекла, и свет замигал. Грубин увидел выражение ужаса на лице дрессировщицы. Он обернулся к экрану. Поздно… Кинескоп снова лопнул, телевизор вышел из строя, и виной тому был молодой человек, выпавший из телевизора. Все еще сжимая в пальцах микрофон, он сидел на столе под телевизором и стряхивал с себя мелкие осколки стекла. — Этого еще не хватало! — в отчаянии воскликнул Грубин. Когда Грубин пересаживал молодого человека в коробку из-под ботинок, тот отчаянно сопротивлялся и даже умудрился цапнуть Грубина за руку, правда, кожу не прокусил. Видно, находился в шоке, не соображал, что происходит. А звуков, как и девушка, не издавал. При виде новенького лев замотал гривой, выражая недовольство. Зареванной девушке пришлось удерживать льва обеими руками, а молодой человек, не обращая на остальных жильцов внимания, принялся вылезать из коробки. Пришлось его отсадить в пустой ящик из-под гвоздей. Молодой человек принялся метаться по ящику и молотить в стенку кулачками. Грубин совсем опечалился. Он попал в финансовую, научную и моральную пропасть. Придется обратиться за советом и помощью к профессору Минцу. Стоило прийти к такому решению, как дверь в комнату распахнулась, и на пороге возник сам профессор Минц, словно отчаянные мысли Грубина проникли сквозь потолочные перекрытия. — Здравствуйте, голубчик, — сказал профессор, протискиваясь к центру комнаты. — Говорят, здесь у вас чудеса. — Здравствуйте, с Удаловым разговаривали? — Что же делать, если вы таитесь. Говорят, желтых крыс и живых кукол разводите? Так что произошло? — Сами поглядите. — Грубин, поддерживая профессора за тугой локоть, подвел его к коробке из-под ботинок. При виде громадной лысой головы профессора дрессировщица метнулась ко льву, словно ища защиты. Минц замер над коробкой, легонько почесывая кончик носа. — Откуда? — спросил он наконец. — Из телевизора, — признался Грубин. — Переборщил я с объемностью. Вот и стали вываливаться. — А, фантомы, — успокоился профессор. — А я-то испугался, что вы начали опыты по минимализации живых людей. — Как вам сказать, — возразил Грубин. — Что-то есть в них от живых людей. Даже переживают. — Любопытно. Но давайте отвлечемся от эмоций. — Профессор протянул руку, чтобы взять дрессировщицу и рассмотреть ее поближе. Лев приподнялся на задние лапы и попытался прикрыть собой девушку. — Очень любопытно, — повторил профессор, отбросив льва в угол коробки и умело подхватив дрессировщицу двумя пальцами. — Полное впечатление реальности. — Но почему так? — спросил Грубин. — Вы ей не повредите? — Зачем же вредить? Я вижу, вы загипнотизированы функциональностью этих изображений и опускаетесь на уровень темного Удалова. — Они же проявляют чувства. — А чем питаются? — Ничем. — Вот видите! Вы, голубчик, оказались в положении зрителя перед телевизором, который верит приключениям, имеющим быть, на экране. А это всего-навсего сценарий и операторское мастерство. — А вдруг это она и есть? — Не понял. — Та, что выступала? А вдруг она сюда переместилась? — Простите, Саша, но с такими мистическими настроениями вам лучше науку бросить. Наука не терпит сантиментов. Идите в поэты. Воспевайте фей и русалок, начните верить в привидения и астрологию. В голосе профессора звучал металл. Для него наука была богом, семьей, возлюбленной, родной матерью — всем. Колебания он рассматривал, как предательство. — Этот голографический фантом я забираю с собой, — сказал Минц, — у вас еще есть? — Есть еще один, — сказал Грубин. — В том ящике сидит. — Добудьте несколько образцов. Мы должны оперировать не случайными находками, а широким ассортиментом экземпляров. Дрессировщицу он все еще держал двумя пальцами. — Вот вам деньги. На три кинескопа. Потом рассчитаетесь. Наука требует жертв. Кстати, загляните потом ко мне, возьмите аргентинский сборник. Там статья Рудольфа Перейры о возможной фантомизации при стереоэффектах. Оттуда сможете многое почерпнуть в теоретическом плане. И еще одно: как только пустите установку, вызовите меня. От двери Минц обернулся и добавил: — Я рад за вас, коллега. Вы сделали большое дело. Учиться надо. Дрессировщица простирала к Грубину ручки. Дверь за профессором захлопнулась. Грубин заглянул в коробку. Лев в отчаянии лежал на дне, положив голову на лапы. — Нет! — крикнул Грубин, бросаясь за профессором. Он налетел на стол, ушиб колено, опрокинул на пол стопку печатных схем. — Стойте! Спина профессора была уже в конце коридора. — Что такое? — Пускай она пока у меня побудет. — Вы о ком? — Пускай девушка у меня побудет. Лев очень переживает. — Какой еще лев? — Отдайте, пожалуйста. — Саша, я поражен, — сказал Минц. — Из вас никогда не получится настоящий экспериментатор. Вы даете чувствам обмануть себя. Грубин подошел к профессору и протянул ладонь. — Ах, вот что, — насупился профессор. — Ясно… держите свое сокровище. Профессор передал девушку Грубину и развел руками. — Простите, — сказал он сурово. — Я вас не сразу раскусил. Но должен вас заверить, что у меня и в мыслях не было примазываться к чужой работе и славе. Так что ваши опасения беспочвенны. Высказавшись, профессор сердито потопал по коридору, к лестнице. — Лев Христофорович! — крикнул вслед Грубин. — Вы не так поняли! — Еще как понял! Не впервые сталкиваюсь с такими настроениями в научных кругах. Деньги можете пока не возвращать. Я не мстителен. Ступеньки взвизгнули под тяжелыми шагами профессора. — Эх, — махнул свободной рукой Грубин. — Как вам объяснишь! Словно муха пробежала по ладони: дрессировщица, сидя там, неловко повернулась и задела его каблучком. «Ну что ж, — подумал Грубин, — настоящего ученого из меня не выйдет. А жаль». Грубин возвратил дрессировщицу в коробку и сказал: — Пойду за новым кинескопом. Учти, если не получится, придется тебе остаться тут навсегда. Средства у нас кончились. Лев прыгал по коробке, как котенок, радовался встрече… Грубин вернулся через час, склоняясь под тяжестью двух кинескопов. Первым делом он проверил, как себя чувствуют жильцы. В коробке было мирно, а вот журналист исчез. Исхитрился вылезти из ящика. Вот незадача. Сейчас бы работать, каждая секунда на счету, а надо искать беглеца. А то станет жертвой какой-нибудь кошки. — Что делать? — спросил Грубин дрессировщицу. Как старый знакомый, он рассчитывал на сочувствие. Дрессировщица вскочила, не понимая, что еще стряслось. — Пропал твой напарник, — объяснил Грубин. — Сбежал. Где искать — ума не приложу. Дрессировщица задумалась, а потом показала на льва. — Предполагаешь использовать? Умница. А то мне без помощников час пришлось бы потратить — видишь, какой здесь беспорядок? Как бы только лев его не покалечил. Грубин выпустил жильцов из коробки, а сам принялся за работу. Для дрессировщицы со львом комната казалась минимум городской свалкой в несколько гектаров. Они медленно пробирались сквозь завалы, и порой Грубин терял их из виду. Минут через десять Грубин настолько увлекся любимым делом, что забыл о жильцах. Прошло еще полчаса, прежде чем он спохватился — где же они? Он вскочил, принялся крутиться, осторожно переступая, чтобы не наступить невзначай. Увидел он жильцов в необычном месте. Они сидели в ряд на грубинском галстуке, забытом под столом. Втроем. Дрессировщица увидела в вышине встревоженное лицо Грубина и помахала ему, утешая: продолжай, дескать, трудиться, мы уж как-нибудь без тебя разберемся. Грубин вернулся к установке. Но бывает же так: нужно спешить, а работа не клеится. До позднего вечера бился Грубин. Даже не поел. Для жильцов время тянулось еще медленнее. Они забрались в коробку — все-таки свой угол — о чем-то переговаривались знаками. Порой молодой человек принимался взволнованно ходить из угла в угол, а лев поворачивал голову ему вслед. Наступила ночь. Грубин не ложился. Ему казалось, что жильцы побледнели. Их электронная структура в любой момент могла отказать — и погибнут люди. Ничего не оставалось, как работать и надеяться… В половине пятого Грубин не выдержал, свалился на кровать, а когда очнулся, уже наступило воскресенье. Три часа коту под хвост! Он метнулся к коробке, как мать к колыбельке больного младенца!. Жильцы спали — лев посередке, люди по бокам, прижавшись к зверю. При виде этой жалкой картинки Грубин проглотил набежавшую слезу, притащил махровое полотенце, накрыл спящих и обернулся к машине. — Нет, — прошептал он, — ты покоришься! Он стиснул зубы, схватил отвертку, словно винтовку. И через час сопротивление телевизора было сломлено. Начали разгораться лампы, дрогнули стрелки приборов, и знакомый гул наполнил помещение. Главное теперь — не упустить момент. Грубин был, как сапер, который ошибается лишь раз. Если кто-то еще вывалится из экрана или перегорит трубка — Лучше пулю в лоб. По экрану пошли цветные полосы. Грубин бросился к коробке, подхватил ее — и обратно к телевизору. От сотрясения жильцы проснулись и хлопали глазами от ужаса и непонимания. — Держитесь, ребята! — воскликнул Грубин, — Сейчас или никогда! На просветлевшем экране обозначилась группа поющих детей. Спиной к экрану стоял дирижер. Он находился в опасной близости от рамы, и поэтому, выхватывая из коробки пленников и бросая их без церемоний внутрь, Грубин не спускал с дирижера глаз. Жильцы так и не поняли, что же произошло. Один за другим они оказались внутри телевизора — дрессировщица, молодой человек и лев. Дети, увидев льва, бросились врассыпную, дирижер отпрыгнул — и хорошо еще, что Грубин его подстраховал, подхватил на лету и кинул обратно… — продолжения этой драматической сцены Грубин не увидел. Раздался страшный треск. Дом пошатнулся. На всей улице перегорели пробки, на городской станции случилась авария, в комнате зазвенели стекла и распространились горелые запахи… Грубин с облегчением вздохнул и опустился на пол у телевизора. И тотчас заснул. Он не слышал, как шумели соседи, стучались к нему, грозили милицией… Однако на этом история не закончилась. Грубин прервал опыты. Следовало освоить теорию. Грубин помирился с Минцем, читал журналы. Профессор переводил ему непонятные места с иностранных языков. Чтобы расплатиться с долгами, Грубин много работал, экономил на питании и все ждал того часа, когда создаст базу для новых достижений. К весне Грубин исхудал, волосы стояли дыбом, глаза провалились так глубоко, что их не было видно. Удалов, который собрался в отпуск, пожалел друга и достал ему соцстраховскую путевку. Так они попали в Сочи. Как-то друзья гуляли по городу, и вдруг Грубин замер, словно пораженный молнией. — Гляди, Корнелий! — вскричал он. — Что? Где? — На афишу гляди! Узнаешь? На афише была изображена дрессировщица. Она стояла, опираясь рукой о гриву льва. Кроме одежды, она во всем совпадала с жиличкой. — Кто такая? — спросил Удалов. — Да я ж ее из телевизора вытащил! А ты еще удивлялся. — Не может быть! Грубин уже влек Удалова в сторону цирка. Удалов не сопротивлялся. Только бормотал: — Почему не может быть, очень даже может быть… Скажи, Саша, она в коробке жила?.. Саша, а вдруг она на тебя в обиде? Чем ближе они подходили к цирку, тем меньше было в Грубине уверенности. О чем они спросят дрессировщицу? Подозревает ли она, что ее уменьшенная копия прожила три дня в коробке из-под ботинок? Грубин замедлил шаги. Впереди показался цирк. — Корнелий, — сказал он, — может, домой пойдем? — Нет уж. Истина прежде всего. Погляди, это не она? Грубин поглядел вперед. У служебного входа стояла девушка. — Она. — Тогда иди. — Ни в коем случае. — А то я сам пойду. — Может, не надо? Удалов быстро пересек площадь. Грубин остался на месте. Удалов подлетел к девушке, но она его не заметила. Она смотрела в другую сторону. Грубин проследил за ее взглядом. К девушке спешил высокий молодой человек в кожаной куртке. Он поднял руку, приветствуя дрессировщицу. Тот самый молодой человек! Мысли Грубина носились по кругу, как мотоциклисты по гаревой дорожке. Надо было отозвать Удалова. Но как отзовешь, если он уже вцепился девушке в рукав, и Грубин, хотя стоял в ста шагах, отчетливо, видно, на нервной почве, слышал каждое слово. — Простите, девушка, но ваше лицо мне знакомо, — это голос Удалова. — Я вас не знаю, — это голос девушки. — Что ему от тебя нужно? — это голос молодого человека. — Может, вы меня в цирке видели? — это голос девушки. — Нет, я вас в другом месте видел. Вы в доме шестнадцать на Пушкинской улице бывали? — это голос Удалова. — Мы спешим, — это голос молодого человека. «Откуда же ей знать о доме шестнадцать?» — это мысли Грубина. — И вы не знаете моего друга Александра Грубина? — это голос Удалова. — Простите, не встречала, — это голос девушки. «Откуда ей знать, как меня зовут?» — это мысли Грубина. — Тогда простите за беспокойство, — это голос Удалова. — А на афише лев? Это ваше животное? — Это Акбар. — Как же, помню, он меня за брюки хватал. Молодые люди посмотрели на Удалова как-то странно и пошли прочь. И вдруг, словно ощутив настойчивый взгляд Грубина, девушка посмотрела через площадь. Встретилась с ним взором. Грубин даже сжался. — Сережа, — сказала девушка. — Откуда мне так знакомо лицо того человека? Очень знакомо. У меня с ним связаны неприятные воспоминания. Молодой человек взглянул на Грубина. Пожал плечами. Они пошли дальше. Но через несколько шагов остановился уже молодой человек. — Ты права, — сказал он, — Где-то я его встречал. Удалов вернулся к Грубину. — Пустой номер, — сказал он. — Забудь об этом. Космический десант Было это в августе, в субботу, в жаркий ветреный день. Николай Ложкин, пенсионер, уговорил своих соседей профессора Минца Льва Христофоровича и Корнелия Удалова провести этот день на озере Копенгаген, отдохнуть от городской суеты, от семьи и работы. Озеро Копенгаген лежит в двадцати километрах от города, туда надо добираться автобусом, потом пешком по тропинке, через смешанный лес. Название озера объясняется просто. Когда-то там стояла усадьба помещика Гуля (Гулькина), большого англомана, который полагал, что Копенгаген — английский адмирал. Название прижилось из-за странного для окрестных жителей звучания. Корнелий Удалов притащил с собой удочки, чтобы порыбачить, профессор Минц — чемоданчик со складной лабораторией, хотел взять воду на пробу, задумал разводить в озере мидий для народного хозяйства. Николай Ложкин желал загорать по системе йогов. Для начала они выбрали место в тени, под коренастой сосной, устроили там лагерь — расстелили одеяло, положили на него припасы, перекусили и завели разговор о разных проблемах. На озере был и еще кое-какой народ, но из-за жары никто рыбу не ловил, отдыхали. — Давно не было событий, — сказал Удалов. Он разделся, был в синих плавках с цветочком сбоку и в газетной треуголке, чтобы не обжечь солнцем лысину. — Обязательно будут события, — сказал старик Ложкин. — Погода стоит хорошая. Такого в наших местах не наблюдалось с 1878 года. — Для наглядности он нарисовал дату на леске, протянул стрелочку и написал рядом другую — 1978. — Столетие. В этот момент над ними показался космический корабль. Он беззвучно завис над озером, словно облетел всю Галактику в поисках столь красивого озера, а теперь не мог налюбоваться. — Глядите, — сказал Удалов. — Космические пришельцы. — Я же говорил, — сказал Ложкин. — Такие к нам еще не прилетали, — сказал Удалов, поднимаясь и сдвигая назад газетную треуголку. Вид у него был серьезный. Профессор Минц, который еще не раздевался, лишь ослабил галстук, также встал на ноги и расставил пальцы на определенном расстоянии от глаз, чтобы определить размеры корабля. — Таких еще не видели, — подтвердил Ложкин. — Это что-то новенькое. — Издалека летел, — сказал профессор Минц, закончив измерения. — Пю-мезонные ускорители совсем износились. Удалов с Ложкиным пригляделись и согласились с Минцем. Пю-мезонные ускорители требовали ремонта. Корабль медленно снижался, продвигаясь к берегу, и наконец завис над самой кромкой воды, бродив тень на песок.

The script ran 0.021 seconds.