Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Данте - Божественная комедия [1307-1321]
Язык оригинала: ITA
Известность произведения: Высокая
Метки: antique_european, poetry, Поэзия, Поэма, Эпос

Аннотация. Гвельфы и гибеллины давно стали достоянием истории, белые и черные — тоже, а явление Беатриче в XXX песни "Чистилища" — это явление навеки, и до сих пор перед всем миром она стоит под белым покрывалом, подпоясанная оливковой ветвью, в платье цвета живого огня и в зеленом плаще. Анна Ахматова. Слово о Данте. 1965 Из лекции о Данте Дело не в теологии и не в мифологии Данте. Дело в том, что ни одна книга не вызывает таких эстетических эмоций. А в книгах я ищу эмоции. «Комедия» — книга, которую все должны читать. Отстраняя лучший дар, который может нам предложить литература, мы предаемся странному аскетизму. Зачем лишать себя счастья читать «Комедию»? Притом, это чтение нетрудное. Трудно то, что за чтением: мнения, споры; но сама по себе книга кристально ясна. И главный герой, Данте, возможно, самый живой в литературе, а есть еще и другие... X. Л. БОРХЕС

Аннотация. Поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная Комедия» - бессмертный памятник XIV века, который является величайшим вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой литературы. В нем автор решает богословские, исторические и научные проблемы.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

Кого теснит и гложет об ином,     103   Но не о том, кто перед ним, забота; И мы, ободрясь от священных слов, Свои шаги направили в ворота.     106   Мы внутрь вошли, не повстречав врагов, И я, чтоб ведать образ муки грешной, Замкнутой между крепостных зубцов,     109   Ступив вовнутрь, кидаю взгляд поспешный И вижу лишь пустынные места, Исполненные скорби безутешной.     112   Как в Арле,[94] там, где Рона разлита, Как в Поле, где Карнаро многоводный[95] Смыкает Италийские врата,     115   Гробницами исхолмлен дол бесплодный, – Так здесь повсюду высились они, Но горечь этих мест была несходной;     118   Затем что здесь меж ям ползли огни, Так их каля, как в пламени горнила Железо не калилось искони.     121   Была раскрыта каждая могила, И горестный свидетельствовал стон, Каких она отверженцев таила     124   И я: «Учитель, кто похоронен В гробницах этих скорбных, что такими Стенаниями воздух оглашен?»     127   «Ересиархи, – молвил он, – и с ними Их присные, всех толков; глубь земли Они устлали толпами густыми.     130   Подобные с подобными легли, И зной в гробах где злей, где меньше страшен». Потом он вправо взял, и мы пошли     133   Меж полем мук и выступами башен.        Песнь десятая   Круг шестой (продолжение)       1   И вот идет, тропинкою, по краю, Между стеной кремля и местом мук, Учитель мой, и я вослед ступаю.     4   «О высший ум, из круга в горший круг, – Так начал я, – послушного стремящий, Ответь и к просьбе снизойди как друг.     7   Тех, кто положен здесь в земле горящей, Нельзя ль увидеть? Плиты у могил Откинуты, и стражи нет хранящей».         10   «Все будут замкнуты, – ответ мне был, – Когда вернутся из Иосафата[96] В той плоти вновь, какую кто носил.     13   Здесь кладбище для веривших когда-то, Как Эпикур[97] и все, кто вместе с ним, Что души с плотью гибнут без возврата     16   Здесь ты найдешь ответ речам твоим И утоленье помысла другого,[98] Который в сердце у тебя таим».     19   И я: «Мой добрый вождь, иное слово Я берегу, в душе его храня, Чтоб заповедь твою[99] блюсти сурово».     22   «Тосканец, ты, что городом огня Идешь, живой, и скромен столь примерно, Прошу тебя, побудь вблизи меня.     25   Ты, судя по наречию, наверно Сын благородной родины моей, Быть может, мной измученной чрезмерно,     28   Нежданно грянул звук таких речей Из некоей могилы; оробело Я к моему вождю прильнул тесней.     31   И он мне: «Что ты смотришь так несмело? Взгляни, ты видишь: Фарината встал. Вот: все от чресл и выше видно тело».     34   Уже я взгляд в лицо ему вперял; А он, чело и грудь вздымая властно, Казалось, Ад с презреньем озирал.     37   Меня мой вождь продвинул безопасно Среди огней, лизавших нам пяты, И так промолвил: «Говори с ним ясно».     40   Когда я стал у поднятой плиты, В ногах могилы, мертвый, глянув строго, Спросил надменно: «Чей потомок ты?»     43   Я, повинуясь, не укрыл ни слога, Но в точности поведал обо всем; Тогда он брови изогнул немного,     46   Потом сказал: «То был враждебный дом Мне, всем моим со кровным и клевретам; Он от меня два раза нес разгром».     49   «Хоть изгнаны, – не медлил я ответом, – Они вернулись вновь со всех сторон; А вашим счастья нет в искусстве этом».[100]     52   Тут новый призрак, в яме, где и он, Приподнял подбородок выше края; Казалось, он коленопреклонен.     55   Он посмотрел окрест, как бы желая Увидеть, нет ли спутника со мной; Но умерла надежда, и, рыдая,     58   Он молвил: «Если в этот склеп слепой Тебя привел твой величавый гений, Где сын мой? Почему он не с тобой?»     61   «Я не своею волей в царстве теней, – Ответил я, – и здесь мой вождь стоит; А Гвидо ваш не чтил его творений».     64   Его слова и казни самый вид Мне явственно прочли, кого я встретил; И отзыв мой был ясен и открыт.     67   Вдруг он вскочил, крича: «Как ты ответил? Он их не чтил? Его уж нет средь вас? Отрадный свет его очам не светел?»     70   И так как мой ответ на этот раз Недолгое молчанье предваряло, Он рухнул навзничь и исчез из глаз.[101]     73   А тот гордец, чья речь меня призвала Стать около, недвижен был и тих И облик свой не изменил нимало.     76   «То, – продолжал он снова, – что для них Искусство это трудным остается, Больнее мне, чем ложе мук моих.     79   Но раньше, чем в полсотый раз зажжется Лик госпожи, чью волю здесь творят,[102] Ты сам поймешь, легко ль оно дается.     82   Но в милый мир да обретешь возврат! – Поведай мне: зачем без снисхожденья Законы ваши всех моих клеймят?»     85   И я на это: «В память истребленья, Окрасившего Арбию[103] в багрец, У нас во храме так творят моленья».     88   Вздохнув в сердцах, он молвил наконец: «Там был не только я, и в бой едва ли Шел беспричинно хоть один боец.     91   Зато я был один,[104] когда решали Флоренцию стереть с лица земли; Я спас ее, при поднятом забрале».     94   «О, если б ваши внуки мир нашли! – Ответил я. – Но разрешите путы, Которые мой ум обволокли.     97   Как я сужу, пред вами разомкнуты Сокрытые в грядущем времена, А в настоящем взор ваш полон смуты».[105]     100   «Нам только даль отчетливо видна, – Он отвечал, – как дальнозорким людям; Лишь эта ясность нам Вождем дана.     103   Что близится, что есть, мы этим трудим Наш ум напрасно; по чужим вестям О вашем смертном бытии мы судим.     106   Поэтому, – как ты поймешь и сам, – Едва замкнется дверь времен грядущих,[106] Умрет все знанье, свойственное нам».     109   И я, в скорбях, меня укором жгущих: «Поведайте упавшему тому, Что сын его еще среди живущих;     112   Я лишь затем не отвечал ему, Что размышлял, сомнением объятый, Над тем, что ныне явственно уму».     115   Уже меня окликнул мой вожатый; Я молвил духу, что я речь прерву, Но знать хочу, кто с ним в земле проклятой.     118   И он: «Здесь больше тысячи во рву; И Федерик Второй[107] лег в яму эту, И кардинал[108]; лишь этих назову».     121   Тут он исчез; и к древнему поэту Я двинул шаг, в тревоге от угроз,[109] Ища разгадку темному ответу.     124   Мы вдаль пошли; учитель произнес: «Чем ты смущен? Я это сердцем чую». И я ему ответил на вопрос.     127   «Храни, как слышал, правду роковую Твоей судьбы», – мне повелел поэт. Потом он поднял перст: «Но знай другую:     130   Когда ты вступишь в благодатный свет Прекрасных глаз, все видящих правдиво, Постигнешь путь твоих грядущих лет».[110]     133   Затем левей он взял неторопливо, И нас от стен повел пологий скат К средине круга, в сторону обрыва,     136   Откуда тяжкий доносился смрад.        Песнь одиннадцатая   Круг шестой (окончание)       1   Мы подошли к окраине обвала, Где груда скал под нашею пятой Еще страшней пучину открывала.     4   И тут от вони едкой и густой, Навстречу нам из пропасти валившей, Мой вождь и я укрылись за плитой     7   Большой гробницы, с надписью, гласившей: «Здесь папа Анастасий заточен, Вослед Фотину правый путь забывший».[111]     10   «Не торопись ступать на этот склон, Чтоб к запаху привыкло обонянье; Потом мешать уже не будет он».     13   Так спутник мой. «Заполни ожиданье, Чтоб не пропало время», – я сказал. И он в ответ: «То и мое желанье».     16   «Мой сын, посередине этих скал, – Так начал он, – лежат, как три ступени, Три круга, меньше тех, что ты видал.     19   Во всех толпятся проклятые тени; Чтобы потом лишь посмотреть на них, Узнай их грех и образ их мучений.     22   В неправде, вредоносной для других, Цель всякой злобы, небу неугодной; Обман и сила – вот орудья злых.     25   Обман, порок, лишь человеку сродный, Гнусней Творцу; он заполняет дно И пыткою казнится безысходной.     28   Насилье в первый круг заключено, Который на три пояса дробится, Затем что видом тройственно оно,     31   Творцу, себе и ближнему чинится Насилье, им самим и их вещам, Как ты, внимая, можешь убедиться.     34   Насилье ближний терпит или сам, Чрез смерть и раны, или подвергаясь Пожарам, притесненьям, грабежам.     37   Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь, Громилы и разбойники идут Во внешний пояс, в нем распределяясь.     40   Иные сами смерть себе несут И своему добру; зато так больно Себя же в среднем поясе клянут     43   Те, кто ваш мир отринул своевольно, Кто возлюбил игру и мотовство И плакал там, где мог бы жить привольно.     46   Насильем оскорбляют божество, Хуля его и сердцем отрицая, Презрев любовь Творца и естество.     49   За это пояс, вьющийся вдоль края, Клеймит огнем Каорсу и Содом[112] И тех, кто ропщет, бога отвергая.     52   Обман, который всем сердцам знаком, Приносит вред и тем, кто доверяет, И тем, кто не доверился ни в чем.     55   Последний способ связь любви ломает, Но только лишь естественную связь; И казнь второго круга тех терзает,     58   Кто лицемерит, льстит, берет таясь, Волшбу, подлог, торг должностью церковной, Мздоимцев, своден и другую грязь.     61   А первый способ, разрушая кровный Союз любви, вдобавок не щадит Союз доверья, высший и духовный.     64   И самый малый круг, в котором Дит[113] Воздвиг престол и где ядро вселенной, Предавшего навеки поглотит».[114]     67   И я: «Учитель, в речи совершенной Ты образ бездны предо мной явил И рассказал, кто в ней томится пленный.     70   Но молви: те, кого объемлет ил,

The script ran 0.01 seconds.