Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Данте - Божественная комедия [1307-1321]
Язык оригинала: ITA
Известность произведения: Высокая
Метки: antique_european, poetry, Поэзия, Поэма, Эпос

Аннотация. Гвельфы и гибеллины давно стали достоянием истории, белые и черные — тоже, а явление Беатриче в XXX песни "Чистилища" — это явление навеки, и до сих пор перед всем миром она стоит под белым покрывалом, подпоясанная оливковой ветвью, в платье цвета живого огня и в зеленом плаще. Анна Ахматова. Слово о Данте. 1965 Из лекции о Данте Дело не в теологии и не в мифологии Данте. Дело в том, что ни одна книга не вызывает таких эстетических эмоций. А в книгах я ищу эмоции. «Комедия» — книга, которую все должны читать. Отстраняя лучший дар, который может нам предложить литература, мы предаемся странному аскетизму. Зачем лишать себя счастья читать «Комедию»? Притом, это чтение нетрудное. Трудно то, что за чтением: мнения, споры; но сама по себе книга кристально ясна. И главный герой, Данте, возможно, самый живой в литературе, а есть еще и другие... X. Л. БОРХЕС

Аннотация. Поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная Комедия» - бессмертный памятник XIV века, который является величайшим вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой литературы. В нем автор решает богословские, исторические и научные проблемы.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 

Когда же лангобардский зуб язвил Святую церковь, под его крылами Великий Карл, разя, ее укрыл.[1187]     97   Суди же сам о тех, кто с их грехами Помянут мной,[1188] суди об их делах, Первопричине всех несчастий с вами.     100   Тот – всенародный стяг втоптал во прах Для желтых лилий,[1189] тот – себе присвоил; Чей хуже грех – не взвесишь на весах.     103   Уж пусть бы гибеллин себе устроил Особый стяг! А этот – не для тех, Кто справедливость и его – раздвоил!     106   И гвельфам нет надежды на успех С их новым Карлом;[1190] львы крупней ходили, А эти когти с них сдирали мех!     109   Уже нередко дети слезы лили За грех отца; и люди пусть не ждут, Что бог покинет герб свой ради лилий!     112   А эта малая звезда – приют Тех душ, которые, стяжать желая Хвалу и честь, несли усердный труд.     115   И если цель желаний – лишь такая И верная дорога им чужда, То к небу луч любви восходит, тая.     118   Но в том – часть нашей радости, что мзда Нам по заслугам нашим воздается, Не меньше и не больше никогда.     121   И в этом так отрадно познается Живая Правда, что вовеки взор К какому-либо злу не обернется.     124   Различьем звуков гармоничен хор; Различье высей в нашей жизни ясной – Гармонией наполнило простор.     127   И здесь внутри жемчужины[1191] прекрасной Сияет свет Ромео, чьи труды Награждены неправдой столь ужасной.     130   Но провансальцам горестны плоды Их происков; и тот вкусит мытарства, Кому чужая доблесть злей беды.     133   Рамондо Берингьер четыре царства Дал дочерям; а ведал этим всем Ромео, скромный странник, враг коварства.     136   И все же, наущенный кое-кем, О нем, безвинном, он повел дознанье; Тот на десять представил пять и семь.[1192]     139   И, нищ и древен, сам ушел в изгнанье; Знай только мир, что в сердце он таил, За кусом кус прося на пропитанье, –     142   Его хваля, он громче бы хвалил!»[1193]        Песнь седьмая   Второе небо – Меркурий (окончание)       1   Osanna, sanctus Deus sabaoth, Superillustrans claritate tua Felices ignes horum malacoth!»[1194]     4   Так видел я поющей сущность[1195] ту И как она под свой напев поплыла, Двойного света движа красоту.     7   Она себя с другими в пляске слила, И, словно стаю мчащихся огней, Внезапное пространство их укрыло.     10   Колеблясь, я: «Скажи, скажи же ей, – Твердил себе. – Ты, жаждой опаленный, Скажи об этом госпоже твоей!»     13   Но даже в БЕ и в ИЧЕ[1196] приученный Святыню чтить, я, голову клоня, Поник, как человек в истоме сонной.     16   Она, таким не потерпев меня, Сказала, улыбнувшись мне так чудно, Что счастлив будешь посреди огня:     19   «Как я сужу, – а мне понять нетрудно, – Ты тем смущен, что праведная месть Быть может отомщенной правосудно.[1197]     22   Твои сомненья мне легко расплесть; А ты внимай, и то, чего не ведал, В моих словах ты будешь рад обресть.     25   За то, что тот, кто не рождался,[1198] не дал Связать свой произвол, себе на зло, – Прокляв себя, он всех проклятью предал;     28   И человечество больным слегло На долгие века во тьме растленной, Пока господне Слово[1199] не сошло     31   В мир, где природу, от творца вселенной Отпавшую, оно слило с собой Могуществом Любви неизреченной.     34   На то, что я скажу, глаза открой! Была природа эта, с ним слитая, Как в миг созданья, чистой и благой;     37   Но все же – тою, что обитель Рая Утратила, в преступной слепоте Путь истины и жизни презирая.     40   Поэтому и кара на кресте, Свершаясь над природой восприятой, Была превыше всех по правоте;     43   Но также и неправеднейшей платой, Когда мы взглянем, с чьим лицом слилась Природа эта и кто был распятый.     46   Так эта смерть, в последствиях делясь, И бога, и евреев утолила: Раскрылось небо, и земля встряслась.     49   И я тебе отныне разъяснила, Как справедливость праведным судом За праведное мщенье отомстила.[1200]     52   Но только вновь твой ум таким узлом, За мыслью мысль, обвился многократно, Что ждет свободы и томится в нем.     55   Ты говоришь: «Мне это все понятно; Но почему господь для нас избрал Лишь этот путь спасенья, мне невнятно».     58   Никто из тех, мой брат, не проникал Очами в тайну этого решенья, Чей дух в огне любви не возмужал.     61   Здесь многие пытают силу зренья, Но различают мало; потому Скажу, чем вызван этот путь спасенья.     64   Господня благость, отметая тьму, Горит в самой себе и так искрится, Что вечные красоты льет всему.     67   Все то, что прямо от нее струится,[1201] Пребудет вечно, ибо не прейдет Ее печать, когда она ложится.     70   Все то, что прямо от нее течет, Всецело вольно, ибо то свободно, Что новых сил[1202] не ощущает гнет.     73   Что ей сродней, то больше ей угодно; Священный жар, повсюду излучен, Живее в том, что более с ним сходно.     76   И человек всем этим наделен;[1203] Но при утрате хоть единой доли Он благородства своего лишен.     79   Один лишь грех его лишает воли, Лишая сходства с Истинным Добром, Которым он не озаряем боле.     82   Низверженный в достоинстве своем, Он встать не может, не восполнив счета Возмездием за наслажденье злом.     85   Природа ваша, согрешая tota[1204] В своем зерне,[1205] утратила, упав, Свои дары и райские ворота;     88   И не могла вернуть старинных прав, Как строгое покажет рассужденье, Тот или этот брод не миновав:     91   Иль чтоб господь ей даровал прощенье Из милости; иль чтобы смертный сам Мог искупить свое грехопаденье.     94   Теперь направь глаза ко глубинам Предвечного совета и вниманьем Усиленно прильни к мои словам!     97   Сам человек достойным воздаяньем Спасти себя не мог, лишенный сил Принизиться настолько послушаньем,     100   Насколько вознестись, ослушный, мнил; Вот почему своими он делами Себя бы никогда не искупил.     103   Был должен бог, раз не могли вы сами, К всецелой жизни возвратить людей, Будь то одним, будь то двумя путями.[1206]     106   Но делателю дело тем милей, Чем более, из сердца источая, В него вложил он благости своей;     109   И благость божья, в мире разлитая, Тем и другим направилась путем, Вас к прежним высям вознести желая.     112   Между последней тьмой и первым днем Величественней не было деянья И не свершится впредь ни на одном.[1207]     115   Бог, снизошедший до самоотданья, Щедрее вам помог себя спасти, Чем милостью простого оправданья;     118   И были бы закрыты все пути Для правосудья, если б сын господень Не принял униженья во плоти.     121   Чтоб ты от всех сомнений был свободен, Добавлю поясненье,[1208] и тогда Ты зоркостью со мною станешь сходен.     124   Ты говоришь: «И пламя, и вода, И воздух, и земля, и их смешенья, Придя в истленье, гибнут без следа.     127   А это ведь, однако же, творенья! И если речь твоя была верна, Им надо быть избавленным от тленья».     130   Брат! Ангелы и чистая страна, Где ты сейчас, – я так бы изложила, – В их совершенстве созданы сполна.[1209]     133   И те стихии, что ты назвал было, И сложенное ими естество Образовала созданная сила.     136   Сотворены[1210] само их вещество И сила тех творящих излучений, Что льют светила, движась вкруг него.     139   Душа животных и душа растений Из свойственной среды извлечены Лучами и движеньем звездной сени.     142   А ваши жизни в вас вдохновлены Всевышней благостью и к ней всецело, В нее влюбленные, устремлены.     145   На этом основать ты можешь смело И ваше воскресенье, если ты Припомнишь, как творилось ваше тело     148   И творенье прародительской четы».        Песнь восьмая   Третье небо – Венера – Любвеобильные       1   В погибшем мире[1211] веровать привыкли, Что излученья буйной страсти льет – Киприда, движась в третьем эпицикле;[1212]     4   И воздавал не только ей почет Обетов, жертв и песенного звона В былом неведенье былой народ,     7   Но чтились вместе с ней, как мать – Диона, И Купидон – как сын; и басня шла, Что на руки его брала Дидона.[1213]         10   Той, кем я начал, названа была Звезда, которая взирает страстно На солнце то вдогонку, то с чела.[1214]     13   Как мы туда взлетели, мне неясно; Но что мы – в ней, уверило меня Лицо вожатой, став вдвойне прекрасно.     16   Как различимы искры средь огня Иль голос в голосе, когда в движенье Придет второй, а первый ждет, звеня,     19   Так в этом свете видел я круженье Других светил, и разный бег их мчал, Как, верно, разно вечное их зренье.[1215]     22   От мерзлой тучи ветер не слетал Настолько быстрый, зримый иль незримый, Чтоб он не показался тих и вял     25   В сравненье с тем, как были к нам стремимы Святые светы, покидая пляс, Возникший там, где реют серафимы.[1216]     28   Из глуби тех, кто был вблизи от нас, «Осанна» так звучала, что томился По этим звукам я с тех пор не раз.     31   Потом один от прочих отделился И начал так: «Мы все служить тебе Спешим, чтоб ты о нас возвеселился.     34   В одном кругу, круженье и алчбе Наш сонм с чредой Начал[1217] небесных мчится, Которым ты сказал, в земной судьбе:     37   «Вы, чьей заботой третья твердь кружится»;[1218] Мы так полны любви, что для тебя Нам будет сладко и остановиться».     40   Мои глаза доверили себя Глазам владычицы и, их ответом Сомнение и робость истребя,     43

The script ran 0.01 seconds.