1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
я?» см. с. 14.
*
См. с. 291 — 302 настоящего
издания.
*
Когда в 1948 году
Шри Бхагаван
получил телеграмму
о кончине
Шивапракашама
Пиллая, он заметил:
«Шивапракашам
шива-пракашаманар»,
то есть
«Шивапракашам
стал светом
Шивы». Это означает,
что искренний
и всем сердцем
преданный
ученик достиг
Цели, которую
он так настоятельно
искал. См.:
Sri
Sadhu Om The
Path of Sri Ramana,
part
one, Tiruvannamalai, 1990, p. 148.
1
Причина этого
дана в главе
12.
*
Просодика —
часть учения
о стихе, касающаяся
соотношения
слогов (по
ударности,
долготе или
высоте).
**
Рамаяна
— индийский
эпос, посвященный
Шри Раме, воплощению
Вишну.
***
Махабхарата
— гигантский
индийский
эпос, относящийся
к первой половине
I
тысячелетия
до н. э.
*
Тем не менее
это блестящее
поэтическое
произведение,
шедевр духовной
литературы.
Отрывки из Шри
Рамана Гиты
см. на
с. 325 — 330 и 355 — 358. Полное
русское издание
поэмы будет
включать факсимиле
почерка самого
Шри Бхагавана.
*
Невмешательства
(франц.).
1
Приобретение
или отсутствие
оккультных
сил зависит
от
прарабдхи,
судьбы
человека. Они
не являются
знаками духовного
продвижения,
а их отсутствие
не говорит о
недостатке
прогресса.
*
Бхагавад-Гита
(II
: 47). См. в особенности:
Философские
тексты
«Махабхараты»,
вып. 1, кн. 1, Бхагавадгита.
Ашхабад,
1977. Семенцов В.
С. Бхагавадгита
в традиции
и современной
научной критике,
М., 1985.
1
Эпитет
Шивы.
2
Здесь подразумеваются
«сердца».
*
Ступеньки были
специально
вырублены для
него. См. с. 240.
*
Talks
with Sri Ramana Maharshi,
Tiruvannamalai,
1989. «Беседы
со Шри Раманой
Махарши», т. 1
— 3, охватывают
1935 — 1939 гг.
*
Сейчас обезьяны
снова живут
в Ашраме, пользуясь
относительно
большой свободой.
*
В Ашраме традиционно
используются
«тарелки» из
пальмового
листа или листьев
банана.
1
«У меня есть
четыре таких
знака благосклонности
от вождей
обезьян», —
сказал Шри
Бхагаван однажды,
указывая на
свою ногу.
*
«В
субботу, пятого
Ани, в год Сарвадхари,
на двенадцатый
день
ущербной луны,
находящейся
в созвездии
Вишакша, корова
Лакшми
достигла мукти».
*
Одноэтажные
летние дома
с верандой.
1
Формы «ашрам»
и «ашрамам»
обе правильны,
но первая отвечает
санскриту, а
вторая — тамильскому
языку.
*
Великий князь.
*
Алан
Чадвик был в
миру военнослужащим,
майором, а
потому, по традиции,
в знак уважения
его звание
присоединили
к
фамилии. Его
духовное имя
— Садху Аруначала.
**
Стремление
обращать в
какую-то веру,
учение и т. п.
*
Приблизительно
12,2 м ×
4,6 м.
*
Девочке, героине
стихотворений
для детей.
*
Апрель, май,
июнь.
*
Согласно традиции,
брахманы как
высшая каста
принимают
пищу отдельно
от небрахманов.
*
Бога, мира и
человека.
*
К
человеку (лат.).
**
Исход (3 : 14): «Бог
сказал Моисею:
Я есмь Сущий...»
*
См. с. 141.
*
См.: Шри Рамана
Махарши: Весть
Истины и Прямой
Путь к Себе.
Ленинград,
1991, с. 69
—
70.
*
Полностью
подготовленному,
зрелому, духовному
практику
Махарши мог
Взглядом дать
и Освобождение.
Так случилось
в начале сороковых
годов с X.
В. Л. Пунджа (Н.
W. L.
Poonja), ныне
известным
среди искателей
Истины как
Пападжи (Papaji).
Несмотря на
возраст, 85 лет,
Пападжи является
активнейшим
миссионером
Само-исследования.
В Лакнау (недалеко
от Дели), где
он постоянно
проживает,
вокруг него
объединились
несколько
сотен садхаков
со всех
уголков планеты,
в том
числе и из бывших
республик
Союза, — в рамках
регулярного
даршана,
именуемого
Cam-caнг
Бхаван (Satsang
Bhavan, А 306 Indira Nagar, Lucknow 226016, U. P. India).
*
Это произведение,
состоящее из
сорока стихов,
является приложением
к поэме «Сорок
стихов о Реальности».
См. с. 257.
*
См.:
Шри Рамана
Махарши: Весть
Истины и Прямой
Путь к
Себе. Л., 1991, с. 80.
**
См. там же, с. 79.
1
Ср. «Сердце
мудрого — на
правую сторону,
а сердце глупого
— на левую»
(Екклезиаст,
10 : 2).
*
Хридаям
(санскр.)
— Духовное
Сердце. (Хрит
+ Аям = Сердце
есмь Я).
*
«Сорок стихов
о Реальности»,
стих 35.
*
Евангелие от
Луки (12 : 2).
*
См.: Шри Рамана
Махарши: Весть
Истины и Прямой
Путь к
Себе, с. 59.
*
См. с. 329 настоящего
издания.
*
Здесь — попытка
словами описать
внутренний
переход к
Атма-вичаре:
от
вибрации в
Сердечном
центре к мысли
о Бхагаване,
о Бхагаване
в «моем» сердце
и, наконец, когда
эго, «я», подняло
голову, — к вопросу
«Кто я?»
*
«Царство Божие
внутрь вас
есть» (Евангелие
от Луки, 17
: 21).
*
См. с. 225.
*
Маурис Фридман
(1894 — 1976) — выдающийся
духовный искатель.
Он составил
и отредактировал
«Евангелие
Махарши». Был
очень близок
с Д. Кришнамурти,
Махатмой Ганди.
Свами Рамдас,
известный
Учитель, сказал
ему, что это
воплощение
будет для него
последним.
*
Интересно, что
по-английски
здесь игра
слов. Trip
переводится
и как «путешествие»,
и как «ложный
шаг».
*
См. с. 307 — 320 настоящего
издания.
*
Текст и комментарий
см. на с. 345 — 349 настоящего
издания.
*
Стихи, выражающие
сущность Практики,
с комментариями
С.
С. Когана,
близкого ученика
Шри Раманы,
включены во
вторую
часть издания.
См. с. 331 — 340.
*
Большое усилие,
напряжение
(франц.).
**
Говоря об этом
произведении
в подготовленном
им позднее
английском
«Собрании
работ Раманы
Махарши», Артур
Осборн отмечает,
что оно было
написано по
просьбе Нагаммы
(упоминавшейся
в предыдущей
главе, автора
замечательной
книги-дневника
«Письма из Шри
Раманашрама»),
чей родной
язык был телугу.
*
Почитатель
заснул в Холле.
Ему снится,
что он путешествует
по материкам
и океанам, достигает
Индии, Шри
Раманашрама
и входит в Холл.
Тут он просыпается
и обнаруживает,
что спал, не
сходя с места.
См. также: Будь
тем, кто ты
есть!
Наставления
Шри
Раманы
Махарши.
СПб, 1994, с. 57.
*
«Бриллиант
в короне Различения».
**
«Познание
Атмана».
*
Русский
перевод «Божественной
Песни» см.: Шри
Рамана Махарши:
Весть Истины
и Прямой Путь
к Себе. Л., 1991, с.
135 — 148. Для настоящего
издания этот
перевод модифицирован
и добавлен
комментарий
проф. К. Сваминатхана.
См. с. 303
— 320.
*
Речь
идет об эпизоде
знаменитого
мифа: «Пахтание
океана».
Доступное
изложение
этого мифа
см.: Э.
Н. Темкин,
В. Г. Эрман.
Мифы древней
Индии, М., 1982, с. 63 —
66.
**
Эпитет Шивы
(Могучий).
*
Анри Картье-Брессон
(Henri
Cartie-Bresson).
*
То есть в 1954 году.
В 1970 году построен
и освящен
замечательный
Зал, или Храм,
Шри Бхагавана.
Он стоит бок
о бок
с Храмом Матери,
т. е. тянется
с запада на
восток.
Западная
часть — великолепно
оформленное
захоронение
Шри Бхагавана,
где совершается
пуджа
и
можно выполнять
прадакшину,
обходя
его по часовой
стрелке; в торце
захоронения
— статуя Шри
Бхагавана,
установленная
Индирой Ганди
в 1980
году. Восточная,
большая часть
— зал для присутствия
при пудже
и
медитации,
рассчитанный
на большое
число преданных.
*
По традиции
в честь каждого
выдающегося
Учителя его
почитатели
сочиняют гимн
«108 имен». Гимн
для Махарши
называется
Рамана
Аштотра.
**
Сейчас она
называется
«нирвана-рум»,
или «комната
нирваны».
1
Глаза, уши, нос,
язык и кожа с
их соответствующими
функциями
зрения, слуха,
обоняния, вкуса
и осязания.
2
Голосовые
связки, артикулирующие
речь и производящие
звук, руки и
ноги, управляющие
движениями
физического
тела, анус,
извергающий
фекальное
вещество, и
гениталии,
приносящие
наслаждение.
3
Они управляют
дыханием,
пищеварением
и усвоением,
циркуляцией
крови, потением
и выделением.
4
Эта аналогия
основана на
традиционном
сюжете: в сумерках
человек видит
веревку и ошибочно
принимает ее
за змею, а
потому и пугается
без причины.
5
Слово хридаям
состоит
из двух слогов,
хрит
и аям
(центр
— это),
которые означают
«Сердце есть
Я».
*
«Ни
изучения, ни
знания Писаний
не требуется
для познания
Атмана,
так же как человек
не нуждается
в зеркале, чтобы
сознавать
себя. Нужно
только в конце
концов отбросить
все
знания как
не-Атман,
а поэтому ни
поддержание
хозяйства,
ни
уход за детьми
не обязательно
будут являться
препятствием.
Если вы не способны
на большее, то
по крайней
мере мысленно
говорите
себе:
«Я,
Я»,
как
это
рекомендуется
в
«Кто я?»... Продолжайте
повторять это
во время любой
работы,
независимо
от того, сидите
вы, стоите или
ходите. Я — имя
Бога, первая
и высочайшая
из всех мантр.
Даже
ОМ
— вторая
после нее».
См. Будь тем,
кто ты есть!
Наставления
Шри Раманы
Махарши. СПб.,
1994, с. 180 — 181.
Запись
«Я, Я» синонимична
записи «Я — Я»
и означает
«чистое
Я»,
«Я
есмь
Я»,
или
Я.
См.
также примечание
на с. 325 и
комментарий
С. С. Когана к
стиху 30 из поэмы
«Сорок стихов
о Реальности»
на с. 339.
6
То есть простой
и питательной
(вегетарианской)
пищей, которая
поддерживает,
но не возбуждает
физическое
тело.
*
Согласно Шри
Рамане, саттвическая
пища
— хлеб, фрукты,
овощи, молоко.
Следует избегать
холодной пищи,
избытка
соли,
лука, вина и
т. п. «Домашние
коровы дают
больше молока,
чем необходимо
для их телят,
и им приятно
освобождаться
от него...
Но в яйцах
присутствует
потенциальная
жизнь». См.:
Talks
with Sri Ramana Maharshi,
№
22, 24, 28.
7
Чистота сердца,
самообладание,
спокойный
характер, чуткость
ко всем существам,
сила духа и
свобода от
желания, ненависти
и самонадеянности
— типичные
достоинства
саттвического
ума.
*
Земля,
Вода, Огонь,
Воздух, Эфир
— пять великих
тонких элементов,
лежащих в основе
материального
мира.
**
Имя
приводится
в качестве
иллюстрации.
8
Пять
оболочек, скрывающих
Атман,
истинное Я:
1) физическая;
2) витальная;
3) ментальная;
4) переживание
знания;
5) блаженное
неведение.
9
Элементы
классификации
всего диапазона
феноменального
существования
— от тонкого
ума до грубой
материи.
*
Объекты.
*
На санскрите
это произведение
называется
Гита
Сара —
«Суть
Гиты».
**
Окончание
«джи», добавляемое
к имени, — знак
глубокого
уважения к его
носителю.
*
Партха
(сын Притхи) —
одно из имен
Арджуны, любимца
матери.
**
Эпитет Шри
Кришны как
убийцы демона
затмения Мадху.
***
Эпитет матери
Арджуны.
*
Человек из
племени Бхарата;
Бхарат — древнее
имя Индии.
**
И всей Бхагавад-Гиты.
См.: Шри
Рамана Махарши:
Весть Истины
и Прямой Путь
к Себе, Л., 1991, с. 135.
*
Эпитет Арджуны
— «победитель
всех врагов».
*
То есть Единение
с Богом посредством
Интеллекта,
под которым
здесь понимается
способность,
включающая
в себя и духовное
Понимание и
Интуицию.
*
Имя Шри Кришны
по отцу.
**
Махатма
(санскр.)
— «великая
душа».
*
«Среди многих
тысяч имен
Бога ни одно
так не соответствует
Богу, пребывающему
в Сердце, лишенному
мысли, не является
таким точным,
подходящим
и прекрасным,
как Я,
или
«Я семь». Из
всех известных
имен Бога имя
«Я — Я» одно
зазвучит триумфально
после уничтожения
эго, возникая
словно безмолвное
высочайшее
Слово в пространстве
Сердца тех,
кто обращен
к Атману.
Даже если человек
непрерывно
медитирует
на этом имени
«Я — Я», внимая
чувству «я»,
то оно погрузится
в источник
возникновения
мысли, уничтожая
эго — зародыш,
сочлененный
с телом». См.:
Будь тем, кто
ты есть! Наставления
Шри Раманы
Махарши. СПб.,
1994, с. 272 — 273.
*
Основным является
Поиск, само-исследование
«Кто я?», в
процессе которого
осуществляется
Погружение,
а регуляция
дыхания —
вспомогательное
средство сдерживания
ума, облегчающее
Поиск. См. ниже
комментарий
к стиху 28 из поэмы
«Сорок стихов
о Реальности».
*
См. глоссарий.
**
Сначала из
Сердечного
Центра поднимается
«я»-мысль (см.
V.3).
Затем, попадая
в мозг, «я»-мысль
творит мир
(см. стихи V.
|
The script ran 0.007 seconds.