Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

М. М. Херасков - Собрание сочинений [0]
Известность произведения: Низкая
Метки: poetry

Аннотация. Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 -1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". Н. К

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

       И скипетр перенесть в Пожарского семейство?        Для брата ли сестре усердно не радеть,        Когда надежда есть престолом овладеть?        Вы так ли думали? скажи мне откровенно,        И всё я извиню, мной будет всё забвенно. Вьянко        Когда Пожарскую княжну я возлюбил,        С ней душу съединить мой умысл первый был;        Не шли на мысли нам ни царствы, ни короны,        Нам верные сердца златые были троны.        Прости, что в узах сих толь дерзко говорю.        Служа отечеству и польскому царю,        Который покорил под власть свою Россию,        На что бы мне склонять к предательству Софию?        Я Владиславу быть не мог неверен сам.        Но если было бы угодно небесам,        Чтобы, вражду забыв, престол ему вручили,        Вы б скоро царские награды получили,        Короны бы одной недоставало вам;        Почтенья придал бы боярским он правам,        И, как в Эдеме, вы в Москве бы обитали,        Тебя вторым царем в России бы считали,        Ты б райску жизнь вкушал. Князь Димитрий                                                       Оставь презренну лесть!        Там лести места нет, где сердце чисто есть.        Мы в поле возросли, не знаем сладких брашен;        Не брани страшны нам, язык лукавых страшен;        Я чувствую сии обманчивы цветы,        Которыми прикрыть коварство хочешь ты.        Такие выгоды, которы равны царским,        Во блесках представляй пред князем ты Пожарским;        А только истину поведай предо мной,        Что было твоего прихода к нам виной,        Что в мыслях ты имел? и что княжна имела?        Мне узел развяжи сего сплетенна дела;        Какую брат ее беседу с ней имел? Вьянко        Не зная о княжне, я знать о ней хотел;        О их беседе я нимало не известен,        Увы! несчастлив я — но сердцем прав и честен. Князь Димитрий        Когда ты искренно со мною говоришь,        Не варвара во мне, но друга, Вьянко, зришь.        Кто истины нагой друзьям своим не скажет,        Тот небо раздражит и Бог того накажет.        Отец твой мне слова приманчивы вещал:        Поляков преклонить сегодня обещал        Без брани из Москвы к Смоленску удалиться;        Тобою в деле том он чает подкрепиться. Вьянко        Благотворения, почтенный князь, твои        Объемлют душу всю и чувства все мои.        Я стану всей Литве твои щедроты славить        И вскоре здешний град принужу их оставить;        Мы браней более с Россией не хотим;        Коль нас послушают, вам скипетр возвратим. Князь Димитрий        Но ежели Литва окажется упорна        И будет вашему совету непокорна,        Мы с молнией на вас приидем как враги, —        Тогда с Софией ты из града убеги!        Когда вы будете в осаде побежденны,        Не будут жены там, ни дети пощажденны;        Двух тающих сердец страданья не хочу,        Их Бог соединил, и я не разлучу;        Любить Пожарскую я сыну запрещаю;        Тебя, тебя для ней из плена отпущаю. Вьянко (на коленях)        Прощает кто врагов, тот милостив, как Бог;        Льет слезы у твоих лежащий Вьянко ног! ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ Те ж и Вестник Вестник        Внимая новый шум и новый стон во граде,        Всё наше воинство простерлося к осаде;        В дыму казалась нам и в пламени Москва;        Две вылазки на нас извергнула Литва,        Великой стоила нам траты оборона,        Увы! мы храброго лишились Руксалона;        Он, гневом распален и мщеньем закипев,        Один против Литвы пошел, как страшный лев;        Он гнал, рубил, разил, как буря был ужасен;        Но, пулей в грудь пронзен, упал с коня безгласен! Князь Димитрий        Да Бог его вражду против меня простит! Вестник        Пожарский за него со гневом ярым мстит;        Вокруг московских стен как молния летает;        Препятства он себе нигде не обретает.        Он лестницы к стенам приставить повелел;        По ним хотел взлететь, как в облако орел.        Те, кои лестницы ко граду утвердили,        В отважности такой его предупредили;        От тяжести ли войск, коварством ли врагов,        Незапно лествица обрушилася в ров;        И закипела брань с другой страны московской.        Мне в поле сретился теперь гетман Желковской,        С немногими людьми спешит он ко стенам. Князь Димитрий        Желковский мужествен, но безопасен нам. Вестник        Полки твои, мой князь, ко приступу готовы        И только ждут тебя. Князь Димитрий (указывая на Вьянку)                                          Сними с него оковы. Вестник снимает. Князь Димитрий (продолжает)        Доколе будет кровь россиян верных течь! ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ Те ж и Леон с мечем Желковского Леон        Вот меч Желковского! Князь Димитрий                                               Отдай ему сей меч,        Его невинность я пред всеми возвещаю!        Исполни мой приказ, вину твою прощаю,        Я клятву дал к отцу сейчас его пустить.        Лежащему у ног злодею подло мстить. (Вестнику.)        Пойдем! ЯВЛЕНИЕ ОСЬМОЕ Леон и Вьянко Леон                        С тебя сложил родитель мой оковы,        Но сыну узы он приуготовил новы;        Ты, сердцем будучи коварен и лукав,        Перед отцем моим казаться можешь прав;        Но правым никогда не будешь предо мною;        Твою свободу чту я новою виною. Вьянко        Стоящий узник твой в свободе, без оков,        Себя я оправдать перед тобой готов. Леон        Еще ты пленник здесь, еще, еще в неволе;        Но дай ты клятву мне со мной сразиться в поле.        Вот меч твой! ведай ты, доколе жив Леон,        Княжной тебе владеть не даст спокойно он;        Теперь я клятвою родительскою связан,        Но бой со Вьянкой мне во брани не заказан. Вьянко        Могу ли на тебя я руку воружить?        К ногам твоим сей меч приду я положить. Леон        Российских слабых жен презренный соблазнитель,        Знай, я тебе за них непримиримый мститель!        За подлую к тебе Софиину любовь        Я б должен был теперь твою исчерпать кровь;        Твою пронзил бы грудь за грудь ее неверну        И выгнал бы из ней литовску душу черну;        Но держит мой кинжал родительский приказ.        Жду в поле я тебя, беги моих ты глаз!        Я тамо жизнь мою или твою скончаю. (Ушел.) ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ Вьянко (один)        С Софией избежать твоих гонений чаю;        Любовь служила мне успехом в сей стране,        И счастье, может быть, поспешествует мне.        Но чувствую у ног трепещущую землю!        Я звуки бранных труб и топот конский внемлю.        Здесь ужас! страхи здесь! отселе убежим. ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ Вьянко и Воин литовский Воин        Ты, Вьянко, здесь? увы! простись с родителем своим;        Он ранен! Вьянко                           Небеса! где он? ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕНАДЕСЯТЬ Те ж и воины (несущие раненого Желковского на щитах) Другой воин                                                     О рок наш слезный!        Погибли мы теперь! Вьянко (бросаясь к родителю)                                           Родитель мой любезный!        Ты весь в крови! Гетман Желковский (тихо)                                      Когда мой сын освобожден,        Так я еще живу, еще не побежден.        За наше варварство нас небо наказало;        И что неправы мы, пред светом доказало.        Увы! чрез множество грядущих вижу лет,        Я вижу, вижу я, что Польши в мире нет!        О! как несчастны мы! несчастны и потомки!        Угаснут их дела, которы были громки,        Мне зрится некое с перуном божество!..        Но будущих судеб сокрыто существо;        Вступила в очи тьма; коль беден род Желковских!        О сын мой! убеги скорей из стен московских;        Советуй ты Литве, советуй Польше ты        Оставить гордые о славе их мечты;        Безумной вольности тщетой не ослепляться,        Мятежною против России не являться.        Мятеж есть язва царств, а вольность в царстве яд!        Препроводи меня, препроводи во град.        Пожарский учинил сию в груди мне рану,        Не мсти ему. Вьянко                              Я мстить ему слезами стану! (Ушли.) ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕНАДЕСЯТЬ Князь Пожарский (вбегая на театр с мечем окровавленным; с ним Минин и бояре)        Смерть Руксалонова полякам отмщена,        Запечатлела их падение она;        Наш будет благ конец, когда наш благ начаток;        Димитрий польских войск развеял в прах остаток. (Увидев препровождаемого в пролом Желковского.)        Как агнцы робкие, они от нас бегут;        Но пусть скрываются, их стены не спасут;        Коль инако нельзя нам в град войти со громом,        Так мы войдем в Москву отверстым сим проломом.        Сей должен день судьбу отечества решить,        Иль славой увенчать, иль славы нас лишить. Минин        Но что! ты ранен, князь! ты наших войск надежда,        Насквозь прострелена стрелой твоя одежда. Князь Пожарский        Когда я воинство ко брани ополчал,        Себя от польских стрел, от ран не исключал;        Стрела меня почтить сей славой не хотела,        Она приближилась — и с шумом пролетела. Минин        Ты смерти подвергал отчаянной себя. Князь Пожарский        Пренебрегаю смерть, отечество любя! Минин        Я робкими тебя искал в полках очами,        Увидел наконец, увидел пред мечами:        Ты кровь сарматскую реками проливал,        Служил как ратник сам, другим повелевал;        Отважность стоила кончины Руксалону! Князь Пожарский        Всем должно жертвовать для веры и закону! Минин        Но должно жизнь свою начальнику блюсти,        Дабы он войско мог в несчастии спасти. Князь Пожарский        Примером воинство начальник ободряет;        Родится сто других, когда он жизнь теряет.        На жертву дни мои России я принес,        Продлить иль кончить век, зависит от небес.        Отсюду мы начнем притворную осаду,        Но тайно припадем от Яузы ко граду;        Немногий отдых мы полкам своим дадим        И, силы подкрепив, к сраженью полетим.        Ты, солнце, от Москвы еще лучей не скрыло;        О! если б в ней царя в сей день ты озарило! КОММЕНТАРИИ Ливонцев против нас, черкасов ополчили. — Ливонцы — здесь: немцы (осенью 1612 г. Сигизмунд III повел к Москве трехтысячный отряд немецких наемников, но дошел только до Волоколамска). Черкасы — казаки-украинцы (служили в отряде Ходкевича, в 1612–1614 гг. совершили рейд по русскому Северу). Какая искренность в ней дерзость возбудила? — Какова истинная причина ее дерзости? Эдем — земной рай. …чрез множество грядущих вижу лет, // Я вижу, вижу я, что Польши в мире нет! — Намек на три раздела Польши (1772, 1793, 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, в результате которых она перестала существовать как самостоятельное государство. ДЕЙСТВИЕ V ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Театр представляет ту же часть Москвы, но укрепляемую от поляков по той стороне реки низким острогом, который ставится посредине сцены. Несколько вооруженных поляков Военачальник польский        Теперь забыли нас и счастие, и Бог!        Защитой служит нам единый сей острог;        Россияне Москву как тучи оступили,        Но стены градские мы твердо укрепили;        Нам должно ход в пролом россиянам пресечь.        От сей страны в полях сверкает вражий меч;        Пожарский в ратный бой полки свои поставил,        Он в мыслях силы все на здешню часть направил;        И наши войски мы к отпору соберем! Другой начальник        Не пустим их в Москву или у стен умрем! ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ Те ж и польский вельможа Хоткеев Хоткеев        Крепитесь, сколько льзя, друзья мои, крепитесь!        В последний раз против россиян ополчитесь.        Найдите способы и меры между тем        Власть нашу продержать хотя единым днем;        Вдали явился нам российский враг всегдашний,        Украинский гетман с полками Сагайдашный;        Он с новой силою на россов притечет        И так, как ветер прах, их войски возмятет!        Известен умысл нам, известен ков боярский:        К пролому приступить намерен князь Пожарский;        Но верная теперь для нас защита есть:        Московских дев сюда велели мы привесть        И в первом их ряду пред войсками поставить,        Окованными их россиянам представить.        Пусть ежели на нас идти они хотят,        В них стрелы первые и молнии летят.        Пусть жалость жены в них, пусть ужас производят;        Иль с ними все помрет! но се девиц приводят! ЯВЛЕНИЕ ТРЕТИЕ Те ж и София, сопровождаемая несколькими девицами московскими; все они в оковах, волосы имеют распущенные, шествуют в отчаянии; за ними следуют воины польские с копиями и обнаженными саблями Военачальник польский        Удобно ли на них без жалости воззреть?        И должно ль в цвете лет сим девам умереть? София (озираясь)        Куда нас привели?.. ах! тщетно жизнью льститься!        Нам смерть везде грозит и час настал проститься. Девицы друг друга обнимают и во слезах прощаются. Вельможа (воинам)        Их узы надлежит к острогу утвердить,        Дабы обратный путь им в домы преградить. Поляки жен поставляют у самого острога и за ними располагаются. София        Парфения! увы! гонимая судьбою,        Стань вместе тут со мной, пусть я умру с тобою!        Делили мы с тобой приятны времена,        С тобою вместе нас и смерть сразить должна.        За нашу к вам любовь, за наше почитанье        Какое лютое, поляки, воздаянье!        Когда Россия вся пренебрегала вас,        Вы видели в Москве одних преклонных нас;        В возмездие любви, в награду сей приязни        Вы нам готовите презренье, ужас, казни. Хоткеев        Когда россияне готовят казни нам,        В отчаяньи мы смерть определили вам.        Умрите! Парфения                       Из каких вы нас губите правил? Хоткеев        Из правил мщения! София                                         И Вьянко нас оставил!        Кто может наших слез потоки отереть? Парфения        Не в узах — я в венце Софию льстилась зреть!        Мечтались на тебе мне брачные покровы,        Не черные сии одежды и оковы;        Мне зрелись пред тобой разбросанны цветы,        Всё, всё исчезло вдруг! — забвенна Вьянкой ты! Хоткеев        Отец Желковского от раны умирает,        А сын его в Москве сокровища сбирает;        Чего мы не могли доныне вображать,        Из града хочет он с богатством убежать;        Родителева скорбь его остановила,        И, может быть, корысть за стены удалила. София

The script ran 0.008 seconds.