Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

А. С. Пушкин - Маленькие трагедии [1830]
Известность произведения: Высокая
Метки: dramaturgy, poetry, prose_rus_classic, Драма, Классика, Поэзия, Пьеса, Сборник

Аннотация. "Маленькие трагедии", написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдине. По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), "Маленькие трагедии" - это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок" В отличии от имеющегося файла нормально открывается в PocketBook 902

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 

Дон Гуан   Что там? Лепорелло   Ай, ай!.. Ай, ай... Умру! Дон Гуан   Что сделалось с тобою? Лепорелло (кивая головой)   Статуя... ай!.. Дон Гуан   Ты кланяешься! Лепорелло   Нет, Не я, она! Дон Гуан   Какой ты вздор несешь! Лепорелло   Подите сами. Дон Гуан   Ну смотри ж, бездельник. (Статуе.)   Я, командор, прошу тебя прийти К твоей вдове, где завтра буду я, И стать на стороже в дверях. Что? будешь? Статуя кивает опять.   О боже! Лепорелло   Что? я говорил... Дон Гуан   Уйдем.СЦЕНА IV   Комната Доны Анны. Дон Гуан и Дона Анна.   Дона Анна   Я приняла вас, Дон Диего; только Боюсь, моя печальная беседа Скучна вам будет: бедная вдова, Все помню я свою потерю. Слезы С улыбкою мешаю, как апрель. Что ж вы молчите? Дон Гуан   Наслаждаюсь молча, Глубоко мыслью быть наедине С прелестной Доной Анной. Здесь – не там, Не при гробнице мертвого счастливца — И вижу вас уже не на коленах Пред мраморным супругом. Дона Анна   Дон Диего, Так вы ревнивы. – Муж мой и во гробе Вас мучит? Дон Гуан   Я не должен ревновать. Он вами выбран был. Дона Анна   Нет, мать моя Велела мне дать руку Дон Альвару, Мы были бедны, Дон Альвар богат. Дон Гуан   Счастливец! он сокровища пустые Принес к ногам богини, вот за что Вкусил он райское блаженство! Если б Я прежде вас узнал, с каким восторгом Мой сан, мои богатства, всё бы отдал, Всё за единый благосклонный взгляд; Я был бы раб священной вашей воли, Все ваши прихоти я б изучал, Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь Была одним волшебством беспрерывным. Увы! – Судьба судила мне иное. Дона Анна   Диего, перестаньте: я грешу, Вас слушая, – мне вас любить нельзя, Вдова должна и гробу быть верна. Когда бы знали вы, как Дон Альвар Меня любил! о, Дон Альвар уж верно Не принял бы к себе влюбленной дамы, Когда б он овдовел. – Он был бы верн Супружеской любви. Дон Гуан   Не мучьте сердца Мне, Дона Анна, вечным поминаньем Супруга. Полно вам меня казнить, Хоть казнь я заслужил, быть может. Дона Анна   Чем же? Вы узами не связаны святыми Ни с кем. – Не правда ль? Полюбив меня, Вы предо мной и перед небом правы. Дон Гуан   Пред вами! Боже! Дона Анна   Разве вы виновны Передо мной? Скажите, в чем же. Дон Гуан   Нет! Нет, никогда. Дона Анна   Диего, что такое? Вы предо мной не правы? в чем, скажите. Дон Гуан   Нет! ни за что! Дона Анна   Диего, это странно: Я вас прошу, я требую. Дон Гуан   Нет, нет. Дона Анна   А! Так-то вы моей послушны воле! А что сейчас вы говорили мне? Что вы б рабом моим желали быть. Я рассержусь, Диего: отвечайте, В чем предо мной виновны вы? Дон Гуан   Не смею. Вы ненавидеть станете меня. Дона Анна   Нет, нет. Я вас заранее прощаю, Но знать желаю... Дон Гуан   Не желайте знать Ужасную, убийственную тайну. Дона Анна   Ужасную! вы мучите меня. Я страх как любопытна – что такое? И как меня могли вы оскорбить? Я вас не знала – у меня врагов И нет и не было. Убийца мужа Один и есть. Дон Гуан (про себя)   Идет к развязке дело! Скажите мне, несчастный Дон Гуан Вам незнаком? Дона Анна   Нет, отроду его Я не видала. Дон Гуан   Вы в душе к нему Питаете вражду? Дона Анна   По долгу чести. Но вы отвлечь стараетесь меня От моего вопроса. Дон Диего — Я требую... Дон Гуан   Что, если б Дон Гуана Вы встретили? Дона Анна   Тогда бы я злодею Кинжал вонзила в сердце. Дон Гуан   Дона Анна, Где твой кинжал? вот грудь моя. Дона Анна   Диего! Что вы? Дон Гуан   Я не Диего, я Гуан. Дона Анна   О боже! нет, не может быть, не верю. Дон Гуан   Я Дон Гуан. Дона Анна   Неправда. Дон Гуан   Я убил Супруга твоего; и не жалею О том – и нет раскаянья во мне. Дона Анна   Что слышу я? Нет, нет, не может быть. Дон Гуан   Я Дон Гуан, и я тебя люблю. Дона Анна (падая)   Где я?.. где я? мне дурно, дурно. Дон Гуан   Небо! Что с нею? что с тобою, Дона Анна? Встань, встань, проснись, опомнись: твой Диего, Твой раб у ног твоих. Дона Анна   Оставь меня! (Слабо.)   О, ты мне враг – ты отнял у меня Все, что я в жизни... Дон Гуан   Милое созданье! Я всем готов удар мой искупить, У ног твоих жду только приказанья, Вели – умру; вели – дышать я буду Лишь для тебя... Дона Анна   Так это Дон Гуан... Дон Гуан   Не правда ли, он был описан вам Злодеем, извергом. – О Дона Анна, — Молва, быть может, не совсем неправа, На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет. Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колена преклоняю. Дона Анна   О, Дон Гуан красноречив – я знаю, Слыхала я; он хитрый искуситель. Вы, говорят, безбожный развратитель, Вы сущий демон. Сколько бедных женщин Вы погубили? Дон Гуан   Ни одной доныне Из них я не любил. Дона Анна   И я поверю, Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз, Чтоб не искал во мне он жертвы новой! Дон Гуан   Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж видно тут обдуманность, коварство? Дона Анна   Кто знает вас? – Но как могли прийти Сюда вы; здесь узнать могли бы вас, И ваша смерть была бы неизбежна. Дон Гуан   Что значит смерть? за сладкий миг свиданья Безропотно отдам я жизнь. Дона Анна   Но как же Отсюда выйти вам, неосторожный! Дон Гуан (целуя ей руки)   И вы о жизни бедного Гуана Заботитесь! Так ненависти нет В душе твоей небесной, Дона Анна? Дона Анна   Ах если б вас могла я ненавидеть! Однако ж надобно расстаться нам. Дон Гуан   Когда ж опять увидимся? Дона Анна   Не знаю. Когда-нибудь. Дон Гуан   А завтра? Дона Анна   Где же? Дон Гуан   Здесь. Дона Анна   О Дон Гуан, как сердцем я слаба. Дон Гуан   В залог прощенья мирный поцелуй... Дона Анна   Пора, поди. Дон Гуан   Один, холодный, мирный... Дона Анна   Какой ты неотвязчивый! на, вот он. Что там за стук?.. о скройся, Дон Гуан. Дон Гуан   Прощай же, до свиданья, друг мой милый. (Уходит и вбегает опять.)   А!.. Дона Анна   Что с тобой? A!.. Входит статуя командора . Дона Анна падает.   Статуя   Я на зов явился. Дон Гуан   О боже! Дона Анна! Статуя   Брось ее, Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан. Дон Гуан   Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу. Статуя   Дай руку. Дон Гуан   Вот она... о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти – пусти мне руку... Я гибну – кончено – о Дона Анна! Проваливаются.  Пир во время чумы (из вильсоновой трагедии: The City of The Plague)   Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.   Молодой человек   Почтенный председатель! я напомню О человеке, очень нам знакомом, О том, чьи шутки, повести смешные, Ответы острые и замечанья, Столь едкие в их важности забавной, Застольную беседу оживляли И разгоняли мрак, который ныне Зараза, гостья наша, насылает На самые блестящие умы. Тому два дня наш общий хохот славил Его рассказы; невозможно быть, Чтоб мы в своем веселом пированье Забыли Джаксона! Его здесь кресла Стоят пустые, будто ожидая Весельчака – но он ушел уже В холодные подземные жилища... Хотя красноречивейший язык Не умолкал еще во прахе гроба; Но много нас еще живых, и нам Причины нет печалиться. Итак, Я предлагаю выпить в его память С веселым звоном рюмок, с восклицаньем, Как будто б был он жив. Председатель   Он выбыл первый Из круга нашего. Пускай в молчаньe Мы выпьем в честь его. Молодой человек   Да будет так! Все пьют молча.   Председатель   Твой голос, милая, выводит звуки Родимых песен с диким совершенством; Спой, Мери, нам уныло и протяжно, Чтоб мы потом к веселью обратились Безумнее, как тот, кто от земли Был отлучен каким-нибудь виденьем. Мери (поет)   Было время, процветала В мире наша сторона: В воскресение бывала Церковь божия полна; Наших деток в шумной школе Раздавались голоса, И сверкали в светлом поле Серп и быстрая коса. Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, — Тихо все. Oдно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо бога просят Упокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой! Если ранняя могила Суждена моей весне — Ты, кого я так любила, Чья любовь отрада мне, — Я молю: не приближайся К телу Дженни ты своей, Уст умерших не касайся, Следуй издали за ней. И потом оставь селенье! Уходи куда-нибудь, Где б ты мог души мученье Усладить и отдохнуть. И когда зараза минет, Посети мой бедный прах; А Эдмонда не покинет Дженни даже в небесах! Председатель   Благодарим, задумчивая Мери, Благодарим за жалобную песню! В дни прежние чума такая ж, видно, Холмы и долы ваши посетила, И раздавались жалкие стенанья По берегам потоков и ручьев, Бегущих ныне весело и мирно Сквозь дикий рай твоей земли родной; И мрачный год, в который пало столько Отважных, добрых и прекрасных жертв, Едва оставил память о себе В какой-нибудь простой пастушьей песне, Унылой и приятной... Hет, ничто Так не печалит нас среди веселий, Как томный, сердцем повторенный звук! Мери   О, если б никогда я не певала Вне хижины родителей моих! Они свою любили слушать Мери; Самой себе я, кажется, внимаю, Поющей у родимого порога. Мой голос слаще был в то время: он Был голосом невинности... Луиза   Не в моде Теперь такие песни! Но все ж есть Еще простые души: рады таять От женских слез и слепо верят им. Она уверена, что взор слезливый Ее неотразим – а если б то же

The script ran 0.001 seconds.