Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Агата Кристи - Трагедия в трёх актах [1934]
Язык оригинала: BRI
Известность произведения: Средняя
Метки: det_classic, Детектив

Аннотация. На это раз Эркюлю Пуаро противостоит один из самых изворотливых преступников. Роман, безусловно, является шедевром жанра.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 

– Я не охотник до всяких ужасов. В конце концов, убийство, – он пожал плечами, – это так жестоко и так.., неэстетично. – Ну, положим, не всегда так уж неэстетично. – Да? Ну, может быть. – Зависит от того, кто совершает убийство. Вот вы, например, наверняка не погрешили бы против хорошего вкуса. – Весьма признателен за столь лестное для меня мнение, – произнес Оливер, по привычке манерно растягивая слова. – А вот авария, которую вы подстроили, мой юный друг, явно безвкусна. В полиции, по-моему, разделяют мое мнение. Наступило молчание, затем на пол упала ручка. Наконец Оливер сказал: – Простите, не совсем вас понял. – Что ж тут непонятного? Представление, которое вы разыграли в Мелфорт Эбби, не назовешь слишком удачным. Хотелось бы знать, зачем вам это понадобилось. Снова молчание. Потом Оливер спросил: – Так, значит, в полиции меня подозревают? Мистер Саттертуэйт кивнул. – Конечно. Ваше появление у сэра Бартоломью выглядит весьма подозрительно, вам не кажется? – мягко сказал он. – Но, может быть, у вас есть какое-то убедительное объяснение? – Объяснение-то есть, – нехотя проговорил Оливер. – Не знаю, правда, насколько оно убедительно. – Расскажите, чтобы я мог судить. Помолчав, Оливер сказал: – Я действовал так, как предложил мне сам сэр Бартоломью. – Что?! – воскликнул мистер Саттертуэйт. – Странно, да? Я и сам удивился. Но тем не менее это правда. Я получил письмо, где сэр Бартоломью предлагал мне подстроить аварию, явиться к нему и попросить, чтобы он меня приютил. Он не хотел ничего объяснять в письме, сказал, что сделает это при первом же удобном случае. – Ну, и объяснил? – Нет. Я ведь появился там как раз перед самым обедом. Поговорить с ним наедине не удалось. А потом он.., его отравили. Обычное скучающе-утомленное выражение исчезло с лица Оливера. Его темные глаза так и впились в лицо собеседника. Казалось, ему важно было узнать, какое впечатление произвело его признание на собеседника, на мистера Саттертуэйта. – У вас это письмо сохранилось? – Нет, я его порвал. – Жаль, – сухо заметил мистер Саттертуэйт. – В полиции вы об этом говорили? – Нет, они бы все равно не поверили. – Да, поверить трудно. Мистер Саттертуэйт задумался. Мог ли сэр Бартоломью написать такое письмо? Не похоже – совсем не в его характере. История с письмом отдает дешевой мелодрамой, столь чуждой здравому смыслу, которым всегда отличался доктор. Поймав на себе испытующий взгляд молодого человека, мистер Саттертуэйт подумал про себя: «Смотрит, проглотил ли я эту пилюлю». – И сэр Бартоломью ничего вам не объяснил? – спросил мистер Саттертуэйт. – Ничего. – Невероятно! Оливер промолчал. – Значит, вы просто исполнили его просьбу? Оливер снова напустил на себя устало-скучающий вид. – Да, видите ли, его предложение было столь необычно. Оно обещало нечто увлекательное. Признаться, мне стало любопытно. – Скажите, а не случилось ли чего-нибудь еще? – Чего-нибудь еще? Что вы имеете в виду, сэр? Мистер Саттертуэйт и сам толком не знал, что он имеет в виду. Им двигало какое-то неясное чувство. – Ну, чего-нибудь такого, что можно истолковать не в вашу пользу? Оливер молчал, что-то обдумывая, потом пожал плечами. – Пожалуй, лучше уж мне чистосердечно в этом признаться, – сказал он. – Вряд ли эта женщина будет держать язык за зубами. Мистер Саттертуэйт насторожился. – Наутро после смерти сэра Бартоломью, когда мы разговаривали с мисс Энтони Эстор, я вынул из кармана бумажник. Из него выпал листок. Мисс Эстор подняла его и протянула мне. – Ну и что же? – К сожалению, прежде чем отдать его мне, она бросила на него взгляд. А это была вырезка из газеты – о никотине, о том, что это смертельный яд и так далее. – А как случилось, что вы заинтересовались никотином? – Да я вовсе и не интересуюсь. Даже не помню, как сунул эту вырезку в бумажник… Чепуха какая-то… «Да уж, звучит совсем неубедительно», – подумал мистер Саттертуэйт. – Наверное, она уже успела сообщить об этом полиции, – сказал Оливер. Мистер Саттертуэйт покачал головой. – Не думаю. По-моему, она предпочитает помалкивать о том, что ей известно. Копит материал в своих собственных целях. Оливер Мендерс порывисто подался к собеседнику. – Я не виновен, сэр, ни в чем не виновен. – Да я и не собираюсь вас обвинять, – кротко заметил мистер Саттертуэйт. – Но кто-то обвиняет. Кто-то натравливает на меня полицию. Мистер Саттертуэйт снова покачал головой. – Нет, нет. – Тогда почему вы ко мне пришли? – Отчасти потому, что мне нужно это для моего собственного расследования, – заявил он важно. – А отчасти потому, что меня попросил зайти к вам мой друг. – Ваш друг? – Да, Эркюль Пуаро. – А, этот тип! – вырвалось у Оливера. – Он что, вернулся в Англию? – Да. – Зачем? Мистер Саттертуэйт поднялся. – А зачем собака идет по следу? – произнес он с пафосом и удалился, весьма довольный своей находчивостью. Глава 11 Пуаро устраивает званый вечер Сидя в удобном кресле в своих роскошных, хотя и немного безвкусных, апартаментах в отеле «Ритц», Эркюль Пуаро внимательно выслушал подробные отчеты своих друзей. Мими примостилась на ручке кресла, сэр Чарлз стоял поодаль, так что мог видеть всех собравшихся. – Итак, у всех у нас полный провал, – говорила Мими. – Ну-ну, не преувеличивайте, – терпеливо увещевал ее Пуаро. – Что касается дела мистера Беббингтона, да, тут вам не повезло. Зато вы собрали другие очень важные сведения. – Мисс Уиллс что-то скрывает, – сказал сэр Чарлз. – Готов поклясться. – Да и у капитана Дейкерса тоже совесть нечиста, – кивнул Пуаро. – И миссис Дейкерс, она отчаянно пыталась достать деньги, а сэр Бартоломью ей помешал. – А что вы думаете об истории с письмом, которую наплел мне Мендерс? – подал голос мистер Саттертуэйт. – Крайне удивлен. Чрезвычайно странный поступок, совсем не в характере сэра Бартоломью. – Думаете, Мендерс лжет? – с грубоватой прямотой спросил сэр Чарлз. – Трудно сказать. Ложь лжи рознь, – заметил Пуаро. Немного подумав, он спросил: – Стало быть, мисс Уиллс написала пьесу специально для мисс Сатклифф? – Да. Премьера в следующую среду. – О! – воскликнул Пуаро. И снова воцарилось молчание, которое нарушила Мими. – Скажите же, что нам теперь делать? – обратилась она к Пуаро. – Думать – вот единственное, что мы должны делать, – с улыбкой ответил он. – Думать? – негодующе воскликнула Мими. – Вот именно. – Пуаро лучезарно улыбался. – Думать! И тогда мы сможем ответить на все вопросы. – Неужели ничего не надо делать? – Вы непременно хотите действовать, мадемуазель? Ну что ж, кое-что вы можете сделать. Вот, например, вы помните, мистер Беббингтон много лет провел в Джиллинге. Вы могли бы навести там справки. Матушка мисс Милрей, вы говорили, живет в Джиллинге. Она ведь прикована к постели. А такие больные обычно знают все на свете. Все слышат и ничего не забывают. Расспросите ее, кто знает, может быть, это что-нибудь нам даст. – А вы сами ничего не собираетесь делать? – упрямо допытывалась Мими. Пуаро бросил на нее лукавый взгляд. – Вы настаиваете? Eh bien! Будь по-вашему. Только я останусь в гостинице. Мне здесь нравится. Но так и быть, скажу, что я собираюсь сделать. Устрою званый вечер, приглашу гостей, скажем, на коктейль. Вполне светская затея, правда? – На коктейль? – Precisement.[29] Позову миссис Дейкерс, капитана Дейкерса, мисс Сатклифф, мисс Уиллс, мистера Мендерса, вашу очаровательную матушку. – А меня? – Конечно. И всех здесь присутствующих. – Ура! – сказала Мими. – Меня не проведете, мосье Пуаро. На этом вечере что-то произойдет. Да или нет? – Там будет видно, – сказал Пуаро. – Но особенно не надейтесь, мадемуазель. А теперь не оставите ли нас с сэром Чарлзом, я хотел бы с ним кое о чем посоветоваться. Когда они стояли, ожидая лифта, Мими восторженно вскричала: – Ах, как чудесно! Прямо как в детективном романе! Все соберутся, и он объявит нам имя убийцы! – Сомневаюсь, – сказал мистер Саттертуэйт. Званый вечер состоялся в понедельник. Приглашение Пуаро приняли все без исключения. Мисс Сатклифф, как всегда, очаровательная и легкомысленная, говорила, смеясь и блестя глазами: – Вы совсем как паук, мосье Пуаро. А мы бедные мушки.[30] Вот сейчас вы преподнесете нам свое блистательное открытие, укажете на меня перстом и воскликнете: «Ты, женщина!»[31] И все закричат: «Это она!» И я зарыдаю и во всем признаюсь – я ведь так легко поддаюсь внушению. О мосье Пуаро, вы вселяете в меня страх. – Quelle histoire![32] – улыбнулся Пуаро. Он был занят – наливал из графина в рюмки херес. – У нас тут просто дружеская вечеринка, – сказал он, с поклоном подавая рюмку мисс Сатклифф. – Не будем говорить об убийствах, отравлениях и прочих ужасах. La-la![33] He будем портить себе настроение. Он подал рюмку суровой мисс Милрей, которая почла своим долгом сопровождать сэра Чарлза, и стояла теперь, храня на лице неприступное выражение. – Voila![34] – сказал Пуаро, с честью выполнив обязанности гостеприимного хозяина. – Давайте предадим забвению печальный повод, который впервые свел нас вместе. Давайте настроимся на веселый лад, станем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем[35]. Ah, malheur[36], снова вспомнил о смерти. Мадам, – Пуаро отвесил изысканный поклон миссис Дейкерс, – позвольте пожелать вам счастья, и примите мои поздравления – на вас совершенно очаровательное платье. – За вас, Мими, – сказал сэр Чарлз. – Ваше здоровье, – буркнул Фредди Дейкерс. Каждый из присутствующих произнес что-то подобающее случаю. В гостиной воцарился дух несколько принужденного оживления. Все старались казаться веселыми и беззаботными. Однако преуспел в этом только один Пуаро. Он непрестанно нес какой-то восторженный вздор. – Предпочитаю херес коктейлю, а уж о виски и говорить нечего – херес в сто раз лучше. Ah, quel horreur[37], это виски. Если пьешь виски, то вообще теряешь все вкусовые ощущения. То ли дело тонкие французские вина, ни в коем случае нельзя.., нельзя… Ah, qu estce quil у а?..[38] Разглагольствования Пуаро были прерваны самым неожиданным образом – в тишине гостиной раздался вдруг сдавленный крик. Все взоры устремились на сэра Чарлза – он пошатнулся, лицо у него судорожно подергивалось. Рюмка выпала из рук на ковер, он, как слепой, сделал несколько неверных шагов и упал замертво. Мгновение все ошеломленно молчали, потом пронзительно вскрикнула Анджела Сатклифф, а Мими бросилась к сэру Чарлзу. – Чарлз! – кричала она. – Чарлз! Она отчаянно рвалась к нему. Мистер Саттертуэйт осторожно удержал ее и отвел в сторону. – Боже мой! – воскликнула леди Мэри. – Неужели еще один! – Его тоже отравили! – исступленно кричала Анджела Сатклифф. – Это чудовищно! О Боже мой, это чудовищно! Она рухнула на кушетку, содрогаясь от рыданий и истерического хохота. Только Пуаро не растерялся. Он опустился на колени перед распростертым телом и принялся его осматривать. Все остальные почтительно толпились в сторонке. Наконец Пуаро поднялся, машинально отряхнул пыль с колен и обвел всех взглядом. В гостиной царило гробовое молчание, нарушаемое лишь сдавленными рыданиями Анджелы Сатклифф. – Друзья мои, – начал было Пуаро. – Болван! – набросилась на него Мими. – Шут гороховый! Строит из себя великого сыщика! Как же, он все на свете знает! И вот новое убийство! Все по вашей милости! И прямо у вас под носом! Лучше бы вы не совались! Это вы убили Чарлза! Вы! Вы! Она осеклась – у нее перехватило горло. Пуаро печально поник головой. – Вы правы, мадемуазель. Признаюсь в этом. Да, это я убил сэра Чарлза. Однако я совсем особый убийца. Могу убить – могу воскресить. Превосходно сыграно, сэр Чарлз, – восхищенно произнес Пуаро. – Поздравляю. Не желаете ли выйти на «бис»? Сэр Чарлз вскочил на ноги и отвесил шутливый поклон. Мими онемела. – Мосье Пуаро, вы – чудовище! – О Чарлз! – воскликнула Анджела Сатклифф. – Вы – сущий дьявол! – Но зачем?.. – Как?.. – Ради Бога?.. Пуаро поднял руку, и все замолчали. – Медам и месье, прошу у вас прощения. Этот спектакль был мне необходим, чтобы убедить вас и, между прочим, и себя тоже, в том, к чему я давно уже пришел логическим путем. Вот смотрите. На этот поднос я поставил рюмку, в которую влил чайную ложку воды. Представьте себе, что это яд, никотин. Эти хрустальные рюмки очень похожи на те, что были у сэра Чарлза и сэра Бартоломью. Вы видите, что немного бесцветной жидкости, налитой в такую рюмку из толстого стекла, совершенно невозможно заметить. Представьте теперь, что это рюмка сэра Бартоломью, стоящая на столе у его прибора. Некто вливает туда никотин. Это мог сделать кто угодно: дворецкий, горничная; наконец, кто-то из гостей мог незаметно проскользнуть в столовую. Вот подают десерт, рюмки наполняют портвейном. Сэр Бартоломью его выпивает. Дальнейшее вам известно. Сегодня мы пережили еще одну трагедию – бутафорскую. Я попросил сэра Чарлза сыграть роль жертвы. Он блестяще с нею справился. Представим теперь на мгновение, что это не фарс, что сэр Чарлз и вправду умирает. Что предпримет полиция? – Господи, ну конечно же исследует содержимое рюмки! – нетерпеливо вскричала мисс Сатклифф. Она указала на рюмку, выпавшую из рук сэра Чарлза и все еще валявшуюся на полу. – Правда, вы влили туда воду, – продолжала мисс Сатклифф, – а если бы в ней оказался никотин… – Допустим, что там никотин, – перебил ее Пуаро. – Вы считаете, что его там обнаружат? – Конечно. Пуаро покачал головой. – Ошибаетесь. Ничего там не найдут. Все вопросительно уставились на Пуаро. – Понимаете, это не та рюмка, из которой пил сэр Чарлз. Смущенно улыбнувшись, Пуаро вытащил рюмку из-под полы фрака. – Вот его рюмка. Как видите, простой фокус. Дело в том, что внимание человека обычно обращено к какому-либо одному объекту. Чтобы выполнить фокус, надо было отвлечь ваше внимание. Для этого я использовал подходящий психологический момент. Когда сэр Чарлз рухнул замертво, все взоры обратились к нему. Потом все столпились около него, и никто, ни один из вас, не обращал внимания на Эркюля Пуаро. Тут-то я и подменил рюмки. Итак, я подтвердил свою точку зрения. Такая же минута замешательства была и в «Вороновом гнезде», и в Мелфорт Эбби. И точно так же ничего не было обнаружено ни в стакане с коктейлем, ни в рюмке, из которой пил портвейн сэр Бартоломью. – Кто же их подменил? – вскричала Мими. – Это нам еще предстоит выяснить, – ответил Пуаро, глядя ей прямо в глаза. – А вы разве не знаете? Пуаро пожал плечами. Растерянные гости стали расходиться. Прощание получилось довольно холодным. У всех было такое чувство, будто их здорово одурачили. Решительным жестом Пуаро задержал их. – Минутку, прошу вас. Я должен еще кое-что вам сказать. Сегодня, как вы понимаете, мы разыграли пьесу в комическом жанре. Но ее можно сыграть и всерьез, и тогда она превратится в трагедию. Обстоятельства могут сложиться так, что убийца нанесет третий удар. Я обращаюсь ко всем, кто здесь присутствует. Если кто-то из вас знает что-либо связанное с преступлением, заклинаю вас – говорите! Говорите сейчас! Утаивать что-то теперь чрезвычайно опасно, ибо платой за это молчание может стать чья-то жизнь. Поэтому снова и снова умоляю вас: если кто-то что-то знает, говорите! Этот призыв, как показалось сэру Чарлзу, был обращен главным образом к мисс Уиллс. Однако он не возымел действия. Никто не проронил ни слова. Пуаро вздохнул, опустил руку. – Пусть будет так. Я вас предупредил. От меня больше ничего не зависит. Помните, вам всем грозит опасность! Увы! Ответом снова было молчание. Гости ушли с ощущением некоторой неловкости. Мими, сэр Чарлз и мистер Саттертуэйт остались. Мими все еще не простила Пуаро Она сидела не шевелясь, но щеки ее пылали, а глаза метали молнии. На сэра Чарлза она тоже старалась не смотреть. – Как талантливо вы все это проделали, Пуаро! – восхищенно сказал сэр Чарлз. – Поразительно! – засмеялся мистер Саттертуэйт. – Ловко вы подменили рюмку! Как я мог не заметить! Просто не верится! – Вот почему я никого не посвятил в свои планы. Ради чистоты эксперимента. – Стало быть, вы хотели убедиться, что можно незаметно подменить рюмки? Это ваша единственная цель? – Нет, пожалуй, не единственная. – Да? – Я хотел посмотреть, какое выражение будет на лице у одного из гостей, когда сэр Чарлз упадет замертво. – У кого? – быстро спрайта Мими. – О, это секрет. – И вы наблюдали за лицом этого человека? – спросил мистер Саттертуэйт. – Да. – И что же? Пуаро молча покачал головой. – Скажите хоть, что вы заметили? – Величайшее удивление – вот что было на этом лице, – задумчиво проговорил Пуаро. У Мими захватило дух. – Значит, вы знаете убийцу? – Пожалуй, что так, мадемуазель. – Значит.., значит, вы знаете.., все? Пуаро развел руками. – Нет, в том-то и дело, что не все. Понимаете, я не знаю, почему был убит Стивен Беббингтон. Пока я этого не узнаю, я ничего не могу доказать. Почему убили Беббингтона – вокруг этого все и вертится. В дверь постучали, и вошел мальчик-рассыльный с телеграммой на подносе. Пуаро вскрыл конверт. Лицо у него изменилось. Он протянул телеграмму сэру Чарлзу. Заглянув ему через плечо, Мими прочла вслух: – «Немедленно приезжайте хочу сообщить важные сведения касательно смерти Бартоломью Стренджа Маргарет Рашбриджер». – Миссис де Рашбриджер! – воскликнул сэр Чарлз. – Значит, мы правы. Она связана с этим делом. Глава 12 Поездка в Джиллинг Тотчас же все разом заговорили, заспорили. Но в главном согласились – ехать надо немедленно, и лучше не на автомобиле, а первым же утренним поездом. – Ну, наконец, – с облегчением вздохнул сэр Чарлз, – может, хоть что-то прояснится. – Что, как вы думаете? – спросила Мими. – Не представляю. Но, вероятно, какой-то свет прольется на дело Беббингтона. Ведь Толли наверняка собрал у себя всех, кто так или иначе мог иметь отношение к этому делу – я в этом убежден, – а сюрприз, который он собирался им преподнести, вероятно, был как-то связан с миссис де Рашбриджер. По-моему, логичное предположение. Вы согласны, мосье Пуаро? Однако Пуаро покачал головой, и вид у него при этом был довольно растерянный. – Эта телеграмма все усложняет, – прошептал он. – Надо торопиться, очень торопиться. Мистер Саттертуэйт не видел необходимости в особой спешке, но тем не менее с готовностью согласился: – Конечно, мы отправимся первым же поездом. Но вот надо ли ехать нам всем вместе? – Мы с сэром Чарлзом уже условились ехать в Джиллинг, – сказала Мими. – Эту поездку можно и отложить, – заметил сэр Чарлз. – А я считаю, что ничего не надо откладывать, – возразила Мими. – Совсем не обязательно всем четверым ехать в Йоркшир. Это просто глупо. Зачем столько народу? Мосье Пуаро и мистер Саттертуэйт поедут в Йоркшир, а мы с сэром Чарлзом в Джиллинг. – Мне бы самому хотелось узнать, что там у этой миссис де Рашбриджер, – неуверенно начал сэр Чарлз. – Мне.., я.., э-э.., ведь уже разговаривал со старшей сестрой.., то есть как-то ввязался в это дело… – Именно поэтому лучше вам держаться подальше, – сказала Мими. – Вы там наплели с три короба, а теперь эта самая де Рашбриджер пришла в себя и выведет вас на чистую воду. Гораздо важнее сейчас ехать в Джиллинг. Матушка мисс Милрей доверится вам скорее, чем кому-либо. Ведь ее дочь служит у вас. Мими говорила с такой горячностью, так убежденно. Сэр Чарлз взглянул ей в лицо. – Еду в Джиллинг, – сказал он. – Пожалуй, вы правы. – Конечно, права, – обрадовалась она. – На мой взгляд, это превосходное решение, – живо отозвался Пуаро. – Как совершенно справедливо заметила мадемуазель, лучше сэра Чарлза никто не сможет поговорить с миссис Милрей. Как знать, а вдруг она сообщит вам даже более важные сведения, чем те, что мы надеемся получить в Йоркшире. На том и порешили, и утром следующего дня, в четверть десятого, сэр Чарлз заехал за Мими на своем автомобиле. Пуаро и мистер Саттертуэйт уже отбыли из Лондона поездом. Утро стояло прекрасное, в прозрачном воздухе чувствовалась бодрящая прохлада. Сэр Чарлз, миновав Темзу, уверенно вел автомобиль на юг кратчайшим путем, выбирая какие-то только ему ведомые улицы и переулки, то и дело петляя и поворачивая, и Мими чувствовала, как радость наполняет ее. Вот они уже на бешеной скорости мчатся по Фолкстонскому шоссе. Проехав Мейдстон, сэр Чарлз сверился с картой, и, немного поплутав по проселочным дорогам, они оказались у цели. Часы показывали без четверти двенадцать. Джиллинг, маленький, Богом забытый городишко, весь утопал в зелени. Здесь была старинная церковь, домик викария, две-три лавки, ряд коттеджей и несколько муниципальных домов. Миссис Милрей жила в крошечном коттедже неподалеку от церкви, окруженной цветущей лужайкой. – Миссис Милрей знает о нашей поездке? – спросила Мими, когда они подъезжали к дому. – О да. Она написала матери, чтобы ее подготовить. – Не знаю, право, удобно ли это? – Что вас смущает, дитя мое? – Сама не знаю. Может быть, стоило взять с собой мисс Милрей. – Честно говоря, я боялся, что при ней я не смогу быть самим собой. Она такая самоуверенная. Начнет сразу мной руководить. Мими улыбнулась. Миссис Милрей до смешного не походила на дочь. Мисс Милрей была угловатая, а миссис Милрей – кругленькая и полная, как пышка; мисс Милрей отличалась железным характером, а миссис Милрей – кротостью. Прикованная к креслу тяжелой болезнью, она все дни проводила у окна, глядя на улицу. Гостям миссис Милрей обрадовалась. – Как мило, что вы меня навестили, сэр Чарлз. Я так много о вас слышала от Вайолет. Вайолет![39] До чего же это имя не шло к мисс Милрей. – Вы даже не представляете, – продолжала миссис Милрей, – как она восхищается вами. Ей так интересно работать у вас. Отчего вы не садитесь, мисс Литтон Гор? Надеюсь, вы извините меня. Ноги отказали мне уже много лет назад. На то воля Божья, я и не ропщу, ко всему можно привыкнуть, всегда говорю я. Может быть, хотите подкрепиться с дороги? И хотя ни сэр Чарлз, ни Мими не выразили желания подкрепиться, миссис Милрей это не остановило. Она на восточный манер хлопнула в ладоши, и тотчас был подан чай и печенье. Прихлебывая чай и откусывая печенье, сэр Чарлз завел разговор о том, ради чего они приехали. – Думаю, вы слышали, миссис Милрей, о трагической смерти мистера Беббингтона, который раньше служил тут викарием? Пышка энергично закивала головой в знак согласия. – Да, конечно. Я читала в газетах об эксгумации. Неужели кто-то мог его отравить? Просто не могу себе этого представить. Такой чудесный человек, его здесь все любили.., и ее тоже, и их мальчиков. – Действительно, загадочная история, – сказал сэр Чарлз. – Мы все просто в отчаянии. Вот и подумали, что, возможно, вы хоть что-то проясните в этом таинственном деле. – Я? Но ведь я не видела Беббингтонов уже.., позвольте.., уже, должно быть, больше пятнадцати лет – Знаю, но, может быть, именно в далеком прошлом и произошло нечто такое, за что он поплатился жизнью? – Нет, убеждена, ничего такого не было. Они жили тихо и мирно.., очень небогато, ведь у них было трое детей. Миссис Милрей охотно предалась воспоминаниям, но – увы! – в них не оказалось ничего, что способно было бы хоть чуть-чуть приподнять завесу тайны. Сэр Чарлз показал ей увеличенные фотографические снимки Дейкерсов, фотографию с давнишнего портрета Анджелы Сатклифф и вырезку из газеты с довольно нечетким изображением мисс Уиллс. Миссис Милрей с большим интересом их рассмотрела, но никого не узнала. – Нет, никого из них не помню. Конечно, ведь прошло столько времени. У нас тут местечко небольшое. Приезжих мало. Да и уезжают немногие. Вот, правда, девочки Агнью, дочери старого доктора, замуж повыходили и уехали отсюда, а теперешний доктор – он холост – взял себе молоденькую помощницу. Еще старые мисс Колли – они в церкви сидели на почетном месте – так вот они все поумирали.., давно уже, много лет назад. Были Ричардсоны – он умер, а она уехала в Уэльс. Ну и, конечно, разная мелкая сошка… Но вообще здесь мало что меняется. Думаю, Вайолет могла бы вам рассказать больше, чем я. Она совсем еще юной девушкой часто бывала в доме у викария. Сэр Чарлз попытался представить себе мисс Милрей «совсем еще юной девушкой» – ничего не вышло. Фамилия де Рашбриджер, о которой сэр Чарлз спросил старую леди, не пробудила в ее памяти никаких воспоминаний. На том они и простились с миссис Милрей. Затем наскоро перекусили в лавке у булочника. Сэр Чарлз не прочь был бы направиться в какое-нибудь более «приличное» место, но Мими заявила, что лучше остаться здесь и постараться разузнать, какие слухи ходят среди местных жителей. – Ничего, на этот раз сойдут и вареные яйца с ячменными лепешками, – сурово сказала она. – И вообще, стоит ли так беспокоиться о еде. – Вареные яйца всегда нагоняли на меня тоску, – кротко возразил сэр Чарлз. Женщина, которая им подавала, оказалась весьма словоохотливой. Она тоже прочла в газетах об эксгумации, и ее потрясло, что речь шла об их «старом викарии». – Я тогда была совсем девчонкой, но хорошо его помню, – вздохнула она. Однако больше ничего добавить не могла. После ленча они пошли в церковь и просмотрели книгу регистрации рождений, браков и смертей. Но и тут не оказалось ничего, что могло бы обнадежить или хотя бы навести на размышления. Выйдя из церкви на кладбище, они помедлили. Мими принялась читать имена на надгробиях. – Ну и забавные фамилии встречаются, – сказала она. – Смотрите, вот тут целое семейство Шиллингов, а вот Мэри Энн Бонжур. – И впрямь смешные! Но и моя не лучше, – вздохнул сэр Чарлз. – Картрайт? Не вижу ничего смешного. – Да нет. Картрайт – моя сценическая фамилия, потом я ее узаконил. – А какая настоящая? – Не скажу. Это страшная тайна. – Неужели так ужасно? – Не ужасно, а смешно. – О! Скажите! – Нет! – отрезал сэр Чарлз. – Ну, пожалуйста! – Нет! – Ну почему? – Вы будете смеяться. – Не буду. – Будете – удержаться невозможно. – Ну, пожалуйста, скажите. Пожалуйста! Ну, пожалуйста, пожалуйста. – Вы несносно упрямы, Мими. Зачем вам? – А почему вы не говорите? – Вы как дитя, Мими. Прелестное дитя, – растроганно сказал сэр Чарлз. – Нет, я не дитя. – Разве? – Ну скажите, – нежно прошептала Мими. Сэр Чарлз грустно улыбнулся. – Ладно, так и быть. Моя фамилия Бидон. – Нет, правда? – Клянусь! – Хм! В самом деле ужасно. Всю жизнь называться бидоном! – Да, в театре с таким именем карьеры не сделаешь. Помню, в молодости я носился с мыслью назваться Людовиком Кастильони. Но в конце концов остановился на английском имени – Чарлз Картрайт. – Но Чарлз ваше настоящее имя? – Да, уж хоть об этом-то мои крестные родители позаботились. – И, немного поколебавшись, добавил: – Мими, а если я попрошу вас забыть об этом «сэр»? Называйте меня просто Чарлз. – Пожалуй. – Ведь вчера вы же назвали меня Чарлз. Когда.., когда.., думали, что я умер. – А-а, тогда… – сказала Мими, стараясь придать своему голосу беззаботность. Сэр Чарлз помолчал, потом вдруг решительно заговорил: – Послушайте, Мими, так или иначе, а дело, которым мы занимаемся, утратило свое первоначальное содержание, во всяком случае, для меня. Сегодня я особенно это чувствую. Мне кажется, в моей судьбе оно обрело какой-то новый мистический смысл. Надо его распутать, прежде.., прежде чем я примусь за другое. Я даже стал суеверным. Если нам здесь повезет, стало быть, мне и.., в другом повезет. О, Господи! Зачем ходить вокруг да около? Я так часто играл любовь на сцене.., а в жизни, оказывается, совсем ничего не умею… Мими, скажите прямо: я или Мендерс? Мне надо знать. Вчера мне показалось, что я. – Вы не ошиблись. – Мими! Мой ангел! – Чарлз! Чарлз! Нельзя же целоваться на кладбище! – Можно! – Так ничего и не узнали, – сокрушенно вздыхала Мими позже, когда они мчались назад, в Лондон. – Вздор, мы узнали нечто гораздо более важное. Почему я должен думать о каких-то пасторах, о каких-то докторах? Вы, и только вы, занимаете все мои мысли. Моя дорогая, известно ли вам, что я на тридцать лет старше вас? Это не помешает? Вы уверены? Мими нежно сжала его руку. – Не говорите чепухи. Интересно, а они что-нибудь разузнали? – Может быть, и разузнали. Ну и пусть… – Сэр Чарлз стал вдруг необыкновенно великодушен. – Чарлз, но вы же привыкли во всем быть первым. Но сэр Чарлз уже расстался с ролью великого сыщика. – Да, то было прежде. А теперь пусть Усатый играет первую скрипку. Это его хлеб. – Он и вправду знает, кто убийца? Как вы думаете? Он ведь сам сказал, что знает. – Скорее всего и понятия не имеет. Просто не хотел ударить в грязь лицом. Мими молчала. Сэр Чарлз спросил: – О чем вы думаете, дорогая? – О мисс Милрей. Она была такая странная в тот вечер. Помните, я вам рассказывала. Она тоже купила газету, где сообщалось об эксгумации, и почему-то все время твердила, что не знает, как поступить. – Вздор, – весело сказал сэр Чарлз. – Эта женщина всегда знает, как поступить. – Чарлз, я серьезно! Говорю вам, она была не на шутку встревожена. – Мими, моя дорогая, ну какое мне дело до мисс Милрей с ее тревогами. Мне ни до кого нет дела, кроме нас с вами. – И до трамваев тоже? Не хочу стать вдовой, я еще и женой стать не успела! Они вернулись домой к сэру Чарлзу как раз к чаю. Навстречу вышла мисс Милрей. – Вам телеграмма, сэр Чарлз. – Благодарю, мисс Милрей. – Он открыто, по-мальчишески, улыбнулся. – Послушайте, я должен сообщить вам новость. Мы с мисс Литон Гор решили пожениться. Наступило минутное молчание. – О! Уверена.., уверена, вы будете очень счастливы! – проговорила мисс Милрей. В ее голосе прозвучала какая-то странная нотка. Мими это заметила, но даже не успела осознать свои впечатления. Сэр Чарлз резко к ней повернулся. – Господи! Мими, посмотрите. Это от Саттертуэйта, – вскричал он, подавая ей телеграмму. Мими прочла, и глаза у нее округлились. Глава 13 Миссис де Рашбриджер Прежде чем отправиться в путь, Эркюль Пуаро и мистер Саттертуэйт повидались с мисс Линден, секретарем покойного сэра Бартоломью Стренджа. Мисс Линден горела желанием помочь им, но, к сожалению, ничего существенного рассказать не смогла. Миссис де Рашбриджер упоминалась в журнале для записи пациентов. И говорил о ней сэр Бартоломью только как о своей больной. В санаторий они прибыли около полудня. Им открыла взволнованная, с пылающими щеками, горничная. Для начала мистер Саттертуэйт попросил вызвать старшую сестру. – Не знаю, сможет ли она к вам выйти, – с сомнением сказала девушка. Мистер Саттертуэйт достал визитную карточку и черкнул на ней несколько слов. – Пожалуйста, передайте ей. Их провели в небольшую приемную. Минут через пять дверь отворилась и вошла старшая сестра. Она казалась совсем не такой оживленно-деловитой, как тогда, в первый их визит. Мистер Саттертуэйт поднялся. – Надеюсь, вы меня помните, – сказал он. – Мы с сэром Чарлзом Картрайтом приходили к вам вскоре после кончины сэра Бартоломью Стренджа. – Да, конечно, мистер Саттертуэйт, конечно, помню. Сэр Чарлз еще расспрашивал меня о несчастной миссис де Рашбрижер, подумать только, какое совпадение. – Позвольте вам представить мосье Эркюля Пуаро. Пуаро поклонился, и старшая сестра, продолжая говорить, рассеянно кивнула в ответ. – Не понимаю, вы тут упомянули о телеграмме… Не понимаю, как вы могли ее получить. Какая-то таинственная история. Однако со смертью доктора она, вероятно, не связана? Наверное, это какой-то сумасшедший – только так, по-моему, можно все это объяснить. Кругом полицейские… Просто ужасно. – Полицейские? – удивился мистер Саттертуэйт. – Да, они тут с десяти утра. – Полицейские? – переспросил Эркюль Пуаро. – Может быть, мы могли бы теперь повидать миссис де Рашбриджер, – начал мистер Саттертуэйт. – Она нас просила приехать. Старшая сестра его перебила: – О, мистер Саттертуэйт, значит, вы ничего не знаете? – Чего? Чего он не знает? – нетерпеливо спросил Пуаро. – Несчастная миссис де Рашбриджер! Она скончалась. – Скончалась! – вскричал Пуаро. – Mille tonnerres![40] Теперь понятно… Понятно. Я должен был предвидеть… – Он осекся. – Как она скончалась? – Очень загадочно. Ей прислали по почте коробку шоколада – конфеты с ликером. Она взяла одну в рот, – вкус, наверное, был отвратительный, – но она ее проглотила – просто машинально, не успела выплюнуть. – Oui, oui[41], это же трудно, если жидкость уже попала в горло. – Ну вот, она проглотила и стала звать на помощь. Прибежала сиделка, но мы ничего не могли сделать. Через две минуты она скончалась. Потом доктор послал за полицией, они пришли, проверили конфеты. Весь верхний слой оказался отравлен, а нижний – нет. – Каким ядом? – Полицейские считают, что это никотин. – А, – сказал Пуаро. – Снова никотин. Какой удар! Какой дерзкий ход! – Мы опоздали, – сказал мистер Саттертуэйт. – И никогда не узнаем, что она хотела нам сказать. Может быть.., может быть, она кому-нибудь доверилась? – Он выжидательно смотрел на старшую сестру. Пуаро покачал головой. – Никому она не доверилась. Вот увидите. – Можно попробовать разузнать, – предложил мистер Саттертуэйт. – Расспросить сиделок. – Конечно, попробуем, – согласился Пуаро, но вид у него при этом был совершенно безнадежный. Старшая сестра тотчас распорядилась позвать двух сиделок – дневную и ночную, – которые ходили за миссис де Рашбриджер, но ни одна из них не добавила ничего нового к тому, что им уже было известно. Миссис де Рашбриджер никогда ни словом не упоминала о смерти сэра Бартоломью, а о том, что она отправила телеграмму, сиделки и не подозревали. Пуаро попросил, чтобы их провели в комнату умершей. Там распоряжался старший инспектор Кроссфилд, и мистер Саттертуэйт представил его Пуаро. Потом они подошли к постели и постояли, глядя на покойную. Это была женщина лет сорока с темными волосами и бледным лицом, хранившим следы предсмертных страданий. – Несчастная, – тихо сказал мистер Саттертуэйт и взглянул на Пуаро. Выражение его лица потрясло мистера Саттертуэйта – у него даже мурашки по спине пошли. – Кто-то знал, что она собирается встретиться с нами, и убил ее, – сказал он. – Убил, чтобы она не могла рассказать… Пуаро кивнул. – Да, наверное. – Чтобы она не сказала нам того, что знала. – Или того, чего не знала… Но не будем терять времени. Нам еще многое предстоит сделать. Больше жертв быть не должно. Мы обязаны об этом позаботиться. Мистер Саттертуэйт не мог удержаться от вопроса: – Вы говорили, что знаете, кто убийца. А то, что здесь произошло, не противоречит вашей версии? – Отнюдь. Однако убийца гораздо опаснее, чем я предполагал. Теперь я это понял. Мы должны быть очень осторожны. Они рассказали о телеграмме старшему инспектору Кроссфилду, который пошел их проводить. Оказалось, что она была отправлена из Мелфортского почтового отделения. Ее принес какой-то мальчишка. Молодая телеграфистка хорошо это запомнила, потому что телеграмма очень ее взволновала – в ней упоминалось о смерти сэра Бартоломью Стренджа. Пообедав со старшим инспектором Кроссфилдом, мосье Пуаро и мистер Саттертуэйт снова приступили к расследованию. К шести часам вечера они отыскали мальчика, который принес телеграмму на почту. Телеграмму ему дал какой-то нищий. «А этому нищему, – бойко тараторил мальчик, – ее дала „чокнутая“ леди из дома, что стоит в парке. Завернула в телеграмму две монеты по полкроны и бросила из окна». Нищий говорит: «Дело тут темное, не хочу в него путаться», дает мне полкроны, сдачу, говорит, возьми себе, а сам сматывается. Решили, что надо попытаться найти нищего, а пока им здесь больше нечего было делать, и они отправились в Лондон. Домой приехали около полуночи. Сэр Чарлз их ждал. Мими он отправил к леди Мэри. Друзья решили обсудить положение. – Mes amis[42], – сказал Пуаро, – послушайте меня. Есть только один способ распутать это дело – заставить работать серые клеточки. Носиться по Англии туда-сюда, без конца всех опрашивать – бессмысленно, это дилетантство. Истину можно установить только путем логических умозаключений. Сэр Чарлз, кажется, был в этом не слишком уверен. – И что же вы намерены делать? – Намерен думать. Дайте мне на это двадцать четыре часа. Сэр Чарлз, чуть улыбаясь, покачал головой. – И таким путем вы надеетесь узнать, что сообщила бы нам миссис де Рашбриджер, будь она жива? – Именно. – Едва ли это возможно. Однако, мосье Пуаро, поступайте как знаете. Сам я не в силах разгадать эту тайну. Сдаюсь и признаю свое поражение. Впрочем, у меня теперь совсем иное на уме. Возможно, сэр Чарлз надеялся, что его начнут расспрашивать, но его ожидания не оправдались. Правда, мистер Саттертуэйт заметно оживился, но Пуаро, казалось, целиком ушел в свои мысли. – Ну, мне пора, – вздохнул сэр Чарлз. – Ах, да вот еще что. Я тревожусь о мисс Уиллс. – Почему? – Она уехала. Пуаро удивленно на него уставился. – Уехала? Куда? – Никто не знает. Получив вашу телеграмму, я еще раз все обдумал. Я ведь вам говорил, мисс Уиллс что-то скрывает от нас, я был уверен в этом и решил в последний раз попытаться выведать у нее всю правду. Приехал к ней около половины десятого. Оказалось, что она еще утром уехала в Лондон, обещала к вечеру вернуться, а потом от нее принесли телеграмму, где она сообщает, что на день-другой задерживается и просит не беспокоиться. – А есть основания беспокоиться? – Пожалуй. Понимаете, она ничего с собой не взяла. – Странно, – тихо сказал Пуаро. – Да. Кажется, будто… Не знаю. Мне как-то не по себе. – Я же ее предупреждал, – буркнул Пуаро. – Всех предупреждал. Помните, как я тогда всех просил: «Говорите! Говорите, пока не поздно!» – Да, да. Вы думаете, она тоже?.. – Есть у меня кое-какие соображения, – ответил Пуаро. – Но пока я предпочел бы их не обсуждать. – Сначала дворецкий Эллис, теперь мисс Уиллс. Где же все-таки Эллис? Не верится, что полиция до сих пор не напала на его след. – Они ищут тело не там, где надо, – сказал Пуаро. – Тело? Стало быть, вы согласны с Мими? Думаете, он мертв? – Во всяком случае, живым мы его не увидим. – Боже мой! – вырвалось у сэра Чарлза. – Какой-то кошмар! Ничего не понятно. – Напротив, все понятно и логично. Сэр Чарлз пристально посмотрел на него. – Как? Вы шутите? – Отнюдь. Это подсказывает мне моя железная логика. Самоуверенность Пуаро явно задела сэра Чарлза. – Не понимаю, – бросил он. – Выходит, я не умею мыслить логически. Мистер Саттертуэйт тоже с удивлением смотрел на сыщика. – Вы мыслите как актер, сэр Чарлз, – творчески, оригинально, невольно привнося в жизнь драматический эффект. Мистер Саттертуэйт заядлый театрал, он и мыслит как зритель, который наблюдает действие на сцене, игру характеров, чутко воспринимает атмосферу. А я.., у меня трезвый ум. Я вижу только голые факты, ни тебе романтического флера, ни огней рампы. – Ну что ж, в таком случае оставляем вас наедине с вашими мыслями. – Да. На двадцать четыре часа. Об этом я и хотел вас просить. – Тогда желаем удачи. Покойной ночи. Когда они вышли, сэр Чарлз раздраженно бросил: – Этот тип слишком уж возомнил о себе. Мистер Саттертуэйт улыбнулся. Главная роль! В этом все дело. – Сэр Чарлз, вы только что сказали: «У меня теперь совсем иное на уме». Что вы имели в виду? На лице актера появилось застенчиво-глуповатое выражение, столь хорошо знакомое мистеру Саттертуэйту. Сколько раз он ловил его на лицах счастливых влюбленных во время свадебных церемоний на Ганновер-сквер! – Видите ли, мой друг, дело в том, что я.., э-э.., ну Мими и я… – Рад слышать! Примите мои поздравления. – Конечно, я слишком стар для нее. – По-моему, она так не считает. А ей лучше знать. – Вы слишком добры ко мне, старина. Знаете, я ведь вбил себе в голову, что она влюблена в Мендерса. – Бог с вами, Картрайт. С чего это вы взяли? – искренне удивился мистер Саттертуэйт. – Не важно, – решительно заключил сэр Чарлз. – Главное, что это не так… Глава 14 Мисс Милрей Пуаро не удалось провести в раздумье двадцать четыре часа, которые он себе выговорил. На другое утро в двадцать минут двенадцатого к нему вдруг явилась Мими. К своему удивлению, она застала великого сыщика за возведением карточных домиков. На ее лице столь живо выразилось презрение, что Пуаро был вынужден оправдываться. – Не подумайте, мадемуазель, что я на старости впал в детство. Нет. Просто мой мозг работает лучше всего, когда я строю карточные домики. Это моя старая привычка. Сегодня утром я первым делом купил колоду карт. К сожалению, они оказались не настоящие. Но ничего, такие тоже сойдут. Мими подошла к столу и пригляделась к сооружению. – Господи! Вы же купили «Счастливые семьи»[43]! – засмеялась она. – Что значит «Счастливые семьи»? – Это игра. Детская игра. – Ну ничего, мне и такие годятся. Мими взяла со стола несколько карт и принялась с нежностью их перебирать. – Мисс Булочка – дочь пекаря. Как она мне всегда нравилась. А вот миссис Бидон, жена разносчика молока. О, Боже, Бидон! Да ведь это я. – Почему? Что общего у вас с этой смешной картинкой? – Как что? Фамилия. У Пуаро было такое растерянное лицо, что Мими засмеялась и все ему рассказала. – А, так вот о чем говорил вчера сэр Чарлз. А я недоумевал… Бидон… Само собой, вы поменяете фамилию. Не захотите же вы, чтобы вас называли леди Бидон, а? Мими снова рассмеялась. – Да уж. Пожелайте мне счастья. – Я искренне хочу, чтобы вы были счастливы, мадемуазель. И не только пока вы молоды. Я хочу, чтобы счастье сопутствовало вам всегда, чтобы оно было построено не на песке, а на скале. – Хорошо, я скажу Чарлзу, что вы назвали его скалой, – улыбнулась Мими. – А теперь о том, зачем я к вам пришла. Мне не дает покоя та вырезка из газеты, которую Оливер выронил из бумажника. Помните? Ее еще мисс Уиллс подняла и отдала ему. Так вот: или Оливер лжет – не может он не помнить, как эта вырезка к нему попала! – или у него ее вообще не было. Он выронил какую-то бумажку, а мисс Уиллс подсунула вместо нее вырезку о никотине. – Зачем ей это понадобилось, мадемуазель? – Она хотела избавиться от этой вырезки. Вот и подсунула ее Оливеру. – Вы думаете, это она убийца? – Да. – А какие у нее мотивы? – Нашли у кого спрашивать! Может быть, она сумасшедшая – это единственное, что мне приходит в голову. У талантливых людей довольно часто бывают психические отклонения. Другой причины не вижу. Право, не знаю, какие еще могут быть мотивы. – Действительно, какой-то impasse[44]. Впрочем, что это я вас спрашиваю о мотивах. Ведь я без конца задаю этот вопрос себе. Почему убили мистера Беббингтона? Как только я смогу ответить на этот вопрос, дело будет закончено. – И все-таки, может быть, это сумасшедший? – Нет, мадемуазель, не сумасшедший в общепринятых смысле этого слова. У него была причина. Ее-то я и должен установить. – Ну что ж, прощайте. Жаль, что потревожила вас, но эта мысль не шла у меня из головы… А теперь мне надо спешить. Мы с Чарлзом идем на генеральную репетицию «Собачки». Вы слышали об этой пьесе? Ее написала мисс Уиллс для Анджелы Сатклифф. Называется «Собачка смеется». Завтра премьера. – Mon Dieu![45] – вскричал Пуаро. – Что с вами? Что-нибудь случилось? – Да. И впрямь случилось. Мысль! Блестящая мысль! О, как слеп я был.., как слеп… Мими смотрела на него широко открыв глаза. Спохватившись, Пуаро взял себя в руки. – Вы, наверное, думаете, что я спятил? Отнюдь! – сказал он. – Я прекрасно слышал, что вы сказали. Вы идете смотреть «Собачка смеется», играет мисс Сатклифф. Идите и не обращайте на меня внимания. Мими ушла немного озадаченная. Оставшись один, Пуаро принялся шагать из угла в угол, что-то бормоча себе под нос. Глаза у него стали зелеными, как у кошки. – Mais oui[46], это все объясняет. Любопытный мотив.., очень любопытный… Ни с чем подобным я до сих пор не сталкивался, однако в этом есть здравый смысл, а в тех обстоятельствах было вполне естественно действовать подобным образом. Все равно очень необычное дело. Проходя мимо стола, где все еще стоял карточный домик, Пуаро смахнул его. – «Счастливые семьи»! Они мне больше не нужны, – сказал он. – Задача решена. Теперь надо действовать. Он схватил шляпу, надел пальто и спустился вниз. Швейцар вызвал ему такси. Пуаро дал адрес сэра Чарлза. Подъехав к дому, он расплатился с шофером и вошел в холл. Лифтера не оказалось на месте, и Пуаро стал подниматься по лестнице. Едва он достиг третьего этажа, где располагалась квартира сэра Чарлза, как дверь отворилась и вышла мисс Милрей. Увидев Пуаро, она вздрогнула. – Вы! Пуаро улыбнулся. – Я! Я собственной персоной или по-английски правильнее сказать «моя собственная персона»! Ну, короче говоря, moi[47]. – К сожалению, сэра Чарлза нет. Они с мисс Литтон Гор ушли в театр, в «Бэбилон». – Мне он, собственно, и не нужен. Я пришел за своей тростью. По-моему, на днях я забыл ее здесь. – А-а, понятно. Ну что ж, Тампл вам ее найдет. Прошу прощения, но мне надо бежать. Хочу успеть на поезд. Еду к матушке в Кент. – Не смею задерживать, мадемуазель. Он галантно отступил, и мисс Милрей заспешила вниз по лестнице. В руках у нее был маленький чемоданчик. Стоило ей исчезнуть из виду, как Пуаро будто и забыл, зачем пришел. Вместо того чтобы позвонить в дверь, он повернул назад и торопливо пошел следом за мисс Милрей. Подойдя к парадной двери, он увидел, как она садится в автомобиль. Вдоль обочины тротуара медленно двигалось другое такси. Пуаро, подняв руку, остановил его и велел ехать следом за первой машиной. Он нисколько не удивился, увидев, как автомобиль мисс Милрей направляется к Паддингтонскому вокзалу, хотя всякому понятно, что в Кент оттуда никак не попадешь. Пуаро пошел в кассу и взял билет до Лумаута. Поезд отправлялся через пять минут. Подняв воротник и поплотнее закутавшись в пальто – день был холодный. – он уютно устроился в уголке вагона первого класса. В Лумаут поезд прибыл около пяти. Уже темнело. Держась немного поодаль, Пуаро услышал, как носильщик дружески здоровается с мисс Милрей: – Это вы, мисс? А мы вас не ждали. Разве сэр Чарлз приезжает? – Нет, да и я ненадолго, – отвечала мисс Милрей. – Завтра утром мне надо вернуться. Приехала кое-что отсюда взять. Нет, благодарю, кеб не нужен. Пойду пешком, по рыбачьей тропинке. Темнота сгущалась. Мисс Милрей торопливо шла по крутой извилистой тропе. За ней неслышно, как кошка, крался Пуаро. Подойдя к «Воронову гнезду», она вынула из сумочки ключ, открыла дверь черного хода и вошла в дом. Дверь она за собой не затворила. Очень скоро она вышла. В руках у нее был ржавый ключ и электрический фонарь. Пуаро спешно спрятался за куст. Мисс Милрей обошла дом и стала подниматься по заросшей тропинке. Пуаро следовал за ней. Она все шла и шла, и вот вдруг из тьмы выступили очертания старой каменной башни, каких немало здесь, на побережье. Башня была невысокая, полуразвалившаяся. Однако на окне висела занавеска. Мисс Милрей вставила ключ в скважину массивной деревянной двери. Лязгнул замок, и дверь со скрипом отворилась. Мисс Милрей вошла, светя себе фонариком. Пуаро торопливо прокрался следом за ней. В слабом свете фонарика он различил стеклянные реторты, бунзеновскую горелку, какие-то приборы. Мисс Милрей стояла с ломом в руках. Вот она его подняла и занесла над приборами… Пуаро стремительно подскочил к ней и схватил за руку. Она вскрикнула и обернулась. Ее взгляд встретился с зелеными как у кошки, глазами Пуаро. – А вот этого делать нельзя, мадемуазель. Вы же понимаете, что это улики. Глава 15 Занавес падает Эрктоль Пуаро утопал в глубоком кресле. Бра были выключены. Только одна лампа с розовым абажуром бросала на него свет. В этой картине было нечто символическое: Пуаро – только он один – в освещенном пространстве, остальные трое – сэр Чарлз, мистер Саттертуэйт и Мими Литтон Гор – точно зрители, сидели в полумраке. Голос Пуаро звучал немного отстраненно. Казалось, он обращается не к присутствующим, а куда-то в пространство. – Воссоздать картину преступления – вот цель детектива. Для этого необходимо складывать известные вам факты так, будто вы строите карточный домик. Если какой-то факт не ложится в нужное место, – если карта не сохраняет равновесия, – надо начинать заново, или все ваше построение рухнет. Как-то я уже говорил, что есть разные типы мышления: мышление, свойственное, например, режиссеру-постановщику или драматургу, которые видят события как бы в их сценическом воплощении – замечу кстати, что к этому же типу относятся и те, кто мыслит как театральный зритель и с готовностью воспринимает драматические эффекты; затем есть вид мышления, присущий юным романтикам, и, наконец, мышление, свойственное трезвым людям, которые видят не голубое небо и мимозу, а грубо намалеванный задник театральной сцены. Итак, mes amis[48], перехожу к убийству Стивена Беббингтона в августе прошлого года. Тогда сэр Чарлз Картрайт предположил, что мистера Беббингтона убили. Я с этим не согласился. Просто был убежден, что А: никто не станет убивать такого человека, как этот старый славный пастор, и В: в тех обстоятельствах совершить преднамеренное убийство определенного лица было физически невозможно. Теперь я признаюсь, что сэр Чарлз оказался прав, а я ошибался. Ошибался, потому что рассматривал это преступление под неверным углом зрения. И только двадцать четыре часа назад я вдруг увидел все в новом свете и понял, что убийство Стивена Беббингтона было вполне возможно и оправданно. Однако позвольте шаг за шагом провести вас по тому пути, который прошел я сам. Смерть Стивена Беббингтона я бы назвал первым актом драмы. Конец этого акта – наш отъезд из «Воронова гнезда». Занавес опускается. Второй акт драмы начинается в Монте-Карло, когда мистер Саттертуэйт показывает мне газету, в которой сообщается о смерти сэра Бартоломью. Я тотчас же понял, что ошибался и что прав был сэр Чарлз. И Стивен Беббингтон, и сэр Бартоломью Стрендж убиты, и оба убийства – два звена одного преступления. Затем следует третье звено этой цепи – убийство миссис де Рашбриджер. Итак, что нам требуется? Правдоподобная версия, которая позволила бы связать эти три звена. И такая версия существует, а именно: все три преступления совершены одним и тем же лицом в его собственных интересах. С самого начала меня поразило в этом деле одно обстоятельство – почему первым убит Стивен Беббингтон, а не сэр Бартоломью Стрендж. Если отвлечься от времени и места совершения этих трех преступлений, то естественно предположить, что главная и основная цель – убийство сэра Бартоломью Стренджа, а два других преступления – следствие первого, и их жертвы каким-то образом были связаны с сэром Бартоломью. Однако, как я уже говорил, факты – вещь упрямая, хотим мы того или нет, но вначале был убит Стивен Беббингтон, а немного спустя сэр Бартоломью Стрендж. Поэтому создается впечатление, что второе убийство – неизбежное следствие первого, и, стало быть, первое убийство – ключ ко всему этому делу. Придерживаясь теории вероятности, я весьма склонен был считать, что произошла ошибка. Возможно, думал я, первой жертвой должен был стать сэр Бартоломью Стрендж, а мистера Беббингтона отравили по недоразумению. Однако скоро мне пришлось отказаться от этой мысли. Каждому, кто более или менее близко знал сэра Бартоломью, было известно, что он не пил коктейлей. Рассматривал я и иную версию: Стивена Беббингтона отравили по ошибке не вместо сэра Бартоломью, а вместо кого-то другого из числа приглашенных. Однако никаких доказательств в пользу этой версии я не нашел и был вынужден вернуться к мысли о том, что убийство Стивена Беббингтона преднамеренное, но тут на моем пути вставал камень преткновения: в тех обстоятельствах не существовало ни малейшей возможности осуществить такое убийство. Любое расследование необходимо начинать с самых простых и очевидных версий. В том, что Стивен Беббингтон отравился коктейлем, сомнений нет. Кто имел возможность подмешать туда яд? На первый взгляд мне показалось, что это могли сделать только те двое, кто готовил коктейли, то есть сам сэр Чарлз Картрайт и горничная Тампл. Но пусть даже кто-то из них и подмешал яд, подстроить так, чтобы именно этот стакан достался мистеру Беббингтону, было невозможно. Правда, Тампл могла бы, ловко орудуя подносом, предложить Беббингтону последний стакан. Такой маневр выполним, хотя и требует известной сноровки. Сэр Чарлз мог просто взять стакан, в котором был яд, и собственноручно подать его Беббингтону. Но ведь ничего подобного не произошло. Все выглядело так, будто этот стакан попал пастору только по воле случая. Итак, сэр Чарлз Картрайт и Тампл готовили коктейли. Но присутствовал ли кто-то из них в Мелфорт Эбби? Нет. Кому легче всего было подмешать яд в портвейн сэру Бартоломью? Конечно, дворецкому Эллису и горничной, которая ему помогала. Не исключено, правда, что это сделал кто-то из гостей. Любой из них мог проскользнуть в столовую и влить в стакан сэра Бартоломью раствор никотина. Рискованно? Да. Но возможно. Когда я приехал в «Вороново гнездо», вы уже составили список гостей, присутствовавших на обоих званых обедах. Четыре первых имени – капитан Дейкерс, миссис Дейкерс, мисс Сатклифф и мисс Уиллс – я немедленно исключил из рассмотрения. Никто из них не мог знать заранее, что они встретят в «Вороновом гнезде» мистера Беббингтона. В качестве яда применили никотин, стало быть, это не экспромт, а тщательно продуманная операция. В списке фигурировали еще три имени – леди Мэри Литтон Гор, мисс Литтон Гор и мистер Оливер Мендерс. Маловероятно, что кто-то из них замешан в преступлении, но теоретически возможно. Все трое местные жители, и каждый из них мог иметь какие-то причины, чтобы избавиться от Стивена Беббингтона. Почему бы не воспользоваться для этой цели званым обедом у сэра Чарлза? С другой стороны, я не мог найти ровно никаких доказательств, что преступление совершил кто-то из них троих. Мистер Саттертуэйт, который, вероятно, рассуждал примерно так же, заподозрил Оливера Мендерса. Действительно, юный Мендерс вызывал серьезные подозрения. В тот вечер в «Вороновом гнезде» он выказывал все признаки крайнего нервного возбуждения. Кроме того, вам известна необычная судьба этого молодого человека, которая, безусловно, наложила отпечаток на его отношение к жизни и к людям. К тому же у него довольно явно выраженный комплекс неполноценности, который часто толкает человека на путь преступления. Да и молод он еще, не успел обрести ту уравновешенность, которая приходит с годами. Вы помните, что он ссорился с мистером Беббингтоном и открыто выказывал неприязнь по отношению к нему. А как он появился в Мелфорт Эбби? Разве это не подозрительно? А нелепая история с письмом от сэра Бартоломью Стренджа? А газетная вырезка, которую подобрала мисс Уиллс? Таким образом, Оливер Мендерс по всем признакам должен был возглавлять список подозреваемых. И тут-то, друзья мои, у меня возникло странное чувство. С одной стороны, преступник, очевидно, должен был присутствовать на обоих званых обедах, другими словами, это один из тех семи, что внесены в список. Но вместе с тем у меня было такое ощущение, что эта очевидность подстроена специально. Будто кто-то заранее рассчитал, что к такому именно выводу должен прийти любой здравомыслящий человек, способный рассуждать логически. И вот тогда я понял, что мне подсунули ловко намалеванную декорацию. Преступник умен, и он рассчитал безошибочно: каждый, чье имя значится в этом списке, окажется под подозрением, поэтому его – или ее – имени здесь быть не должно. Другими словами, убийца Стивена Беббингтона и сэра Бартоломью Стренджа должен был присутствовать на обоих званых обедах, но на одном из них не явно. Есть ли такие, кто на первом обеде был, а на втором не был? Да, это сэр Чарлз Картрайт, мистер Саттертуэйт, мисс Милрей и миссис Беббингтон. Мог ли кто-нибудь из них присутствовать на втором обеде в каком-то ином обличье? Сэр Чарлз и мистер Саттертуэйт были во Франции, мисс Милрей в Лондоне, миссис Беббингтон в Лумауте. Значит, можно заподозрить мисс Милрей и миссис Беббингтон. Но встает вопрос: могла ли мисс Милрей сделать так, чтобы ее не узнали? У нее характерное лицо. Оно врезается в память. Такое лицо не загримируешь. Уверен, появись мисс Милрей в Мелфорт Эбби, ее бы сразу узнали. То же самое можно сказать и о миссис Беббингтон. Теперь спросим себя: могли ли мистер Саттертуэйт и сэр Чарлз присутствовать в Мелфорт Эбби и чтобы окружающие об этом даже не догадывались? Что касается мистера Саттертуэйта, то это возможно, но не более того; а вот с сэром Чарлзом дело обстоит иначе. Он актер, он привык играть. Какую же роль он мог играть на этот раз? Тут я стал размышлять о дворецком Эллисе. Загадочная личность этот Эллис. Появился невесть откуда за две недели до убийства, а потом исчез, как в воду канул. Почему не напали на его след? Да потому, что на самом деле никакого Эллиса на свете нет и не было. А было актерское искусство, костюм и грим. Возможно ли такое, спросите вы. Ведь в Мелфорт Эбби каждый лакей знает сэра Чарлза Картрайта, который был близким другом сэра Бартоломью Стренджа. Ну, с прислугой все ясно. Сэр Чарлз ничем не рисковал: если кто-то из них его узнает – не беда, все можно обратить в шутку. Если же за две недели никто ничего не заподозрит, значит, все в порядке, можно действовать. Я припомнил то, что прислуга говорила о дворецком. Он был «совсем как настоящий джентльмен», служил в хороших домах, знал светские сплетни. Тут нет ничего особенного. Но вспомните одну важную подробность. Алиса-горничная, сказала об Эллисе: он «делал все вроде, что полагается, но как-то не так, как другие». Когда я это услышал, то сразу понял, что мое предположение правильно. Теперь поговорим о сэре Бартоломью Стрендже. Трудно предположить, что сэр Чарлз мог его провести. Сэр Бартоломью должен был знать о розыгрыше. Есть ли этому доказательства? Есть.

The script ran 0.009 seconds.