Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Лукреций Тит Кар - О природе вещей [0]
Язык оригинала: ROM
Известность произведения: Средняя
Метки: antique_ant, poetry, sci_philosophy

Аннотация. В знаменитом произведении римский поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н. э. ) в поэтической форме излагает свое материалистическое мировоззрение.

Аннотация. Тит Лукреций Кар - талантливый и оригинальный римский поэт и философ, оказавший огромное влияние как на древнюю, так и на новую литературу. Получивший прекрасное образование, он был пламенным последователем античной материалистической философии - эпикуреизма. Поэта больше всего интересовала естественнонаучная часть философской системы Эпикура. Ее изложение стало основой представленного в настоящем издании выдающегося творения Лукреция "О природе вещей". Эта дидактическая поэма написана гекзаметром и состоит из шести книг, в которых образным поэтическим языком изложено учение о происхождении мира, о вечном движении атомов, о жизни и смерти.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Члены, и тело лежит, безмятежным объято покоем, Всё-таки кажется нам, что мы бодрствуем будто, и члены Движутся наши тогда, и в тумане ночном непроглядном Будто сияние дня и блестящее солнце мы видим; И, находясь взаперти, мы по морю, и рекам, и горам В страны иные идём, и поля мы пешком переходим; 460 Слышим мы звук голосов в суровом безмолвии ночи И произносим слова, сохраняя, однако, молчанье. Видим мы много ещё в этом роде чудесных явлений, Словно желающих в нас подорвать всё доверие к чувствам, Но понапрасну: ведь тут большей частью ведут к заблужденью Нас измышленья ума, привносимые нами самими, Видимым то заставляя считать, что чувствам не видно. Ибо труднее всего отделить от вещей очевидных Недостоверную вещь, привносимую умственно нами. Если же думает кто, что немыслимо знанье, не знает, 470 Может ли это он знать, коль своё утверждает незнанье. И с утверждающим так заводить не желаю я спора, Ибо он голову там помещает, где ноги должны быть. Но тем не менее я, допуская, что знает он это, Как же, — спрошу, — если он не видал достоверного раньше, Знает он то, что собой представляет незнанье и знанье, Что породило в нём мысль как об истинном, так и о ложном, Как разобрался он в том, что сомнительно, что достоверно? Ты убедишься сейчас, что понятие истины чувства В нас порождают; и чувств опровергнуть ничем невозможно. 480 Ибо доверие в нас возбуждать наибольшее должно То, что само по себе своей истиной ложь побеждает. Что же доверие в нас возбуждать может больше, чем чувство? Будет ли разум, идя от ложного чувства, способен Противу чувств возражать, коль из них целиком он исходит? Если ж не верны они, то и разум весь должен быть ложен. Или же ухо глаза опровергнуть окажется в силах, А осязание — слух? Или вкус уличит осязанье, Или же ноздри его укорят, иль глаза образумят? Я полагаю, что нет: ведь особые каждому чувству 490 Область и сила даны, и поэтому необходимо Чувству особому в нас ощущать то, что мягко, что твёрдо, Холодно иль горячо иль окрашено так иль иначе, И различать у вещей присущую каждой окраску. Силой особою вкус обладает, особо родится Запах, особо и звук. И поэтому необходимо Следует, что обличать не способны чувства друг друга, Да и не могут никак они сами себя опровергнуть, Так как им всем доверять всегда одинаково должно. А потому то, что им показалось когда-либо, — верно. 500 Если же разум у нас разобраться не будет способен В том, почему тот предмет, что квадратен вблизи, издалёка Кажется круглым, то всё ж,когда нет оснований разумных, Лучше ошибочно дать объясненья обеим фигурам, Чем упускать из-под рук неизвестно куда очевидность И, подорвав основное доверие к чувствам, низвергнуть То, на чём зиждется вся наша жизнь и её безмятежность. Ибо не только падёт всякий разум тогда, но погибнет Самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь И от стремнин убегать и от прочих опасностей также, 510 Коих бежать надлежит, и идти за противоположным. Всё это скопище слов, таким образом, что наготове С чувствами броситься в бой, будь уверен, — одно пустословье. Как при постройке домов, коль начальное криво правило, Коль наугольник фальшив и от линий прямых отступает, Если хромает отвес и хотя бы чуть-чуть он неровен, Всё непременно тогда выйдет здание криво и косо, Будет горбато, вперёд и назад отклоняясь нескладно, Точно готово сейчас завалиться; и валится часто Дом, если он пострадал от ошибок в начальном расчёте; 520 Так и сужденье твоё о вещах будет лживо и вздорно, Если исходит оно от заведомо ложного чувства. [Слух: Стихи 522-614] Ну, а теперь объяснить, каким образом чувства другие Свой ощущают предмет, не представит больших затруднений. Слышится, прежде всего, всякий звук или голос, как только, В уши проникнув, своим они телом нам чувство затронут, Ибо и голос и звук непременно должны быть телесны, Если способны они приводить наши чувства в движенье. Голос, к тому же, гортань нам часто скребёт, и наружу Крик исходя, все пути горловые шершавит немало. 530 Ибо, лишь в узкую щель, накопляясь большою толпою, Первоначала начнут голосов вырываться наружу, Выход, конечно, в уста, заполняемый ими, скребётся. Так что сомнения нет, что должны состоять из телесных Голос и слово начал, раз наносят они пораненья. Также ты знаешь, какой причиняет телу убыток, Сколько и нервов берёт,108 сколько сил у людей отнимает Бесперерывная речь, от сиянья зари восходящей Произносимая вплоть до глубокого сумрака ночи, Если, к тому же, она произносится голосом громким. 540 Значит, признать мы должны непременно, что голос телесен, Если от долгих речей убывает часть нашего тела. 551 Голоса грубость всегда порождается грубостью самых Звука начал основных, а от гладкости гладкость зависит, 542 В уши внедряются нам разновидные первоначала: Коль завывает труба, и глубокие звуки глухие Дико рокочут её, отдаваясь раскатистым шумом, Или когда Геликон средь журчания быстрых потоков Звонкая лебедя песнь оглашает мольбою унылой. Дальше, когда из глубин вытесняются нашего тела Звуки, которые мы через рот испускаем наружу, Гибкий, искусный язык на слова разделяет их быстро, 550 С помощью также и губ, принимающих должную форму. 553 И коль не долог тот путь, по какому до нас долетает Каждый в отдельности звук, то и сами слова непременно Ясно доходят до нас и слышатся членораздельно: Звук ведь тогда сохраняет свой склад, сохраняет и форму. Если же слишком далёк этот путь для отдельного звука, В толще воздушной слова неизбежно сливаются вместе, И, проходя сквозь неё, непременно мешается голос. 560 Так происходит, что ты хоть и слышишь какие-то звуки, Но разобраться в словах и понять их значенье не можешь: Столь неразборчиво звук долетает до нас и столь смутно. Часто бывает и так, что в народном собраньи до слуха Всех долетает одно глашатая громкое слово: Голос единственный здесь дробится на много отдельных Вдруг, потому что идёт, по отдельным ушам разбегаясь, Звучную форму словам, направляемым в них, придавая, Та же часть голосов, что до самых ушей не доходит, Попусту мимо идёт и, рассеявшись в воздухе, гибнет; 570 Часть же другая, в пути отскочивши от твёрдых предметов, Звук отдаёт и порой морочит подобием слова. Это усвоив, теперь ты себе самому в состояньи, Как и другим, объяснить, каким образом в местности дикой Скалы слова отдают, соблюдая их склад и порядок. Ежели спутников мы, заблудившихся в горных ущельях, Ищем и голосом их созываем, разбредшихся, громким. Видеть пришлось мне места, где раз шесть или семь отдаётся Изданный звук, где холмы от холмов отражают немедля Слово за словом, на них отвечая и вторя друг другу. 580 Эти места, по словам в соседстве живущего люда, Служат пристанищем Нимф, козлоногих Сатиров и Фавнов,109 Это они, говорят, затевают веселье и ночью Шумно играют везде, тишину и покой нарушая; Рокот доносится струн, и жалобно-нежные слышны Звуки, какие свирель из-под пальцев певцов изливает; Издали слышит народ деревенский, как Пан, головою Полузвериной качая венок из веток сосновых, Часто поджатой губой скользит по стволам тростниковым, Чтоб на цевнице его заливалася Муза лесная. 590 Всяких других измышляют они и страшилищ и чудищ, Чтоб не подумал никто, что пустыни их даже богами Брошены. А потому и слагают чудесные сказки, — Или, быть может, ещё потому они так поступают, Что человеческий слух до всяческих россказней падок. Я продолжаю. Тебе удивляться нимало не надо, Что сквозь преграды, глазам ничего не дающие видеть, Звуки доходят до нас и касаются нашего слуха. Часто, мы видим, идёт разговор за затворенной дверью, Ибо, действительно, там по извилистым голос отверстьям 600 Может свободно идти, где для образов нету прохода: Ведь расщепятся они, если эти отверстья не прямы, Как у стекла, где проплыть может призрак любой без препятствий. Кроме того, разлетается голос по всем направленьям, Ибо одни из других голоса возникают: лишь только Голос раздался один, как дробится сейчас же на много Так же, как искры огня рассыпаются в новые искры. Так в потаённых местах голоса постоянно роятся, И раздаётся их звук, пробуждая окрестности всюду; Призраки ж все по пути устремляются только прямому, 610 Как изначала пошли; и поэтому мы не способны Видеть сквозь стены домов, голоса же оттуда мы слышим. Впрочем, и голос, когда он проходит в замкнутые двери, То заглушается всё ж и невнятно внедряется в уши, Так что скорей не слова, а лишь звуки мы слышим при этом. [Вкус: Стихи 615-672] То, чем мы чувствуем вкус, — наш язык или нёбо, — нисколько Более сложны для нас, при разборе их действий, не будут. Вкус мы сначала во рту ощущаем, когда при жеваньи Выдавим сок из еды, наподобье того, как из губки, Если в руке её сжать, можно досуха вытянуть воду. 620 Далее, выжатый сок по проходам расходится нёба И проникает в язык, по извилистым идучи порам. Коль основные тела сочащейся жидкости гладки, Сладко щекочут они и сладко касаются всюду Влажных пространств языка, из себя выделяющих слюни. Чувство, напротив, колоть и его раздирать начинают Эти тела тем скорей, чем грубее они и шершавей. Вкуса услада, затем, ограничена полостью нёба. Если же соки прошли через горло и ниже спустились, Нет услады уже, когда сок разошёлся по членам. 630 И безразлично, какой едою питается тело, Лишь бы по членам могла разойтись переваренной пища, А в животе бы всегда сохранялась должная влажность. Ну, а теперь объясню, отчего для иного иная Пища подходит и как то, что гадко иному и горько, Может казаться другим чрезвычайно приятным и вкусным. Разница здесь велика, и различие вкусов громадно: То, что питает одних, для других служит ядом смертельным. Так, если только змеи коснется слюна человека, Сгинет змея и себя самоё, искусавши, прикончит.110 640 А с чемерицы, для нас служащей отравой смертельной, Козы тучнеют и жир нагоняют себе перепёлки. Чтобы понять, отчего это так происходит, ты должен Вспомнить, во-первых, о том, о чём ранее мы говорили: Что семена у вещей перемешаны многообразно. Далее, все существа, что живут и питаются пищей, Раз непохожи они по наружности и по породам Все очертанья у них отличаются внешностью разной, Значит, они состоят из семян точно так же различных. Далее, коль семена отличны, должны различаться 650 Все промежутки, пути (что порами мы называем) В членах повсюду, во рту и в самом, разумеется, нёбе. Стало быть, надо одним быть поменьше, другим же — побольше: И треугольны у тех они будут, у этих — квадратны, Многие круглы из них, а иные и многоугольны. Ибо, раз требует склад и движенье семян изначальных, То непременно должны быть несхожи по складу и поры И различаться пути, сообразно строению ткани. Так, если сладко одним, что другому становится горьким, То у того, кому сладко, должны, прикасаяся нежно, 660 Гладкие очень тела расходиться по нёбным проходам; Наоборот, у того, кому это же кажется терпким, Грубые в поры идут семена крючковатого складу. Это поняв, ты легко разберёшься и в прочих явленьях. Так, если жёлчи приток вызывает у нас лихорадку, Или иная болезнь по причине другой нас охватит, Тело приходит тогда в беспорядок полнейший, и всюду В нём положенья свои изменять начинают начала; То, что до этого нам подходило и было приятно, Тут не подходит уже, а другое, напротив, отрадней, 670 Что, проникая, могло оказаться скорее несносным. Смесь и того и другого во вкусе имеется мёда, Как я об этом тебе говорил уже часто и раньше.111 [Запах: Стихи 673-721] Ну, а теперь я скажу, каким образом трогает ноздри запах. Во-первых, вещей несомненно есть много, откуда Запахов разных поток, изливаясь, течёт и струится; Надо считать, что они, растекаясь, разносятся всюду. Но для различных существ приятен и запах различный Вследствие разности форм. Из-за этого, в воздухе рея, Издали даже пчела привлекается запахом мёда, 680 Коршунов — падаль манит, по следам же копыт раздвоённых Чуют собаки, куда побежать за укрывшимся зверем; Издали слышит уже хорошо человеческий запах Римских хранитель твердынь112 и спаситель их — гусь белоснежный. Нюх, таким образом, дан различный различным созданьям И, приводя их к еде, заставляет от смрадного яда Прочь убегать, и зверей охраняет он этим породы. Самые запахи все, щекотать нам способные ноздри, Могут то дальше идти, то на ближнее лишь расстоянье. Но никогда ни один не проходит столь длинной дороги, 690 Как голоса или звук, доносящийся к нам издалёка, Не говоря уж о том, что глаза поражает и зренье. Медленно запах идёт и, блуждая, в пути погибает, Мало-помалу легко расходясь в дуновении ветра, Так как, во-первых, с трудом покидает он недра предметов, Ибо, всегда из глубин вытекая, является запах, Как это видно во всём, что разбито и пахнет сильнее, Так же как то, что растёрто, и то, что разрушило пламя. Надо заметить затем, что начала у запаха больше, Нежели звука тела, ибо запах сквозь стену из камня 700 He в состояньи пройти, голоса же и звуки проходят. Вот почему не легко нам бывает заметить, как видишь, В месте каком расположен предмет, от которого пахнет. Запаха стынет толчок от того, что он в воздухе медлит, И не доходят до чувств горячими вестники вещи. Часто поэтому псы блуждают, следы потерявши. Впрочем, не запахи лишь или вкусы имеют такие Свойства, как я указал, но и вид и окраска предметов Не одинаково всем подходящи всегда и приятны: Могут иные из них быть резче для зренья иного. 710 Мало того: петуха, привыкшего крыльями хлопать Ночью и громко кричать, призывая зарю на рассвете, Ярые львы выносить совершенно не в силах и тотчас, Только завидят его где-нибудь, обращаются в бегство.113 Ясно, конечно, для нас, почему это так происходит: Некие есть семена, что, от тел петухов отлетая, Львам попадают в глаза и сверлят им зрачки, причиняя Острую боль, и для них, хоть и лютых, она нестерпима. Зренье же наше ничуть от подобных семян не страдает Иль оттого, что нельзя им проникнуть в глаза, иль, проникнув, 720 Могут свободно уйти и задержкой своей никакого Глазу страданья они нигде причинить не способны. [Умственные образы и «призраки»: Стихи 722-822] Ну а теперь ты узнай, чем движется дух, и откуда То, что приходит на ум, приходит, ты выслушай вкратце. Призраки разных вещей, говорю я, во-первых, витают Многоразличным путём, разлетаясь во всех направленьях Тонкие; так же легко они в воздухе, встретясь друг с другом, Сходятся вместе, как нить паутины иль золота блестки. Дело ведь в том, что их ткань по строенью значительно тоньше Образов, бьющих в глаза и у нас вызывающих зренье, 730 Ибо, нам в тело они проникая чрез поры, тревожат Тонкую сущность души и приводят в движение чувство. Так появляются нам и Кентавры и всякие Скиллы, С Кербером схожие псы, и воочию призраки видны Тех, кого смерть унесла и чьи кости землёю объяты: Всякого вида везде и повсюду ведь призраки мчатся, Частью сами собой возникая в пространстве воздушном, Частью от разных вещей отделяясь и прочь отлетая И получаясь из образов их, сочетавшихся вместе. Ведь не живым существом порождается образ Кентавра, 740 Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно; Но, коли образ коня с человеческим как-то сойдётся, Сцепятся тотчас они, как об этом сказали мы раньше, Вследствие лёгкости их и строения тонкого ткани. Так же и прочее всё в этом роде всегда возникает. Необычайно легко и с такой быстротой они мчатся, Как указал я уже,114 что любые из образов лёгких Сразу, ударом одним, сообщают движение духу. Тонок ведь ум наш и сам по себе чрезвычайно подвижен. Что это так, без труда из дальнейшего ты убедишься. 750 Если есть сходство меж тем, что мы видим умом и глазами, То и причины того и другого должны быть подобны. Раз уже я указал, что льва, предположим, я вижу С помощью призраков, мне в глазах возбуждающих зренье, Можно понять, что и ум приходит в движение так же, С помощью призраков льва, да и прочее всё различая, Как и глаза, но ещё он и более тонкое видит. И не иначе наш дух, когда сном распростёрты все члены, Бодрствует, как потому, что его в это время тревожат Призраки те же, что ум, когда бодрствуем мы, возбуждают. 760 Ярки настолько они, что, нам кажется, въяве мы видим Тех, чьею жизнью давно уже смерть и земля овладели. Из-за того это всё допускает природа свершаться, Что в нашем теле тогда все чувства объяты покоем И не способны к тому, чтобы истиной ложь опровергнуть, В изнеможении сна к тому же и память слабеет, В спор не вступая с умом, что добычей могилы и смерти Стали давно уже те, кто живыми во сне ему снятся. Не мудрено, наконец, что двигаться призраки могут, Мерно руками махать да и прочие делать движенья, 770 Как это часто во сне, нам кажется, делает образ. Что же? Лишь первый исчез, как сейчас же в ином положенья Новый родится за ним, а нам кажется, — двинулся первый. Скорость, с которой идёт эта смена, конечно, огромна: Столь велика быстрота и столько есть образов всяких, Столь необъятен запас частичек в любое мгновенье, Что ощутимо для нас, и хватить его полностью может. Много вопросов ещё остаётся и многое надо Выяснить, ежели мы к очевидности полной стремимся. Первый вопрос: почему не успело возникнуть желанье, 780 Как уж немедленно ум начинает об этом же думать? Призраки все не следят ли за нашею волей и, только Стоит лишь нам захотеть, не является ль тут же и образ. Море ль на сердце у нас, иль земля, или самое небо? Сходбищ народных, пиров, торжественных шествий, сражений Не порождает ли нам по единому слову природа, Да и к тому же, когда у людей, находящихся вместе, Дух помышляет совсем о несхожих и разных предметах? Что же ещё нам сказать, когда видим во сне мы, как мерно Призраки идут вперёд и гибкое двигают тело, 790 Гибкое, ибо легко, изгибаясь, их вертятся руки, И пред глазами у нас они вторят движеньям ногами? Призраки, видно, сильны в искусстве и очень толковы, Если, витая в ночи, они тешиться играми могут? Или верней объяснить это тем, что в едином мгновеньи, Нам ощутимом, скажу: во мгновении, нужном для звука,115 Много мгновений лежит, о которых мы разумом знаем, И потому-то всегда, в любое мгновенье, любые Призраки в месте любом в наличности и наготове? Столь велика быстрота и столько есть образов всяких, 800 Только лишь первый исчез, как сейчас же в ином положеньи Новый родится за ним, а нам кажется, — двинулся первый, В силу же тонкости их, отчётливо видимы духу Только лишь те, на каких он вниманье своё остановит; Мимо другие пройдут, к восприятью каких не готов он. Приспособляется он и надеется в будущем видеть Всё, что случится с любым явленьем: успех обеспечен. Не замечаешь ли ты, что и глаз наш всегда напряжённо 809 Приспособляется сам к рассмотрению тонких предметов, 810 И невозможно для нас их отчётливо видеть иначе? Даже коль дело идёт о вещах очевидных, ты знаешь, Что без внимания к ним постоянно нам кажется, будто Каждый предмет удален на большое от нас расстоянье; Что же мудрёного в том, что и дух упускает из виду Всё, исключая лишь то, чему сам он всецело отдался? И, наконец, от примет небольших мы приходим к огромным Выводам, сами себя в западню вовлекая обмана. Также бывает порой, что иным, не похожим на первый, Образ заменится вдруг, и, что женщиной раньше казалось, 820 Может у нас на глазах оказаться нежданно мужчиной, Или сменяются тут друг за другом и лица и возраст. 826 Сон и забвение нам помогают тому не дивиться. [Телесная деятельность, голод, ходьба: Стихи 823-906] 822 Здесь существует ещё коренное одно заблужденье, 822а Как я уверен; и мы всеми силами будем стремиться, Чтоб избегал ты его и берёгся от грубой ошибки, И не считал, что глазам дарованы ясные взоры, Чтобы могли мы смотреть; или что для ходьбы и движенья 827 Шагом широким вперёд устроено так, что способны Бедра и голени ног в суставах конечных сгибаться; Или что руки у нас к плечам приспособлены крепким; 830 Или же кисти даны, как служанки, и справа и слева, Чтобы мы с помощью их исполняли, что нужно для жизни. Также и прочее всё, что толкуется в этом же роде, Все отношенья вещей извращает превратным сужденьем. Для применения нам ничего не рождается в теле, То, что родится, само порождает себе примененье.116 До зарождения глаз ведь и зрения не было вовсе, До появленья на свет языка не бывало и речи, Но, несомненно, возник он значительно ранее слова; Уши задолго ещё до того появились, как первый 840 Звук был услышан, и все, одним словом, отдельные члены Существовали уже, я уверен, до их примененья. Значит, никак не могли они все для него создаваться. Наоборот же, вступать в рукопашные схватки и битвы, Тело терзать и пятнать себе руки пролитою кровью Стали задолго пред тем, как помчались блестящие стрелы. И уклоняться от ран людей побудила природа Раньше искусства щитом ограждать себе левую руку; Да и привычка вверять утомлённое тело покою Много древнее, чем спать, растянувшись на мягких постелях; 850 И утоление жажды родилося раньше, чем кубки. И, таким образом, всё, что нам жизнь и нужда подсказала, Было, как можно считать, изобретено для примененья. Иначе с тем обстоит, что само по себе появилось И уже после того на свою указало нам пользу. Первое место у нас занимают здесь чувства и члены. Так что, опять повторю, совершенно немыслимо думать, Будто бы пользой для нас обусловлено их появленье. Также не должно тому удивляться, что в самой природе Всяких созданий живых заложена пищи потребность. 860 Ибо ведь множество тел, из вещей вытекая, выходит Разным путём, как указывал я, но особенно много Их из животных идёт, потому, что от частых движений Много летит их из уст, при тяжёлом дыханьи, и много Также их потом идёт, изнутри вытесняясь наружу. Тело при этом редеть начинает, и вся его сущность Рухнуть готова уже, и страдания следуют дальше. Пища затем и нужна, чтобы ею поддерживать тело, Чтобы она, расходясь, возрождала в нём сызнова силы В членах и жилах и пасть ненасытного чрева заткнула. 870 Также и влага течёт и проходит повсюду, где тело Требует влаги себе, да и жáра телá, что, скопившись Кучей у нас в животе, опалить его могут пожаром, Гасятся жидкостью там, растворяющей их, чтобы пламя Члены пожечь не могло своим иссушающим пылом. Так избавляемся мы от жажды, спирающей горло, Так утоляем мы свой неуёмный мучительный голод. Ну, а теперь почему подвигаться вперёд мы способны, Как захотим, и даны нам различные телодвиженья, Сила какая даёт нам возможность столь тяжкое бремя 880 Тела толкать, я скажу, ты же слушай, как я рассуждаю. Я говорю, что вперёд появляется призрак движенья В духе у нас и его ударяет, как сказано раньше; Воля родится затем: ведь никто никакого не может Дела начать, пока дух не предвидит, чего он желает; Что же предвидит он, то и является образом вещи. Так что, когда возбуждается дух и охвачен стремленьем Двигаться, тотчас удар он силе души сообщает, Что по суставам везде и по членам рассеяна в теле; Это не трудно ему, ибо тесно с душою он связан. 890 Следом же тело душа ударяет, и мало-помалу Так вся громада вперёд от толчка получает движенье, Тело же, кроме того, редеть начинает, и воздух, — Как подобает ему при движеньи его постоянном, — Входит обильно в него, проникая в открытые поры, И растекается там, доходя до мельчайших частичек Тела. Итак, от двойной здесь исходит причины движенье: Тело как будто корабль, что и вёсла уносят и ветер. Да и, по правде сказать, ничего тут мудрёного нету В том, что возможно таким ничтожнейшим тельцам свободно 900 Тяжестью править такой и у нас поворачивать тело. Гонит же ветер, при всей своей сущности лёгкой и тонкой, Мощный корабль пред собой, как бы ни был он тяжек и грузен; Только одною рукой его бег направляется быстрый, Только единственный руль руководит им как угодно. И, при посредстве колес и лебедок, без всяких усилий Множество тяжестей кран и ворочает и поднимает. [Сон и сновидения: Стихи 907-1036] Ну, а теперь, каким образом сон овевает покоем Тело, заботы души изгоняя из нашего сердца, Не многословно тебе объясню, но в стихах сладкозвучных: 910 Лебедя краткая песнь превосходит тот крик журавлиный, Что раздаётся вверху, в облаках, нагоняемых Австром. Ты же, прошу я, свой слух предоставь мне и ум прозорливый, Чтобы возможность того не отвергнуть, о чём говорю я, И не уйти, оттолкнув от сердца правдивые речи, Будучи сам виноват, что не видишь своих заблуждений. Сон наступает тогда, когда разбежится по членам Сила души, и она выгоняется частью наружу, Частью же, сбившись плотней, в глубину удаляется тела. Все расслабляются тут и становятся дряблыми члены. 920 Ибо сомнения нет, что душой возбуждается чувство В теле у нас, а когда усыпленье его пресекает, То, безусловно, душа пребывает в смятении наша, Выгнанной вон из него, но не вся, ибо иначе тело Вечно б осталось лежать, объятое холодом смерти. Если ж и части души никакой не осталось бы скрытой В теле, подобно огню, под кучею скрытому пепла, Чувство откуда могло оживиться бы в теле внезапно Так же, как может огонь из потухшего пламени вспыхнуть? Но обусловлена чем перемена такая, откуда 930 Может смятенье души и расслабленность тела явиться, Я объясню, и смотри, чтоб слова я не на ветер бросил. Прежде всего, стороной наружною всякое тело, В силу того, что его окружают воздушные токи, Быть под ударом должно и толчки их испытывать часто. Вот почему117 большинство из созданий покрыто снаружи Шкурою, иль скорлупой, или толстою кожей, иль коркой. Внутренних также частей у дышащих касается воздух, Их поражая всегда при вдыхании и выдыханьи. А потому, что с обеих сторон ударяется тело 940 И проникают толчки через разные мелкие поры В тело до самых основ и начальных его элементов, Мало-помалу оно в разрушенье как бы приходит. Ибо тогда у начал нарушаются их положенья В теле и духе. Душа изгоняется частью наружу, Частью, гонимая вглубь, забивается в самые недра. Частью ж, рассеясь везде по суставам, она не способна Вместе сплотиться уже и взаимные делать движенья: К соединению ей преграждает дороги природа. Так удаляется вглубь, с нарушеньем движения, чувство; 950 А оттого, что уж нет ничего, чтоб поддерживать тело, Ослабевает оно, и становятся дряблыми члены; И опускаются руки и веки, и часто колени Гнутся бессильно, хотя и лежит усыплённое тело. Также за пищею сон наступает: ведь то же, что воздух, Делает пища, когда растекается всюду по жилам. В сон погружаешься ты наиболее тяжкий в то время, Как или сыт, иль устал, ибо тут постигает смятенье Многое множество тел, потрясённых тяжёлой работой. Это ведёт и к тому, что душа забивается частью 960 Глубже, а вон выходя, она большим потоком стремится И, разделяясь внутри, дробится гораздо сильнее. Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно, Иль отдавалися мы чему-нибудь долгое время, И увлекало наш ум постоянно занятие это, То и во сне представляется нам, что мы делаем то же: Стряпчий тяжбы ведёт, составляет условия сделок, Военачальник идёт на войну и в сраженья вступает, Кормчий в вечной борьбе пребывает с морскими ветрами, Я — продолжаю свой труд и вещей неуклонно природу, 970 Кажется мне, я ищу и родным языком излагаю. Да и другие дела и искусства как будто бы часто Мысли людей, погрузившихся в сон, увлекают обманно. Если подряд много дней с увлечением играми занят Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что, большею частью, Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства, Всё же в уме у него остаются пути, по которым Призраки тех же вещей туда проникают свободно. Так в продолжение дней эти самые призраки реют Перед глазами людей, и они, даже бодрствуя, видят 980 Точно и пляски опять и движения гибкого тела; Пение звонких кифар и говора струн голосистых Звук раздаётся в ушах, и привычных зрителей видно, Сцена открыта опять и пестреет блестящим убранством. Вот до чего велико значение склонностей, вкусов, Как и привычки к тому постоянному делу, которым Заняты люди, а кроме людей и животные также. Можешь ведь ты наблюдать, в самом деле, как быстрые кони, В сон погрузившись, потеть начинают, дышать учащённо, Будто упорно скача за пальмою первенства в беге, 990 Иль, из ограды летя открытой, стремительно мчатся. 999 Часто охотничьи псы, несмотря на спокойную дрёму, 991 Вдруг или на ноги вскочат, иль громко внезапно залают, Нюхают воздух кругом, беспокойно ноздрями поводят, Будто бы чуют они и по следу рыщут за зверем; Или, во сне увидав уходящего быстро оленя, Гонят его наяву, обманный преследуя призрак, И, лишь очнувшись от сна, прекращают напрасную травлю. Ласковых племя щенят, к хозяйскому дому привыкших, То ощетинится вдруг, то хочет с земли приподняться, 1004 Будто бы видят они чужих незнакомые лица. 1005 И чем свирепее норов у каждой отдельной породы, Тем и неистовей будет она и во сне непременно. Пёстрые птицы летят и трепетом крыльев внезапным Рощ священных покой нарушают ночною порою, Коль в усыплении лёгком почудится им, что в погоне 1010 Ястреб над ними парит и отважно бросается сверху. Также и люди во сне постоянно свершать продолжают Те же деянья, какие и въяве они совершали: Грады пленяют цари, полоняются сами, воюют, Крик подымая такой, как будто их режут на месте; Многие бьются вразмах, жестоко вопят от мучений, Точно свирепому льву иль пантере даны на съеденье, И оглашают далёко округу стенанием громким. Многие также во сне выдают сокровенные тайны И выдавали не раз иные свои преступленья. 1020 Многим является смерть, а многие будто с высоких Гор низвергаются вниз и, будто всей тяжестью тела Рухнув, в безумьи со сна не могут опомниться сразу В страхе: бросает их в жар, и дрожь пробегает по телу. Также и жаждущий пить у ручья себя видит и, жадно Ртом приникая к воде, точно всю её выпить стремится. Мальчики часто во сне, представляя себя иль у ямы, Иль у ночного горшка с приподнятой кверху рубашкой, Весь выпускают запас накопившейся влаги из тела И покрывала насквозь вавилонские пышные мочат. 1030 К тем же, в кого проникать и тревожить их бурную юность Начало семя, в тот день, лишь во членах оно созревает, Сходятся призраки вдруг, возникая извне и являя Образы всяческих тел, прекрасных лицом и цветущих. Тут раздражаются в них надутые семенем части, Так что нередко они, совершив как будто, что надо, Вон выпуская струю изобильную, пачкают платье. [Половое чувство и любовь: Стихи 1037-1072] И возбуждается в нас это семя, как мы указали, Тою порою, когда возмужалое тело окрепло. Вследствие разных причин возбуждаются разные вещи: 1040 Образом только людским из людей извергается семя. Только лишь выбьется вон и своё оно место оставит, Как, по суставам стремясь и по членам, уходит из тела, В определённых местах накопляясь по жилам, и тотчас Тут возбуждает само у людей детородные части. Их раздражает оно и вздувает, рождая желанье Выбросить семя туда, куда манит их дикая похоть, 1048 К телу стремяся тому, что наш ум уязвило любовью. Обыкновенно ведь все упадают на рану, и брызжет 1050 Кровь в направлении том, откуда удар был получен; И, если близок наш враг, то обрызган он алою влагой. Также поэтому тот, кто поранен стрелою Венеры, — Мальчик ли ранил его, обладающий женственным станом, Женщина ль телом своим, напоённым всесильной любовью, — Тянется прямо туда, откуда он ранен, и страстно Жаждет сойтись и попасть своей влагою в тело из тела, Ибо безмолвная страсть предвещает ему наслажденье. Это Венера для нас; это мы называем Любовью, В сердце отсюда течёт сладострастья Венерина влага, 1060 Капля за каплей сочась, и холодная следом забота. Ибо, хоть та далеко, кого любишь, — всегда пред тобою Призрак её, и в ушах звучит её сладкое имя. Но убегать надо нам этих призраков, искореняя Всё, что питает любовь, и свой ум направлять на другое, Влаги запас извергать накопившийся в тело любое, А не хранить для любви единственной, нас охватившей, Тем обрекая себя на заботу и верную муку. Ведь не способна зажить застарелая язва, питаясь; День ото дня всё растёт и безумье и тяжкое горе, 1070 Ежели новыми ты не уймешь свои прежние раны. Если их, свежих ещё, не доверишь Венере Доступной118 Иль не сумеешь уму иное придать направленье. [Пагубность любви: Стихи 1073-1208] Вовсе Венеры плодов не лишён, кто любви избегает: Он наслаждается тем, что даётся без всяких страданий. Чище услада для тех, кто здоров и владеет собою, Чем для сходящих с ума. Ведь и в самый миг обладанья Страсть продолжает кипеть и безвыходно мучит влюблённых: Сами не знают они, что насытить: глаза или руки? Цель вожделений своих сжимают в объятьях и, телу 1080 Боль причиняя порой, впиваются в губы зубами Так, что немеют уста, ибо чистой здесь нету услады; Жало таится внутри, побуждая любовников ранить То, что внушает им страсть и откуда родилась их ярость. Но в упоеньи любви утоляет страданья Венера, Примесью нежных утех ослабляя боль от укусов, Ибо надежда живёт, что способно то самое тело, Что разжигает огонь, его пламя заставить угаснуть. Опровергает всегда заблуждение это природа. Здесь неизменно одно: чем полнее у нас обладанье, 1090 Тем всё сильнее в груди распаляется дикая страстность. Пища ведь или питье проникает во внутренность тела, И раз она занимать способна известное место, То и бывает легко утолить нам и голод и жажду. Но человека лицо и вся его яркая прелесть Тела насытить ничем, кроме призраков тонких, не могут, Тщетна надежда на них и нередко уносится ветром. Как постоянно во сне, когда жаждущий хочет напиться И не находит воды, чтоб унять свою жгучую жажду, Ловит он призрак ручья, но напрасны труды и старанья: 1100 Даже и в волнах реки он пьет, но напиться не может, — Так и Венера в любви только призраком дразнит влюблённых: Не в состояньи они, созерцая, насытиться телом, Выжать они ничего из нежного тела не могут, Тщетно руками скользя по нему в безнадежных исканьях. И, наконец, уже слившися с ним, посреди наслаждений Юности свежей, когда предвещает им тело восторги, И уж Венеры посев внедряется в женское лоно, Жадно сжимают тела и, сливая слюну со слюною, Дышат друг другу в лицо и кусают уста в поцелуе. 1110 Тщетны усилия их: ничего они выжать не могут, Как и пробиться вовнутрь и в тело всем телом проникнуть, Хоть и стремятся порой они этого, видно, добиться: Так вожделенно они застревают в тенётах Венеры, — Млеет их тело тогда, растворяясь в любовной усладе, И, наконец, когда страсть, накопившися в жилах, прорвётся, То небольшой перерыв наступает в неистовом пыле. Но возвращается вновь и безумье и ярость всё та же, Лишь начинают опять устремляться к предмету желаний, Средств не умея найти, чтобы справиться с этой напастью: 1120 Так их изводит вконец неизвестная скрытая рана. Тратят и силы к тому ж влюблённые в тяжких страданьях, И протекает их жизнь по капризу и воле другого; Всё достояние их в вавилонские ткани уходит, Долг в небреженьи лежит, и расшатано доброе имя. На умащённых ногах сикионская обувь119 сверкает, Блещут в оправе златой изумруды с зелёным отливом, Треплется платье у них голубое, подобное волнам, И постоянно оно пропитано потом Венеры. Всё состоянье отцов, нажитое честно, на ленты 1130 Или на митры идёт и заморские ценные ткани. Пышно убранство пиров с роскошными яствами, игры Вечно у них и вино, благовонья, венки и гирлянды. Тщетно! Из самых глубин наслаждений исходит при этом Горькое что-то, что их среди самых цветов донимает, Иль потому, что грызет сознанье того, что проводят Праздно они свою жизнь и погрязли в нечистом болоте, Иль оттого, что намёк двусмысленный, брошенный «ею», В страстное сердце впился и пламенем в нём разгорелся, Или же кажется им, что слишком стреляет глазами, 1140 Иль загляделась «она» на другого и, видно, смеется. Эти же беды в любви настоящей и самой счастливой Также встречаются нам; а те, что ты можешь заметить, Даже закрывши глаза, в любви безнадёжной, несчастной, Неисчислимы. Итак, заранее лучше держаться Настороже, как уж я указал, и не быть обольщённым, Ибо избегнуть тенёт любовных и в сеть не попасться Легче гораздо, чем, там очутившись, обратно на волю Выйти, порвавши узлы, сплетённые крепко Венерой. Но, и запутавшись в них, ты всё-таки мог бы избегнуть 1150 Зла, если сам ты себе поперек не стоял бы дороги, Не замечая совсем пороков души или тела И недостатков у той, которой желаешь и жаждешь. Так большинство поступает людей в ослеплении страстью, Видя достоинства там, где их вовсе у женщины нету; Так что дурная собой и порочная часто предметом Служит любовных утех, благоденствуя в высшем почёте. Часто смеются одни над другими, внушая Венеры Милость снискать, коль они угнетаемы страстью позорной, Не замечая своих, несчастные, больших напастей. 1160 Черная кажется им «медуницей», грязнуха — «простушкой», Коль сероглаза она, то — «Паллада сама», а худая — «Козочка». Карлица то — «грациозная крошечка», «искра»; Дылду они назовут «величавой», «достоинства полной»; «Мило щебечет» заика для них, а немая — «стыдлива»; Та, что несносно трещит беспрестанно, — «огонь настоящий»; «Неги изящной полна» тщедушная им и больная; Самая «сладость» для них, что кашляет в смертной чахотке; Туша грудастая им — «Церера, кормящая Вакха»; Если курноса — «Силена», губаста — «лобзания сладость».120 1170 Долго не кончить бы мне, приводя в этом роде примеры. Но, даже будь у неё лицо как угодно прекрасно, Пусть и всё тело её обаянием дышит Венеры, Ведь и другие же есть; без неё-то ведь жили мы раньше; Всё, что дурные собой, она делает так же, мы знаем, И отравляет себя, несчастная, запахом скверным, Так что служанки бегут от неё и украдкой смеются. Но недопущенный всё ж в слезах постоянно любовник Ей на порог и цветы и гирлянды кладет, майораном Мажет он гордый косяк121 и двери, несчастный, целует. 1180 Но лишь впустили б его и пахнуло бы чем-то, как тотчас Стал бы предлогов искать благовидных к уходу, и долго В сердце таимая им осеклась бы слёзная просьба; Стал бы себя упрекать он в глупости, видя, что больше Качеств он «ей» приписал, чем то допустимо для смертной. Это для наших Венер не тайна: с тем большим стараньем Сторону жизни они закулисную прячут от взоров Тех, кого удержать им хочется в сети любовной. Тщетно: постигнуть легко это можешь и вывесть наружу Все их секреты и все смехотворные их ухищренья, 1190 Или, с другой стороны, коль «она» и кротка и не вздорна, Можешь сквозь пальцы взглянуть ты на слабости эти людские. Кроме того, не всегда притворною дышит любовью Женщина, телом своим сливаясь с телом мужчины И поцелуем взасос увлажнённые губы впивая. Часто она от души это делает в жажде взаимных Ласк, возбуждая его к состязаныо на поле любовном. И не могли бы никак ни скотина, ни звери, ни птицы, Ни кобылицы самцам отдаваться в том случае, если Не полыхала бы в них неуёмно природная похоть 1200 И не влекла бы она вожделенно к Венере стремиться. Да и не видишь ли ты, как те, что утехой друг с другом Сцеплены, часто от мук изнывают в оковах взаимных? На перекрёстках дорог нередко, стремясь разлучиться, 1210 В разные стороны псы, из сил выбивался, тянут, 1204 Крепко, однако, они застревают в тенётах Венеры! 1205 И никогда б не пошли на это они, коль не знали б Радости общих утех, что в обман и оковы ввергают. Так что опять повторю я: утехи любви обоюдны. [Деторождение: Стихи 1209-1277] Если в смешеньи семян случится, что женская сила Верх над мужскою возьмет и её одолеет внезапно, 1211 С матерью схожих детей породит материнское семя, Семя отцово — с отцом. А те, что походят, как видно, И на отца и на мать и черты проявляют обоих, Эти от плоти отца и от матери крови родятся, Если Венеры стрелой семена возбуждённые в теле Вместе столкнутся, одним обоюдным гонимые пылом, И ни одно победить не сможет, ни быть побеждённым. Может случиться и так, что дети порою бывают С дедами схожи лицом и на прадедов часто походят. 1220 Ибо нередко отцы в своём собственном теле скрывают Множество первоначал в смешении многообразном, Из роду в род от отцов к отцам по наследству идущих; Так производит детей жеребьёвкой Венера, и предков Волосы, голос, лицо возрождает она у потомков. Ибо ведь это всегда из семян возникает известных, Так же, как лица у нас и тела, да и все наши члены. Дальше: как женщин рождать способно отцовское семя, Так материнская плоть — произвесть и мужское потомство. 1230 Ибо зависят всегда от двоякого семени дети, И на того из двоих родителей больше походит Всё, что родится, кому обязано больше; и видно, Отпрыск ли это мужской или женское то порожденье. И не по воле богов от иного посев плодотворный Отнят, чтоб он никогда от любезных детей не услышал Имя отца и навек в любви оставался бесплодным. Многие думают так, и, скорбя, обагряют обильной Кровью они алтари и дарами святилища полнят, Чтобы могли понести от обильного семени жены. Тщетно, однако, богам и оракулам их докучают: 1240 Ибо бесплодны они оттого, что иль слишком густое Семя у них, иль оно чрезмерно текуче и жидко. Жидкое (так как прильнуть к надлежащему месту не может) Тотчас стекает назад и уходит, плода не зачавши; Семя же гуще, из них извергаяся сплоченным больше, Чем надлежит, иль лететь не способно достаточно быстро, Иль равномерно туда, куда нужно, проникнуть не может, Или, проникнув, с трудом мешается с семенем женским. Ибо зависит в любви от гармонии, видимо, много. Этот скорее одну отягчает, а та от другого 1250 Может скорей понести и беременной сделаться легче. Многие жены, дотоль неплодными бывши во многих Браках, нашли, наконец, однако, мужей, от которых Были способны зачать и потомством от них насладиться. Также нередко и те, у кого плодовитые жены Всё ж не рожали детей, подходящих супруг находили И свою старость детьми могли, наконец, обеспечить. Крайне существенно тут, при смешеньи семян обоюдном, Чтоб в сочетанье они плодотворное вместе сливались: Жидкое семя — с густым, густое же — с семенем жидким. 1260 Также существенно то, какой мы питаемся пищей, Ибо от пищи одной семена в нашем теле густеют, Наоборот, от другой становятся жиже и чахнут. Также и способ, каким предаются любовным утехам, Очень существен, затем, что считается часто, что жены Могут удобней зачать по способу четвероногих, Или зверей, потому что тогда достигают до нужных Мест семена, коль опущена грудь и приподняты чресла. И в сладострастных отнюдь не нуждаются жены движеньях. Женщины сами себе зачинать не дают и мешают, 1270 Если на похоть мужчин отвечают движением бедер И вызывают у них из расслабленных тел истеченье. Этим сбивают они борозду с надлежащей дороги, Плуга и семени ток отводят от нужного места. Эти движенья всегда преднамеренно делают девки, Чтоб не беременеть им и на сносе не быть постоянно, И утончённей дарить мужчинам любовные ласки, — То, что для наших супруг, очевидно, нисколько не нужно. [Привычка и любовь: Стихи 1278-1287] Да и не воля богов, не Венерины стрелы причиной Служат того, что порой и дурнушка бывает любима. 1280 Ибо порою её поведенье, приветливость нрава И чистоплотность ведут к тому, что легко приучает Женщина эта тебя проводить твою жизнь с нею вместе. И, в завершенье всего, привычка любовь вызывает. Ибо всё то, что хотя и легко, но упорно долбится, Всё ж уступает всегда и, в конце концов, подаётся. Разве не видишь того, как, падая, капля за каплей, Точит каменья вода и насквозь, наконец, пробивает? КНИГА ПЯТАЯ [Вступление: Стихи 1-90] Кто в состояньи найти в своем сердце столь мощную силу, Чтобы достойно воспеть все величие этих открытий? Кто же владеет словами настолько, что мог бы прославить Должно заслуги того, кто собственной силою духа Столько сокровищ добыл и оставил их нам во владенье? Нет, я уверен, никто из рожденных со смертною плотью. Ибо, коль выразить мысль сообразно с величием дела, Богом он был,122 мой доблестный Меммий, поистине богом! Он, кто впервые нашел ту основу разумную жизни, 10 Что называем теперь мы мудростью. Он, кто искусно Жизнь из волнений таких и такой темноты непроглядной В полную ввел тишину, озаренную ярким сияньем. С этим теперь сопоставь ты богов откровения древних; Так, говорят, обработке полей научила Церера Смертных, а сок из гроздей виноградных выдавливать — Либер.123 Хоть и без этих даров продолжалось бы жизни теченье, Как и доныне живут, по слухам, иные народы;124 Но безмятежная жизнь невозможна без чистого сердца, Вот почему еще больше достоин богом считаться 20 Тот, чьи доныне везде, расходясь по великим народам,125 Душам отраду дают утешения сладкие жизни. Если же ты предпочтенье отдашь Геркулеса деяньям,126 То еще дальше тогда уклонишься от истинной правды. Чем бы огромная нам, в самом деле, теперь угрожала Пасть Немейского льва иль щетинистый вепрь Эриманфа? Критский бык, наконец, или Лерны пагуба — гидра, Змей ядовитых кольцом окруженная, разве нам страшны? Что Гериона для нас трехгрудого сила тройная,127 Иль Диомеда Фракийца дышащие пламенем кони 31 На Бистониды полях и на горных отрогах Исмара?128 30 Разве бы мучили нас Стимфальские страшные птицы? 32 Да и блестящих плодов золотых Гесперидских хранитель Зоркий, свирепый дракон, обвивающий телом огромным Дерева корни и ствол, разве мог бы он вред нанести нам Там у Атланта брегов и у шумно гудящего моря, Где появиться ни мы не отважимся, ни чужеземец? Так и другие, подобные им, истребленные чуда Чем бы могли угрожать, даже если бы живы остались? Нет, я уверен, ничем: и доселе земля в изобильи 40 Диких рождает зверей и наполнены ужасом смутным Чащи, и горная высь, и лесные глубокие дебри; Но избегать этих мест мы почти что всегда в состояньи. Если же сердце не чисто у нас, то какие боренья, Сколько опасностей нам угрожает тогда поневоле, Сколько жестоких забот и терзаний, внушаемых страстью, Мучат смятенных людей и какие вселяют тревоги! Гордость надменная, скупость и дерзкая наглость — какие Беды они за собою влекут! А роскошь и праздность? И потому, кто всё это низверг при помощи слова, 50 А не оружьем изгнал из души, неужель не достойно Будет нам к сонму богов человека того сопричислить? Если к тому же еще, одержимый божественным духом, Многое он говорил о бессмертных богах, постоянно Всю природу вещей объясняя в своих изреченьях. Я по стопам его ныне иду и ему продолжаю Следовать, здесь излагая своими словами порядок, Коим и создано всё и в котором всё пребывает, Времени вечный закон нерушимый не в силах расторгнуть. Прежде всего, мы нашли путем рассуждений, что сущность 60 Духа телесна, и он, как и всё, что рождается, смертен, И невредимым вовек пребывать для него невозможно. Это ведь призраки нас во сне в заблуждение вводят, Если, нам кажется, видим того мы, кто жизнью покинут. Мне объяснить остается, — и к этому ход рассуждений Наших приводит, — что мир образован из смертного тела И одновременно то, что имел он начало когда-то; Как получилось, что тут сочетанье материи дало Землю, и небо, и море, и звезды, и солнце, и лунный Шар, а затем и какие из нашей земли появились 70 Твари живые, а также каких никогда не рождалось; Как человеческий род словами различными начал Между собою общаться, названья давая предметам, Как в наше сердце проник этот ужас и страх пред богами, Всюду, на всем протяженьи земли, охраняющий святость Капищ, озер и дубрав, алтарей и богов изваяний. Кроме того, и теченьем луны, и движением солнца Силой какой, объясню, руководит кормило природы,129 Чтоб не подумали мы, что между землею и небом Собственной волей они пробегают свой путь постоянный, 80 Произрастанью содействуя нив и живущих созданий, И не сочли, что вращением их божество управляет. Ибо и те, кто познал, что боги живут безмятежно, Всё-таки, если начнут удивляться, каким же порядком Всё происходит кругом, особенно то, что мы видим Над головою у нас в беспредельных пространствах эфира, Часто они обращаются вновь к суевериям древним И признают над собой, несчастные, строгих хозяев, Веруя в то, что они всемогущи, не зная, что может Происходить, что не может, какая конечная сила 90 Каждой вещи дана и какой ей предел установлен. [Независимость мира от богов: Стихи 91-234] Впрочем, не буду томить я тебя обещаньями дольше. Прежде всего, посмотри на моря, на земли и небо; Все эти три естества, три тела отдельные, Меммий, Три столь различные формы и три основные сплетенья Сгинут в какой-нибудь день, и стоявшая долгие годы Рухнет громада тогда, и погибнет строение мира. Знаю отлично, что всех поражает и кажется дикой Нам эта мысль о грядущем небес и земли разрушенья; Трудно мне будет ее доказать убедительной речью. 100 Так происходит всегда, когда преподносится слуху То, что, однако, нельзя ни глазу сделать доступным, Ни осязанию рук; а ведь это ближайший и торный Путь убеждения, в сердце ведущий и в область сознанья. Всё-таки выскажусь я: словам моим самое дело Веру, быть может, придаст, и ты, при земли колебаньях, Сможешь увидеть, что всё сокрушается в краткое время — Да отвратит испытанье такое судьбины кормило! И не на деле уж лучше уверимся мы, а рассудком, Что уничтожиться всё с ужасающим грохотом может. 110 Прежде, однако, чем я начну изрекать прорицанья Много священней и тех достоверней гораздо, какие Пифия нам говорит с треножника Феба под лавром, Много разумных вещей сообщу я тебе в утешенье. Чтобы не счел ты, уздой религии стянутый, будто Солнце, земля и луна, и звезды, и море, и небо Вечно остаться должны, обладая божественным телом,130 И не подумал бы ты, что должны, по примеру Гигантов,131 Каре жестокой подвергнуться все за свои преступленья, Кто мирозданья оплот расторгает своим разуменьем 120 Или дерзает тушить на небе пресветлое солнце, Смертною речью своей клеймя бессмертное нечто. Всё это столь далеко от божественной сути, однако, И не достойно в числе богов почитаться, что, право, Может скорее помочь составить о том представленье, Что лишено совершенно движения жизни и чувства. Ибо никак допустить невозможно для тела любого, Чтоб обладало оно духовной природой и смыслом. Так ни деревьев в эфире не может, ни в море соленом Быть никогда облаков, ни рыб водиться на пашнях, 130 И не бывает ни крови в дровах, ни сока в каменьях: Точно назначено, где чему быть и где развиваться. Так же и духа природа не может без тела возникнуть И пребывать самобытно, отдельно от мышц и от крови. Если же это и было б возможно, гораздо скорее Сила духа сама в голове, иль в плечах, или в пятках Быть бы могла и в любой из частей зарождаться, но всё бы В том же она человеке и в том же сосуде осталась, Если же в теле у нас, очевидно, назначено точно Место особое, где существуют и могут развиться 140 Дух и душа, то тем больше должны мы всецело отвергнуть, Что они могут одни, вне тела и формы животной, В комьях ли рыхлых земли или где-нибудь в пламени солнца, Или в воде пребывать, иль в пределах высоких эфира. Значит, всё это отнюдь не владеет божественным чувством, Раз не имеет в себе никакого дыхания жизни. Также поверить никак невозможно и в то, что святые Где-то жилища богов обретаются в мира пределах, Ибо природа богов настолько тонка132 и от чувства Нашего столь далека, что едва лишь умом постижима. 150 Если ж она осязанью рукой и толчкам недоступна, То и сама не должна осязать то, что мы осязаем: То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо. Так и жилища богов непохожи на наши жилища

The script ran 0.017 seconds.