Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Шри Махарши - Будь тем, кто ты есть [0]
Язык оригинала: IND
Известность произведения: Средняя
Метки: antique, religion_esoterics, religion_self

Аннотация. Учение Бхагавана Шри Раманы Махарши находит все возрастающую аудиторию в мире даже спустя более чем полвека после смерти Учителя, одного из наиболее почитаемых духовных Учителей Индии, пережившего Абсолют, Вечную Истину шестнадцатилетним юношей, самопроизвольно, без помощи внешнего наставника. Составленное Дэвидом Годманом, видным деятелем Рамана -движения, публицистом, глубоко изучившим и много лет практиковавшим Наставления Шри Раманы, систематизированное собрание его диалогов с почитателями и учениками переведено на основные европейские языки. Оно приобрело мировую известность как ценное пособие, содержащее исчерпывающие ответы на актуальные вопросы этой простой, но очень тонкой духовной практики, и будет весьма полезно для русскоязычных искателей Истины.

Аннотация. Наставления представлены в форме серий вопросов и ответов, в которых Шри Рамана обрисовывал свои взгляды по различным предметам разговора. Каждая глава посвящена определенной теме, а темы предваряются несколькими вводными или разъяснительными замечаниями. Вопросы и ответы, формирующие основной корпус глав, выбраны из многих источников и упорядочены так, чтобы создать впечатление непрерывности беседы.

Полный текст.
1 2 3 4 5 

вичара – vichāra – само–исследование. вишайя–васана – vishaya vasana – склонность к объектам, то есть не к Атману (см.). Вишну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире. вритти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение ума). Вриндаван, или Бриндаван – Vrindavan, Brindavan – место в Северной Индии, где некогда провел детство Шри Кришна. Г Ганапати – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия. Ганеша – Ganēsha – см. Ганапати. Гаудапада – Gaudapāda – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор известного комментария (см. карика) на Мандукья Упанишаду (см.). Гаятри – Gāyatri – наиболее известная ведическая мантра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём». Гита – Gita – см. Бхагавадгита. гопурам – gōpuram – башня индуистского храма в Южной Индии. гуна, гуны – guna – три качества всего проявленного – саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также введение к гл. 12. Гуру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Раманы настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобождения. Д Дакшинамурти – Dakshināmūrti – Шива (см.) в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой (см.) и Шри Раманой. Даттатрея – Dattātrēya – знаменитый Мудрец, классический пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в нескольких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвайтического сочинения Авадхута Гита. двайта – dvaita – двойственность. двайтатита – лежащее за пределами двойственности, то есть адвайта. деха – dēha – тело. дехатма буддхи – dēhātma buddhi – представление «Я есть тело». джаграт – jagrat – первая авастха (см.), или состояние бодрствования. Джада Бхарата – Jada Bharata – царский мудрец, переродившийся в оленя из–за того, что подумал о своем любимом олене перед смертью. Получив таким образом урок цены привязанности к миру, в следующей жизни он родился человеком и достиг Само–реализации. Джанака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни (см.), образец карма–йогина (см.), собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде (VIII – VII вв. до н. э.); о его Само–реализации говорится в Аштавакра Гите. джапа – japa – букв : «бормотание»; обычно означает повторение имени Бога (см. нама–джапа). Гуру или мантры (см.). джива – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и снова до Освобождения). дживанмукта – jivanmukta – человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле, например Шри Рамана Махарши. дживанмукти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни в теле; синоним садеха муктпи (см.). джняна – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение к гл. 1. джняна дришпги – jnāna drishti – «глаз» Мудрости, или видение Знания (способность воспринимать всё как Брахмана или Атмана). джняна мата – jnāna māta – букв.: «Мать джняны» (см.), то есть бхакти, преданность. джняна сиддха – jnāna siddha – букв.: «неизменно пребывающий в джняне», то есть джняни (см.). джняни – jnāni – человек, осознавший Себя, Атман. дикша – diksha – посвящение. дришти–сришти–вада – drishti srishti vāda – теория одновременного творения в ад в айта–веданте (см.), согласно которой мир начинает существовать одновременно с видящим его (см. введение к гл. 17). дхарана – dhāranā – концентрация ума. дхьяна – dhyāna – медитация. И Ишвара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма. Й йога – yoga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа–йоги, изложенный Патанджали (см.) в Йога–сутрах (см.). Йога–Васиштха – Yōga Vasishtha – адвайтический текст, приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну. йога–нидра – yoga nidra – продолжительное состояние транса, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно принимаемое за самадхи (см.). Йога–сутра, Йога–сутры – Yoga Sutra – собрание кратких изречений по йоге; основополагающий текст по раджа–йоге, написанный Мудрецом Патанджали. Йога–шастра – Yōga Sāstra – Писание йоги (имеется много йога–шастр о различных методах йоги). К кайвалья – kaivalya – состояние Единства. Кайвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте. Кайласа – Kailāsa – священная гора в Гималаях, традиционное местопребывание Шивы. карана – kārika – комментарий (см. «Гаудапада»). карма – karma – имеются три главные значения: 1) действие; 2) последствия действий; 3) судьба и три главные части: 1) санчита; 2) прарабдха; 3) азами (см.); см. введение к гл. 21. карма–йога – karma yōga – Путь бесстрастного, незаинтересованного, без привязанности, действия. карма–йогин – karma yōgin – последователь пути карма–йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой–либо привязанностью. карма марга – путь карма–йоги (см.). карта – kartā – деятель, действующий; делатель. картритва – kartritva – деятельность; делание. Каурава – Kaurava – семейный клан главных противников рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате; Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны истребил Кауравов. кевала – kēvala – Единство. кохам – kōham – вопрос «Кто я?» крама сришти – krama srishti – постепенное творение; см. сришти–дришти–вада. Кришна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну. «Кто я?» – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, основанная на некоторых ответах, которые он дал в 1901 г. кундалини – kundalini – духовная сила, спящая в основании спины, в первой из чакр (см.). кундалини–йога – kundalini yoga – практика пробуждения кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до сахасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Рамана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно для достижения Освобождения. кундалини шакти – kundalini shakti – сила кундалини (см.). Куртраллам – Kurtrallam – городок в Южной Индии. Л лайя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана использует этот термин для указания на трансоподобное состояние временного бездействия ума; см. манолайя. лакх – lakh – 100 000. лила – lila – Божественная Игра. М майя – māya – иллюзия. малаялам – Malayālam – один из местных языков Южной Индии. манана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания: глубокое размышление над Истиной. манас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется, однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть читту (см.). Мандукья Упанишада – Mandukyōpanishad – одна из главных упанишад. манолайя – manōlaya – временное спокойствие ума, часто, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи (см.). манонаша – manōnāsha – угасание ума, его окончательное уничтожение. мантра – mantra – священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для повторения – мантра–джапы; см. введение к гл. 8. мауна – mouna – Тишина; Молчание. мауна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием, без слов – высочайший способ посвящения. Махабхарата – Mahā–bhārata – «Великое (сказание) о Бхаратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э. махавакья – mahāvākyā – букв.: «великое высказывание». Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой Веды, провозглашающие истину Брахмана: 1) Праджняна Брахма «Праджняна (Сознание) есть Брахман». 2) Ахам Брахмасми «Я есмь Брахман»; 3) Тат Твам Аси «ТО ты еси»; 4) Айям Атма Брахма «Этот Атман есмь Брахман». Маха Йога – Mahā Yōga – букв.: «Великая йога»; книга, посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографический список). махатма – mahātmā – Великая душа, великий человек или святой. мокша – mōksha – Освобождение. мрита манас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то есть умерший для внешнего, обращенный к своему Источнику. мукта – mukta – Освобожденный. мукти – mukti – Освобождение. мурти дхьяна – murti dhyāna – почитание формы Бога или медитация на ней. Н нади – nādi – тонкий, или психический, нерв. нама–джапа – nama japa – повторение имени Бога как духовная практика. нивритти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри читты, (см.). нидидхьясана – nididhyāsana – третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само–реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана. нираса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний; синоним вайрагьи (см.). нирвикальпа – nirvikalpa – отсутствие различий. нирвикальпа самадхи – nirvikalpa samādhi – самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. введение к гл. 14). нишкама карма – nishkāma karma – незаинтересованное, бескорыстное действие, цель карма–йоги (см.). нитья карма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предписанные правоверному индуисту. нэти–нэти – nēti–nēti – букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не–Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.). П паква – pakva – развитие души. пакви – развитая, зрелая душа. Панчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта–веданте, датируемое XIV в. папа – pāpa – грех, или плохие последствия скверных действий, см. пунья. Парабрахман – Parabrahman – Высочайший Брахман. Патанджали – Patanjali – автор Йога–сутр – наиболее авторитетной работы по раджа–йоге. писача – pisachā – демон, злой дух. праджняна – prajnāna – полное, или совершенное, Сознание. прамада – pramāda – букв.: «невнимательность»; забывчивость истинной природы человека, Атмана (см.). прана – рrānа – жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело. пранава – prānava – священный звук ОМ. прарабдха – prārabdha – та часть общей кармы (см.), накопленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий: 1) ичха – ради собственных желаний; 2) аничха – выполняемые без желания; 3) паречха – действия, вызванные желаниями других. пратьякша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое переживание. према – рrēmа – духовная Любовь. пуджа – pūja – ритуальное почитание. пунья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см. папа. Пурана, Пураны – purāna – букв.: «сказание древних времен». Традиция насчитывает 18 основных сборников. пурва самскара – pūrva samskāra – наклонность, скрытое стремление. пурна – pūrna – полный; совершенный. пурушакара – purushakāra – человеческое усилие (в отличие от Божественной Милости). Пуруша Сукта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90); Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма. Р раджа–йога – Rāja Yōga – букв.: «царственная йога»; система йоги, сформулированная Патанджали. раджас – rajas – гуна (см.), или качество, активности. Рамакришна – Rāmakrishna – великий бенгальский святой (1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий. Рибху Гита – Ribhu Gita – адвайтический текст, который Шри Рамана очень ценил. Ромен Роллан – известный французский писатель, гуманист (1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.), Вивекананды, Махатмы Ганди. С савикальпа – savikalpa – букв.: «с различиями». савикальпа самадхи – savikalpa samādhi – Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием (см. введение к гл. 14). Садгуру, или Cam Гуру – Sadguru, Sat Guru – Истинный Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобождение (первый термин происходит от слов Cam и Гуру). садеха мукти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни в теле. садхак, или садхака – sadhak, sadhaka – духовный практик. садхана – sadhana – буквально переводится как «средства», но в более общем смысле означает «духовная практика». Садхана Панчакам – Sādhana Panchakam – произведение, приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным искателям. садху – sādhu – выдающийся человек или духовный искатель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавшего Себя, Атман. самадхи – samādhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана (см. введение к гл. 14). самвит – samvit – местопребывание Сознания в физическом теле. самсара – samsara – круговорот рождений и смертей, прерывающийся только с достижением Освобождения. самскара, самскары – samskāra – врожденная склонность ума. сакшаткара – sākshātkāram – непосредственное осознание, Само–реализация. санкальпа – sankalpa – желание, намерение. санчита карма – sanchita karma – карма (см.), накопленная в предшествующих жизнях, часть которой – прарабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении. Cam – Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство. cam карма – sat karma – хорошая, чистая карма. Сат–Чит–Ананда – sat–chit–ānanda – Бытие–Сознание–Блаженство. сат–санг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца. саттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна). саттвический – sāttvic – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см. введение к гл. 12). сахаджа – sahaja – естественное (ый). сахаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние бытия. caxacpаpa – sahasrāra – «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр (см.), расположенная над головой. свапна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со сновидениями. сварга – svarga – духовные небеса в индуизме. сварупа – swarūpa – истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним Атмана. сварупа–смарана – swarūpa–smarana – воспоминание, память об истинной природе человека, Атмане. Сварупананда – Swarūpānanda – тамильский Гуру семнадцатого столетия. сиддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения. сиддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту). сохам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман)». сришти–дришти–вада – srishti drishti vāda – теория постепенного творения (см. введение к гл. 17). сушумна – sushumna – психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13). сушупти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон). Т тамас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна). тамили – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы. танха – tanhā – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению. тапас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоотречения, контроля физического тела, ума и воздержания. Таттварайя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли. Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Блаватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства. Тируваннамалай – Tiruvannamalai – город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама – около трех километров. турия – turiya – четвертая авастха, или состояние сознания, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана. туриятита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое». У уллам – ullam – духовное Сердце, или Атман. упадеша – upadesha – наставление. Упадеша Сарам – Upadēsha Sāram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскрите. Упанишады. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты. упасана – upasana – медитация. Х хатха–йога – hatha yōga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни. Хридаям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в физическом теле. хрит–гуха – hrit guha – пещера духовного Сердца. Ч чайтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)]. чакра, чакры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр. Чит – chit – Сознание. чит–джада–грантхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности. читта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта). При Само–реализации видоизменения читты (см. вритти) прекращаются окончательно. читта вритти ниродха – chitta vritti nirōdha – прекращение активностей, или движений, читты (см.). Ш шакти – shakti – сила. Шанкара – великий религиозный реформатор и философ VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учитель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый популяризатор учения адвайта–веданты. шанти – shānti – мир, спокойствие. шаранагати – sharanāgati – отдача себя Богу. шастра, шастры – shāstra – Писание. Шива – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использовал это слово как синоним для Атмана. Ширди Сай Баба – Shirdi Sai Bāba – великий, эксцентричный и обаятельный духовный Учитель, широко известный благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г. шлока – shlōka – стих или часть стиха в священных текстах, написанных на санскрите. шравана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути Знания: слушание Истины от Учителя. Шри, Шримад – Shri, Shrimad – почетная форма обращения. Шри Ауробиндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к востоку от Шри Раманашрама. Шри, или Шримад, Бхагаватам – Shri Bhagavatam – произведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее в основном жизнь и наставления Кришны. Шри Раманашрам – Shri Ramanashramam – ашрам, выросший вокруг Шри Раманы (по–тамильски – Шри Раманасрамам). Шри Чайтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в., известный своей преданностью Кришне. шрути – shruti – букв.: «услышанное». Писания, полученные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – наиболее авторитетные; монотонность, присутствующая во всей классической индийской музыке и лежащая в основе различных мелодий. шуддха–саттва – shuddha–sattva – неоскверненная Чистота. шуддха–саттва–сварупа – shuddha–sattva–swarūpa – форма первоначальной Чистоты. шунья – shūnya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана. Ю югапат–сришти – yugapat srishti – одновременное творение; см. дришти–сришти–вада. Я Яма – Yama – бог смерти в индуизме.

The script ran 0.003 seconds.