1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Вы хотите сказать,
что поезд идет
в Тируваннамалай?
— Ну
Вы и странный
пассажир! —
ответил маулви.
—
А
куда Вы купили
билет?
— В Тиндиванам.
— Дорогой!
Совсем не надо
ехать так далеко.
Мы выходим на
узловой станции
Виллупурам
и пересаживаемся
в сторону
Тируваннамалая
и Тирукойлура.
Провидение
дало ему нужную
информацию,
и Венкатараман
снова погрузился
в блаженство
самадхи
(поглощения
в Бытие). К закату
поезд достиг
Тричинополи,
и он почувствовал
голод, а потому
истратил половину
анны, купив две
«деревенские»
груши, то есть
сорт, что растет
в горных лесах
Южной Индии.
К его удивлению,
аппетит пропал
почти сразу
после первого
куска, хотя до
сих пор он всегда
ел с большой
охотой, прежде
чем насытиться.
Венкатараман
оставался в
блаженном
состоянии
бодрствующего
сна, пока в три
часа ночи поезд
не подошел к
Виллупураму.
Он
оставался на
станции до
рассвета, а
затем побрел
в город искать
дорогу на
Тируваннамалай,
решив пройти
остаток пути
пешком. Однако
найти указательный
столб с этим
названием не
удалось, а спрашивать
не хотелось.
Почувствовав
усталость и
голод после
ходьбы, он вошел
в какую-то гостиницу
и попросил еды.
Хозяин гостиницы
сказал, что
пища будет
готова лишь
к полудню, поэтому
он сел ожидать
и немедленно
впал в медитацию.
Принесли еду,
и, поев, он предложил
две анны в качестве
платы, но хозяина,
должно быть,
поразил этот
очаровательный
юный брахман
с длинными
волосами и
золотыми серьгами
в ушах, сидящий
здесь словно
садху.
Поэтому
он спросил у
Венкатарамана,
сколько у него
денег, и, узнав,
что только
две с половиной
анны, отказался
принять плату.
Он также объяснил,
что дорога на
Мамбалапатти
— название,
которое Венкатараман
видел на одном
из указательных
столбов, — и
вела в Тируваннамалай.
Вслед за тем
Венкатараман
возвратился
на станцию и
купил билет
до Мамбалапатти,
удаленном ровно
настолько,
насколько
позволяли
оставшиеся
у него анны.
В
полдень он
достиг Мамбалапатти,
оттуда пошел
пешком и к сумеркам
прошел десять
миль. Перед ним
стоял храм
Арайниналлура,
построенный
на большой
скале. Длительная
ходьба, и большей
частью на дневной
жаре, так утомила
его, что он сел
у храма на отдых.
Вскоре
кто-то пришел
и открыл храм
для священника
и остальных
— чтобы выполнить
пуджу
(ритуальное
поклонение).
Венкатараман
вошел и сел в
зале с колоннами,
в той его части,
где еще не было
совершенно
темно. Он сразу
увидел какой-то
яркий свет,
наполнявший
собою весь
храм. Подумав,
что это должно
быть излучение
образа Бога
во внутреннем
святилище, он
пошел посмотреть,
но не обнаружил
ничего подобного.
Это не было и
каким-либо
физическим
светом. Свечение
исчезло, и
Венкатараман
снова сел в
медитацию.
Вскоре
ему помешал
крик, что пора
закрывать храм,
так как пуджа
закончена.
Поэтому он
подошел к священнику
и спросил, нет
ли у него чего-нибудь
поесть, но тот
ответил отрицательно.
Тогда Венкатараман
попросил разрешения
остаться в
храме до утра,
но ему также
было отказано.
Участники пуджи
(пуджари) сказали,
что собираются
в Килур, около
трех четвертей
мили отсюда,
выполнить пуджу
и
в местном храме,
после чего он
сможет получить
что-нибудь из
еды. Поэтому
Венкатараман
сопровождал
их. Как только
вошли в храм,
он опять погрузился
в блаженное
поглощение,
именуемое
самадхи.
В
девять часов
пуджа
закончилась,
и пуджари
сели
ужинать. Венкатараман
снова попросил
поесть. Сначала
казалось, что
не найдется
ничего, но храмовый
барабанщик,
под впечатлением
внешности и
благочестивых
манер юноши,
отдал
ему свою долю.
Он захотел
запивать пищу
водой и, держа
в руках тарелку
из пальмового
листа с рисом,
пошел по указанной
ему дороге к
стоящему поблизости
дому некоего
Шастри, который
даст воды. Стоя
перед домом
в ожидании, он
споткнулся
несколько раз
и рухнул в глубоком
сне или обмороке.
Через пару
минут Венкатараман
увидел, что
вокруг собралась
небольшая
толпа любопытных.
Он выпил воды,
собрался с
силами и съел
немного из
рассыпанного
им риса, а затем
лег на землю
и уснул.
Следующий
день, понедельник
31 августа, был
Гокулаштами
— день рождения
Шри Кришны и
один из наиболее
благоприятных
дней индуистского
календаря.
До Тируваннамалая
было еще 20 миль.
Венкатараман
прошелся немного,
разыскивая
дорогу к нему,
и снова начал
чувствовать
усталость и
голод. Подобно
большинству
брахманов того
времени, когда
древних обычаев
они держались
строже, чем
сейчас, он носил
золотые серьги,
в которые у
него были еще
вправлены
рубины. Он снял
их, чтобы выручить
деньги и закончить
путешествие
поездом, но где
их продать и
кому? Совершенно
случайно Венкатараман
остановился
у дома,
который, как
оказалось,
принадлежал
некоему Мутхукришнану
Бхагаватару,
и попросил
пищи. Хозяйку,
должно быть,
глубоко поразило
появление у
ее дверей в
день рождения
Кришны юного
брахмана с
прекрасным
выражением
лица и сияющими
глазами. Она
поставила
много холодной
еды и хотя, как
и два дня назад
в поезде, аппетит
Венкатарамана
исчез после
первого
куска, пеклась
о нем истинно
по-матерински
и заставила
съесть все.
Оставался
вопрос о серьгах.
Они стоили
около двадцати
рупий, но Венкатараман
хотел за них
только ссуду
в четыре рупии,
чтобы покрыть
любые другие
расходы, которые
смогут встретиться
на пути. Дабы
избежать
возникающего
подозрения,
он прибегнул
к
Город
Тируваннамалай,
Великий Храм
отговорке,
сказав, что был
паломником,
потерял свой
багаж
и остался без
средств. Мутхукришнан
исследовал
серьги и, установив
их подлинность,
ссудил четыре
рупии. Но он
настаивал на
получении
адреса юноши
и дал ему свой,
чтобы тот мог
выкупить серьги
в любое время.
Добрая чета
держала Венкатарамана
у себя до полудня,
накормила
обедом и снабдила
пакетом сладостей,
заранее приготовленных
для пуджи
Шри
Кришне, но так
и не предложенных
Ему.
Оставив
этот дом, он
сразу разорвал
записку с адресом,
не собираясь
когда-либо
выкупать серьги.
Обнаружив,
что поезда до
Тируваннамалая
не будет до
следующего
утра, он проспал
ночь на станции.
Ни один
человек не
может закончить
свое путешествие
до предназначенного
судьбой времени.
Стояло утро
1 сентября 1896 года,
минуло три дня
после ухода
из дома, когда
Венкатараман
прибыл на
железнодорожную
станцию Тируваннамалай.
Быстрыми
шагами, с радостно
бьющимся сердцем,
он
спешил прямо
в Великий Храм.
Безмолвным
знаком Приветствия
ворота трех
его высоких
огораживающих
стен и даже
самого внутреннего
святилища
стояли открытыми.
Внутри еще
ничего не было,
поэтому он
вошел в Святая
Святых один
и стоял, потрясенный,
перед своим
Отцом — Аруначалешварой
1.
Здесь, в блаженстве
Союза, искомое
было достигнуто,
и путешествие
завершилось.
Глава 4
Кажущийся
тапас, или аскёза
Покинув
храм, Венкатараман
побрел в город.
Кто-то
окликнул его
и спросил, не
хочет ли он
сбрить пучок
волос на затылке
1.
Такой
вопрос был,
очевидно, внушен,
поскольку
отсутствовали
внешние знаки
того, что этот
юный брахман
отрекся или
собирается
отречься от
мира.
Он сразу же
согласился,
и его отвели
к водоему
Айянкулам, где
усердно работали
цирюльники.
Здесь его голову
обрили наголо.
После этого
Венкатараман
выбросил в воду
свои оставшиеся
деньги — чуть
больше трех
рупий. Впоследствии
он никогда к
деньгам не
притрагивался.
Был выброшен
и пакет сладостей,
еще остававшийся
у него. «Зачем
кормить сладостями
эту глыбу тела?»
Он
снял священный
шнур, знак касты,
и отбросил его,
ибо тот, кто
отрекается
от мира, отрекается
не только
от дома и собственности,
но также от
касты и всего
гражданского
статуса.
Затем
Венкатараман
снял свое дхоти
2,
оторвал от него
полосу для
набедренной
повязки, а остальное
выбросил.
Таким
образом он
возвратился
в храм, завершив
акты отречения.
Подходя к нему,
он вспомнил,
что Писания
предписывают
принять ванну
после стрижки
волос, но сказал
себе: «Зачем
позволять этому
телу роскошь
ванны?» Тотчас
же прошел небольшой
сильный ливень,
так что перед
тем, как войти
в храм, Венкатараман
принял все-таки
свою ванну.
В
Святая Святых
он вторично
не входил, поскольку
в этом не было
необходимости.
Действительно,
прошло три
года, прежде
чем он снова
вошел туда.
Венкатараман
избрал своим
местопребыванием
тысячеколонный
зал, приподнятую
каменную платформу,
открытую со
всех сторон,
с кровлей,
поддерживаемой
лесом тонких,
украшенных
скульптурами
колонн, и сидел
там, погруженный
в Блаженство
Бытия. День за
днем,
день и ночь, он
сидел неподвижно.
Больше он не
нуждался
в этом мире,
тень существования
которого его
не интересовала,
потому что был
поглощен
Реальностью.
Так он продолжал
несколько
недель — едва
двигаясь, без
единого слова.
Таким
образом началась
вторая фаза
его жизни после
Само-реализации.
В течение первой
Слава была
скрытой, и он
принимал те
же условия
жизни, что и
ранее, с той же
покорностью
учителям и
старшим. В течение
второй он обратился
вовнутрь, полностью
игнорируя
внешний мир,
и эта фаза, как
должно быть
показано, постепенно
погружалась
в третью, длительностью
в полстолетия,
в продолжение
которой сияние
Шри Бхагавана
лучилось, словно
полуденное
солнце, на всех,
кто приближался
к нему. Однако
эти фазы приложимы
только к внешнему
проявлению
состояния
Махарши,
так как он явно
и много раз
высказывался
о том,
что в его состоянии
сознания, или
духовном переживании,
не было абсолютно
никакого изменения
или развития.
Один
садху,
известный
как Сешадрисвами,
прибывший
в Тируваннамалай
несколькими
годами ранее,
взял
на себя присмотр
за Брахманой
Свами, как начали
называть
Венкатарамана,
когда в заботе
возникала
любая необходимость.
В целом это не
давало какого-то
преимущества,
ибо Сешадри
производил
впечатление
слегка сдвинутого,
а потому вызывал
на себя гонения
мальчишек-школьников.
Теперь они
распространили
свое внимание
на его протеже,
которого стали
называть «маленький
Сешадри». Подростки
начали швырять
в него камни
— частично
из-за мальчишеской
жестокости,
а частично
потому, что
были поставлены
в тупик
видением человека
чуть старшего
по возрасту
и сидящего
словно статуя,
и, как один из
них говорил
позже, хотели
узнать, притворяется
он или нет.
Попытки
Сешадрисвами
держать мальчишек
в отдалении
были не очень
успешными, а
иногда имели
и
противоположный
эффект. Поэтому
Брахмана Свами
искал
убежище в Патала
Лингаме, подземном
склепе тысячеколонного
зала, темном
и сыром, куда
лучи солнца
никогда не
проникали. Люди
спускались
туда редко;
лишь муравьи,
клопы и москиты
процветали
там. Они терзали
его тело так,
что колени
покрывались
язвами, истекающими
кровью и гноем.
Шрамы остались
до конца жизни.
Те несколько
недель, проведенные
им здесь, были
спуском в ад,
но, тем не менее,
поглощенный
Блаженством
Бытия, он не
затрагивался
мучением; оно
было нереальным
для него. Одна
благочестивая
женщина, Ратнамма,
приносила ему
в подземелье
пищу и уговаривала
уйти отсюда
и перейти к ней
домой, но он не
подавал знака,
что услышал.
Ратнамма оставила
чистую ткань,
умоляя его
сесть или лечь
на нее, или укрыться
от надоедливых
насекомых, но
он к ткани не
прикоснулся.
Боясь
войти в темное
подземелье,
юные мучители
бросали с его
входа камни
или ломаные
горшки, которые
разбивались,
рассыпая осколки.
Сешадрисвами
установил
охрану, но это
лишь подзадорило
их еще больше.
Однажды в полдень
некий Венкатачала
Мудали пришел
в Тысячеколонный
Зал и, возмущенный
мальчишками,
швыряющими
камни на территории
храма, схватил
палку и прогнал
их. На обратном
пути он увидел
Сешадрисвами,
неожиданно
появившегося
из мрачных
глубин Зала.
Мудали на мгновение
испугался,
но быстро овладел
собой и спросил
Сешадри, не
обидели
ли его. «Нет, —
ответил тот,
— но пойди и
взгляни на
маленького
Свами здесь
внизу», — и, сказав
это, ушел.
Удивленный,
Мудали спустился
по ступенькам
в подземелье.
Вступив в темноту
после яркого
солнечного
света, он сначала
не мог ничего
увидеть, но
глаза постепенно
привыкли и он
различил фигуру
молодого Свами.
Ошеломленный
увиденным, он
вышел и рассказал
об этом садху,
что
работал поблизости
в цветнике
с несколькими
учениками. Они
тоже пришли
посмотреть.
Юный Свами не
двигался, не
говорил и, казалось,
не замечал их
присутствия,
а потому они
сами подняли
его, вынесли
наружу и посадили
перед святыней
*
Субраманьи
**,
в то время как
тот не показывал,
что хоть как-то
сознаёт происходящее
1***.
Около
двух месяцев
Брахмана Свами
находился в
святыне Субраманьи.
Обычно он сидел
неподвижно
в самадхи
(поглощенности)
и время от времени
ему в рот должны
были закладывать
пищу, поскольку
он не обращал
внимания, когда
ее предлагали.
Несколько
недель он даже
не старался
завязать набедренную
повязку. За
ним присматривал
Мауни Свами
(тот, кто соблюдает
молчание), также
живший в этой
святыне.
Святыню
Богини Умы в
Великом Храме
каждый день
мыли смесью
молока, воды,
куркумного
порошка, сахара,
бананов и других
ингредиентов,
и Мауни обычно
ежедневно брал
стакан такого
странного
варева для
молодого Свами.
Тот быстро
проглатывал
его, равнодушный
к запаху, и это
было все питание,
что он получал.
Через некоторое
время храмовый
священник
заметил подобное
и распорядился,
чтобы отныне
чистое молоко
поставлялось
Мауни для передачи
Брахмане Свами.
Прошло
несколько
недель, и Брахмана
Свами перебрался
в храмовый сад,
полный высоких
кустов олеандра,
достигавших
порой десяти
— двенадцати
футов высоты.
Он даже передвигался
в трансе, ибо
при пробуждении
к этому миру
иногда обнаруживал
себя под каким-то
другим кустом,
не помня, как
там очутился.
Он шел затем
к помещению,
где стоял храмовый
транспорт, на
котором по
святым дням
возили в процессии
кумиры богов.
Здесь тоже он
по временам
пробуждался
к миру, находя
свое тело в
другом месте,
без повреждений,
хотя и неосознанно,
избежав различных
препятствий
на пути.
После
этого он сидел
некоторое время
под деревом
рядом с дорогой,
идущей вокруг
территории
храма внутри
её внешней
стены и используемой
для храмовых
процессий. Он
оставался
какое-то время
здесь и у святыни
Мангай Пиллайяр
*.
Ежегодно большие
массы паломников
|
The script ran 0.006 seconds.