Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Шри Махарши - Весть истины и прямой путь к себе [0]
Язык оригинала: IND
Известность произведения: Средняя
Метки: antique, religion_esoterics

Аннотация. Какова истинная природа человека? Что такое Истинное Я человека? О познании человеком себя философы размышляют, говорят и пишут тысячелетиями. В книге даются ответы на данные вопросы на примере учения Шри Рамана Махараши

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 

он ест так же хорошо, как и при полном бодрствовании, но наутро убежден, что ночью не ел, так как не осознавал производимого им действия. Тем не ме­нее, действие происходило. Или, например, путешественник, едущий в телеге, засыпает. Волы движутся, останавливаются, их распрягают по дороге. Путешественник не знает всего этого, но после пробуждения оказывается в другом месте. Поездка закончилась, хотя он нахо­дился в блаженном неведении относительно всех событий в пути. Подобное происходит и с Самостью человека. Вечно бодрствующая Самость сравнима с путешественником, спящим в телеге. Бодрствен­ное состояние это есть движение волов, а самад­хи — их неподвижность (потому что самадхи озна­чает бодрствующий сон — джаграт-сушупти, то есть человек осознает действие, но не заинтересован в нем — волы запряжены, но не движутся). Глубокий сон — распрягание волов, ибо это отвечает полному прекращению активности, соответствующему освобо­ждению волов от упряжи. Возьмем еще пример с кинотеатром. При показе ки­нофильма картины действия проецируются на экран, но движущиеся изображения не задевают и не из­меняют экрана. Зритель смотрит на них, а не на экран. Изображения не могут существовать от­дельно от экрана, однако сам экран игнорируется. Точно так же Самость является экраном, на кото­ром наблюдаются картины, действия и т. п. Чело­век осознает последние, но не осознает неотъемле­мого первого. Тем не менее мир изображений не находится в стороне от Самости, и, осведомлен ли человек об экране или нет, действия будут про­должаться. У. Но ведь в кинотеатре есть киномеханик? М. Да, но кинопоказ выполняется бесчувственными материалами. Источник света, кинокадры, экран и т. п. — всё это не чувствующее, и потому нужен киномеханик, чувствующий деятель. С другой сто­роны, Самость есть абсолютное Сознание и, сле­довательно, замкнута, не требует дополнений. Не может быть оператора, отдельного от Самости. У. Я не путаю тело с оператором машины, а скорее имею в виду слова Кришны в 61-м стихе XVIII главы Гиты: «Господь в Сердце каждого существа пребывает, о Арджуна, Как на (гончарном) колесе вращая все существа силой Своей майи»3. М. Функции тела, включающие необходимость опера­тора, рождены в уме, а поскольку тело есть джа­да, или не чувствующее, то чувствующий управля­ющий необходим. Кришна говорил, что Бог пре­бывает в Сердце как Владыка индивидуальных душ — джив, потому что люди думают, что они являются дживами. На самом деле не сущест­вует ни джив, ни Владыки, внешнего по отношению к ним, ибо Самость все заключает в СЕБЕ. И экран в кинотеатре, и изображения на нем, зри­тель, актеры, киномеханик, освещение, само здание кинотеатра и все прочее есть ОНА. То, что вы сме­шиваете свою Сущность, Самость с телом, пред­ставляя себя актером, напоминает ситуацию, когда зритель в кинотеатре, вживаясь в фильм, представ­ляет себя актером. Представьте себе актера, у ко­торого вы осведомляетесь, может ли он играть без подмостков! То же самое и в случае с человеком, думающим, что его действия отделены от Самости. У. С другой стороны, это похоже на приглашение зрителю действовать в кинокартине. Итак, мы должны поз­нать глубокий сон-бодрствование! М. Действия и состояния всегда соответствуют какой-то определенной точке зрения. Например, ворона, слон и змея — все они используют один орган для двух альтернативных целей. Одним глазом ворона осматривает обе стороны; для слона хобот служит одновременно рукой и носом, а змея одинаково хорошо видит и слышит глазами. Скажете ли вы, что ворона имеет глаз или глаза, а хобот слона является рукой или носом, или назовете глаза змеи ее ушами — это означает одно и то же. Подобно этому для человека, достигшего Само-осознания — джняни, глубокий сон-бодрствование или бодрство­вание-глубокий сон или сновидения-глубокий сон, сновидения-бодрствование — все есть одно и то же состояние. У. Но мы должны иметь дело с физическим телом в физическом, бодрствующем мире! Если мы глубоко заснем во время работы или попытаемся работать во время сна, то работа пойдет неправильно. М. Глубокий сон не является неведением, он есть чистое состояние человека, а бодрствование не является знанием, оно — неведение. Есть полное сознание в глубоком сне и полное неведение в бодрствова­нии. Ваша настоящая природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их. Самость пре­восходит как знание, так и неведение. Состояния глубокого сна, сновидений и бодрствования явля­ются лишь формами, проходящими перед Самостью и развивающимися независимо от того, осознаете вы их или нет. Состояние джняни таково, что в нем проходят состояния самадхи, бодрство­вания, сновидений и глубокого сна, подобно тому как волы движутся, останавливаются или распря­гаются в то время, когда пассажир спит. Эти от­веты соответствуют лишь точке зрения невежест­венного — аджняни, так как в противном случае такие вопросы не возникнут. У. Конечно, они не могут возникнуть у Самости. Кто бы тогда спрашивал? Но, к несчастью, я еще не осо­знал Самость! М. Это как раз и является препятствием на вашем пути. Вы должны отделаться от идеи, что вы аджня­ни и еще не осознали Самость. Вы есть Самость. Было ли время, когда вы не осознавали эту Са­мость? У. Итак, мы должны экспериментировать в глубоком сне-бодрствовании... или в фантазии? М. (Смеется). У. Я придерживаюсь того мнения, что физическое тело человека, погруженного в самадхи в резуль­тате непрерываемого „созерцания”* Самости, мо­жет стать по этой причине неподвижным. Оно мо­жет быть активным или нет, но ум, установившийся в таком „созерцании”, не будет затронут движени­ями тела или чувств, не будет и беспокойства ума, являющегося предтечей физической деятельности. В то же время другой человек, возражая, дока­зывает, что физическая деятельность, несомненно, препятствует самадхи или непрерывному „созер­цанию”. Каково мнение Бхагавана? Вы есть жи­вое доказательство моего утверждения. М. Вы оба правы: вы говорите о сахаджа нирвикаль­па самадхи, а другой — о кевала нирвикальпа самад­хи. В последнем случае ум жив, но погружен в Свет Самости (поскольку в глубоком сне ум находится в темноте неведения), и субъект проводит различие между самадхи и деятельностью после выхода из самадхи. Более того, активность тела, органов позна­ния, жизненных сил, ума и внимание к объектам являются препятствием для устремленного к пости­жению кевала нирвикальпа самадхи. В сахаджа самадхи, однако, ум растворен в Са­мости и утрачен. Следовательно, различий и пре­пятствий, отмеченных выше, здесь не существу­ет. Активность такого Существа подобна кормле­нию спящего ребенка, воспринимаемому наблюда­телем, но не самим субъектом. Путешественник, глубоко спящий в движущейся повозке, не осоз­нает ее движения, поскольку его ум погружен в темноту. В то же время сахаджа-джняни не осознает своих телесных активностей, ибо его ум мертв, будучи растворен в экстазе Чидананды (Бла­женства Самости). Для большей ясности различия между глубоким сном, кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи можно пред­ставить в форме таблицы, как это и сделано, Шри Бхагаваном: Глубокий сон Кевала нирвикальпа самадхи Сахаджа нирвикальпа самадхи (1) Ум жив (2) погружен в темноту забвения (1) Ум жив (2) погружен в Свет (3) подобен ведру, при­вязанному к веревке и опущенному в во­ду колодца (4) как ведро вытаски­вается за другой конец веревки, так и ум покидает Свет (1) Ум мертв (2) растворен в Самости (3) подобен реке, впа­дающей в океан и утрачивающей свою индивидуальность (4) река не может вер­нуться из океана У Мудреца, осознавшего Самость, ум полностью разрушен и мертв, но для внешнего наблюдателя Мудрец может казаться обладающим умом, словно мирянин. Следовательно, личность „я” Мудреца имеет только кажущуюся „объективную” „реальность”, а на самом деле это „я” не имеет ни субъективного существования, ни объективной реаль­ности. II ТИШИНА И УЕДИНЕНИЕ У. Является ли обет молчания полезным? М. Внутренняя Тишина есть само-отдача. И это то же самое, что и жизнь без чувства эго. У. Необходимо ли уединение для санньяси? М. Уединение пребывает в уме человеческом. Один мо­жет быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенную безмятежность ума, и такой человек всегда находится в уединении. Другой может жить в лесу, но оказаться все еще не в состоянии управ­лять умом. О таком человеке нельзя сказать, что он уединен. Уединение определяется ориентацией ума: человек, привязанный к мирским вещам, не может достичь уединения, где бы он ни был, а не­привязанный всегда пребывает в уединении. У. Что такое мауна? М. Состояние, которое превосходит речь и мысли, буду­чи медитацией без умственного усилия, и есть ма­уна. Подчинение ума — это медитация, а глубо­кая медитация есть вечная речь. Тишина — это постоянная Речь, это неиссякаемый поток „сооб­щения”, который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный „язык”. Лекции могут часами занимать людей, не способ­ствуя их совершенствованию. С другой стороны, Тишина постоянна и помогает человечеству в це­лом... Под Тишиной подразумевается Красноречие. Словесные наставления не так красноречивы, как Тишина. Тишина — это непрекращающееся Крас­норечие... Она — лучший из языков. Существует состояние, когда слова исчезают и торжествует Тишина. У. Но как же тогда мы можем обмениваться мыслями друг с другом? М. Это необходимо лишь при существовании чувства двойственности... У. Почему Бхагаван не выходит к народу и не пропо­ведует ему Истину? М. Откуда вы знаете, что я этого не делаю? Разве про­поведь заключается в том, чтобы взобраться на трибуну и взывать к толпе вокруг? Проповедь есть просто сообщение Знания, а по-настоящему оно может быть передано только в Тишине. Что вы думаете о человеке, который слушает поучение в течение часа и уходит не затронутый им настолько, чтобы изменить свою жизнь? Сравните его с дру­гим, сидящим в святом Присутствии и уходящим через некоторое время с полностью изменившим­ся взглядом на жизнь. Что лучше: громко пропо­ведовать без всякого толку или безмолвно сидеть, посылая Внутреннюю Силу? С другой стороны, как возникает речь? Существует абстрактное Знание, из которого поднимается эго, являющееся, в свою очередь, мыслью, а мысль вы­зывает изреченное слово. Поэтому слово — это всего лишь правнук начального Источника. Но если слово может производить воздействие, столь ценимое вами, то насколько более мощной должна быть Проповедь посредством Тишины. Однако лю­ди не понимают этой простой, неприкрашенной истины, Истины их каждодневного, всегда присут­ствующего, вечного переживания. Эта Истина есть то же, что Самость. Существует кто-нибудь, не зна­ющий Истинного Я? Но людям не нравится даже слышать об этой Истине, в то время как они стре­мятся узнать о том, что лежит вдали, — о небесах, аде и перевоплощении. Поскольку они любят тайну, но не Истину, то рели­гии стараются обслужить их так, чтобы в конечном счете привести обратно к Самости. Какие бы сред­ства ни применялись, вы должны в конце концов вернуться к Себе, к Самости. Так почему бы не пребывать в Самости здесь и теперь? Чтобы наблю­дать или размышлять о других мирах, Самость необходима, и поэтому люди не отличаются от Са­мости. Даже невежественный человек, когда он наблюдает предметы, видит только Самость. III КОНТРОЛЬ УМА У. Как я могу контролировать ум? М. Если Самость осознана, то контролировать нечего, так как Самость сияет только после исчезновения ума. В человеке, осознавшем Самость, ум может быть или не быть активным, но для него существует только Самость, ибо ум, тело и мир неотделимы от Самости, а значит, принадлежат ЕЙ. Отлича­ются ли они от Самости? Так почему нужно беспо­коиться об этих тенях, когда Самость известна? Как они могут повлиять на Самость? У. Если ум — это просто тень, то как мне познать Са­мость? М. Самость сияет Своим Собственным Светом; ОНА — Сердце. Освещение поднимается из Сердца и дос­тигает головы, которая является местопребывани­ем ума. Мир видим умом, и поэтому вы видите мир отраженным светом Самости. Мир воспринимается действием ума, и когда ум освещен, он познает мир, а когда нет, то он не знает мира. Если ум

The script ran 0.003 seconds.