Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Лао Цзы - Дао де Цзин [IV—III в. до н. э.]
Язык оригинала: CHN
Известность произведения: Высокая
Метки: Философия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

   76     Человек, появляясь на свет, мягок и податлив, а когда умирает – негибок и тверд. Все живые твари, деревья и травы, когда рождаются, податливы и нежны, а когда умирают, становятся сухими и ломкими. И потому тот, кто мягок и податлив, идет дорогой жизни, тот, кто негибок и тверд, идет дорогой смерти.       Вот почему воин, неустрашимо рвущийся в бой, найдет свою гибель. Дерево, высокое и крепкое, найдет свой топор. То, что идет вниз – это твердое и крепкое, то, что растет вверх – зто мягкое и податливое.         77     Путь мира – не напоминает ли он натягиваемый лук? Стоящий высоко притесняет, имеющий с избытком отнимает, не знающий достатка помогает. Путь Неба таков[98], что оно ограничивает излишнее и поддерживает недостающее. Путь мира людей таков, что они отнимают у тех, кто не знает достатка, и прислуживают тем, кто имеет с избытком. Но кто может, служа всему миру, «иметь с избытком»? Лишь тот, кто постиг этот Путь. Вот почему мудрый действует, но не надеется на других, достигая успеха, не останавливается на этом. Ибо он не стремится к званию достойного.        78     Во всем мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода, но она точит твердое и крепкое. Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить. Податливое побежлает крепкое, мягкое одолевает твердое, – все зто знают, но никто не осмеливается действовать так. Вот почему мудрый ограничивается следующими словами: «Принять на себя всю грязь Поднебесной – вот что значит занять трон государя. Принять на себя все несчастья страны – вот что значит быть правителем Поднебесной».       Истинные речи трудно отличить от лживых.         79     Всеобщее согласие – величайшее зло, ведь обязательно останутся затаенные обиды, и можно ли это считать истинным благом?       Вот почему мудрый придерживается собственных правил и не отвечает за других. Обладающий силой живет по особым правилам, а те, у кого ее нет, живут как придется. Действие Неба свободно от личных пристрастий и оно всегда содействует истинному человеку.        80     В худой стране[99] и народ‑то убогий. Стараются нажить себе побольше вещей, а пользоваться ими уже времени нет. Гнетет их страх смерти, страшатся они любых перемен. Хоть и имеют лодки и экипажи, да некому в них ездить. Хоть и есть у них войска и оружие, да некому привести их в порядок. Сами же только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь всем вернуться к завязыванию узелков на веревке вместо письма.       По мне, лучше жить, довольствуясь той пищей, что есть, и одеждой, в которую одет. И чтобы дом твой дарил тебе мир и локой, а самые обыденные дела приносили радость. Чтобы соседние земли были обращены лицом друг к другу, и можно бы было слушать друг у друга лай собак и пение петухов. Чтобы люди умирали, дожив до преклонных лет, и уходили отсюда с тем, чтобы уже не возвратиться.         81     Подлинные речи не изящны[100], Изящные речи не верны. Хороший человек не станет спорить, слова того, кто любит спорить – пустые слова.       Знающий не тот, кто много знает, тот, кто много знает, тот не знает. Мудрый не стремится к заслугам, поскольку лишь тот, кто имеет силу, может давать ее другим. Только достигший полноты и неисчерпаемости, может содействовать другому.       Действия Неба несут в себе пользу, а не вред. Мудрый, следуя Пути[101], действует, но не ради наград.              Основы Дао и Дэ или  Канон выявления Изначального         Раздел внешний   I.     Избранный Дао – Дао не постоянный. Имя[102] данное – имя не постоянное. Небытие именую Неба‑Земли Лоном, Бытие – Матерью всего сущего. Отсюда: постоянного Небытия жаждая – созерцаю Ее Сокровенное, Бытия постоянного жаждая – созерцаю Ее формы. То и другое – единородны, но имена – разные. Едино свидетельствуют о Изначальном. Изначальнейшее Изначальное – вход Всеобщего Сокровенного.         II.     Все в Поднебесной прознали о красоте красивого – и явилось уродливое. Прознали все о благостности благого – явилось и не‑благое. Отсюда: Бытие и Небытие – порождают друг друга, трудное и простое – способствуют друг другу, долгое и краткое – соотносятся друг с другом, возвышенное и низменное – стремятся друг к другу, звонкое и глухое – вторят друг другу, предыдущее и последующее – соотносятся друг с другом. Вот отчего постигший дела вершит не‑влиянием, наставляет – безмолвием, занят сущим всем ради сущего, не отказывая; порождает, но не владеет, свершает, не притязая, достигает в делах совершенства, но постов не занимает. А поскольку не занимает, то не будет низвергнут.         III.     Меньше ученым[103] чести – меньше в народе споров. Меньше ценятся вещи – меньше народ ворует. Меньше причин для страсти – меньше в сердцах[104] смятенья. Вот отчего, выправляя, постигший опустошает сердца, наполняет желудки, ослабляет чувства, укрепляет остов, дабы народ неизменно был невежественен и бесстрастен, а те, кто мудр, не смели бы действовать. Воздействуя не‑влиянием избежишь не‑правильности.         IV.     Дао – пуст, но, применяя Его, – не прибавишь. О Глубочайший! – сходен с Пращуром всего сущего. Принижаю свои достоинства, усмиряю свое смятение, сочетаюсь со свои сиянием: уравниваю свои свойства[105], – о Обильнейший! – уподобляюсь хранителю. Не ведаю, чей Он сын. Образом – предшествует Первопредку.         V.     Небо‑Земля не милосердны. Для них все сущее – что собаки и травы. Постигший истину не милосерден. Ему простолюдье – что собаки и травы. Пространство между Землей и Небом – не сходно ль с кузнечным мехом? Пусто, но не сжимается. Преображается, но выделяет все больше. Многословие полагаю излишним. Лучше придерживаться Середины.         VI.     Святое Ущелье Бессмертное – вот Изначальное Женское. Створ Изначального Женского – вот Неба‑Земли Корень. Я нежен и бережен, подобно хранителю. Пользуюсь Им без усилия.         VII.     Небо – вечно. Земля – долговечна. Отчего они вечны ли, долговечны? Ибо не для себя рождают, оттого плодоносят вечно. Вот отчего постигший плоть свою отстраняет, Плоть – пропуская; плотью своей небрегает, Плоть – оберегая. Разве так оттого, что Я отвергает? Напротив, лишь так свое Я совершенствует.         VIII.     Высшее благо подобно воде. Вода благоволит всему сущему, но – ни с кем не соперничая. Обитает в местах, полагаемых многими низменными. Оттого приближена к Дао. Место благого – внизу. Сердце его – бездонно. Дары его – благотворны. Слова его – доверительны. Дела его – дружелюбны. Преображения – своевременны. А поскольку ни с кем не соперничает. то и не выделяется.         IX.     Чем восполнять, удерживая, лучше уж дать иссякнуть. Спрятанное, но острое, – не утаить долго.[106] Золотом и нефритом выстланные покои – нет устеречь способных. Богатство, знатность, надменность – недуги, к коим стремятся. Дела вершить, свое отстраняя, – Путь Неба.         X.     Спокойствие духа хранить, объемля Единое, возможно ль не уединяясь? Сбирая Ци, обретая мягкость, возможно ли стать Младенцем? Омыть и очистить изначальное восприятие возможно ли безупречно? Любить народ, выправлять государство возможно ли без ведания? Врата Небес отворять‑затворять возможно ли без Женского? Постичь и познать четыре Простора[107] возможно ли без воздействия? Порождать и взращивать, порождать, но не владеть. свершать, но не притязать – такова Дэ Изначальная.         XI.     Тридцать спиц колеса объединяют единою ступицей, собою являющей Небытие. Бытие повозки – применение Небытия. Формуют глину, дабы сделать кувшин, собою являющий Небытие. Бытие сосуда – применение Небытия. Пробивают в стенах окна и двери, собою являющие Небытие. Бытие жилища – применение Небытия. Отсюда: Бытие создает полезность, Небытие – применимость.         XII.     Разноцветие – ослепляет. Разнозвучие – оглушает. Разновкусие – портит вкус. Охота, скачки – приводят в неистовство. Труднодоступные вещи – приносят вред. Вот отчего постигший внутренним занят – не занят зримым. Минует то, избирая Это.         XIII.     Благосклонность, немилость – трепет единый. Знатность, страданье – для плоти едино. Что означает: «Благосклонность, немилость – трепет единый»? Благосклонность ввергает в зависимость. Обретенье ее – трепет. Утрата ее – трепет. Вот что значит: «Благосклонность, немилость – трепет единый». Что означает: «Знатность, страданье – для плоти едино»? Причина тягчайшего из моих страданий – в обладании плотью. Не имей я плоти, где взяться страданью? Отсюда: знатный, плотью своей полагающий Поднебесную, может равно опереться на Поднебесную; влюбленному, плотью своей полагающему Поднебесную, может равно довериться Поднебесная.         XIV.     Вглядываюсь – не узрю. Именую же: «Заурядное». Вслушиваюсь – не внемлю. Именую же: «Умолкнувшее». Схватываю – не нащупываю. Именую же: «Неосязаемое». Три в отдельности – непознаваемы, но, сплетаясь, – творят Единое.[108] Верх Его – не сияет. Низ Его – не зияет. Нескончаемый Неименуемый Шнур Плетения, возвращающего к Постоянному Не‑имению. Такова Форма Бесформенная, Облеченное Без‑Обличие. Таково Смутно‑Неясное. Встречно следуя – лик не вычленишь. Вслед ступая – спины не выявишь. Цепко следуя Дао Древнему, дабы ныне – бытийным править, можно древнее познать Лоно. Означает – Сплетанье[109] Дао.         XV.    

The script ran 0.001 seconds.