Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Марина Цветаева - Лирика [1906-1941]
Известность произведения: Высокая
Метки: Лирика, Поэзия, Сборник

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 

   На одно плечо — покорно —    Под руку поэт — Психею    По трепещущим ступенькам    Провожает. Лапки в плед ей    Сам укутал, волчью полость    Сам запахивает… — «С Богом!»       А Психея,    К спутнице припав — слепому    Пугалу в чепце — трепещет:    Не прожег ли ей перчатку    Пылкий поцелуй арапа…    * * *    Пунш и полночь. Пунш и пепла    Ниспаденье на персидский    Палевый халат — и платья    Бального пустая пена    В пыльном зеркале…       Начало марта 1920            «Малиновый и бирюзовый…»       Малиновый и бирюзовый    Халат — и перстень талисманный    На пальце — и такой туманный    В веках теряющийся взгляд,       Влачащийся за каждым валом    Из розовой хрустальной трубки.    А рядом — распластавши юбки,    Как роза распускает цвет —       Под полами его халата,    Припав к плечам его, как змеи,    Две — с ожерельями на шее —    Над шахматами клонят лоб.       Одна — малиновой полою    Прикрылась, эта — бирюзовой.    Глаза опущены. — Ни слова. —    Ресницами ведется спор.       И только челночков узорных    Носок — порой, как хвост змеиный,    Шевелится из-под павлиньей    Широкой юбки игроков.       А тот — игры упорной ставка —    Дымит себе с улыбкой детской.    И Месяц, как кинжал турецкий,    Коварствует в окно дворца.       19 марта 1920            «Она подкрадётся неслышно…»       Она подкрадётся неслышно —    Как полночь в дремучем лесу.    Я знаю: в передничке пышном    Я голубя Вам принесу.       Так: встану в дверях — и ни с места!    Свинцовыми гирями — стыд.    Но птице в переднике — тесно,    И птица — сама полетит!       19 марта 1920            СТАРИННОЕ БЛАГОГОВЕНЬЕ       Двух нежных рук оттолкновенье —    В ответ на ангельские плутни.    У нежных ног отдохновенье,    Перебирая струны лютни.       Где звонкий говорок бассейна,    В цветочной чаше откровенье,    Где перед робостью весенней    Старинное благоговенье?       Окно, светящееся долго,    И гаснущий фонарь дорожный…    Вздох торжествующего долга    Где непреложное: «не можно»…       В последний раз — из мглы осенней —    Любезной ручки мановенье…    Где перед крепостью кисейной    Старинное благоговенье?       Он пишет кратко — и не часто…    Она, Психеи бестелесней,    Читает стих Экклезиаста    И не читает Песни Песней.       А песнь все та же, без сомненья,    Но, — в Боге все мое именье —    Где перед Библией семейной    Старинное благоговенье?       Между 19 марта и 2 апреля 1920            «Та ж молодость, и те же дыры…»       Та ж молодость, и те же дыры,    И те же ночи у костра…    Моя божественная лира    С твоей гитарою — сестра.       Нам дар один на долю выпал:    Кружить по душам, как метель.    — Грабительница душ! — Сей титул    И мне опущен в колыбель!       В тоске заламывая руки,    Знай: не одна в тумане дней    Цыганским варевом разлуки    Дурманишь молодых князей.       Знай: не одна на ножик вострый    Глядишь с томлением в крови, —    Знай, что еще одна… — Что сестры    В великой низости любви.                  «Люблю ли вас…»       Люблю ли вас?    Задумалась.    Глаза большие сделались.       В лесах — река,    В кудрях — рука    — Упрямая — запуталась.       Любовь. — Старо.    Грызу перо.    Темно, — а свечку лень зажечь.       Быть — повести!    На то ведь и    Поэтом — в мир рождаешься!       На час дала,    Назад взяла.    (Уже перо летит в потемках!)       Так. Справимся.    Знак равенства    Между любовь — и Бог с тобой.       Что страсть? — Старо.    Вот страсть! — Перо!    — Вдруг — розовая роща — в дом!       Есть запахи —    Как заповедь…    Лоб уронила нá руки.       Вербное воскресенье    22 марта 1920            «От семи и до семи…»       От семи и до семи    Мы справляли новоселье.    Высоко было веселье —    От семи и до семи!       Между юными людьми    — С глазу на глаз — в темной келье    Что бывает? (— Не томи!    Лучше душу отними!)       Нет! — Подобного бесчинства    Не творили мы (не поздно —    Сотворить!) — В сердцах — единство,    Ну а руки были розно!       Двух голов над колыбелью    Избежал — убереглась! —    Только хлебом — не постелью    В полночь дружную делясь.       Еженощная повинность,    Бог с тобою, рай условный!    Нет — да здравствует невинность    Ночи — все равно любовной!       В той же келье новоселье —    От семи и до семи    Без «……» и «обними», —    Благоправное веселье    От семи и до семи!       Mapт 1920            «Я страшно нищ, Вы так бедны…»       «Я страшно нищ, Вы так бедны,    Так одинок и так один.    Так оба проданы за грош.    Так хороши — и так хорош…       Но нету у меня жезла…»    — Запиской печку разожгла…       Вербное воскресенье 1920            «На царевича похож он…»       На царевича похож он.    — Чем? — Да чересчур хорош он:    На простого не похож.       Семилетняя сболтнула,    А большая — вслед вздохнула…    Дуры обе. — Да и где ж       Ждать ума от светлоглазых?    Обе начитались сказок, —    Ночь от дня не отличат.       А царевичу в поддевке    Вот совет наш: по головке    Семилетнюю погладь.       Раз за дочку, раз за мать.    …………………..……………    Впрочем, можно и однажды.       Mapт 1920            «Буду жалеть, умирая, цыганские песни…»       Буду жалеть, умирая, цыганские песни,    Буду жалеть, умирая…….…… перстни,    Дым папиросный — бессонницу — легкую стаю    Строк под рукой.       Бедных писаний своих Вавилонскую башню,    Писем — своих и чужих — огнедышащий холмик.    Дым папиросный — бессонницу — легкую смуту    Лбов под рукой.       3-й день Пасхи 1920            БАЛЛАДА О ПРОХОДИМКЕ       Когда малюткою была    — Шальной девчонкой полуголой —    Не липла — Господу хвала! —    Я к материнскому подолу.       Нет, — через пни и частоколы —    Сады ломать! — Коней ковать! —    А по ночам — в чужие села:    — «Пустите переночевать!»       Расту — прямая как стрела.    Однажды — день клонился долу —    Под дубом — черный, как смола —    Бродячий музыкант с виолой.       Спят ……., спят цветы и пчелы…    Ну словом — как сие назвать?    Я женский стыд переборола:    — «Пустите переночевать!»       Мои бессонные дела!    Кто не спрягал со мной глаголу:    …….? Кого-то не звала    В опустошительную школу?       Ах, чуть закутаешься в полы    Плаща — прощайте, рвань и знать! —    Как по лбу — молотом тяжелым:    — «Пустите переночевать!»       Посылка:       Вы, Ангелы вокруг Престола,    И ты, младенческая Мать!    Я так устала быть веселой, —    Пустите переночевать!       2 апреля 1920            ПАМЯТИ Г. ГЕЙНЕ       Хочешь не хочешь — дам тебе знак!    Спор наш не кончен — а только начат!    В нынешней жизни — выпало так:    Мальчик поет, а девчонка плачет.       В будущей жизни — любо глядеть! —    Ты будешь плакать, я буду — петь!       Бубен в руке!    Дьявол в крови!    Красная юбка    В черных сердцах!       Красною юбкой — в небо пылю!    Честь молодую — ковром подстелешь.    Как с мотыльками тебя делю —    Так с моряками меня поделишь!       Красная юбка? — Как бы не так!    Огненный парус! — Красный маяк!       Бубен в руке!    Дьявол в крови!    Красная юбка    В черных сердцах!       Слушай приметы: бела как мел,    И не смеюсь, а губами движу.    А чтобы — как увидал — сгорел! —    Не позабудь, что приду я — рыжей.       Рыжей, как этот кленовый лист,    Рыжей, как тот, что в лесах повис.       Бубен в руке!    Дьявол в крови!    Красная юбка    В черных сердцах!                  «А следующий раз — глухонемая…»       А следующий раз — глухонемая    Приду на свет, где всем свой стих дарю,    свой слух дарю.       Ведь все равно — что говорят — не понимаю.    Ведь все равно — кто разберет? — что говорю.       Бог упаси меня — опять Коринной    В сей край придти, где люди тверже льдов,    а льдины — скал.       Глухонемою — и с такою длинной —    — Вот — до полу — косой, чтоб не узнал!       7 апреля 1920            «Две руки, легко опущенные…»       Две руки, легко опущенные    На младенческую голову!    Были — по одной на каждую —    Две головки мне дарованы.       Но обеими — зажатыми —    Яростными — как могла! —    Старшую у тьмы выхватывая —    Младшей не уберегла.       Две руки — ласкать—разглаживать    Нежные головки пышные.    Две руки — и вот одна из них    За ночь оказалась лишняя.       Светлая — на шейке тоненькой —    Одуванчик на стебле!    Мной еще совсем не понято,    Что дитя мое в земле.       Пасхальная неделя 1920            СЫН       Так, левою рукой упершись в талью,    И ногу выставив вперед,    Стоишь. Глаза блистают сталью,    Не улыбается твой рот.       Краснее губы и чернее брови    Встречаются, но эта масть!    Светлее солнца! Час не пробил    Руну — под ножницами пасть.       Все женщины тебе целуют руки    И забывают сыновей.    Весь — как струна! Славянской скуки    Ни тени — в красоте твоей.       Остолбеневши от такого света,    Я знаю: мой последний час!    И как не умереть поэту,    Когда поэма удалась!       Так, выступив из черноты бессонной    Кремлевских башенных вершин,    Предстал мне в предрассветном сонме    Тот, кто еще придет — мой сын.       Пасхальная неделя 1920            ВЯЧЕСЛАВУ ИВАНОВУ                1. «Две руки, легко опущенные…»         Ты пишешь перстом на песке,     А я подошла и читаю.     Уже седина на виске.     Моя голова — золотая.         Как будто в песчаный сугроб     Глаза мне зарыли живые.     Так дети сияющий лоб     Над Библией клонят впервые.         Уж лучше мне камень толочь!     Нет, горлинкой к воронам в стаю!     Над каждой песчинкою — ночь.     А я все стою и читаю.                2. «Ты пишешь перстом на песке…»         Ты пишешь перстом на песке,     А я твоя горлинка, Равви!     Я первенец твой на листке     Твоих поминаний и здравий.         Звеню побрякушками бус,     Чтоб ты оглянулся — не слышишь!     О Равви, о Равви, боюсь —     Читаю не то, что ты пишешь!         А сумрак крадется, как тать,     Как черная рать роковая.     Ты знаешь — чтоб лучше читать —     О Равви — глаза закрываю…         Ты пишешь перстом на песке…         Москва, Пасхи 1920                3. «Не любовницей — любимицей…»         Не любовницей — любимицей     Я пришла на землю нежную.     От рыданий не подымется     Грудь мальчишая моя.         Оттого-то так и нежно мне —     Не вздыхаючи, не млеючи —     На малиновой скамеечке     У подножья твоего.         Если я к руке опущенной     Ртом прильну — не вздумай хмуриться!     Любованье — хлеб насущный мой:     Я молитву говорю.         Всех кудрей златых — дороже мне     Нежный иней индевеющий     Над малиновой скамеечкой     У подножья твоего.         Головой в колени добрые     Утыкаючись — все думаю:     Все ли — до последней — собраны     Розы для тебя в саду?         Но в одном клянусь: обобраны     Все — до одного! — царевичи —     На малиновой скамеечке     У подножья твоего.         А покамест песни пела я,     Ты уснул — и вот блаженствую:     Самое святое дело мне —     Сонные глаза стеречь!         — Если б знал ты, как божественно     Мне дышать — дохнуть не смеючи —     На малиновой скамеечке     У подножья твоего!         1-е Воскресенье после Пасхи 1920                         «Не позволяй страстям своим     переступать порог воли твоей.     — Но Аллах мудрее…»     (Тысяча и одна ночь)                1. «Большими тихими дорогами…»         Большими тихими дорогами,     Большими тихими шагами…     Душа, как камень, в воду брошенный —     Все расширяющимися кругами…         Та глубока — вода, и та темна — вода…     Душа на все века — схоронена в груди.     И так достать ее оттуда надо мне,     И так сказать я ей хочу: в мою иди!         27 апреля 1920   

The script ran 0.009 seconds.