Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Варлам Шаламов - Колымские рассказы [1954-1962]
Известность произведения: Высокая
Метки: poetry, Автобиография, Биография, Рассказ, Сборник

Аннотация. В своей исповедальной прозе Варлам Шаламов (1907 -1982) отрицает необходимость страдания. Писатель убежден, что в средоточии страданий - в колымских лагерях - происходит не очищение, а растление человеческих душ. В поэзии Шаламов воспевает духовную силу человека, способного даже в страшных условиях лагеря думать о любви и верности, об истории и искусстве. Это звенящая лирика несломленной души, в которой сплавлены образы суровой северной природы и трагическая судьба поэта. Книга «Колымские тетради» выпущена в издательстве «Эксмо» в 2007 году.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 

И обряд похоронного чина, И нарушить обряда не сметь, Чтобы смерть называлась кончина, А не просто обычная смерть. И нужна ли кончина поэту, Торопливых друзей говорок, Заглушающий выкрики света От обугленных заживо строк. Нумерованной, мертвой, бездомной Ты лежала в мертвецкой — и вот Поднимаешься в синий огромный Ожидающий небосвод. 1966 Живопись[199] Портрет — эго спор, диспут, Не жалоба, а диалог. Сраженье двух разных истин, Боренье кистей и строк. Потоком, где рифмы — краски, Где каждый Малявин — Шопен, Где страсть, не боясь огласки, Разрушила чей-то плен. В сравненье с любым пейзажем, Где исповедь — в тишине, В портрете варятся заживо, На странной горят войне. Портрет — это спор с героем, Разгадка его лица. Спор кажется нам игрою, А кисть — тяжелей свинца. Уже кистенем, не кистью С размаха художник бьет. Сраженье двух разных истин. Двух судеб холодный пот. В другую, чужую душу, В мучительство суеты Художник на час погружен, В чужие чьи-то черты. Кому этот час на пользу? Художнику ли? Холсту? Герою холста? Не бойся Шагнуть в темноту, в прямоту. И ночью, прогнав улыбку, С холстом один на один, Он ищет свою ошибку И свет или след седин. Портрет это или маска — Не знает никто, пока Свое не сказала краска У выбеленного виска. 1967 В судьбе есть что-то от вокзала В судьбе есть что-то от вокзала, От тех времен, от тех времен — И в этой ростепели талой, И в спешке лиц или имен. Все та же тень большого роста От заколдованной сосны. И кажется, вернуться очень просто В былые радужные сны. (1960-е) По старому следу сегодня уеду[200] По старому следу сегодня уеду, Уеду сквозь март и февраль, По старому следу, по старому следу В знакомую горную даль. Кончаются стежки мои снеговые, Кончаются зимние сны, И тают в реке, словно льдинки живые, Слова в половодье весны. 1968 Нет, память не магнитофон[201] Нет, память не магнитофон, И не стереть на этой ленте Значение и смысл и тон Любого мига и момента. И самый миг не будет стерт, А укреплен, как путь и опыт: Быть может, грозовой аккорд, Быть может, только слабый шепот. Услышанное сквозь слова И то, что видено случайно, — Все сохранила голова Предвестником для новой тайны. 1968 Я тоже теплопоклонник[202] Я тоже теплопоклонник Огня или солнца — равно, Я лезу на подоконник, Распахиваю окно. Знакомая даль Ярославны Дорога, кривое шоссе, Раскопки в периоде давнем, Трава в непросохшей росе. Я жду новостей, как княгиня На башне когда-то ждала, Земная моя героиня На страже добра, а не зла. Но ветром захлопнуты рамы, И я наклоняюсь к огню — К печурке, где отсветы драмы, Ему я не изменю. 1968 Не шиповник, а пионы[203] Не шиповник, а пионы, Точно розы без шипов, Утвердят во мне законы Новых мыслей, новых слов. И приносит запах смутный Чьей-то жизни слабый тлен, Как мгновенный, как минутный И неотвратимый плен. Это голос отдаленный Незабытых дней, времен, Стон коленопреклоненный, Хорошо известный стон. 1968 Грозы с тяжелым градом[204] Грозы с тяжелым градом, Градом тяжелых слез. Лучше, когда ты — рядом, Лучше, когда — всерьез. С Тютчевым в день рожденья, С Тютчевым и с тобой, С тенью своею, тенью Нынче вступаю в бой. Нынче прошу прощенья В послегрозовый свет, Все твои запрещенья Я не нарушу, нет. Дикое ослепленье Солнечной правоты, Мненье или сомненья — Все это тоже ты. 1968 Три корабля и два дельфина[205] Три корабля и два дельфина На желтый остров приплывут, При шторме девять с половиной Отыскивая приют. Они меняют дни на ночи, Берут концы вместо начал. И путь становится короче, И приближается причал. И волны, волны… Нет им меры. Три корабля, три корабля, Не каравеллы, а галеры Плывут по курсу января. И по Колумбову компасу — Не то зюйд-вест, не то норд-ост — Плывут Дежневские карбасы Под синим светом старых звезд. 1968 На память черпнул я пол-океана На память черпнул я пол-океана, Храню у себя на столе, Зажить не хотят эти ранние раны, Забыть о подводной скале. Давно б затянулись в просторе небесном, В космической высоте, Где резали воздух Галактики вести, Дрожа на магнитном щите. В простом, угловатом граненом стакане Найти я границы хотел, Предел бесконечного океана И бездны бездонной предел. И вы в разговоры о смерти не верьте, Там тления нет и следа. В стакане бурлит, утверждая бессмертье, Живая морская вода. А может быть, все это вышло из моды Стаканы, приметы, цветы, Игра или только игрушка природы Стихи эти, я и ты… 1968 Усиливающийся дождь[206] Усиливающийся дождь Не нужен мне. И скоро высохнет чертеж Дождя в окне. И осторожные штрихи Его руки Как неуместные стихи — Черновики. Все ветра вытерто рукой, Стекло блестит. Ложится солнце на покой И долго спит. 1968 Усиливающийся ливень Усиливающийся ливень Не делает меня счастливым. Наоборот — Неразрешимейшая задача — Лишая мир истоков плача, Идти вперед. 1968 Быть может, и не глушь таежная[207] Быть может, и не глушь таежная, А склад характера, призванье Зовет признания тревожные, Зовет незваные названья. Автобусное одиночество И ненамеренность дороги — Приметы для предмета зодчества, Для слов, разломанных на слоги. Служить на маяке механиком, Подмазывая ось вселенной, Следя за тем, как люди в панике Ее смещают постепенно. Не труд машины вычислительной, Оборванный на полуфразе. А всех созвездий бег стремительный В еще Колумбовом экстазе. Природа славится ответами На все вопросы роковые — Любыми грозами, кометами, Увиденными впервые. Далекая от телепатии, Воспитанная разумно, Она лишь звездочета мантия, Плащ серебристо-лунный. 1968 Все осветилось изнутри Все осветилось изнутри. И теплой силой света Лесной оранжевой зари Все было здесь согрето. Внезапно загорелось дно Огромного оврага. И было солнце зажжено, Как зажжена бумага. (1960-е) В лесу листок не шелохнется[208] В лесу листок не шелохнется — Такая нынче тишина. Никак природа не очнется От обморока или сна. Ручей сегодня так бесшумен — Воды набрал он, что ли, вот, И сквозь кусты до первых гумен Он не струится, а течет. Обняв осиновую плаху И навалясь на огород, Одетый в красную рубаху, Стоит огромный небосвод. 1969 Я живу не по средствам[209] Я живу не по средствам: Трачу много души. Все отцово наследство — На карандаши, На тетрадки, на споры, На дорогу в века, На высокие горы И пустыни песка. 1969 Я одет так легко Я одет так легко, Что добраться домой невозможно, Не обсохло еще молоко На губах, и душа моя слишком тревожна. Разве дождь — переждешь? Ведь на это не хватит терпенья, Разве кончится дождь — Это странное пенье, Пенье струй водяных, так похожих на струны, Эта тонкая, звонкая нить, Что умела соединить И концы и кануны? 1969 Как на выставке Матисса Как на выставке Матисса, Я когда-нибудь умру. Кто-то сердце крепко стиснет, Окунет в огонь, в жару. Поразит меня, как лазер, Обжигающ и колюч, Оборвет на полуфразе Невидимка — смертный луч. Я присяду у порога, Острый отразив удар, Понемногу, понемногу Отобьюсь от смертных чар. И, уняв сердцебиенье, Обманув судьбу мою, Одолев оцепененье, Продолжать свой путь встаю. 1969 Как пишут хорошо: «Испещрено…» Как пишут хорошо: «Испещрено…» «Вся в пятнах крови высохшая кожа». А мне и это нынче все равно. Мне кажется — чем суше и чем строже, Тем молчаливей. Есть ли им предел, Ненужным действиям, спасительным отпискам, Венчающим любой земной удел, Придвинутый к судьбе так близко. 1969 Суеверен я иль нет — не знаю Суеверен я иль нет — не знаю, Но рубаху белую свою Чистую на счастье надеваю, Как перед причастьем, как в бою. Асептическая осторожность — Древняя примета разных стран, Древняя заветная возможность Уцелеть после опасных ран. (1960-е) Приглядись к губам поэта[210] Приглядись к губам поэта, Угадай стихов размер И запомни: чудо это, Поучительный пример, — Где в прерывистом дыханье Зрению доступный ритм Подтверждает, что стихами Жизнь о жизни говорит. 1969 Дорога ползет, как червяк[211] Дорога ползет, как червяк, Взбираясь на горы. Магнитный зовет железняк, Волнует приборы. На белый появится свет Лежащее где-то под спудом — Тебе даже имени нет — Подземное чудо. 1969 На небе бледно-васильковом На небе бледно-васильковом, Как облачко, висит луна, И пруд морозом оцинкован И стужей высушен до дна. Здесь солнце держат в черном теле, И так оно истощено, Что даже светит еле-еле И не приходит под окно. Здесь — вместо детского смятенья И героической тщеты — Одушевленные растенья, Деревья, камни и цветы… (1960-е) Волна о камни хлещет плетью Волна о камни хлещет плетью И, отбегая внутрь, назад, На берег выстелется сетью, Закинет невод наугад, Стремясь от нового улова Доставить самой глубине Еще какое-нибудь слово, Неслыханное на дне. (1960-е)

The script ran 0.004 seconds.