Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Варлам Шаламов - Колымские рассказы [1954-1962]
Известность произведения: Высокая
Метки: poetry, Автобиография, Биография, Рассказ, Сборник

Аннотация. В своей исповедальной прозе Варлам Шаламов (1907 -1982) отрицает необходимость страдания. Писатель убежден, что в средоточии страданий - в колымских лагерях - происходит не очищение, а растление человеческих душ. В поэзии Шаламов воспевает духовную силу человека, способного даже в страшных условиях лагеря думать о любви и верности, об истории и искусстве. Это звенящая лирика несломленной души, в которой сплавлены образы суровой северной природы и трагическая судьба поэта. Книга «Колымские тетради» выпущена в издательстве «Эксмо» в 2007 году.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 

Я иду, отражаясь в глазах москвичей, Без ненужного шума, без лишних речей. Я иду — и о взгляд загорается взгляд, Магнетической силы мгновенный разряд. Память гроз, отгремевших не очень давно, Заглянула прохожим в зрачок, как в окно. Вдоль асфальта мои повторяет слова Победившая камень живая трава. Ей в граните, в гудроне привычно расти — Камень сопок ложился у ней на пути. И навек вдохновила траву на труды Непомерная сила земли и воды, Вся чувствительность тропки таежной, где след Иногда остается на тысячу лет. 1964 Осенний воздух чист[186] Осенний воздух чист, Шумна грачей ночевка, Любой летящий лист Тревожен, как листовка С печатного станка, Станка самой природы, Падение листка Чуть-чуть не с небосвода. Прохожий без труда Прочтет в одно мгновенье, Запомнит навсегда Такое сообщенье. Подержит на ветру Скрещенье тонких линий, И рано поутру На листья ляжет иней. 1964 Он чувствует событья кожей[187] Он чувствует событья кожей. Что цвет и вкус? На озарение похожа Подсказка муз. Его пространство безвоздушно, Должна уметь Одной природе быть послушной Пластинки медь. Сожмется, точно анероид В деленьях шкал, Свои усилия утроит, Ловя сигнал. И передаст на самописцы Земной секрет, Оставит почерком провидца Глубокий след. 1964 От кухни и передней[188] Б. Пастернаку От кухни и передней По самый горизонт Идет ремонт последний, Последний мой ремонт. Не будет в жизни боле Строительных контор, Починки старой боли, Крепления опор. Моя архитектура От шкуры до нутра Во власти штукатура, Под игом маляра. И плотничьи заплаты На рубище певца — Свидетельство расплаты С судьбою до конца. От кухни и передней По самый горизонт Идет ремонт последний, Последний мой ремонт. 1964 Выщербленная лира[189] Выщербленная лира, Кошачья колыбель, — Это моя квартира, Шиллеровская щель. Здесь нашу честь и место В мире людей и зверей Обороняем вместе С черною кошкой моей. Кошке — фанерный ящик, Мне — колченогий стол. Кровью стихов настоящих Густо обрызган пол. Кошка по имени Муха Точит карандаши, Вся — напряженье слуха В темной квартирной тиши. 1964 Таруса[190] Карьер известняка Районного значенья, И светлая река Старинного теченья. Здесь тени, чье родство С природой, хлебом, верой Живое существо, А вовсе не химера. Не кладбище стихов, А кладезь животворный, И — мимо берегов — Поток реки упорный. Хранилище стиха Предания и долга, В поэзии Ока Значительней, чем Волга. Карьер известняка Районного значенья, И светлая река Старинного теченья. 1964 Я — северянин. Я ценю тепло[191] Я — северянин. Я ценю тепло, Я различаю — где добро, где зло. Мне нужен мир, где всюду есть дома, Где белым снегом вымыта зима. Мне нужен клен с опавшею листвой И крыша над моею головой. Я — северянин, зимний человек, Я каждый день ищу себе ночлег. 1964 Вчера я кончил эту книжку[192] Вчера я кончил эту книжку Вчерне Осадка в ней немного лишку На дне. В подножье строк или палаток Гранит. Нерастворимый тот остаток Хранит. Стиха невозмутима мера — Она Для гончара и для Гомера Одна. 1964 Я не искал людские тайны[193] Я не искал людские тайны, Как следопыт. Но мир изменчивый, случайный Мной не забыт. Тепло людского излученья В лесной глуши, Земные донные теченья Живой души. И слишком многое другое, О чем нет слов, Вставало грозное, нагое Из всех углов… 1964 Рассказано людям немного[194] Рассказано людям немного, Чтоб грозная память моя Не слишком пугала тревогой Дороги житья и бытья. И я поступил не случайно, Скрывая людские грехи, Фигурами умолчанья Мои переполнив стихи. Достаточно ясен для мудрых Лирический зимний рассказ О тех перламутровых утрах, О снеге без всяких прикрас. Но память моя в исступленье, Но память вольна и сильна, Способна спасти от забвенья Сокровища с самого дна. 1965 Не линия и не рисунок Не линия и не рисунок, А только цвет Расскажет про лиловый сумрак, Вечерний свет. И вот художника картины Со стен квартир Звучали как пароль единый На целый мир. И слепок каменной химеры Дрожал в руке, Чтоб утвердился камень веры В моей строке. 1965 Нерест[195] Н. Столяровой Закон это иль ересь, Ненужная морям, Лососей ход на нерест Средь океанских ям. Плывут без карт и лоций И по морскому дну Ползут, чтоб побороться За право быть в плену. И в тесное ущелье Ворваться, чтоб сгореть — С единственною целью: Цвести — и умереть. Плывут не на забаву, Плывут не на игру, Они имеют право В ручье метать икру. И оплодотворенья Немой великий миг Войдет в стихотворенье, Как боль, как стон и крик. У нерестилищ рыбьих, Стремясь в родной ручей, Плывут, чтобы погибнуть На родине своей. И трупы рыб уснувших Видны в воде ручья — Последний раз блеснувши, Мертвеет чешуя. Их здесь волна качала И утопила здесь, Но высшее начало В поступках рыбьих есть. И мимо трупов в русло Плывут живых ряды На нерест судеб русских, На зов судьбы — беды. И люди их не судят — Над чудом нет судей, — Трагедий рыбьих судеб, Неясных для людей. Кипит в ручье рожденья Лососей серебро, Как гимн благодаренья, Прославивший добро. 1965 Кета родится в донных стойлах[196] Кета родится в донных стойлах Незамерзающей реки, Зеленых водорослей войлок Окутывает родники. Дается лососевой рыбе В свою вернуться колыбель. Здесь все в единстве: жизнь и гибель, Рожденье, брачная постель. И подвиг жизни — как сраженье: Окончив брачную игру, Кета умрет в изнеможенье, На камень выметав икру. И не в морской воде, а в пресной Животворящий кислород Дает дышать на дне чудесно И судьбы двигает вперед. 1965 Я ищу не героев, а тех Я ищу не героев, а тех, Кто смелее и тверже меня, Кто не ждет ни указок, ни вех На дорогах туманного дня. Кто испытан, как я — на разрыв Каждой мышцей и нервом своим, Кто не шнур динамитный, а взрыв, По шнуру проползающий дым. Средь деревьев, людей и зверей, На земле, на пути к небесам, Мне не надо поводырей, Все, что знаю, я знаю сам. Я мальчишеской пробою стал Мерить жизнь и людей — как ножи: Тот уступит, чей мягче металл, — Дай свой нож! Покажи. Подержи. Не пророков и не вождей, Не служителей бога огня, Я ищу настоящих людей, Кто смелее и тверже меня. 1965 Как гимнаст свое упражнение[197] Как гимнаст свое упражнение, Повторяю свой будущий день, Все слова свои, все движения, Прогоняю боязнь и лень. И готовые к бою мускулы Каждой связки или узла Наполняются смутной музыкой Поединка добра и зла. Даже голос не громче шепота В этот утренний важный миг, Вывод жизни, крупица опыта. Что почерпнута не из книг. 1965 Я не лекарственные травы Я не лекарственные травы В столе храню, Их трогаю не для забавы Сто раз на дню. Я сохраняю амулеты В черте Москвы, Народной магии предметы — Клочки травы. В свой дальний путь, в свой путь недетский Я взял в Москву — Как тот царевич половецкий, Емшан-траву, — Я ветку стланика с собою Привез сюда, Чтоб управлять своей судьбою Из царства льда. 1965 Пусть свинцовый дождь столетья[198] Пусть свинцовый дождь столетья, Как начало всех начал, Ледяной жестокой плетью Нас колотит по плечам. И гроза идет над нами, Раскрывая небо нам, Растревоженное снами И доверенное снам. И черты стихотворенья, Слепок жестов, очерк поз, Словно отзвуки движенья Проходящих в мире гроз. 1966 Не покончу с собой Не покончу с собой — Превращусь в невидимку: И чтоб выиграть бой, Стану призрачной дымкой. Я врага разыщу Средь земного предела, Подкрадусь, отомщу, Завершу свое дело. Это вера из вер — Та дикарская вера, Катехизис пещер И путей Агасфера. 1966 Любви случайное явленье Любви случайное явленье Смиренно чудом назови И не бросай слова презренья Вслед улетающей любви. 1966 Взад-вперед ходят ангелы в белом Взад-вперед ходят ангелы в белом С неземным выражением глаз, Труп еще называется телом — В лексиконе, доступном для нас. И чистилища рефрижератор, Подготовивший трупы в полет, Петербургский ли это театр, Навсегда замурованный в лед. Распахнут подземелье столетья, Остановится время-пора Лифтом морга, как шахтною клетью, Дать добычу судьбы — на гора. Нумерованной, грузной, бездомной Ты лежала в мертвецкой — и вот Поднимаешься в синий огромный Ожидающий небосвод. Вот последнее снаряженье: Мятый ситцевый старый халат, Чтоб ее не стеснились движенья В час прибытия в рай или в ад.

The script ran 0.004 seconds.