Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Варлам Шаламов - Колымские рассказы [1954-1962]
Известность произведения: Высокая
Метки: poetry, Автобиография, Биография, Рассказ, Сборник

Аннотация. В своей исповедальной прозе Варлам Шаламов (1907 -1982) отрицает необходимость страдания. Писатель убежден, что в средоточии страданий - в колымских лагерях - происходит не очищение, а растление человеческих душ. В поэзии Шаламов воспевает духовную силу человека, способного даже в страшных условиях лагеря думать о любви и верности, об истории и искусстве. Это звенящая лирика несломленной души, в которой сплавлены образы суровой северной природы и трагическая судьба поэта. Книга «Колымские тетради» выпущена в издательстве «Эксмо» в 2007 году.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 

Удерживая слезы, На площади стою И по старинной позе Свой город узнаю. Московский гул и грохот, Весь городской прибой Велением эпохи Сплетен с моей судьбой. 1962 Летний город спозаранку Летний город спозаранку Проступает сквозь туман, Как чудовищная гранка, Свеженабранный роман. Город пахнет той же краской, Что газетные листы, Неожиданной оглаской, Суеверьем суеты. И чугунные заборы Знаменитого литья — Образцы шрифтов набора И узоров для шитья. Утро все — в привычном чтенье Зданий тех архитектур, Что знакомы поколеньям Лучше всех литератур. 1962 О подъезды, о колонны[170] О подъезды, о колонны Разбивающийся дождь — Будто ампул миллионы Покрывают площадь сплошь. Кислый дух автомобиля И жилища перегар — Все прибито вместе с пылью И вколочено в бульвар. Будто после треска, хруста На поверженный пустырь, Приводя природу в чувство, Выливают нашатырь. И полны глубокой веры В приближенье синевы Палисадники и скверы И окраины Москвы. 1962 Свяжите мне фуфайку[171] Свяжите мне фуфайку Из пуха тополей Белее белой лайки И севера белей, Белее света даже В асфальтовом дворе, — Из этой светлой пряжи, Крученной на жаре. Волокон и событий Начала и концы Разматывают нити Ребята-мудрецы. Обрывками капрона Усеяна земля, Как и во время оно, Седеют тополя. Растрепанной кудели Дымятся вороха, Как след былой метели, Пригодный для стиха. Свяжите мне фуфайку Из пуха тополей, Белее белой лайки И севера белей. 1962 Роса[172] Травинкам труднее всего по утрам, Когда открывают дорогу ветрам, И грозная мертвая летняя сушь Похуже буранов, метелей и стуж. Себя не жалея, себя не щадя, Травинки живут без дождя, без дождя. Из воздуха влагу вбирают леса, Как пот выступает ночная роса. И корни растений глотают питье И славят свое корневое житье. Они отдарят эту каплю воды И к небу поднимут цветы и плоды. 1962 Арктическая ива[173] Ива цветет, погруженная в снег, Ива должна спешить Жить здесь как птица, как человек, Если решила жить. Жить — значит в талую землю успеть Бросить свои семена, Песню свою хоть негромко пропеть, Но до конца, до дна 1962 Упала, кажется, звезда[174] Упала, кажется, звезда, Или, светя с вершины, Сквозь ночь спускается сюда С горы автомашина? Вокруг палатки — темнота, Бездонная, ночная, Не слышно шелеста листа, Умолкла речь речная. Я в лампе не зажгу огня, Чтоб летней ночью этой Соседи не сочли меня Звездой или планетой. 1962 В годовом круговращенье[175] В годовом круговращенье, В возвращенье зим и лет, Скрыт секрет стихосложенья Поэтический секрет. Это ритмика ландшафтов, Самобытные стихи, Что строчит безвестный автор Чернотала и ольхи. Музыкален, как баллада, Как чередованье строк, Срок цветенья, листопада, Перелетов птичьих срок. В смене грома и затишья, В смене света и теней Колесо четверостишья, Оборот ночей и дней. 1962 Не в Японии, не на Камчатке[176] Не в Японии, не на Камчатке, Не в исландской горячей земле, Вулканическая взрывчатка На заваленном пеплом столе. И покамест еще примененья К отопленью сердец не нашло, Застывает, утратив движенье, Бередившее душу тепло 1962 Костер сгорел дотла Костер сгорел дотла, И там, где было пламя, Лиловая зола Остужена камнями. Зола добра и зла, Исписанной бумаги, Лишенная тепла, Сметенная в овраги… 1962 У деревьев нет уродов[177] У деревьев нет уродов, У зверей уродов нет, Безупречна птиц порода, Соразмерен их скелет. Даже там, в камнях пустыни, В беспорядке диких скал Совершенством мягких линий Подкупает минерал. 1962 Над старыми тетрадями[178] Выгорает бумага, Обращаются в пыль Гордость, воля, отвага, Сила, сказка и быль. Радость точного слова, Завершенье труда, — Распылиться готова И пропасть без следа. Сколько было забыто На коротком веку, Сколько грозных событий Сотрясало строку… А тетрадка хранила Столько бед, столько лет… Выгорают чернила, Попадая на свет Вытекающей кровью Из слабеющих вен: Страстью, гневом, любовью, Обращенными в тлен. 1962 Я под облачной грядою Я под облачной грядою, В улетающем пару, Над живой морской водою, Остывающей к утру. Хорошо ночное лето, Обезлюдел каждый дом, Море вечером нагрето, Утопили солнце в нем. Потонул в пучине темной И согрел ее собой Раскаленный шар огромный, Закипел морской прибой. 1963 Стихотворения — тихотворения Стихотворения — тихотворения, И это — не обмолвка, нет, Такие они с рождения, С явленья на белый свет. Стихотворения — тихотворения И требуют тишины, Для тонкости измерения, Длины, высоты, ширины. Стихотворения — тихотворения, Поправок, доделок — тьма! От точности измерения Зависит и жизнь сама. 1963 Да, театральны до конца Да, театральны до конца Движенья и манеры Аптекаря, и продавца, И милиционера. В горячий праздник синевы На исполинской сцене Не без участия травы Идет спектакль весенний. И потому, забыв про боль, Пренебрегая бором, Подснежник тоже учит роль И хочет быть актером. Не на земле, не на песке, А встав в воротах лета, Зажатый в чьем-то кулаке Образчиком букета. 1963 Я думаю все время об одном[179] Я думаю все время об одном — Убили тополь под моим окном. Я слышал хриплый рев грузовика, Ему мешала дерева рука. Я слышал крики сучьев, шорох трав, Еще не зная, к го не прав, кто прав. Я знал деревьев добродушный нрав, Неоспоримость всяких птичьих прав. В окне вдруг стало чересчур светло — Я догадался: совершилось зло. Я думаю все время об одном — Убили тополь под моим окном. 1963 Я вовсе не бежал в природу[180] Я вовсе не бежал в природу, Наоборот — Я звезды вызвал с небосвода, Привел в народ. И в рамках театральных правил И для людей В игре участвовать заставил Лес-лицедей. Любая веточка послушна Такой судьбе. И нет природы, равнодушной К людской борьбе. 1963 Кровь солона, как вода океана Кровь солона, как вода океана, Чтоб мы подумать могли: Весь океан — это свежая рана, Рана на теле земли. Помним ли мы, что в подводных глубинах Кровь у людей — зелена. Вся в изумрудах, отнюдь не в рубинах, В гости нас ждет глубина. В жилах, наполненных влагой соленой, Мерных ударов толчки, Бьет океан своей силой зеленой Пульсом прилива — в виски. 1963 Амундсену Дневники твои — как пеленг, Чтоб уверенный полет К берегам любых Америк Обеспечивал пилот. Это — не руины Рима, А слетающий с пера Свежий, горький запах дыма Путеводного костра. Это — вымысла границы, Это — свежие следы По пути за синей птицей, Залетающей во льды. Мир, что кажется все чаще Не музейной тишиной, А живой, живущей чащей, Неизвестностью лесной. 1963 Рязанские страданья[181] Две малявинских бабы стоят у колодца — Древнерусского журавля — И судачат… О чем им судачить, Солотча, Золотая, сухая земля? Резко щелкает кнут над тропою лесною — Ведь ночным пастухам не до сна. В пыльном облаке лошади мчатся в ночное, Как в тургеневские времена. Конский топот чуть слышен, как будто глубоко Под землей этот бег табуна. Невидимки умчались далеко-далеко, И осталась одна тишина. Далеко-далеко от московского гама Тишиной настороженный дом, Где блистает река у меня под ногами, Где взмахнула Ока рукавом. И рукав покрывают рязанским узором, Светло-бронзовым соснам под лад, И под лад черно-красным продымленным зорям Этот вечный вечерний наряд. Не отмытые храмы десятого века, Добатыевских дел старина, А заря над Окой — вот мечта человека, Предзакатная тишина. 1963 Сосен светлые колонны[182] Сосен светлые колонны Держат звездный потолок, Будто там, в садах Платона, Длится этот диалог. Мы шагаем без дороги, Хвойный воздух как вино, Телогрейки или тоги — Очевидно, все равно… 1963 Я хочу, чтоб средь метели[183] Я хочу, чтоб средь метели В черной буре снеговой, Точно угли, окна тлели, Ясной вехой путевой. В очаге бы том всегдашнем Жили пламени цветы, И чтоб теплый и нестрашный Тихо зверь дышал домашний Средь домашней темноты. 1963 Не удержал усилием пера[184] Не удержал усилием пера Всего, что было, кажется, вчера. Я думал так- какие пустяки! В любое время напишу стихи. Запаса чувства хватит на сто лет — И на душе неизгладимый след. Едва настанет подходящий час, Воскреснет все — как на сетчатке глаз. Но прошлое, лежащее у ног, Просыпано сквозь пальцы, как песок, И быль живая поросла быльем, Беспамятством, забвеньем, забытьем… 1963 Я иду, отражаясь в глазах москвичей[185]

The script ran 0.004 seconds.