1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
истинная природа
Атмана
не открывается;
и наоборот,
когда Атман
реализован,
мир перестает
казаться объективной
реальностью.
Неуклонным
и непрерывным
исследованием
природы
ума
он
преобразуется
в
ТО,
к
которому
Я
относится;
и ОНО есть, в
сущности, истинное
Я,
Атман.
Для своего
существования
ум обязательно
должен зависеть
от чего-то грубого;
он никогда не
существует
сам по себе.
Именно этот
ум иначе называют
тонким телом,
эго, душой, или
дживой.
То,
что возникает
в физическом
теле как «я»,
есть ум. Если
исследовать,
откуда в теле
«я»-мысль возникает
прежде всего,
то обнаружится,
что из Сердца,
или хридаям
5.
Оно
— Источник и
Опора ума. Или,
с другой
стороны,
даже
если просто
непрерывно
повторять про
себя,
внутренне, «Я
— Я», с цельным
умом, остановленным
на этом, такое
повторение
также ведет
к тому же Источнику
*.
Первой
и самой главной
из всех мыслей,
возникающих
в уме, является
первичная
«я»-мысль. Только
после подъема,
или начала,
«я»-мысли возникают
бесчисленные
другие мысли.
Иными словами,
только после
того как появилось
местоимение
первого лица,
«я», на ум приходят
местоимения
второго и третьего
лица («вы»,
«он» и т. д.), и они
не могут существовать
без «я».
Поскольку
каждая очередная
мысль может
возникать
только вслед
за подъемом
«я»-мысли и так
как ум есть
не что иное,
как связка
мыслей, ум
успокаивается
только исследованием
«Кто я?». Более
того, неотъемлемая
«я»-мысль,
подразумеваемая
под «я» в таком
исследовании,
разрушив все
остальные
мысли, в конце
концов уничтожится,
или истребится,
сама, подобно
палке, используемой
для перемешивания
погребального
костра.
Даже
когда в течение
такого исследования
пускают ростки
посторонние
мысли, не пытайтесь
завершить
возникающую
мысль, а, наоборот,
глубоко вопрошайте
внутри: «Для
кого пришла
эта мысль?»
Безразлично,
сколько мыслей
при этом к вам
придет; если
вы с высокой
бдительностью
при возникновении
каждой мысли
будете немедленно
исследовать,
для кого она
пришла,
то обнаружите,
что «Для меня».
Если затем вы
спросите:
«Кто я?», то ум
обратится
вовнутрь и
возникшая
мысль также
успокоится.
В этом методе,
когда
вы все более
и более упорствуете
в практике
Само-исследования,
ум приобретает
большую силу
и способность
пребывать в
своем Источнике.
Только
когда тонкий
ум обращается
вовне посредством
активности
интеллекта
и органов чувств,
появляются
эти грубые
имена и формы,
составляющие
мир. Но
когда, с другой
стороны, ум
твердо пребывает
в Сердце, они
идут на убыль
и исчезают.
Сдерживание
уходящего ума
и его поглощение
в Сердце известно
как «обращенность
вовнутрь»,
антар-мукха-дришти.
Отпускание
ума и его выход
из Сердца называется
«обращенность
вовне», бахир-мукха-дришти.
Если
такой практикой
ум поглощается
в Сердце, то
эго,
или «я», которое
является центром
множества
мыслей, окончательно
исчезает, и
чистое Сознание,
или Атман,
живущий во всех
состояниях
ума, один остается,
сверкая. Это
есть то состояние,
где нет ни малейшего
следа «я»-мысли,
то есть Само
истинное Бытие.
Его называют
Покой, или Тишина,
мауна.
Это
состояние
простого пребывания
в чистом Бытии
известно как
«видение глазом
Мудрости». Оно
означает и
подразумевает
полное успокоение
ума в Атмане.
Что-либо иное,
а также психические
силы ума, такие,
как чтение
мыслей, телепатия
и ясновидение,
не может быть
Мудростью.
Только
Атман
существует
и является
Реальным.
Тройственная
действительность
мира, индивидуальной
души и Бога
есть, подобно
иллюзорному
отливу серебра
в перламутре,
лишь воображаемое
творение в
Атмане.
Эта триада
появляется
и исчезает
одновременно.
Атман
один есть мир,
«я» и Бог. Всё,
что существует,
—
не что иное,
как проявление
Высочайшего.
Для
успокоения
ума нет других
более эффективных
и соответствующих
средств, чем
Само-исследование.
Пусть даже
другими средствами
ум и успокоен,
но это лишь
кажущееся
успокоение:
он поднимется
снова.
Например,
ум успокаивается
практикой
пранаямы
(сдерживание
и контроль
дыхания и жизненных
сил). Однако
такое успокоение
длится только,
пока сдерживание
дыхания и жизненных
сил продолжается;
а когда они
отпущены, ум
также освобождается
и немедленно,
обратившись
вовне, продолжает
блуждать, повинуясь
силе своих
скрытых склонностей.
Источник
ума тот же, что
и дыхания, и
жизненных сил.
Поистине, множество
мыслей составляет
ум, а «я»-мысль
— первичная
мысль ума, и
она сама есть
эго. Но дыхание
также имеет
источник в том
же месте, откуда
возникает эго.
Поэтому, когда
ум утихает,
дыхание и
жизненные силы
тоже успокаиваются;
и, наоборот,
когда последние
успокоены, ум
также утихает.
Дыхание
и жизненные
силы — грубые
проявления
ума. До самой
смерти ум подкрепляет
и поддерживает
эти силы в физическом
теле, а когда
жизнь угасает,
ум окутывает
их и уносит с
собой. В глубоком
сне, однако,
жизненные силы
продолжают
действовать,
хотя ум и не
проявлен. Это
происходит
согласно
Божественному
закону — для
защиты тела
и удаления
возможных
сомнений,
живо оно или
мертво, в то
время, когда
человек
крепко спит.
Без такого
природного
механизма
спящие тела
часто бы кремировались
живыми. Жизнеспособность,
очевидная в
дыхании, оставлена
умом как «наблюдатель».
Но в бодрствующем
состоянии и
в самадхи,
когда
ум успокаивается,
дыхание также
успокаивается.
По
этой причине
(поскольку ум
способен поддерживать
и контролировать
дыхание и жизненные
силы, и, следовательно,
лежит за ними)
практика дыхательного
контроля
просто полезна
в успокоении
ума, но не может
вызвать его
окончательного
угасания.
Подобно
дыхательному
контролю, медитация
на формах
Бога, повторение
священных
слогов, мантр,
и
регуляция
питания лишь
помогают
контролировать
ум. Посредством
практики медитации
или повторения
мантр
ум
становится
однонаправленным.
Так же как цепь,
вставленная
в постоянно
ищущий что-либо
хобот слона,
лишает его
возможности
тянуться к
другим предметам,
так и вечно
беспокойный
ум, воспитанный
и
приученный
к имени и форме
(Бога) медитацией
или повторением
мантр,
будет
неизменно
держаться
только этого.
Когда
ум разделен
и рассеивается
в неисчислимо
меняющихся
мыслях, каждая
отдельная мысль
становится
крайне слабой
и неэффективной.
Когда, наоборот,
такие мысли
утихают все
более и более,
пока они в конце
концов не сводятся
к нулю, ум становится
однонаправленным
и, приобретая
таким образом
силу и выносливость,
легко достигает
совершенства
в методе вопрошания
при поиске
Атмана
в Само-исследовании.
Регулирование
диеты, ограничение
ее саттвической
пищей
6*,
принимаемой
в умеренном
количестве,
—наилучшее
из всех правил
поведения; и
оно в наибольшей
степени способствует
развитию саттвических
качеств
7
ума. Последние,
в свою очередь,
помогают в
практике Атма-вичары,
или
исследования
при поиске
Атмана.
Неисчислимые
вишайя-васаны
(тонкие
склонности
ума,
касающиеся
объектов чувственного
удовольствия),
быстрой чередой
приходящие
друг за другом,
словно волны
океана, возбуждают
ум. Однако они
тоже сникают
и в конце концов
разрушаются
при успехах
в постоянной
практике Атма-дхьяны,
или
медитации на
Атмане.
Не оставляя
места для сомнений,
возможно ли
просто пребывать
как Сам Атман
или уничтожить
все васаны,
следует
твердо и безостановочно
продолжать
медитацию на
Атмане.
Каким
бы грешным
человек ни был,
если он прекратит
безутешные
причитания:
«Увы! Я — грешник,
как же я теперь
достигну
Освобождения?»
и, отбрасывая
прочь даже
мысль о своей
греховности,
будет усердно
медитировать
на Атмане,
то непременно
будет
спасен.
Пока
в уме сохраняются
васаны
(тонкие
склонности
ума), необходимо
продолжать
исследование
«Кто я?». По
мере возникновения
мыслей их следует
разрушать
—
здесь и теперь
— в самом источнике
их появления
методом Само-исследования.
Отсутствие
желания чего-либо
внешнего себе
составляет
вайрагъю
(бесстрастие),
или нирасу
(свободу
от
желаний). Неуклонное
удержание
Атмана
составляет
джняну
(Знание).
Но в действительности
вайрагья
и
джняна
— одно
и то же. Подобно
ловцу жемчуга,
прикрепляющему
к поясу камень,
чтобы опуститься
на дно моря за
жемчужиной,
каждый устремленный,
вооружившись
вайрагьей,
может
глубоко погрузиться
в себя
и осознать
драгоценный
Атман.
Если серьезный
искатель будет
культивировать
только постоянное
и глубокое
созерцательное
«вспоминание»
(смрити)
истинной
природы Атмана,
до того как
осознает Его,
то одного этого
будет достаточно.
Отвлекающие
мысли подобны
врагам в крепости.
Пока они владеют
ею, они, безусловно,
будут продолжать
вылазки. Но
если их истреблять
по мере появления,
то крепость
в конце концов
падет.
Бог и
Гуру в действительности
не различаются,
они — одно и то
же. Тот, кто заслужил
Милость Гуру,
несомненно
будет спасен
и никогда не
будет покинут,
точно так же,
как жертве,
попавшей в
пасть тигра,
уже никогда
из нее не вырваться.
Но ученик, со
своей стороны,
должен непоколебимо
следовать Пути,
показанному
Учителем.
Твердое
и дисциплинированное
пребывание
в Атмане,
не оставляющее
места любой
мысли, кроме
глубокого
созерцания
истинного Я,
составляет
самоотдачу
высочайшему
Господу. Какие
бы ноши ни
опускались
на Бога, Он несет
их. Это не поддающаяся
определению
Сила Бога
предопределяет,
поддерживает
и контролирует
все происходящее.
Почему же тогда
мы должны
беспокоиться,
мучимые нескончаемыми
мыслями, говоря:
«Поступить
ли мне так? Нет,
этак», вместо
смиренного,
но и счастливого,
подчинения
этой Силе? Мы
знаем, что поезд
везет все грузы,
так для чего
после посадки
держать свой
багаж на коленях,
когда можно
положить его
на полку и сидеть
спокойно?
То,
которое есть
Счастье, есть
также и Атман.
Счастье и Атман
не различаются,
они — одно и то
же. Этот Атман-Счастье
только и является
реальным. Ни
в одном из
бесчисленных
объектов земного
мира нет ничего,
что можно было
бы назвать
Счастьем. Но
из-за нашего
полнейшего
невежества
и неблагоразумия
мы воображаем,
что получаем
счастье от них.
Наоборот, когда
ум направляется
наружу, он испытывает
боль и
страдание.
Действительно,
лишь когда наши
желания исполнены,
ум, возвращаясь
к своему Источнику,
переживает
только Счастье,
присущее Атману.
Подобным образом
в состояниях
глубокого сна,
при погружении
в
Атман
(самадхи),
при
обмороке или
когда
желаемое достигнуто,
а нежелаемое
устранено,
ум обращается
вовнутрь и
наслаждается
тем Счастьем
Атмана.
Такое беспорядочное
блуждание
—
то покидание
Атмана, то
возвращение
к Нему снова
и снова — есть
бесконечная
и изнурительная
участь ума.
Тень
от дерева приятна,
вне её — обжигает
жара. Человек,
много ходивший
под солнцем,
ощущает блаженство
прохлады, когда
достигает тени.
Тот, кто постоянно
уходит из тени
на солнце, а
затем возвращается
обратно в тень,
— глупец. Мудрый
неизменно
остается в
тени. Подобно
этому ум просветленного
Мудреца (джняни)
никогда
не покидает
Брахмана,
Абсолют.
Ум невежественного,
с другой стороны,
приходя в
феноменальный
мир, испытывает
боль и страдание,
а затем, поворачиваясь
на короткое
время к Атману,
переживает
Счастье. Такова
природа ума
невежды.
Этот
феноменальный
мир, однако,
есть не что
иное, как
мысль. Когда
мир отступает
из поля зрения,
то есть при
свободе от
мысли, ум наслаждается
Счастьем Атмана.
Наоборот, когда
мир появляется,
то есть когда
мысль возникает,
ум переживает
боль и страдание.
Солнце
всходит без
собственного
своего желания,
принятия решения
или усилия,
однако только
от одного его
присутствия
линза выделяет
тепло, лотос
расцветает,
вода испаряется
и люди выполняют
свои разнообразные
жизненные дела,
а затем отдыхают.
Как иголка
движется в
присутствии
магнита, так
и душа, джива,
подверженная
тройственной
активности:
творения,
сохранения
и разрушения,
которая вызвана
просто уникальным
Присутствием
высочайшего
Господа, выполняет
действия в
соответствии
со своей кармой,
а
затем
приходит к
покою. Но Сам
Бог не имеет
намерения;
никакое действие
или событие
не затрагивает
даже края Его
Бытия. Это состояние
чистой отчужденности
подобно тому,
как жизненные
активности
не влияют на
солнце, а достоинства
и недостатки
низших четырех
элементов не
влияют на
всепроникающий
Эфир *.
Все
без исключения
Писания свидетельствуют,
что для достижения
Спасения следует
успокоить ум;
а если уже известно,
что сдерживание
ума — конечная
цель, то бесполезно
вечно изучать
их. Для такого
сдерживания
требуется
подлинное
исследование
внутри себя
самовопрошанием
«Кто я?» Как
можно вести
это исследование
в поиске Атмана,
просто изучая
Писания?
Следует
осознать Атман
собственным
Глазом Мудрости.
Разве Рама **
потребует
зеркало, чтобы
узнать, что
он действительно
Рама? Эго пребывает
внутри пяти
оболочек 8,
тогда как Писания
находятся вне
их. Поэтому
тщетно посредством
изучения Писаний
искать Атман,
который должен
быть реализован
суммарным
отвержением
ровно пяти
оболочек.
Исследование:
«Кто я, находящийся
в оковах?» и
познание своей
подлинной
природы одно
есть Освобождение.
Сохранять
ум постоянно
повернутым
вовнутрь
и пребывать
таким образом
в Атмане
только
и есть Атма-вичара
(Само-исследование),
тогда
как
дхьяна
(медитация)
состоит в усердном
созерцании
Атмана
как Сат-Чит-Ананды
(Бытия-Сознания-Блаженства).
Действительно,
придет время,
когда придется
забыть все свои
знания.
Так
же как бесполезно
анализировать
мусор, который
нужно смести
и выбросить,
так и тому, кто
стремится
познать Атман,
нет нужды
подсчитывать
таттвы
9,
окутывающие
Атман,
и исследовать
их
вместо того,
чтобы отбросить.
Он должен
рассматривать
феноменальный
|
The script ran 0.006 seconds.