Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Эдуард Успенский - Школа клоунов [-]
Известность произведения: Низкая
Метки: children, child_education, humor, humor_prose, Детская

Аннотация. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА: «Школа клоунов» - веселая, радостная, озорная книга, как и все книги, написанные замечательным писателем Эдуардом Успенским. Невероятные, фантастические истории происходят в этой школе. Чудо творится на глазах всегда там, где нет нудной зубрежки, строгих обязательств малышей перед старшими, где учителя и ученики понимают друг друга с полуслова. Оказывается, в игре, в забавах можно научиться серьезным вещам - войти в мир знаний и стать человеком образованным, а значит, и свободным, независимым. Откройте книгу, и вы войдете в дом сказки, доброты, а зло - на этот раз не страшное, а смешное - будет метаться вокруг да около, и в конце концов потерпит неудачу. Так что читать повесть Эдуарда Успенского вы будете не только с удовольствием, но и с большой пользой для себя.

Полный текст.
1 2 3 4 5 

— Я артистов приглашу. Посажу на лошадей и сфотографирую. — Допустим. А есть такая знаменитая картина «Гибель Помпеи». Там с неба камни сыпятся. Здания рушатся. Значит, и там будем артистов ставить? — Ничего не выйдет. — Верно. Ничего не выйдет. Художник часто передает картиной свое настроение. Рисует особое освещение. Какого в жизни не бывает. Он может один и тот же пейзаж сделать и грустным и веселым. И летним и зимним. И светлым и темным. А фотограф что, будет солнце занавешивать? Клоуны все это стали обдумывать. — А вот еще одна картина. Художник Крамской. «Неизвестная». Клоун Саня остановился и глазам своим не верит. Это же девушка из «Огонька». С которой он хотел переписываться. Он же из-за нее в школу пошел. Тайгу бросил. А она здесь висит. — Это что? Старинная картина? — спросил Саня. И голос у него задрожал, как у Полкана или маленького Полканчика. — Старинная, — честно призналась директриса. — И девушка старинная? Такой сейчас нет? — Думаю, что нет. Саня жутко опечалился. Ирина Вадимовна спросила: — Что ж, теперь ты грамоту учить не будешь? — Я вам завтра отвечу… У всех довольно грустное настроение получилось. Как на картине великого русского художника Саврасова. Приложение второе. ЗАМЕТКА ИЗ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ ГОРОД» Рассказ для пересказа ПЛЫВУЩИЕ ЗАВХОЗЫ Сегодня на улице имени бабушки космонавта Антона Семенова произошло интересное событие. Светило солнце. Группа строителей с энтузиазмом строила переход. Вдруг под забором одного здания рабочие наткнулись на железную преграду. Это была то ли балка, то ли металлическая тара. Проще говоря, ящик. Строитель Грушин моментально привез газовую сварку, на которой строители соседнего дома варили суп, и стал огнем прорезать в ящике дырку. Металл начал шипеть, а потом понемногу взрываться. В ящике оказались гранаты. — Караул! — закричали героические строители. И как один они все укрылись в подвале соседнего дома. А над переходом бушевало пламя. И небо усеялось осколками и летающими газосварочными баллонами. Был как будто праздничный салют. На месте строительства образовался котлован. Он наполнился водой из ближайшего ключа. Получился пруд. — Этот водоем будет украшением города! — заявил главный завхоз района товарищ Тараканов. — Здесь будут учить плавать учеников из завхозной школы. Они будут не только хорошо работать, но и прекрасно нырять и плавать. Нет, не зря ходят в народе крылатые слова: СТРОИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ — ЭТО ЗНАЧИТ МОЛОДЕЦ. Корреспондент Жувачкин Приложение третье. РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ Вот, ребята, живой уголок школы. Тетя Фекла Паркинен шла кормить зверюшек. Она несла еще стакан чая для товарища Помидорова и сосиски для дяди Шакира. Тут стали взрываться гранаты. Тетя Фекла испугалась и все перепутала. Сено для козленка, червяков для рыб, орехи для белки, сосиски для Шакира, чай для Помидорова и арбузные корки для Полкана. Найдите ее ошибки. И накормите всех правильно. ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ Одиннадцатый день был очень грустный. Клоун Саня исчез. Ирина Вадимовна моталась по городу на мотоцикле, его разыскивая. Урок вела старшая воспитательница. Василиса Потаповна говорила: — Дорогие учащиеся! Сейчас я познакомлю вас со звуком Н. Записывается он так: Н. Это буква Н. На что она похожа? Она похожа… похожа… — На двух дяденек, которые несут таз! — быстро сказала Наташа. — А где они его взяли? — Утащили с тазного завода. — Это непедагогично, — сказала Василиса Потаповна. — Я с этим не согласна. — Эта буква похожа на двух передовых строителей, которые несут передовые носилки! — поправил Наташу Помидоров. — Вот это другое дело, — обрадовалась Василиса Потаповна. Но потом она насторожилась. — А они их не… не… случайно… — Нет, конечно, — успокоил ее Помидоров. — Зачем они им нужны? — Вот и хорошо. А теперь прибавим к этим строителям знакомые нам буквы: А, О, У, Ы. Что получится? — НА, НО, НУ, НЫ! — сказала Наташа. А Помидоров открыл пишущую машинку и тоже отстрочил: НА, НО, НУ, НЫ. Василиса Потаповна была счастлива. — А теперь, учащиеся, запишем букву Д. Этой буквой обозначается звук Д. Клоуны записали Д. И вдруг раздался какой-то треск. — Что это? — спросил Шура. — Это у меня мозги трещат, — ответила Василиса Потаповна. — Никак не могу понять, на что же похожа буква Д. — На лодку с парусом в море! — закричала Наташа. — На старинную шапку еще, — сказал Помидоров. — Подрисуйте под ней лицо и поверите. — А еще на крышу дома, — сказал Шура. — Если сам дом в тумане. Василиса Потаповна с радостью согласилась. — А теперь, — закричала она, — давайте прислонять к Д буквы — А, О, У, Ы! Ученики «прислонили». У них вышло: ДА, ДО, ДУ, ДЫ. Жить бы Василисе Потаповне и радоваться. А у нее опять мозги трещат. — Чего это вы снова трещите? — спросил товарищ Помидоров. — Не знаю, — ответила воспитательница. — Да это вовсе не она трещит, — сказала Наташа. — А вот тот гражданин в зеленой шляпе, который на ветке. Наташа, Помидоров и Шура бросились к окну. И точно, на ветке сидел гражданин в меховом пальто и зеленой шляпе. И он трещал. — Да это не гражданин. Это обезьянка Груша! — объяснил Помидоров. — Она из зоопарка сбежала. Я про нее в газете читал. — А почему же она трещит? — Потому что у нее за щекой свисток милицейский. Она его стащила. — Давайте ее приманим, — предложила Наташа. Клоуны стали показывать обезьянке конфеты, бутерброды, карандаши. Но обезьянка была хитрая. Она сидела на дереве и ждала, когда эта вся вкуснятина будет подальше от клоунов и поближе к ней. Грушу много раз ловили, и она хорошо знала, как это делается. Тогда Наташа сказала: — Я придумала. Давайте сюда все вкусное. Особенно если есть орехи. Она побежала вниз к дяде Шакиру и принесла из его мастерской скворечник. В скворечник Наташа насыпала орехов и бросила его Груше. Обезьянка поймала скворечник. Запустила в него лапу. Схватила орехи в кулак и потащила лапу из скворечника. Тащит, а кулачок не пускает. А разжимать лапу Груша не хочет — чтобы орехи не выпустить. Тогда Шура побежал и принес еще один скворечник. В него тоже насыпали орехов и бросили трещащей мартышке. Она опять схватила его, запустила вторую лапу, а вытащить опять не может. — Ой, — сказала Наташа. — Она похожа на боксера. Только вместо перчаток скворечники. И снова сбегали вниз и принесли еще скворечник. Опять его бросили. Груша поймала его и засунула уже третью лапу за орехами… А вытащить не может. Помидоров подумал и говорит: — Есть такая знаменитая басня «Мартышка и очки». Ее придумал баснописец товарищ Крылов. Я скоро тоже басню напишу: «Мартышка и скворечники». «Мартышка к старости слаба скворечниками стала…» А Груша последней лапой за ветку держится. Делать нечего, помчались за четвертым скворечником. — Но она же не сможет бегать! — говорит Василиса Потаповна. — Она же упадет. — А вы посмотрите вниз, — ответил Шура. Василиса Потаповна посмотрела. Внизу под ветками пруд. День как раз теплый… Кинули ей четвертый скворечник. Она его хвать! И скорее лапу засовывать. А то непорядок. Все лапы со скворечниками, а эта — без. Дальше клоуны побежали вниз. Потрясли дерево. И Груша хлоп прямо в пруд. Только брызги во все стороны. Тут ее и поймали. Позвонили в зоопарк. — Заберите вашу дурочку. Учиться людям мешает. Скоро приехала машина. А в ней Кабачков-Тыквин. Посадил он Грушу в мешок. А сам глазами так и зыркает. — Я, — говорит, — обязан вам премию выдать за мартышку. Сто рублей. Пусть один ваш, лучше вот этот, — он показал на Шуру, — придет завтра на пустырь к зоопарку. И мы с ним… рассчитаемся. В голове у коварного Кабачкова-Тыквина созрел хитрый план захвата Шуры, а потом школы. Он выбрал Шуру потому, что Шура был самый хилый. Ведь всем известно, что Шура много смотрел телевизор и никогда не делал физкультуру. Тут Груша высунулась из мешка и как треснет Кабачкова боксерским скворечником. Чем-то этот Кабачков ей не понравился. ПРИЛОЖЕНИЯ к одиннадцатому дню занятий Приложение первое. ПЕСЕНКА О ПЕРЕСТАНОВКЕ СЛОГОВ Ребята! Вы уже знаете, что из слогов можно составить слово. А еще, вы помните, если в предложении поменять слова местами, получится белиберда. Помните песенку про объявления? А что будет, если в словах поменять местами слоги? Берем самое простое стихотворение. Про маму: Вот мы ви-дим ма-му. А у ма-мы мы-ло. Ма-ма мо-ет ра-му, Что-бы чис-то бы-ло. А если вдруг Все части местами поменять, То ничего мы с вами Не станем понимать: Вот мы дим-ви му-ма. А у мы-ма ло-мы. Ма-ма ет-мо му-ра, Бы-что то-чис ло-бы. Приложение второе. РАССКАЗ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА Ребята! Прочитайте это заявление. А потом постарайтесь его пересказать. Главному Завхозу Райсовета тов. ТАРАКАНОВУ от Завхоза Зоопарка тов. КАБАЧКОВА-ТЫКВИНА ЗАЯВЛЕНИЕ Товарищ Тараканов! Родной! Заявляю Вам, что мы можем украсть колуна одного. То есть кловуна. Этот кловун придет к нам за премией на пустырь. Мы его сажаем в мешок. И уносим. А потом говорим им чтобы они отдали нам школу, а то мы не отдадим ихинного колуна. То есть кловуна. Писано в четверг. Приложение третье. ПРО ТЕТЮ ФЕКЛУ Тетя Фекла Паркинен очень переживала за Саню: — Не ест ничего, вот и пропал. Был бы толстым, никогда б не потерялся. Она накормила клоунов обедом. Взяла в платочек пирожков с повидлом и отправилась на городское радио. — Вы куда? — спросили ее у входа. — К главному начальнику. — А вы кто? — Тетя Фекла. Тетя я. Вахтер снял трубку и сказал: — Тут тетя до нашего начальника приехала. А там подумали, что тетя нашего начальника приехала и закричали: — Пропустите немедленно. И тетя Фекла прошла со своими пирожками. — Вам что надо? — спросил начальник. — У нас клоун Саня потерялся. Пусть его разыщут… А это пирожки! — Не смешите меня, — сказал начальник. — У меня Африка волнуется. У меня в Америке переворот. У меня новую породу коров в Костроме вывели. У меня снижение цен на бетон. А вы с клоуном. — Но пирожками заинтересовался: — С повидлом? — С повидлом. И за радио я всегда плачу. — Ну, посудите сами, что важнее, пожар в Японии или Саня? — Саня! — Во Франции жарища. Люди в трусах на работу идут… Или Саня? — Саня. — Пять миллионов негров без работы по Африке ходят… Или ваш клоун? — А они за радио платят? Тут начальник не выдержал и как стукнет кулаком по столу. А на столе пирожок лежал. С повидлом. Он как брызнет. Радийный командир нажал на какую-то кнопку, и тут же в кабинет вбежали двое таких… ну, как бы спортсменов. — Заберите от меня эту тетку! — закричал начальник. — Работать невозможно! Спортсмены подхватили тетю Феклу и понесли. — Не ест ничего, — сказала им тетя Фекла про начальника, — вот и сердитый. Нервный весь. Начальник услышал эти слова: — Вот что. Позвоните-ка в милицию… — Не надо… — трагически закричала тетя. — Только не это! — …в милицию. И пусть ей разыщут Саню. Скажите, что я настаивал… И просил! ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ Назавтра, только клоуны расселись для учения, вошел милиционер. Перед ним, опустив голову, шел клоун Саня. Все обрадовались. Бросились целовать Саню и милиционера. — Ваш? — Наш, — ответила Ирина Вадимовна. — Он что-нибудь натворил? — На заборе писал… Слова… — Не слова, а буквы, — мотнул опущенной головой Саня. — Мы слова писать не умеем. — Умеем, — возразила Наташа. — Например, слово МАМА. — А что ты, Саня, на заборе писал? — спросила директриса. — УА! УА! УА! УА! УА! И еще: АУ! АУ! АУ! АУ! — Все ясно, — сказала Ирина Вадимовна. И грустно улыбнулась, — он писал УА! Потому что он страдает. Ведь так всегда дети плачут: «Уа! Уа!». И писал АУ, потому что он ищет. Зовет. Ведь люди, если потерялись, всегда друг друга зовут: «Ау! Ау!» Ясно вам? — А почему он страдает? — поинтересовался милиционер. — У него знакомая девушка пропала, — объяснила Наташа. — С которой он хотел дружить. Он говорит: мне теперь жизнь немила. Я теперь в колодец прыгну. — Товарищ дорогой, — покачал головой старшина. — А что, в колодце жизнь лучше? — Хуже, — объяснил ему Помидоров. — Там мокро и холодно. — Если девушка пропала, надо не в колодцы прыгать. Надо в милицию обратиться. Он достал блокнот. — Как зовут? Сколько лет? Где родилась? — Не знаю, — ответил Саня. — Не знаете, а хотите в колодце жить. Может, у вас фотография есть? — Вот, посмотрите. — Красивая девушка, — задумчиво сказал милиционер. — Где-то я ее видел… Ну вот что. Если ваша девушка не объявится, приходите к нам. Мы эту фотографию размножим. Портреты по городу развесим. Так, мол, и так, пропал человек. Если знаете, где он, о местонахождении сообщите. Население у нас хорошее, вмиг ее отыщут. Будет порядок. Он похлопал Саню по плечу: — И давайте без этих УА! Найдется ваша красавица. Будет полный порядок. Добрый милиционер ушел в свою милицию. Ирина Вадимовна говорит: — Сейчас наш гость сказал слово ПОРЯДОК. С какого звука оно начинается? — Со звука ПО, — ответил Саня. — Нет. Со звука П. Где мы можем слышать такой звук? — В каше, — сказала Наташа. — Когда каша пыхтит, она делает так: П-П-П-П-П. — А еще ежи в лесу пыхают, когда сердятся, — сказал более-менее оживший Саня. Ирина Вадимовна взяла мел. — А записывается этот звук так: П. Это буква П. На что она похожа? — На футбольные ворота! — закричал совсем живой Саня. — На турник, — добавил товарищ Помдиоров. Тут Шура поднял голову к небу и сказал: — Чую, что-то сейчас будет. И верно, в класс вошла тетя Фекла. — А я вам П-риготовила П-подарок. П-пирожки. С П-повидлом. П-пожалуйста. П-получите. Пирожки лежали на подносе в виде буквы П. — Вкусная буква, — решили клоуны. — Теперь попробуем соединить ее с другими буквами, — сказала Ирина Вадимовна, — с буквами А, О, У, Ы. — Если соединить с буквой А, будет ПА! — закричала Наташа. — Это в танцах бывает. А если два раза соединить, будет ПАПА. — А я соединю с буквой О, — решил Шура. — Будет ПО. — Если взять два ПО, получится ПОПО. Такой клоун есть известный, Олег Попов. Я почти целиком его написал. Только в конце какой-то звук мешается. Я его писать не умею… — Звук, который тебе мешается, — звук В. Он записывается так: В. Запомнил? — Конечно. Он на очки похож. У моей мамы такие. — Но главное вот что, — продолжала Ирина Вадимовна, — если вы не умеете писать какой-нибудь звук, вы не печальтесь. Ставьте крестик. Вот такой +. Хочешь написать ПОПОВ, а букву В писать не умеешь. Пиши так: ПОПО+. Тут Наташа как обрадуется: — Ой, я с этим крестиком такое понапишу! И слово ПАР. Вот так: ПА+. И слово ЛАПА. Вот оно +АПА. Клоуны раззадорились — не остановишь. Саня соединил букву П с буквой У. Получилось ПУ. Подумал и еще ПУ приписал. — Вот у меня какое слово получилось. — Но такого слова нет, — возразила учительница. — Мы такого слова никогда не говорим. — Зато мое ружье говорит. Когда я из двух стволов стреляю: ПУ-ПУ. А Шура соединил П с буквой Ы. И написал ПЫ +. — Что это значит? — спросила Ирина Вадимовна. — Я думаю, что это слово ПЫХ! — сказал Помидоров. — Так у нас товарищ Дынин дышит, когда лифт не работает. — И чайник тоже так дышит! — сказала тетя Фекла. — Это слово ПЫР! — объяснил наконец Шура. — Такого слова нет! — возразила Наташа. — Почему нет! Я много раз слышал: «ТЫР-ПЫР — восемь дыр!» — Сейчас перерыв, — сказала Ирина Вадимовна. — Отдыхайте, доедайте пирожки. А потом мы будем изучать звук Ш. Клоуны ушли в коридор. — Я знаю, — сказал товарищ Помидоров, — есть разные Ш. Есть Минское Ш. Есть Ярославское Ш. Я много раз видел. Здесь даже тетя Фекла с подносом рассмеялась: — Это же просто сокращения. Надо читать не «Минское Ш», а «Минское шоссе», «Ярославское шоссе». Едят мало, вот все и путают. Когда перерыв окончился, Ирина Вадимовна сказала: — Звук Ш записывается так: Ш. На что он похож. — На разломанную расческу! — сказала Наташа. — А какие слова с него начинаются? — Слово ШУРА, — сказал Шура. — И ШОКОЛАД. — ШАМПИНЬОНЫ, — придумала Наташа. — ШАЛАШИ, ШАРФИКИ. — А давайте грузить корабль на букву Ш, — предложил товарищ Помидоров. — Я быстрее всех план выполню. — Мы лучше сыграем в другую игру, — сказала учительница. — Пусть каждый найдет предмет, который обозначается словом на букву Ш. Кто больше предметов разыщет, тот и выиграл. — Ура! — закричали клоуны. И прямо с места побежали искать. Минут десять никого не было. Потом клоуны стали возвращаться с «уловом». Первым пришел Саня. — Вот, — сказал он, — шоколад охотничий. А это котлета по имени Ш-ницель. Ему поставили два очка. Тут пришла Наташа и привела на веревке собаку. — Это шабака Сарик. То есть собака Шарик. Поставьте мне два очка. — А почему два? — Потому что она сейчас Санин шницель съела. Саня тут же раскричался: — Что такое? Нельзя учебное пособие принести?! Из-за тебя у меня очко пропало! Он убежал, чтобы еще достать очков. Прибегает и шланг водопроводный раскручивает. А на голове у него шлем пожарный. — Поставьте мне два очка за шлем и шланг. — Он подумал и добавил: — За шланг-то можно и побольше — вон какой длинный. За Саней в класс прибежал дядя Шакир: — Вот я тебе уши-то надеру. Зачем ымущество трогаешь? Он даже успел Саню за ухо дернуть. И тут Саня закричал: — И за Шакира мне очко. И за Шакира. И хотя Шакир ушел, у Сани еще три очка вышло!! Он кричит: — Я победитель! — Подождем еще товарища Помидорова и Шуру, — сказала Ирина Вадимовна. Как раз входит товарищ Помидоров и старушку вводит. А старушка упирается. Товарищ Помидоров говорит: — Вот старушка. Шакирная бабушка. Это Шуба. Это Шапка. У него три очка вышло. Клоун Саня ужасно удивился. И спросил Ирину Вадимовну: — Обычно люди говорят «шикарная бабушка». А он говорит «шакирная». Это же неправильно! — Правильно! Это Шакирная бабушка. Бабушка дяди Шакира, — объяснила директриса. — Она в гости приехала. Наконец пришел грустный Шура. Совсем пустой. — Ему хорошо, — сказала Наташа. — Он что хочет себе и сделает. — У меня все сегодня не так получается. Все наоборот. — Как так наоборот? — А вот так, так… Только не смейтесь… Что я ни скажу на Ш, все пропадает. Ну вот я скажу ШОКОЛАД. Все. Нет его. Ни в одном ларьке не найдете. — Зачем в ларьке? — сказал Саня. — У меня в кармане был. Сейчас поглядим. В кармане было пусто. — Караул! Все пропало! Лучше бы я его съел. — Шапка! — сказал Шура. И тотчас у Шакирной бабушки с головы шапка исчезла. — Батюшки! — закричала бабушка. — Шапка пропала! Позовите скорее моего внука Шакира!! — Шакир! — закричали все. И Шура хотел закричать. Но Наташа бросилась и закрыла ему рот. — Ой, Ирина Вадимовна, сейчас мы без сторожа останемся! Пусть он что-нибудь другое скажет. Шура посмотрел вокруг и сказал: ШТАНЫ! И все клоуны остались в одних трусах. Как будто они спортсмены. — Держите меня! — сказал Шура. — А то все на букву Ш пропадет! Ему быстро-быстро замотали голову кофтой, чтобы он ни на что не смотрел и ничего не говорил. А директриса сказала клоунам, чтобы они писали разные слоги с буквой Ш. И все писали: ША, ШО, ШУ, ШЫ, ША, ШО, ШУ, ШЫ. А клоун Шура сидел в стороне. — А ты что не пишешь ША, ШО, ШУ, ШЫ? — спросила Ирина Вадимовна. — А я пишу ША, ШО, ШУ, ШЫ, — ответил Шура. — Я на машинке печатаю. — Но как же? Как же ты печатаешь ША, ШО, ШУ, ШЫ, когда ты сидишь в углу? И весь замотанный. — Ну и что? И сидя в углу можно печатать ША, ШО, ШУ, ШЫ. На машинке. Вот смотрите. И все увидели, как он задумался, а машинка сама застучала: — ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ… ША, ШО, ШУ, ШЫ. — Молодец! — сказала Ирина Вадимовна — Просто не человек. Телеграф. — А можешь напечатать слово ШАР? — спросила Наташа. — Могу, — ответил Шура. И тут машинка застучала: ША+… — Ты у нас гордость! Ты самый лучший ученик! — сказала Ирина Вадимовна. ПРИЛОЖЕНИЯ к двенадцатому дню занятий Приложение первое. ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? А ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНО — ПОЧЕМУ? После урока клоун Саня подошел к Ирине Вадимовне. — Ирина Вадимовна, вы говорили, что слов на букву Ы нет. А дядя Шакир сказал: зачем ЫМУЩЕСТВО трогаешь? Значит, есть слова на букву Ы? — Понимаешь, Саня, — ответила директриса, — у дяди Шакира родной язык татарский. В этом языке есть такие звуки, которых нет в русском. Зато ему трудно произносить некоторые звуки русского языка. И вместо слова ИМУЩЕСТВО он говорит ЫМУЩЕСТВО. Он хочет сказать ИГРА, у него выходит ЫГРА. — Я все понял, — сказал Саня. — Я еще знаю, что есть дети, которые не могут говорить Р, они говорят Л. Вместо РОЖКИ говорят ЛОЖКИ. Вместо РЫЖИЙ говорят ЛЫЖИЙ. — Есть такие дети. У некоторых звуки больны. Им надо ходить к специальным врачам — логопедам. Эти врачи очень веселые. У них много интересных книг. И их не надо бояться. Приложение второе. СЛУЧАЙ НА ПУСТЫРЕ Клоун Шура взял сумку для денег и пошел на пустырь к зоопарку, чтобы получить премию за мартышку Грушу. Было тихо. И незаметно к нему подошли три человека с одним мешком. — Здравствуйте! — сказал Шура. — Здравствуйте, — ответили они и запихнули его в мешок. Как будто это был не Шура, а картошка. Сначала все было нормально, только мешок дергался. Потом вдруг у похитителей прямо на улице исчезли брюки. То есть штаны. Похитители остались в трусах. Превратились в картофельно-мешочных спортсменов. Конечно, это были не физкультурники. Это были завхозы — товарищ Дынин, товарищ Кабачков-Тыквин и товарищ Грушин из одной строительной организации. Они притащили клоуна на квартиру к завхозу Дынину. Там его заперли в чулан. И стали совещаться и ликовать. Но ликования у них не получилось. Стали искать шлепанцы, чтобы не пачкать дынинский пол, шлепанцы исчезли. Хватились штопора, чтобы открыть бутылку «Ситро завхозное», а штопора нет… А куда, между прочим, девалась красивая шуба хозяйки? Товарищ Дынин даже стал коситься на своих товарищей и немного их не уважать. Приложение третье. Ш-ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА Это, ребята, такая специальная машина. Она от предмета отделяет букву Ш. Например, бросили в машину ШТОПОР. А вылетел ТОПОР. Потом отдельно выскочила буква Ш. Залетела в машину МУШКА. Раз! Машина загудела, и, пожалуйста, МУКА посыпалась. Тут прибежал пожарный. СтарШина. Из Управления товарища Тараканова. — Что это за машина такая? Кто позволил строить? А как она у вас в противопожарном отношении? И в машину залез. И что, ребята, получилось? Правильно. Из машины буква Ш выпала, и старичок вылез — потому что он СТАРИНА. — Што вы шо мной шделали? — зашамкал он. Пришлось его снова в машину запихивать и с обратной стороны вытаскивать. Он уже не старый вылез. А такой, какой был — немного поношенный. ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ Утром в школу принесли записку: «Освободите помещение, получите вашего клоуна. Четверо неизвестных». Ирина Вадимовна велела Василисе Потаповне вести уроки, а сама села на мотоцикл и умчалась в главную районную организацию. В райсовет. Василиса Потаповна начала урок: — Вы помните, как в зоопарке рычат тигры? Р-р-р-р. Этот тигриный звук записывается буквой Р. На что он похож? — На флажок, — сказала Наташа. — Прекрасно. А какие слова начинаются с этой буквы? — Р-ружье! — закричал стреляльный Саня. — Расческа, редиска, — сказала Наташа. — Распорядок и рапорт, — придумал товарищ Помидоров. — Молодцы! — сказала Василиса Потаповна. — А теперь давайте соединять этот звук со знакомыми нам А, О, У, Ы. Что получится? — Ра, Ро, Ру, Ры! — закричали клоуны. — Ну, просто передовики! — восхитилась воспитательница. — Давайте все это запишем. Клоуны стали старательно писать: ра, ро, ру, ры. — А в каких словах встречаются эти слоги… Допустим, РО? — В РО-машке, — сказала Наташа. — И в РО-зе. — А РЫ? — В РЫ-бе и РЫ-си! — закричал Саня из тайги. — А РА? — В РА-зрешении и в РА-споряжении, — сказал товарищ Помидоров. — А раньше слог «РА» в слове Шу-РА встречался, — добавила Наташа и сильно вздохнула. — Почему встречался? Сейчас разве не встречается? — спросила Василиса Потаповна. — Не встречается. Пропал. Потому что сам Шура пропал. И все вспомнили про Шуру. Ирина Вадимовна промотоциклила мимо вахтера райсовета и прямо по лестнице приехала к кабинету Председателя. На грохот сбежалось все руководство. И сам Председатель. — В чем дело? — спросил он. — А вот в чем! — Ирина Вадимовна подала ему похитительную записку. Председатель райсовета прочитал ее: — Это все завхозы бунтуют. Никак не могут простить, что их потеснили. Хозяйственные люди. Не хотят разбрасываться помещениями. — Они слишком далеко зашли. По ночам воруют сторожей. Делают подкопы. Таскают людей за бороды, — наступала Ирина Вадимовна. — И вот лучшего ученика украли. — Придется мне в этом разобраться, — сказал Председатель. — Я вечером зайду в вашу школу и на месте посмотрю, что к чему. Ирина Вадимовна села на мотоцикл и помчалась обратно. Тем временем товарищ Дынин и завхозы ждали ответа из школы. Но школа молчала, и никто здание не освобождал. — Нет ответа, — сказал товарищ Кабачков-Тыквин. — Надо что-то другое придумывать. Товарищ Тараканов нам головы отвернет. — Давайте думайте! — приказал тощий Грушин. — К завтрашнему дню мы должны захватить помещение. — А какой завтра будет день? — Завтра будет большой праздник. День коммунального работника. Лучшего подарка, чем наше здание для товарища Тараканова, не найти. — У меня есть идея, — сказал Дынин. — Надо устроить у них пожар. — А как? — спросил тощий Трушин. — А так. Мой дедушка был завхозом в партизанском отряде. И у него кое-что осталось. — Мины? — спросил Грушин. — Пулеметные ленты? — Нет. Дымовые шашки. — Ну и что? — спросил Кабачков. — А очень просто. Мы бросаем дымовую шашку. Из окон валит дым. Мы садимся в машину и под видом пожарных быстренько прилетаем. Выносим из дома вещи, спасаем людей. Когда шашка погаснет, помещение чистое и наше. Мы бежим докладывать товарищу Тараканову. — Ура! — закричали завхозы. А клоун Шура из чулана все это слышал. Ах, если бы эта шашка была здесь, он немедленно сделал бы так, чтобы она исчезла. Но, во-первых, ее здесь не было. А во-вторых, ша-исчезательная способность у Шуры испортилась. Потому что уже и шуба, и шлепанцы, и штаны, и штопор вернулись к завхозам. И между прочим, вернулась меховая шапка на голову Шакирной бабушки. Все посмотрели на это и сказали: «О! Привет от нашего Шуры!» Как ни странно, в ту же самую секунду о Шуре подумали и завхозы. — А что нам делать с пленным? — спросил завхоз Дынин. Раз речь зашла о минах, гранатах и шашках, он тоже перешел на военный жаргон. — Может, отпустить? — Ни в коем случае! — запротестовал Кабачков. — Он же все расскажет. — Значит, я так и буду его кормить все время? — спросил Дынин. — Ну, не все время. А до захвата школы. И не один. Мы будем содержать его по очереди. И передавать из дома в дом, как пастуха в деревне. Радостные завхозы побежали за дымовой шашкой. И за пожарной машиной. А Шура тревожный-тревожный и почти больной сидел в чулане. «Что же делать? Что же делать?» — думал он. И даже стал светиться от напряжения. Ох, как ему было трудно. Но оставим Шуру в покое. Не будем мешать. Пусть он думает и сияет. В школе шел урок. Василиса Потаповна говорила: — Все буквы бывают гласные и согласные. Гласные можно петь. Вот, например, послушайте. — Она запела: В лесу родилась А-А-А. В лесу она У-У. Зимой и летом Ы-Ы-Ы, Зеленая О-О. — А согласные не поются. Это такие буквы, как П, М, Ш и Н. Попробуйте их пропеть. Клоуны затянули. Причем Помидоров солировал: В лесу родилась П-П-П. В лесу она Н-Н. Зимой и летом Р-Р-Р. Зеленая Ш-Ш. Ничего-то у них не пелось, а все время спотыкалось. Как раз Ирина Вадимовна подъехала. — Поете? — спросила она. — Поем. — А что поете? — Разницу между гласными и согласными. — Сейчас не это надо петь. Надо петь песню протеста. У нас вот-вот помещение отберут. И они решили, что клоуны срочно разучат песню протеста. И когда придет председатель, споют ее. Клоун Шура еще не решил, как он сможет передать письмо своим. Но начал его сочинять. Он писал в уме: «Ау! Ау! — Это я их зову. — Уа! Уа! — Это значит, что мне плохо». Шура так устал от сочинения, что стал кипеть. Дальше он придумал, как написать слово ШАШКА. Он не умел писать букву К, и у него вышло — ШАШ+А. А фамилия ДЫНИН написалась как ДЫН + Н. Слово ДЫМ получилось легко. Он даже сумел составить такое сложное слово, как ПРОПАЛ. Получилось ПРОПА +. Оставалось самое сложное — как передать это письмо или эту телеграмму своим?!?!? Из Шуры уже сыпались электрические искры. К школе подъехала черная «Волга», и из нее вышел сам Председатель райсовета. Он поднялся по лестнице и прошел в кабинет Ирины Вадимовны. Ирина Вадимовна показала ему клоунский класс, живой уголок и все остальное. Они снова вернулись в кабинет для разговора. Вдруг под окном раздалась музыка и послышался объявительный голос: «Песня протестная!» И клоуны запели: Мы сперва муки возьмем, Приготовим место, А потом воды нальем И получим тесто. — Что это такое? — спросил Председатель. — Ученики поют. — А что они поют? — Песню протеста. Они протестуют против действий ваших завхозов. — А при чем здесь вода и мука? — Ей-богу, не знаю. А с улицы неслось: Ну, а если тесто есть, Значит, будут пышки. Очень любят пышки есть Умные мальчишки. — И умные девчонки! — добавила директриса. Председатель высунулся в окно и увидел, что клоуны не только поют, но и в самом деле пекут пышки на походной печке. Вместе с тетей Феклой. Он расхохотался: — Ничего себе! Это же не песня протеста, а песня про тесто. Какие же они бестолковые! — Они не бестолковые, они наивные, — сказала Ирина Вадимовна. — Добрые и смешные. Тут в комнату прискакал Полкан, он принес в зубах пакет с пышками. — У вас было плохое настроение, — продолжала директриса, — они его улучшили. Когда в городе живут клоуны, всем веселее. И детям и взрослым. А из-за того, что они неграмотные, с ними случаются беды. — Почему? — Они везде суются. Идут туда, где нарисована овчарка. Потому что любят собак. А там написано: ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ СОБАКА! А они не понимают. И потом вылетают из штанов. То они забираются в трансформаторную будку. На двери нарисован череп. И они хотят познакомиться со скелетом. А прочесть слово СМЕРТЕЛЬНО! не умеют. Поэтому и было принято решение о создании школы для клоунов. А завхозы хотят ее отобрать. Им, видите ли, веники хранить негде. — Веники тоже нужны, — сказал Председатель, но не очень уверенно. И тут произошло странное. Печатная машинка на столе вдруг запрыгала. — Что такое?! — Председатель незаметно вздрогнул. — Сама не знаю. Давайте посмотрим. А машинка вовсю печатала Шурино письмо. — Она волшебная? — тихо спросил Председатель. — АУ! АУ! АУ! УА! УА! НАШ ДОМ УА. НАШ ДОМ ПОШАР. ДЫН+Н ДЫМ ШАШ+А. НАШ ДОМ ПРОПА+. ШУРА. — Нет. Это клоун Шура передает письмо. Ну тот, которого украли. Он умеет печатать на расстоянии. — Теперь мне понятно, — сказал Председатель. — Не человек, а телеграф. — А мне ничего не понятно, — сказала Ирина Вадимовна. — Что это за ДЫМ и ПОШАР? — Дым и пошар, я думаю, что дым и пожар. А вот что это за буква +? Я такой не помню, — сказал Председатель. — Мы такой не проходили. Ее не было. — Это не буква. Это такой значок. Клоуны его ставят, когда попадается незнакомый звук. Здесь написано ДЫНИН, а здесь ПРОПАЛ. — Тогда я все понял, — обрадовался Председатель. — Завхозы хотят бросить дымовую шашку. Сделать как бы пожар. И под шумок захватить помещение. — Час от часу не легче! — сказала Ирина Вадимовна. — Что же теперь делать? — А ничего, пускай захватывают. Я вам помогу. У меня для вас подарок есть. Дальше было так. Ирина Вадимовна велела паковать все-все вещи (даже аквариумы) в удобные узлы. Полканчика и другой живой уголок унести на кухню к тете Фекле. На рога Полкану Ирина Вадимовна надела резиновые присоски. И приказала клоунам ни на секунду не отлучаться из школы. ПРИЛОЖЕНИЯ к тринадцатому дню занятий Приложение первое. ЗАМЕТКА ИЗ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ ГОРОД» ПОЖАР ОТСТУПАЕТ ПЕРЕД СМЕЛЫМИ В полночь из окон одного из домов, одного из районов нашего города повалил дым. — Пожар! Пожар! — заволновался народ. — Идемте смотреть. Но посмотреть не удалось. Из одного из переулков вылетела прекрасно оборудованная машина. И прекрасно обученные пожарные стали тушить пламя и вытаскивать из помещения вещи. Как потом оказалось, это была школа для клоунов. Для наших любимых цветов города. Наверное, один из цветов неудачно обращался с электроприборами и устроил поджог. Действиями пожарных умело руководил пожарный завхоз Дынин.

The script ran 0.034 seconds.