Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владимир Маяковский - Стихотворения. (1912—1917) [1912-1917]
Известность произведения: Высокая
Метки: Классика, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

      чисто засияет на поднесенном портсигаре.                 Писатели, нас много. Собирайте миллион.       И богадельню критикам построим в Ницце.       Вы думаете — легко им наше белье       ежедневно прополаскивать в газетной странице!              [1915 ]                Гимн обеду*                    Слава вам, идущие обедать миллионы!       И уже успевшие наесться тысячи!       Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны       и тысячи блюдищ всяческой пищи.                 Если ударами ядр       тысячи Реймсов разбить удалось бы* —       попрежнему будут ножки у пулярд,       и дышать попрежнему будет ростбиф!                 Желудок в панаме! Тебя ль заразят       величием смерти для новой эры?!       Желудку ничем болеть нельзя,       кроме аппендицита и холеры!                 Пусть в сале совсем потонут зрачки —       все равно их зря отец твой выделал;       на слепую кишку хоть надень очки,       кишка все равно ничего б не видела.                 Ты так не хуже! Наоборот,       если б рот один, без глаз, без затылка —       сразу могла б поместиться в рот       целая фаршированная тыква.                 Лежи спокойно, безглазый, безухий,       с куском пирога в руке,       а дети твои у тебя на брюхе       будут играть в крокет.                 Спи, не тревожась картиной крови       и тем, что пожаром мир опоясан, —       молоком богаты силы коровьи,       и безмерно богатство бычьего мяса.                 Если взрежется последняя шея бычья       и злак последний с камня серого,       ты, верный раб твоего обычая,       из звезд сфабрикуешь консервы.                 А если умрешь от котлет и бульонов,       на памятнике прикажем высечь:       «Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов —       твоих четыреста тысяч».              [1915 ]                Теплое слово кое-каким порокам*         (Почти гимн)                Ты, который трудишься, сапоги ли чистишь,       бухгалтер или бухгалтерова помощница,       ты, чье лицо от дел и тощищи       помятое и зеленое, как трешница.                 Портной, например. Чего ты ради       эти брюки принес к примерке?       У тебя совершенно нету дядей,       а если есть, то небогатый, не мрет и не в Америке.                 Говорю тебе я, начитанный и умный:       ни Пушкин, ни Щепкин, ни Врубель       ни строчке, ни позе, ни краске надуманной       не верили — а верили в рубль.                 Живешь утюжить и ножницами раниться.       Уже сединою бороду перевил,       а видел ты когда-нибудь, как померанец       растет себе и растет на дереве?                 Потеете и трудитесь, трудитесь и потеете,       вытелятся и вытянутся какие-то дети,       мальчики — бухгалтеры, девочки — помощницы, те и те       будут потеть, как потели эти.                 А я вчера, не насилуемый никем,       просто,       снял в «железку» по шестой руке       три тысячи двести — со ста.                 Ничего, если, приложивши палец ко рту,       зубоскалят, будто помог тем,       что у меня такой-то и такой-то туз       мягко помечен ногтем.                  Игроческие очи из ночи       блестели, как два рубля,       я разгружал кого-то, как настойчивый рабочий       разгружает трюм корабля.                 Слава тому, кто первый нашел,       как без труда и хитрости,       чистоплотно и хорошо       карманы ближнему вывернуть и вытрясти!                 И когда говорят мне, что труд, и еще, и еще,       будто хрен натирают на заржавленной терке,       я ласково спрашиваю, взяв за плечо:       «А вы прикупаете к пятерке?»              [1915 ]                Вот так я сделался собакой*                    Ну, это совершенно невыносимо!       Весь как есть искусан злобой.       Злюсь не так, как могли бы вы:       как собака лицо луны гололобой —       взял бы       и все обвыл.                 Нервы, должно быть…       Выйду,       погуляю.       И на улице не успокоился ни на ком я.       Какая-то прокричала про добрый вечер.       Надо ответить:       она — знакомая.       Хочу.       Чувствую —       не могу по-человечьи.                 Что это за безобразие!       Сплю я, что ли?       Ощупал себя:       такой же, как был,       лицо такое же, к какому привык.       Тронул губу,       а у меня из-под губы —       клык.                 Скорее закрыл лицо, как будто сморкаюсь.       Бросился к дому, шаги удвоив.       Бережно огибаю полицейский пост,       вдруг оглушительное:       «Городовой!       Хвост!»                 Провел рукой и — остолбенел!       Этого-то,       всяких клыков почище,       я и не заметил в бешеном скаче:       у меня из-под пиджака       развеерился хвостище       и вьется сзади,       большой, собачий.                 Что теперь?       Один заорал, толпу растя.       Второму прибавился третий, четвертый.       Смяли старушонку.       Она, крестясь, что-то кричала про черта.                 И когда, ощетинив в лицо усища-веники,       толпа навалилась,       огромная,       злая,       я стал на четвереньки       и залаял:       Гав! гав! гав!              [1915 ]                Кое-что по поводу дирижера*                     В ресторане было от электричества рыжо.       Кресла облиты в дамскую мякоть.       Когда обиженный выбежал дирижер,       приказал музыкантам плакать.                 И сразу тому, который в бороду       толстую семгу вкусно нес,       труба — изловчившись — в сытую морду       ударила горстью медных слез.                 Еще не успел он, между икотами,       выпихнуть крик в золотую челюсть,       его избитые тромбонами и фаготами       смяли и скакали через.                 Когда последний не дополз до двери,       умер щекою в соусе,       приказав музыкантам выть по-зверьи —       дирижер обезумел вовсе!                 В самые зубы туше опоенной       втиснул трубу, как медный калач,       дул и слушал — раздутым удвоенный,       мечется в брюхе плач.                 Когда наутро, от злобы не евший,       хозяин принес расчет,       дирижер на люстре уже посиневший       висел и синел еще.              [1915 ]                Пустяк у Оки*                    Нежно говорил ей —       мы у реки       шли камышами:       «Слышите: шуршат камыши у Оки.       Будто наполнена Ока мышами.       А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,       звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка…       А там, где кончается звездочки точка,       месяц улыбается и заверчен, как       будто на небе строчка       из Аверченко…       Вы прекрасно картавите.       Только жалко Италию…»       Она: «Ах, зачем вы давите       и локоть и талию.       Вы мне мешаете       у камыша идти…»              [1915 ]                Великолепные нелепости*                    Бросьте!       Конечно, это не смерть.       Чего ей ради ходить по крепости?       Как вам не стыдно верить       нелепости?!                 Просто именинник устроил карнавал,       выдумал для шума стрельбу и тир,       а сам, по-жабьи присев на вал,       вымаргивается, как из мортир.       Ласков хозяина бас,       просто — похож на пушечный.       И не от газа маска,       а ради шутки игрушечной.       Смотрите!       Небо мерить       выбежала ракета.       Разве так красиво смерть       бежала б в небе паркета!       Ах, не говорите:       «Кровь из раны».       Это — дико!       Просто избранных из бранных       одаривали гвоздикой.       Как же иначе?       Мозг не хочет понять       и не может:       у пушечных шей       если не целоваться,       то — для чего же       обвиты руки траншей?       Никто не убит!       Просто — не выстоял.       Лег от Сены до Рейна.       Оттого что цветет,       одуряет желтолистая       на клумбах из убитых гангрена.       Не убиты,       нет же,       нет!       Все они встанут       просто —       вот так,       вернутся       и, улыбаясь, расскажут жене,       какой хозяин весельчак и чудак.       Скажут: не было ни ядр, ни фугасов       и, конечно же, не было крепости!       Просто именинник выдумал массу       каких-то великолепных нелепостей!              [1915 ]                Гимн взятке*                    Пришли и славословим покорненько       тебя, дорогая взятка,       все здесь, от младшего дворника       до того, кто в золото заткан.                 Всех, кто за нашей десницей       посмеет с укором глаза весть,       мы так, как им и не снится,       накажем мерзавцев за зависть.                 Чтоб больше не смела вздыматься хула,       наденем мундиры и медали       и, выдвинув вперед убедительный кулак,       спросим: «А это видали?»                 Если сверху смотреть — разинешь рот.       И взыграет от радости каждая мышца.       Россия — сверху — прямо огород,       вся наливается, цветет и пышится.                 А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза       и лезть в огород козе лень?..       Было бы время, я б доказал,       которые — коза и зелень.                 И нечего доказывать — идите и берите.       Умолкнет газетная нечисть ведь.       Как баранов, надо стричь и брить их.       Чего стесняться в своем отечестве?              [1915 ]                Внимательное отношение к взяточникам*                    Неужели и о взятках писать поэтам!       Дорогие, нам некогда. Нельзя так.       Вы, которые взяточники,       хотя бы поэтому,       не надо, не берите взяток.       Я, выколачивающий из строчек штаны, —       конечно, как начинающий, не очень часто,       я — еще и российский гражданин,       беззаветно чтущий и чиновника и участок.       Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,       приникши щекою к светлому кителю.       Думает чиновник: «Эх, удалось бы!       Этак на двести птичку вытелю».       Сколько раз под сень чинов ник,       приносил обиды им.       «Эх, удалось бы, — думает чиновник, —       этак на триста бабочку выдоим».       Я знаю, надо и двести и триста вам —       возьмут, все равно, не те, так эти;       и руганью ни одного не обижу пристава:       может быть, у пристава дети.       Но лишний труд — доить поодиночно,       вы и так ведете в работе года.       Вот что я выдумал для вас нарочно —       Господа!       Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,       берите деньги и драгоценности мамашины,       чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике       зажал сбереженный рубль бумажный.       Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.       Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!       У старых брюк обшарьте карманы —       в карманах копеек на сорок мелочи.       Все это узлами уложим и свяжем,       а сами, без денег и платья,       придем, поклонимся и скажем:       Нате!       Что нам деньги, транжирам и мотам!       Мы даже не знаем, куда нам деть их.       Берите, милые, берите, чего там!       Вы наши отцы, а мы ваши дети.       От холода не попадая зубом на зуб,       станем голые под голые небеса.       Берите, милые! Но только сразу,       Чтоб об этом больше никогда не писать.              [1915 ]                Чудовищные похороны*                    Мрачные до черного вышли люди,       тяжко и чинно выстроились в городе,       будто сейчас набираться будет       хмурых монахов черный орден.                 Траур воронов, выкаймленный под окна,       небо, в бурю крашеное, —       все было так подобрано и подогнано,       что волей-неволей ждалось страшное.                 Тогда разверзлась, кряхтя и нехотя,       пыльного воздуха сухая охра,       вылез из воздуха и начал ехать       тихий катафалк чудовищных похорон.                 Встревоженная ожила глаз масса,       гору взоров в гроб бросили.       Вдруг из гроба прыснула гримаса,       после —                 крик: «Хоронят умерший смех!» —       из тысячегрудого меха       гремел омиллионенный множеством эх       за гробом, который ехал.                 И тотчас же отчаяннейшего плача ножи       врезались, заставив ничего не понимать.       Вот за гробом, в плаче, старуха-жизнь, —       усопшего смеха седая мать.                 К кому же, к кому вернуться назад ей?       Смотрите: в лысине — тот —       это большой, носатый       плачет армянский анекдот.                 Еще не забылось, как выкривил рот он,       а за ним ободранная, куцая,       визжа, бежала острота.       Куда — если умер — уткнуться ей?                 Уже до неба плачей глыба.       Но еще,       еще откуда-то плачики —       это целые полчища улыбочек и улыбок       ломали в горе хрупкие пальчики.                 И вот сквозь строй их, смокших в один       сплошной изрыдавшийся Гаршин,       вышел ужас — вперед пойти —       весь в похоронном марше.                 Размокло лицо, стало — кашица,       смятая морщинками на выхмуренном лбу,       а если кто смеется — кажется,       что ему разодрали губу.              [1915 ]                Мое к этому отношение*         (Гимн еще почтее)                Май ли уже расцвел над городом,       плачет ли, как побитый, хмуренький декабрик, —       весь год эта пухлая морда       маячит в дымах фабрик.                 Брюшком обвисшим и гаденьким       лежит на воздушном откосе,       и пухлые губы бантиком       сложены в 88.                 Внизу суетятся рабочие,       нищий у тумбы виден,       а у этого брюхо и все прочее —       лежит себе сыт, как Сытин*.                 Вкусной слюны разлились волны,       во рту громадном плещутся, как в бухте,       А полный! Боже, до чего он полный!       Сравнить если с ним, то худ и Апухтин*.                 Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,       шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,       а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» —       кричат ему, и все ему нравится, проклятому.                 Растет улыбка, жирна и нагла,       рот до ушей разросся,       будто у него на роже спектакль-гала*       затеяла труппа малороссов.                 Солнце взойдет, и сейчас же луч его       ему щекочет пятки холеные,       и луна ничего не находит лучшего.       Объявляю всенародно: очень недоволен я.                 Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,       характер — как из кости слоновой точен,       а этому взял бы да и дал по роже:       не нравится он мне очень.              [1915 ]                Эй!*                    Мокрая, будто ее облизали,       толпа.       Прокисший воздух плесенью веет.       Эй!       Россия,       нельзя ли       чего поновее?                 Блажен, кто хоть раз смог,       хотя бы закрыв глаза,       забыть вас,       ненужных, как насморк,       и трезвых,       как нарзан.                 Вы все такие скучные, точно       во всей вселенной нету Капри*.       А Капри есть.       От сияний цветочных       весь остров, как женщина в розовом капоре.                 Помчим поезда к берегам, а берег       забудем, качая тела в пароходах.

The script ran 0.001 seconds.