1 2 3 4 5 6
После завершения процедуры промывания следует наклониться в Уттанасану — самую нижнюю фазу Падахастасаны — и с медленным выдохом через нос выпрямиться. Повторить это движение несколько раз для того, чтобы вылить остаток воды из лобных пазух и придаточных полостей.
ВНИМАНИЕ! Не следует пугаться, если в течение дня вода время от времени будет выливаться небольшими порциями самопроизвольно —это нормально, хотя и может привести к некоторому конфузу в приличном обществе. Потому осваивающий практику Джала-нэти всегда должен иметь при себе носовой платок.
Ежедневное двухразовое выполнение Джала-нэти — утром и вечером — должно превратиться в привычку — как умывание и чистка зубов.
Для обычной практики берется вода, температура которой немного ниже температуры тела. Протекая сквозь носоглотку, она воспринимается как слегка прохладная.
Если носоглотка забита отработанной слизью (например, при насморке), вода берется как можно более теплая. Протекая сквозь носоглотку, она должна восприниматься как почти горячая. В этом случае отделение слизи происходит более интенсивно.
В горячую воду можно добавить щепоть пищевой соды — это еще более усилит ее очищающее действие.
Капнув в воду, куда добавлена соль и сода, одну-три капли пятипроцентного спиртового раствора йода, получим бактерицидное средство для обработки носоглотки при инфекциях дыхательных путей.
Не следует злоупотреблять горячей водой, содой и йодом. Если горячая вода может использоваться для Джала-нэти регулярно (скажем, два-три раза в неделю) с целью тренировки, то сода и йод применяются только в случае болезни. „
Тот, кто живет в сельской местности, где воздух свободен от промышленных и бытовых нечистот, может после первых нескольких месяцев ежедневной практики Джала-нэти перейти к выполнению этой процедуры один-два раза в неделю.
Городским жителям рекомендуется оставить Джала-нэти в тренировочной программе в качестве ежедневной практики.
ВНИМАНИЕ! При выполнении Джала-нэти с горячей водой и с йодом глаза промывать НЕЛЬЗЯ. Глаза промываются ТОЛЬКО прохладой водой.
Действие. Имеющие расстройства Капхи испытывают трудности (да освоении Пранаямы, ибо проходимость их дыхательных путей нарушена.
Нэти устраняет нарушения. Тот, кто из-за болезни или по привычке дышит через рот, разрушает свое грубое тело вдыханием загрязненного воздуха и тонкое — неправильным распределением праны в каналах, узлах и вихрях. И в этом случае поможет Нэти.
Страдающие заболеваниями глаз и нарушениями зрения найдут в Нэти верного союзника в борьбе со своими проблемами.
«Очиститель разума и даритель божественного прозрения суть Нэти, ибо все недуги одолевает в той части тела, что возвышается над плечами» («Хатха-Йога-Прадипика», 2-30).
Нэти-крийя освежает голову и снижает жар даже при тяжелой лихорадке, а также устраняет головную боль самого различного происхождения.
Наули-крийя, или Лаулика-криия, — волна
Наули-, или Лаулика-крийя, состоит в изолированном сокращении живота, при котором всю плоскую поверхность последнего пересекает вдоль узкая волна из напряженных мускулов.
При достижении определенной искусности в практике наули волну можно перемещать поперек живота. Ни одно другое упражнение не может сравниться с Наули-крийей по силе уравновешивающего воздействия на соотношение активности стихий воздуха, огня и воды в теле.
В основе успешного освоения Наули лежит совершенное владение искусством выполнять Уддияна-бандха-мудру.
Только тот, кто вполне способен удерживать Уддияна-бандху на протяжении не менее десяти секунд, пусть приступает к изучению Наули.
До этого эту крийю ему будет частично заменять практика Уддияна-бандхи.
60. Мадхьямика-наули — серединная Наули
Техника выполнения. Выполнить максимально глубокую Уддияна-бандха-мудру стоя, слегка наклонись вперед и оперевшись кистями рук о бедра примерно посередине между коленями и тазобедренными суставами. За счет напряжения живота надавить руками на бедра. Стараться при этом, чтобы изолированно напрягалась только средняя часть мускулатуры брюшного пресса.
Если все выполнено правильно, посередине живота образуется плотный продольный валик напряженных мышц. Сохранять это положение до конца задержки дыхания. Вдохнуть, отдышаться. Повторить столько раз, сколько необходимо.
61. Вама-наули —левосторонняя Наули
К освоению левой и правой вариаций Наули, а также динамической Наули — Наули-крийи — следует приступать лишь после того, как вполне освоена Мадхьямика.
Техника выполнения. Выполнить Мадхьямика-наули. Ослабить давление на правую руку и сильнее нажать на левую. Добиться того, чтобы валик напряженных мышц сформировался на левой стороне живота.
62. Дакшина-наули — правосторонняя Наули
Техника выполнения. Когда Вама-наули освоена, приступают к изучению Дакшина-наули, которая выполняется точно так же, как и Вама, но зеркально, в другую сторону. Застывшая мышечная волна при этом должна образоваться на правой стороне живота.
63. Наули-крийя — динамическая Наули
Техника выполнения. Когда все три статические вариации Наули будут освоены в совершенстве, следует попытаться перемещать волну поперек живота — сперва слева направо, а затем — справа налево. Для этого нагрузку плавно перемещают с одной руки на другую, следя за тем, чтобы изолированное сокращение мышц живота также перемещалось подобно волне цунами, вздымающейся над ровной поверхностью океана.
Сначала количество циклов движения в пределах одной задержки должно быть ограничено тремя, затем оно может быть постепенно увеличено. Последним в каждой задержке должно быть движение брюшной полости при практике На справа налево.
Действие. Наули считается лучшей и самой главной из крий Хатха-Йоги, поскольку она многократно усиливает действие всех прочих крий, а также асан и мудр.
Будучи уникальным методом упражнения «нижнего котла» — главного центра распределения энергии в тонком теле, практика Наули производит поистине фантастическое оздоравливающее, омолаживающее и укрепляющее действие не только на органы и части систем, относящиеся к стихии Агни, но также и на все прочие составные части грубого и тонкого тела, регулируя общее соотношение и распределение сил всех стихий и энергий всех уровней.
(В даосской Йоге техники, действующие аналогично Наули, составляют базовую часть практики «Цигун "Железная рубашка"»).
За счет вакуума, возникающего в брюшной полости при практике Наули, происходит активный прилив крови ко всем внутренним органам, а перемещение волны поперек живота осуществляет мягкий и глубокий массаж.
(Китайцы говорят: «Где Ни — там и кровь, где кровь — там и Ци». Пользуясь концепцией Праны, можно сформулировать это высказывание следующим образом:
«Где силовой аспект праны — там и кровь, где кровь — там и силовой аспект праны. На осознанном применении данного принципа построена практика целенаправленного изменения качества физиологического состояния тканей, лежащая в основе «Железной рубахи». Этим же обусловлена поистине удивительная сила Наули как терапевтической практики»).
Все смещения внутренних органов, а также заболевания пищеварительной и мочеполовой сфер излечится настойчивой практикой Наули-крийи.
В сочетании с особой практикой, именуемой Вастра-дхаути, очищение тканью — Наули настолько усиливает иммунитет, что практически никакая, даже самая страшная болезнь не в состоянии преодолеть защитный барьер организма.
Для этого следует практиковать Наули-крийю, заглотив пятиметровую полоску ткани согласно предписаниям по выполню Вастра-дхаути.
Практика эта достаточно сложна и выходит за рамки объема данной работы, однако тот, кто намерен перейти от практики Йога-терапии к изучению собственно Йоги, найдет способ отыскать необходимую информацию, связанную с методом Вастра-дхаути. Не владея полной информацией, осваивать Вастра-дхаути опасно.
ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелости практика Наули противопоказана.
Женщинам нельзя выполнять Наули во время менструации и в течение 2—3 дней до и после, во время беременности и в течение трех месяцев после родов.
Тем, кто страдает сердечными заболеваниями, язвой желудка или/и двенадцатиперстной кишки, гипертонией и туберкулезом кишечника, выполнять Наули строжайше запрещается.
Пожилой человек, даже если он вполне здоров, но никогда ранее Наули не практиковал, должен проконсультироваться у мастера Йоги, прежде чем приступить к освоению этой тренировочной техники.
Методы очищения кишечника
Разложившиеся скопления кала в кишечнике отравляют организм и способствуют развитию бактерий. По мнению мастеров Йоги, примерно восемьдесят процентов всех заболеваний обязаны своим происхождением аутоинтоксикации организма ядами гниющих фекальных масс, собирающихся на стенках кишечника.
Кроме того, эти массы — идеальная среда для роста множества видов болезнетворных бактерий. На нейтрализацию аутотоксинов и борьбу с заботливо взращенными в недрах организма микробами уходит львиная доля наличной энергии человеческого существа. На творческое осмысление процесса жизни остается очень мало, на развитие осознания —практически ничего.
В аллопатии и Аюрведе для очищения кишечника применяются слабительные средства. Однако постоянное применение слабительных пагубно отражается на состоянии кишечника: перистальтика нарушается и развивается склонность к хроническим запорам со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Кроме того, многие слабительные средства в большей или меньшей степени токсичны.
Клизма гораздо лучше, но к ней возникает привыкание и, как следствие, — зависимость от нее успешной дефекации. Результат — все тот же хронический запор с интенсивной аутоинтоксикацией вместо избавления от нее. Кроме того, воздействие клизмы ограничивается только нижней частью кишечника.
В Йоге существует целый ряд клизмоподобных процедур, известных под общим названием Басти-крийя. Среди них — как собственно йогическая клизма, при которой вода в кишечник не поступает за счет внешнего давления, а втягивается с помощью глубокой Наули, так и целый ряд «сквозных» промываний пищеварительного тракта — Вари-сара-дхаути-крий, посредством которых выпитая в большом количестве вода быстро проводится насквозь и выводится через анус. Тем самым осуществляется промывание всего пищеварительного тракта в целом.
В общем в классических техниках Басти-крий и Вари-сара-дхаути-крий ничего особо сложного нет, однако в практике Йога-терапии все же целесообразнее применять более мягкие — упрощенные — техники, известные как Сахаджа-басти-крийи.
64. Сахаджа-басти-крийя-1А — упрощенное промывание кишечника. Основной вариант.
Сахаджа-басти-крийя практикуется при хроническом запоре утром натощак, сразу после пробуждения.
Техника выполнения. Развести полстакана лимонного сока и растворить чайную ложку соли (предпочтительно брать морскую нерафинированную соль) в полутора литрах чистой теплой воды и выпить полученную смесь.
Сразу же после этого лечь на спину и выполнять Випарита-карани в течение 4—5 минут, затем Маюрасану — 3—4 раза и Падахастасану — 4—5 раз. Тот, кто не в состоянии выполнить Маюрасану, пусть 5—6 раз выполнит Шалабхасану. В течение последующих пяти минут возникнет сильный позыв к дефекации.
В зависимости от индивидуального состояния кишечника, некоторым нелишне будет добавить к вышеуказанным асанам еще Бхуджангасану, Ардха-чакрасану и Дханурасану.
Вместе с предыдущими они дадут хороший результат.
65. Сахаджа-басти-крийя-1Б. Дополнительный вариант
Слабые и больные люди могут выпить воду с лимонным соком и солью, как было указано выше, выполнить Сахаджа-випарита-карани, Йога-мудру, Павана-муктасану, Ардха-курмасану и поочередное поднимание ног в Шалабхасане.
Действие. Випарита-карани-мудра выполняемая непосредственно после питья воды, дает возможность последней пройти через желудок в кишечник. Вода вымывает разложившиеся желчь и слизь из желудка и тонкого кишечника, затем попадает в толстые кишки и разжижает их содержимое, которое затем выбрасывается из организма вместе с отходами и ядовитыми веществами. Ни одно известное слабительное, никакая клизма не в состоянии проделать все это настолько безвредно и настолько радикально, как совершает это Сахаджа-басти-крийя.
Лимонный сок выступает здесь одновременно и в качестве лекарства, и в качестве диетического продукта, поскольку обладает некоторым слабительным действием, он сообщает смеси приятный вкус и содержит известное количество кальция, который абсолютно необходим для поддержания здоровья.
Если кишечник не срабатывает даже после применения Сахаджа-басти-крийи-1А или 1Б, необходимо одно-двухдневное воздержание от пищи (см. «Очищение голоданием в практике Йога-терапии»), ибо это указывает на то, что двенадцатиперстная кишка заблокирована плохо переваренными остатками пищи. После поста выполнить Сахаджа-басти-крийю.
66. Сахаджа-басти-крийя-2
Этот метод отличается от Сахаджа-басти-крийи-1 только составом смеси.
Здесь берется лимонного сока и соли в два раза меньше, все остальное — то же самое.
Обычно Сахаджа-басти-крийя-1 применяется в случаях, когда требуется воздействие весьма радикальное. Если же ситуация не слишком серьезна и запор ещё не стал безнадежно хроническим, желательно начинать со второго варианта.
И только в случае, когда Сахаджа-басти-крийя-2 не дает результатов, следует применять Сахаджа-басти-крийя-1.
67. Сахаджа-басти-крийя-3
Тот, кто хроническими запорами не страдает, а также не болен и не слаб, может просто выпить два стакана холодной воды едва проснувшись утром, а затем практиковать упражнения согласно предписаниям для Сахаджа-басти-крийи.
Если все выполнено правильно, то положительный результат в виде позыва к дефекации не заставит себя долго ждать.
68. Сахаджа-басти-крийя-4
Главным упражнением во всей Сахаджа-басти-крийе является Випарита-карани. Она легко осваивается за несколько дней настойчивых тренировок. Если же эта мудра и прочие предписанные асаны все же вызывают проблемы, можно ограничиться лишь десяти-пятнадцатикратным выполнением Павана-муктасаны.
Остальные предписания остаются без изменений.
69. Сахаджа-басти-крийя-5, известная также как Ганеша-крийя или Сахаджа-шодхана-крийя
Выпить воду, приготовленную согласно предписаниям, либо равное количество холодной воды и отправиться на прогулку, которая должна продлиться приблизительно десять минут.
Обильно смазать средний палец левой руки медом, глицерином, вазелином или сливочным маслом (ноготь этого пальца должен быть коротко острижен) и приготовиться к дефекации. Если позыв появился сам собой—не противиться зову природы.
В случае возникновения затруднений медленно и очень осторожно ввести средний палец в прямую кишку как можно глубже и несколько раз повернуть его в ней, затем вытащить палец и ожидать позыва к дефекации. Если позыв не появляется, повторить процедуру. В конце концов очередная попытка увенчается успехом и толстые кишки полностью очистятся. Затем следует вымыть анус и, если необходимо, — принять душ или ванну.
Четвертый и пятый варианты Сахаджа-басти-крийи уступают первым трем, потому должны выполняться только в случае, если выполнение первого, второго и третьего вариантов почему-либо затруднительно или не дает никаких результатов.
После Сахаджа-басти-крийи желательно принять ванну или душ и только затем приступать к выполнению других упражнений и практике пранаям.
70. Солнечная ванна — очищение солнечным светом
Солнечные ванны противопоказаны лицам огненной — сухой конституции.
Тем же, кто отличается водянистой конституцией, — «сырым» людям — солнечные ванны необходимы, несмотря на тенденцию к желчности и раздражительности, свойственную этому типу личности.
Техника выполнения. Солнечные ванны принимаются в теплое время года — когда при длительном нахождении на открытом воздухе не возникает озноб. Лучшее время — между восемью часами утра и полуднем. Прикрыв голову, следует подставить обнаженное тело прямым лучам божественного светила.
Если нет возможности загорать в полностью обнаженном виде, следует прикрывать одеждой как можно меньшую часть поверхности тела.
Сперва следует лечь на живот, подставив лучам солнца заднюю поверхность тела. Как только она достаточно нагреется и выступит пот, следует перевернуться и подставить лучам солнца грудь на одну-две минуты, не более.
В пределе грудь может быть подставлена солнцу в течение не более чем одной четверти времени, проведенного в положении, когда солнечные лучи падают на спину.
Перед принятием солнечной ванны обязательно нужно окунуть голову в холодную воду и растереть ее влажным полотенцем. После солнечной ванны следует укрыться в тени и растереть влажным полотенцем все тело. Даже тот, кто прикован к постели, должен растирать тело влажным полотенцем после солнечной ванны и не забывать вымыть голову перед ней.
Для начала достаточно 8 — 10 минут солнечной ванны. Постепенно время пребывания на солнце может быть увеличено.
Критерием переносимости солнечного облучения служит реакция тела. Его перегрев и начало слишком обильного потоотделения — сигнал для прекращения солнечной ванны.
Если все сделано правильно, то сразу же после солнечной ванны в теле возникает приятная мягкость, а в уме — состояние умиротворенности.
Если предел индивидуальных возможностей превышен, появляется головокружение или жар. Это говорит о необходимости уменьшения времени принятия солнечной ванны.
Действие. Солнечные ванны исключительно полезны при лечении простудных и вирусных заболеваний, астмы, туберкулеза, анемии, нервных расстройств и многих-многих других заболеваний.
Под действием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, играющий ключевую роль в фосфорно-кальциевом обмене, формировании костных тканей и зубов. Недостаток фосфора и кальция приводит к целому ряду тяжелых заболеваний, поэтому солнечные ванны имеют огромное значение для сохранения здоровья и лечения многих недугов. Солнечная ванна активизирует жизнедеятельность, повышает аппетит и интенсифицирует работу иммунной системы. Согласно бытующему ныне в цивилизованном обществе мнению солнечный свет до 8 утра богат ультрафиолетовыми лучами, и потому именно это время является наилучшим для принятия солнечных ванн.
В Йоге же наилучшим для солнечных ванн считается промежуток времени между восемью часами и полуднем.
Принятие солнечных ванн в часы послеполуденного зноя разрушительно сказывается на состоянии здоровья.
( Вечерние часы, в которые солнце желтеет и становится оранжевым, идеальны для тренировки, это — так называемые «часы силы». Тратить их на принятие солнечных ванн нецелесообразно).
Вода — наружные водные процедуры
«Вот шесть причин, которые сводят на нет всю практику Йоги: переедание: перенапряжение; приверженность правилам и распорядкам, например — обязательные холодные купания по утрам: еда по ночам; питание одними лишь фруктами и овощами; пустое времяпровождение; а также — непостоянство в практике».
Купание, в особенности купание в соответствии с правилами и предписаниями Йоги, — практика весьма благотворная. Однако, как следует из приведенной выше пятнадцатой шлоки первой части«Хатха-Йога-Прадипики», ко всему следует подходить разумно. Некоторые другие источники, в частности, вообще не рекомендуют купаться до восхода солнца.
Вот слова из «Вед», указывающие на то, что в глубокой древности люди вполне представляли себе значение воды:
«Вода суть лекарство, ибо изгоняет она из тела всяческие недуги, и все хвори одолеваются ею и страдания побеждаются.
Жизнью вечной наполнена она, и потому тело хранит от сил вредоносных, и несет в себе исцеление, и во все времена великолепна она, оттого не должно мудрому о ней забыть».
Жившие в жарком климате мудрецы древности рекомендовали купаться три раза в день — утром после восхода солнца, в полдень и вечером — перед закатом.
В умеренном климате количество ежедневных купаний может быть уменьшено до двух — утром и вечером.
(Мастер даосской Йоги Мантэк Чиа рекомендует при этом как можно меньше пользоваться современными моющими средствами. Всю поверхность тела желательно просто обмыть водой и протереть натуральной тканью или губкой, мылом же мыть лишь один раз в день промежность, анус, пах и подмышки).
Ниже следует перечень основных водных процедур, применяемых в практике Йога-терапии.
71. Обычное купание
Обычное купание суть наиболее полезная из водных процедур, и вода текущей реки, большого озера или моря для него идеальна. Пруд или бассейн могут быть заменой.
Прежде всего следует смочить кисти рук, тщательно намочить и прополоскать голову и обильно поплескать водой в глаза, затем зайти в воду по пояс и постоять несколько минут —пятнадцати-двадцати вполне достаточно, постоянно растирая ладонями живот в области пупка, торс и руки.
Немного поплавать, несколько раз нырнуть, проплыв некоторое расстояние под водой, и закончить купание.
72. Купание в сосуде
Потребностью в ежедневном купании диктуется необходимость пользоваться ванной, корытом или бочкой в случаях, когда открытый водоем недоступен в силу каких-либо причин или же погода не подходит для купания. Также купание в сосуде показано тому, кто не может воспользоваться открытым водоемом по причине инвалидности.
Сосуд для купания должен быть достаточно большим и вмещать количество воды, позволяющее в положении сидя без труда погрузить в воду всю нижнюю часть тела до пупка.
Сначала следует прохладной водой смочить кисти рук, вымыть голову, промыть глаза и лицо. Затем — удобно сесть, погрузив в воду всю нижнюю часть тела до пупка на несколько минут. После этого облить верхнюю часть туловища и завершить купание.
Вода для купания должна быть приятно прохладной летом и слегка теплой — зимой.
Холодная и очень прохладная вода для йогического купания не подходит.
Горячая ванна вредна для здоровья и может использоваться лишь в особых случаях в течение нескольких сеансов, например при острых простудных заболеваниях, ревматизме и т. п. При этом необходимо соблюдать осторожность.
Тот, кто не особенно чувствителен к холоду, может купаться в достаточно холодной (в разумных пределах, конечно) воде.
Иногда целесообразно, при купании надевать на тело майку или рубашку.
73. Обычное обливание или душ
Начать следует с головы. Затем две-три минуты лить воду на пупок и половые органы и от десяти секунд до минуты — на ягодицы и заднюю часть тазобедренных суставов. Потом облить остальные части тела, растирая и обмывая его сообразно индивидуальным потребностям.
74. Половинное обливание
Облить водой голову и нижнюю часть тела до пупка. Затем протереть туловище и остальные части тела мокрым полотенцем. Это исключит возможность вредного воздействия холода на обнаженное тело. Туловище обливать не следует. Внутри живота — в туловище на уровне пупка — располагается главный центр жизненной силы.
Потому все описанные выше водные процедуры полезны как больным, так и здоровым.
75. Вытирание после водных процедур
В «Дхара-Даршане» сказано «Утром после сна и прежде чем начать пранаяму, йогин купается в воде, которую тело его ощущает как прохладную. После пранаямы и прежде чем отойти ко сну, йогин купается в воде по ощущению теплой либо никакой.
После теплой воды непременно вытрет он тело насухо куском мягкой ткани длиною в пять локтей и шириною в два ( большим полотенцем), после воды прохладной тело не вытирается никогда, но должно сильно растереть его — мокрое — мокрыми же руками, начиная от живота. Затем, встряхнув тело, следует одеться.
Так мудро поступает йогин, знающий, как сохранить в теле силу воды (Целесообразность применения данной процедуры оправдана уже хотя бы тем, что за счет нее поддерживается оптимальный режим влажности кожи, тем самым отпадает необходимость применять увлажняющие кремы и прочие тому подобные ухищрения. Надевать на мокрое тело после растирания следует одежду только из хлопка или льна, мягкую и лучше всего — плотно облегающую все тело »).
76. Питье воды — Вари-питих
Сразу же после пробуждения смочите холодной водой кисти рук и умойте лицо, прополощите прохладной или чуть теплой водой рот, а затем выпейте два полных стакана прохладной воды.
Тот, кому следует практиковать Сахаджа-басти-крийю, пусть сразу же после умывания приступит к выполнению своего индивидуального варианта этой процедуры. Если при освоении Сахаджа-басти-крийи окажется, что предписанная доза жидкости чрезмерна, следует сократить ее, уменьшив соответственно и объем каждого из компонентов, входящих в смесь. Постепенно количество выпиваемой при практике Сахаджа-басти-крийи воды пусть будет увеличено до нормальной дозы в полтора литра.
Обычай выпивать утром воду и, в особенности, практика Сахаджа-басти-крийи способствуют вымыванию из организма токсинов и отходов, подобно тому, как дворник по утрам наводит чистоту на своем участке.
Полный стакан чистой воды непременно должен быть выпит за полчаса-час до и через час-полтора после каждого основного принятия пищи, то есть обеда и ужина, а также перед отходом ко сну.
В промежутках между этими точками следует все время пить воду — один-два маленьких глотка каждые десять-пятнадцать минут. Общее количество выпиваемой за день чистой воды — должно составлять около двух литров зимой и трех — летом.
Таким образом осуществляется постоянное «сквозное» промывание организма на клеточном уровне. Очень многие заболевания и нарушения в функционировании иммунной системы возникают из-за расстройства обменных процессов вследствие недостаточного поступления чистой воды в организм (Кроме того, подавляющее большинство людей путает ощущение жажды с ощущением голода. В результате развивается привычка «перехватывать» в промежутках между основными приемами пищи, из которой проистекают множественные патогенные факторы и значительный, физиологически неоправданный расход энергии).
Тот, кто страдает повышенной кислотностью и печеночными расстройствами, к воде пусть добавляет чуть-чуть лимонного сока.
При ощущении озноба вместо холодной пьют теплую воду, постепенно снижая ее температуру, ибо в терапевтических целях идеальна все же вода прохладная.
При гипертонии и заболеваниях сердца не следует в один прием выпивать много воды, но пить понемногу каждые 20—25 минут, стараясь за день приблизиться к предписанной норме.
Методическое питье воды необходимо как больным, так и тем, кто вполне здоров.
77. Очищение голоданием в практике Йога-терапии
В «Йога-терапии» Шри Свами Шивананды кратко приводятся лишь наиболее общие принципы очистительного голодания. Тот, кто решит применить этот метод, в особенности в случаях, когда длительность планируемого поста превышает один день, должен обратиться к специальной литературе, посвященной практике голодания и выхода из постов различной продолжительности.
В процессе переваривания пищи значительная часть крови привлекается к органам брюшной полости. Во время непродолжительного голодания эта кровь высвобождается и получает возможность принять участие в разрушении и удалении из организма токсинов и болезнетворных микроорганизмов. В некоторых случаях для избавления от болезненного состояния достаточно просто день-два попоститься.
Короткие профилактические посты полезны также и тому, кто здоров, поскольку позволяют его организму высвободить дополнительную энергию (практикующим йогинам посты противопоказаны вплоть до достижения ими состояния, в котором человек полностью освобождается от «пищевых распорядков». К тем, кто практикует Йога-терапию, это не относится).
Во время полного воздержания от пищи следует пить достаточное количество воды сообразно индивидуальным потребностям. Поглощенная организмом вода будет использована для естественного вымывания из тела болезнетворных микроорганизмов и отходов жизнедеятельности.
Согласно древним текстам, полное воздержание от пищи предписано всем взрослым мужчинам и женщинам в одиннадцатый день луны и во второй половине дней полнолуния и новолуния.
Действие поста не ограничивается чисто терапевтическим эффектом, но имеет также и метафизический аспект.
Воздержание от пищи «охлаждает кровь». «Горячая кровь» возбуждает внутренних врагов, принадлежащих к сфере эмоций, — похоть, злобу, жадность, зависть, страх. «Охлаждение крови» сообщает уму успокоенность и равновесие, делая его расположенным к практике сосредоточения и созерцания, столь необходимых для самопознания Единого в человеке.
Тот, кто слаб или истощен, не должен практиковать полное голодание. Также не рекомендуется полное воздержание от пищи детям и лицам пожилого возраста. В дни поста они должны употреблять легкую пищу — сырые фрукты (кроме бананов и дынь) и не более литра молока либо натуральные фруктовые соки.
Тот, кто страдает отсутствием аппетита, ревматизмом, нарушениями кислотности, несварением или гипертонией, пусть регулярно постится один день в неделю — это значительно облегчит его страдания.
Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии
За многие столетия развития научной медицины и фармакологии человечество сделало в этом направлении гигантский шаг вперед. Создание гормональных препаратов и антибиотических средств позволило якобы одолеть серьезнейшие недуги, достижения же хирургии, и в особенности микрохирургии, поистине фантастичны.
Но стало ли от этого человечество более здоровым? Оказывается —нет. Природа находит способы обойти ухищрения, расставленные людьми на пути естественного отбора, перераспределяя удельный вес тех или иных недугов в общей картине заболеваемости. Тем не менее в развитых странах, где лекарственная терапия превратилась в могучую индустрию, где регулярно каждый непременно тратит хоть какое-то количество денег на лекарства и врачей, имеет место очень прискорбная по своей сути ситуация: болезни становятся все более и более комплексными и хроническими, генофонд наций приходит во все более плачевное состояние.
И далеко не последнюю роль в этом играют лекарства. Во-первых, они самым непосредственным образом способствуют накоплению ошибок в генофонде за счет их побочного действия, никогда никому полностью не известного, а во-вторых, ошибки накапливаются также за счет выживания большого количества людей с ослабленным генотипом и их потомков, которые в прошлом были бы обречены на вымирание.
Таким образом, если Йога-терапия оказывает функционально-регулирующее действие на всех плотных и тонких уровнях организма, способствуя устранению патологий даже на генном уровне и, тем самым, обладая потенциальной возможностью генной реабилитации нации в целом, то современная лекарственная терапия действует наоборот: она временно устраняет поверхностные проявления нарушений — симптомы, являющиеся, по сути, средством, с помощью которого организм сообщает сознанию о нарушениях.
Коренные же причины заболеваний остаются при этом практически незатронутыми. Ослабленный привычкой к внешней помощи, организм неминуемо попадает в жесткую зависимость от внешнего вмешательства, поскольку корни патологий крепнут и дают новые ростки.
Никогда ни один врач не сможет полностью предвидеть все последствия, вызванные применением прописанных им лекарств. Таким образом, практика современной научной медицины неминуемо в той или иной степени является стрельбой впотьмах, своего рода слепым экспериментом, исход которого в значительной степени зависит от опыта и личной интуиции врача, а также от качества и объема наличной информации о побочных действиях тех или иных препаратов. Как качество, так и объем этой информации в большинстве случаев оставляют желать лучшего.
Безусловно, современные лекарственные препараты, в частности антибиотические и гормональные, а также достижения современной оперативной хирургии имеют выдающееся значение. Их просто невозможно переоценить как средства «скорой помощи» в случаях, когда больной не владеет методиками, позволяющими ему естественным образом справиться с недугом. И, разумеется, при травматических повреждениях, вызванных воздействием внешних факторов. Однако опираться на лекарственную терапию как на панацею, что и делает подавляющее большинство жителей Земли в настоящее время, — значит обрекать человеческую цивилизацию на вымирание вследствие деградации человека как биологического вида. Научная медицина — явление полярного характера. Поэтому ее необходимо уравновесить практикой глубинного самосовершенствования человека, которая стала бы общепринятой.
В наиболее развитых странах очевидность этого факта уже воспринимается как непреложный факт даже на уровне правительств. Отсюда — такое внимание, уделяемое там общенациональным программам оздоровления, изучению, разработке и массовому внедрению соответствующих тренировочных методик, огромная популярность здорового образа жизни и всевозможных интегральных методов психофизической тренировки, как восточных (Йога, Цигун, Йога-терапия, Тай-цзи-цюань и т. п.), так и западных. Типичными примерами могут служить страны, уже столкнувшиеся вплотную с проблемой национальной деградации генофонда, в частности — США и развитые страны Европы.
Что же касается стран с не столь развитой экономикой, то здесь ситуация, возможно, не так очевидна из-за недостатков статистического учета, но значительно более трагична. Научная медицина и фармакология развиты намного слабее, как следствие —ужасающие результаты медицинских ошибок, широкое применение препаратов, обладающих опаснейшими побочными эффектами, все это усугубляется катастрофическими экологическими условиями, критически неадекватными условиями труда, перманентным стрессом борьбы за выживание и патологически искаженной структурой рациона питания. Общий итог — еще более страшные нарушения, с каждым годом все глубже внедряющиеся в коды наследственности наций.
Таким образом, все человечество столкнулось сейчас с проблемой в корне неправильного применения научной медицины, которое ведет к «рождению и деградации человека биологического вида. Поэтому чем — скорее в основу системы здравоохранения будет глобально положена практика естественных методов иного самосовершенствования человека (а ей под силу устранять, даже генерированные применением сильнодействующих препаратов нарушения кода наследственности), тем больше шансов у человека выжить и успешно продолжить свой путь по стезе эволюционного процесса.
Пока же в силах каждого разумного (либо таковым себя считающего индивида самостоятельно найти ой способ бороться за собственную чистоту и личную силу. Не все еще потеряно, и даже если человеку в силу необходимости пришлось воспользоваться методами лекарственной терапии или подвергнуться хирургическому вмешательству, он должен знать: человеческое существо удивительнейшая саморегулирующаяся система, и ключом к активному использованию ее возможностей является искусство осознанного применения воли.
Йога и Йога-терапия относятся к числу методов, позволяющих этим искусством овладеть. И потому какой бы ужасной ни личная жизненная ситуация, когда не поздно попробовать.
Ведь меньше у нас есть того, что мы могли бы потерять, тем более полной свободой мы обладаем. И чем раньше каждый из нас осознает назревшую для всех необходимость взяться прежде всего за себя, тем скорее мы — все вместе — сможем победить свое неведение и проистекающую из него слабость, в которой большинство из нас, к сожалению, отчета себе практически не отдает.
И чем быстрее каждый из нас одолеет свою жестокую неразрывную зависимость от лекарств и врачей, тем больше шансов у всех нас, у наших детей и их потомков на то, чтобы выжить в этой бесконечной холодной Вселенной.
«Ибо посредством самоосознания воплощенных существ Единое осознает самое себя, потому бесконечная мудрость Его безжалостна. Все пути свободны пред тем, чье осознание открыто и целостно, и вмещает в себя все сущее, и чья воля охватывает все видимо и скрыто в нем явленное.
Тот же, чей ум замутнен неведением, чье осознание клочковато или же ограничено, обречен на страдания и на прохождение в муках житейских многих и многих кругов.
Йога есть прямой путь, однако не многие избирают его, но лишь те, кто достиг великой смелости и непоколебимого намерения избавиться от страданий победой над мраком неведения, покровами иллюзии проявленного бытия, застилающего взор духа» («Дхара-Даршана»).
Глава 5. Диетические концепции в Йоге и Йога-терапии
Общие метафизические аспекты
В бенгальском издании «Йога-терапии» эта глава отсутствовала. Шри Свами Шиванаида написал ее специально для английского варианта книги, в сокращенном виде изложив содержание своей отдельной работы по основам диетологии Йоги, в полном объеме существующей только на языке бенгали. Поскольку в настоящее время имеется множество гораздо более подробных источников по диетологии, в том числе — по диетологии Йоги, данную главу следует рассматривать скорее как материал ознакомительный, а не однозначное руководство к действию. Впрочем, общие принципы, изложенные Шри Свами Шиванандой в частях данной главы, излагающих традиционные трактовки, возраст которых исчисляется тысячелетиями, безусловно, представляют практический интерес.
Прана — Универсальная Изначальная Сила—есть качество стихии эфира — Акаша-таттвы, — нарушением его пространственной и силовой однородности и вплетением себя в структуру теперь уже проявленного пространства Мира, трансформирующее эфир в стихию воздуха — Вайю-таттву.
Стихии огня, воды и земли — Агни-, Джала- и Притхви-таттвы — формируются из Вайю-татгвы уплотнением последней и ужесточением фиксации и дифференциации Праны в структуре объектов Творения. Таким образом, в сфере проявленного Прана является энергетической первоосновой бытия и всякой жизненной силы, а Вайю-таттва — первой ступенью субстанционального проявления.
Несмотря на то что человеческое существо все время находится в поле взаимодействия трех первичных потоков Изначальной Силы —Универсального, Планетарного и Космического (являющегося результатом взаимодействия двухпервых ( Потоки Силы Ха, Тха и золотой поток силы Хатха или же Ян-ци, Инь-ци и золотой поток смешанной Ци.
)), —которое обеспечивает формирование и сохранение ядра Изначальной Силы в микрокосме, реальная энергия функционирования черпается телом из запасов Праны, сконцентрированной в Вайю-татгве — отчасти непосредственно, отчасти опосредованно за счет потребления Праны Вайю-тат-твы, связанной в элементах более грубых стихий ( Агни-, Апо- и Притхви-бхуттах), присутствующих в структурах и органических веществах растительных и животных организмов, употребляемых в пищу.
[«Ничто равноценно Всему, ибо есть Небытие, Небытие же суть Бытие Единого, в (котором всякое возможное проявленное непроявленно пребывает. Потому Единое не есть Одно, но — Ничто.
В Нем нет места и времени нет, как нет конца и нет Бесконечности. Оно одинаково оду, и нет Его нигде, ибо всегда есть Оно и везде.
И поскольку в Нем нет проявленного и нет различий, состояние Его — покой, и никакое движение в Нем не присутствует. Ум же Единого не движется, самодостаточно в самозабвенной отрешенности своей упокоенно пребывая.
И коль скоро нет ничего, кроме Великой Пустоты Небытия, то и разницы нет между Единым и Умом Его. Потому есть только Единый Ум, пребывающий в Небытии безграничного покоя. Когда же Единое проявляет Волю к познанию Себя, равновесие нарушается. Однородность не существует более, Изначальный Вихрь Бытия возникает и движение проявляет. Так в неподвижности рождается движение. Равновесие нарушается и является Бытие Одного в Небытии.
И коль скоро поток движения существует в неподвижности, не может не существовать поток неподвижности в движении. Разделение же этих двух не может быть устойчивым, ибо вытекло из равновесия, и в равновесие оба они стремятся влиться, друг друга поглотив.
Поэтому Воля создает между ними третье, в котором они уравновешены, но не сливаются, третье же суть то, в чем развивается творение. Качество его есть Золото Мира. Из трех становятся пять, поскольку прибавление качеств всегда равно двум, четное же число состояний невозможно в Бытии, ибо тогда сворачивается внутрь себя, и Небытие наступает мгновенно.
Ничто — Одно — Три — Пять. Такова последовательность творения.
Зачем? Единое жаждет постичь самое Себя в своих Творениях, из Себя же Им сотворенных.
Зачем постичь? Вот вопрос, который задают, но никто не отвечает на него. Тот же, кому ответ известен, молчание хранит».
«Дхара-Даршана»]
В микрокосме человеческого тела собственно Прана Вайю-таттвы, представленная пятью пранами — прана-вайю, апана-вайю, удана-вайю, самана-вайю и вьяна-вайю, — полностью обеспечивает всю информационную и энергетическую часть функционирования тонкого тела, процессы же, происходящие в тонком теле, осуществляют управление функционированием тела физического, составленного веществами, которые образовались из Акаша-таттвы — пространства-времени —посредством его многоступенчатого структурирования, дифференциации и уплотнения в узлы проявленного бытия —вихреобразныенеоднороднос-ти бесконечного поля пространства-времени и образованные из них конгломераты — пра-материю, дальнейшее усложнение структуры которой без нарушения первичной дифференциации пространства-времени дает собственно материю.
Из веществ, поступающих в организм в виде пищи, строятся ткани тела и добывается связанная в них Прана Вайю-таттвы.
( Существует способ обратной трансформации: Прана Вайю-таттвы — субстанции тела. О людях, владеющих этой практикой получения жизненной силы и пластического материала, говорят как о «питающихся Божьим Духом». Мастера такого уровня упоминаются в Священных Писаниях практически всех традиций без исключения. Из ныне здравствующих мастеров, полностью живущих за счет обратной трансформации Праны Вайю-таттвы, известны учитель Мастера Мантэка Чиа, даосский Патриарх Йи Эн и хранитель традиции Йин-цигун Патриарх Линь Гу. Многие из христианских святых и мистиков, а также многие йогины владели искусством питания Божьим Духом.).
Кроме того, значительная часть Праны поступает в систему тонкого тела непосредственно во время дыхания.
( По мере освоения искусства Пранаямы владение методом обратной трансформации приходит само собой. Поэтому те, кто практикует Йогу, едят гораздо меньше, чем обычные люди. При этом практикующего йогина как правило трудно назвать худосочным, физической же силе и выносливости истинного йога могут позавидовать даже мощные, отягощенные горами могучей мускулатуры атлеты).
Понятие о категориях пищи
Йогическая традиция различает две основные категории пищи: животную и неживотную. К первой категории относятся рыба, мясо, яйца, моллюски, ракообразные и т. п., ко второй — молоко, фрукты, овощи, злаковые, бобовые и различные производные от этих видов продуктов.
Западная диетологическая наука также разделяет пищу на две большие группы — животные продукты и вегетарианские. Различие в классификации в общем незначительное: в соответствии с западной диетологией молоко принадлежит к первой группе, тогда как сообразно йогическим трактовкам оно относится ко второй. Дело здесь в том, что, по утверждению йогинов, процесс усвоения молока организмом человека по типу в большей степени сходен с процессами усвоения растительной пищи, чем с процессами усвоения мясных продуктов.
Метафизика пищевых цепочек
Первыми более-менее сложными проявлениями органической жизни на Земле были, как известно, растения. В процессе планетарной эволюции космическая Изначальная Сила — Прана — вначале накапливалась в инертных субстанциях косной материи.
Когда же ее стало достаточно для качественного изменения состояния планетарного осознания и формирования в нем концентрированных динамичных узлов способного к самосовершенствованию осознавания, свойственного органической жизни, Универсальная Воля стремящегося к самоосознанию Мира смогла экстрагировать ее и сконцентрировать в первичные образования живой материи, которыми стали растительные организмы.
Развитие более сложных и наделенных более высоким уровнем осознания форм жизни осуществлялось посредством эволюционного процесса, в ходе которого отбирались формы, способные с большей эффективностью накапливать в себе Прану, концентрировать трансформировать и использовать для развития осознания.
При этом первичный тип жизни — растительный, способный эффективно осуществлять непосредственную трансформацию неорганических веществ и энергию света в ткани живого организма, стал пищей вторичных форм жизни — животных, которые пользуют уже сконцентрированную растениями в органические ткани энергию для дальнейшей трансформации и, так сказать, «повышения плотности потока осознания на единицу проявления органической жизни».
Поэтому начало любой пищевой цепочки всегда находится в царстве растений. Плотоядные животные также косвенно поедают растения, употребляя в пищу плоть травоядных животных. В основе органической материи лежит процесс построения веществ на базе углерода воздуха, добываемого растениями с помощью процесса фотосинтеза.
Главные компоненты этого процесса — углекислый газ (один из аспектов субстанционального проявления Вайю-таттвы) и солнечный свет (Прана в качестве смешанного космического потока силы качества Хатха).
Таким образом, любая пищевая цепочка суть более или менее многоступенчатый процесс трансформации Праны и Вайю-таттвы в более сложные формы субстанционального проявления.
Общие понятия о химическом составе пищи
Ткани физического тела человека составлены в основном двадцатью шестью химическими элементами ( Безусловно, в составе тканей человеческого тела можно найти практически любой из известных и, вероятно, некоторые из неизвестных элементов таблицы Менделеева. По крайней мере, их следы. Если, конечно, как следует поискать.
Шри Свами Шивананда предназначал свою «Йога-терапию» самой широкой публике, поэтому, не вдаваясь в подробности, говорит только о самых главных из элементов, составляющих ткани нашего тела, то есть о тех, которые содержатся в организме человека в наибольших количествах и имеют ключевое значение для нормального протекания физиологических процессов.).
Эти элементы — кислород, углерод, фтор, водород, азот, кальций, калий, фосфор, сера, кремний, калий, хлор, натрий, магний, йод, железо, медь, марганец, молибден, кобальт, бор, бром, фтор, селен, хром, литий, радий.
Нормальное процентное соотношение их примерно таково: кислород — 62, углерод — 20, водород — 10, азот — 3, кальций — 2,5, фосфор — 1, сера —0,25, калий —0,25, хлор—0,2, натрий — 0,1, магний — 0,07, йод — 0,01, железо — 0,01. Итого на тринадцать основных элементов, именуемых макроэлементами, приходится 99,59 процента состава тела. Оставшаяся часть составлена всеми остальными элементами, которые обнаруживаются в количествах чрезвычайно малых и потому именуются микроэлементами.
( Следует непременно отметить, что важность того или иного химического элемента для организма отнюдь не всегда безусловно определяется его необходимым количеством. Целый ряд микроэлементов входит в состав соединений, выполняющих жизненно важные регулирующие и управляющие функции.)
Основные химические элементы и продукты питания
Кислород
Мы постоянно пребываем на дне воздушного океана — атмосферы нашей планеты, только около 21% которой составляет кислород. Обычно наш организм может использовать лишь 4—5% кислорода, который мы вдыхаем вместе с воздухом, оставшиеся же 16—17% выдыхаются неиспользованными, в то время как для нашего физического тела кислород является элементом первостепенной необходимости. Уже говорилось о том, что тело наше на 62% состоит из кислорода. Жизнь человеческого существа угасает от недостатка этого элемента, как гаснет масляная лампа, когда его нет в воздухе. Именно за счет кислорода протекают процессы, поддерживающие в теле пищеварительный огонь, нормальную температуру и снабжающие его энергией, необходимой для функционирования. Кроме того, примерно шестьдесят три процента массы тела взрослого человека приходится на воду, а ведь в каждую молекулу воды входит один атом кислорода.
Кислородсодержащие продукты
Кислород присутствует в любых продуктах питания, но особенно богаты им сочные фрукты и овощи. Потому назовем их кислородсодержащей или кислородистой пищей. Совершенно очевидно, что именно кислородистая пища является первейшей необходимостью для человеческого организма, и совсем ни к чему искать в ней калорийность и сытность. Она полна жизни и жизненной энергии, и в этом ее особая ценность.
Углерод
Углерод — энергоноситель и основа пластического обмена, ключевой г для формирования органических веществ. Вся органическая жизнь на планете Земля — это процесс, химическую основу которого составляют соединения углерода.
Растения добывают углерод из углекислого газа воздуха, человек — из тканей растительных и животных организмов, употребляемых им в пищу. Именно соединения углерода сгорают в топке нашего тела, снабжая грубой энергией нижний котел, откуда она поступает во все части, и системы тела, поддерживая их функциональные способности.
И именно извлекаемый из пищи углерод наше тело использует для построения венных клеток. Правда, поступление углерода в систему не должно намного превышать некоторый оптимум, иначе возникают серьезные проблемы с его использованием, он «захламляет» систему тела, способствуя возникновению серьезных функциональных нарушений.
Углеродсодержащие продукты
Как и кислород, углерод имеется во всех продуктах, однако особенно богаты им продукты, в состав которых в больших количествах входят углеводы и жиры: все виды жиров, зерна злаковых, бобовые, крахмалистые , в частности картофель, бананы и т. д.
Водород
В состав каждой молекулы обычной воды входят два атома водорода, соответственно, водород жизненно необходим для формирования всех жидких сред организма.
Водородсодержащие продукты
Зеленые овощи, сочные фрукты, вода, молоко — все это продукты, богатые водородом. Поскольку в основном речь здесь идет о входящей в их состав воде, перечисленные продукты богаты как водородом, так и кислородом.
Азот
Органическая жизнь — жизнь белковых тел. В основе молекул аминокислот, из которых составлены белки — азот. Таким образом без азота существование физического тела органического существа попросту невозможно.
Азотсодержащие продукты
Белковые продукты — мясо, рыба, яйца, молоко, творог, бобовые и орехи —являются азотистой пищей.
Кальций
Кальций участвует в формировании костей и зубов, играет существенную роль в регуляции сердечной деятельности и функционирования нервной системы, является важным составным элементом материнского молока. От нормального содержания кальция в организме зависит свертываемость крови, при существенном его недостатке даже небольшая рана может стать причиной смерти от потери крови.
Кроме того, кальций является одним из основных элементов, входящих в состав спермы в организме мужчины, недостаток же кальция в организме женщин вызывает лейкорею. От кальция зависит работа иммунной системы, от его недостатка снижается сопротивляемость организма болезням. Кроме того, при нехватке кальция ухудшается способность мыслить, нарушается память, и дух человека делается хилым.
Зубы начинают быстро портиться, кости теряют прочность, и нормальная жизнь человеческого существа становится невозможной. Большое количество кальция содержится в семени, поэтому безалаберный секс подрывает иммунитет человека, лишает его умственной и физической силы.
Продукты, содержащие кальций
Все овощи, зелень — шпинат, петрушка и др., сочные фрукты — цитрусовые, яблоки, груши, манго, ананасы, гранаты, дыни, виноград — содержат большое количество кальция. Много кальция в молочных продуктах (кроме масла), бобовых и орехах.
Среди продуктов, относящихся к категории «животной пищи» кальцием богаты яйца, мелкая рыба и другие морепродукты. В мясе, крупной рыбе, масле сливочном и растительном, а также в зернах основных злаковых культур кальция немного. Кальций, содержащийся в животной пище, усваивается несколько хуже, чем тот, которым богаты продукты «растительной» категории.
Фосфор
Фосфор участвует в формировании и восстановлении нервов, мягких тканей, костей, зубов и т. д.
Фосфорсодержащие продукты
Все без исключения продукты в том или ином количестве содержат усваиваемые человеческим организмом соединения фосфора. Особенно им богаты морепродукты. Если механизм усвоения фосфора в организме человека не нарушен, то при нормальном питании возникновение нехватки этого в организме представляется довольно маловероятным.
Железо
Железо входит в состав гемоглобина — специфического пигмента крови, находящегося в красных кровяных тельцах.
Красные кровяные тельца образуются в красном костном мозге и отвечают за перенос кислорода от органов дыхания к тканям всего организма за счет образования гемоглобином непрочного соединения с кислородом.
Совершенно очевидно, насколько важна роль железа для человеческого организма.
Железосодержащие продукты
Зелень и овощи зеленого цвета, некоторые фрукты, в частности яблоки, держат большое количество железа. Богаты этим элементом пальмовый ар, кабачки, горькая тыква, картофель, дыня. Животная пища и углеводистые продукты также содержат железо, но в небольшом количестве по сравнению с зелеными овощами.
Плотоядные животные пополняют свою потребность в железе за счет потребления сырой крови других животных, но человеческим существам такой способ вряд ли подходит. Потому наилучшим для человека путем обеспечения себя железом остается употребление зелени и зеленых овощей.
Йод
Несмотря на то что организму человека требуется крайне незначительного количество йода, элемент этот относится к числу жизненно важных, поскольку его нехватка или избыток разрушительным образом сказываются на функционировании всей эндокринной системы, что порождает тяжелейшие расстройства здоровья.
Нарушения йодного баланса у детей выражаются в катастрофических изменениях процессов развития организма.
Поступающий в организм в чистом виде йод практически не усваивается. При попадании внутрь значительных количеств чистого йода может развиться тяжелое отравление.
Смертельная доза — около трех граммов. Поэтому основным источником этого элемента являются вода и пища, содержащие усваиваемые его соединения.
Йодсодержащие продукты
Йодом богаты зеленые овощи различных сортов, лук, ананасы, тамаринд и другие кислые фрукты, соль из морской воды, морская рыба и все морепродукты. Птичьи яйца и жир из печени трески также содержат йод, однако наш организм усваивает его не так легко, поскольку эти продукты относятся к разряду тяжелой пищи.
Потому йогины считают, что для пополнения запасов йода в организме яйца птиц и печень трески в общем-то пригодны, однако не являются оптимальным выбором. Многие из восточных пряностей — таких, как имбирь, перец, кориандр, тмин, гвоздика, куркума, — также снабжают организм йодом.
Натрий
Плазма крови содержит в себе соли натрия. Натрий играет важную роль в обменных и многих других процессах.
Продукты, содержащие натрий
Овощи, фрукты, молочные и углеводистые продукты, то есть все продукты «неживотной» категории.
Калий
Соли калия способствуют сохранению нормального состояния мягких тканей, делают их эластичными и участвуют в целом ряде процессов совместно с солями натрия. Хотя натрий и калий близки по свойствам, калий превосходит натрий по важности, поскольку существенная нехватка в организме натрия замедляет рост и снижает общую сопротивляемость, тогда как нехватка калия грозит очень скорой смертью.
Продукты, содержащие калий
Калием богаты все продукты, которые содержат натрий.
Магний
Участвует в формировании костей, зубов и нервных клеток.
Продукты, содержащие магний
Соли магния содержатся в большинстве овощей и в орехах различных сортов.
Медь
Функции меди связаны с функциями железа.
Продукты, содержащие медь
Медь в достаточных количествах содержится в железосодержащих продуктах.
Сера
Играет существенную роль в обменных процессах, нарушение серного баланса отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья, и в частности — на работе печени и селезенки.
Серосодержащие продукты
Лук, редис, капуста, шпинат, сельдерей, непросеянная мука, ячмень и сырые яйца.
Фтор
Соли фтора играют большую роль в кальциевом обмене. От достаточного их наличия зависит состояние зубов, костей и глаз. Недостаток фтора в организме ведет к кариесу зубов, непрочности костей и инфекционным глазам заболеваниям.
При избытке фтора зубы становятся чрезмерно твердыми и хрупкими.
Фторсодержащие продукты
Шпинат, свекла, другие овощи, сырые яйца и печень трески содержат фтор.
Кремний
Соли кремния также участвуют в кальциевом обмене, сохраняют крепость зубов, цвет и здоровое состояние кожи и волос. Кроме того, кремний способствует эластичности стенок сосудов, сухожилий и мышц. Недостаток кремния в организме вызывает порчу зубов, выпадение волос, преждевременное поседение и подверженность кожным заболеваниям.
Продукты, содержащие кремний
Кремний содержится в различных пропорциях во всех сочных фруктах, в редисе, капусте, огурцах, шпинате и др.
Марганец
Марганец функционально связан с железом. Он участвует в процессах очищения крови и оживляюще действует на нервы и железы.
Продукты, содержащие марганец
Цветная капуста, салат-латук, бобы, петрушка, миндаль и др.
Белковые продукты
Белковые продукты можно разделить на три категории. К первой относятся продукты, наиболее богатые самыми ценными в пищевом отношении белками, — соя, бобовые, орехи, творог и сыр.
Ко второй относятся продукты, также достаточно богатые белками, но в пищевом отношении с точки зрения йогинов менее ценные, и продукты, ценные в пищевом отношении, но не столь богатые белками — мясо животных и птиц, яйца, рыба, зерна злаков.
К третьей категории относятся пищевые продукты, которые ценны наличием в них других составляющих, но белками не богатые—овощи, молоко и фрукты.
Продукты, содержащие жиры
Продукты, содержащие жиры, также можно разделить на три категории.
К первой относятся продукты, наиболее богатые ценными в пищевом отношении жирами —топленое и сливочное масло, растительные масла, все сорта орехов, творог и сыр из цельного молока, соя, оливки.
Ко второй относятся богатые жирами, но менее ценные в пищевом отношении продукты, а также ценные продукты с меньшим содержанием жиров —мясо животных и птиц, яйца, крупная рыба, бобовые, а так же зерна злаков.
К третьей категории относятся продукты, содержащие малое количество жиров, — фрукты и овощи.
Избыточное потребление жиров всегда неблагоприятно отражается на состоянии организма, повышает кислотность и может привести к несварению.
Продукты, содержащие углеводы
Продукты, содержащие углеводы, можно разделить на две категории.
К первой относятся продукты, исключительно богатые углеводами — ар, фруктовый и пальмовый сахар, мед, черная патока, изюм, финики, фиги (инжир), зерна злаковых, пальмовое саго, горох, зеленый горошек, чечевица, тамаринд, куркума.
Ко второй категории относятся ценные в пищевом отношении продукты, содержащие углеводы в несколько меньшем количестве, — картофель, редис, свекла и другие овощи, морковь, лук, сладкий картофель, плоды манго и другие фрукты, кокосовые орехи, земляные и другие орехи, кардамон, гвоздика, тмин, кориандр, имбирь, бобовые.
Избыток углеводистой пищи приводит к повышению кислотности и несварению.
Кровь и сбалансированная диета
Йогины считают, что кровь бывает трех видов — саттвическая, то есть кровь качества Саттва (ее также называют наичистейшей), раджасическая, то есть та, в которой преобладает гуна Раджас (такую кровь называют нечистой), и тамасическая, то есть та, в которой преобладает Тамо-гуна (ее именуют попросту грязной).
Качество крови йогины определяют по ее цвету, для чего существует особая техника извлечения крови из желудка с помощью Вамана-дхаути. Очень интенсивная практика Вамана-дхаути приводит к гиперемии стенок желудка, при мощных сокращениях его стенок во время позывов к рвоте мелкие сосуды лопаются и кровь выбрасывается наружу вместе со слизью и желудочным соком.
Чтобы достичь этого эффекта, йогин продолжает практиковать Вамана-дхаути уже после того, как вся выпитая им вода покинула желудок.
Чистая, нечистая и грязная кровь различаются по цвету. Йогины полагают, что наичистейшая — саттвическая — кровь должна быть на две трети или немного более (на 60—70 процентов) щелочной.
(Возможно, имеется в виду нормальная слабо щелочная реакция крови здорового человека (рН = 7,37...7,42 для женщин и рН = 7.36...7.42 для мужчин).).
Такая кровь преобладает у людей, имеющих отличное здоровье. Если щелочная часть крови уменьшится до величины от половины до чуть менее, чем двух третей (50—60 ) процентов) (среда крови близка к нейтральной (рН ближе к 7,00), кровь сделается раджасической или нечистой.
Еще большее уменьшение щелочной части крови ( Дальнейшее приближение свойств крови к кислотным (рН около 7,00 или ниже).) сделает ее грязной или тамасической.
Такая кровь — кровь наихудшего качества. Подавляющее большинство относительно здоровых людей имеет раджасическую кровь, что отражается на свойственных им тенденциях к активному проявлению в социуме и неспособности в полной мере контролировать свою эмоциональную и умственную деятельность. Те же, чья кровь относится к категории грязной, не могут не быть подверженными физическим недугам.
Зная, каким образом та или иная пища воздействует на качество крови, можно оптимизировать ее реакцию путем выработки сбалансированной диеты. Древние мудрецы придерживались того мнения, что все сладкие и кислые фрукты, все зеленые овощи, различные бобовые, молоко, простокваша и пахта являются пищей, которая способствует приобретению кровью щелочных свойств.
Рыба, мясо, яйца и продукты, богатые углеводами, закисляют кровь.
Жиры являются «нейтральной» пищей, если употребляются в умеренных количествах. Однако будучи очень концентрированными, в чрезмерных количествах они не могут быть полноценно усвоены. Их токсичные остатки закисляют кровь.
Любая концентрированная и тяжелая пища — излишне жирная, подвергавшаяся сложной кулинарной обработке ( две и более операций) и та, в которой для большей калорийности и «универсальности» совмещено несколько полноценных продуктов разных категорий ( более трех) — являет собой проблему для организма и перегружает пищеварительную систему.
Не имея возможности полностью такую пищу переработать, организм вынужден искать различные способы справиться с нею, задействуя дополнительные резервы и перенапрягая органы, ответственные за избавление организма от ненужных и вредных веществ.
Однако все равно часть избыточной пищи остается «непобежденной» и разлагается внутри тела, загрязняя и отравляя его, а также способствуя развитию в органах пищеварения гнилостных процессов.
(Кишечник подавляющего большинства людей, ведущих обычный образ жизни, непременно содержит гниющие отходы в большем или меньшем количестве. Йогины считают, что именно проистекающей от этого аутоинтоксикацией в значительной степени обусловлена жуткая ситуация, сложившаяся в человечестве. Попробуйте найти среди обычных людей человека абсолютно здорового. Сколько таких отыщется на тысячу. Один? Два? Может быть, десять? Хотелось бы верить. А если поискать тех, кого можно назвать «в общем полностью здоровыми»? Может быть, их на тысячу отыщется сто? Ну, хотя бы пятьдесят... Вряд ли...)
Потому человеку нужна не столько калорийная пища, сколько сбалансированная и легко усваиваемая. Особенно это существенно для тех, кто болен, и для тех, кто практикует различные виды психофизического тренинга, связанные с огромнми психическими и достаточно большими физическими нагрузками.
Йогины полагают, что сбалансированная диета должна состоять на две трети из «щелочной» пищи и на одну треть — из «кислотной». Следовательно, тому, кто употребляет животную пищу, не следует забывать, что рыба, мясо, яйца, рис, хлеб и т. д. не должны превышать одну треть их ежедневного рациона, оставшиеся же две трети пусть будут составлены овощами, фруктами, бобовыми и молоком.
Вегетарианцам также необходимо помнить, что углеводистая пища, т. е. хлеб и другие продукты из зерен злаковых, не должны превышать одну треть их ежедневного рациона, две же трети пусть приходится на бобовые, овощи, фрукты, молоко, орехи и т. д.
Такова примерная формула того, что йогин назвал бы сбалансированной диетой.
«Облегчение молока»
Йогины предпочитают употреблять в пищу так называемое «облегченное молоко». Процесс «облегчения» предельно прост. Молоко нагревается так, чтобы, дойдя до точки начала кипения, оно один раз «поднялось». Едва это произошло, сосуд с молоком тут же убирают с огня. Пьют такое молоко теплым.
К вопросу о плотоядности человеческих существ
Подавляющему большинству человеческих существ, обитающих ныне на Земле, свойственна привычка употреблять в пищу рыбу, мясо животных и птиц, животные морепродукты, яйца и т. п., однако при всеядности своей человек относится скорее к травоядным. Телесное устройство чисто плотоядных животных имеет некоторые особенности, которыми человеческий организм не обладает.
Однако полностью отнести человека к травоядным также нельзя, ибо организм его обладает широчайшим диапазоном приспособляемости. Природа снабдила человека механизмами, которые позволяют ему в экстремальных условиях при отсутствии пищи растительной без вреда переходить на животную пищу.
Однако, если без особых на то оснований эта способность становится основой повседневных пищевых привычек, избежать раньше или позже проявляющихся разрушительных последствий воздействия такого искажения на тело и — в первую очередь — на психику человека как правило не удается.
К вопросу о пристрастии к спиртному
Массовая привычка к употреблению спиртных напитков является наиболее прискорбной слабостью человеческой цивилизации. Как явствует из истории, жертвами ее становились целые народы и нации. Приучение противника к спиртному в известных случаях оказывалось гораздо более радикальным стратегическим ходом, чем многолетние военные действия.
(Именно таким способом были покорены и практически истреблены индейские племена Северной Америки вместе с их тысячелетней культурой, а также народы Сибири.)
На основе опыта многих столетий йогины справедливо полагают, что спиртное временно нейтрализует кислотные яды, образующиеся в организме при чрезмерном употреблении мясной пищи. Потому жадный поглотитель мяса естественным образом обретает жажду к спиртному. Пристрастившись же к пагубному зелью, он уже не способен со своей страстью расстаться.
К вопросу о человеческой агрессивности
Употребление мясной пищи разжигает в человеке агрессивность. Поэтому древнеиндийскими священными писаниями мясное питание разрешалось только тому, кто принадлежал к касте воинов. Война и кровь были его дхармой — долгом и законом жизни. Профессиональный воин — воин по рождению — должен был быть агрессивным, чтобы справиться с задачей защиты своего народа от свирепых завоевателей.
В тренировке воинов применялись техники, позволявшие направить агрессивность в заданное русло, потому употребление мяса не приводило к неконтролируемым состояниям психики, которые являются нормой жизни для нынешних цивилизованных наций «неосознающих мясоедов».
Брамину же—тому, чья дхарма заключалась в следовании по пути духовного поиска, употребление в пищу рыбы, мяса, яиц и т. п. строжайше запрещалось, а принадлежавшим к остальным кастам — не рекомендовалось.
Идеальная диета
Все разнообразие возможных пищевых продуктов в Йоге принято разделять на три категории — саттвическая пища, раджасическая пища и тамасическая пища. При этом учитываются не только биохимические свойства того или иного продукта, но также качество свойственных ему тонких субстанций.
Саттвическая пища
Полноценные продукты, употребление в пищу которых способствует сохранению здоровья и силы, формирует мощный иммунитет, а также обеспечивает физическое, умственное и духовное равновесие, относятся к категории саттвических или превосходных. Согласно утверждениям авторов древних классических трактатов, именно такого рода продукты составляют идеальный рацион для практикующего йогина.
Саттвическое питание сохраняет покой ума и тела, доставляя человеку удовольствие.
Раджасическая пиша
То, что в нынешнее время принято называть сбалансированной пищей, йогической классификации относится к категории раджасической. В ней Определенных пропорциях сочетаются качественные продукты животного и неживотного происхождения.
Следует, однако, помнить, что некорректные методы приготовления могут превратить даже вполне доброкачественные продукты в яд, переведя их из категории саттвической пищи в категорию раджасической или даже тамасической.
Саттвические продукты, приготовленные с добавлением большого количества специй, например, перестают быть таковыми, пополняя собой категорию продуктов раджасических.
Также к раджасической пище относятся все корректно приготовленные животные продукты.
(Мы, конечно, помним, что молоко и молочные продукты, несмотря на их животное происхождение, в йогической диетологии принято относить к неживотным. Под животными же понимаются лишь те, которые содержат плоть живых существ, стоящих по уровню эволюционного развития выше растений.)
Явного вреда пища раджасической категории в общем-то не приносит, особенно молодым людям, у которых пищеварительная система работает достаточно эффективно, однако, возбуждая ум и генерируя телесную неудовлетворенность, она толкает человека в пучину потакания страстям, желаниям и похоти и потому не позволяет ему достичь уравновешенного состояния.
Отсюда — невозможность для того, кто питается раджасической пищей, устойчиво следовать по пути целенаправленного развития самоконтроля, расширения осознания с вытекающим из последнего совершенствованием и приближением к состоянию просветления.
Суетность состояния ума неизменно рано или поздно толкает такого человека к совершению ошибок, пагубно отражающихся на его эмоциональном статусе, работоспособности интеллекта и способности контролировать волю. Поэму тот, кто питается раджасической пищей, с возрастом неизбежно ввергает себя в пучину болезней и неадекватных состояний психики, особенно если жизнь его сопряжена со стрессами. Тот же, кто намерен всерьез посвятить себя продвижению по пути духовной эволюции, а также тот, кого интересует отменное здоровье, должен, следовательно, отдать предпочтение исключительно пище саттвической.
Тамасическая пища
Пища несбалансированная, зажаренная, подгоревшая, несвежая, нечистая, разлагающаяся и пересушенная относится к категории тамасической, или наихудшей. Такого рода пища однозначно вредна для умственного и физического здоровья любого, даже самого стойкого индивида.
«Заполняя желудок наполовину, должно йогину есть то, что чисто, на вкус приятно, нет в чем горечи и также нет остроты. Такова умеренность в еде.
Половину желудка наполняют пищей, четверть остается для воды и еще одна — для воздуха и газов.
Трапеза же йогина всегда составлена тем, что переваривается легко и быстро, не обжигает и подходит для построения тела.
Пусть избегает он всего, что долго стояло, будучи приготовленным, того, что переваривается с трудом и в кишках загнивает, а также того, что прямо с огня и горячо чрезмерно» («Гхеранда-Самхита», 5-21,5-22,5-29,5-30).
«Пища молочная и сладкая, которая посвящена Шиве и четверть желудка оставляет свободной, — вот умеренность в еде.
Не следует йогину есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее, орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам, горчицу, вино, рыбу и мясо, творог, сливочное масло, черный перец, асафетиду и чеснок.
Пищи остывшей, разогретой, пересоленной и прокисшей следует избегать, ибо она суть нездоровая.
Не опасаясь, может йогин взять пшеницу, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощи и хорошую воду. Для практикующего Йогу это благоприятно.
Ибо силу дает пища, приготовленная с топленым маслом и молоком, и тело ублажает, его потребностям отвечая вполне» («Хатха-Йога-Прадипи-ка», 1-60,1-61, 1-62,1-64,1-65).
Бобовые как универсальный источник белков
Как следует из приведенных выше цитат, йогины выступают за полное исключение из рациона мяса животных, рыбы и яиц. Они утверждают, что для поддержания полноценного белкового баланса достаточно молока и молочных продуктов и бобовых — разнообразных видов фасоли, бобов, чечевицы, гороха и сои. Никакого вреда от употребления в пищу бобовых быть не может. Пятидесяти-семидесяти граммов в день вполне достаточно для взрослого человека. Дети пусть едят столько, сколько захочется.
(Примечателен известный факт из древней истории: воины «императорской гвардии» Древнего Рима — отборные войска, состоявшие только из умудренных опытом множества сражений бойцов в возрасте не моложе сорока лет — не употребляли в пищу мяса и рыбы, питаясь в основном чечевицей и кашей из ячменных зерен. При этом воины императорских когорт успешно выигрывали сражения даже с десятикратно , превосходившими их по численности войсками противника.)
Традиционные диетические принципы для всех в соответствии с индийскими священными писаниями
Согласно установкам индийских священных писаний, детей до шести-семи лет, вне зависимости от кастовой принадлежности и места рождения, кормить мясной пищей не разрешалось, им нельзя было давать даже мелкую рыбу, дабы не причинить вреда здоровью малышей.
Употребление в пищу крупной рыбы, мяса и яиц запрещалось до десятилетнего возраста. Мясо животных, убитых на общественных бойнях, считалось отвратительной пищей, пригодной разве что для питания самоубийц и неприкасаемых.
По достижении истинной зрелости — возраста максимального расцвета, то есть пятидесяти лет, — любой, даже воин, согласно предписаниям, полностью, отказывался от животной пищи, переходя на растительно-молочное питание.
Все это соблюдалось во многих местностях Индии вплоть до первых десятилетий нынешнего столетия. Затем на смену сложившемуся укладу пришла дикая смесь традиционных взглядов и извращенных понятий о питании, принятом на Западе.
|
The script ran 0.009 seconds.