Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Карл Юнг - Человек и его символы [2008]
Язык оригинала: CHE
Известность произведения: Средняя
Метки: sci_psychology

Аннотация. К вопросу о символах.

Аннотация. Эта книга является последним прижизненным трудом Юнга, а также единственным популярным изложением его теории, адресованным самым широким кругам читателей. Используя метод «аналитической психологии» Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние бессознательного, опосредованное символами, на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и человеческую жизнь от младенчества до старости.

Полный текст.
1 2 3 4 

177 Сказка о сибирском охотнике дана по книге Расмусссна (Rasmusscn, Die Gabe dеs Adlers. — Frankfurt am Main, 1926. P. 172. 177 Дискуссия о „девс-отравительнице“ представлена в работе В. Гертца (Н е г z W., Die Sage vom Giftmadchen, Adh. der K. bayr. Akad. der Wiss. Ch. 1. Vol. XX,-Munchcn, 1893). 179 принцессы, загадывающей- загадки. — Кровожадная принцеса обсуждается X. Ганом (Hahn Chr., Griеchischе und Albaneslsche Marchen. Vol. 1. — Mdnchen-Bеrlin, 1918. P. 301: „Dеr Jagcr, und dеr Spicgcl dеr allеs sieht“). 179 „Любовное помешательство“, вызываемое проецированием анимы, исследуется Элеонорой Бсртайн в ее работе „Человеческие взаимоотношения“ (Bertine Eleanor, Human Relationships. P. 113). См. также великолепный труд д-ра Г. Штраусса (Strauss Н., Die Anima als Projection-Erlebnis. — Heidelberg, 1959, на правах рукописи). 180 К. Г. Юнг обсуждаетвозможность укрепления психики с помощью негативной анимы в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XL P. 164 и далее; Vol.IX. Р.224; Vol. XII. Р. 25, 110,128). 182 О четырех стадиях анимы см.: Юнг К. Г., Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. Р. 174). 183 Работа Франческо Колонны „Гипноэротомахия“ интерпретировалась Линдой Фирц-Дэвид (Fierz-David Linda, Dcr Licbestraum dcs Poliphilo. — Zurich, 1947). 184“-и никто не уйдет от меня“ — цитата, описывающая роль анимы, дана по: „Aurora Consurgens I“ в англ. переводе Е. А. Гловсра. На немецком: под ред. М.-Л. фон Франц в работе К Г. Юнга „Mysterium Coniunctlonis“. Vol.3. 1958. 184 Исследование рыцарского культа дамы см.: Юнг КГ, Собр. соч. (Collected Works. Vol. VI. Р. 274, 290). См. также: Юнг Эмма и фон Франц М.-Л. О u п g Emma and von Franz M.-L, Die Graalslcgcndc in psychologischer Sicht. — Zurich, I960). 187 О проявлении анимуса через непреклонное убеждение в чем-либо см.: Юнг К Г., Два эссе по аналитической психологии (J u n g С. G., Two Essays in Analytical Psychology. - London, 1928. P. 127 и далее); Собр. соч. (Collected Works. Vol.IX. Ch.3). См. также: Юнг Эмма, Анимус и Анима; Хардинг Эстер, Женские тайны (J u n g Emma, Animus and Anima. Harding Esther, Woman's Mystery. — New York, 1955); Бертайн Элеонора, Человеческие взаимоотношения (Bertine Eleanor, Human Relationships.-P.128); Вольф Тони (Wolf Toni, Studiеn zu C.G.Jung's Psychologic.—Zurich, 1959. P. 257); Нейман Эрих (Neumann Erich, Zur Psychologie dcs WelbUchcn. — Zurich, 1953). 189 Цыганскую легенду см- „Dcr Tod als Gеlicbtеr, Zigeuner-Marchcn“, Die Marchen dcr Wcltliteratur.-Jena, 1926. P. 117). 189 Роль анимуса в развитии ценных мужских качеств рассматривается К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol.IX. P. 182) и в его „Двух эссе“ (Two Essays) (см. выше). 194 Австрийское предание о черной принцессе см“ „Die schwarzc Konigstochtеr“, „Merchen aus dеm Donaulandе“, Die Merchеn dcr Wcltliteratur.—Jena, 1926. P. 150. 194 Легенда эскимосов о Духе луны дастся по: „Von Einer Frau die zur Spinne Wurde“ из кн. К-Расмусссна „Die Gäbe des Adlers“. P. 121. 194 Обсуждение появлений Самости в молодом или пожилом облике см.: Юнг К. Г., Собр. соч. (Collected Works Vol. IX. P. 151). 198 Миф о Пань-гу можно найти в кн. Дональда А. МакКензи „Мифы Китая и Японии“ (Mac Kеnziе Donald A., Myths of China and Japan. — London. P. 2б0), и в книге Г.Масперо „Таоизм“ (Maspöro Henri, Lc Taoisme. — Paris, 1950. P. 109). См. также: de Groot J.J.M., Universismus. — Berlin, 1918. Р.130-1Э1; Koestler H., Symbolik des Chinesischen Universismus. — Stuttgart, 1958. P. 40; Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol. 2. P. 160-161. 189 Рассмотрение Адама, как Космического Человека, см.: Вуншс Август (Wünsche August, Schöpfung und Sündcnfall des ersten Menschen. — Leipzig, 1906. P. 8-9, 13); Лейзсганг Ганс (Lcisegang Hans, Die Gnosis. — Leipzig, Kroncrschc Taschenausgabe). Психологическую интерпретацию см.: Юнг КГ. (Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol.2. Ch. 5. P. 140-199) и, его же, Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 346). См. также о возможной исторической связи китайской Пзнь-гу, персидского Гайомартз и легенд об Адаме: Г а р т м а н Свсн С., Гайомарт (Н а г t m a n n Sven S., Gayomart. — Upsala, 1953. P 46, 115). 199 Пуруша-— В инд. мифологии Первочсловск, из которого возникли элементы космос.1, вселенская душа —Ред. 199 Представление об Адаме как о „сверхдушс“, берущей начало от финиковой пальмы, рассматривается Е.С.Дроуэром в кн. 'Тайный Адам. Анализ назарстской гностики“ (D r owe г E. S., The Secret Adam, A Study of Nasoracn Gnosis. — Oxford, I960. P. 23, 26, 27, 37). 199 Высказывание Мейстера Экхарта дано по кн.: Pfeiffer F., Meister Eckhardt.— London, 1924. Vol.2. P.80. Иоганн (Мейстер) Экхарт (ок. 1260-1327) — нем. средневековый мистик.— Ред. 199 К. Г. Юнг обсуждает Космического Человека в Собр. соч., „Ответ Иову“ (Collected Works. Vol. IX. Ch.2. P. 36; Vol. XI; „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P. 215). См. также: X а р д и н г Эстер, Путешествие внутрь себя (H a rd i n g Esther, Journey into Self-London, 1956). 199 Об Адаме Кадмоне см- Шолсн Гершом, Основные тенденции иудаистского мистицизма (Major Trands in Jewish Mysticism. — 1941) и Юнг К Г. (Jung CG., Mysterium Coniunctionis. Vol.2. P. 182). Адам Кадмон. — „Адам первоначальный“ — в мистич. традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира—Ред. Антропос. — В манихействе и христ. гностицизме духовный псрвочеловек как божественное существо, прототип духовного и материального миров, соединяющий в себе мужскую и женскую Сущность. Присущ всем людям как бессмертное начало, дожидающееся освобождения —Ред. 201 Символ королевской четы анализируется K-Г.Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. P. 313) и в „Mysterium Coniunctionis“ (Vol.1. P. 143, 179; Vol. 2. P. 86, 90, 140, 285). См. также: „Пир“ Платона и образ богочеловека, Антропоса, у гностиков. 202 Артемида. — В др.-греч. мифологии богиня целомудрия и плодородия, дочь Зевса —Ред. 202 О камне как символе Самости см.: Юнг К Г. (J u n g С. G, Von den Wurzeln des Båwussteins. - Zürich, 1954. P. 200, 415, 449). 204 Момент, когда стремление к индивидуации становится осознанным, рассмотрен К. Г Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII; Von den Wurzeln des Bcwusstcins. P. 200; Collected Works. Vol. IX. Ch.2. P. 139, 236, 247, 268; Vol. XVI. P. 164; Vol. VIII. P.253) и Вольф Т, (Wolff Toni, Studien zu CG.Jung's Psychologie. P. 43). а также, и главным образом, „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P. 318. 204 Более подробно об „активном фантазировании“ см.: Юнг КГ, Функция трансценденции // Собр. соч. (Jung e.G., The Transcendent Function // Collected Works. Vol. VIII). 205 Зоолог Адольф Портман описывает „внутреннюю сущность“ животных в своей работе (Portmann Adolf, Das Tier als soziales Wesen. — Zürich, 1953. P.366). 207 Верования древних германцев в отношении надгробий обсуждаются в кн. Пауля Херрмана (Herr m an n Paul, Das altgermanischc Pricstcrwcscn.—Jena, 1929. P. 52) и в работе К Г. Юнга (Jung G.G., Von den Wurzeln des Bcwussteins. P. 198). 208 Описание Мориснусом философского камня цитируется К Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 300. Note 45). 208 Необходимость страдания для поисков камня — одна из аксиом алхимиков; ср. у К. Г. Юнга в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 280). 209 К. Г. Юнг рассматривает взаимодействие психического и материального в своей работе „Два эссе по аналитической психологии“ (Two Essays on Analytical Psychology. P. 142-146). 209 Полное объяснение „синхронности“ см.: Юнг К. Г., Синхронность: акаузальный связующий принцип // Собр. соч. (Jung CG., Synchronictty: an Acausal Connecting Principle // Collected Works. Vol. VIII. P. 419). 210 Мнение К. Г. Юнга относительно использования восточной религии для контакта с подсознанием см. в его работе „О символике Мандалы“ // Собр. соч. (Concerning Mandala Symbolism // Collected Works. Vol. IX. Ch.l. P. 335; Vol.XIL P. 212; Vol.XIL P. 19, 42, 91, 101, 119, 159, 162). 210 ".на перекрестке дорог'. — Отрывок из китайского текста, цит. по: Лук Чарльз, Лю Куан Ю. Учение Чань и Дзен (Lu K'an, L u k Charles, Ch'an and Zen Teaching Group, — London. P. 27). 214 Легенда о Купальне Бадгсрда взята из книги „Märchen aus Iran“, Die МдгсПсп der Weltliteratur. —Jena, 1959. — P. 150. 215 К. Г. Юнг исследует ощущение современного человека как среднестатистической единицы в своей работе „Ненайденная Самость“ (The Undiscovered Self. P. 14, 109). 217 Восприятие и толкование снов на субъективном уровне рассматривается К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XVI. P. 243; Vol. VIII. P. 266). 217 Инстинктивная „настройка“ человека на тех, кто его окружает, рассматривается Л.Портманом (Р опт a n n A, „Das Tier soziales Wesen. P. 65 ctc). См. также: Тинберген H., Изучение инстинкта (Tinbcrgcn A, A Study of Instinct.— Oxford, 1955. P. 151, 207 etc). 219 Эл. E. E. Хартли рассматривает „коллективное подсознание“ (более употребителен термин „коллективное бессознательное“— Ред.) в своей книге „Основы социальной психологии“ (Hartley El, E. E, Fundamentals of Social Psychology. — New-York, 1952). См. также: Янвиц Т. и Шульц Р. (Janwitz Th., Schulze R., Neue Richtungen in der Masscnkommunikationforschung. — Rundfunk und Fernsehen, I960. P, l-20; Unterschwellige Kommunikation,-I960. P.283, 306 ctc). Эта информация любезно предоставлена нам господином Рейс Маламудом. 221 Ценность свободы (в созидании) подчеркивается К Г. Юнгом в „Ненайденной Самости“ (The Undiscovered Self. P. 9). 222 О религиозных символах, олицетворяющих процесс индивидуации см.: Юнг КГ, Собр. соч. (Collected Works. Vol. XI. P. 273 etc; Ch.2. P. 1б4). 222 К. Г. Юнг рассматривает религиозную символику современных сновидений в Собр. соч. (Collected Works. Vol. XII. P. 92; P.28, 169, 207 etc). 222 Дополнение Троицы четвертым элементом исследуется К Г. Юнгом в работе „Mysterium Coniunctionis“. Vol.2. P.112, 117, 123 и в Собр.соч. (Vol. VIII. Р.136, 160-62). 224 .названному Фрейдам 'супер-эго'. — Часть сознания, контролирующая наше поведение с т.зр. морали —Ред. 225 Видение Черного Лося цит. по кн.: H е и х а р д т Джон Г., Говорит Черный Лось (N e i h a r d t G., Black Elk Speaks. — New York, 1932). 225 Рассказ обэскимосском празднике орлавзят из книги К. Расмусссна (Rasmus-sen Knud, Die Gäbe des Adlers. P. 23, 29). 226 К. Г. Юнг рассматривает изменение со временем первоначального мифологического материала в Собр.соч. (Vol. XI, Р. 20; Vol. XII, Introduction). 226 Физик В. Паули рассматривает последствия современных научных открытий, подобных открытию Хейэенберга, в работе „Die philosophische Bedeutung der Idee der Komplementarität“, Expcricntia. Vol.VI/2. P. 72; и в кн. „Wahrscheinlichkeit und Physik“, Dialеctica. Vol. VIII/2.- 1954. P 117. Гл. 4. Символы в изобразительном искусстве. Аниэла Яффе 231 Утверждение Макса Эрнста цитируется по: Гайдион-Велкср К, Современная скульптура (Gicdion-Welcker С, Contemporary Sculpture. — New York, 1955). 231 Исследование доисторического искусства см.: Кун Г. (К ü h n Herbert, Die Felsbildеr Europas. — Stuttgart, 1952). 233 В отношении театра Но ср. с C e к е л ь Д. (S е с k с l D., Einführung in die Kunst Ostasiens. — München, 1960). О лисьей маске, испольэуемой в театре Но, см.: Буша н Г. (В u s с h a n G., Tiere in Kult und Aberglauben. — Ciba Journal, Basel, Nov., 1942. No. 86). 233 О животных, являющихся атрибутами различных богов см.: Г. Бушан, выше. Хатор, Амон, Тот- — Хатор — богиня неба, почиталась как небесная корова, родившая солнце в древнеегип. мифологии. Амон — бог солнца. Тот — бог мудрости, счета и письма. —Ред. Ханумац, Фрейя, Водан... — Хануман — наставник в науках и покровитель деревенекжизни в инд. мифологии. Фрейя — богиня красоты, плодородия и деторождения в герм.-сканд. мифологии. Водан (Один) — высшее божество германо-скандинавского пантеона, покровитель воинов. —Ред. 236 К. Г. Юнг рассматривает значение образа единорога (символ Христа) в Собр. соч. (Vol. XII. Р. 415 еtc). 237 По поводу мифа о Брахме см.: Ц и м м е р Г. (Z i mm с r H., Maya, der indische Mythos. — Stuttgart-Berlin, 1936). 237 Дата рождения Будды, согласно санскритскому источнику „Лалита Вистера“ (Lalita Vlstera. Paris, 1884), соответствует 600-1000 гг. н.э. 237 К. Г. Юнг рассматривает четыре функции сознания в Собр.соч. (Vol. VI). 237 Тибетские мандалы рассматриваются и интерпретируются К. Г. Юнгом в Собр. соч. (Vol. IX). 238 Шива и Шакти- — Шива, один из верховных богов в индуизме, олицетворяющий созидательные и разрушительные силы в Универсуме. Шакти — воплощение сексуальной страсти, творческой и разрушительной силы. Супруга Шивы. — Ред. 239 Дева Мария в центре круглого дерева изображена на Триптихе Неопалимой Купины, 1476, Собор Сснт-Савер, Экс-он-Прованс. 239 Примеры священных построек, имеющих в плане мандалу: Боробудур, Ява; Тадж Махал; Мечеть Омара в Иерусалиме. Светские здания: Кастсль дель Монте, построенный римским императором Св. Фредериком II (1194-1250) в Апулии. 239 О мандале, как принципе возведения примитивных деревень и священных мест см.: Э л и аде M. (E l lade M, Das Heilige und das Profane. — Hamburg, 1957). 239 Теория, что „quadrata“ означает „четырехсторонний“, была выдвинута Францем Альтгеймом, берлинская классическая школа. См.: Ксрсний К., Введение к книге К. Ксрсний и К. Г. Юнга (Kcrcnyi К., Introduction to Kcrcnyi-Jung „Einrührung in das Wesen der Mythologie“. — Zürich. P. 20). 239 Другая теория, согласно которой „urbs quadrata“ относится к квадратуре круга, принадлежит Керений (там же). 240 О Небесном Граде см.: Книга Откровений Иоанна Богослова, XXI. 241 Цитата К. Г. Юнга из его работы „Комментарии к секрету золотого цветка“ ü u n g С. G., Commentary on the Secret of the Golden Flower. — London-New York, 1956. 10th edition). 241 Эпохи Каролингов- — Каролинги — королевская династия VIII-IX вв. (в осн. на терр. Франции и Германии. —Ред.) 241 Примеры равностороннего креста: распятие из Evangclienharmonie, Вена, (Otfriеd von Weisscnbcrg, IX в.); Госфортский крест, Х в.; крест Monastcrboice, X в.; крест Ruthwell. 242 Обсуждение перемен в архитектуре церковных сооружений основано на информации из эссе Карла Литца (L i t z Karl, Die Mandala, ein Beispiel der Architektursymbolik. — Winterthur, Nov., I960). 244 Натюрморт Матисса находится в коллекции Томпсона, Питсбург. 244 Картина Кандинского, изображающая шары или круги расплывчатых цветов, называется „Затуманившаяся белизна“, 1927, и находится в коллекции Томпсона, Питсбург. 244 Картина Пола Кэша „Случай на холмах“ из коллекции господина С.Нильсона. См.: Д и г б и Дж. В., Значения и символы (D i g b у George W., Meaning and Symbol. — Fabcr and Fabcr, London). 244 Взгляд К. Г. Юнга на уфологию см.: Летающие тарелки; современный миф о предметах, увиденных внебе (Flying Saucers, a Modern Myth of Things Seen in the Skies.—London-New York, 1959). 246 Цитата из книги Базена „Заметки о сегодняшней живописи“ (В a z a i n е Paul, Notes sur la Pcinturc d'Aujourd'hui. Paris, 1953) приведена по источнику: Г ее с Вальтер (Н е s s Walter, Dokumente zum Verständnis der modernen Malerei. — Hamburg, 1958. P. 122). Целый ряд цитат в этой главе заимствован из этой крайне полезной книги (далее просто Document-). 246 Слова Франца Марка цит. по: Marc Franz, Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen.—Berlin, 1920. 246 О книге Кандинского см“- Document-, 6th edit—Berne, 1959. P. 80 (1-е издание-Мюнхен, 1912). 246 Маньеризм и следование моде в современном искусстве рассматривается Вернером Гафтманом в работе; Haftmann Werner, Glanz und Gefährdung.... — München, I960. P. 111. См. также: Гафтман В. (Haftmann, Die Malerei Im 20. Jahrhundert. 2-edit. — München, 1957); Рид Герберт, Краткая история современного искусства (Read Herbert, A concise History of Modern Painting. — London, 1959), а также ряд исследований об отдельных художниках. 249 Эссе Кандинского „О форме“ см.: Der Ыаие Reiter. — München, 1912 // Document.. P. 87. 249 Комментарии Базена о подставке для бутылок Дюшама см.: Document. P. 122. 250 Высказывание Жоана Миро цит. по кн. „Жоан Миро“ (Mi г о Joan, Joan Miro. Horizont Collection, Arche Press). 250 Упоминание об одержимости Швиттерса см; Гафтман В. (см. выше). 250 Высказывание Кандинского см.: Selbstbetrachtungen, Berlin, 1913 // Document.. P. 89. 251 Слова Карло Kappa цит. по: Гафтман В. (H a f t m a n n W., Paul Klee, Wege bildnerischen Denkens. — München, 1955. 3-edit. P. 71). 251 Высказывание Клее цит. по: Klee, Wege des Naturstudiums. — Weimar-München, 1923 // Document.. P. 12 5. 252 Замечание Базсна цит. по его „Заметкам о сегодняшней живописи“ (В a z a i n с, Notes sur la pelnture d'aujourd'hui — Paris, 1953 // Document- P. 125). 252 Высказывание Чирико цит. по: De Chirico, Süll' Arte Mctafisica. — Roma, 1919 // Document.. P. 112. 252 Цитаты Чирико из его „Метопе della mia Vita“ // Document. P. 112. 253 Утверждение Кандинского о смерти Бога см. в его „Ueber das Geistige in der Kunst“. 253 -беспокоила умы поэтов.—Речь идет о таких европейских поэтах XIX в. как Г. Гейне, Жан Поль, Рембо, Малларме. 253 Цитата К. Г. Юнга из его Собр. соч. (Vol. XI. Р. 88). 253 Марионетки встречаются у Карло Карра, А. Архипенко и Джорджио Моранди. 254 Комментарий Г. Рида о Шагале см. его „Краткую историю современной живописи“ (Read Herbert, Concise History of Modern Painting. — London, 1959. P. 124, 126,128). 254 Высказывания Андре Бретона цит. по: Манифест сюрреализма ('Breton Andre, Manifeste du Surrealismc, 1924-42. — Paris, 1946 //Document.. P. 117, 118.) 256 Высказывания Эрнста цит. по: По ту сторону живописи (Ernst, Beyond Painting. — New York, 1948 // Document- P. 119). 256 Ссылки на Жана Арпа даются по: Гайдион-Велкср К. (Gicdion-Wcl-с k е г Carola, Hans Агр. - 1957. Р. XVI). 256 Об „Истории Природы“ Эрнста см.: Document. P. 121. 257 О романтиках и „почерке“ природы см.: Новалис (Novalis, Die Lehrlinge zu Sais); Гофман Э. T. A. (Hoffmann E. T. A., Das Märchen vom Goldnen Topf); фон Шуберт Г. X. (von Schubert G. H., Symbolik des Traumes). 257 Комментарий Каснера по поводу Георга Тракля цит, по: Альманах библиотеки Флинкера (Kassner, Almanach de la librairie Flinker—Paris, 196l). 259 Высказывание Кандинского цит. соответственно по: Ueber das Geistige- P. 83 // Document. P. 88; lieber die Formfrage. — München, 1912 // Document. P. 88; Aufsatze. — 1923-43 // Document- P.91. 259 Слова Франца Марка цитируются, соответственно, по: Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen // Document. P. 79 и далее; и по: Гафтман (Haft mann, Glanz und Gefahrdung... P. 478). 259 Высказывание Клее заимствовано из: Ueber die moderne Kunst, Lecture.— 1924 // Document- P. 84. 259 Высказывание Мондриана цит. по: (Mondrian, Neue Gestaltung. — München, 1925 //Document- P.84). 260 иголосу внутренней необходимости. — Кандинский называет „внутренней необходимостью“ силу неизбежного желания самовыражения... или внутреннюю духовную силу искусства, постоянно толкающую художника „вперед и выше“, к изображению вечно художественных ценностей, а не только присущих его эпохе. (Кандинский, О духовности в искусстве. — М- Архимед, 1992 —Ред.). 260 Высказывание Франца Марка цит. по: Шмидт Георг (Schmidt Georg, Vom Sinn der Parallele in Kunst und Naturfonn. — Basel, I960). 260 Высказывание Клее цит. по, соответственно: Ueber die Moderne Kunst (см. выше) // Document- P.84; Tagebücher. — Berlin, 1953. P. 93 // Document- P. 86; а также по книге Гафтмана „Paul Klee...“ (P, 89). 260 О живописи Поллока см.; Гафтман (Haftmann, Malerei in 20. Jahrhundert. — P. 464). 261 Высказывание Поллока цит. по его книге „Моя живопись и мои возможности“ (Pollock, My Painting Possibilities. — New York, 1947. См.: Рид Герберт, Краткая история... — Р. 267 (см. выше). 262 К. Г. Юнг цит. по: Собр. соч. (Vol. IX. Р. 173). 263 Рид о Клее см. выше, Р. 180. 263 Слова Марка цит, по: Briefe Aufzeichnungen und Aphorismen // Document.. P. 79. 263 Высказывания о Марини цит. по: Родит и Эдуард (Roditi Edouard, Dialoge über Kunst. — Insel Verlag, I960). Диалоги даны в очень сокращенной форме. 266 Комментарий о Манессье см.: Гафтман B.(HaftmannW., Glanz und Gefahrdung... — P. 474. 266 Слова Базена см.: его Заметки о сегодняшней живописи (В a z a i n с, Notes sur la Pеinturе d' Aujourd'hui // Document.. P. 126). 267 Высказывание Клее дано по: Гафтман В., Paul Klee... P. 71 (см. выше). 268 Относительно применения современного искусства в церквях, см.; Ш м а л с н -бах В. (Schmalenbach W., Zur Ausstellung von Alfred Mancssier. — Zürich, 1959). Гл. 5. Индивидуальная символика: случай из психоаналитической практики. Иоланда Якоби 270 Дворец грез: Иллюстрация XVI века к девятнадцатой песне „Одиссеи“ Гомера. В центральной нише изображена богиня сна, держащая в руках маковый букет. Справа от нес—Роговые Ворота (ворота с прикрепленным к ним изображением быка), через эти ворота нисходят сновидения; слева от нес — Ворота Слоновой Кости с прикрепленным к ним изображением слона, через эти ворота нисходят обманчивые сновидения. Вверху слева — богиня Луны Диана; вверху справа — Ночь, спящие и умершие младенцы. 274 Важность первого сна для сеанса психоанализа отмечалась К-Г.Юнгом в его „работе „Современный человек в поисках души“ (Modem Man in Search of Soul. P. 77). 282 Жироду Жан (1882-1940) —франц. писатель, известный драматург. —Ред. 285 Личина („persona“) — термин К. Г. Юнга, означающий характерный для индивида способ взаимодействия с окружающим миром или его частью. —Ред. 288 Упоминаемая в разделе „Сон с гаданием“ книга „И Цзин, или книга перемен“ в пер. Рихарда Вильгельма издана с введением К. Г. Юнга (I Ching or Book of Changes. — London: Routlеdgе and Kegan Paul, 1951. Vol.1, II). 290 Значениетрех верхних линий знака Мэнь („ворота“)упоминается там же (Vol. II. Р. 229), где также утверждается, что этот знак "...уединенная тропа; чтозначит: маленькие камни, двери и открывающиеся возможности... евнухи и надзиратели, пальцы...“ О знаке Мэнь см.: там же, Vol. l. P. 20. 290 Цитата из „И Цзин...“ см.: там же. Vol. I. P. 23. 290 Касаясь второго вопрошания книги „И Цзин...“, К. Г. Юнг писал (в своем предисловии к английскому изданию): „Повторение эксперимента невозможно по простой причине: первоначальная ситуация не может быть воссоздана. Следовательно, в каждый момент обращения к книге существует лишь один единственный ответ“. 291 Тема „города на горе“ обсуждается К-Керсний в работе „Das Geheimnis der hohen Städte“, — Europaische Revue, 1942, Juli-August; и в „Эссе о научной мифологии“ (Kcrenyi К., Essays on a Science of Mythology. — Bollingcn. Scr. XXIII. P. 16). 292 Обсуждение К. Г. Юнгом значения числа „четыре“ см.: его Собр. соч. (Vol. IХ, XI, XII и XIV); хотя так или иначе символика этого числа со всеми его значениями пронизывает красной нитью большинство работ К. Г. Юнга. 294 Ковчег Завета. — Главная святыня народа Израиля, представлявшая по библ. преданию (Исх. 40:20; 3 Цар. 8-9) сундук, где хранились скрижали закона —Ред. 296 О некоторых символических значениях, приписываемых игральным картам см.: „Handwörterbuch des Deutschen Aberglaubens“. Vol. IV, P. 1015; Vol. V, P. 1110. Символика числа „девять“ обсуждается в работе Ф. В. Хоппера „Средневековая символика чисел“ (Hopper F.V., Medieval Number Symbolism. — 1938. P. 138). 298 Что касается образа „ночного путешествия“ этого сновидения, см.: Я к об и И., Процесс индивидуации. // Журнал „Аналитическая Психология“ (Jacobi J., The Process of Individuation // Journal of Analytical Psychology, III. No. 2. - 1958. P. 95). 299 Примитивная вера в силу телесных выделений обсуждается Е. Нейманом в работе „Происхождение сознания“, с. 39 (немецкое издание). Заключение. Наука и подсознание. М.-Л. фон Франц 305 Архетипы как ячейки психики обсуждаются В. Паули в работе „Aufsätze und Vortrage über Physik und Erkenntnis-thcorie“, Verlag Viewcg Braunschweig, 196l. 305 Относительно созидательной или сдерживающей силы архетипов, см.: Юнг К. Г. и П а у л и В., Naturerklarung und Psyche. — Цюрих, 1952. С. 163 и далее. 306 Замечание В.Паули по поводу биологии изложено в его работе „Aufsatze und Vortrage...“, см. выше. С. 123. 306 Более детальное объяснение утверждения относительно времени, необходимого для мутации, см.: Паули В., там же. Р. 12 3-125. 307 Историю Дарвина и Уоллеса см. в книге Хеншоу Ворда „Чарлз Дарвин“ (Ward Henshaw, Charles Darwin. 1927). (АР.Уоллес (1823-1913)—англ. естествоиспытатель, один из основоположников зоогеографии. —Ред.) 307 Creatio continua. — „Продолжающееся творение“ (лат.). Согласно христ. учейию о сотворении мира, акт божественного творения является непрерывным —Ред. 308 О доводах Декарта более подробно см. статью М.-Л. фон Франц (von Franz M. L, Der Traum des Descartes // Zeitlose Dokuments der Seele. — Studien des CG. Jung Instituts). 308 Утверждение Кеплера обсуждается К Г. Юнгом и В. Паули в совместной работе „Naturerklarung und Psyche“ (см. выше. Р. 117). 308 Слова Хейзенберга цитируются по работе Ханны Арендт „Состояние человека“ (А г end t Hannah, The Human Condition. — Chicago University Press, 1958. P. 26). 308 Предположение В.Паули о параллелях, возникающих при исследовании психологического и физического можно найти в „Naturerklarung...“, см. выше, Р. 163. 308 Концепцию Нильса Бора о взаимодополняемости см.; Bohr Niels, Atomphysik und menschliche Erkenntnis. — Braunschweig. P. 26 и далее. 308 Слова В. Паули были процитированы К Г. Юнгом в его „Духе Психологии“ // Сборник под ред. И. Кэмпбелла „Ежегодник Эранос: коллективные труды“ (Jung C.G., The Spirit of Psychology // Collected Papers of the Eranos Year Book. Jos. Campbеll, Bollingcn, Ser. XXX, 1, N.Y.: Pantheon Books, 1954. P. 439). 309 В.Паули рассматривает „первичные возможности“ в „Vortrage...“, см. выше, Р. 125. 309 Параллели между микрофизикой и психологическими понятиями также представлены в работе В. Паули „Vortrage...“: описание подсознания с помощью парадоксов — Р. 115-116; архетипы как „первичные возможности“ — Р. 115, подсознание как „поле“ — Р. 125. 310 Слова Гаусса цитируются по: Gauss, Werke. Vol. X. P. 25, письмо к Ольбсру, и приводилось также у Б. Л. Ван-Дер-Вардена, в кн.; van der W а с г d с n B. L, Einfall und Ueberlegung: Drei Kleine Beitrage zur Psychologie des mathematischen Denkens, Basel, 1954. 310 Пуанкаре цит. по: там же, Р. 2. 310 Мнение В. Паули о том, что идея подсознания окажет влияние на вес естественные науки см.: P a u l i W., Vortrage..., P. 125. 310 Идея возможного всеединства жизненного феномена была подхвачена В. Паули: см. там же, Р. 118. Концепции К. Г. Юнга о „синхронной композиции“, содержащей и материальное и психическое, см.: Синхронность: аказуальный связующий принцип II Собр. соч. (Synchronicity, an Acausal Connecting Principle // Collected Works, Vol. VIII). 310 Идея К. Г Юнга об „unus mundus“ следует некоторым средневековым схоластическим представлениям (Дж-Дунса Скота и др.), в соответствии с которыми „unus mundus“ был целостным архетипическим представлением о мире, существовавшим в разуме Всевышнего до того момента, как Бог материализовал его. 311 Ханна Арендт цит. по: „Состояние человека“, см. выше, Р. 266. 311 Дальнейшее обсуждение „первичных математических озарений“ см.: Паули В., Vortrage..., см. выше, Р. 122; а также К о нес т Ф., Математика и реальность (Сonseth Ferd, Lеs mathematiques et la röalite.— 1948). 311 В.Паули, следуя за К. Г. Юнгом, обращает внимание на то, что наши сознательные представления упорядочиваются, прежде чем стать осознанными, см.: Vortrage-, там же, Р. 122, а также К о н с с т Ф., см. выше. 311 Утверждение Б.Л.Ван-Дер-Вардена заимствовано из его „Einfalt und Ueberlegung...“, см. выше, Р. 9.

The script ran 0.018 seconds.