Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Эрих Фромм - Здоровое общество. Догмат о Христе [0]
Язык оригинала: DEU
Известность произведения: Средняя
Метки: sci_philosophy

Аннотация. Взаимоотношения человека и общества с давних пор привлекали философов, стремившихся определить, какой из элементов этой бинарной оппозиции первичен. Антисоциален ли индивидуум по природе своей, как утверждал З. Фрейд, или же, напротив, человек есть общественное животное, как полагал К. Маркс? Попытку примирить эти противоположные точки зрения предпринял основоположник «гуманистического психоанализа» Эрих Фромм. Общество заражено деперсонализацией индивида: массовая культура, массовое искусство, массовая политика обусловлены совокупностью всех условий жизни современного индустриального общества. Эту болезнь возможно вылечить только через обретение позитивной свободы, свободы не самой по себе, не деструктивной, а «свободы для чего-либо», через переход от состояния «иметь» к состоянию «быть». И только общество, члены которого обладают позитивной свободой, можно назвать здоровым. http://fb2.traumlibrary.net

Полный текст.
1 2 3 4 

(331) В данном вопросе я очень обязан Г. Фуксу за его комментарии и предложения. (Примеч. автора). (332) Перевод дан по: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 494–495. (Примеч. отв. ред.). (333) Перевод дан по: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 114–115. (Примеч. отв. ред.). (334) Парижская Коммуна — первая пролетарская революция и первое в истории правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже с 18 марта по 28 мая 1871 г. Жестоко подавлена. (335) Генеральный Совет Интернационала — руководящий орган I Интернационала (Международного товарищества рабочих) — первой массовой международной организации пролетариата, основанной К.Марксом и Ф. Энгельсом в Лондоне в 1864 г. (336) Перевод дан по: Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 343, 345, 346. (Примеч. отв. ред.). (337) Бернштейн Эдуард (1850–1932) — политический деятель, один из лидеров оппортунистического крыла германской социал-демократии и II Интернационала, идеолог ревизионизма. (338) Buber M. Paths in Utopia. The Macmillan Company. New York, 1950. P. 95, 96. (Примеч. автора). (339) Керенский Александр Фёдорович (1881–1970) — российский политический деятель, эсер. После Февральской революции (1917) вошёл в состав Временного правительства, с сентября 1917 г. — Верховный Главнокомандующий. После Октябрьской революции 1917 г. — организатор антисоветских выступлений. Белоэмигрант. (340) См. об этом мою статью в Zur Aufgabe einer Analytischen Sozialpsychologie // Ztsch. f. Sozialforschung. Leipzig, 1932, а также статью Шумпетера о марксизме в Capitalism, Socialism and Democracy. Harper and Brothers. New York, 1947. P. 11, 12. (Примеч. автора). (341) См. мой анализ этого взаимодействия в моей работе «Escape from Freedom» («Бегство от свободы»). Pinchart and Company. New York, 1941. (Примеч. автора). (342) Энциклопедисты XVIII в. — французские просветители, участвовавшие во главе с Д. Дидро в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (35 томов, 1751–1780). (343) Эрос (Эрот) — в древнегреческой мифологии бог любви. В психоанализе так принято обозначать влечение к жизни, цель которого — сохранение и развитие жизни, а также сплочение людей. Энергия Эроса — либидо, по Фрейду, входит в состав как сексуальных, так и разрушительных влечений, но в сексуальных преобладает. (344) Морган Льюис Г. (1818–1881) — американский историк и этнограф, исследователь первобытного общества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества, обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. (345) Засулич Вера Ивановна (1849–1919) — видная деятельница народнического, а затем российского социал-демократического движения. (346) Рецептивная ориентация — так Фромм называет социальный характер, ориентированный на постоянное получение как материальных, так и духовных благ исключительно извне. // Рыночная ориентация — так Фромм называет социальный характер, в основе которого лежит отношение и к другим людям, и к самому себе как к товару, стоимость которого определяется на рынке. (347) Рационалисты (лат. rationalis — разумный; ratio — разум) — представители рационализма — философского направления XVII–XVIII вв., признававшие разум основой познания и поведения человека. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения и теорий переустройства общества на основе разума. (348) Продуктивная ориентация, по определению Фромма, — это тип социального характера, ориентированного на развёртывание человеком заложенных в нём возможностей, реализацию собственных творческих сил, в ходе которой человек ощущает себя и подлинным субъектом деятельности, и внутренне единым с другими людьми. (349) Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — в рабочем движении политика компромиссов и сотрудничества с буржуазией. В широком смысле слова — беспринципное соглашательство. (350) New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman, Turnstile Press. London, 1953. P. 31. (Примеч. автора). (351) Синдикалисты — последователи анархо-синдикализма, течения в рабочем движении, в котором высшей формой организации рабочего класса признавались профсоюзы (по-французски «синдикаты»). (352) Коул Джордж (1889–1959) — английским историк, экономист и социолог, реформист. С 1908 г. член Фабианского общества и один из его идеологов. Фабианское общество — созданная в Англии в 1884 г. организация английской буржуазной интеллигенции, названная по имени римского полководца Фабия Максима. Фабианское общество пропагандировало реформы, постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое. В 1900 г. после создания Лейбористской партии фабианцы вошли в её состав. (353) Cole G. H. and Mellor W. The Meaning of Industrial Freedom, Geo. Alien and Unwin, Ltd. London, 1918. P. 3, 4. (Примеч. автора). (354) Cole G. H. and Mellor W. The Meaning of Industrial Freedom, Geo. Alien and Unwin, Ltd. London, 1918. P. 22. (Примеч. автора). (355) Walker R. and Guest R. H. The Man on the Assembly Line. Harvard University Press. Cambridge, Mass., 1952. P. 142, 143. (Примеч. автора). (356) Walker R. and Guest R. H. The Man on the Assembly Line. Harvard University Press. Cambridge, Mass., 1952. P. 144. Эксперимент с расширением сферы труда, проведённый IBM, ведущей американской компанией по производству компьютеров, даёт сходные результаты. Когда один рабочий выполняет несколько операций, ранее бывших распределёнными между несколькими, он получает чувство законченности своего труда и связанности с результатом труда, его производительность растёт, а утомляемость уменьшается. (Примеч. автора). (357) См. обзор, опубликованный в «Индексе общественного мнения по промышленности за 1947 г.», цит. по: Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. (Примеч. автора). (358) Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953, P. 27. (Примеч. автора). (359) Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953, P. 49, 50. (Примеч. автора). (360) См.: Williams W. Mainsprings of Men. Charles Scribner’s Sons. New York, 1925. P. 56, quoted in Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953, P. 65. (Примеч. автора). (361) Эти данные взяты из работы: Friedmann G. Ou va le Travail Humain? Gallimard. Paris, 1950. P. 152. (Примеч. автора). (362) Friedmann G. Ou va le Travail Humain? Gallimard. Paris, 1950. P. 319, 320. (Примеч. автора). (363) Mills С. W. White Collar. Oxford University Press. New York, 1951. P. 229. (Примеч. автора). (364) Психогенные болезни — группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния). (365) Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953, P. 61. // В главе «Конец „экономического“ человека» Вайтельс приходит к следующему выводу: «В целом исследования вышеуказанного типа подтверждают выводы Мэтьюсона, сделанные им в результате наблюдений на заводе и опроса представителей администрации и гласящие следующее: // 1. Сдержанность в работе есть широко распространённое явление, глубоко укоренившееся в привычках американского рабочего класса. // 2. Наука об управлении не смогла разработать тот дух доверия между сторонами по трудовому договору, который сыграл такую большую роль для возникновения доброй воли в отношениях между сторонами в договоре купли-продажи. // 3. Работа не в полную силу и сдержанность в труде — это проблемы более важные, чем перенапряжённый и чрезмерный труд. Стремление управляющих заставить рабочих работать быстрее были сведены на нет изобретательностью рабочих, применяющих практику сдержанности в труде. // 4. Управляющие были настолько заняты общим количеством продукции, выражаемой в человеко-часах, что уделяли лишь поверхностное внимание действительному вкладу рабочего в увеличение выработки или отсутствию такового. Попытки обеспечить увеличение выработки осуществлялись традиционными и ненаучными методами, тогда как рабочие придерживались проверенной временем практики самозащиты, которая предвосхитила исследование времени, систему премий и другие средства стимулирования производственных мощностей. // 5. Независимо от того, насколько индивид хочет или не хочет работать в полную силу, его действительный опыт часто отучает его от хороших рабочих привычек» (Viteles M. S., loc. cit. P. 58, 59). (Примеч. автора). (366) Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. The Macmillan Co. 2-nd ed. New York, 1946; Roethlisberger F. and Dickson W. J. Management and the Worker. Harvard University Press. Cambridge, 10 th ed., 1950. (Примеч. автора). (367) Там же. С. 63. (Примеч. автора). (368) Обзор, опубликованный в Индексе общественного мнения за 1947 г., цит. по: Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. P. 134. (Примеч. автора). (369) Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. P. 138. (Примеч. автора). (370) Hewitt D. and Parfit J. On Working Morale and Size of Group. Occupational Psychology, 1953. (Примеч. автора). (371) Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. P. 139. (Примеч. автора). (372) Mayo E. and Lombard G. F. F. Team Work and Labour Turnover in the Aircraft Industry of Southern California. Harvard Graduate School of Business. Business Research Series No. 32, 1944. (Примеч. автора). (373) Friedmann G. Oú va le Travail Human? Gallimard. Paris, 1950. P. 139; Machine et Humanisme. Gallimard. Paris, 1946. P. 329, 330, 370 ff. (Примеч. автора). (374) Такую же направленность имеют эксперименты с «укрупнением технологических операций», проведённые IBM, главная цель которых состоит в том, чтобы показать, что рабочий чувствует себя гораздо более удовлетворённым, если чрезвычайное разделение груда, делающее его труд бессмысленным, заменить на одну операцию, объединяющую несколько до сих пор разделённых операций в одно осмысленное целое. Более того, эксперимент, проведённый Уолкером и Гестом, показывает, что рабочие автомобильного завода предпочитают такой метод труда, при котором они могли бы по крайней мере видеть собранные ими части. Эксперимент, проведённый на заводе «Харвуд мануфекчеринг», показал, что демократические методы управления и принятие решений рабочими экспериментальной группы привели к росту производительности труда в этой группе на 14%. (Ср. Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. P. 164–167). Эксперимент, проведённый П. Френчем (мл.) с операторами швейных машин, показал увеличение производительности труда на 18% в результате активизации участия рабочих в планировании и принятии решений. French J. R. P. Field Experiments, in J. G. Miller, (ed.) Experiments in Social Process. The McGraw-Hill Book Co. New York, 1950. P. 83–88. Тот же принцип был применён в Англии во время войны, когда пилоты приезжали на завод, чтобы объяснить рабочим, как их продукция применяется в настоящем бою. (Примеч. автора). (375) Коммунитарное движение — общественное движение, цель которого — создание трудовых общин. (376) Я следую здесь описанию трудовой общины, данному в книге: All Things Common, by Claire Huchet Bishop. Harper and Brothers. New York, 1950. Я считаю эту глубокую и содержательную работу одной из самых поучительных среди других книг, посвящённых психологическим проблемам промышленной организации и возможностям будущего. (Примеч. автора). (377) Патернализм (лат. paternus — отцовский) — в области трудовых отношений благотворительность со стороны предпринимателя с целью улучшить положение трудящихся или хотя бы создать у них впечатление, что предприниматель заботится о них. (378) В 1940 г. Франция была оккупирована гитлеровскими войсками. (379) За исключением первой заповеди, касающейся не морали, а судьбы человека. (Примеч. автора). (380) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 5, 6, 7. (Примеч. автора). (381) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 12. (Примеч. автора). (382) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 13. (Примеч. автора). (383) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. (Примеч. автора). (384) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 14. (Примеч. автора). (385) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 17, 18. (Примеч. автора). (386) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 18, 19. (Примеч. автора). (387) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 23. (Примеч. автора). (388) Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — средневековый философ и теолог, монах-доминиканец. (389) Бромфильд Луи (1896–1956) — американский писатель. (390) Сартр Жан Поль (1905–1980) — французский философ-экзистенциалист, писатель и публицист. (391) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 35. (Примеч. автора). (392) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 35–37. (Примеч. автора). (393) Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 134–137. (Примеч. автора). (394) Следует упомянуть попытку создать общинное движение в Италии, предпринятую А. Оливетти. Будучи владельцем крупнейшего в Италии завода по изготовлению пишущих машинок, он не только организовал свой завод на условиях, учитывающих самые передовые достижения как теории, так и практики, но и разработал целый проект устройства общества в виде федерации общин, основанных на принципах христианской и социалистической направленности. (См. его работу L’Ordine Politico delle Communita. Ronna, 1946). Оливетти основал несколько общинных центров в различных итальянских городах; однако главное отличие их от вышеописанных было в том, что завод Оливетти не был и не мог быть преобразован в трудовую общину, поскольку Оливетти не был его единственным владельцем, а также в том, что Оливетти составил проект организации всего общества, уделив, таким образом, больше внимания социальной и политической структуре, чем общинному движению. (Примеч. автора). (395) Меннониты и гуттериты — протестантские секты. (396) См. статью Kratu C., Fretz J. W., Kreider R. Altruism in Mennonite Life, in Form and Techniqes of Altruistic and Spiritual Growth, ed. by P. A. Sorokin. The Beacon Press. Boston, 1954. (Примеч. автора). (397) Такие курсы есть сейчас на многих крупных предприятиях. Опыт общин показал, что в рабочее время можно проводить не только технические, но и другие виды обучения. (Примеч. автора). (398) См. идеи, высказанные Ж. Фридманом в его замечательной работе: Machine et Humanisme. Gallimard. Paris, 1946. P. 371. Один из крупнейших социологов, выдающаяся личность нашего времени Альфред Вебер в своём глубоком исследовании «Der Dritte oder der Vierte Mensch» (Piper Co. München) приходит к аналогичным выводам. Он подчёркивает необходимость совместного управления рабочих и служащих, а также уменьшения крупных предприятий до оптимальных размеров в сочетании с отменой получения прибыли в качестве стимула и введения социалистического соревнования. Однако внешних изменений недостаточно, «нам нужно, чтобы выкристаллизовался новый человек» (loc. cit. P. 91). (Примеч. автора). (399) Tannenbaum Frank. A Philosophy of Labor. Alfred A. Knopf, Inc. New York, 1952. (Примеч. автора). (400) Корпоративный дух (фр.). (401) Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — человек или организация, не входящие в данное объединение, посторонние для него. (402) Самостоятельно, как таковой (лат.). (403) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 66. (Примеч. автора). (404) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 67. (Примеч. автора). (405) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 72. (Примеч. автора). (406) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 121, 122. (Примеч. автора). (407) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 129, 130. (Примеч. автора). (408) Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 198. (Примеч. автора). (409) Albu A. The Organization of Industry, in the New Fabian Essays, loc. cit. P. 121, и также Sturmthal A. Nationalization and Workers Control in Britain and France. The Journal of Pol. Economy. Vol. 61, 1. 1953. (Примеч. автора). (410) Р. Моули, американский журналист и общественный деятель, руководитель так называемого «мозгового треста» при президенте Ф. Рузвельте, очень ясно высказался по этому поводу, написав в журнале «Ньюсуик» о расходах на новые модели автомобилей 1955 г., он утверждал, что капитализм хочет сделать людей несчастными и недовольными тем, что они имеют, чтобы они захотели купить новые вещи, в то время как при социализме должно бы быть всё наоборот. (Примеч. автора). (411) См. высказывание Кларка в статье «Условия экономического прогресса»: «Одна и та же сумма дохода при сравнительно равномерном распределении создаёт относительно больший спрос на промышленные товары, чем при неравномерном её распределении» (Цит. по: Foote N. N. and Hatt P. K. Social Mobility and Economic Advancement. The American Econ. Rev., XLII, May, 1953). (Примеч. автора). (412) См. Brown H. The Challenge of Man’s Future. The Viking Press. New York, 1954. P. 245. Я знаю немного книг, в которых на основе неоспоримых фактов и неопровержимой оргументации так ясно была бы представлена альтернатива между здоровым и больным современным обществом, между прогрессом и разрушением. (Примеч. автора). (413) Brown H. The Challenge of Man’s Future. The Viking Press. New York, 1954. P. 247, 246. (Примеч. автора). (414) Д-р М. Шапиро обратил моё внимание на тот факт, что Бертран Рассел сделал аналогичные предложения в книге: Proposed Roads to Freedom. Blue Ribbon Books. New York. P. 86. (Примеч. автора). (415) По проблеме групп, имеющих личный контакт, см.: Nisbet. Robert A. The Quest for Community. Oxford University Press. New York, 1953. (Примеч. автора). (416) Хатчинс Роберт (1899–1987) — американской педагог, выступавший с критикой чрезмерной специализации в процессе обучения и стремившийся к сбалансированной системе образования. (417) Праздник 4 июля — День независимости США. (418) Рисмен Дейвид (Дэвид) (р. 1909) — американский социолог, специалист по социальной психологии и культуре США. (419) Ваал (Баал) — древнее общесемитское божество плодородия, воды и войны. Астарта — в древнефиникийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви. (420) Аналогичные предсказания о появлении новой гуманистической религии были сделаны Дж. Хаксли в работе «Evolutionary Humanism», in The Humanist. Vol. XII, 5, 1953. P. 201. (Примеч. автора). (421) Гераклит (кон. VI — нач. V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик. (422) Менталитет (англ. mentality — способность мыслить) — умонастроение, склад ума, особенности сознания. (423) Конвергенция (лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — экономическое, политическое и социально-психологическое сближение двух систем, их врастание друг в друга. (424) Неточная цитата из Библии. См.: Второзаконие, 30, 19. (Примеч. отв. ред.). Догмат о Христе* Перевод с английского языка выполнен Е. Г. Рудневой, Е. Н. Фединой, Е. Г. Балагушкиным. Примечания Т. В. Панфиловой. (1) Freud Siegmund. Group Psychology and the Analysis of the Ego. Hogarth Press. London. XVIII. P. 69. (2) Георг Зиммель поразительно указал на ошибочность восприятия группы как «субъекта», как психологического явления. Он говорит: «Единый внешний результат многих субъективных психологических процессов интерпретируется как результат единого психологического процесса — т. е. процесса в коллективной душе. Единство результата отражается в предполагаемом единстве его психологической причины! Ошибочность этого вывода, на котором тем не менее основывается вся психология коллектива в своем основном отличии от индивидуальной психологии, очевидна: единство коллективных действий, которое проявляется только как видимый результат, переносится украдкой на внутреннюю причину, на субъективного носителя». Uber das Wesen der Sozial-psychologie. — Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozial-politik. — XXVI (1908). (3) Freud Siegmund. A General Introduction to Psychoanalysis. Liveright Publishing Corp. New York, 1943. P. 304. Фрейд говорит «два фактора» — это «сексуальная конституция и пережитый опыт, или если хотите, фиксация либидо и фрустрация»; они «представлены таким образом, что там, где один преобладает, другой пропорционально уменьшается». (4) Dogma und Zwangsidee, Imago, XII (1927). См.: Dogma and Compulsion. International Universities Press, Inc. New York, 1951, и другие работы по психологии религии Райка: Jones Е. Zur Psychoanalyse der christlichen Religion; Storfer A. J. Marias jungfrauliche Mutterschaft. (5) Freud Siegmund. Civilization and Its Discontents (стандартное издание). XXI. P. 76. (6) Freud Siegmund. The Future of an Illusion (стандартное издание). V. XXI. P. 17–18. (7) Ibid. P. 30. (8) Об экономическом развитии см.: Rostovzeff M. Social and Economie History of the Roman Empire. Oxford, 1926; Weber Max. Die sozialen Grunde des Untergangs der antiken Kultur. In: Gesammelte Aufsâtze zur Sozial- und Wirtschaftgeschichte. 1924; Meyer E. Sklaverei im Altertum. Kleine Schriften. 2-nd ed. Vol. 1; Каутский К. Происхождение христианства. M., 1990. (9) The Life and Works of Flavius Josephus. The Antiquities of the Jews. XVIII. 1,4. Пер. William Whiston. Holt, Rinehart and Winston, Inc. N.Y., 1957. (10) The Life and Works of Flavius Josephus. The Wars of the Jews. II. 8, 14. (11) Ibidem. (12) Ibidem. (13) Талмуд. П. 49Ь. (14) Талмуд. П. 48Ь. (15) См.: Friedlander. Die religiôsen Bewegungen innerhalbdes Judentums im Zeitalter Jesu. Berlin, 1905. (16) Каутский К. Происхождение христианства. С. 284. (17) Там же. С. 284–285. Важно заметить, что Иосиф Флавий, сам принадлежавший к аристократической элите, описывает революционеров словами своих собственных пристрастий. (18) Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3d ed. 1901.1, 617. (19) См.: Mommsen T. History of Rome. Vol. V. (20) Флавий Иосиф. Иудейская война. Т. VI. (21) См.: Weiss J. Das Urchristentum. Gôttingen. (22) См.: Dibelius M.. Die urchristliche Veberlieferung von Johannes dem Taufer. Stuttgart, 1911. (23) См.: Dibelius M. Die urchristliche Veberlieferung von Johannes dem Taufer. Stuttgart, 1911. S. 130. (24) См. о социальной структуре раннего христианства: Knopf R. Das nachapostolische Zeitalter. Tubingen, 1905; Harnack Adolf. Die Mission und Ausbreitung des Christentums. 4-th ed. 1923. V. I; Harnack Adolf. Kirche und Staat bis zur Grundungder Staatskirche. In: Kultur der Gegenwart. 2-nd. ed; Harnack Adolf. Das Urchristentum und die soziale Frage. In: Preussische Jahrbucher. 1908. V. 131; Каутский К. Происхождение христианства. (25) Origen. Contra Celcum, translated by Henry Chadwick. Cambridge University Press. L., 1953. III. P. 55. (26) Проблема исторического Иисуса в этой связи не касается нас. Социальное воздействие раннего христианского учения следует понимать только на основе анализа классов, которым оно предназначалось и которые его восприняли. Только нам важно понимание их психического состояния. (27) Harnack Adolf. History of Dogma. Dorer Publications. Inc., N.Y., 1961.1. P. 66–67. (28) Ibidem.P.62–63. (29) Weiss J. Das Urchristentum. Gôttingen, 1917. S. 55. (30) Каутский К. Происхождение христианства. С. 308. (31) H. von Schubert. Grundziige der Kirchengeschichte. Tubingen, 1904. (32) Harnack Adolf. History of Dogma. I. P. 78. (33) Weiss J. Op. cit. S. 85. (34) Пс 22 и Ос 6. (35) Gumont F. Die orientalischen Religionen in ihrem Einfluss auf die europaischen Religionen des Altertums. In: Kultur der Gegenwart. 2-nd ed. 1923. V. I, pt. III. P. 1. См. также Weiss J., цит. пр. (36) Здесь уместно сделать замечание по поводу одной проблемы, бывшей объектом жесткой полемики, — вопроса о том, насколько можно понимать христианство как революционное классовое движение. Каутский в своей книге «Предшественники новейшего социализма» и позднее в «Происхождении христианства» высказал мнение, что христианство — пролетарское классовое движение, что, однако, суть его влияния — в его практической деятельности, то есть в его благотворительности, а не в его «религиозном фанатизме». Каутский не учитывал, что движение может иметь классовое происхождение, но при этом в сознании его организаторов может и не быть социальной и экономической мотивации. Его презрение к исторической значимости религиозных идей показывает только его полное непонимание значения чувства удовлетворенности, даваемого иллюзией, для социального процесса. Его интерпретация исторического материализма так банальна, что Трельчу и Гарнаку легко создать видимость опровержения исторического материализма. Они, подобно Каутскому, не ставят в центр анализа проблему классового объединения, что обусловило христианство, но более сосредоточены на выяснении роли этих классовых отношений в сознании и идеологии первых христиан. Хотя Каутский опускает реальную проблему, классовые основания раннего христианства тем не менее столь ясны, что уклончивые попытки, особенно Трельча (в его «Социальном учении христианских церквей»), объяснить их отсутствие выдают политические предпочтения авторов. (37) Подобным же образом можно обвинять христиан в ритуальном убийстве и в сексуальной распущенности. (38) Knopf R. Das nachapostolische Zeitalter. S. 64. (39) Weiss J. Op. cit. S. 132. 40Сравни: Knopf R. Op. cit. S. 70. (41) Knopf R. Op. cit. S. 69 и далее. Наставления св. Ипполита все еще обнаруживают этический ригоризм и враждебность к образу жизни среднего класса, о чем свидетельствует глава 41 (цит: по: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums, I, 300): «Проведем также исследование о профессиях и занятиях тех, кого приводили для решения вопроса о допущении к вере. Если это был сводник, он должен был оставить свое занятие, либо его отвергали. Если это был скульптор или художник, от него требовали не создавать идолов; если он не соглашался, его отвергали. Если это был артист или актер пантомимы, он должен был оставить свое занятие, либо его отвергали. Учителю маленьких детей лучше всего было бы оставить свою профессию, но если у него не было другого занятия, то ему могли позволить продолжать. Также возничий, участвующий в скачках или часто посещающий бега, должен был отказаться от этого, либо его отвергали. Гладиатор или тренер гладиаторов, или егерь (в зрелищах с участием диких зверей), или кто-то, имеющий отношение к подобным зрелищам, или служащий, заведующий гладиаторскими представлениями, должен был оставить этот род деятельности, либо его отвергали. Охраннику гражданской власти следовало внушить, что он не должен убивать людей и должен отказаться от исполнения соответствующего приказа и не принимать присяги; если он не желает подчиниться, то должен быть отвергнут. Военный командир или служащий магистрата, облаченный в пурпурные одеяния, должен уйти в отставку, либо быть отвергнутым. Если новообращенный или верующий стремится стать солдатом, они должны быть отвергнуты, поскольку ни во что не ставят Бога. Проститутка или распутный человек, или оскопивший себя, или кто-то еще, совершающий такое, что это нельзя даже назвать, должны быть отвергнуты, поскольку они осквернены. Колдун, прорицатель, ворожея, маг-заклинатель, фокусник, лекарь-шарлатан, изготовитель амулетов должны оставить свои занятия, либо быть отвергнутыми. Конкубина, которая находится в положении рабыни, растит своих детей к верна только своему хозяину, может стать прихожанкой; однако если здесь обнаружатся ее недостатки, она должна быть отвергнута. Если у мужчины есть конкубина, он должен отказаться от такой связи и вступить в законный брак: если он воспротивится, то должен быть отвергнут. Если мы что-нибудь упустили, факты должны подсказать вам правильное решение; поскольку всеми нами руководит Дух Божий». (42) Рисуя картину изменения социального состава христианской церкви в течение первых трех столетий, Кнопф приводит пример особенностей римской общины. Павел в Послании к филиппинцам (4:22) просит, чтобы его приветствие было передано «наипаче <тем, кто> из кесарева дома». Тот факт, что смертный приговор, вынесенный Нероном христианам (об этом упоминает Тацит в Анналах, XV, 44) и предписывавший зашивать их в шкуры, травить собаками, распинать на кресте, сжигать живьем, мог быть использован только против humiliores, но не против honestiores (более известных), показывает, что христиане того периода принадлежали главным образом к низшим слоям, хотя некоторые богатые и известные люди уже могли присоединиться к ним. Насколько значительно изменился состав постапостольской церкви, показывает отрывок, процитированный Кнопфом из I Clement, 38: 2: «Богатый должен предлагать помощь бедному, а бедный человек должен благодарить Бога, что Он предоставил ему возможность получить через кого-то помощь в своих нуждах». Здесь не заметно никакого следа той враждебности к богатым, которой проникнуты другие документы. Эта форма выражения могла быть использована в церкви, в которой более богатые и более известные люди не были столь редки и где они выполняли свои обязанности в отношении бедных (Knopf R. Op. cit. S. 65). Тот факт, что в 96 году Домициан за восемь месяцев до своей смерти казнил своего кузина консула Титуса Флавиуса и отправил в ссылку его первую жену (консул лишь вероятно, а женщина вполне определенно были наказаны за их принадлежность к христианству), указывает нам на то, что уже в конце первого столетия христиане в Риме проникли в императорский дом. Растущая численность богатых и знатных христиан естественно создавала напряженность и разногласия в церквах. Одно из таких рано возникших разногласий относилось к вопросу о том, должен ли христианин-господин освобождать своих рабов-христиан? Показательно в этом отношении наставление Павла о том, что рабы не должны стремиться к освобождению. Поскольку же в процессе своего развития христианство все больше и больше превращалось в религию правящих групп, эта напряженность должна была расти. «Богатые не относились по-братски к рабам, вольноотпущенникам и пролетариям, особенно на публике. Со своей стороны, бедные видели в богатых наполовину принадлежащих дьяволу» (Knopf R. Op. cit. S. 81). Кермес хорошо показал изменение социального состава: «Те, кто много занимались бизнесом, также много грешили, поглощенные своим бизнесом, и не уделяли внимания служению Господу» (Sim VIII, 9). «Это те, кто были верующими, но стали богатыми и уважаемыми среди язычников; затем они сделались очень высокомерными и надменными, отвергли истину и прикинулись праведными, но жили вместе с язычниками, и это им нравилось больше» (Sim IX, 1). «Богатым трудно быть среди слуг Божиих из-за опасения, что те будут просить их о чем-нибудь» (Sim XX, 2). Вероятно, что только после эпохи Антонинов богатые и знатные, люди высокого происхождения и не стесненные в средствах присоединяются к христианской церкви, что было правильно понято Евсевием в известном отрывке, в котором он говорит, что «в период правления Ком-мода дела [христиан] изменились к лучшему, и, божьей милостью, мир воцарился в церквах повсюду… поскольку в это время в Риме уже большое число людей, занимающих высокое положение по своему происхождению и богатству, преуспели в деле своего собственного спасения совместно со всеми своими домочадцами и родственниками» (Eusebius. Ecclesiastical history. Book V, 21,1). Таким образом, в главных митрополиях мира христианство перестало быть религией преимущественно бедняков и рабов. С тех пор сила его притягательности проявлялась среди людей различных имущественных и образовательных уровней. (43) Meyer Eduard. Sklaverei im Altertum. Kleine Schriften (2nd éd.; 1924), I, 81. (44) Harnack A. History of Dogma. I, 49. Гарнак обращает внимание на то, что первоначально преобладали две взаимосвязанные между собой точки зрения относительно цели прихода Христа или природы и средств спасения: спасение понимали, с одной стороны, как участие в чудесном царстве Христа, которое вскоре должно появиться, а все прочее рассматривалось в качестве подготовки к этой твердо обещанной перспективе; однако, с другой стороны, внимание было обращено на условия и на божественные предписания, выработанные Христом, благодаря которым люди в первую очередь могли обрести допуск к обещанному. Прощение греха, праведность, вера, знание и т. д. — это то, что здесь учитывается, а сами эти благодеяния, поскольку их несомненным результатом должна стать жизнь в царстве Христа или, точнее, вечная жизнь, могут рассматриваться как спасение. (Op. cit. S. 129–130). (45) Harnack A. History of Dogma. I, 49. S. 130. (46) Harnack A. Kirche und Staat bis zur Grundung des Staats-kirche // Kultur der Gegenwart. Vol. I, Pt. 4. S. 1; 2d. S. 239. (47) Harnack A. Op. cit. S. 143. (48) Cyprian. Epistle 69, 11. (49) Сравни: Harnack A. History of Dogma, II. 67–94. (50) О «католическом» догмате в данном случае можно говорить лишь с большой натяжкой, так как речь идет о IV в. от Р. X., а разделение церквей произошло в XI в.; к тому же данный догмат разделяет помимо католической церкви и православная, а также ряд деноминаций протестантизма. Под термином «католический» Фромм подразумевает: «ортодоксально-церковный», «клерикальный» и т. д. В этом смысле он охватывает и православие, и ряд протестантских церквей, включая англиканскую, лютеранскую и т. д. (Примеч. перев.) (51) Сравни замечание Фрейда в: Civilisation and Its Dis-contens (Standart edition). XXI. 123 ff. (52) Сравни: Storfer A. J. Marias jungfrauliche Mutterschaft. Berlin, 1913. (53) Проблема связи поклонения Марии с поклонением языческим материнским божествам обсуждалась множество раз. Особенно наглядный пример обнаруживается у коллиридиан, которые в качестве жриц Марии разносили лепешки в ходе торжественной процессии в посвященный ей день. Это вполне сходно с культом ханаанской царицы небесной, упоминаемой Иеремией. Ср.: Rosch (Th. St. К. 1888. S. 278 f.), который интерпретировал эту лепешку как фаллический символ и считал поклонение коллиридиан Марии аналогичным восточно-финикийскому культу Астарты [см.: Realenzyclopâdie fiir protestantische Théologie und Kirche. Leipzig, 1915. Vol. XII]. (54) Internationale Zeitschrift fiir Psychoanalyse. XIII. S. 445. (55) Harnack A. History of Dogma. I. P. 258. (56) Harnack A. History of Dogma. I. P. 259–260. (57) Harnack A. Op.cit. II. S. 110. (58) Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte (6-th éd., 1922). S. 155. (59) Лютер, в частности, отличался своей амбивалентной позицией к отцу; его взаимоотношение с отцом, отчасти проникнутое любовью, отчасти ненавистью, занимало центральное место в характерной для него психологической ситуации. (60) Ср.: «Золотую ветвь» Фрезера, а также концепцию Сторфера, связанную с нашей. Выходные данные Научно-популярное издание Фромм Эрих ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО ДОГМАТ О ХРИСТЕ Перевод с немецкого Составление А. Лактионова Серийное оформление А. Кудрявцева Ответственный редактор Е. Ю. Клокова Выпускающий редактор O. K. Юрьева Художественный редактор О. Н. Адаскина Компьютерный дизайн: Н. В. Пашкова Технический редактор Л. Л. Подьячева Корректоры A. M. Гроссман, Г. Д. Бакастова Книга подготовлена издательством «Мидгард» (Санкт-Петербург) Подписано в печать 13.10.04. Формат 84х108 1/32. Усл. печ. л. 30,24. Тираж 5000 экз. Заказ № 2988. ООО «Издательство ACT» 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 28 ООО «Транзиткнига» 143900, Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 7/1 Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ФГУП «Издательство „Самарский Дом печати“» 443080, г. Самара, пр. К. Маркса, 201.

The script ran 0.025 seconds.