Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Елена Блаватская - Смерть и бессмертие [0]
Известность произведения: Средняя
Метки: religion_esoterics

Аннотация. Составители: Т. О. Сухорукова В. И. Мызников Перевод с английского: Т.И.Перебайловой и Т.О.Сухоруковой Художник Николай Лаврентьев Примечания подготовлены Т.И.Перебайловой и С.Д.Фроловым Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. Сборник. Пер. с англ. – М: Сфера, 1996. – 480 с. – (Серия «Белый Лотос». Эта книга продолжает (в серии «Белый Лотос») полное собрание оккультно-мистических произведений Е.П.Блаватской, написанных для периодических изданий (главным образом, в основанном и редактировавшемся ею самой журнале «Theosophist»). Материал организован хронологически, что позволяет проследить развитие творчества наиболее выдающегося оккультно-мистического мыслителя современности.

Полный текст.
1 2 3 4 5 

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 9, June, 1883, pp. 213-217. Бабу Раджнараин Бозе, известный деятель Брахмо-Самадж, опубликовал статью «Основополагающая религия» на страницах «Таттва Бодхини Патрика». Он призывает к наивысшим добродетелям и бескорыстной жизни, независимо от религиозной принадлежности. Е.П.Блаватская, очень положительно воспринявшая большую часть идей Бозе, сделала следующие комментарии к различным положениям, затронутым в его статье. Редакционный комментарий к статье «Должны ли мужчины стричь волосы?» Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 9, June, 1883, p. 219. Эта короткая статья Александра Уайлдера, доктора медицинских наук, члена Теософского Общества, написана в оправдание обычая носить длинные волосы. За ней следует примечание Е.П.Блаватской. Уместные вопросы Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. ГУ, № 9, June, 1883, p. 235. Всеобщее ополчение против теософии Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, supplement to № 9, June, 1883, pp. 1-3. Душа вещей Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 239-240. Замечания к статье «Иерософия и теософия» Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 244. Приведены только те абзацы из статьи Уильяма Оксли, члена Теософского Общества, к которым Е.П.Блаватская сделала сноски. Замечания к статье «Свами из Альморы отвечает своим оппонентам» Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 246-248. На эту статью Е.П.Блаватская ссылается в начале собственного очерка под названием «Свами из Альморы». Она сделала ряд комментариев к различным заявлениям этого свами. Карма Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 252-253. Семеричный принцип в эзотеризме Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, pp. 253-256. Распознавание духов и современные теории Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Г/, № 10, July, 1883, pp. 256-260. Замечания к статье «Статус Иисуса» Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 10, July, 1883, p. 261. В заметке о «Статусе Христа» один корреспондент пишет: «Такой длинной череды мучеников, умерших из любви к Христу, не найти в истории буддизма» и спрашивает: «Какое конкретно место в священной Иерархии Ацептов отведено Махатмами Иисусу? Покинувший землю?… Будет ли отныне Иисус называться… Дхиан-Коганом, Буддой или Планетарным Духом? И… интересует ли его теперь эволюция земного человечества?». Е.П.Блаватская дает ответ. Чела и светские ученики Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, Supplement to № 10, July, 1883, pp. 10-11. Замечания к статье «Описание тантрических мистических ритуалов и церемоний, известных под названием савасадхана» Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, Supplement to № 10, July, 1883, p. 12. ПРИЛОЖЕНИЕ Илларион Смердис Письмо из монастыря Сурб Ованес Этот фрагмент из большого письма, подписанного «И…», был первоначально напечатан в «Theosophist» в июле 1881 года (том II, стр. 213-215), но автор его долгие годы оставался неизвестным. Однако, после публикации манускрипта Е.П.Блаватской «Зороастр в "истории" и Заратуштра в тайных анналах» имя автора данного письма неожиданно выяснилось. Оказалось, что оно написано Адептом, известным под именем Илларион Смердис, жившим некоторое время на острове Кипр. Е.П.Блаватская упоминает об этом письме и определенно называет его автора. Из других источников известно, что Илларион Смердис сотрудничал с Е.П.Блаватской в написании ее оккультных рассказов, таких, например, как «Одушевленная скрипка», который, собственно, и подписан его именем (см. сборник Е.П.Блаватская, У.К.Джадж, М.Коллинз «Кармические видения». – М.: Сфера, 1995). Е.П.Блаватская утверждала («Light», 9 августа 1884), что этот Адепт, «по пути к своему окончательному посвящению, навестил нас [с Г.С.Олькоттом] в своем физическом теле, проезжая через Бомбей». То же самое писал и полковник Г.С.Олькотт («Old Diarie Leaves», запись от 19 февраля 1881 г.). Этому же Брату приписывается авторство первой части книги «Свет на Пути», записанной Мейбл Коллинз. Сурб Ованес – название старейшего христианского монастыря в Армении. Словарь иностранных слов и выражений Abnormis sapiens (лат.) – новоявленные мудрецы. Ad infinitum (лат.) – до бесконечности. A priori (лат.) – заранее, наперед. Aqua forth (лат.) – сильная вода; азотная кислота. Aura sacrs fames (лат.) – проклятая жажда золота (цитата из Вергилия). Deux ex machina (лат.) – «Бог из машины». Драматургический прием, применявшийся иногда в античной трагедии: запутанная интрига получала неожиданное разрешение во вмешательстве Бога, который посредством механического приспособления появлялся на сцене, раскрывал неизвестные обстоятельства и предсказывал будущее. Et tu Brute (лат.) – «И ты, Брут!» – Слова, будто бы произнесенные перед смертью Юлием Цезарем, заколотым мечами заговорщиков, среди которых был его друг Марк Брут. Expose (фр.) – изложение. Fades Hippocratica (лат.) – «гиппократово лицо» – лицо, отмеченное печатью смерти. Знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ (V в. до н.э.) в сочинении «Прогностика» описал черты человеческого лица, на котором видны признаки приближающейся смерти. Feb de se (англо-лат.) – самоубийца. Hieratic - священный. La critique est ais'ee, mais I' art est difficile (фр.) – Критиковать легко, создавать трудно. Odium theologicum (лат.) – религиозная нетерпимость. Par exellence (фр.) – преимущественно, главным образом. Per se (лат.) – сам по себе. Prima facie (лат.) – по первому виду, с первого взгляда. Primum mobile (лат.) – главный двигатель, первооснова. Pro et con (лат.) – за и против. Fronunciamento (итал.) – выступление. Propria persona (лат.) – «собственной персоной», «самолично». Pro tem (лат.) – временный. Reliquiae (лат.) – оставшаяся часть, останки. Sanctum sanctorum (лат.) – «святая святых». Simila similibus curantur (лат.) – подобное излечивается подобным. Suppressio veri (лат.) – букв., подавление истины Vaut mieux tard que jamais (фр.) – Лучше поздно, чем никогда. Verbatim (лат.) – «дословно». Vice versa (лат.) – букв, наоборот, обратно. Vox populi, vox Dei (лат.) – Глас народа – глас Божий. [1] Не хотим быть жестокими, но где еще можно найти самые что ни на есть «недоказанные гипотезы», которые «настоящему ученому» следовало бы «опровергнуть в зародыше», как не в еженедельных выпусках журнала «The Spiritualist»? [2] «The Theosophist», Bombay, Oktober. 1881, pp. 18-19. [3] Воистину так. Более тридцати лет фантазеры строят гипотезы о рациональном зерне «духа», и их мельницы денно и нощно работают, но все же до сих пор и смертные люди и помогающие им духи намолотили для мира лишь… шелуху. [4] Фигье Гийом-Луи (1819-94) – французский литератор и естествоиспытатель. Написал множество популярных научных книг, среди них: «l'Alchimie et les alchimistes» (1854); «Les Grandes Inventions anciennes et modernes» (1861); «Histoire du merveilleux dans les temps modernes» (1860), которую Е.П.Блаватская одобрительно цитирует в «Разоблаченной Изиде»; «La Terre et les mers» (1863); «Le Lendemain de la mort, ou la vie future selon la science» (1871), эта работа переиздавалась больше десяти раз и переведена на английский язык под названием «The Day After Death…» [5] Buxapa (санскр.) – любое место, где живут буддийские священники и аскеты; буддийский храм, монастырь, как мужской, так и женский. В наши дни вихары можно встретить при монастырях и академиях для обучения буддизму в городах и селениях, но в древности их можно было отыскать лишь в труднодоступных джунглях, на горных вершинах и в самых отдаленных местах. [6] Биганде Поль-Амбро (1813-94) – французский миссионер, был послан в Сиам в 1837 г. Занимался вопросами образования и обустройством школ. Отличался необычайной терпимостью, знанием языка и обычаев местного населения. [7] «Жизнь Гаутамы, или легенда о нем». - Имеется в виду издание: Bigandet P.-A. «The Life or legend of Gaudama, the Buddha of the Burmese», Rangoon, 1858. [8] Талапойн - буддийский монах и аскет в Сиаме (ныне Бирме). [9] …человеческой природы. - Цитируется по рангунскому изданию 1858 г., с. 265-266. Квадратные скобки поставила Е.П.Б. [10] Сангха (санскр.) – монашеская община в буддизме. [11] В Тибете слово «душа» вызывает неодобрительное отношение. Сами они произносят его как «дегпа», от корня «связывать» (религиозные служители, связанные со старой верой), в то время как члены высшей секты – гелугпа («желтые шапки») – и народ употребляют это название в смысле дугпа (приносящие несчастья, колдуны). Как правило, бутанцев называют дугпа во всем Тибете и даже в некоторых районах северной Индии. [12] Из 12 монахов-капуцинов, которые под руководством отца делла Пенны основали миссию в Лхасе, девять умерли в скором времени и только трое вернулись домой, поведав о случившемся (см. «Narratives of the Mission of George Bogle to Tibet, etc.» by Clements R. Markham, С. В., F. В. S.; London: Trubner amp; Co, 1876, pp. lix – lx). [13] Дезидери Ипполито (1684-1733) – итальянский миссионер-иезуит. [14] Грубер Иоганн (1623-65) – немецкий миссионер-иезуит, путешествовал по Индии, Китаю и Тибету. [15] Пенна ди Буши Франческо Арацио делла (1680-1747) – итальянский монах-миссионер. [16] Cm. Appendix to «Narratives, etc», By C.R.Markham. [17] Богль Джордж (1746-81) – шотландский дипломат, в Индии с 1769 года. В 1772 г. возглавил миссию к Таши-ламе Тибета с целью установления торговых и дружеских связей. Впоследствии между Боглем и Таши-ламой возникла крепкая дружба. [18] Тернер Самуэль (1749-1802) – английский путешественник, возглавлявший миссию в Тибет в 1783 г. [19] Мы говорим о нынешнем столетии. Очень сомнительно, чтобы Хук и Габе когда-либо были в Лхасе Ламы это отрицают. [20] Чома де Кёрёш (1784-1842) – венгерский путешественник, тибетолог. [21] Нам хорошо известно, что это название обычно пишется как Пугдал, но это ошибочная орфография. «Пугдал» ничего не означает, а тибетцы не дают бессмысленных имен своим культовым сооружениям. Мы не знаем, как писал это слово Чома де Кереш, но как и лхасская Пхо-та-ла, небрежно записанная как «Потала», монастырь Пхаг-дал получил свое название от Пхаг-па («phag» – «отмеченный высокой святостью, подобный Будде, духовный»; и «ра» – «человек», «отец»), титула «Авалокитешвары», то есть бодхисатгвы, воплощающегося в лхасском Далай-ламе. Долина Ганга, где жил и проповедовал Будда, тоже называется «Пхаг-юл» – святая, духовная земля; слово «phag» образовано от единого корня «Pha», или «Pho», являющегося искаженной формой «Fo» (или Будды), поскольку в тибетском алфавите нет буквы «F». [22] В официальных списках Далай-лам и Таши-лам, напечатанных и изданных монастырем Ташилхунпо в Тибете, сказано, что впервые сан Далай-ламы был учрежден в 1419 г., после смерти Цонкапы. Более того, Набанг-Лоб-Санг (в тибетской транскрипции Nag-dbang-bLo-bSang; подчеркнутые буквы не произносятся) был пятым Далай-ламой (его можно считать шестым, включая Цонкапу, хотя последний не значится в списках Таши-лунпо). Кроме того, именно Далай-лама Набанг-Лоб-Санг назначил своего уважаемого учителя, Лобсанга чьоскьи Рхялмтсана (1569 – 1662), первым Верховным Ламой Ташилхунпо, тем самым установив иерархию Таши-лам в соответствии с официальным списком. Поскольку обоих Верховных Лам звали Лоб-Санг, то неизбежно возникает путаница (см. «The Buddism of Tibet, or Lamaism». L.A.Waddell, compiler, pp. 233-36). [23] В «Тибете» (Предисловие, с. XLVII) Маркхам пишет: «Гедун-тубпа [Ганден Труппа], другой великий реформатор, современник Цонкапы, родился в 1339 г., а умер в 1474 г., прожив, таким образом, 135 лет. Он построил монастырь в Ташилхунпо в 1445 г., и с личности этого совершенного ламы, как его называли, началась система постоянных инкарнаций. Сам он был инкарнацией бодхисаттвы Падма Пани и после смерти отказался от нирваны, чтобы рождаться снова и снова ради спасения человечества. Когда он умер, по определенным божественным признакам был найден его преемник, находившийся еще в младенческом возрасте». [24] Ее «современная» форма является самой ранней, что мы и попытаемся доказать дальше. Невозможно провести правильный анализ любой религии, рассматривая только ее внешний аспект, – и менее всего ламаизма, или эзотерического буддизма, искаженного усердным домысливанием неграмотных народных масс. Разница между «ламаизмом» образованных классов духовенства и таковым толп их невежественных прихожан еще ощутимее, чем между христианством какого-нибудь епископа Баркли и современного ирландского крестьянина. Поэтому востоковеды получили поверхностное знакомство только с верованиями и ритуалами экзотерического буддизма Тибета, главным образом, через кривую призму миссионерства, которое фокусирует свое внимание исключительно на собственной религии. Аналогичная практика применялась и в отношении сингалезского буддизма. Как заметил полковник Олькотт в кратком предисловии к своему «Буддийскому катехизису», многие годы миссионеры язвительно высмеивали сингалезцев за «наивность и абсурдность их религии», когда фактически то, что они поднимали на смех, вовсе не было ортодоксальным буддизмом. Буддийский фольклор слагался на протяжении 26 веков. [25] Читателю нужно всего лишь сопоставить (приведенные в «Тибете» м-ра Маркхама) теплые беспристрастные и искренние хвалебные отзывы Богля и Тернера о характере и моральных устоях тибетцев и панегирик Томаса Маннинга в адрес Далай-ламы и его народа с тремя письмами трех иезуитов (помещенными в «Приложении»), чтобы составить свое мнение. Если первые три джентльмена, непредвзятые рассказчики, не преследовавшие цели исказить истину, с трудом находили нужные определения для выражения своего удовлетворения от общения с тибетцами, то трое «служителей Бога», говоря о Далай-ламах и тибетцах, использовали выражения типа: «их чертов Бог-Отец…», «мстительные дьяволы», «лицемерные злодеи», которые «трусливы, самонадеянны и высокомерны…», «грязные и безнравственные» и т.д. И т.п. и все в том же духе во имя истины и христианского милосердия! [26] Как сказал отец Дезидери в одном из своих очень немногочисленных, верных замечаний о ламах Тибета, «хотя многие, возможно, умеют читать свои сокровенные книги, но никто из них не может их объяснить», – кстати, это наблюдение справедливо не только для тибетского духовенства, но и христианского (см. Арр. Tibet, с.306). [27] Шаммарская секта является не разновидностью искаженного буддизма, как неверно думают, а ответвлением религии бон, которая сама является деградировавшим рудиментом древних халдейских мистерий; ныне эта религия полностью основывается на некромантии, колдовстве и предсказательстве. Упоминание имени Будды в данном случае совершенно лишено смысла. [28] Как гласит широко распространенное поверье, через 10 лет после начала супружеской жизни она, с согласия мужа, расторгла брак и в одеянии монахини – Гелонгма, или «Ани», - стала проповедовать буддизм по всей стране, как несколькими столетиями ранее это делала в Индии и на Цейлоне принцесса Сангхамитта, дочь Ашоки. [29] Дэванагари (санскр.) – буквально «язык или письмо дэв», письменные знаки санскритского языка. [30] Магадха - древнее государство на Индостане, управлявшееся царями-буддистами. [31] Но он не сказал о том (поскольку никому из авторов, у которых он черпал информацию, этот факт не был известен), что эта принцесса, как принято считать, с тех пор имела ряд последовательных воплощений в ламах-женщинах, или Римани – драгоценных монахинях. Дурджяй Пан-мо, – о которой рассказывает Богль, – единокровная сестра Таши-ламы и настоятельница монастыря на озере Ям-дог-цо, или озере Палти – это одна из ее реинкарнаций. [32] Строитель и основатель Ташилхунпо в 1445 г., названный Совершенным Ламой, или Панченом – «бесценным сокровищем». Если Далай-лама является только Гьялпо Римпоче, или «сокровищем королевского величества», то Таши-лама Шигацзе – это Панчен Римпоче, или Сокровище Мудрости, или Знания. [33] Три драгоценности - в южном буддизме – священные книги, Будда и община монахов. В северном буддизме – Будда, его священные учения и Нарджолы (Будды Сострадания). [34] В тибетском языке pho и pha произносятся как мягкий губной звук, похожий на выдох, и оба означают – «человек», «отец». Поэтому pha-yul переводится как «родина»; рhо-пуа - «ангел», «добрый вестник»; pha-me - «предки» и т.д. [35] Лха (тибетск.) – духи высших сфер. Отсюда название Лхасы, резиденции Далай-ламы. В Тибете титул лха часто дается некоторым святым и адептам-йогам, овладевшим великими оккультными силами. [36] …в следующем номере. - Нигде не удалось обнаружить такой доклад, эссе или статью, хотя определенная информация по этой теме имеется в различных работах, вышедших из-под пера Е.П.Блаватской. [37] …«первый, земной класс, и третий»… - третий по классификации Я.Бёме. [38] Лингашарира (санскр.) – тонкоэнергетический прообраз тела. Этот термин обозначает «астральное тело» человека или животного. [39] В данном эзотерическом смысле мшга означает не «фаллос», как переводят одни, не «знание», как интерпретируют другие, а скорее, «мужское начало», или «секс». Бадараяна в своей философской системе Даршана называет его критситашарира – «презренное тело», так как это всего лишь циркулирующий принцип в человеке, вызывающий животные эманации. [40] См. в этой связи работу проф. Дентона «Душа Вещей» («The Soul of Things»). [41] Од (греч. букв, «проход») – некая единая сила, стоящая за всеми известными физическими силами, выступающими как бы ее посредниками. [42] Атхарваведа (санскр.) – четвертая Веда; буквально «магическое заклинание», содержащее афоризмы, заклятия и магические формулы. Одна из древнейших и наиболее почитаемых книг браминов [43] Ади-Будда (санскр.) – первый и наивысший Будда, не признаваемый в южном буддизме Вечный Свет. [44] Линга Пурана (санскр.) – священное писание шайвов, или поклонников Шивы. [45] …Вашей восхитительной статьи… - «Фрагменты оккультной истины» принадлежат перу А.О.Хьюма и А.П.Синнетта. [46] Каледония – древнее название Шотландии. [47] …Автор «Оккультного мира» - А.П.Синнетт. [48] Автору «Краткого путеводителя по эзотерической теософии»… - Имеется в виду А.О.Хьюм и его работа «Hints on Esoteric Theosophy [49] Талук - родовое имение, налоговый округ. [50] Агастья (санскр.) – имя великого Риши, высоко почитаемого в Южной Индии. Предполагаемый автор гимнов «Ригведы» и великий герой «Рамаяны». В тамильской литературе его считают первым наставником дравидов (аборигенов Южной Индии) в науке, религии и философии. [51] Муни (санскр.) – святые и мудрецы [52] …мы прибыли 6 июля - А.П.Синнетт в своей книге «Случаи из жизни Е.П.Блаватской» называет другую дату – 7 июля; эта же дата упоминается и самой Е.П. Блаватской в одном из ее писем к родственникам в Россию («The Path», IX, Feb. 1895, p. 385). Возможно, что точная дата так и не будет никогда установлена. [53] Ламаизм - тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в конце XIV века в Тибете и в XVI-XVIII вв. распространившаяся на севере Центральной Азии среди монгольских народов; высшее духовное лицо – Далай-лама [54] Месмеризм - то же, что животный магнетизм. [55] Панчен Римпоче - буквально «Великий Океан, или Учитель Мудрости», титул Таши-ламы в Шигацзе (город на юге Тибета). Формально он является вторым после Далай-ламы, но фактически он выше. [56] Ташилумпо - большой центр монастырей и учебных заведений недалеко от Шигацзе, резиденция Таши-ламы. [57] Лхаканг - чаще всего, подземный храм для мистических церемоний. [58] Тхарана (санскр.) – «месмеризм» или, вернее, самовызванный транс или самогипноз; действие магического характера, применяемое в Индии и являющееся чем-то вроде изгнания бесов [59] Мантры (санскр.) – стихи из ведических сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под мантрами понимаются собственно Веды, без их толкования. [60] Шабда Брахман (санскр.) – «Непроявленный Логос» (в Ведах), эфирные вибрации, рассеянные по всему пространству. [61] Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция. [62] Астральный свет - согласно Е.П.Блаватской, излучения Акаши, посредник между ней и мыслительными способностями человека. [63] Шатконочакра (санскр.) – шестиугольное колесо или шестиконечная звезда – колесо Вишну у индусов, соломонова печать у западных каббалистов. В данном случае именно седьмая, центральная тонка символизирует астральный огонь. В этой связи читателям следует изучить статью о пяти- и шестиконечной звезде, напечатанную в 26-м номере нашего журнала за ноябрь 1881 г. [64] Мормонская столица. - Солт-Лейк-Сити. Мормоны – американская религиозная секта христианского толка, названная по имени «пророка» Мормона. [65] Аделъма фон Бай (1840-?) – немецкий мистик, целительница, литератор. [66] Ди Джон (1527-1608) - английский математик и астролог. [67] Пишачи (санскр.) – В Пуранах (собрании аллегорических и символических писаний) – это гоблины или демоны, сотворенные Брамой. В южно-индийском фольклоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в кама-локе – оболочки и элементарии [68] «Совершенный путь, или в поисках Христа» - книга Анны Кингсфорд, первого президента Лондонской ложи Теософского Общества. [69] Метампсихоз, или метемпсихоз – переход души из одной стадии существования в другую. Символизирован и вульгарно воспринят как перерождения в телах животных. Метампсихоз следует относить лишь к животным. [70] Тератология – наука, изучающая врожденные уродства. [71] Наука была бы благодарна нашему корреспонденту, если бы он смог доказать свое утверждение. [72] Эксперимент с металлическим шариком. - В обычном состоянии шарик легко проходит через кольцо, но после нагрева, он расширяется и застревает; т.е. теплота увеличивает объем тела, но не его вес [73] Мягкий металл не может быть намагничен «надолго». Наш корреспондент пугает его, вероятно, со сталью. [74] Лейденская банка – первый электрический конденсатор, созданный почти одновременно в 1745-46 гг. в г. Лейдене (Люксембург) и Померании (историческая область на территории современной Польши). [75] Двиджа (санскр.) – «дважды рожденный». В старые времена этот термин относился лишь к посвященным браминам, но сейчас его употребляют по отношению к каждому человеку, принадлежащему к первой из четырех каст, прошедшему определенный обряд. [76] Кук Джози Парсонс (1827-94) – английский ученый-химик. [77] …лишь предпосылка. - Курсив Е.П.Блаватской. Цитируется по работе Кука, с. 75 [78] Пробы воздуха, взятые несколько лет назад в одном из пригородов Парижа – центра мировой цивилизации – 2,01% и сероводорода – 2,99%. [79] Стюарт Бэлфорд (1828-87) – английский ученый, профессор естествознания, один из основателей Общества Психических Исследований. [80] «Силы и энергии Природы». - Имеется в виду 3-я глава в книге «The Conservation of Energy». N.Y., 1874. [81] См. Balfour Stewart «The Conservation of Energy», N.Y., 1874, appendix, pp. 172-173. [82] Кубический ярд воздуха при температуре 77 град, по Фаренгейту весит около 2 фунтов, а вес кубического ярда водорода составляет только 2,5 унции (1 ярд = 914,4 мм, 1 фунт = 453,6 г., 1 унция = 28,3 г.). [83] Дейви Хэмфри (1778-1829) – английский химик, открыл ряд химических элементов. С 1820 г. президент Королевского Общества. [84] Дюма Жан Батист Андре (1800-84) – французский химик, член французской Академии наук. [85] Реньо Генри Виктор (1810-78) – французский химик. [86] Кальете Луи Поль (1 832-1913) – французский кузнец, впоследствии ученый, член парижской Академии Наук [87] Пикте Рауль-Пьер (1846-1929) – швейцарский физик, профессор Женевского Университета (1879-1885). Исследовал состояние материи при низких температурах. Основал в Берлине завод по производству рефрижераторов и термосов. Автор рада научных трудов. [88] См. статью Генри де Парвиля, одного из лучших французских популяризаторов науки в «Journal des Debats». [89] Шталь Георг Эрнст (1660-1734) – немецкий химик и врач. [90] Шиле Карл Вильгельм (1742-86) – шведский химик. [91] Флогистон. - Этот термин образован от греческих слов «phlogistos» (сгоревший, легко воспламеняющийся) и «phlogizein» (зажигать, сжигать). Он обозначает гипотетический принцип огня или воспламеняемости применительно к материальной субстанции. Этот термин был предложен Шгалем, выдвинувшим совместно с Бехером теорию флогистона. По их мнению, любое горючее вещество имеет в своем составе флогистон, который при горении отделяется от остальных ингредиентов. Аналогичным образом, металлы образованы из окалины и флогистона. Хотя сейчас от этой теории отказались, тем не менее, она имеет свои достоинства и оккультный подтекст [92] Крукс Уильям (1832-1919) – английский физик и химик, член и президент Лондонского Королевского Общества. Исследовал электрические разряды в газах и катодные лучи в трубках, открыл ряд эффектов. Обнаружил суинтилляцию, открыл таллий. [93] Юнг Томас (1773-1829) – английский физик, врач и астроном, один из создателей волновой теории света. [94] «The Sun's Radiant Energy» by prof. S.P.Langley, Scientific American, Vol. 41, July 26, 1879, p. 53. [95] Актиничность (греч.) – фотохимическая активность. Актинические лучи – фиолетовые и ультрафиолетовые лучи, обладающие большой способностью вызывать химические и электрические изменения в телах. [96] Пират Фредерик Джой (1850-81) – профессор физики и логики Мельбурнского Университета. [97] Барлоу Питер (1776-1862) – английский математик и физик, член Королевского Общества. [98] Массовое число - количество молекул в определенной массе. [99] …«электрическая сила» и т.д. - Цитируется по «Evolution and its Relation to Religious Thought» (1888) by Joseph Le Conte, Part 3, chap. IV, p. 299, footnote. [100] Протей (греч.) – в греческой мифологии морское божество, старец, обладавший способностью принимать любой облик. В современном языке Протей стал символом многоликости и изменчивости. [101] «H.X.» (лат.) – псевдоним А.О.Хьюма. [102] Доппелгенгер (нем.) – синоним двойника, или астрального тела; на оккультном языке эфирный дубликат или тень человека и животного. Не путать с астральной душой, являющейся отражением низшего манаса. [103] …в октябрьском номере журнала «The Theosophist» - имеется в виду публикация в журнале «The Theosophist», vol. III, №1, October 1881, pp. 13-14. [104] Танха (пали) – жажда жизни и привязанность к жизни на этой земле. [105] Н.Д.К. - Эти инициалы принадлежат Навроджи Дорабджи Кхандалавале, президенту пунского Теософского Общества. Из «Писем Махатм к А.П.Синнетту» явствует, что Учитель К.Х. предоставил некоторые материалы для ответа на письмо Кхандалавалы. [106] …гипотеза о самоубийстве. – См. «Письма Махатм к А.П.Синнетту». [107] Софизм - ложно построенное умозаключение. [108] Авидья - противоположность видье, знанию. Невежество, порождаемое иллюзией чувств. [109] Платон (424-347 до н.э.) – древнегреческий философ. По линии отца его род восходит к последнему царю Аттики Корфу. Мать Платона происходила из рода законодателя Солона, одного из «семи мудрецов». [110] Критий (ок. 460-403 до н.э.) – известный афинский политический деятель; известен также как философ, оратор, писатель, из произведений которого дошли лишь отрывки. Родственник матери Платона. [111] Саис - место, где был обнаружен храм Исиды-Нейт, в котором находилась скрытая от глаз посетителей статуя богини со знаменитой надписью: «Я – все, что было, есть и будет, и мой пеплум (женская верхняя одежда) не поднимал ни один смертный». [112] Салон (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.) – политический деятель и социальный реформатор. [113] Теветат - легендарный царь Атлантиды. [114] Мендес - название демона-козла, которому, по утверждению римской церкви, совершали поклонение тамплиеры и другие масоны. Согласно Е.П.Блаватской, богом Мендеса, или греческого Мендесия (наименование Нижнего Египта в дохристианские времена), был овеноголовый Бог Амон, и это ввело в заблуждение некоторых греческих авторов. [115] Бафомет - андрогинный козел Мендеса. Согласно Е.П.Блаватской, эзотерически и филологически это слово никогда не означало «козел», а – «крещение», или посвящение в Мудрость. [116] Великий Магистр (гроссмейстер) – глава духовно-рыцарского ордена. [117] Пан - бог Природы – отсюда слово «пантеизм»; бог пастухов, охотников, крестьян и жителей деревни. Его имя означает «Все». Пан связан с козлом Мендеса лишь постольку, поскольку последний, как талисман великой оккультной силы, представляет творящую мощь природы [118] Кхордах-Авеста - последняя часть современной Авесты (священного писания зороастрийцев), или «Малая Авеста», где собраны молитвы на каждый день и по поводу всевозможных событий в личной жизни. [119] Купидон - в древнеримской мифологии бог любви, другое название Амур; изображается в виде крылатого мальчика с луком и стрелами. В древнегреческой мифологии – Эрот. [120] Брахм(а) - высший непознаваемый принцип Вселенной. Следует отличать от Брамы, мужского творящего начала в проявленной Вселенной. [121] Душа - в древнегреческой мифологии Психея - олицетворение души в виде прекрасной девушки, в которую влюблен Эрот. [122] Назорей (евр. назир – букв, отделенный или посвященный [Богу]) – человек, давший Богу (постоянный или временный) обет чистоты: целомудрия, воздержания от вина (и всего виноградного), включавший также отказ от стрижки волос. Таким образом назорей считал себя отрешенным от мира и посвященным лишь Господу. [123] …прихоти Иродиады - Марк (VI.14-29). [124] Набатеи - секта, которая в своих верованиях почти идентична с назареями и сабеянами, почитавшими Иоанна Крестителя больше, чем Иисуса. [125] Ахамот (гност.) – согласно Е.П.Блаватской, имя второй, низшей Софии. Эзотерически и у гностиков старшая София была Святым Духом (женского рода), или Шакти Непознаваемого, и Божественным Духом; тогда как София Ахамот есть лишь персонификация женского аспекта созидающей мужской Силы в природе; также астральный свет. [126] Назареи (евр.) – согласно Е.П.Блаватской, то же, что и христиане Св. Иоанна, называемые мендеянами или сабеянами. Те назареи, которые покинули Галилею (северная часть Палестины во времена Иисуса Христа) и поселились в Сирии, к востоку от Ливанской горы, именуют себя также галилеянами, хотя они называют Христа «лжемессией» и признают лишь Св. Иоанна Крестителя, которого называют «Великим Назореем». [127] Шастра (санскр.) – трактат или книга признанного авторитета. Тантрика - церемонии, связанные с культом поклонения женской силе, олицетворенной в Шакти (в оккультизме – венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энергия). [128] Магнес - понятие, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами и алхимиками для обозначения духа света, или Акаши. [129] Адвайта-веданта (санскр.) – одно из двух основных направлений веданты (религиозно-философской системы, толкующей смысл Вед), утверждающее монистическую (недуалистическую) природу сущего. [130] Неллур, или Неллуру - город на юго-востоке Индии [131] Пайса - мелкая индийская медная монета, равная 1/4 анны. [132] Анна - индийская монета, равная 1/16 рупии. [133] Шудра (санскр.) – в Индии представитель самой низшей касты. [134] Бандикут - сумчатый барсук. [135] Фут - английская мера длины, равная 30,5 см. [136] Канжи – рисовый отвар. [137] Гуано – залежи высохшего в условиях сухого климата помета диких птиц, применяющиеся как удобрение; удобрение из отходов рыбного и зверобойного промысла. [138] Азот - от греч. а - отрицательная частица и zoos - «живой»; азот – «неживой». [139] Майдан (тюрк.) – площадь, преимущественно базарная. [140] Выражение «психико-материализм», так же, как его дополнение «спирито-» или «метафизико-материализм», возможно, являются неологизмами, но они очень необходимы в публикациях, появляющихся в журнале «The Theosophist», чей нынешний редактор является выходцем из неанглоязычной страны. Если они недостаточно понятны, мы надеемся, что С.С.М. или какой-нибудь другой наш друг предложит более удачные. Строго говоря, в некотором смысле все буддисты, так же, как все оккультисты и даже большинство образованных спиритуалистов, являются материалистами. Вся проблема заключается в окончательном и научном решении вопроса о природе или сущности силы. Можем ли мы сказать, что сила – это Дух, или что Дух – это некая сила? Является ли последняя физической или духовной, материей или Духом? Если последний является чем-то – он должен быть материальным, иначе это чистая абстракция, ничто. Ничто, способное производить воздействие на любую часть – объективную или субъективную – Космоса может быть отличным от материи. Мозг – чей громадный потенциал выявляется с каждым днем все больше и больше, не мог бы функционировать, не будь он материальным; верящие в персонального Бога сами вынуждены либо согласиться, что божество, совершая свою работу, должно пользоваться материальной силой, чтобы произвести физические следствия, либо – уверовать в чудеса, что явный абсурд. Как совершенно справедливо замечает в своем письме А. Дж. Мэнли из Минессоты: «Для меня всегда было непостижимо, как «ничто» может производить действие, требующее движения или силы. Листья в лесу трепещут от легкого дуновения ветра, прекращается ветерок и листья замирают. Пока газ выходит из трубки, поднесите зажженную спичку и получите яркий свет; перекройте подачу газа и чудесное явление исчезнет. Поместите магнит около компаса и стрелка притянется к нему; уберите магнит – и стрелка вернется в нормальное положение. Под влиянием силы воли гипнотизера человек совершает необычные поступки, но когда она прекращает воздействовать на него, он вновь становиться нормальным. Я заметил, что все физические явления неизменно исчезают, когда устраняется движущая сила. Из этого я делаю вывод, что причины должны быть материальны, хотя мы их и не видим. Опять же, если эти результаты были произведены «ничем», то тогда невозможно устранить движущую силу, и манифестации никогда бы не прекращались. Действительно, если бы такие проявления когда-либо имели место, они неизбежно были бы вечными». Полностью разделяя вышеизложенные взгляды, мы, таким образом, стоим перед необходимостью, вызванной постоянными обвинениями в непоследовательности, если не явных противоречиях, провести четкое разграничение между теми материалистами, которые, признавая, что ничто не может существовать вне материи, в каком бы разреженном состоянии она ни находилась, все же верят в различные субъективные силы, пока не известные науке, только потому, что она их еще не открыла; циничными скептиками и теми трансценденталистами, которые, издеваясь над величием истины и факта, бросают им вызов, заявляя, что «нет ничего невозможного для Бога»; что он является сверхкосмическим существом, создающим Вселенную из ничего, никогда не подчиняется закону и может совершать чудеса вопреки всем физическим законам и где ему вздумается и т.д. [141] Яегер Густав (1832-1917) – немецкий врач. [142] Позитивизм - философское течение XIX-го в. Его сторонники считали, что сняли противоречие между философским идеализмом и материализмом, противопоставив им «положительные» (позитивные) данные опыта как совокупность субъективных ощущений или представлений; роль науки ограничивается описанием и систематизацией явлений, но не их объяснением. [143] Агностицизм - философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира. [144] Дагон - филистимлянский идол с головой и руками человека и туловищем рыбы. Падение и разрушение идола произошло, когда Ковчег Божий был внесен в храм Дагона (в г. Азоте) и поставлен около идола (согласно Библии). В «Теософском словаре» Е.П.Блаватская пишет: «Дагон был халдейским человеком-рыбой Оанном, таинственным существом, которое ежедневно поднималось из морских глубин, чтобы учить людей всем полезным наукам». [145] Даниил - пророк при дворе вавилонского царя, известный своим умением растолковывать сны и видения. [146] Зельнер Иоганн Карл Фридрих (1834-82) – немецкий ученый. [147] Лондонское Королевское Общество - Британская Академия Наук. [148] Шарко Жан Мартин (1825-93) – французский врач. [149] Хайденхайн (в другой транскрипции Гейденгайн) Рудольф (1834-97) – немецкий врач. [150] К числу таких «невероятных» фактов относятся феномены гипнотизма, наделавшие много шума в Германии, России и Франции, так же, как и явления (принадлежащие к этой категории), производимые и наблюдаемые д-ром Шарко у его истеричных пациентов. К разряду последних нужно причислить и состояния, вызываемые так называемыми металлоскопией и ксилоскопией. Под металлоскопическими феноменами подразумеваются ныне неоспоримо доказанные медициной факты характерных изменений в физическом организме под влиянием различных металлов и магнитов при их непосредственном контакте с кожей пациента: каждый из аппликаторов производит специфический эффект. Под термином ксилоскопия подразумеваются те же самые воздействия, производимые различными породами древесины, особенно коры хинного дерева. Металлоскопия уже породила металлотерапию - науку об использовании металлов в лечебных целях. Упомянутые «невозможности» начинают становиться признанными фактами, хотя Русская медицинская энциклопедия называет их «чудовищами». Та же участь ожидает и другие области оккультного знания древних. Отвергнутые до недавнего времени они начинают – хотя все еще с трудом – получать признание. Проф. Зигглер из Женевы достоверно доказал влияние металлов, хинина и некоторых частей живых организмов (почитание цветов у древних) на растения и деревья. Растение под названием дрозера, крохотные волоски которого производят еле заметные движения, – Дарвин причислил его к классу насекомоядных, – в экспериментах Зигглера даже на некотором расстоянии реагировало на животный магнетизм, так же, как и на металлы через посредство различных проводников. А четверть века назад М. Адольф Дидье, известный французский сомнамбул и писатель, сообщает о значительных успехах, достигнутых одним из его знакомых в экспериментальном воздействии месмерической ауры на цветы и фрукты с целью их роста, цвета, вкуса и запаха. Мисс СЛ. Хант, которая одобрительно отзывается об этом факте в своем «Месмерическом справочнике», упоминает (с. 180, сноска), что «есть люди, в руках у которых цветы мгновенно начинают вянуть и сохнуть, как будто держащая их рука отняла у них энергию, вместо того, чтобы поддержать». В подтверждение вышеупомянутых наблюдений западных авторитетов следует напомнить нашим читателям-браминам об обязательных предписаниях в их древних сутрах, если кто-либо поздоровался с брамином, идущим к реке или водоему для совершения своей утренней пуджи (пуджа – обряд поклонения идолу или святыне), последний должен сразу же, согласно религиозному обычаю, выбросить цветы, которые он нес, вернуться домой и взять свежие. Самое простое объяснение заключается в том, что магнитный ток, направленный от поприветствовавшего его человека, портит ауру цветов и делает их непригодными для мистических церемоний, неотъемлемой частью которых они являются. [151] Халлер (в другой транскрипции Галлер) Альбрехт фон (1708-77). [152] Фосфор – химический элемент, неметалл, встречается, главным образом, в виде трех аллотропных модификаций: 1) белый фосфор, химически наиболее активный (самовозгорается при нагревании, трении), белого или желтого (из-за примесей) цвета. Медленное окисление паров сопровождается свечением, чрезвычайно ядовит; 2) красный фосфор - аморфный порошок; 3) черный фосфор - по виду и строению похож на графит. Аллотропия - свойство некоторых химических элементов в свободном виде существовать в нескольких видоизменениях, различным по физическим и химическим свойствам, например, углерод существует в виде угля, графита и алмаза. [153] Например, такие как длительность реакции сетчатки глаза на воздействие света. [154] Дюйм приблизительно равен 2,5 см. [155] …освещения гомеопатии в целом и особенно… - Похоже, что Е.П.Блаватская так и не осуществила это намерение. [156] Тридцать семь лет тому назад… - В 1846 году. [157] Эта занимательная книга… - Имеется в виду издание Hue Evariste Regis, Abbe. «Souvenirs d'un voyage dans la Tartarie, le Thibet et la Chine pendant les annees 1844, 1845, et 1846». Paris, 1850, 2 vols. [158] Kumbum или Kounbum в транскрипции Хука. [159] Словолитня - шрифтолитная мастерская. [160] …отчет господина Крайтнера… - Kreitner Gustav. «Im ferner Osten. Reisen des Grafen Bela Szechenyi in Indien, Japan, China, Tibet und Burma in den Sahren 1877-1880». Vienna, 1881, 2 vols. [161] Энтомология - отдел зоологии, изучающий насекомых. [162] Дхарма (санскр.) – «священный закон»; доктрина буддистов. [163] …как указано в словаре… - Английское слово «zero» переводится как «нуль». [164] Реомюр Рене Антуан (1683-1757) – французский физик и изобретатель. Созданный ism термометр имеет всего 80 градусов, самый высший – соответствует температуре кипения воды [165] Экзосмос - процесс просачивания жидкостей и растворенных веществ из клетки во внешнюю среду. [166] …сиамским белым слоном… – Согласно легенде, матери Будды перед рождением сына приснился белый слон, сходящий с небес. [167] Аватара (санскр.) – Божественное воплощение. Нисхождение бога или другого возвышенного Существа на землю в теле обыкновенного смертного. Существует два вида аватар: родившиеся от женщины и лишенные родителей, анупадака. [168] Солнце-бог - солярный культ (почитание солнца), относится к числу древнейших религий. Человек рано связал пробуждающееся к жизни семя злаков с благодатным солнечным теплом. Соответственно и сакрализация Солнца была связана, в первую очередь, с развитием земледелия. Ярче всего солярный культ отразился в праздниках в честь возрождения природы. Это древнеримские сатурналии, западноевропейские карнавалы, русская масленица и красная горка, праздники Ивана Купалы, декабрьские колядования, праздник народов Ближнего и Среднего Востока навруз. Все они сконцентрировались вокруг четырех календарных рубежей: осеннего и весеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний. На эти праздники жгли колеса и костры, символизируя этим приобщение к Солнцу и его теплу, жарили яичницу (яйцо – знак Солнца и природы), пекли блины, лепешки и др. Митраистский праздник «Непобедимого солнца», отмечавшийся 25 декабря, христианская церковь превратила в VI веке в праздник рождества Христова. Много вариантов почитания Солнца дают мифология и религиозный культ индейцев Америки. В фольклоре, народном прикладном искусстве и сейчас нередко встречаются солярные символы: солнечное колесо, кольцо, венок, чаша, золото, жар-птица, свадебный каравай и т.д. [169] Епифаний в своей книге против ересей (IV в.) приводит следующую родословную Иисуса: Яков, прозванный Пантера / \ Мария-Иосиф Клэофас | Иисус (См. MrJerald Massey. «Yesus and the Recoida of his Time» в апрельском номере «The Spirityalist», 1878). [170] См. Irenaeus Adv. Haer, kh.IL, ni.XXII, 5. Ириней решительно утверждает, что Иоанн (автор 4-го Евангелия) «сам сообщил», а «все старейшины подтвердили информацию», что «Иисус проповедовал с 40- до 50-летнего возраста». [171] См. Гемару вавилонского Талмуда, трактаты Санхедрин (гл.ХI, 107 в.) и Сотах (гл.IХ, 47а). [172] См. вавилонскую «Гемару» к «Мишне», трактат «Шаббат», 67-104. [173] Эссены, или ессеи (от евр. «аса» – «целитель») – иудейская секта, сведения о которой сохранились у писателей I в. н.э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. По словам Плиния, ессеи жили вблизи Мертвого моря на протяжении тысячелетий. Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие – назареями. У них было много буддийских идей и обычаев. Ессеи образовывали общины, в которых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физический труд, а в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что ессеи жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег, общины ессеев носили замкнутый характер, попасть в них было трудно. Ессеи принимали активное участие в антиримском восстании в Иудее 66-73 гг., за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергли пленных ессеев жестоким пыткам. [174] Терапевты - согласно Е.П.Блаватской, школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Они были «целителями» в том же смысле, как некоторые «христиане» и «ментальные» ученые. Члены Теософского Общества являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и исследователями эзотерических наук. Филон (Иудей) Александрийский называет их «слугами бога» и «созерцательными эллинизированными иудеями». Место их расселения – окрестности Мареотидского озера. Они не признавали рабства, отказывались от собственности, проповедовали пацифизм. Основная добродетель, с точки зрения терапевтов – воздержание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие. [175] Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. – ок. 50 н.э.) – иудейско-эллинистский теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии. Философско-теологическое учение Филона представляет собой соединение идей греческих стоиков, платоников и пифагорейцев с мифологическими образами Ветхого Завета. Иудейский бог (Яхве) толкуется им как высшее, трансцендентальное бытие. Бог творит и управляет им через своего посредника – логоса. Человек понимается как образ и подобие логоса, но в то же время – как существо греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуществляется путем аскезы, самопознания, стоической апатии и мистического экстаза. Представления Филона оказали значительное влияние на формирование христианского вероучения. [176] Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100) – иудейско-римский историк, автор «Иудейской войны», «Иудейских древностей» и других сочинений, имевших целью возбудить у римских властей сочувствие к еврейскому народу, потерпевшему поражение в иудейской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период войны с Римом Иосиф был военачальником. Видя неизбежность поражения иудеев, сдался в плен, стал придворным историографом Флавиев (династии римских императоров). Книги Иосифа являются ценным источником по истории предшествовавшей и современной христианству эпохи. [177] Евсевий Памфил (263-340) – христианский теолог и историк, епископ Кесарийский с 311 г. [178] Кесария (Цезарея) – столица Палестины при римлянах, древний морской порт на северо-западе Израиля, к югу от Хайфы. Основан в 20-х гг. до н. э. на месте эллинистического города «Башня Стратона». [179] Нибур Бартольд Георг (1776-1831) – немецкий историк античности, сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. Основатель критического метода в изучении истории. Взгляды Нибура оказали большое влияние на развитие европейской и, в частности, русской историографии. Основной труд – «Римская империя» – остался незавершенным. [180] Мишна. - Уже в IV в. до н.э. появились книжники, которые занимались толкованием «Моисеева закона»; они и положили начало той работе, плоды которой впоследствии стали известны под названием «Талмуд». Мишна (повторение закона) существовала сначала устно, потом была записана. Она состоит из 63 трактатов, сгруппированных в шесть отделов: «Зераим» («Посевы») включает в себя 11 трактатов, рассматривающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение, главным образом, к земледелию; «Моэд» («Праздники») (12 трактатов); «Нашим» («Жены»), законы о браке и семье (7 трактатов); «Незикин» («Повреждения»), гражданское и уголовное право (10 трактатов); «Кодашим» («Святыни»), о жертвоприношениях (11 трактатов); «Тогорот» («Очищение») (12 трактатов). [181] Хиллел (70 до н.э. – 10 н.э.) – известный и высокопоставленный вавилонский раввин (1-го л. до н.э.), был основателем секты фарисеев, ученым и праведником. [182] Синедрион - совет старейшин в древней Иудее до падения Иерусалима, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. Наряду со жречеством в Синедрионе заседали представители светской аристократии. Находился под контролем римской прокуратуры. Заседания проводились в Иерусалимском храме. [183] Фарисеи («отделившиеся») – древнеиудейская религиозно-политическая секта, существовавшая наряду с саддукеями (сектой ученых-философов, занимавших высокие посты в Иерусалиме, как, например, первосвященников и судей) с 1-го в до н. э. до конца II в. н. э. и объединявшая представителей средних слоев и низшего духовенства. Фарисеи настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались почти с самого начала показным благочестием. Слово «фарисей» стало нарицательным и употребляется в качестве синонимов слов «ханжа» и «лицемер». [184] Раввин - служитель культа в иудаизме, судья по вопросам религиозной и семейной жизни в еврейской общине. Коллегия раввинов, раввинат, толкует предписания Талмуда. Первоначально раввины были учителями священных мистерий, каббалы, позднее каждый левит жреческой касты становился учителем и раввином. [185] Экклезиология (греч.) – в католицизме и православии теологическое учение о церкви как божественном установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Не путать с Екклезиастом (Екклисиастом), книгой из Ветхого Завета, авторство которой приписывается царю Соломону. [186] Хануман - бог обезьян в «Рамаяне», генералиссимус армии Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман был верным союзником Рамы и своею несравненной смелостью и умом помог аватаре Вишну окончательно сокрушить царя демонов Ланки, Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы – это оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой эпической поэме индусов. [187] Меру - название горы, якобы находящейся в центре земли, где расположена Сварга, «Олимп» индусов. Она вмещает «города» величайших богов и обители различных дэв. В географическом значении это неизвестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была «Страной блаженства» самых ранних ведических времен. Оккультные учения помещают ее в самом центре Северного полюса, определяя в качестве местонахождения первого континента на нашей Земле после отвердения этого глобуса. [188] Ни один чела не обязан отвечать на такой вопрос, кроме редактора. – Д[ругой] и[ндусский] т[еософ]. [189] Кальпа (санскр.) – период мирового цикла в 4 320 000 000 земных лет. [190] Шанкарачарья (788-812) – один из величайших индуистских философов и подвижников, крупнейший вероучитель шиваизма и главный представитель и классик адвайта-веданты. [191] Гуны (санскр.) – «качества», «свойства»; Тригуны (санскр.) – три подразделения врожденных качеств дифференцированной материи – то есть полный покой (саттва), деятельность и желание (раджас), застой и гниение (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве, иначе, Тримурти – троице. [192] Агни (санскр.) – бог Огня в Ведах. [193] Индра (санскр.) – бог Небосвода, царь звездных богов, ведическое божество. [194] Куллка-Бхатти - в том же томе журнала «The Theosophist» на с. 202 один корреспондент указывает, что «Куллука-Бхатш» – неправильно напечатанное имя Кумарилы-Бхатти, который жил несколько веков назад в южной Индии. [195] Патанджали - основатель философии йоги. [196] Тартары - историческое название местности (с весьма неопределенными границами) в восточной Европе и Азии, которой правили татары в средние века. [197] Тривикрама (санскр.) – эпитет Вишну, употребляемый в «Ригведе» в связи с «тремя шагами Вишну». Первый шаг он сделал на земле, в форме Агни; второй – в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и третий – на небе, в образе Сурьи, Солнца. [198] Рама (санскр.) – седьмой аватара, или воплощение Вишну. [199] Ракшасы (санскр.) – буквально «едоки сырого», а в народном суеверии – злые духи, демоны. Однако эзотерически – это четвертая раса, или атланты, великаны Библии. [200] Jennings Hargrave. «The Rosicrucians, their Rites and Mysteries». London, 1870. [201] Так, в эзотерическом буддизме семь типов Мудрости часто упоминаются как шесть; семь свойств живых тел так же, как шесть; а о семи состояниях материи эзотерическая доктрина говорит, что «строго говоря, существует только шесть состояний», поскольку седьмое является общей суммой, условием или аспектом всех других состояний. Говоря о «шести ореолах», которые «сияют на несравненной личности Будды», книга Киу-ти объясняет, что следует упоминать только шесть, ибо ученик (Yu-po-sah) должен держать в уме, что седьмой ореол ни в коем случае не может сиять, так как «это самосияние». Последнего объяснения достаточно, чтобы пролить свет на все вышесказанное. [202] «The Modern Bethesda, or The Gift of Healing Restored» («Современная Вифеза, или Возвращение целительного дара»), Изд. A.E.Newton New York: Newton Pub. Co. 1879. [203] Кюре д'Ар, Вианни Жан-Батист-Мари (1786-1859) – французский священник-целитель. Канонизирован в 1925 году Папой Пием XI. [204] La Magie au XIX me Siecle, p. 327, Paris, 1864, Henri Plon. [205]Прекрасный журнал «The Times of Ceylon» в номере от 7.02 опубликовал факты, иллюстрирующие целительное воздействие силы воображения: «Недавно я прочел отчет о так называемом «исцелении верой», произошедшем со знаменитым сэром Хамфри Дейви в молодости. Дейви уже собирался воздействовать на паралитика газообразным кислородом, «но прежде чем начать ингаляцию, положил под язык больного термометр, чтобы измерить температуру. На пациента это произвело очень сильное впечатление, и он сообщил с большим энтузиазмом, что ему уже стало намного лучше. Видя необычное влияние воображения больного, Дейви только и делал, что ежедневно с серьезным видом клал ему под язык термометр, и очень скоро констатировал его выздоровление». Я могу рассказать об идеальном случае излечения верой тяжелой формы дизентерии в одном из наших растениеводческих районов практикующим медиком, хорошо известным в то время до-ром Бейлисом, имевшим частную практику в долине Каллибокке и округе Кнуклес. Он только что вернулся из поездки в Индию, во время которой его замещал помощник, и был очень огорчен известием, что одна из его любимых пациенток – жена управляющего одного из имений – тяжело заболела дизентерией и находилась при смерти. Ужасная болезнь постепенно подтачивала ее силы, и не оставалось ни одного известного средства, которое бы ни испробовали до приезда доктора. Желая повидаться с больной перед ее смертью, он фазу же отправился к ней; увидев доктора, женщина очень обрадовалась, сказав слабым голосом, что теперь, когда он пришел, она уж точно выздоровеет, так как верит в него безгранично. По ее просьбе он остался в их доме, и хотя курс лечения не изменился, но больная сразу же начала поправляться, а к концу недели уже могла прогуливаться в саду. На доктора происшедшее произвело такое сильное впечатление, что он утратил веру в действенность медицины, забросил аллопатию, как заблуждение, и начал заниматься гомеопатией, как единственно верной методикой, в результате чего потерял многих пациентов и в конечном итоге уехал и обосновался фермером в Калифорнии. Покойный доктор Бейлис был удивительно разносторонне одаренным человеком, но, подобно другим умным людям, очень импульсивным. Он предпочел христианству буддизм и одного из своих детей назвал Буддой. [206] Шакъя Муки (Шакьямуни) - эпитет Будды, означающий «святой из рода Шакья». [207] Сингальцы - коренные жители Цейлона (ныне Шри Ланки). [208] «…сняла покров… и тьму рассеяла серебряным плащом». – Из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай», кн. IV, I. [209] Фессалия - историко-географическая область в Древней Греции. [210] Бактрия - древняя страна в западной Азии, располагавшаяся между рекой Оксу и горами Гиндукуш [211] Эйн-Соф (евр.) – абсолютный божественный принцип. [212] Сефироты (евр.) – эманации Божества. [213] Сефира (евр.) – первая эманация из Эйн-Софа. [214] Шраддха - поминальный обряд, призванный обеспечить и поддерживать благополучное существование умерших предков в загробном мире. [215] Чандала – в настоящее время – одно из обобщающих названий для неприкасаемых (членов низших каст в Индии, не входящих в систему четырех варн). [216] Такое наказание, даже если поверить в него, не кажется столь ужасным в наш просвещенный век, когда выравниваются социальные и образовательные уровни всех каст. [217] Наверняка такая угроза не может исходить от посвященного Риши. [218] Мобед (зенд) - зороастрийский жрец, маг. [219] Авгур - в древнем Риме жрец, толкователь воли богов по пению и полету птиц. [220] Теократия - форма правления, при которой духовенству принадлежит непосредственная политическая власть. Например, Ватикан. [221] Левит - книга Ветхого Завета [222] «Десатир» - согласно Е.П.Блаватской, древнеперсидское сочинение «Книга Шет»; приписывается Мухсин-Фани; повествует о тринадцати Зороастрах. [223] …хшиных птиц… - В особо отведенном для этого месте тела покойников клали на «дакмы» – невысокие башни, где хищники, привыкшие к такого рода добыче, в течение нескольких минут очищали тело от мяса, после чего кости сбрасывались в особую яму. [224] «Фаргард» (пехл.) – раздел или глава стихов в зороастрийском «Вендидаде». [225] Вендидад» (пехл.) – 1-я книга в Зенд-Авесте. [226] Ангро-Майнью, Ариман (пехл.) – зороастрийское имя злого духа. [227] Сжигание или уничтожение трупов любым другим способом должно было происходить не ранее 12 часов после смерти человека. Этот древний закон был забыт как браминами, так и зороастрийцами. Запрет был не на само сжигание, а на кремацию без предварительного опустошения трупа, а именно, до того, как внутренние принципы успеют полностью высвободиться из мертвого тела. Поскольку считалось, что aqua fortis обладает оккультными свойствами, дающими нужный эффект – отсюда предварительное обжигание трупа таким способом у ферсендаджийцев. [228] «Faigand» VIII, 19 (49). [229] Тот, кто изучал «Фрагменты оккультной истины», знает, что нынешняя раса Пятая и что нам предстоит пройти еще через две расы, прежде чем мы перестанем воплощаться на этой планете. [230] «В средние века ничего не было известно о маздеизме, кроме имени ее основателя, который из мага был превращен в заклинателя и учителя тайных наук», – пишет Джеймс Дарместетер (SBE, Introduction to «Vendidad», 2nd ed., Oxford, 1895, p. XV), который знает об оных столько, сколько позволяет его экзотерическая наука; но, будучи совершенно несведущим в эзотерических науках, он сильно ошибается. Никто не мог стать магом-жрецом, не являясь одновременно тем, кто известен сейчас под вульгарным названием «чародей». Но об этом дальше. [231] Джонс Уильям - основатель и первый президент Индийской Академии Наук. [232] «Asiatic Researches», Calcutta, 1790, vol. II, pp. 48-49. [233] Чарвака - легендарный древний философ, последователь локаяты. [234] Настика (санскр.) – атеист или, согласно Е.П. Блаватской, тот, кто не поклоняется богам и идолам и не признает их. [235] Хотим уточнить, что мы не говорим о «магах» вообще, независимо от того, рассматриваются ли они некоторыми ориенталистами (например, Дарместетером) как одно из мидийских племен (?), исходя из туманных высказываний Геродота, или жреческой кастой типа браминов – как считаем мы. Речь идет только об их посвященных представителях. Тайная Доктрина учит, что происхождение браминов и магов уходит через тьму веков к одному источнику. Сначала это была иерархия адептов, людей, обладавших глубочайшими познаниями в физических и духовных науках и оккультизме; они были представителями разных национальностей, хранили обет целомудрия и пополняли свои ряды за счет добровольных учеников, которым передавали свои знания. Затем, когда их численность увеличилась настолько, что привела к перенаселению Арйаны Вэджа, адепты разошлись в разные стороны и можно проследить, как они основали во всех частях света свои собственные иерархии по типу первоначальной; каждая иерархия разрасталась до таких размеров, что вынуждена была вводить ограничения на прием; «полуадепты» возвращались в мир, женились и закладывали основы «левой» науки, или чародейства, которое пугают со Священным Знанием. На третьем этапе истинные посвященные с каждым веком становились все малочисленнее и недоступнее; ужесточились испытания для учеников. Появились храмовые Мистерии. Иерархия подразделилась на две части. Немногие избранные, иерофанты – государство в государстве - остались девственниками, а экзотерические жрецы узаконили свои браки и предприняли попытку передать адептство по наследству, но потерпели неудачу. Так появились брамины и мага, египетские жрецы и римские иерархи и авгуры, наслаждающиеся семейной жизнью и измышляющие религиозные законы в собственное оправдание. Нет необходимости напоминать читателю о том, что он почерпнул из курса истории и своей интуиции. В наши дни существуют потомки, наследники древней мудрости, разбросанные по всему миру, живущие в небольших уединенных и неизвестных общинах, цели существования которых ложно поняты, а происхождение забыто. И только две религии, возникшие в результате просветительской деятельности жрецов и иерофантов древности. Последних можно увидеть в лице жалких остатков, именуемых, соответственно, браминами и дастурами, или мобедами. Но сохранилось ядро (хотя его наличие упорно отрицается) наследников первоначальных магов, ведических magna и греческих magos - древних жрецов и богов, последнее открытое появление которых состоялось в христианскую эпоху в лице Аполлония Тианского [236] «Ясна» - одна из книг Авесты, содержащая текст зороастрийской литургии. [237] Мидийцы - жители Мидии, древнего государства на юго-западном побережье Каспийского моря, что сейчас соответствует, в основном, северо-западной части Ирана. [238] Туранцы - племена иранских кочевников, враждебные иранцам-земледельцам. [239] Аккадийцы - восточные семиты [240] Гематрия, нотарикон, тхемара - еврейские методы исследования тайного смысла манускриптов. Гематриа (евр.) – показывает числовое значение еврейских слов путем суммирования значений составляющих их букв. Нотарикон (евр.) – занимается образованием слов из начальных и конечных букв слов в каждом предложении, или наоборот – образует предложение из слов, начальные или конечные буквы которых принадлежат какому-нибудь слову. [241] Смрити (санскр.) – предания, передаваемые устно. [242] Шрути (санскр.) – священное предание, полученное путем откровения. [243] Разумеется, как установлено востоковедами, слово «зенд» неприменимо ни к одному языку, действующему или мертвому, и никогда не относилось ни к какому языку или диалекту древней Персии (См. Faehang-i-Jahengoro в словаре персидского языка). Как правильно отмечено, оно означает «комментарий, или объяснение», но оно также означает то, о чем востоковеды, похоже, не имеют ни малейшего представления, а именно, «перевод эзотерического текста в экзотерический», вуаль, используемую для сокрытия истинного смысла текстов, написанных на сензаре, сокровенном языке. Сейчас его можно встретить в нескольких нерасшифрованных надписях; его все еще изучают и применяют в своих тайных общениях восточные адепты, называя его, в зависимости от местности сензаром и брахмой или дэва-бхашьей. [244] Сравните так называемые «аккадские формулы заклинания» самого раннего периода, известного востоковедам (в действительности, очень поздних периодов), к которому относятся многие предписания из «Вендидада» («Fargard», XIII), относительно собаки, запечатленные на брелоках и амулетах. Кажется почти невероятным, чтобы даже самые тупые специалисты по зенду не смогли понять, что, например, в стихе 49 (163) из того же «Фаргарда», где говорится: «Ибо ни один дом, созданный Ахурой, не смог бы просуществовать на земле, а только дома для двух моих собак: пастушьей и домашней», – речь идет не об этих реальных животных. Комментарий, сделанный на этот стих («Saddar», 31), абсурден и смешон. Говорится, что его надо понимать не как то, что «в живых не останутся никакие животные, кроме собак», а что все человечество, наделенное самым высоким интеллектом в животном мире, под руководством Ангро-Майнью само себя истребит из-за присутствия «собак» – двух высших духовных принципов. Собака Вангхапара (ёж, по мнению комментатора!), «доброе создание из числа творений Светлого Духа, которая с полночи (время нашего невежества) до восхода солнца (духовное просветление) ходит и убивает тысячи порождений злого духа» («Fargard», XIII, 1), является нашим духовным сознанием. Тот, кто «убивает ее» (заглушает в себе ее голос), не перейдет через мост Чинват (ведущий в рай). Затем сравните эти иносказания с надписями на аккадских талисманах. Даже в искаженном переводе Дж.Смита описаны семь собак – «синяя», «желтая», «в крапинку» и т.д., что наводит на мысль о семи человеческих принципах, указанных в оккультизме. Все «формулы заклинания» из так называемой аккадской коллекции изобилуют ссылками на семь злых и семь добрых духов, которые есть не что иное, как наши принципы в их двойственности. [245] Йима (зенд) – первый человек. [246] «Faigard», II, 10. [247] Святой Дух маздеистов. [248] «Jashts», XV, 3. [249] Осмеливаемся спросить у наших европейских санскритологов и исследователей зенда, знают ли они, кем была у маздеистов богиня Ардви-Сура Анахита? Мы утверждаем и можем это доказать, что упомянутый персонаж, призванный Ахурой на помощь, и Сарасвати (Sarasvati, браманическая богиня тайной, или оккультной, истины) идентичны. Где логика в том, что Верховный Бог, «всемогущее и всезнающее Все», обращается за помощью к своему собственному созданию? [250] «Fargard» II, 3 (7). [251] См. «Фрагменты оккультной истины».

The script ran 0.006 seconds.