Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Лев Балашов - Мысли и изречения [0]
Известность произведения: Средняя
Метки: sci_philosophy

Аннотация. Книга принадлежит к весьма популярному жанру сборников мудрых мыслей, умных высказываний, изречений, поговорок и пословиц. Цель сборника - познакомить Вас, уважаемый читатель, с мыслями и изречениями, которые отбирались, вынашивались и хранились в особой тетради в течение десятилетий. В этих мыслях и изречениях - практическая философия, которую составитель -автор вырабатывал и проверял всю свою взрослую жизнь. Многие из них использовались в книгах цикла »Философские беседы». Мысли и изречения расположены по определенным темам, а в рамках каждой из них - в алфавитной последовательности имен авторов. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Полный текст.
1 2 3 4 

Т. Карлейль 12, 172 Человек, который заметил и исправил ошибку – не ошибся. Киргизская мудрость Нет человека, не совершающего ошибок, но исправляющий свои ошибки – мудрец. Китайская мудрость Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу в них признаться. Ф. Ларошфуко Лесть – это фальшивая монета, находящаяся в обращении только благодаря нашему тщеславию. Ф. Ларошфуко 4, 169 Скрывая свои недостатки, лучше не станешь; наш авторитет выигрывает от той искренности, с которой мы признаем их. Лихтенберг 1, 35 Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. Менандр 1, 147 В ошибках плохо то, что злые люди стремятся нагромоздить на них горы опасных вещей. Монгольская поговорка Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает. Неизвестный автор 4, 163 У хвастунов, так же, как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному. Пифагор Пьянство есть упражнение в безумстве. Пифагор 12, 201 Пьянство есть добровольное сумасшествие. Сенека 12, 201 Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. У спесивого растет чванство, у жестокого – свирепость. У завистливого – злость; всякий порок выходит на свободу. Сенека 12, 201 Ошибки делают, когда идут на риск. А. Суэтин, гроссмейстер Наша организация принципиально рассчитана на постоянное движение, на динамику, на постоянные пробы и построение проектов, а также на постоянную проверку, разочарование и ошибки. И с этой точки зрения можно сказать, что ошибка составляет вполне нормальное место именно в высшей нервной деятельности. Волков бояться, в лес не ходить. А.А. Ухтомский. Собр.соч. Т. 1, Л., 1950. С. 313 Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает. Б. Франклин Алчность есть преступное желание чужого. Цицерон 12, 15 * * * Не делает ошибок только тот, кто ничего не делает. Привычки, предрассудки, суеверия Нет тирана страшнее привычки, и пока человек не сопротивляется ее повелениям, он не может быть свободным. Боуви 1, 187 Для мошенника суеверный – то же, что раб для тирана, Более того: суеверный идет на поводу у фанатика и сам становится таким. Суеверие, порожденное язычеством и воспринятое иудейством, заразило христианскую церковь с самых первых времен. Все отцы церкви, без исключения, верили в силу магии. Церковь всегда осуждала магию, но всегда в нее верила; она отлучала от церкви колдунов не как заблуждающихся безумцев, но как людей, действительно имевших сношение с дьяволами. Вольтер[31] Предрассудок – дитя невежества. Гэзлитт 1, 86 Привычка подобна канату – мы вьем ее день за днем, по одной пряди, и в конце концов у нас не хватает сил разорвать ее. Харас Манн 1, 188 Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие. Д.И. Менделеев Мистицизм – детство мысли, развитие его – застой, а не прогресс знания, за который так смело и прекрасно говорят наши спириты. Д.И. Менделеев[32] Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками. Д.И. Менделеев[33] Постоянное колебание человеческой души между надеждой и страхом есть одна из главнейших причин суеверия. Д. Толанд Суеверия порождаются не только полным невежеством. Еще сильней они связаны с неполным знанием, с полуобразованностью. Ю. Шрейдер Предрассудки редко преодолеваются обоснованными доводами, поскольку они не опираются на разумные суждения, их нельзя разрушить логикой. Трайон Эдвардс * * * Ближайшими причинами суеверий являются страх, надежда и невежество. Страх и невежество порождают суеверия, связанные с ожиданием дурного, худшего (дурные предчувствия, приметы, сны, предзнаменования и т.д.). Надежда и невежество, наоборот, порождают суеверия, связанные с ожиданием хорошего, лучшего (счастливые приметы, хорошие сны, гадания и т.д.) Суеверие – это в буквальном смысле суетная, пустая вера, не основанная на знании, имеющая своим источником ложные, фантастические представления о существовании сверхъестественных сил и подкрепляемая чувствами неуверенности, страха или, напротив, надежды. Суеверие и предрассудок различны психологически. В предрассудке преобладает неверная, ошибочная мысль, в суеверии – эмоция. Скрытую способность верить в чудеса – за исключением собственной сферы деятельности – можно нередко наблюдать в среде людей с высшим образованием. 11 О здоровье и болезнях Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Аристотель Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений. Гален Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни. Гиппократ …человек сам, как правило, является причиной собственных болезней и страданий… и почти всегда он сам виноват в том, что болен и что должен за это просить прощения у общества, как и за то, что пьянствует. С. Грэхем (из эпиграфа к книге Г. Шелтона “Натуральная гигиена. Праведный образ жизни человека”) К сорока годам человек или сам себе врач, или глупец. Девиз натуральной гигиены Сейчас многие в народную медицину ударились, травами, настоями, отварами интересуются. То есть опять надеются на чудо: выпил чего-то там и полегчало, здоров. За здоровьем над семь верст каждый день отмахивать. А лучше всего бегать на двадцать верст. С. Демидов, врач[34] Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях. Ибн– Сина (Авиценна) Мы истязаем себя физическим бездействием пять, десять, пятнадцать лет, а затем надеемся – что за мистика! – попить недельки две-три порошков и все в порядке. Самообман! Так не бывает. Нужна длительная, очень длительная, систематическая и упорная работа над собой, чтобы вернулась прежняя кондиция. “Бегать, чтобы жить!” – стало моим девизом, когда я приступил к “самолечению”… Бег, как парная баня, суровое удовольствие. Я калечил себя физическим бездействием годы, годы же ушли на то, чтобы вернуть прежнюю работоспособность. Е. Зеленин[35] Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечится от них. Китайская мудрость Способности, как и мускулы, растут при тренировке. В.П. Обручев Нет лекарств и нет ядов. Тех и других делает доза. Парацельс Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже приходил бы в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался бы в починке. Д.И. Писарев Гимнастика есть целительная часть медицины. Платон Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движений. Тиссо (французский врач XVIII в.) Есть два способа борьбы с болезнями. Один в том, чтобы закалять себя, чтобы болезнь не пристала (правильно жить), другой в том, чтобы, заболев, лечить болезнь… Первый способ – медленный, но гораздо важнее. Л.Н. Толстой (из письма Д.П. Маковецкому) Праздность расслабляет тело, которое укрепляется только работой. Цельсий Праздность вызывает раннюю дряхлость, а работа – длительную молодость. Цельсий Я предпочел бы умереть от пули обманутого мною мужа, чем от той болезни, от которой умираю. Бернард Шоу Болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь. Шубин, врач О физической культуре Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай! (Высечено на скале в Древней Элладе) Я убедился на своем опыте, что при систематической закалке можно считать себя застрахованным от любых простудных заболеваний. В. Абалаков, альпинист Все наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мыслей приходят в голову, когда я хожу. Гете гимнастика удлиняет молодость человека. Д. Локк Стыдно становится, когда человек – царь природы – отступает от требований этой же самой природы. Мы должны жить до 120 лет, а в 30 лет никуда не годимся. Фигуры нет, силы нет, здоровья нет, а без здоровья ничего нет. Георг Лурих Долг каждого человека – всячески заботиться о том, чтобы не стать бессильным, немощным и слабовольным, следить за тем, чтобы его тело было достойно его духа! Георг Лурих Тело без движения подобно стоячей воде, которая плеснеет, портится и гниет. Н. Максимович-Амбодик (1786 г.) Физические упражнения способны изменять даже конституцию человеческого тела, исправляя его дефекты, как природные, так и благоприобретенные в результате неправильного образа жизни. Меркуриалис (врач XVI в.) Любите гимнастику, она даст вам хорошее физическое развитие, здоровье, бодрость духа! В этом вам порукой мои 90 лет. Н.А. Морозов Привычка тренироваться должна стать такой же прочной, как привычка умываться и чистить зубы. Неизвестный автор Вот уже 20 лет, как профессор Захарьин запретил мне всяческие физические упражнения, предупреждая, что это плохо кончится: и для меня было бы давно плохо, если бы я послушался Захарьина и перестал давать своим мышцам работу, которая меня укрепляет, дает мне крепкий сон, бодрое настроение. Л.Н. Толстой Мы, очевидно, не погрешим против истины, если скажем, что в дверь стучится время, когда здоровый человек, презревший физическую культуру, обладатель хилой фигуры, дряблой мускулатуры и спичечных конечностей, будет восприниматься нами, как человек абсолютно некультурный. Человек должен быть хозяином своего облика – духовного и физического. Г. Тэнно, Ю. Сорокин Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека. Н.Г. Чернышевский “Это – люди будущего, – говорил А.П. Чехов о спортсменах. – И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны”. О долголетии и старости Физическая активность необходима в любом возрасте, но чем человек старше, тем она для него важнее. С возрастом утрачивается значительное количество резервов и оставшиеся нужно максимально активизировать. Н.М. Амосов, Я.А. Бендет Человек умирает, потому что думает плохо. Джустин Гласс, геронтолог Затормозить процесс старения можно разумным управлением своей жизнью. Первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. А.А. Богомолец В то время как у машин изнашиваются, прежде всего, те их части, которые больше всего работают, у человека это происходит наоборот: стареют меньше всего те органы его тела, которые больше всего работают. проф. Ф. Бурльер Для глупца старость – бремя; для невежды – зима; для человека науки – золотая осень. Вольтер Нужно умереть молодым и постараться сделать это как можно позже. Китайская мудрость Мы старимся уже с тридцати лет, если не занимаемся физической культурой. проф. А.В. Коробков Из двух зол – перенапряжения или полного бездействия – последнее гораздо гибельнее, чем даже чрезмерная работа, и многие, очень многие люди умерли как раз именно тогда, когда решили пожить на полном покое. П. Мантегацца Появлению злокачественных опухолей почти всегда предшествуют местные расстройства кровообращения, застои или хронические воспалительные процессы. Поэтому общепрофилактическим мероприятием являются физическая культура, независимо от возраста больного, и устранение хронических интоксикаций и инфекции… Н.Н. Петров, онколог Не тот стар, кто далек от колыбели, а тот, кто близко к могиле. Из радиоспектакля Отсутствие психологического или физиологического функционирования органов ускоряет старение. А.Н. Рубакин (“Похвала старости”) Человек всегда умирает не от старости самой по себе, а от болезни. А.Н. Рубакин (“Похвала старости”) Позже всего стареет тот орган, который больше всего работает. А.Н. Рубакин (“Похвала старости”) Наша жизнь не коротка, но мы сами ее делаем такою. Сенека 15 Мы твердо верим в то, что наступит наконец такое время, когда стыдно будет умирать человеку ранее ста лет. И. Тарханов * * * Осознав, что конечность бытия есть нечто неизбежное, люди стали думать над тем, а нельзя ли расширить границы своего конечного бытия, нельзя ли продлить молодость, жизнь и т.д. Вспомним гётевское: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!” Это, конечно, мечта. Но почему мечту нельзя спустить на землю, оформить в виде конкретной цели, чтобы хоть в какой-то мере она приближала нас к мечте?! Некоторые размышляют так: если мы смертны, рано или поздно умрем, то зачем нам еще заботиться о продлении жизни, о каких-то лишних годах жизни и вообще, какое крохоборство считать годы, стремиться прожить как можно дольше несмотря на дряхлость, немощь и т.д. Таким людям все равно, сколько жить: сорок или восемьдесят лет. Действительно, есть такой тип людей. Это, как правило, короткожители. Они психологически не настроены на долгую жизнь, на то, чтобы специально заботиться о ее длении. Большинство же людей стремится не просто жить, а жить возможно дольше. И это нормально. Вообще среди реальных противоречий жизни существует и это: антитеза коротколетия и долголетия. Весьма примечателен спор двух выдающихся писателей – 32-летнего Карела Чапека и 65-летнего Бернарда Шоу. Последний написал философскую драму “Назад к Мафусаилу”, прославлявшую долгожительство. Карел Чапек возразил ему комедией “Средство Макропулоса”. Бернард Шоу дожил до 94-х лет. Карел Чапек – всего до 48-и. Эти писатели своей жизнью продемонстрировали антитезу коротколетия и долголетия. Проблема долголетия не сводима ни к проблеме продолжения рода, ни к проблеме творческого бессмертия. Не случайно пишущие на тему о смертности и бессмертии, как правило, игнорируют эту проблему и даже выставляют ее в односторонне негативном свете. И на это есть свои причины. В чистом виде стремление к долголетию, к возможно большему длению жизни превращается в пустое стремление прибавить годы к жизни, а не жизнь к годам. Антитеза коротколетия и долголетия чаще всего выражается именно в этом противопоставлении качества и количества жизни. Одни готовы пожертвовать или жертвуют количеством жизни во имя ее качества, а другие, напротив, готовы пожертвовать или жертвуют качеством жизни во имя ее количества. Действительно, порой возникают ситуации “или-или”. Во имя высокого качества жизни человек может обречь себя на короткую, подобную молнии, жизнь. Такой человек – герой. Он рискует или вынужден рисковать в исключительных обстоятельствах. Есть целые профессии – военных, спасателей, испытателей и т.п., – в которых количество жизни приносится в жертву ее качеству. С другой стороны, боясь риска, люди жертвуют качеством жизни во имя ее количества. Их жизнь, хоть и долгая, но пресная, скучная. Стремление к долголетию, если оно не сопровождается стремлением к достойной жизни, бессмысленно. Долголетие ради долголетия – все равно что страсть к накопительству, к деланию денег ради денег. Не существование ради существования, а активное, т.е. богатое чувствами, мыслями, действиями долголетие – вот задача для настоящего человека! Воистину счастливы те люди, которые умеют соединить качество и количество жизни, для которых не существует ситуации “или-или”: прибавлять жизнь к годам или годы к жизни. Жить нужно как можно дольше, во-первых, потому что человек лишь с годами накапливает опыт, знания, умения и чем больше он живет, тем богаче и продуктивнее его опыт, тем обширнее и глубже его знания и тем совершеннее его умения. Мудрость приходит с годами и чем больше лет, тем мудрее человек. Во– вторых, нужно жить как можно дольше для того, чтобы решать большие задачи -такие, которые выходят за рамки нескольких лет или нескольких десятков лет жизни, которые требуют выхода за пределы обычного срока жизни. Для творческого человека нет предела дерзанию и его, конечно, стесняют рамки конечной жизни. В– третьих, нужно жить как можно дольше для того, чтобы живьем передавать свой опыт младшим поколениям, чтобы предки и потомки (прапра-…дедушки и прапра-…внуки) имели возможность живого общения, чтобы была ситуация не смены поколений, а умножения поколений. Проблема долголетия – особая проблема, имеющая для человека и человечества относительно самостоятельное значение. Она обнаруживает подвижность, условность границ между конечностью и бесконечностью существования. Благодаря ей люди осознали, что конечное и бесконечное не застывшие, неподвижные противоположности, что между ними есть переходы, промежуточные звенья. Стремление к долголетию означает переход (хотя бы маленький, частичный) от конечности к бесконечности существования, от смертности к бессмертию, выход за рамки чисто конечного бытия, движение в сторону бесконечного существования. Это стремление реализуется в разных формах и на разных уровнях. На уровне отдельного человека решается задача так оздоровить жизнь, т.е. так наладить здоровый образ жизни, чтобы продлить ее до максимального предела видовой продолжительности жизни человека как представителя рода “homo sapiens”. Этот предел по разным оценкам ученых равен 120-150 годам. На уровне человечества решается научно-практическая задача раздвинуть рамки видовой продолжительности человека, изменить генетическую программу оконечивания индивидуальной жизни в сторону ее максимально возможного продления. Уже сейчас ученые трудятся над разгадкой генетического механизма, ограничивающего видовую продолжительность жизни человека. Безусловно, они разгадают этот механизм и найдут способы воздействия на него в сторону значительного увеличения видовой продолжительности жизни. Я убежден: недалеко то время, когда люди будут жить полноценной жизнью до 1000 лет и больше. И это самый скромный прогноз. Почему люди не мирятся с тем сроком жизни, который им отвела природа? Позволительно ответить вопросом на вопрос: а почему, собственно, люди должны мириться с этим сроком жизни? Разве данное конечное число лет задано природой на все времена? Нет. Первые живые организмы на Земле существовали от деления до деления всего каких-то несколько часов. За три с лишним миллиарда лет становления жизни этот срок жизни отдельного организма возрос с нескольких часов до нескольких десятков лет у высших животных и человека, т.е. примерно в 200 000 раз. Вполне естественно предположить, что природа отнюдь не остановилась на достигнутом сроке жизни и пойдет дальше в пролонгировании жизни. Нет никаких оснований полагать, что 100 лет жизни заказаны человеку на все времена. Если человек – вершина эволюции живой природы на Земле – живет в 200 000 раз больше простейших живых организмов, то значит возможно и такое положение, когда природа в лице человека, становясьдальше, усложняясь и совершенствуясь, выйдет на новые рубежи продолжительности жизни – в 200 000 раз против сегодняшних 100 лет. Мы, люди, – живые существа, часть живой природы. С другой стороны, мы не просто продолжаем живую природу, а создали свой особый, человеческий мир и живем по своим законам, порой наперекор живой природе, вопреки ей. Природа заложила в нас определенный цикл развития – рождение, рост, зрелость, старение, смерть. Мы, конечно, не можем пока изменить этот цикл, устранить из него две стадии – старение и смерть. Но в наших силах отодвинуть наступление старческой немощи и следующей за ней смерти. Раньше ведь как было. Человек большей частью жил как животное и старость принимал как должное. Думал, что старческую немощь не отменить, что если на роду написано с годами стареть, дряхлеть, наживать болезни, тяжелеть, терять силу и т.д., так тому и быть. Иному пожилому человеку говоришь: у Вас лишний вес, – а он в ответ: так положено, это возрастное. Да, действительно, если жить по-животному (как задано природой), то при переходе от зрелости к старости сытая жизнь неизбежно приводит к избыточному весу, ожирению. Теперь, однако, многие люди думают по-другому. Они рассуждают примерно так: мы – разумные существа, много уже знаем, понимаем и поэтому должны направлять, корректировать естественный ход жизни, сопротивляться в отдельных случаях заданному природой. Если природа заложила в нас постепенное снижение двигательной активности после репродуктивного периода (20-30 лет), постепенное повышение аппетита сверх меры (вследствие понижения чувствительности к пище), то мы должны воспрепятствовать этому: не ослаблять двигательную активность, поддерживать ее на оптимальном уровне, питаться не в соответствии со своим аппетитом, а с учетом расхода калорий. В самом деле, каждый из нас, из тех, кто живет 35 и больше лет, на себе ощутил почти фатальное снижение двигательной активности и, как следствие этого, уменьшение ловкости, гибкости, потяжеление, появление жировых отложений, учащение и усиление различного рода заболеваний. Каждый невольно замечал за собой, что стал больше лениться, больше стремиться к покою, к пассивному отдыху, быстрее уставать и т.д. и т.п. С понижением двигательной активности люди слабеют, а слабея, быстрее устают. Усталость же приводит к желанию отдохнуть, т.е. к еще большему снижению двигательной активности. Возникает порочный круг: снижение двигательной активности – уставание – отдых – еще большее снижение двигательной активности и так до смерти. Каждый человек, если он не хочет плыть по течению жизни и быть рабом природы, должен на определенном этапе жизни выработать для себя программу полноценной, активной, долгой жизни. Это действительно должна быть программа, потому что от очень многих ”вещей” зависит жизнь человека. Если кто-то думает, что может обеспечить активное долголетие с помощью каких-то пилюль или какой-то диеты или даже каких-то физических упражнений, тот глубоко ошибается. Нужен комплекс мер, действий, жизненных условий. Это не обязательно только специальные меры и действия по обеспечению долголетия, не обязательно какие-то особые жизненные условия. Если жизнь полноценна, то она при прочих нормальных условиях будет долгой и счастливой. Я выработал для себя такую программу гармонического развития и активного долголетия: 1. Постоянная ориентация на полноценную жизнь, активное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадостность и жизнелюбие. 2. Любимая работа, творческий труд. 3. Любовь, семья, дети. 4. Духовное совершенствование, постоянный контакт с духовной культурой человечества. 5. Физическое совершенствование, регулярная физическая нагрузка, всесторонняя тренировка тела, подвижный образ жизни. 6. Рациональное, полноценное, сбалансированное, экологически чистое питание. 7. Физическое и психологическое закаливание, повышение сопротивляемости организма к различным возмущающим факторам. 8. Контакт с людьми, соблюдение баланса между общением и уединением. Жизнь в соответствии с золотым правилом поведения: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе” и “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”. 9. Соблюдение баланса между трудом и отдыхом, между активным и пассивным отдыхом, напряжением и расслаблением. 10. Пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде. Эта программа учитывает практически все факторы и условия жизни. Тем не менее я не претендую на то, чтобы данная программа считалась образцовой. Вполне возможны другие варианты программы. Люди весьма различны и по своей генетике, и по своему воспитанию, и по условиям жизни. Здесь не может быть шаблона. 12 О философии и философах Без овладения системой философских категорий, без общей картины мира в голове человек будет жить в этом совершенно новом, сложном и динамическом мире с ощущением, не далеко ушедшим от ощущений неандертальца перед лицом извержения вулкана, землетрясения или тропической грозы. В нем все больше и больше будет расти очень опасное чувство муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев, – с той лишь разницей, где деревья эти выращены им самим. И.А. Акчурин Что же касается философии, то любой современный ученый-естественник, особенно каждый физик-теоретик, глубоко убежден, что его работа теснейшим образом переплетается с философией и что без серьезного знания философской литературы его работа будет впустую. Этой идеей я руководствовался сам, стараясь вдохнуть ее и в своих учеников. М. Борн (“Моя жизнь и взгляды”) Мыслитель, дерзновенный гений, Свой лоб несущий средь огня и льда, Идеи многих поколений В гармонию приводит иногда… Эмиль Верхарн, Мыслители Мужественное отношение к истине, вера в мощь духа есть первое условие философского исследования; человек должен уважать самого себя и считать себя достойным всего самого высокого. Гегель Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего… Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими. Гегель[36] Философия есть в мыслях схваченная эпоха. Гегель Круг жизни крестьянки очерчен коровами – Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т.д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т.д. Философу так же интимно близки – бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т.д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа – Платон, Спиноза и т.д. Одно столь же действительно, как и другое, но у последнего преимущество – вечность. Гегель (“Афоризмы”) Благоразумие… отвечает, что нужно познакомиться не с одной, а с различными философиями; это единственный путь, чтобы обеспечить себе возможность выбирать, а следовательно, и сделаться самодеятельным и самостоятельным. Гегель («Афоризмы») Философия – универсальная наука о мире. Философ – функционер человечества. Э. Гуссерль Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. Р. Декарт Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и мало вероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. Р. Декарт (“Рассуждение о методе”) Из– за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации -так ответил знаменитый физик Кельвин сторонникам узкой специализации студентов. Мне представляется, что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующего специализирования наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель. Макс Лауэ (“История Физики”) Философия – царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов. Она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результаты исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и законополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе. Томас Манн Кто не философ, тот не человек. Пико делла Мирандола Пифагор называл свое учение любомудрием (jilosojia), а не мудростью (sojia), Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом) [37]. Философия – постоянная жажда знания бытия. Платон (“Определения”) Л. Фейербах после прослушивания лекций Гегеля: Я понял, чего мне желать и к чему стремиться: мне нужна не теология, а философия. Мне нужны не бредни и мечтания, мне нужно учиться! Мне нужна не вера, а мышление! Благодаря Гегелю я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим вторым отцом, а Берлин – моей духовной родиной. [38] Существует поговорка: “Ученый знает много о немногом; философ же знает мало, но о многом”. Ф. Франк Даже если понятия “логика” и “наука” рассматривать более расширительно, чем это делают сами логические позитивисты, то все же считать философию только логикой науки – значит слишком суживать философию. Философия всегда пыталась интерпретировать не только один аспект человеческого опыта, но все его аспекты, а ведь человеческий опыт содержит очень многое, помимо науки”. Т.И. Хилл (“Современные теории познания”) Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай. Цицерон (Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975. – С. 252). Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. А.П. Чехов 6, 44 Философия по своему призванию есть путеводитель и страж разума; она должна воспитывать нас к борьбе за идеалы, лежащие в основании культуры. А. Швейцер Воспроизвести в понятиях в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме всю сущность мира и как отраженный снимок предъявить ее разуму в устойчивых и всегда наличных понятиях – вот это и ничто другое есть философия. А. Шопенгауэр (“Мир как воля и представление”, § 68) Никто из верующих не прибегает к философии: он не нуждается в ней; никто из действительно философствующих не религиозен; он ходит без помочей, – подвергаясь опасности, но свободно. А. Шопенгауэр (Собр.соч. Т. 1, М., 1992. С. 8) Кто говорит, что еще не наступило или уже прошло время для занятия философией, похож на того, кто говорит, что для счастья еще нет или уже нет времени. Эпикур В философском миросозерцании происходит приобщение… личности… к мировому целому. Лицом к лицу здесь становятся “я” и Вселенная. Как ни проблематично это представление о Вселенной, как ни призрачно со строго логической точки зрения, но на известной ступени развития оно неизбежно возникает как идеальное продолжение и идеальная квинтэссенция окружающего мира. Стирая все грани и межи, забывая все частности и дробления, установленные требованиями жизни и науки, человек словно обводит одним широким жестом вокруг себя, объединяя в одно неразрывное, компактное целое бесчисленные формы чувственного мира и спрашивая: “Что есть Всё, захваченное этим жестом? Какое место занимаю в нем я, не я – купец или другой какой-нибудь занумерованный или заэтикетированный член общества, а я во всей совокупности своих сокровенных помыслов и желаний, я, говорящий, как равный с равными, со Вселенной?”… Философия есть размышление о вещах sub specie (с точки зрения) “Всего”… П.С. Юшкевич * * * Отвергать философию – это значит отвергать мудрость, ибо философия есть мудрость объединенного Разума людей. Философ – это человек, для которого доводы разума – главный инструмент объяснения и понимания. Исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других‑многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление – лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т.п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т.д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии – это стихия чистой, самодостаточной мысли. Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы‑рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея – всегда полуфабрикат… Философия – высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение – безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы – такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку. К философии “побуждает нас странная потребность помедлить, задержаться, остановиться, задуматься, заняться тем, что занятый человек видит как праздные, досужие, схоластические, отвлеченные от жизни рассуждения” [39]. О науке и ученых Истинная наука философична; физика, в частности, не только первый шаг к технике, но и путь к глубочайшим пластам человеческой мысли. Подобно тому как триста лет назад физические и астрономические открытия развенчали средневековую схоластику и открыли путь к новой философии, сегодня мы являемся свидетелями процесса, который, начавшись, казалось бы, с незначительных физических явлений, ведет к новой эре в философии. Это именно тот метод мышления, уходящий корнями в атомную физику, который может способствовать лучшему пониманию угроз атомного века и тем самым – их предотвращению. М. Борн (“Моя жизнь и взгляды”) Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше. С.И. Вавилов Без известного фанатизма невозможно найти, защищать, воплощать истину. Л.С.Выготский Ученый не тот, кто занимается наукой, а тот, кто не может не заниматься наукой. П. Л. Капица Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И.П. Павлов Если нет небольшого числа принципов, если нет простоты, то нет и науки. Если человек говорит, что он не хочет умозрения, а только того, чтобы ему представили все факты, то он стоит лишь на точке зрения предварительной ступени науки, а не ее самой. Ученых часто упрекают в том, что они все упрощают. Это верно; нет науки без упрощения. Работа ученого и состоит в нахождении простых формул. Некоторые говорят, что ученый не помогает нам понять что-либо, потому что он все упрощает. Но кто знает иной способ “понимания” сложных вещей, чем понимание их посредством упрощения? Ф. Франк (“Философия науки”) * * * Одни считают, что наука играет в человеческих делах чисто инструментальную роль, на добро и зло «взирает равнодушно». Другие уверены в том, что наука как часть жизни тесно связана и с нравственными проблемами, и с политикой, и с материальной практикой. Здесь можно рассудить так: поиск истины имеет относительно самостоятельное значение и в то же время истина не отделена китайской стеной от добра, блага, красоты. Об искусстве Что такое актерство? Это способность говорить чужие слова как свои. А. Баталов Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, – нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств. М. Волошин (“Заметки 1917 года”) …художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они… должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа. Гегель (Соч. Т. XII. С. 280) Есть безукоризненная чистота характерных мгновений, какие можно целиком обратить в строки или в рисунок. Это и есть то в жизни, что кладет начало искусству. Подлинный случай, закованный в безмятежную простоту естественно верного тона, какого ждем мы на каждом шагу всем сердцем, всегда полон очарования. Так немного, но так полно звучит тогда впечатление. Александр Грин («Крысолов») Задача искусства – не случайности бытия, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многоразличия однородных жизненных явлений. Ф.М. Достоевский 4, 245 Чтобы заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому. Н. Паганини Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия. А.С. Пушкин Причина, почему декаденство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декаденстве. Их поэзия, их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство. Л.Н. Толстой (Полн.собр.соч. Т. 41. С. 136) Как происходит совершенствование знаний, т.е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства. Л.Н. Толстой (Там же. Т. 42. С. 308) Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. П.И. Чайковский Разное Удача состоит в том, что мы получаем благо, на которое не смели надеяться, и не подвергаемся злу, которого ожидали. Аристотель 12, 265 Чем ближе сходятся люди, тем более автономными и независимыми от окружающих становятся их отношения. Поэтому самые близкие люди – те, об отношениях которых мы меньше всего знаем. Э. Берн[40] Кокетство есть желание нравиться без потребности любить. П. Буаст 12, 108 Совершенствование так относится к совершенству, как время к вечности. С. Буффле 12, 236 Богатство – благо, когда служат нам, и зло, когда мы служим ему. Ф. Бэкон 12, 36 Юмор – это серьезность, скрываемая за шуткой. Вейс 1, 346 Мода – женского рода, а потому у нее свои капризы. Вебер Удача – следствие случая, дающего нам возможность выказать свои таланты. Л. Вовенарг 12, 265 Буря заставляет дубы глубже пускать корни. Гербарт 1, 347 Где много света, там тень сильнее. Гете 1, 348 Надежда – это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется. Р. Декарт 12, 138 Где вино дешево, там народ не пьянствует. Т. Джефферсон 1, 351 Никогда не жалуйся на время, ибо для того ты и родился, чтобы сделать его лучше. И.А. Ильин Один случай – это случай. Другой – наводит на размышление. Третий – это уже закономерность. Неизвестный автор Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину. Р. Киплинг Манерность нередко является следствием праздности или равнодушия; большое чувство и серьезное дело возвращают человеку его естественный облик. Ж. Лабрюйер 12, 120 Миром правят судьба и прихоть. Ф. Ларошфуко 10, 183 Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им. Г.В. Лейбниц 12, 93 Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин. М.В. Ломоносов (Избр. филос. произв. М., 1950. С. 397) Если вы хотите показать больному профессора, то пригласите Иноземцева. Если вы хотите показать профессору больного, то пригласите Пирогова. Неизвестный автор Лучший экспромт тот, который подготовлен заранее. Неизвестный автор Разумный человек наказывает виновного не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался вновь. Сенека 12, 139 Бережливость не желает ничего расходовать попусту; скупость не желает ничего расходовать вообще. С. Смайлс 12, 21 Некоторые любят первыми “сунуться в воду”; большинство предпочитает воспринимать новые идеи только после того, как их восприняли другие. Поль Л. Сопер[41] Любовь к себе – единственный роман, длящийся всю жизнь. О. Уайльд 12, 221 Надежда как молоко: если ее долго хранить, то она прокиснет. Французская поговорка Расстаться – это чуть-чуть умереть. Французская мудрость Хорошие книги устанавливают духовную связь со всем тем, что есть лучшего и великого, присущего роду людскому. В. Чаннинг Есть люди, не любящие слова “плюрализм”. Так, Солженицын, бесспорный друг правды, считает, что плюрализм – ошибка, ибо правда – одна, по-видимому, та, которая известна Богу. Вполне возможно, что правда одна, но никто на нее не имеет монополии. Я. Шер[42] Точность – это разновидность постоянства Шеридан Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным. М. Эбнер-Эшенбах 12, 15 Мысль – цветок, слово – завязь, деяние – плод. Эмерсон 1, 297 Список литературы 1. Афоризмы. (По иностр. источникам). М., 1966. 2. Золотые россыпи (Мысли и афоризмы). Сост. И.Б. Тумаркин. Одесса, 1959. 3. Золотые россыпи. О тебе, человек. (Мысли, афоризмы, народная мудрость). Изд. 6-е. Одесса, 1967. 4. В мире мудрых мыслей. 3-е изд. Сост. С.Х. Карин. М., 1962. 5. Мысли и изречения. Алма-Ата, 1964. Сост. С.Х. Карин. 6. Умное слово. М., 1970. 7. Истины. (Изречения персид. и таджик. народов, их поэтов и мудрецов). М., 1968. 8. О вере и неверии. (Мысли о религии и атеизме). М., 1982. 9. Материалисты Древней Греции. М., 1957. 10. Ф. де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. М., 1993. 11. Шамфор Н. Максимы и мысли. Характеры и анекдоты. М.-Л., 1966. 12. Этика: словарь афоризмов и изречений/Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. – М., 1995. 13. Ж. Лабрюйер. Мемуары. Максимы. М., 1993. 14. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. М., 1964. 15. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Дополнения Сильные страсти – слабые нервы. Из к\ф Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом. Ф.Вольтер Вот истинное осуществление любви – когда в объятьях любовных взаимно изведывают страсть и жаждущий ее удовлетворения и полузакрывшая от наслаждения глаза. Бхартрихари …Отношения мужчины к женщине – это течение двух рек одна вдоль другой; временами они почти сливаются, а затем вновь расходятся и текут дальше. Д.Лоуренс «Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его cобственному» Аристотель “Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов” Ж.-Ж. Руссо “Мудрость – это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо” Р. Акофф Управлять нужно с помощью разума: нельзя играть в шахматы с помощью доброго сердца. Шамфор 1, 123 …мужчина не может испытывать удовольствие от жизни без женщины, а женщина не может удовлетворять свои потребности помимо мужчины. И.Кант Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество – весь мир. Демокрит, V век до н. э. Философ – это человек, для которого доводы разума – главный инструмент объяснения и понимания. Л.Е.Балашов Ни одно благое намерение не стоит разбитого сердца. Кардинал (неизв.) Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. Б. Шоу Если Вы наденете цепь на шею раба, другой ее конец захлестнет Вашу собственную. Неизвестный автор Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Сенека Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это не есть то воспитание, которое может быть приобретено в школах или заимствовано из книг, но то, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления. Г. Бокль

The script ran 0.001 seconds.