Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Александр Башлачёв - Посошок [1990]
Известность произведения: Средняя
Метки: poetry, Поэзия, Сборник

Аннотация. Имя Александра Башлачева стало своеобразным символом поэтической и песенной культуры молодежи 70-80-х годов. «Посошок» — первый сборник стихов трагически погибшего поэта. Александр Башлачев. Посошок. Издательство «Лира» (Литературное Издательско-Редакционное Агентство). Ленинград. 1990.

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 

Палата № 6 Хотел в Алма-Ату — приехал в Воркуту. Строгал себе лапту, а записали в хор. Хотелось «Беломор» — в продаже только «ТУ». Хотелось телескоп, а выдали топор. Хотелось закурить, но здесь запрещено. Хотелось закирять, но высохло вино. Хотелось объяснить — сломали два ребра. Пытался возразить, но били мастера. Хотелось одному — приходится втроем. Надеялся уснуть — командуют «Подъем!» Плюю в лицо слуге по имени народ. Мне нравится БГ, а не наоборот. Хотелось полететь — приходится ползти. Старался доползти. Застрял на полпути. Ворочаюсь в грязи. А если встать, пойти? — За это мне грозят от года до пяти. Хотелось закричать — приказано молчать. Попробовал ворчать, но могут настучать. Хотелось озвереть. Кусаться и рычать. Пытался умереть — успели откачать. Могли и не успеть. Спасибо главврачу За то, что ничего теперь хотеть я не хочу. Психически здоров. Отвык и пить, и есть. Спасибо. Башлачев. Палата номер шесть. Дым коромыслом Голоден стыд. Сыт азарт. Динамит да фитиль вам в зад! Сырые спички рядятся в черный дым. Через час — бардак. Через два — бедлам. На рассвете храм разлетится в хлам. Но мы не носим часы. Мы не хотим умирать И поэтому даже не спим. А когда не хватает сил, Воруем сахар с чужих могил И в кровь с кипятком Выжимаем лимон греха. И дырявые ведра заводят песни О святой воде и своих болезнях. Но — слава Богу! — все это исчезнет С первым криком петуха. Дым. Дым коромыслом! Дым над нами повис. Лампада погасла. И в лужице масла плавает птичий пух. Дым. Дым коромыслом! Дым. Дым коромыслом! Дай нам Бог понять все, что споет петух. В новостройках — ящиках стеклотары — Задыхаемся от угара Под вой патрульных сирен в трубе, В танце синих углей. Кто там — ангелы или призраки? Мы берем еду из любой руки. Мы не можем идти, Потому, что дерьмо После этой еды как клей. Дым. Дым коромыслом! Дым. Дым коромыслом! Музыкант по-прежнему слеп. Снайпер все так же глух. Дым. Дым коромыслом! Дым. Дым коромыслом! Дай Бог нам понять все, что споет петух. Ох, безрыбье в речушке, которую кот наплакал! Сегодня любая лягушка становится раком. И, сунув два пальца в рот, Свистит на Лысой горе. Сорви паутину! Здесь что-то нечисто! Но штыками в спину — колючие числа, И рев моторов в буксующем календаре. И дым. Дым коромыслом. Дым коромыслом. Дым. Черные дыры Хочется пить, Но в колодцах замерзла вода. Черные-черные дыры. Из них не напиться. Мы вязли в песке, Потом соскользнули по лезвию льда. Потом потеряли сознание и рукавицы. Мы строили замок, а выстроили сортир. Ошибка в проекте. Но нам, как всегда, видней. Пускай эта ночь сошьет мне лиловый мундир — Я стану хранителем Времени Сбора Камней. Я вижу черные дыры. Холодный свет. Черные дыры. Смотри — от нас остались черные дыры. Нас больше нет. Есть только черные дыры. Хорошие парни, но с ними не по пути. Нет смысла идти, если главное — не упасть. Я знаю, что я никогда не смогу найти Все то, что, наверное, можно легко украсть. Но я с малых лет не умею стоять в строю. Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг. И мне надоело протягивать вам свою Открытую руку, чтоб снова пожать кулак. Я вижу черные дыры. Холодный свет. Черные дыры. Смотри — от нас остались черные дыры… Нас больше нет. Есть только черные дыры. Я снова смотрю, как сгорает дуга моста. Последние волки бегут от меня в Тамбов. Я новые краски хотел сберечь для холста, А выкрасил ими ряды пограничных столбов. Чужие шаги, стук копыт или скрип колес — Ничто не смутит территорию тишины. Отныне любой обращенный ко мне вопрос Я буду расценивать, как объявленье войны. Я вижу черные дыры. Холодный свет. Черные дыры. Смотри — от нас остались черные дыры… Нас больше нет. Есть только черные дыры. Час прилива Час прилива пробил. Разбежались и нырнули. Кто сумел — тот уплыл. Остальные утонули. А мы с тобой отползли И легли на мели. Мы в почетном карауле. Мы никому не нужны, И не ищет никто нас. Плеск вчерашней волны Повышает общий тонус. У нас есть время поплевать в облака. У нас есть время повалять дурака Под пластинку «Роллинг стоунз». Безнадежно глупа Затея плыть и выплыть первым. А мы свои черепа Открываем, как консервы. На песке расползлись И червями сплелись Мысли, волосы и нервы. Это — мертвый сезон. Это все, что нам осталось. Летаргический сон Унизителен, как старость. Пять копеек за цент — Я уже импотент. А это больше, чем усталость. Девяносто заплат. Блю-джинс добела истерты. А наших скромных зарплат Хватит только на аборты. Но как прежде, звенят И как прежде пьянят Примитивные аккорды. Час прилива пробил, Разбежались и нырнули. Кто умел — тот уплыл. Остальные — утонули. А мы с тобой отползли И легли на мели. Мы в почетном карауле. Поезд Нет времени, чтобы себя обмануть. И нет ничего, чтобы просто уснуть. И нет никого, чтобы просто нажать на курок. Моя голова — перекресток железных дорог. Есть целое небо, но нечем дышать. Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать. Я прочно запутался в сетке ошибочных строк. Моя голова — перекресток железных дорог. Нарушены правила в нашей игре. И я повис на телефонном шнуре. Смотрите, сегодня петля на плечах палача. Скажи мне — прощай, помолись и скорее кончай. Минута считалась за несколько лет, Но ты мне купила обратный билет, И вот уже ты мне приносишь заваренный чай. С него начинается мертвый сезон. Шесть твоих цифр помнит мой телефон, Хотя он давно помешался на длинных гудках… Нам нужно молчать, стиснув зубы до боли в висках. Фильтр сигареты испачкан в крови. Я еду по минному полю любви. Хочу каждый день умирать у тебя на руках. Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках. Любовь — это слово похоже на ложь. Пришитая к коже дешевая брошь. Прицепленный к жестким вагонам вагон-ресторан. И даже любовь не поможет сорвать стоп-кран. Любовь — режиссер с удивленным лицом, Снимающий фильмы с печальным концом, А нам все равно так хотелось смотреть на экран. Любовь — это мой заколдованный дом. И двое, что все еще спят там вдвоем. На улице Сакко-Ванцетти мой дом двадцать два. Они еще спят, но они еще помнят слова. Их ловит безумный ночной телеграф. Любовь — это то, в чем я прав и неправ, И только любовь дает мне на это права. Любовь — как куранты отставших часов, И стойкая боязнь чужих адресов. Любовь — это солнце, которое видит закат. Любовь — это я, твой неизвестный солдат. Любовь — это снег и глухая стена. Любовь — это несколько капель вина. Любовь — это поезд «Свердловск-Ленинград» и назад. Любовь — это поезд сюда и назад. Нет времени, чтобы себя обмануть. И нет ничего, чтобы просто уснуть. И нет никого, кто способен нажать на курок. Моя голова — перекресток железных дорог. Песенка на лесенке Хочешь, я спою тебе песенку Как мы вчетвером шли на лесенку? Митенька с Сереженькой шли в краях, А в середке Настенька шла да я. Впереди себя бежал вверх по лесенке И такие пел песни-песенки. И такие пел песни-песенки. — Не ворчи, Сереженька, не ворчи! Ухаешь, как филин в глухой ночи. Да не ной, Сереженька, ох, не ной — Холодно зимой — хорошо весной! — Да я не ною, Сашенька, не ворчу. Да может быть я, Сашенька, спеть хочу. Силушку в руках нелегко согнуть, А вот песенку пока что не вытянуть. Да помнится ты, Саша, ох, как сам скрипел, Прежде, чем запел, прежде, чем запел. Я бегу с тобою по лесенке, Даже может фору в ноге даю! Только, может быть, твоя песенка Помешает мне услыхать свою. Так бежали мы, бежали вверх по лесенке И ловили мы песни-песенки. И ловили мы песни-песенки. — Ой, не спи ты, Митенька, не зевай. Делай шире шаг да не отставай. Не боись ты, Митенька, не боись! Покажи нам, Митенька, чем ты любишь жизнь. — Да не сплю я, Сашенька, не боюсь! Да только как прольюсь, сей же час споткнусь. Я ж наоборот — хорошо пою, Да ногами вот еле топаю. Да помнится, ты, Саша, когда сам вставал, На карачках полз да слабину давал. А теперь с тобою куда дойдешь? Жмешь себе вперед, никого не ждешь. Так бежали мы, бежали вверх по лесенке, На плечах несли песни-песенки. На плечах несли песни-песенки. — Ой, не плачь ты, Настенька, не грусти, В девках все равно себя не спасти. Вяжет грудь веревкою грусть-тоска… А ты люби хорошего мужика! Все — как трижды два, значит — глупости. А в девках все равно себя не спасти. Все вокруг груди, как вокруг стола. Да какие ж, Настя, важней дела? — Да я не плачу, Сашенька, не грущу, Да тоску-занозу не вытащу. А мне от тоски хоть рядись в петлю. Что мне мужики? Я тебя люблю. Да я б вокруг стола танцевать пошла, Да без тебя никак не идут дела. Сколько ж  мне лет куковать одной? Душу мне до дыр ты пропел, родной. Так бежали мы, бежали вверх по лесенке. Да только как теперь допеть эту песенку? А зачем допеть? Пел бы без конца. Без меня ж тебе не спрыгнуть, не выбраться. Ты же, брат, ко мне на всю жизнь зашел. Знаешь сам, что все будет хорошо. Как по лезвию лезем лесенкой За неспетою песней-песенкой, Да как по лезвию лезем лесенкой За неспетою песней-песенкой. Когда мы вдвоем Когда мы вдвоем Я не помню, не помню, не помню о том, На каком мы находимся свете. Всяк на своем. Но я не боюсь измениться в лице, Измениться в твоем Бесконечно прекрасном лице. Мы редко поем. Мы редко поем, Но когда мы поем, поднимается ветер. И дразнит крылом… Я уже на крыльце. Хоть смерть меня смерь Да хоть держись меня, жизнь — Я позвал сюда Гром — Вышли смута, апрель и гроза. Ты только поверь — Если нам тяжело, не могло быть иначе. Тогда почему, почему кто-то плачет? Оставь воду цветам. Возьми мои глаза. Поверь — ты поймешь, Как мне трудно раздеться Когда тебя нет. Когда некуда, некуда, некуда деться… Поверь — и поймешь То, что я никогда, Никогда уже не смогу наглядеться Туда, где мы могли бы согреться, Когда будет осень, И осень гвоздями вколотит нас в дрожь. Пойми — ты простишь, Если ветреной ночью я снова сорвусь с ума, Побегу по бумаге я Этот путь длиною в строку — дa строка коротка, Строка коротка. Ты же любишь сама, Когда губы огнем лижет магия Когда губы огнем Лижет магия языка. Прости — и возьмешь И возьмешь на ладонь мой огонь И все то, в чем я странно замешан, Замешано густо. Раз так — я как раз и люблю. Ох, вольно кобелю! Да рубил бы я сук, Я рубил бы все сук, на которых повешен. Но чем больше срублю, Тем сильней затяну петлю. Я проклят собой Осиновым клином живое, живое, Живое восстало в груди. Все в царапинах да в бубенцах! Имеющий душу — да дышит! Гори — не губи… Сожженной губой я шепчу, Что, мол, я сгоряча, я в сердцах — А в сердцах — да я весь, я в сердцах. И каждое бьется об лед, но поет. Так любое бери и люби, Бери и люби.

The script ran 0.004 seconds.