Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Василий Шукшин - Космос, нервная система и шмат сала [1966]
Известность произведения: Средняя
Метки: prose_contemporary

Аннотация. В рассказах Василия Шукшина оживает целая галерея образов русского характера. Автор захватывает читателя знанием психологии русского человека, пониманием его чувств, от ничтожных до высоких; уникальным умением создавать образ несколькими штрихами, репликами, действиями. В книге представлена и публицистика писателя - значимая часть его творчества. О законах движения в кинематографе, о проблемах города и деревни, об авторском стиле в кино и литературе и многом другом В.Шукшин рассказывает метко, точно, образно, актуально.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

Белобрысый слушал нахмурившись. — Ну как? — спросил Гринька. — Ничего, — похвалил детина. — Это кому ты? Гринька промолчал на это. Положил лист на тумбочку, взял карандаш и стал смотреть в потолок. — Поэму буду сочинять, — сказал он. — Про свою жизнь. Все равно делать нечего. Классный водитель Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень — шофер Пашка Холманский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый. Смахивал на какую-то птицу. Пашка был родом из кержаков, откуда-то с верхних сел по Катуни, но решительно ничего не усвоил из старомодного неповоротливого кержацкого уклада. В Быстрянку он попал так. Местный председатель колхоза Прохоров Ермолай возвращался из города на колхозном «газике». Посреди дороги у них лопнула рессора. Прохоров, всласть наругавшись с шофером, стал голосовать попутным машинам. Две не остановились, а третья, полуторка, притормозила. Шофер откинул дверцу — Куда? — До Быстрянки. — А Салтон — это дальше или ближе? — Малость ближе. А что? — Садись до Салтона. Дорогу покажешь. — Поехали. Шофер сидел, откинувшись на спинку сиденья; правая рука — на штурвале, левая — локтем — на дверце кабины. Смотрел вперед, на дорогу, задумчиво щурился. Полуторка летела на предельной скорости, чудом минуя выбоины. С одной встречной машиной разминулись так близко, что у председателя дух захватило. Он посмотрел на шофера: тот сидел как ни в чем не бывало, щурился. — Ты еще головы никогда не ломал? — спросил Прохоров. — А?.. Ничего. Не трусь, дядя. Главное в авиации что? — улыбнулся шофер. Улыбка простецкая, добрая. — Главное в авиации — не трепаться, по-моему. — Нет, не то. — Парень совсем отпустил штурвал и полез в карман за папиросами. Его, видно, забавляло, что пассажир трусит. Прохоров стиснул зубы и отвернулся. В этот момент полуторку основательно подкинуло. Прохоров инстинктивно схватился за дверцу. Свирепо посмотрел на шофера. — Ты!.. Авиатор! Парень опять улыбнулся. — Уважаю скорость, — признался он. Прохоров внимательно посмотрел в глаза парню: парень чем-то нравился ему. — Ты в Салтон зачем едешь? — В командировку. — На сев, что ли? — Да… помочь мужичкам надо. Хитрый Прохоров некоторое время молчал. Закурил тоже. Он решил переманить шофера в свой колхоз. — В сам Салтон или в район? — В район. Деревня Листвянка… Хорошие места тут у вас. — Тебя как зовут-то? — Меня-то? Павлом. Павел Егорыч. — Тезки с тобой, — сказал Прохоров. — Я тоже по батьке Егорыч. Поехали ко мне, Егорыч? — То есть как? — Так. Я в Листвянке знаю председателя и договорюсь с ним насчет тебя. Я тоже председатель. Листвянка — это дыра, я тебе должен сказать. А у нас деревня… — Что-то не понимаю: у меня же в командировке сказано… — Да какая тебе разница?! Я тебе дам такой же документ… что ты отработал на посевной — все честь по чести. А мы с тем председателем договоримся. За ним как раз должок имеется. А? — Клуб есть? — спросил Пашка. — Клуб? Ну как же! — Сфотографировано. — Что? — Согласен, говорю! Пирамидон. Прохоров заискивающе посмеялся. — Шутник ты… (Один лишний шофер да еще с машиной на посевной — это пирамидон, да еще какой!) Шутник ты, Егорыч. — Стараюсь. Значит, клубишко имеется? — Имеется, Паша. Вот такой клуб — бывшая церковь! — Помолимся, — сказал Пашка. Оба — Прохоров и Пашка — засмеялись. Так попал Павел Егорыч в Быстрянку. Жил Пашка у Прохорова. Быстро сдружился с хозяйкой, женой Прохорова, охотно беседовал с ней вечерами. — Жена должна чувствовать! — утверждал Пашка, с удовольствием уписывая жирную лапшу с гусятиной. — Правильно, Егорыч, — поддакивал Ермолай, согнувшись пополам, стаскивая с ноги тесный сапог. — Что это за жена, которая не чувствует? — Если я прихожу домой, — продолжал Пашка, — так? — усталый, грязный — то-се, я должен первым делом видеть энергичную жену. Я ей, например: «Здорово, Маруся!» Она мне весело: «Здорово, Павлик! Ты устал?» — А если она сама, бедная, наработается за день, то откуда же у нее веселье возьмется? — замечала хозяйка. — Все равно. А если она грустная, кислая, я ей говорю: пирамидон. И меня потянет к другим. Верно, Егорыч? — Абсолютно! — поддакивал Прохоров. Хозяйка притворно сердилась и называла всех мужиков охальниками. В клубе Пашка появился на второй день после своего приезда. Сдержанно веселый, яркий: в бордовой рубахе с распахнутым ворогом, в хромовых сапогах-вытяжках, в военной новенькой фуражке, из-под козырька которой русой хмелиной завивался чуб. — Как здесь население… ничего? — равнодушно спросил он у одного парня, а сам ненароком обшаривал глазами танцующих: хотел знать, какое он произвел впечатление на «местное население». — Ничего, — ответил парень. — А ты, например, чего такой кислый? — А ты кто такой, чтобы допрос устраивать? — обиделся парень. Пашка миролюбиво оскалился: — Я ваш новый прокурор. Порядки приехал наводить. — Смотри, как бы тебе самому не навели тут. — Ничего. — Пашка подмигнул парню и продолжал рассматривать девушек и ребят в зале. Его тоже рассматривали. Пашка такие моменты любил. Неведомое, незнакомое, недружелюбное поначалу волновало его. Больше всего, конечно, интересовали девки. Танец кончился. Пары расходились по местам. — Что за дивчина? — спросил Пашка у того же парня; он увидел Настю Платонову, местную красавицу. Парень не захотел с ним разговаривать, отошел. Заиграли вальс. Пашка прошел через весь зал к Насте, слегка поклонился ей и громко сказал: — Предлагаю на тур вальса! Все подивились изысканности Пашки; на него стали смотреть с нескрываемым веселым интересом. Настя спокойно поднялась, положила тяжелую руку на сухое Пашкино плечо; Пашка, не мигая, ласково смотрел на девушку. Закружились. Настя была несколько тяжела в движениях, ленива. Зато Пашка с ходу начал выделывать такого черта, что некоторые даже перестали танцевать — смотрели на него. Он то приотпускал от себя Настю, то рывком приближал к себе и кружился, кружился… Но окончательно он доконал публику, когда, отойдя несколько от Насти, но не выпуская ее руки из своей, пошел с приплясом. Все так и ахнули. А Пашка смотрел куда-то выше «местного населения» с таким видом, точно хотел сказать: «Это еще не все. Будет когда-нибудь настроение — покажу кое-что. Умел когда-то». Настя раскраснелась, ходила все так же медленно, плавно. — Ну и трепач ты! — весело сказала она, глядя в глаза Пашке. Пашка ухом не повел. — Откуда ты такой? — Из Москвы, — небрежно бросил Пашка. — Все у вас там такие? — Какие? — Такие… воображалы. — Ваша серость меня удивляет, — сказал Пашка, вонзая многозначительный ласковый взгляд в колодезную глубину темных загадочных глаз Насти. Настя тихо засмеялась. Пашка был серьезен. — Вы мне нравитесь, — сказал он. — Я такой идеал давно искал. — Быстрый ты. — Настя в упор посмотрела на Пашку. — Я на полном серьезе! — Ну и что? — Я вас провожаю сегодня до хаты. Если у вас, конечно, нет какого-нибудь другого хахаля. Договорились? Настя усмехнулась, качнула отрицательно головой. Пашка не обратил на это никакого внимания. Вальс кончился. Пашка проводил девушку до места, опять изящно поклонился и вышел покурить с парнями в фойе. Парни косились на него. Пашка знал, что так бывает всегда. — Тут поблизости забегаловки нигде нету? — спросил он, подходя к группе курящих. Парни молчали, смотрели на Пашку насмешливо. — Вы что, языки проглотили? — Тебе не кажется, что ты здесь слишком бурную деятельность развил? — спросил тот самый парень, с которым Пашка говорил до танца. — Нет, не кажется. — А мне кажется. — Крестись, если кажется. Парень нехорошо прищурился. — Выйдем на пару минут… потолкуем? Пашка отрицательно качнул головой. — Не могу. — Почему? — Накостыляете сейчас ни за что… Потом когда-нибудь потолкуем. Вообще-то чего вы на меня надулись? Я, кажется, никому еще на мозоль не наступал. Парни не ожидали такого поворота. Им понравилась Пашкина прямота. Понемногу разговорились. Пока разговаривали, заиграло танго, и Настю пригласил другой парень. Пашка с остервенением растоптал окурок. Тут ему рассказали, что у Насти есть жених, инженер из Москвы, и что, кажется, у них дело идет к свадьбе. Пашка внимательно следил за Настей и, казалось, не слушал, что ему говорят. Потом сдвинул фуражку на затылок, прищурился. — Посмотрим, кто кого сфотографирует, — сказал он и поправил фуражку. — Где он? — Кто? — Инженеришка. — Его нету сегодня. — Я интеллигентов одной левой делаю. Танго кончилось. Пашка прошел к Насте. — Вы мне не ответили на один вопрос. — На какой вопрос? — Я вас провожаю сегодня до хаты? — Я одна дойду. Спасибо. Пашка сел рядом с девушкой. Круглые кошачьи глаза его опять смотрели серьезно. — Поговорим, как жельтмены. — Боже мой, — вздохнула Настя, поднялась и пошла в другой конец зала. Пашка смотрел ей вслед. Слышал, как вокруг него сочувственно посмеивались. Он не чувствовал позора. Только стало больно под ложечкой. Горячо и больно. Он тоже встал и пошел из клуба. На следующий день к вечеру Пашка нарядился пуще прежнего: попросил у Прохорова вышитую рубаху, перепоясал ее синим шелковым пояском с кистями, надел свои диагоналевые синие галифе, бостоновый пиджак — и появился в здешней библиотеке. (Настя работала библиотекарем, о чем Пашка заблаговременно узнал.) — Здравствуйте! — солидно сказал он, входя в просторную избу, служившую и библиотекой, и избой-читальней одновременно. В библиотеке была только Настя, и у стола сидел молодой человек, смотрел «Огонек». Настя поздоровалась с Пашкой и улыбнулась ему, как старому знакомому. Пашка подошел к ее столу и начал спокойно рассматривать книги — на Настю ноль внимания. Он сообразил, что парень с «Огоньком» и есть тот самый инженер, жених Насти. — Почитать что-нибудь? — спросила Настя, несколько удивленная тем, что Пашка не узнал ее. — Да, надо, знаете… — Что хотите? — Настя невольно перешла на «вы». — «Капитал» Карла Маркса. Я там одну главу не дочитал. Парень отложил «Огонек» и посмотрел на Пашку. Настя хотела засмеяться, но, увидев строгие Пашкины глаза, сдержала смех. — Как ваша фамилия? — Холманский Павел Егорыч. Год рождения тысяча девятьсот тридцать пятый, водитель-механик второго класса. Пока Настя записывала все это, Пашка незаметно искоса разглядывал ее. Потом оглянулся. Инженер наблюдал за ним. Встретились взглядами. Пашка растерялся и… подмигнул ему. — Кроссвордами занимаемся? Инженер не сразу нашелся что ответить. — Да… А вы, я смотрю, глубже берете. — Между прочим, Гена, он тоже из Москвы, — сказала Настя. — Ну?! — Гена искренне обрадовался. — Вы давно оттуда? Расскажите хоть, что там нового. Пашка излишне долго расписывался в карточке. Молчал. — Спасибо, — сказал он Насте. Подошел к столу швырнул толстый том, протянул Гене руку. — Павел Егорыч. — Гена. Очень рад! — Москва-то? — переспросил Пашка, придвигая к себе несколько журналов. — Шумит Москва, шумит… — И сразу, не давая инженеру опомниться, затараторил: — Люблю смешные журналы! Особенно про алкоголиков — так разрисуют всегда… — Да, смешно бывает. А вы давно из Москвы? — Из Москвы-то? — Пашка перелистнул страничку журнала. — А я там не бывал сроду. Девушка меня с кем-то спутала. — Вы же мне вчера в клубе сами говорили! — изумилась Настя. Пашка глянул на нее. — Что-то не помню. Настя посмотрела на Гену, Гена — на Пашку. Пашка разглядывал картинки. — Странно, — сказала Настя. — Значит, мне приснилось. — Бывает, — согласился Пашка, продолжая рассматривать журнал. — Вот пожалуйста — очковтиратель, — сказал он, подавая журнал Гене. — Кошмар! Гена улыбнулся. — Вы на посевную к нам? — Так точно. — Пашка оглянулся на Настю: та с интересом разглядывала его. Пашка отметил это. — Сыграем в пешки? — предложил он инженеру — В пешки? — удивился инженер. — Может, в шахматы? — В шахматы скучно, — сказал Пашка (он не умел в шахматы). — Думать надо. А в пешечки раз, два — и готово. — Можно и в пешки, — согласился Гена и посмотрел на Настю. Настя вышла из-за перегородки и подсела к ним. — За фук берем? — спросил Пашка. — Как это? — За то, что человек прозевает, когда ему надо рубить, берут пешку, — пояснила Настя. — А-а… Можно брать. Берем. Пашка быстренько расставил шашки на доске. Взял две, спрятал за спиной. — В какой? — В левой. — Ваша не пляшет. — Ходил первым Пашка. — Сделаем так, — начал он, устроившись удобнее на стуле: выражение его лица было довольное и хитрое. — Здесь курить, конечно, нельзя? — спросил он Настю. — Нет, конечно. — По — что? — нятно! — Пашка пошел второй. — Сделаем некоторый пирамидон, как говорят французы. Инженер играл слабо, это было видно сразу. Настя стала ему подсказывать. Он возражал против этого. — Погоди! Ну так же нельзя, слушай… зачем же подсказывать? — Ты же неверно ходишь! — Ну и что! Играю-то я. — Учиться надо. Пашка улыбался. Он ходил уверенно, быстро. — Вон той, Гена, крайней, — опять не стерпела Настя. — Нет, я не могу так! — возмутился Гена. — Я сам только что хотел этой, а теперь не пойду принципиально. — А чего ты волнуешься-то? Вот чудак! — Как же мне не волноваться? — Волноваться вредно, — встрял Пашка и подмигнул незаметно Насте. Настя покраснела. — Ну и проиграешь сейчас! Принципиально. — Нет, зачем?.. Тут еще полно шансов сфотографировать меня, — снисходительно сказал Пашка. — Между прочим, у меня дамка. Прошу ходить. — Теперь проиграл, — с досадой сказала Настя. — Занимайся своим делом! — обиделся Гена. — Нельзя же так в самом деле. Отойди! — А еще инженер. — Настя встала и пошла к своему месту. — Это уже… не остроумно. При чем тут инженер-то? — Боюсь ему понравиться-а, — запела Настя и ушла в глубь библиотеки. — Женский пол, — к чему-то сказал Пашка. Инженер спутал на доске шашки, сказал чуть охрипшим голосом: — Я проиграл. — Выйдем покурим? — предложил Пашка. — Пойдем. В сенях, закуривая, инженер признался: — Не понимаю: что за натура? Во все обязательно вмешивается. — Ничего, — неопределенно сказал Пашка. — Давно здесь? — Что? — Я, мол, давно здесь живешь-то? — Живу-то? Второй месяц. — Жениться хочешь? Инженер с удивлением глянул на Пашку. — На ней? Да. А что? — Ничего. Хорошая девушка. Она любит тебя? Инженер вконец растерялся. — Любит?.. По-моему, да. Помолчали. Пашка курил и сосредоточенно смотрел на кончик сигареты. Инженер хмыкнул и спросил: — Ты «Капитал» действительно читаешь? — Нет, конечно. — Пашка небрежно прихватил губами сигаретку — в уголок рта, сощурился, заложил ладони за поясок, коротким, быстрым движением расправил рубаху. — Может, в кинишко сходим? — А что сегодня? — Говорят, комедия какая-то. — Можно. — Только это… пригласи ее… — Пашка кивнул на дверь библиотеки, нахмурился участливо. — Ну а как же! — тоже серьезно сказал инженер. — Я сейчас зайду к ней… поговорю… — Давай, давай! Инженер ушел, а Пашка вышел на крыльцо, облокотился о перила и стал смотреть на улицу. …В кино сидели вместе все трое. Настя — между инженером и Пашкой. Едва только погасили свет, Пашка придвинулся ближе к Насте и взял ее за руку. Настя молча отняла руку и отодвинулась. Пашка как ни в чем не бывало стал смотреть на экран. Посмотрел минут десять и опять стал осторожно искать руку Насти. Настя вдруг придвинулась к нему и едва слышно шепнула на ухо: — Если ты будешь распускать руки, я опозорю тебя на весь клуб. Пашка моментально убрал руку. Посидел еще минут пять. Потом наклонился к Насте и тоже шепотом сказал: — У меня сердце разрывается, как осколочная граната. Настя тихонько засмеялась. Пашка опять начал искать ее руку. Настя обратилась к Гене: — Дай я пересяду на твое место. — Загораживают, да? Эй, товарищ, убери свою голову! — распорядился Пашка. Впереди сидящий товарищ «убрал» голову. — Теперь ничего? — Ничего, — сказала Настя. В зале было шумно. То и дело громко смеялись. Пашка согнулся в три погибели, закурил и стал торопливо глотать сладкий дым. В светлых лучах отчетливо закучерявились синие облачка. Настя толкнула его в бок: — Ты что? Пашка погасил папироску… Нашел Настину руку, с силой пожал ее и, пригибаясь, пошел к выходу. Сказал на ходу Гене: — Пусть эту комедию тигры смотрят. На улице Пашка расстегнул ворот рубахи, закурил. Медленно пошел домой. Дома, не раздеваясь, прилег на кровать. — Ты чего такой грустный? — спросил Ермолай. — Да так… — сказал Пашка. Полежал несколько минут и вдруг спросил: — Интересно, сейчас женщин воруют или нет? — Как это? — не понял Ермалай. — Ну как раньше… Раньше ведь воровали? — А-а! Черт его знает! А зачем их воровать-то? Они и так, по-моему, рады, без воровства. — Это конечно. Я так просто, — согласился Пашка. Еще немного помолчал. — И статьи, конечно, за это никакой нет? — Наверно. Я не знаю, Павел. Пашка встал с кровати, заходил по комнате. О чем-то сосредоточенно думал. — В жизни раз бывает восемна-адцать лет, — запел он вдруг. — Егорыч, на — рубаху. Сэнк-ю! — Чего вдруг! — Так. — Пашка скинул вышитую рубаху Прохорова, надел свою. Постоял посреди комнаты, еще подумал. — Сфотографировано, Егорыч! — Ты что, девку какую-нибудь надумал украсть? — спросил Ермолай. Пашка засмеялся, ничего не сказал, вышел на улицу. Была сырая темная ночь. Недавно прошел хороший дождь, отовсюду капало. Лаяли собаки. Тарахтел где-то движок. Пашка вошел в РТС, где стояла его машина. Во дворе РТС его окликнули. — Свои, — сказал Пашка. — Кто свои? — Холманский. — Командировочный, что ль? — Ну. В круг света вышел дедун сторож, в тулупе, с берданкой. — Ехать, что ль? — Ехать. — Закурить имеется? — Есть. Закурили. — Дождь, однако, ишо будет, — сказал дед и зевнул. — Спать клонит в дождь. — А ты спи, — посоветовал Пашка. — Нельзя. Я тут давеча соснул было, дак заехал этот… Пашка прервал словоохотливого старика: — Ладно, батя, я тороплюсь. — Давай, давай. — Старик опять зевнул. Пашка завел свою полуторку и выехал со двора РТС. Он знал, где живет Настя — у самой реки над обрывом. Днем разговорились с Прохоровым, и он показал Пашке этот дом. Пашка запомнил, что окна горницы выходят в сад. Сейчас Пашку волновал один вопрос: есть у Платановых собака или нет? На улицах в деревне никого не было. Даже парочки попрятались. Пашка ехал на малой скорости, опасаясь влететь куда-нибудь. Подъезжая к Настиному дому, он совсем почти сбросил газ, вылез из кабины. Мотор не заглушил. — Так, — негромко сказал он и потер ладонью грудь: он волновался. Света не было в доме. Присмотревшись во тьме, Пашка увидел сквозь голые деревья слабо мерцающие темные окна горницы. Сердце Пашки громко заколотилось. «Только бы собаки не было». Он кашлянул, осторожно потряс забор — во дворе молчание. Тишина. Каплет с крыши. «Ну, Пашка… или сейчас в лоб получишь, или…» Он тихонько перелез через низенький забор и пошел к окнам. Слышал сзади приглушенное ворчание своей верной полуторки, свои шаги и громкую капель. Весна исходила соком. Пахло погребом. Пашка, пока шел по саду, мысленно пел песню про восемнадцать лет, одну и ту же фразу: «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Он весь день сегодня пел эту песню. Около самых окон под его ногой громко треснул сучок. Пашка замер. Тишина. Каплет. Пашка сделал последние два шага и стал в простенке. Перевел дух. «Одна она тут спит или нет?» — возник новый вопрос. Он вынул фонарик, включил и направил в окно. Желтое пятно света поползло по стенкам, вырывая из тьмы отдельные предметы: печка-голландка, дверь, кровать… Пятно дрогнуло и замерло. На кровати кто-то зашевелился, поднял голову — Настя. Не испугалась. Легко вскочила и пошла к окну в одной ночной рубашке. Пашка выключил фонарик. Настя откинула крючки и раскрыла окно. Из горницы пахнуло застойным сонным теплом. — Ты что? — спросила она негромко. Голос ее насторожил Пашку — какой-то отчужденный. «Неужели узнала?» — испугался он. Он хотел, чтобы его принимали пока за другого. Он молчал. Настя отошла от окна. Пашка включил фонарик. Настя прошла к двери, закрыла ее плотнее и вернулась к окну. Пашка выключил фонарь. «Не узнала. Иначе не разгуливала бы в одной рубахе». Пашка услышал запах ее волос. В голову ударил горячий туман. Он отстранил ее и полез в окно. — Додумался? — сказала Настя слегка потеплевшим голосом. «Додумался, додумался, — думал Пашка. — Сейчас будет цирк». — Ноги-то вытри, — сказала Настя, когда Пашка влез в горницу и очутился с ней рядом. Пашка продолжал молчать. Обнял ее, теплую, мягкую. Так сдавил, что у ней лопнула на рубашке какая-то тесемка. — Ох, — глубоко вздохнула Настя, — что ж ты делаешь? Шальной!.. Пашка начал ее целовать. И тут что-то случилось с Настей: она вдруг вывернулась из его объятий, отскочила, судорожно зашарила рукой по стене, отыскивая выключатель. «Все. Конец». Пашка приготовился к самому худшему: сейчас она закричит, прибежит ее отец и будет его фотографировать. Он отошел на всякий случай к окну. Вспыхнул свет. Настя настолько была поражена, что поначалу не сообразила, что стоит перед посторонним человеком почти нагая. Пашка ласково улыбнулся ей. — Испугалась? Настя схватила со стула юбку и стала надевать. Надела, подошла к Пашке. Не успел он подумать о чем-либо, как ощутил на левой щеке сухую горячую пощечину. И тотчас такую же — на правой. Потом некоторое время стояли друг против друга, смотрели… У Насти от гнева расцвел на щеках яркий румянец. Она была поразительно красива в эту минуту. «Везет инженеру», — невольно подумал Пашка. — Сейчас же убирайся отсюда! — негромко приказала Настя. Пашка понял, что она не будет кричать — не из таких. — Побеседуем, как жельтмены, — заговорил Пашка, закуривая. — Я могу, конечно, уйти, но это банально. Это серость. — Он бросил спичку в окно и продолжал развивать свою мысль несколько торопливо, ибо опасался, что Настя возьмет в руки какой-нибудь тяжелый предмет и снова предложит убираться. От волнения Пашка стал прохаживаться по горнице — от окна к столу и обратно. — Я влюблен, так. Это факт, а не реклама. И я одного только не понимаю: чем я хуже этого инженера? Если на то пошло, я могу легко стать Героем Социалистического Труда. Надо только сказать мне об этом. И все. Зачем же тут аплодисменты устраивать? Собирайся и поедем со мной. Будем жить в городе. — Пашка остановился. Смотрел на Настю серьезно, не мигая. Он любил ее, любил, как никого никогда в жизни еще не любил. Она поняла это. — Какой же ты дурак, парень, — грустно и просто сказала она. — Чего ты мелешь тут? — Она села на стул. — Натворил делов и еще философствует, ходит. Он любит!.. — Настя странно как-то заморгала, отвернулась. Пашка понял: заплакала. — Ты любишь, а я, по-твоему, не люблю? — Настя резко повернулась к нему — в глазах слезы. Она была на редкость, на удивление красива. И тут Пашка понял: никогда в жизни ему не отвоевать ее. Всегда у него так: как что чуть посерьезнее, поглубже — так не его. — Чего ты плачешь? — Да потому, что вы только о себе думаете… эгоисты несчастные! Он любит! — Она вытерла слезы. — Любишь, так уважай хоть немного, а не так… — Что же я такого сделал? В окно залез — подумаешь! Ко всем лазят… — Не в окне дело. Дураки вы все, вот что. Тот дурак тоже… весь высох от ревности. Приревновал ведь он к тебе. Уезжать собрался. — Как уезжать? Куда? — Пашка понял, кто этот дурак. — Куда… Спроси его! Пашка нахмурился. — На полном серьезе? Настя опять вытерла ладошкой слезы, ничего не сказала. Пашке стало до того жалко ее, что под сердцем заныло. — Собирайся! — приказал он. Настя вскинула на него удивленные глаза. — Поедем к нему. Я объясню этим московским фраерам, что такое любовь человеческая. — Сиди уж… не трепись! — Послушайте, вы!.. Молодая, интересная… — Пашка приосанился. — Мне можно съездить по физиономии, так? Но слова вот эти дурацкие я не перевариваю. Что значит — не трепись? — Куда ты поедешь сейчас? Ночь глубокая… — Наплевать. Одевайся. На — кофту! Пашка снял со спинки стула кофту, бросил Насте. Настя поймала ее, поднялась в нерешительности. Пашка опять заходил по горнице. — Из-за чего же это он приревновал? — спросил он не без самодовольства. — Танцевали… ему сказал кто-то. Потом в кино шептались. Он же дурак набитый. — Что же ты не могла ему объяснить? — Нужно мне объяснять! Никуда я не поеду. Пашка остановился. — Считаю до трех: раз, два… А то целоваться полезу! — Я те полезу! Что ты ему скажешь? — Я знаю что! — А я к чему там? — Надо. — Да зачем? — Я не знаю, где он живет. Вообще надо ехать. Точка. Настя надела кофту, туфли. — Лезь. Я за тобой. Видел бы кто-нибудь сейчас… Пашка вылез в сад, помог Насте. Вышли на дорогу. Полуторка ворчала на хозяина. — Садись, ревушка-коровушка!.. Возись тут с вами по ночам. Пашке эта новая нежданная роль нравилась. Настя залезла в кабину — Меня, что ли, хотел увозить? На машине-то? — Где уж тут!.. С вами вперед прокиснешь, чем… — Ну до чего ты, Павел… — Что? — строго спросил Пашка. — Ничего. — То-то. — Пашка со скрежетом всадил скорость и поехал. …Инженер не спал, когда Пашка постучал ему в окно. — Кто это? — Я. — Кто я? — Пашка. Павел Егорыч. Инженер открыл дверь, впустил Пашку. Не скрывая удивления, уставился на него. Пашка кивнул на стол, заваленный бумагами. — Грустные стихи сочиняешь? — Я не понимаю, слушай… — Поймешь. — Пашка сел к столу, отодвинул локтем бумаги. — Любишь Настю? — Слушай!.. — Инженер начал краснеть. — Любишь. Значит, так: иди веди ее сюда — она в машине сидит. — Где? В какой машине? — На улице. Ко мне зря приревновал: мне с хорошими бабами не везет. Инженер быстро вышел на улицу, а Пашка, Павел Егорыч, опустил голову на руки и закрыл глаза. Он как-то сразу устал. Опять некстати вспомнились надоевшие слова: «В жизни раз бывает…» В груди противно заболело. Вошли инженер с Настей. Пашка поднялся. Некоторое время смотрел на них, как будто собирался сказать напутственное слово. — Все? — спросил он. — Все, — ответил инженер. Настя улыбнулась. — Вот так, — сердито сказал Пашка. — Будьте здоровы. — Он пошел к выходу. — Куда ты? Погоди!.. — запротестовал инженер. Пашка, не оглянувшись, вышел. Уезжал Пашка из этой деревни. Уезжал в Салтон. Прохорову он подсунул под дверь записку с адресом автобазы, куда просил прислать справку о том, что он отработал честно три дня на посевной. Представив себе, как будет огорчен Прохоров его отъездом, Пашка дописал в конце: «Прости меня, но я не виноват». Пашке было грустно. Он беспрерывно курил. Пошел мелкий дождь. У Игренева, последней деревни перед Салтоном, на дороге впереди выросли две человеческие фигуры. Замахали руками. Пашка остановился. Подбежали молоденький офицер с девушкой. — До Салтона подбрось, пожалуйста! — Офицер был чем-то очень доволен. — Садись! Девушка залезла в кабину и стала вертеться, отряхиваться. Лейтенант запрыгнул в кузов. Начали переговариваться, хохотали. Пашка искоса разглядывал девушку — хорошенькая, белозубая, губки бантиком — прямо куколка! Но до Насти ей далеко. — Куда это на ночь глядя? — спросил Пашка. — В гости, — охотно откликнулась девушка. И высунулась из кабины — опять говорить со своим дружком. — Саша? Саш!.. Как ты там?! — В ажуре! — кричал из кузова лейтенант. — Что, дня не хватает? — опять спросил Пашка. — Что? — Девушка мельком глянула на него и опять: — Саша? Саш!.. — Все начисто повлюблялись, — проворчал Пашка. — С ума все посходили. — Он вспомнил опять Настю: совсем недавно она сидела с ним рядом — чужая. И эта чужая. — Саша! Саш!.. «Саша! Саш! — съехидничал про себя Пашка. — Твой Саша и так сам себя не помнит от радости. Пусти сейчас — вперед машины побежит». — Я представляю, что там сейчас будет! — кричал из кузова Саша. Девушка так и покатилась со смеху. «Нет, люди все-таки ненормальными становятся в это время», — сердито думал Пашка. Дождь припустил сильнее. — Саша! Как ты там?! — Порядок! На борту порядок! — Скажи ему — там под баллоном брезент есть — пусть накроется, — сказал Пашка. Девушка чуть не вывалилась из кабины. — Саша! Саш!.. Под баллоном какой-то брезент!.. Накройся! — Хорошо! Спасибо! — На здоровье, — сказал Пашка, закурил и задумался, всматриваясь прищуренными глазами в дорогу. Игнаха приехал В начале августа в погожий день к Байкаловым приехал сын Игнатий. Большой, красивый, в черном костюме из польского крепа. Пинком распахнул ворота — в руках по чемодану, — остановился, оглядел родительский двор и гаркнул весело: — Здорово, родня! Молодая яркая женщина, стоявшая за ним, сказала с упреком: — Неужели нельзя потише?.. Что за манера! — Ничего-о, — загудел Игнатий, — сейчас увидишь, как обрадуются. Из дому вышел квадратный старик с огромными руками. Тихо засмеялся и вытер рукавом глаза. — Игнашка!.. — сказал он и пошел навстречу Игнатию. Игнатий бросил чемоданы. Облапали друг друга, трижды — крест-накрест — поцеловались. Старик опять вытер глаза. — Как надумал-то? — Надумал. — Сколько уж не был? Лет пять, однако. Мать у нас захворала, знаешь… В спину что-то вступило… Отец и сын глядели друг на друга, не могли наглядеться. О женщине совсем забыли. Она улыбалась и с интересом рассматривала старика. — А это жена, что ли? — спросил наконец старик. — Жена, — спохватился Игнатий. — Познакомься. Женщина подала старику руку. Тот осторожно пожал ее. — Люся. — Ничего, — сказал старик, окинув оценивающим взглядом Люсю. — А?! — с дурашливой гордостью воскликнул Игнатий. — Пошли в дом, чего мы стоим тут! — Старик первым двинулся к дому. — Как мне называть его? — тихо спросила Люся мужа. Игнатий захохотал. — Слышь, тять!.. Не знает, как называть тебя! Старик тоже засмеялся. — Отцом вроде довожусь… — Он молодо взошел на крыльцо, заорал в сенях: — Мать, кто к нам приехал-то! В избе на кровати лежала горбоносая старуха, загорелая и жилистая. Увидела Игнатия — заплакала. — Игнаша, сынок… приехал… Сын наскоро поцеловал мать и полез в чемоданы. Гулкий сильный голос его сразу заполнил всю избу. — Шаль тебе привез… пуховую. А тебе, тять, сапоги. А Маруське — во!.. А это Ваське… Все тут живы-здоровы? Отец с матерью, для приличия снисходительно улыбаясь, с интересом наблюдали за движениями сына — он все доставал и доставал из чемоданов. — Все здоровы. Мать вон только… — Отец протянул длинную руку к сапогам, бережно взял один и стал щупать, мять, поглаживать добротный хром. — Ничего товар… Васька износит. Мне уж теперь ни к чему такие. — Сам будешь носить. Вот Маруське еще на платье. — Игнатий выложил все, присел на табурет. Табурет жалобно скрипнул под ним. — Ну, рассказывайте, как живете? Соскучился без вас. — Соскучился, так раньше бы приехал. — Дела, тятя. — Дела… — Отец почему-то недовольно посмотрел на молодую жену сына. — Какие уж там дела-то!.. — Ладно тебе, отец, — сказала мать. — Приехал — и-то слава Богу. Игнатию не терпелось рассказать о себе, и он воспользовался случаем возразить отцу, который, судя по всему, не очень высоко ставил его городские дела. Игнатий был борцом в цирке. В городе у него была хорошая квартира, были друзья, деньги, красивая жена… — Ты говоришь: «Какие там дела!» — заговорил Игнатий, положив ногу на ногу и ласково глядя на отца. — Как тебе объяснить? Вот мы, русские, крепкий ведь народишка! Посмотришь на другого — черт его знает!.. — Игнатий встал, прошелся по комнате. — В плечах сажень, грудь как у жеребца породистого, — силен! Но чтобы научиться владеть этой силой, освоить технику, выступить где-то на соревнованиях — это Боже упаси! Он будет лучше в одиночку на медведя ходить. Дикости еще много в нашем народе. О культуре тела никакого представления. Физкультуры боится как черт ладана. Я же помню, как мы в школе профанировали ее. — С последними словами Игнатий обратился к жене. Как-то однажды Игнатий набрел на эту мысль — о преступном нежелании русского народа заниматься физкультурой, кому-то высказал ее, его поддержали. С тех пор он так часто распространялся об этом, что, когда сейчас заговорил и все о том же, жена его заскучала и стала смотреть в окно. — …Поэтому, тятя, как ты хошь думай, но дело у меня важное. Может, поважнее Васькиного. — Ладно, — согласился отец. Он слушал невнимательно. — Мать, где там у нас?.. В лавку пойду. — Погоди, — остановил его Игнатий. — Зачем в лавку? Вкусив от сладостного плода поучений, он хотел было еще поговорить о том, что надо и эту привычку бросать русским людям: чуть что — сразу в лавку. Зачем, спрашивается? Но отец так глянул на него, что он сразу отступился, махнул рукой, вытащил из кармана толстый бумажник, шлепнул на стол: — На деньга! Отец обиженно приподнял косматые брови. — Ты брось тут, Игнаха!.. Приехал в гости — значит, сиди помалкивай. Что, у нас своих денег нету? Игнатий засмеялся. — Ладно, понял. Ты все такой же, отец. Сидели за столом, выпивали. Старик Байкалов размяк, облапал узловатыми ладонями голову, запел было: Зачем сидишь до полуночи У растворенного окна, Ох, зачем сидишь… Но замолчал. Некоторое время сидел, опустив на руки голову. Потом сказал с неподдельной грустью: — Кончается моя жизнь, Игнаха. Кончается! — Он ругнулся. Жена Игнатия покраснела и отвернулась к окну. Игнатий сказал с укором: — Тятя! — А ты, Игнат, другой стал, — продолжал отец, не обратив никакого внимания на упрек сына. — Ты, конечно, не замечаешь этого, а мне сразу видно. Игнатий смотрел трезвыми глазами на отца, внимательно слушал его странные речи. — Ты давеча вытащил мне сапоги… Спасибо, сынок! Хорошие сапоги… — Не то говоришь, отец, — сказал Игнатий. — При чем тут сапоги? — Не обессудь, если не так сказал, — я старый человек. Ладно, ничего. Васька скоро придет, брат твой… Здоровый он стал! Он тебя враз сомнет, хоть ты и про физкультуру толкуешь. Ты жидковат против Васьки. Куда там!.. Игнатий засмеялся; к нему вернулась его необидная веселая снисходительность. — Посмотрим, посмотрим, тятя. — Давай еще по маленькой? — предложил отец. — Нет, — твердо сказал Игнатий. — А! Вот муж какой у тебя! — не без гордости заметил старик, обращаясь к жене Игнатия. — Наша порода — Байкаловы. Сказал «нет» — значит все. Гроб! Я такой же был. Вот еще Васька придет. А еще у нас Маруська есть. Та покрасивше тебя будет, хотя она, конечно, не расфуфыренная… — Ты, отец, разговорился что-то, — урезонила жена старика. — Совсем уж из ума стал выживать. Черт-те чего мелет. Не слушайте вы его, брехуна. — Ты лежи, мать, — беззлобно огрызнулся старик. — Лежи себе, хворай. Я тут с людьми разговариваю, а ты нас перебиваешь. Люся поднялась из-за стола, подошла к комоду и стала разглядывать патефонные пластинки. Ей, видно, было неловко. Игнатий тоже встал. Завели патефон. Поставили «Грушицу». Молчали. Слушали. Старший Байкалов смотрел в окно, о чем-то невесело думал. Вечерело. Горели розовым нежарким огнем стекла домов. По улице, поднимая пыль, с ревом прошло стадо. Корова Байкаловых подошла к воротам, попробовала поддеть их рогом — не получилось. Она стояла и мычала. Старик смотрел на нее и не двигался. Праздника почему-то не получилось. А он давненько поджидал этого дня — думал, будет большой праздник. А сейчас сидел и не понимал: почему же не вышло праздника? Сын приехал какой-то не такой. В чем не такой? Сын как сын, подарки привез. И все-таки что-то не то. Пришла Марья — рослая девушка, очень похожая на Игнатия. Увидев брата, просияла радостной сдержанной улыбкой. — Ну здравствуй, здравствуй, красавица! — забасил Игнатий, несколько бесцеремонно разглядывая взрослую сестру. — Ведь ты же невеста уже! — Будет тебе, — степенно сказала Марья и пошла знакомиться с Люсей. Старик Байкалов смотрел на все это, грустно сощурившись. — Сейчас Васька придет, — сказал он. Он ждал Ваську. Зачем ему нужно было, чтобы скорей пришел его младший сын, он не знал.

The script ran 0.01 seconds.