Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Стругацкие - Понедельник начинается в субботу [1965]
Известность произведения: Высокая
Метки: sf, sf_humor, Повесть, Сказка, Фантастика, Юмор

Аннотация. Фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.

Аннотация. Блистательная книга русских фантастов, ставшая бестселлером на многие годы и настольным справочником всех учёных России. Сверкающие удивительным юмором истории мл.н.сотр. Александра Привалова воспитали не одно поколение русских учёных и зарядили светлой магией 60-ых годов мысли и чаяния многих молодых воинов науки. В книге присутствуют иллюстрации.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 

– Тебе что, малыш? – спросил я. – Твой аппарат повреждён? – осведомился он мелодичным голосом. – Взрослым надо говорить «вы», – сказал я наставительно. Он очень удивился, потом лицо его просветлело. – Ах да, припоминаю. Если мне не изменяет память, так было принято в Эпоху Принудительной Вежливости. Коль скоро обращение на «ты» дисгармонирует с твоим эмоциональным ритмом, я готов удовольствоваться любым ритмичным тебе обращением. Я не нашёлся, что ответить, и тогда он присел на корточки перед машиной, потрогал её в разных местах и произнёс несколько слов, которых я совершенно не понял. Славный это был мальчуган, очень чистенький, очень здоровый и ухоженный, но он показался мне слишком уж серьёзным для своих лет. За стеной оглушительно затрещало, и мы оба обернулись. Я увидел, как жуткая чешуйчатая лапа о восьми пальцах ухватилась за гребень стены, напряглась, разжалась и исчезла. – Слушай, малыш, – сказал я, – что это за стена? Он обратил на меня серьёзный застенчивый взгляд. – Это так называемая Железная Стена, – ответил он. – К сожалению, мне неизвестна этимология обоих этих слов, но я знаю, что она разделяет два мира – Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим. – Он помолчал и добавил: – Этимология слова «страх» мне тоже неизвестна. – Любопытно, – сказал я. – А нельзя ли посмотреть? Что это за Мир Страха? – Конечно, можно. Вот коммуникационная амбразура. Удовлетвори своё любопытство. Коммуникационная амбразура имела вид низенькой арки, закрытой броневой дверцей. Я подошёл и нерешительно взялся за щеколду. Мальчик сказал мне вслед: – Не могу тебя не предупредить. Если там с тобой что-нибудь случится, тебе придётся предстать перед Объединённым Советом Ста Сорока Миров. Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову. Воздух показался мне сладким, а мир – прекрасным. Мальчик исчез. Некоторое время я приходил в себя, а потом вдруг испугался, что этот паршивец, чего доброго, побежал жаловаться в свой Объединённый Совет, и бросился к машине. Снова сумерки беспространственного времени сомкнулись вокруг меня. Но я не отрывал глаз от Железной Стены, меня разбирало любопытство. Чтобы не терять времени даром, я прыгнул вперёд сразу на миллион лет. Над стеной вырастали заросли атомных грибов, и я обрадовался, когда по мою сторону стены снова забрезжил свет. Я затормозил и застонал от разочарования. Невдалеке высился громадный Пантеон-Рефрижератор. С неба спускался ржавый звездолёт в виде шара. Вокруг было безлюдно, колыхались хлеба. Шар приземлился, из него вышел давешний пилот в голубом, а на пороге Пантеона появилась, вся в красных пятнах пролежней, девица в розовом. Они устремились друг к другу и взялись за руки. Я отвёл глаза – мне стало неловко. Поодаль, чуть смущаясь, индифферентно стоял какой-то старикан и ловил из аквариума золотых рыбок. Голубой пилот и розовая девушка затянули речь. Чтобы размять ноги, я сошёл с машины и только тут заметил, что небо над стеной непривычно чистое. Ни грохота взрывов, ни треска выстрелов слышно не было. Я осмелел и направился к коммуникационной амбразуре. По ту сторону стены простиралось совершенно ровное поле, рассечённое до самого горизонта глубоким рвом. Слева от рва не было видно ни одной живой души, поле там было покрыто низкими металлическими куполами, похожими на крышки канализационных люков. Справа от рва у самого горизонта гарцевали какие-то всадники. Потом я заметил, что на краю рва сидит, свесив ноги, коренастый темнолицый человек в металлических доспехах. На груди у него на длинном ремне висело что-то вроде автомата с очень толстым стволом. Человек медленно жевал, поминутно сплёвывая, и глядел на меня без особого интереса. Я, придерживая дверцу, тоже смотрел на него, не решаясь заговорить. Слишком уж у него был странный вид. Непривычный какой-то. Дикий. Кто его знает, что за человек. Насмотревшись на меня, он достал из-под доспехов плоскую бутылку, вытащил зубами пробку, пососал из горлышка, снова сплюнул в ров и сказал хриплым голосом: – Хэлло! Ю фром зэт сайд?[20] – Да, – ответил я. – То есть йес[21]. – Энд хау из ит гоуинг он аут зэа?[22] – Со-со, – сказал я, прикрывая дверь. – Энд хау из ит гоуинг он хиа?[23] – Итс о'кэй[24], – сказал он флегматично и замолчал. Подождав некоторое время, я спросил, что он здесь делает. Сначала он отвечал неохотно, но потом разговорился. Оказалось, что слева от рва человечество доживает последние дни под пятой свирепых роботов. Роботы там сделались умнее людей, захватили власть, пользуются всеми благами жизни, а людей загнали под землю и поставили к конвейерам. Справа от рва, на территории, которую он охраняет, людей поработили пришельцы из соседствующей Вселенной. Они тоже захватили власть, установили феодальные порядки и вовсю пользуются правом первой ночи. Живут эти пришельцы – дай бог всякому, но тем, кто у них в милости, тоже кое-что перепадает. А милях в двадцати отсюда, если идти вдоль рва, находится область, где людей поработили пришельцы с Альтаира, разумные вирусы, которые поселяются в теле человека и заставляют его делать, что им угодно. Ещё дальше к западу находится большая колония Галактической Федерации. Люди там тоже порабощены, но живут не так уж плохо, потому что его превосходительство наместник кормит их на убой и вербует из них личную гвардию Его Величества Галактического Императора А-у 3562-го. Есть ещё области, порабощённые разумными паразитами, разумными растениями и разумными минералами, а также коммунистами. И наконец, за горами есть области, порабощённые ещё кем-то, но о них рассказывают разные сказки, которым серьёзный человек верить не станет… Тут наша беседа была прервана. Над равниной низко прошло несколько тарелкообразных летательных аппаратов. Из них, крутясь и кувыркаясь, посыпались бомбы. «Опять началось», – проворчал человек, лёг ногами к взрывам, поднял автомат и открыл огонь по всадникам, гарцующим на горизонте. Я выскочил вон, захлопнул дверцу и, прислонившись к ней спиной, некоторое время слушал, как визжат, ревут и грохочут бомбы. Пилот в голубом и девица в розовом на ступеньках Пантеона всё никак не могли покончить со своим диалогом, а индифферентный старикан, выловивши всех рыбок, глядел на них и вытирал глаза платочком. Я ещё раз осторожно заглянул в дверцу: над равниной медленно вспухали огненные шары разрывов. Металлические колпаки откидывались один за другим, из-под них лезли бледные, оборванные люди с бородатыми свирепыми лицами и с железными ломами наперевес. Моего недавнего собеседника наскакавшие всадники в латах рубили в капусту длинными мечами, он орал и отмахивался автоматом. Вдоль рва прямо на меня полз, стреляя из пушек и пулемётов, огромный танк на трех гусеницах. Из радиоактивных туч снова вынырнули тарелкообразные аппараты… Я закрыл дверцу и тщательно задвинул засов. Потом вернулся к машине и сел в седло. Мне хотелось слетать ещё на миллионы лет вперёд и посмотреть умирающую Землю, описанную Уэллсом. Но тут в машине впервые что-то застопорило: не выжималось сцепление. Я нажал раз, нажал другой, потом пнул педаль изо всех сил, что-то треснуло, зазвенело, колыхающиеся хлеба встали дыбом, и я словно проснулся. Я сидел на демонстрационном стенде в малом конференц-зале нашего института, и все с благоговением смотрели на меня. – Что со сцеплением? – спросил я, озираясь в поисках машины. Машины не было. Я вернулся один. – Это неважно! – закричал Луи Седловой. – Огромное вам спасибо! Вы меня просто выручили… А как было интересно, верно, товарищи? Аудитория загудела в том смысле, что да, интересно. – Но я всё это где-то читал, – сказал с сомнением один из магистров в первом ряду. – Ну а как же! А как же! – вскричал Л. Седловой. – Ведь он же был в описываемом будущем! – Приключений маловато, – сказали в задних рядах игроки в функциональный морской бой. – Всё разговоры, разговоры… – Ну уж тут я ни при чём, – сказал Седловой решительно. – Ничего себе – разговоры, – сказал я, слезая со стенда. Я вспомнил, как рубили моего темнолицего собеседника, и мне стало нехорошо. – Нет, отчего же, – сказал какой-то бакалавр. – Попадаются любопытные места. Вот эта вот машина… Помните? На тригенных куаторах… Это, знаете ли, да… – Нуте-с? – сказал Пупков-Задний. – У нас уже, кажется, началось обсуждение. А может быть, у кого-нибудь есть вопросы к докладчику? Дотошный бакалавр немедленно задал вопрос о полиходовой темпоральной передаче (его, видите ли, заинтересовал коэффициент объёмного расширения), и я потихонечку удалился. У меня было странное ощущение. Всё вокруг казалось таким материальным, прочным, вещественным. Проходили люди, и я слышал, как скрипят у них башмаки, и чувствовал ветерок от их движений. Все были очень немногословны, все работали, все думали, никто не болтал, не читал стихов, не произносил пафосных речей. Все знали, что лаборатория – это одно, трибуна профсоюзного собрания – это совсем другое, а праздничный митинг – это совсем третье. И когда мне навстречу, шаркая подбитыми кожей валенками, прошёл Выбегалло, я испытал к нему даже нечто вроде симпатии, потому что у него была своеобычная пшённая каша в бороде, потому что он ковырял в зубах длинным тонким гвоздём и, проходя мимо, не поздоровался. Он был живой, весомый и зримый хам, он не помавал руками и не принимал академических поз. Я заглянул к Роману, потому что мне очень хотелось рассказать кому-нибудь о своём приключении. Роман, ухватившись за подбородок, стоял над лабораторным столом и смотрел на маленького зелёного попугая, лежащего в чашке Петри. Маленький зелёный попугай был дохлый, с глазами, затянутыми мёртвой белёсой плёнкой. – Что это с ним? – спросил я. – Не знаю, – сказал Роман. – Издох, как видишь. – Откуда у тебя попугай? – Сам поражаюсь, – сказал Роман. – Может быть, он искусственный? – предположил я. – Да нет, попугай как попугай. – Опять, наверное, Витька на умклайдет сел. Мы наклонились над попугаем и стали его внимательно рассматривать. На чёрной поджатой лапке у него было колечко. – «Фотон», – прочитал Роман. – И ещё какие-то цифры… «Девятнадцать ноль пять семьдесят три». – Так, – сказал сзади знакомый голос. Мы обернулись и подтянулись. – Здравствуйте, – сказал У-Янус, подходя к столу. Он вышел из дверей своей лаборатории в глубине комнаты, и вид у него был какой-то усталый и очень печальный. – Здравствуйте, Янус Полуэктович, – сказали мы хором со всей возможной почтительностью. Янус увидел попугая и ещё раз сказал: «Так». Он взял птичку в руки, очень бережно и нежно, погладил её ярко-красный хохолок и тихо проговорил: – Что же это ты, Фотончик?.. Он хотел сказать ещё что-то, но взглянул на нас и промолчал. Мы стояли рядом и смотрели, как он по-стариковски медленно прошёл в дальний угол лаборатории, откинул дверцу электрической печи и опустил туда зелёный трупик. – Роман Петрович, – сказал он. – Будьте любезны, включите, пожалуйста, рубильник. Роман повиновался. У него был такой вид, словно его осенила необычная идея. У-Янус, понурив голову, постоял немного над печью, старательно выскреб горячий пепел и, открыв форточку, высыпал его на ветер. Он некоторое время глядел в окно, потом сказал Роману, что ждёт его у себя через полчаса, и ушёл. – Странно, – сказал Роман, глядя ему вслед. – Что – странно? – спросил я. – Всё странно, – сказал Роман. Мне тоже казалось странным и появление этого мёртвого зелёного попугая, по-видимому, так хорошо известного Янусу Полуэктовичу, и какая-то слишком уж необычная церемония огненного погребения с развеиванием пепла по ветру, но мне не терпелось рассказать про путешествие в описываемое будущее, и я стал рассказывать. Роман слушал крайне рассеянно, смотрел на меня отрешённым взглядом, невпопад кивал, а потом вдруг, сказавши: «Продолжай, продолжай, я слушаю», полез под стол, вытащил оттуда корзинку для мусора и принялся копаться в мятой бумаге и обрывках магнитофонной ленты. Когда я кончил рассказывать, он спросил: – А этот Седловой не пытался путешествовать в описываемое настоящее? По-моему, это было бы гораздо забавнее… Пока я обдумывал это предложение и радовался Романову остроумию, он перевернул корзинку и высыпал содержимое на пол. – В чём дело? – спросил я. – Диссертацию потерял? – Ты понимаешь, Сашка, – сказал он, глядя на меня невидящими глазами, – удивительная история. Вчера я чистил печку и нашёл в ней обгорелое зелёное перо. Я выбросил его в корзинку, а сегодня его здесь нет. – Чьё перо? – спросил я. – Ты понимаешь, зелёные птичьи перья в наших широтах попадаются крайне редко. А попугай, которого только что сожгли, был зелёным. – Что за ерунда, – сказал я. – Ты же нашёл перо вчера. – В том-то и дело, – сказал Роман, собирая мусор обратно в корзинку. Глава третья Стихи ненатуральны, никто не говорит стихами, кроме бидля, когда он приходит со святочным подарком, или объявления о ваксе, или какого-нибудь там простачка. Никогда не опускайтесь до поэзии, мой мальчик. Ч. Диккенс «Алдан» чинили всю ночь. Когда я следующим утром явился в электронный зал, невыспавшиеся злые инженеры сидели на полу и неостроумно поносили Кристобаля Хозевича. Они называли его скифом, варваром и гунном, дорвавшимся до кибернетики. Отчаяние их было так велико, что некоторое время они даже прислушивались к моим советам и пытались им следовать. Но потом пришёл их главный – Саваоф Баалович Один, – и меня сразу отодвинули от машины. Я отошёл в сторонку, сел за свой стол и стал наблюдать, как Саваоф Баалович вникает в суть разрушений. Был он очень стар, но крепок и жилист, загорелый, с блестящей лысиной, с гладко выбритыми щеками, в ослепительно белом чесучовом костюме. К этому человеку всё относились с большим пиететом. Я сам однажды видел, как он вполголоса выговаривал за что-то Модесту Матвеевичу, а грозный Модест стоял, льстиво склонившись перед ним, и приговаривал: «Слушаюсь… Виноват. Больше не повторится…» От Саваофа Бааловича исходила чудовищная энергия. Было замечено, что в его присутствии часы начинают спешить и распрямляются треки элементарных частиц, искривлённые магнитным полем. И в то же время он не был магом. Во всяком случае, практикующим магом. Он не ходил сквозь стены, никогда никого не трансгрессировал и никогда не создавал своих дублей, хотя работал необычайно много. Он был главой отдела Технического Обслуживания, знал до тонкостей всю технику института и числился консультантом Китежградского завода маготехники. Кроме того, он занимался самыми неожиданными и далёкими от его профессии делами. Историю Саваофа Бааловича я узнал сравнительно недавно. В незапамятные времена С. Б. Один был ведущим магом земного шара. Кристобаль Хунта и Жиан Жиакомо были учениками его учеников. Его именем заклинали нечисть. Его именем опечатывали сосуды с джиннами. Царь Соломон писал ему восторженные письма и возводил в его честь храмы. Он казался всемогущим. И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину стал всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном ещё до ледникового периода, он обрёл возможность творить любое чудо. Каждый из магов имеет свой предел. Некоторые неспособны вывести растительность на ушах. Другие владеют обобщённым законом Ломоносова – Лавуазье, но бессильны перед вторым принципом термодинамики. Третьи – их совсем немного – могут, скажем, останавливать время, но только в римановом пространстве и ненадолго. Саваоф Баалович стал всемогущ. Он мог всё. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог. И С. Б. Один навсегда оставил магию и стал заведующим отделом Технического Обслуживания НИИЧАВО… С его приходом дела инженеров живо пошли на лад. Движения их стали осмысленными, злобные остроты прекратились. Я достал папку с очередными делами и принялся было за работу, но тут пришла Стеллочка, очень милая курносая и сероглазая ведьмочка, практикантка Выбегаллы, и позвала меня делать очередную стенгазету. Мы со Стеллой состояли в редколлегии, где писали сатирические стихи, басни и подписи под рисунками. Кроме того, я искусно рисовал почтовый ящик для заметок, к которому со всех сторон слетаются письма с крылышками. Вообще-то художником газеты был мой тёзка Александр Иванович Дрозд, киномеханик, каким-то образом пробравшийся в институт. Но он был специалистом по заголовкам. Главным редактором газеты был Роман Ойра-Ойра, а его помощником – Володя Почкин. – Саша, – сказала Стеллочка, глядя на меня честными серыми глазами. – Пойдём. – Куда? – сказал я. Я знал куда. – Газету делать. – Зачем? – Роман очень просит, потому что Кербер лается. Говорит, осталось два дня, а ничего не готово. Кербер Псоевич Дёмин, товарищ завкадрами, был куратором нашей газеты, главным подгонялой и цензором. – Слушай, – сказал я, – давай завтра, а? – Завтра я не смогу, – сказала Стеллочка. – Завтра я улетаю в Сухуми. Павианов записывать. Выбегалло говорит, что надо вожака записать как самого ответственного… Сам он к вожаку подходить боится, потому что вожак ревнует. Пойдём, Саша, а? Я вздохнул, сложил дела и пошёл за Стеллочкой, потому что один я стихи сочинять не могу. Мне нужна Стеллочка. Она всегда даёт первую строчку и основную идею, а в поэзии это, по-моему, самое главное. – Где будем делать? – спросил я по дороге. – В месткоме? – В месткоме занято, там прорабатывают Альфреда. За чай. А нас пустил к себе Роман. – А о чём писать надо? Опять про баню? – Про баню тоже есть. Про баню, про Лысую Гору. Хому Брута надо заклеймить. – Хома наш Брут – ужасный плут, – сказал я. – И ты, Брут, – сказала Стеллочка. – Это идея, – сказал я. – Это надо развить. В лаборатории Романа на столе была разложена газета – огромный девственно чистый лист ватмана. Рядом с нею среди баночек с гуашью, пульверизаторов и заметок лежал живописец и киномеханик Александр Дрозд с сигаретой на губе. Рубашечка у него, как всегда, была расстёгнута, и виднелся выпуклый волосатый животик. – Здорово, – сказал я. – Привет, – сказал Саня. Гремела музыка – Саня крутил портативный приёмник. – Ну, что тут у вас? – сказал я, сгребая заметки. Заметок было немного. Была передовая «Навстречу празднику». Была заметка Кербера Псоевича «Результаты обследования состояния выполнения распоряжения дирекции о трудовой дисциплине за период конец первого – начало второго квартала». Была статья профессора Выбегаллы «Наш долг – это долг перед подшефными городскими и районными хозяйствами». Была статья Володи Почкина «О всесоюзном совещании по электронной магии». Была заметка какого-то домового «Когда же продуют паровое отопление на четвёртом этаже». Была статья председателя столового комитета «Ни рыбы, ни мяса» – шесть машинописных страниц через один интервал. Начиналась она словами: «Фосфор нужен человеку, как воздух». Была заметка Романа о работах отдела Недоступных Проблем. Для рубрики «Наши ветераны» была статья Кристобаля Хунты «От Севильи до Гренады. 1547 г.». Было ещё несколько маленьких заметок, в которых критиковалось: отсутствие надлежащего порядка в кассе взаимопомощи; наличие безалаберности в организации работы добровольной пожарной дружины; допущение азартных игр в виварии (писал Конёк-Горбунок, проигравший в железку недельный овсяной паёк Кощею Бессмертному). Было несколько карикатур. На одной изображался Хома Брут, расхлюстанный и с лиловым носом. На другой высмеивалась баня – был нарисован голый синий человек, застывающий под ледяным душем. – Ну и скучища! – сказал я. – А может, не надо стихов? – Надо, – сказала Стеллочка со вздохом. – Я уже заметки и так и сяк раскладывала, всё равно остаётся свободное место. – А пусть Саня там чего-нибудь нарисует. Колосья какие-нибудь, расцветающие анютины глазки… А, Санька? – Работайте, работайте, – сказал Дрозд. – Мне заголовок надо писать. – Подумаешь, – сказал я. – Три слова написать. – На фоне звёздной ночи, – сказал Дрозд внушительно. – И ракету. И ещё заголовки к статьям. А я не обедал ещё. И не завтракал. – Так сходи поешь, – сказал я. – А мне не на что, – сказал он раздражённо. – Я магнитофон купил. В комиссионном. Вот вы тут ерундой занимаетесь, а лучше бы сделали мне пару бутербродов. С маслом и с вареньем. Или, лучше, десятку сотворите. Я вынул рубль и показал ему издали. – Вот заголовок напишешь – получишь. – Насовсем? – живо сказал Саня. – Нет. В долг. – Ну, это всё равно, – сказал он. – Только учти, что я сейчас умру. У меня уже начались спазмы. И холодеют конечности. – Врёт он всё, – сказала Стеллочка. – Саша, давай вон за тот столик сядем и все стихи сейчас напишем. Мы сели за отдельный столик и разложили перед собой карикатуры. Некоторое время мы смотрели на них в надежде, что нас осенит. Потом Стеллочка произнесла: – Таких людей, как этот Брут, поберегись – они сопрут! – Что сопрут? – спросил я. – Он разве что-нибудь спёр? – Нет, – сказала Стелла. – Он хулиганил и дрался. Это я для рифмы. Мы снова подождали. Ничего, кроме «поберегись – они сопрут», в голову мне не лезло. – Давай рассуждать логически, – сказал я. – Имеется Хома Брут. Он напился пьяный. Дрался. Что он ещё делал? – К девушкам приставал, – сказала Стелла. – Стекло разбил. – Хорошо, – сказал я. – Ещё? – Выражался… – Вот странно, – подал голос Саня Дрозд. – Я с этим Брутом работал в кинобудке. Парень как парень. Нормальный… – Ну? – сказал я. – Ну и всё. – Ты рифму можешь дать на «Брут»? – спросил я. – Прут. – Уже было, – сказал я. – Сопрут. – Да нет. Прут. Палка такая, которой секут. Стелла сказала с выражением: – Товарищ, пред тобою Брут. Возьмите прут, каким секут, секите Брута там и тут. – Не годится, – сказал Дрозд. – Пропаганда телесных наказаний. Брут, прут, мнут, кнут… Всё это телесные наказания. – Помрут, – сказал я. – Или просто – мрут. – Товарищ, пред тобою Брут, – сказала Стелла. – От слов его все мухи мрут. – Это от ваших стихов все мухи мрут, – сказал Дрозд. – Ты заголовок написал? – спросил я. – Нет, – сказал Дрозд кокетливо. – Вот и займись. – Позорят славный институт, – сказала Стеллочка, – такие пьяницы, как Брут. – Это хорошо, – сказал я. – Это мы дадим в конец. Запиши. Это будет мораль, свежая и оригинальная. – Чего же в ней оригинального? – спросил простодушный Дрозд. Я не стал с ним разговаривать. – Теперь надо описать, – сказал я, – как он хулиганил. Скажем, так. Напился пьян, как павиан, за словом не полез в карман, был человек, стал хулиган. – Ужасно, – сказала Стеллочка с отвращением. Я подпёр голову руками и стал смотреть на карикатуру. Дрозд, оттопырив зад, водил кисточкой по ватману. Ноги его в предельно узких джинсах были выгнуты дугой. Меня осенило. – Коленками назад! – сказал я. – Песенка! – «Сидел кузнечик маленький коленками назад», – сказала Стелла. – Точно, – сказал Дрозд, не оборачиваясь. – И я её знаю. «Все гости расползаются коленками назад», – пропел он. – Подожди, подожди, – сказал я. Я чувствовал вдохновение. – Дерётся и бранится он, и вот вам результат: влекут его в милицию коленками назад. – Это ничего, – сказала Стелла. – Понимаешь? – сказал я. – Ещё пару строф, и чтобы везде был рефрен «коленками назад». Упился сверх кондиции… Погнался за девицею… Что-нибудь вроде этого. – Отчаянно напился он, – сказала Стелла. – Сам чёрт ему не брат. В чужую дверь вломился он коленками назад. – Блеск! – сказал я. – Записывай. А он вламывался? – Вламывался, вламывался. – Отлично! – сказал я. – Ну, ещё одну строфу. – Погнался за девицею коленками назад, – сказала Стелла задумчиво. – Первую строчку нужно… – Амуниция, – сказал я. – Полиция. Амбиция. Юстиция. – Ютится он, – сказала Стелла. – Стремится он. Не бриться и не мыться… – Он, – добавил Дрозд. – Это верно. Это у вас получилась художественная правда. Сроду он не брился и не мылся. – Может, вторую строчку придумаем? – предложила Стелла. – Назад – аппарат – автомат… – Гад, – сказал я. – Рад. – Мат, – сказал Дрозд. – Шах, мол, и мат. Мы опять долго молчали, бессмысленно глядя друг на друга и шевеля губами. Дрозд постукивал кисточкой о края чашки с водой. – Играет и резвится он, – сказал я наконец, – ругаясь, как пират. Погнался за девицею коленками назад. – «Пират» – как-то… – сказала Стеллочка. – Тогда: сам чёрт ему не брат. – Это уже было. – Где?.. Ах да, действительно было. – Как тигра полосат, – предложил Дрозд. Тут послышалось лёгкое царапанье, и мы обернулись. Дверь в лабораторию Януса Полуэктовича медленно отворялась. – Смотри-ка! – изумлённо воскликнул Дрозд, застывая с кисточкой в руке. В щель вполз маленький зелёный попугай с ярким красным хохолком на макушке. – Попугайчик! – воскликнул Дрозд. – Попугай! Цып-цып-цып-цып… Он стал делать пальцами движения, как будто крошил хлеб на пол. Попугай глядел на нас одним глазом. Затем он разинул горбатый, как нос у Романа, чёрный клюв и хрипло выкрикнул: – Р-реактор! Р-реактор! Дер-ритринитация! Надо выдер-ржать! – Какой сла-авный! – воскликнула Стелла. – Саня, поймай его… Дрозд двинулся было к попугаю, но остановился. – Он же, наверное, кусается, – опасливо произнёс он. – Вон клюв какой. Попугай оттолкнулся от пола, взмахнул крыльями и как-то неловко запорхал по комнате. Я следил за ним с удивлением. Он был очень похож на того, вчерашнего. Родной единокровный брат-близнец. Полным-полно попугаев, подумал я. Дрозд отмахнулся кисточкой. – Ещё долбанёт, пожалуй, – сказал он. Попугай сел на коромысло лабораторных весов, подёргался, уравновешиваясь, и разборчиво крикнул: – Пр-роксима Центавр-р-ра! Р-рубидий! Р-рубидий! Потом он нахохлился, втянул голову и закрыл глаза плёнкой. По-моему, он дрожал. Стелла быстро сотворила кусок хлеба с повидлом, отщипнула корочку и поднесла ему под клюв. Попугай не реагировал. Его явно лихорадило, и чашки весов, мелко трясясь, позвякивали о подставку. – По-моему, он больной, – сказал Дрозд. Он рассеянно взял из рук Стеллы бутерброд и стал есть. – Ребята, – сказал я, – кто-нибудь раньше видел в институте попугаев? Стелла помотала головой. Дрозд пожал плечами. – Что-то слишком много попугаев за последнее время, – сказал я. – И вчера вот тоже… – Наверное, Янус экспериментирует с попугаями, – сказала Стелла. – Антигравитация или ещё что-нибудь в этом роде… Дверь в коридор отворилась, и толпой вошли Роман Ойра-Ойра, Витька Корнеев, Эдик Амперян и Володя Почкин. В комнате стало шумно. Корнеев, хорошо выспавшийся и очень бодрый, принялся листать заметки и громко издеваться над стилем. Могучий Володя Почкин, как замредактора исполняющий в основном полицейские обязанности, схватил Дрозда за толстый загривок, согнул его пополам и принялся тыкать носом в газету, приговаривая: «Заголовок где? Где заголовок, Дроздилло?» Роман потребовал от нас готовых стихов. А Эдик, не имевший к газете никакого отношения, прошёл к шкафу и принялся с грохотом передвигать в нём разные приборы. Вдруг попугай заорал: «Овер-рсан! Овер-рсан!» – и все замерли. Роман уставился на попугая. На лице его появилось давешнее выражение, словно его только что осенила необычайная идея. Володя Почкин отпустил Дрозда и сказал: «Вот так штука, попугай!» Грубый Корнеев немедленно протянул руку, чтобы схватить попугая поперёк туловища, но попугай вырвался, и Корнеев схватил его за хвост. – Оставь, Витька! – закричала Стеллочка сердито. – Что за манера – мучить животных? Попугай заорал. Все столпились вокруг него. Корнеев держал его как голубя, Стеллочка гладила по хохолку, а Дрозд нежно перебирал попугаю перья в хвосте. Роман посмотрел на меня. – Любопытно, – сказал он. – Правда? – Откуда он здесь взялся, Саша? – вежливо спросил Эдик. Я мотнул головой в сторону лаборатории Януса. – Зачем Янусу попугай? – осведомился Эдик. – Ты это меня спрашиваешь? – сказал я. – Нет, это вопрос риторический, – серьёзно сказал Эдик. – Зачем Янусу два попугая? – сказал я. – Или три, – тихонько добавил Роман. Корнеев обернулся к нам. – А где ещё? – спросил он, с интересом озираясь. Попугай в его руке слабо трепыхался, пытаясь ущипнуть за палец. – Отпусти ты его, – сказал я. – Видишь, ему нездоровится. Корнеев отпихнул Дрозда и снова посадил попугая на весы. Попугай взъерошился и растопырил крылья. – Бог с ним, – сказал Роман. – Потом разберёмся. Где стихи? Стелла быстро протараторила всё, что мы успели сочинить. Роман почесал подбородок, Володя Почкин неестественно заржал, а Корнеев скомандовал: – Расстрелять. Из крупнокалиберного пулемёта. Вы когда-нибудь научитесь писать стихи? – Пиши сам, – сказал я сердито. – Я писать стихи не могу, – сказал Корнеев. – По натуре я не Пушкин. Я по натуре Белинский. – Ты по натуре кадавр, – сказала Стелла. – Пардон! – потребовал Витька. – Я желаю, чтобы в газете был отдел литературной критики. Я хочу писать критические статьи. Я вас всех раздолбаю! Я вам ещё припомню ваше творение про дачи. – Какое? – спросил Эдик. Корнеев немедленно процитировал: – «Я хочу построить дачу. Где? Вот главная задача! Только местный комитет не даёт пока ответ». Было? Признавайтесь! – Мало ли что, – сказал я. – У Пушкина тоже были неудачные стихи. Их даже в школьных хрестоматиях не полностью публикуют. – А я знаю, – сказал Дрозд. Роман повернулся к нему. – У нас будет сегодня заголовок или нет? – Будет, – сказал Дрозд. – Я уже букву "К" нарисовал. – Какую "К"? При чём здесь "К"? – А что, не надо было? – Я сейчас умру, – сказал Роман. – Газета называется «За передовую магию». Покажи мне там хоть одну букву "К"! Дрозд, уставясь в стену, пошевелил губами. – Как же так? – сказал он наконец. – Откуда же я взял букву "К"? Была же буква "К"! Роман рассвирепел и приказал Почкину разогнать всех по местам. Меня со Стеллой отдали под команду Корнеева. Дрозд лихорадочно принялся переделывать букву "К" в стилизованную букву "З". Эдик Амперян пытался улизнуть с психоэлектрометром, но был схвачен, скручен и брошен на починку пульверизатора, необходимого для создания звёздного неба. Потом пришла очередь самого Почкина. Роман приказал ему перепечатывать заметки на машинке с одновременной правкой стиля и орфографии. Сам Роман принялся расхаживать по лаборатории, заглядывая всем через плечи. Некоторое время работа кипела. Мы успели сочинить и забраковать ряд вариантов на банную тему: «В нашей бане завсегда льёт холодная вода», «Кто до чистоты голодный, не удовлетворится водой холодной», «В институте двести душ, все хотят горячий душ» и так далее. Корнеев безобразно ругался, как настоящий литературный критик. «Учитесь у Пушкина! – втолковывал он нам. – Или хотя бы у Почкина. Рядом с вами сидит гений, а вы не способны даже подражать ему… „Вот по дороге едет ЗИМ, и им я буду задавим…“ Какая физическая сила заключена в этих строках! Какая ясность чувства!» Мы неумело отругивались. Саня Дрозд дошёл до буквы "И" в слове «передовую». Эдик починил пульверизатор и опробовал его на Романовых конспектах. Володя Почкин, изрыгая проклятья, искал на машинке букву "Ц". Всё шло нормально. Потом Роман вдруг сказал: – Саша, глянь-ка сюда. Я посмотрел. Попугай с поджатыми лапками лежал под весами, и глаза его были затянуты белесоватой плёнкой, а хохолок обвис. – Помер, – сказал Дрозд жалостливо. Мы снова столпились около попугая. У меня не было никаких особенных мыслей в голове, а если и были, то где-то в подсознании, но я протянул руку, взял попугая и осмотрел его лапы. И сейчас же Роман спросил меня: – Есть? – Есть, – сказал я. На чёрной поджатой лапке было колечко из белого металла, и на колечке было выгравировано: «Фотон», и стояли цифры: «190573». Я растерянно поглядел на Романа. Наверное, у нас с ним был необычный вид, потому что Витька Корнеев сказал: – А ну, рассказывайте, что вам известно. – Расскажем? – спросил Роман. – Бред какой-то, – сказал я. – Фокусы, наверное. Это какие-нибудь дубли. Роман снова внимательно осмотрел трупик. – Да нет, – сказал он. – В том-то всё и дело. Это не дубль. Это самый что ни на есть оригинальный оригинал. – Дай посмотреть, – сказал Корнеев. Втроём с Володей Почкиным и с Эдиком они тщательнейшим образом исследовали попугая и единогласно объявили, что это не дубль и что они не понимают, почему это нас так трогает. «Возьмём, скажем, меня, – предложил Корнеев. – Я вот тоже не дубль. Почему это вас не поражает?» Тогда Роман оглядел сгорающую от любопытства Стеллу, открывшего рот Володю Почкина, издевательски улыбающегося Витьку и рассказал им про всё – про то, как позавчера он нашёл в электрической печи зелёное перо и бросил его в корзину для мусора; и про то, как вчера этого пера в корзине не оказалось, но зато на столе (на этом самом столе) объявился мёртвый попугай, точная копия вот этого, и тоже не дубль; и про то, что Янус попугая узнал, пожалел и сжёг в упомянутой выше электрической печи, а пепел зачем-то выбросил в форточку. Некоторое время никто ничего не говорил. Дрозд, рассказом Романа заинтересовавшийся слабо, пожимал плечами. На лице его было явственно видно, что он не понимает, из-за чего горит сыр-бор, и что, по его мнению, в этом учреждении случаются штучки и похлеще. Стеллочка тоже казалась разочарованной. Но тройка магистров поняла всё очень хорошо, и на лицах их читался протест. Корнеев решительно сказал: – Врёте. Причём неумело. – Это всё-таки не тот попугай, – сказал вежливый Эдик. – Вы, наверное, ошиблись. – Да тот, – сказал я. – Зелёный, с колечком. – Фотон? – спросил Володя Почкин прокурорским голосом. – Фотон. Янус его Фотончиком называл. – А цифры? – спросил Володя. – И цифры. – Цифры те же? – спросил Корнеев грозно. – По-моему, те же, – ответил я нерешительно, оглядываясь на Романа. – А точнее? – потребовал Корнеев. Он прикрыл красной лапой попугая. – Повтори, какие тут цифры? – Девятнадцать… – сказал я. – Э-э… ноль два, что ли? Шестьдесят три. Корнеев заглянул под ладонь. – Врёшь, – сказал он. – Ты? – обратился он к Роману. – Не помню, – сказал Роман спокойно. – Кажется не ноль три, а ноль пять. – Нет, – сказал я. – Всё-таки ноль шесть. Я помню, там такая закорючка была. – Закорючка, – сказал Почкин презрительно. – Ше Холмсы! Нэ Пинкертоны! Закон причинности им надоел… Корнеев засунул руки в карманы. – Это другое дело, – сказал он. – Я даже не настаиваю на том, что вы врёте. Просто вы перепутали. Попугаи все зелёные, многие из них окольцованы, эта пара была из серии «Фотон». А память у вас дырявая. Как у всех стихоплётов и редакторов стенгазет. – Дырявая? – осведомился Роман. – Как тёрка. – Как тёрка? – повторил Роман, странно усмехаясь. – Как старая тёрка, – пояснил Корнеев. – Ржавая. Как сеть. Крупноячеистая. Тогда Роман, продолжая странно улыбаться, вытащил из нагрудного кармана записную книжку и перелистал страницы. – Итак, – сказал он, – крупноячеистая и ржавая. Посмотрим… Девятнадцать ноль пять семьдесят три, – прочитал он. Магистры рванулись к попугаю и с сухим треском столкнулись лбами. – Девятнадцать ноль пять семьдесят три, – упавшим голосом прочитал на кольце Корнеев. Это было очень эффектно. Стеллочка немедленно завизжала от удовольствия. – Подумаешь, – сказал Дрозд, не отрываясь от заголовка. – У меня однажды совпал номер на лотерейном билете, и я побежал в сберкассу получать автомобиль. А потом оказалось… – Почему это ты записал номер? – сказал Корнеев, прищуриваясь на Романа. – Это у тебя привычка? Ты все номера записываешь? Может быть, у тебя и номер твоих часиков записан? – Блестяще! – сказал Почкин. – Витька, ты молодец. Ты попал в самую точку. Роман, какой позор! Зачем ты отравил попугая? Как жестоко! – Идиоты! – сказал Роман. – Что я вам – Выбегалло? Корнеев подскочил к нему и осмотрел его уши. – Иди к дьяволу! – сказал Роман. – Саша, ты только полюбуйся на них! – Ребята, – сказал я укоризненно, – да кто же так шутит? За кого вы нас принимаете? – А что остаётся делать? – сказал Корнеев. – Кто-то врёт. Либо вы, либо все законы природы. Я верю в законы природы. Всё остальное меняется. Впрочем, он быстро скис, сел в сторонке и стал думать. Саня Дрозд спокойно рисовал заголовок. Стелла глядела на всех по очереди испуганными глазами. Володя Почкин быстро писал и зачёркивал какие-то формулы. Первым заговорил Эдик. – Если даже никакие законы не нарушаются, – рассудительно сказал он, – всё равно остаётся странным неожиданное появление большого количества попугаев в одной и той же комнате и подозрительная смертность среди них. Но я не очень удивлён, потому что не забываю, что имею дело с Янусом Полуэктовичем. Вам не кажется, что Янус Полуэктович сам по себе прелюбопытнейшая личность? – Кажется, – сказал я. – И мне тоже кажется, – сказал Эдик. – Чем он, собственно, занимается, Роман? – Смотря какой Янус. У-Янус занимается связью с параллельными пространствами. – Гм, – сказал Эдик. – Это нам вряд ли поможет. – К сожалению, – сказал Роман. – Я вот тоже всё время думаю, как связать попугаев с Янусом, и ничего не могу придумать. – Но ведь он странный человек? – спросил Эдик. – Да, несомненно. Начать с того, что их двое и он один. Мы к этому так привыкли, что не думаем об этом… – Вот об этом я и хотел сказать. Мы редко говорим о Янусе, мы слишком уважаем его. А ведь наверняка каждый из нас замечал за ним хоть одну какую-нибудь странность. – Странность номер один, – сказал я. – Любовь к умирающим попугаям. – Пусть так, – сказал Эдик. – Ещё? – Сплетники, – сказал Дрозд с достоинством. – Вот я однажды просил у него в долг. – Да? – сказал Эдик. – И он мне дал, – сказал Дрозд. – А я забыл, сколько он мне дал. И теперь не знаю, что делать. Он замолчал. Эдик некоторое время ждал продолжения, потом сказал: – Известно ли вам, например, что каждый раз, когда мне приходилось работать с ним по ночам, ровно в полночь он куда-то уходил и через пять минут возвращался, и каждый раз у меня создавалось впечатление, что он так или иначе старается узнать у меня, чем мы тут с ним занимались до его ухода? – Истинно так, – сказал Роман. – Я это знаю отлично. Я уже давно заметил, что именно в полночь у него начисто отшибает память. И он об этом своём дефекте прекрасно осведомлён. Он несколько раз извинялся и говорил, что это у него рефлекторное, связанное с последствиями сильной контузии. – Память у него никуда не годится, – сказал Володя Почкин. Он смял листок с вычислениями и швырнул его под стол. – Он всё время пристаёт, виделся ты с ним вчера или не виделся. – И о чём беседовали, если виделся, – добавил я. – Память, память, – пробормотал Корнеев нетерпеливо. – При чём здесь память? Не в этом дело. Что там у него с параллельными пространствами?.. – Сначала надо собрать факты, – сказал Эдик. – Попугаи, попугаи, попугаи, – продолжал Витька. – Неужели это всё-таки дубли? – Нет, – сказал Володя Почкин. – Я просчитал. Это по всем категориям не дубль. – Каждую полночь, – сказал Роман, – он идёт вот в эту свою лабораторию и буквально на несколько минут запирается там. Один раз он вбежал туда так поспешно, что не успел закрыть дверь… – И что? – спросила Стеллочка замирающим голосом. – Ничего. Сел в кресло, посидел немножко и вернулся обратно. И сразу спросил, не беседовал ли я с ним о чём-нибудь важном. – Я пошёл, – сказал Корнеев, поднимаясь. – И я, – сказал Эдик. – У нас сейчас семинар. – И я, – сказал Володя Почкин. – Нет, – сказал Роман. – Ты сиди и печатай. Назначаю тебя главным. Ты, Стеллочка, возьми Сашу и пиши стихи. А вот я пойду. Вернусь вечером, и чтобы газета была готова. Они ушли, а мы остались делать газету. Сначала мы пытались что-нибудь придумать, но быстро утомились и поняли, что не можем. Тогда мы написали небольшую поэму об умирающем попугае. Когда Роман вернулся, газета была готова, Дрозд лежал на столе и поглощал бутерброды, а Почкин объяснял нам со Стеллой, почему происшествие с попугаем совершенно невозможно. – Молодцы, – сказал Роман. – Отличная газета. А какой заголовок! Какое бездонное звёздное небо! И как мало опечаток!.. А где попугай? Попугай лежал в чашке Петри, в той самой чашке и на том самом месте, где мы с Романом видели его вчера. У меня даже дух захватило. – Кто его сюда положил? – осведомился Роман. – Я, – сказал Дрозд. – А что? – Нет, ничего, – сказал Роман. – Пусть лежит. Правда, Саша? Я кивнул. – Посмотрим, что с ним будет завтра, – сказал Роман. Глава четвёртая Эта бедная старая невинная птица ругается, как тысяча чертей, но она не понимает, что говорит. Р. Стивенсон Однако завтра с самого утра мне пришлось заняться своими прямыми обязанностями. «Алдан» был починен и готов к бою, и, когда я пришёл после завтрака в электронный зал, у дверей уже собралась небольшая очередь дублей с листками предлагаемых задач. Я начал с того, что мстительно прогнал дубля Кристобаля Хунты, написав на его листке, что не могу разобрать почерк. (Почерк у Кристобаля Хозевича был действительно неудобочитаем: Хунта писал по-русски готическими буквами.) Дубль Фёдора Симеоновича принёс программу, составленную лично Фёдором Симеоновичем. Это была первая программа, которую составил сам Фёдор Симеонович без всяких советов, подсказок и указаний с моей стороны. Я внимательно просмотрел программу и с удовольствием убедился, что составлена она грамотно, экономно и не без остроумия. Я исправил некоторые незначительные ошибки и передал программу своим девочкам. Потом я заметил, что в очереди томится бледный и напуганный бухгалтер рыбозавода. Ему было страшно и неуютно, и я сразу принял его. – Да неудобно как-то, – бормотал он, опасливо косясь на дублей. – Вот ведь товарищи ждут, раньше меня пришли… – Ничего, это не товарищи, – успокоил я его. – Ну граждане… – И не граждане. Бухгалтер совсем побелел и, склонившись ко мне, проговорил прерывающимся шёпотом: – То-то же я смотрю – не мигают оне… А вот этот в синем – он, по-моему, и не дышит… Я уже отпустил половину очереди, когда позвонил Роман. – Саша? – Да. – А попугая-то нет. – Как так нет? – А вот так. – Уборщица выбросила? – Спрашивал. Не только не выбрасывала, но и не видела. – Может быть, домовые хамят? – Это в лаборатории-то директора? Вряд ли. – Н-да, – сказал я. – А может быть, сам Янус? – Янус ещё не приходил. И вообще, кажется, не вернулся из Москвы. – Так как же это всё понимать? – спросил я. – Не знаю. Посмотрим. Мы помолчали. – Ты меня позовёшь? – спросил я. – Если что-нибудь интересное… – Ну конечно. Обязательно. Пока, дружище. Я заставил себя не думать об этом попугае, до которого мне, в конце концов, не было никакого дела. Я отпустил всех дублей, проверил все программы и занялся гнусной задачкой, которая уже давно висела на мне. Эту гнусную задачу дали мне абсолютники. Сначала я им сказал, что она не имеет ни смысла, ни решения, как и большинство их задач. Но потом посоветовался с Хунтой, который в таких вещах разбирался очень тонко, и он мне дал несколько обнадёживающих советов. Я много раз обращался к этой задаче и снова её откладывал, а вот сегодня добил-таки. Получилось очень изящно. Как раз когда я кончил и, блаженствуя, откинулся на спинку стула, оглядывая решение издали, пришёл тёмный от злости Хунта. Глядя мне в ноги, голосом сухим и неприятным он осведомился, с каких это пор я перестал разбирать его почерк. Это чрезвычайно напоминает ему саботаж, сообщил он, в Мадриде в 1936 году за такие действия он приказывал ставить к стенке. Я с умилением смотрел на него. – Кристобаль Хозевич, – сказал я. – Я её всё-таки решил. Вы были совершенно правы. Пространство заклинаний действительно можно свернуть по любым четырём переменным. Он поднял, наконец, глаза и посмотрел на меня. Наверное, у меня был очень счастливый вид, потому что он смягчился и проворчал: – Позвольте посмотреть. Я отдал ему листки, он сел рядом со мною, и мы вместе разобрали задачу с начала и до конца и с наслаждением просмаковали два изящнейших преобразования, одно из которых подсказал мне он, а другое нашёл я сам. – У нас с вами неплохие головы, Алехандро, – сказал наконец Хунта. – В нас есть артистичность мышления. Как вы находите? – По-моему, мы молодцы, – сказал я искренне. – Я тоже так думаю, – сказал он. – Это мы опубликуем. Это никому не стыдно опубликовать. Это не галоши-автостопы и не брюки-невидимки. Мы пришли в отличное настроение и начали разбирать новую задачу Хунты, и очень скоро он сказал, что и раньше иногда считал себя побрекито, а в том, что я математически невежествен, убедился при первой же встрече. Я с ним горячо согласился и высказал предположение, что ему, пожалуй, пора уже на пенсию, а меня надо в три шеи гнать из института валить лес, потому что ни на что другое я не годен. Он возразил мне. Он сказал, что ни о какой пенсии не может быть и речи, что его надлежит пустить на удобрения, а меня на километр не подпускать к лесоразработкам, где определённый интеллектуальный уровень всё-таки необходим, а назначить меня надо учеником младшего черпальщика в ассенизационном обозе при холерных бараках. Мы сидели, подперев головы, и предавались самоуничижению, когда в зал заглянул Фёдор Симеонович. Насколько я понял, ему не терпелось узнать моё мнение о составленной им программе. – Программа! – жёлчно усмехнувшись, произнёс Хунта. – Я не видел твоей программы, Теодор, но я уверен, что она гениальна по сравнению с этим… – Он с отвращением подал двумя пальцами Фёдору Симеоновичу листок со своей задачей. – Полюбуйся, вот образец убожества и ничтожества. – Г-голубчики, – сказал Фёдор Симеонович озадаченно, разобравшись в почерках. – Это же п-проблема Бен Б-бецалеля. К-калиостро же доказал, что она н-не имеет р-решения. – Мы сами знаем, что она не имеет решения, – сказал Хунта, немедленно ощетиниваясь. – Мы хотим знать, как её решать. – К-как-то ты странно рассуждаешь, К-кристо… К-как же искать решение, к-когда его нет? Б-бессмыслица какая-то… – Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица – искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос, который, как я вижу, тебе, прикладнику, к сожалению, не доступен. По-моему, я напрасно начал с тобой беседовать на эту тему. Тон Кристобаля Хозевича был необычайно оскорбителен, и Фёдор Симеонович рассердился. – В-вот что, г-голубчик, – сказал он. – Я н-не могу дискутировать с т-тобой в этом тоне п-при молодом человеке. Т-ты меня удивляешь. Это н-неп-педагогично. Если тебе угодно п-продолжать, изволь выйти со мной в к-коридор. – Изволь, – отвечал Хунта, распрямляясь как пружина и судорожно хватая у бедра несуществующий эфес. Они церемонно вышли, гордо задрав головы и не глядя друг на друга. Девочки захихикали. Я тоже не особенно испугался. Я сел, обхватив руками голову, над оставленным листком и некоторое время краем уха слушал, как в коридоре могуче рокочет бас Фёдора Симеоновича, прорезаемый сухими гневными вскриками Кристобаля Хозевича. Потом Фёдор Симеонович взревел: «Извольте пройти в мой кабинет!» – «Извольте!» – проскрежетал Хунта. Они были уже на «вы». И голоса удалились. «Дуэль! Дуэль!» – защебетали девочки. О Хунте ходила лихая слава бретёра и забияки. Говорили, что он приводит противника в свою лабораторию, предлагает на выбор рапиры, шпаги или алебарды, а затем принимается а-ля Жан Маре скакать по столам и опрокидывать шкафы. Но за Фёдора Симеоновича можно было не беспокоиться. Было ясно, что в кабинете они в течение получаса будут мрачно молчать через стол, потом Фёдор Симеонович тяжело вздохнёт, откроет погребец и наполнит две рюмки эликсиром Блаженства. Хунта пошевелит ноздрями, закрутит ус и выпьет. Фёдор Симеонович незамедлительно наполнит рюмки вновь и крикнет в лабораторию свежих огурчиков. В это время позвонил Роман и странным голосом сказал, чтобы я немедленно поднялся к нему. Я побежал наверх. В лаборатории были Роман, Витька и Эдик. Кроме того, в лаборатории был зелёный попугай. Живой. Он сидел, как и вчера, на коромысле весов, рассматривал всех по очереди то одним, то другим глазом, копался клювом в перьях и чувствовал себя, по-видимому, превосходно. Учёные, в отличие от него, выглядели неважно. Роман, понурившись, стоял над попугаем и время от времени судорожно вздыхал. Бледный Эдик осторожно массировал себе виски с мучительным выражением на лице, словно его глодала мигрень. А Витька, верхом на стуле, раскачивался как мальчик, играющий в лошадки, и неразборчиво бормотал, лихорадочно тараща глаза. – Тот самый? – спросил я вполголоса. – Тот самый, – сказал Роман. – Фотон? – Я тоже почувствовал себя неважно. – Фотон. – И номер совпадает? Роман не ответил. Эдик сказал болезненным голосом: – Если бы мы знали, сколько у попугаев перьев в хвосте, мы могли бы их пересчитать и учесть то перо, которое было потеряно позавчера. – Хотите, я за Бремом сбегаю? – предложил я. – Где покойник? – спросил Роман. – Вот с чего нужно начинать! Слушайте, детективы, где труп? – Тр-руп! – рявкнул попугай. – Цер-ремония! Тр-руп за бор-рт! Р-рубидий! – Чёрт знает что он говорит, – сказал Роман с сердцем. – Труп за борт – это типично пиратское выражение, – пояснил Эдик. – А рубидий? – Р-рубидий! Резер-рв! Огр-ромен! – сказал попугай. – Резервы рубидия огромны, – перевёл Эдик. – Интересно, где? Я наклонился и стал разглядывать колечко. – А может быть, это всё-таки не тот? – А где тот? – спросил Роман. – Ну, это другой вопрос, – сказал я. – Всё-таки это проще объяснить. – Объясни, – предложил Роман. – Подожди, – сказал я. – Давай сначала решим вопрос: тот или не тот? – По-моему, тот, – сказал Эдик. – А по-моему, не тот, – сказал я. – Вот здесь на колечке царапина, где тройка… – Тр-ройка! – произнёс попугай. – Тр-ройка! Кр-руче впр-раво! Смер-рч! Смер-рч! Витька вдруг встрепенулся. – Есть идея, – сказал он. – Какая? – Ассоциативный допрос. – Как это? – Погодите. Сядьте все, молчите и не мешайте. Роман, у тебя есть магнитофон? – Есть диктофон. – Давай сюда. Только все молчите. Я его сейчас расколю, прохвоста. Он у меня всё скажет. Витька подтащил стул, сел с диктофоном в руке напротив попугая, нахохлился, посмотрел на попугая одним глазом и гаркнул: – Р-рубидий! Попугай вздрогнул и чуть не свалился с весов. Помахав крыльями, чтобы восстановить равновесие, он отозвался: – Р-резерв! Кр-ратер Р-ричи! Мы переглянулись. – Р-резерв! – гаркнул Витька. – Огр-ромен! Гр-руды! Гр-руды! Р-ричи пр-рав! Р-ричи пр-рав! Р-роботы! Р-роботы! – Роботы! – Кр-рах! Гор-рят! Атмосфер-ра гор-рит! Пр-рочь! Др-рамба, пр-рочь! – Драмба! – Р-рубидий! Р-резерв! – Рубидий! – Р-резерв! Кр-ратер Р-ричи! – Замыкание, – сказал Роман. – Круг. – Погоди, погоди, – бормотал Витька. – Сейчас… – Попробуй что-нибудь из другой области, – посоветовал Эдик. – Янус! – сказал Витька. Попугай открыл клюв и чихнул. – Я-нус, – повторил Витька строго. Попугай задумчиво смотрел в окно. – Буквы "р" нет, – сказал я. – Пожалуй, – сказал Витька. – А ну-ка… Невстр-руев! – Пер-рехожу на пр-рием! – сказал попугай. – Чар-родей! Чарродей! Говор-рит Кр-рыло, говор-рит Кр-рыло! – Это не пиратский попугай, – сказал Эдик. – Спроси его про труп, – попросил я. – Труп, – неохотно сказал Витька. – Цер-ремония погр-ребения! Вр-ремя огр-раничено! Р-речь! Р-речь! Тр-репотня! Р-работать! Р-работать! – Любопытные у него были хозяева, – сказал Роман. – Что же нам делать? – Витя, – сказал Эдик. – У него, по-моему, космическая терминология. Попробуй что-нибудь простое, обыденное. – Водородная бомба, – сказал Витька. Попугай наклонил голову и почистил лапкой клюв. – Паровоз! – сказал Витька. Попугай промолчал. – Да, не получается, – сказал Роман. – Вот дьявол, – сказал Витька, – ничего не могу придумать обыденного с буквой "р". Стул, стол, потолок… Диван… О! Тр-ранслятор! Попугай поглядел на Витьку одним глазом. – Кор-рнеев, пр-рошу! – Что? – спросил Витька. Впервые в жизни я видел, как Витька растерялся. – Кор-рнеев гр-руб! Гр-руб! Пр-рекрасный р-работник! Дур-рак р-редкий! Пр-релесть! Мы захихикали. Витька посмотрел на нас и мстительно сказал: – Ойр-ра-Ойр-ра! – Стар-р, стар-р! – с готовностью откликнулся попугай. – Р-рад! Дор-рвался! – Это что-то не то, – сказал Роман. – Почему же не то? – сказал Витька. – Очень даже то… Пр-ривалов! – Пр-ростодушный пр-роект! Пр-римитив! Тр-рудяга! – Ребята, он нас всех знает, – сказал Эдик. – Р-ребята, – отозвался попугай. – Зер-рнышко пер-рцу! Зер-ро! Зер-ро! Гр-равитация! – Амперян, – торопливо сказал Витька. – Кр-рематорий! Безвр-ременно обор-рвалась! – сказал попугай, подумал и добавил: – Ампер-рметр! – Бессвязица какая-то, – сказал Эдик. – Бессвязиц не бывает, – задумчиво сказал Роман. Витька, щёлкнув замочком, открыл диктофон. – Лента кончилась, – сказал он. – Жаль. – Знаете что, – сказал я, – по-моему, проще всего спросить у Януса. Что это за попугай, откуда он, и вообще… – А кто будет спрашивать? – осведомился Роман. Никто не вызвался. Витька предложил прослушать запись, и мы согласились. Всё это звучало очень странно. При первых же словах из диктофона попугай перелетел на плечо Витьки и стал с видимым интересом слушать, вставляя иногда реплики вроде: «Др-рамба игнор-рирует ур-ран», «Пр-равильно» и «Кор-рнеев гр-руб, гр-руб, гр-руб!». Когда запись кончилась, Эдик сказал: – В принципе, можно было бы составить лексический словарь и проанализировать его на машине. Но кое-что ясно и так. Во-первых, он всех нас знает. Это уже удивительно. Это значит, что он много раз слышал наши имена. Во-вторых, он знает про роботов. И про рубидий. Кстати, где употребляется рубидий? – У нас в институте, – сказал Роман, – он, во всяком случае, нигде не употребляется. – Это что-то вроде натрия, – сказал Корнеев. – Рубидий – ладно, – сказал я. – Откуда он знает про лунные кратеры? – Почему именно лунные? – А разве на Земле горы называют кратерами? – Ну, во-первых, есть кратер Аризона, а во-вторых, кратер – это не гора, а скорее дыра. – Дыр-ра вр-ремени, – сообщил попугай. – У него прелюбопытнейшая терминология, – сказал Эдик. – Я никак не могу назвать её общеупотребительной. – Да, – согласился Витька. – Если попугай всё время находится при Янусе, то Янус занимается странными делами. – Стр-ранный ор-рбитальный пер-реход, – сказал попугай. – Янус не занимается космосом, – сказал Роман. – Я бы знал. – Может быть, раньше занимался? – И раньше не занимался. – Роботы какие-то, – с тоской сказал Витька. – Кратеры… При чём здесь кратеры? – Может быть, Янус читает фантастику? – предположил я. – Вслух? Попугаю? – Н-да… – Венера, – сказал Витька, обращаясь к попугаю. – Р-роковая стр-расть, – сказал попугай. Он задумался и пояснил: – Р-разбился. Зр-ря. Роман поднялся и стал ходить по лаборатории. Эдик лёг щекой на стол и закрыл глаза. – А как он здесь появился? – спросил я. – Как вчера, – сказал Роман. – Из лаборатории Януса. – Вы это сами видели? – Угу. – Я одного не понимаю, – сказал я. – Он умирал или не умирал? – А мы откуда знаем? – сказал Роман. – Я не ветеринар. А Витька не орнитолог. И вообще это, может быть, не попугай. – А что? – А я откуда знаю? – Это может быть сложная наведённая галлюцинация, – сказал Эдик, не открывая глаз. – Кем наведённая? – Вот об этом я сейчас и думаю, – сказал Эдик. Я надавил пальцем на глаз и посмотрел на попугая. Попугай раздвоился. – Он раздваивается, – сказал я. – Это не галлюцинация. – Я сказал: сложная галлюцинация, – напомнил Эдик. Я надавил на оба глаза. Я временно ослеп. – Вот что, – сказал Корнеев. – Я заявляю, что мы имеем дело с нарушением причинно-следственного закона. Поэтому выход один – всё это галлюцинация, а нам нужно встать, построиться и с песнями идти к психиатру. Становись! – Не пойду, – сказал Эдик. – У меня есть ещё одна идея. – Какая? – Не скажу. – Почему? – Побьёте. – Мы тебя и так побьём. – Бейте. – Нет у тебя никакой идеи, – сказал Витька. – Это всё тебе кажется. Айда к психиатру. Дверь скрипнула, и в лабораторию из коридора вошёл Янус Полуэктович. – Так, – сказал он. – Здравствуйте.

The script ran 0.026 seconds.