1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Только
после этого
попробовали
гомеопатию,
а затем и аюрведу,
но
было уже слишком
поздно.
Шри
Бхагаван
придерживался
своего обычного
ежедневного
распорядка,
пока это не
стало физически
невозможным.
За час до восхода
солнца он принимал
утреннюю ванну,
в установленные
часы, утром и
вечером, садился
в постели и
давал даршан,
просматривал
переписку
Ашрама и читал
оттиски публикаций
Ашрама, часто
высказывая
мысли. После
января он стал
слишком слаб,
чтобы сидеть
в Холле и давать
даршан.
Через
дорогу, как раз
к востоку от
Холла, построили
небольшую
ванную комнату
с прихожей, и
последние
дни он оставался
там. Здесь была
маленькая
тесная веранда
на открытом
воздухе, где
установили
его кушетку,
и вплоть до
самого конца
почитатели,
которых его
болезнь сотнями
привела в
Тируваннамалай,
все еще имели
даршан.
Махарши
не допускал
никакого перерыва
в давании даршана,
пока
это было еще
возможно. Обычно
утром и после
полудня преданные
сидели перед
верандой, глядя
ему в лицо. Позже,
когда Шри Бхагаван
стал слишком
слаб для этого,
они гуськом
проходили мимо
открытой двери
его комнаты,
утром и вечером.
Однажды состояние
Махарши вызвало
тревогу и даршан
прекратили,
но как только
он смог заметить
это, то выразил
неудовольствие
и приказал
возобновить
его.
Группа
почитателей
ежедневно пела
молитвы и песни
преданности
за его выздоровление.
Шри Бхагавана
спросили об
их действенности,
и он ответил,
улыбаясь: «Конечно,
желательно
заниматься
добрыми делами.
Пусть они
продолжают».
Опухоль
вернулась как
раз над незажившей
раной. Теперь
она была вверху,
около плеча,
и весь организм
был отравлен,
так что наступила
жестокая анемия.
Врачи говорили,
что боль должна
быть страшной.
Любую пищу
Шри Бхагаван
мог принимать
только с трудом.
Изредка он
стонал во сне,
но не подавал
других признаков
боли. Время от
времени из
Мадраса приезжали
врачи осмотреть
его, и он был
вежлив и гостеприимен
как всегда. До
самого конца
его первым
вопросом
был, получили
ли они пищу и
хорошо ли о них
заботились.
Его чувство
юмора также
сохранилось.
Махарши, бывало,
подшучивал
над опухолью,
словно она была
чем-то, что к
нему отношения
не имеет. Какая-то
женщина, в горе,
билась головой
о столб недалеко
от его комнаты.
Он взглянул
удивленно и
сказал: «О, я
думал, что она
пытается расколоть
кокос».
Разговаривая
со служителями
и Т. Н. Кришнасвами,
врачом и преданным,
он объяснил:
«Тело подобно
банановому
листу, на котором
поданы все виды
восхитительной
пищи. После
того как мы
съели с него
всю пищу, разве
мы берем лист
с собой и сохраняем
его? Разве мы
не выбрасываем
его, поскольку
он сослужил
свою службу?»
По
другому поводу
он сказал служителям:
«Кто должен
нести это бремя
тела даже после
того, как оно
требует помощи
во всем? Разве
вы предполагаете,
что я понесу
этот груз, для
переноски
которого нужны
четыре человека?»
А
некоторым из
преданных Шри
Бхагаван сказал:
«Предположим,
вы идете на
дровяной склад,
покупаете
вязанку дров
и нанимаете
слугу донести
ее до вашего
дома. Когда вы
идете с ним, он
будет озабоченно
ожидать своего
места назначения,
чтобы можно
было сбросить
свою ношу и
получить облегчение.
Точно так же
джняни
стремится
сбросить свое
смертное тело».
И затем
он уточнил
разъяснение:
«Это толкование
правильно
настолько,
насколько оно
работает, но,
строго говоря,
даже оно не
является совершенно
точным. Джняни
даже
и не жаждет
потерять свое
тело; он одинаково
безразличен
к существованию
или несуществованию
тела, так как
почти не сознает
его».
Однажды
он сам, не будучи
спрошенным,
дал определение
мокши
(Освобождения)
одному из
служителей.
«Вы знаете, что
такое мокша?
Оставление
несуществующего
несчастья и
достижение
Блаженства,
которое всегда
здесь, это и
есть мокша».
Было
трудно отказаться
от надежды,
что, даже если
доктора потерпели
неудачу, он еще
сможет устранить
болезнь своей
собственной
силой. Один из
преданных
умолял его хотя
бы раз подумать
о желательности
выздоровления,
так как этого
было бы достаточно,
но он ответил
почти презрительно:
«Кто может
иметь такую
мысль?»
И другим,
просившим его
просто повелеть
себе выздороветь,
Махарши сказал:
«Кто здесь
есть, чтобы
велеть это?»
«Другой»,
или индивидуальность,
что могла
противостоять
ходу судьбы,
больше не
существовала
в нем. Она была
«несуществующим
несчастьем»,
от которого
Шри Бхагаван
избавился.
Некоторые
из преданных
считали его
выздоровление
основой их
собственного
благоденствия.
«Что станет
с нами без Бхагавана?
Мы слишком
слабы, чтобы
присматривать
за собой, мы во
всем зависим
от его Милости».
И он отвечал:
«Вы придаете
слишком большое
значение телу»,
ясно намекая,
что смерть его
тела не прервет
Милости и
руководства.
В том же
настрое Махарши
сказал: «Они
говорят, что
я умираю, но я
не ухожу. Куда
я ухожу? Я здесь».
Миссис
Тальяркхан,
почитательница
из парсов, взмолилась
ему: «Бхагаван!
Отдайте мне
эту болезнь.
Позвольте мне
нести ее!» И он
ответил: «А кто
дал ее мне?»
Тогда
кто же дал ему
эту болезнь?
Не был ли это
яд нашей
кармы?
Одному
садху,
из
Швеции, приснился
сон, в котором
пораженная
рука Махарши
вскрылась, и
он увидел там
голову женщины
с взъерошенными
седыми волосами.
Это было истолковано
как карма
его
матери, ко-
Последний
даршан
(фото
А. Картье-Брессона)
торую
Шри Бхагаван
принял на себя,
когда дал ей
мокшу.
Но
другие подумали,
что женщина
означает все
человечество
или саму майю.
В четверг,
13 апреля, врач
в качестве
полумеры предложил
Шри Бхагавану
уменьшить
перегруженность
легких кровью,
но он отказался
от этого. «Здесь
нет никакой
необходимости;
все будет в
порядке в течение
двух дней».
Той ночью
он приказал
своим служителям
уйти и спать
или медитировать,
а его оставить
одного.
В пятницу
врачи и служители
уже знали, что
это был последний
день. Утром он
снова приказал
им идти и медитировать.
Около полудня,
когда ему принесли
жидкую пищу,
он спросил,
пунктуальный
как всегда,
который час,
и затем добавил:
«Но впредь
время не имеет
значения».
Деликатно
выражая признательность
за долгие годы
их служения,
Шри Бхагаван
сказал служителям:
«У англичан
есть слово
„благодарю”,
но мы только
говорим сантошам
(мне
очень приятно)».
Утром
огромная толпа
колонной проходила
мимо открытого
дверного проема,
безмолвно, в
печали и с мрачным
предчувствием,
и вечером час
снова, от четырех
до пяти. Все
видели, что
измученное
болезнью тело
сократилось,
ребра выдавались,
кожа почернела:
это
был жалкий след
боли. И, однако,
в то же время
в течение
тех последних
немногих дней
каждый преданный
получил прямой,
светящийся,
проникающий
взгляд узнавания,
который переживался
каждым как
прощальный
дар Милости.
В
тот вечер после
даршана
почитатели
не разошлись
по домам. Горестное
предчувствие
удерживало
их здесь. Незадолго
перед заходом
солнца Шри
Бхагаван
приказал служителям
посадить его.
Они уже знали,
что каждое
движение, каждое
прикосновение
причиняло
боль, но Махарши
просил их не
беспокоиться
об этом. Он сидел,
а один из служителей
поддерживал
его голову.
Врач начал
давать ему
кислород, но
знаком правой
руки Шри Бхагаван
предложил
убрать его. В
маленькой
комнатке собралось
около двенадцати
человек, включая
служителей
и врачей.
Двое
из служителей
веерами обмахивали
его, а снаружи
почитатели,
как зачарованные,
пристально
смотрели через
окно на движение
вееров — знак
того, что там
еще было живое
тело. Репортер
одного известного
американского
журнала безостановочно
переходил с
места на место,
встревоженный
пережитым,
несмотря на
все свои усилия,
и решивший не
писать ни строчки
своего
рассказа, пока
не вернется
из Тируваннамалая
к обычным
для него условиям.
С ним был один
известный
французский
фотокорреспондент
*.
Неожиданно
одна из групп
почитателей,
сидящих на
веранде снаружи
комнаты, начала
пение «Аруначала-Шива».
Услышав это,
Шри Бхагаван
открыл глаза,
и они засияли.
Он на мгновение
улыбнулся с
неописуемой
нежностью. Из
наружных уголков
его глаз покатились
слезы блаженства.
Еще один глубокий
вздох, и больше
ничего. Не было
ни борьбы, ни
спазма, ни другого
признака смерти:
только следующее
дыхание не
появилось.
В
течение нескольких
мгновений люди
стояли сбитые
с толку. Пение
продолжалось.
Французский
фотокорреспондент
подошел ко мне
и спросил, когда
точно это случилось.
Негодуя на него
за журналистскую
бессердечность,
я грубо ответил,
что не знаю, но
затем вдруг
вспомнил неизменную
вежливость
Шри Бхагавана
и совершенно
верно ответил,
что в 8.47 вечера.
Он рассказал,
и я мог теперь
почувствовать,
что фотограф
возбужден,
как шел по дороге,
и точно в указанное
время
громадная
звезда медленно
пересекла небо.
Ее видели многие,
даже на таком
большом расстоянии,
как Мадрас,
и чувствовали
в ней Предвестие.
Звезда ушла
на северо-восток,
по направлению
к пику Аруначалы.
После
начального
оцепенения
разразился
исступленный
взрыв горя.
Тело, в сидячей
позе, вынесли
на веранду.
Мужчины и женщины
столпились
перед оградой
веранды, чтобы
видеть. Какая-то
женщина упала
в обморок. Другие
громко рыдали.
Тело,
украшенное
гирляндами
цветов, поставили
на кушетку
Нового Холла,
и почитатели
столпились
там и сели
вокруг него.
Ожидалось, что
в самадхи
лицо
будет подобным
скале, но оно
оказалось
настолько
отмеченным
болью, что это
сжимало человеческое
сердце. Только
постепенно
в течение ночи
атмосфера
непостижимого
спокойствия
возвращалась
к нему.
Всю
эту ночь преданные
сидели в большом
зале и горожане
проходили через
него в благоговейном
молчании. Процессии
текли из города
и обратно, распевая
«Аруначала-Шива».
В зале некоторые
из почитателей
пели песни
восхваления
и печали; остальные
сидели молча.
Самым достойным
внимания было
то, что в основе
всего этого
лежало не горе,
а спокойствие,
ибо присутствующие
лишились Его
— чья Милость
составляла
самый смысл
их жизни. Уже
той первой
ночью и много
позднее, в
последующие
дни, стало ясно,
какими жизненными
были слова Шри
Бхагавана: «Я
не ухожу. Куда
я ухожу? Я здесь».
Слово «здесь»
не заключает
в себе какого-либо
ограничения,
но, скорее, оно
есть Атман,
и нет ни ухода,
ни изменения
для Того, которое
является Всеобщим.
Тем не менее,
когда преданные
почувствовали
внутреннее
Присутствие
Бхагавана и
когда они
почувствовали
продолжение
Божественного
Присутствия
в Тируваннамалае,
они начали
рассматривать
эту фразу обещанием,
полным Любви
и Заботы.
В
течение ночи
бодрствования
нужно было
решить, как
произвести
захоронение.
Считалось, что
тело может
быть захоронено
в Новом Холле,
но многие преданные
противились
этой идее. Они
чувствовали,
что Новый
Холл был, в известном
смысле, приложением
к Храму
(Матери), и создание
здесь святыни
Шри Бхагавана
казалось им
подчинением
ее святыне
Матери, изменяющим
истинный порядок
вещей. На следующий
день, по общему
соглашению,
в пространстве
между Старым
Холлом и Храмом
выкопали яму
и тело захоронили
с божественными
почестями.
Толпа, в которой
от тесноты было
не повернуться,
наблюдала в
безмолвном
горе. Нет больше
любимого лица,
нет больше
звука его голоса...
С этого времени
лингам
из
полированного
черного камня
— символ Шивы
— над его могилой
стал внешним
знаком Присутствия,
а внутренним
— его следы в
сердце.
Глава
18
Продолжающееся
Присутствие
Толпы
рассеялись,
и Ашрам казался
покинутым
местом,
словно камин
с погаснувшим
огнем. И тем не
менее
здесь не было
исступленного
горя и отчаяния,
которые
часто следуют
за уходом духовного
Учителя с земли.
Обычное состояние
жизни, как и
объявил ранее
Махарши, все
еще продолжалось.
Стало очевидным,
что забота и
сострадание
Шри Бхагавана
подготовили
его преданных
к этому. Несмотря
на это, в течение
тех первых дней
и недель тяжелой
утраты немногие
имели желание
оставаться
в Тируваннамалае,
а некоторые,
имевшие его,
просто не могли
этого сделать.
Несколько
человек из тех,
чья преданность
искала выражения
в действии,
образовали
комиссию для
управления
Ашрамом. Ниранджянананда
Свами согласился
работать с
ними, а они, со
своей стороны,
согласились
считать его
постоянным
президентом
этой комиссии.
Другие почитатели
формировали
группы, или
сабхи,
в
различных
городах, где
они жили, проводя
регулярные
встречи.
К несчастью,
нельзя сказать,
что не было
тех, кто мутил
воду или пытался
завоевать
выдающееся
положение
для себя. Так
всегда случается,
когда духовный
Учитель покидает
тело, но, по крайней
мере, таких
здесь оказалось
мало, и большая
часть преданных
оставалась
непоколебимой.
Завещание,
формулирующее,
как Ашрам должен
действовать,
когда Учителя
больше не будет
в теле, было
составлено
заранее, за
много лет до
этого. Группа
почитателей
принесла текст
Шри Бхагавану,
он очень внимательно
прочитал и
одобрил, после
чего все присутствующие
подписались
как свидетели.
Вкратце, завещание
оговаривало,
что пуджа
(ритуальное
почитание)
должна выполняться
над его могилой
и матери, что
следует содержать
семью сына
Ниранджянананды
Свами и что
духовный центр
в Тируваннамалае
должен поддерживаться.
Позднее были
попытки составить
несколько
отличное от
этого завещание,
но Шри Бхагаван
никогда его
не рассматривал.
Есть
еще один важный
пункт — большое
духовное наследство
и обязательство
по нему. Почитатели
вносят сюда
свою лепту
соответственно
их природе и
способности.
Некоторые
только сидят
в безмолвной
медитации
или просто
приходят, когда
обстоятельства
позволяют,
получить утешение
и излить преданность
и благодарность
своих сердец.
Они — ученики
того Учителя,
который сказал:
«Лекции могут
часами занимать
людей, не улучшая
их; Безмолвие,
с другой стороны,
постоянно и
помогает человечеству
в целом». Даже
хотя их медитация
и не достигает
по силе громадной
духовной Тишины
Бхагавана, она
не только получает,
но и передает
его Милость,
и ее результат
обеспечен. А
|
The script ran 0.005 seconds.