1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
следует принимать
чудотворные
силы или амулеты,
даже когда
они прямо предложены,
ибо они подобны
веревкам для
спутывания
зверя и рано
или поздно
потащат искателя
вниз. Высочайшее
мукти
(Освобождение)
не лежит на
этом пути. Его
нет нигде, кроме
как в
Бесконечном
Сознании».
После
этого отступления
возвратимся
к основной
теме. Шри Бхагаван
предписывал
Само-исследование
не
только как
технику медитации,
но также и как
технику
жизни.
На вопрос, должна
ли вичара
применяться
всегда
или только в
установленное
для медитации
время, он отвечал:
«Всегда». Это
проливает свет
на его отказ
санкционировать
отречение от
мирской жизни,
поскольку сами
обстоятельства,
которые препятствовали
садхане,
таким
образом превращались
в инструменты
садханы.
В
конечном счете,
садхана
есть
просто наступление
на эго, и никакое
количество
экстаза или
медитации не
может
привести к ее
успеху до тех
пор, пока эго
остается
прочно
закрепившимся
в надежде и
страхе, амбиции
и обиде,
в любом типе
страсти или
желания. Шри
Рама и царь
Джанака были
свободны от
привязанности,
хотя они и жили
в миру; садху,
который
скатывал с Горы
булыжники на
Шри Бхагавана,
был опутан
привязанностями,
хотя он и отрекся
от мира.
В то же
время это не
означает, что
без какого-либо
плана кампании
борьбы с эго
просто бескорыстного
действия достаточно.
Ведь эго является
тонким, цепким
и будет находить
убежище даже
в действиях,
направленных
на его уничтожение,
гордясь унижением
или наслаждаясь
аскетизмом.
Само-исследование,
проводимое
в повседневной
деятельности
запрашиванием
себя, кому приходит
на ум любая
мысль, и есть
план такой
кампании, причем
очень эффективной.
Когда вичара
применяется
к совершенно
не волнующей
мысли, скажем,
к мнению о книге
или фильме, то
может показаться,
что это не так;
но
примененное
к волнующей
мысли Само-исследование
имеет необычайную
силу и поражает
сам корень
страстей. Человек
обижен и чувствует
негодование
— кто обижен
или негодует?
Кто удовлетворен
или
подавлен, гневается
или торжествует?
Человек впадает
в мечтания или
визуализирует
возможные
триумфы, и эго
после этого
увеличивается
столь же сильно,
насколько
уменьшается
медитацией;
и в такой момент
требуется сила
и бдительность,
чтобы вынуть
меч вичары
и
пробиться
сквозь преграду.
В
разнообразных
активностях
жизни Шри Бхагаван
наряду
с вичарой
предписывал
также отдачу
себя и подчинение
Божественной
Воле. Он сравнивал
человека, думающего,
что это он несет
свои собственные
ноши и ответственность,
с пассажиром
в поезде, который
упрямо держит
свой багаж,
хотя поезд
одинаково везет
все, и с мудрым
пассажиром,
положившим
багаж на полку
и удобно отдыхающим.
Все предписания
и примеры,
которые он
давал, сходились
на одной точке
ослабления
своекорыстия,
эгоизма, и резкой
критики иллюзии
«Я-есть-делатель».
Известный
деятель партии
индийского
национального
Конгресса
Джамналал
Баджаджи однажды
пришел
в Ашрам и спросил:
«Является ли
желание свараджа
(политической
независимости
Индии) правильным?»
Шри
Бхагаван ответил:
«Да, продолжительная
практическая
работа для этой
цели постепенно
расширяет
перспективу
таким образом,
что индивидуальность
постепенно
погружается
в интересы
страны. Такое
поглощение
индивидуальности
желательно,
и ее карма
является
нишкамъя
кармой».
Торжествующий,
возможно, из-за
того, что получил
от Свами одобрение
своих политических
целей, и желающий
еще более
определенных
заверений,
Джамналал
сразу же спросил
о том, что, казалось,
логически
вытекало
из предшествующего:
«Если сварадж
достигнут
после продолжительной
борьбы и страшных
жертв, разве
человеку не
позволительно
радоваться
такому результату?»
Но
он был разочарован.
«Нет, в ходе
борьбы ему
следует
подчинить себя
Высшей Силе,
чье Могущество
должно сохраняться
в уме и никогда
не исчезать
из поля зрения.
Как тогда он
может ликовать?
Ему не следует
даже заботиться
о результатах
своих действий.
Только тогда
действие становится
нишкамья
(бескорыстным)».
Другими
словами, результат
деятельности
остается за
Богом и всё, за
что следует
отвечать, —
чистота и
незаинтересованность
активности.
Более того,
выполнением
того, что правильно,
просто потому,
что это правильно,
без личной
заинтересованности,
человек приносит
пользу другим
даже независимо
от видимых
достигнутых
результатов
и более эффективным,
хотя и более
тонким способом,
чем могут показать
результаты.
Это также самый
прямой путь
помощи себе.
Действительно,
незаинтересованную
деятельность
можно назвать
настоящим
банковским
счетом, аккумулирующим
хорошую карму,
которая
сформирует
будущую судьбу
человека.
В
случае, подобном
этому, отвечая
на вопрос некоего
посетителя,
Шри Бхагаван
объяснил, что
склад ума может
сделать социальную
или политическую
активность
садханой,
имеющей
силу, но он
отговаривал
своих преданных
от занятий
такой деятельностью.
Достаточно
того, чтобы они
выполняли свои
собственные
жизненные
обязанности
с чистотой и
незаинтересованностью,
делая то, что
правильно,
потому что это
правильно. Даже
хотя нынешнее
состояние мира
кажется лишенным
гармонии, оно
является частью
более обширной
Гармонии, и
совершенствованием
Самопознания
человек может
и постичь эту
Гармонию, и
оказать
гораздо большее
гармоничное
влияние на мир,
чем попытками
изменить ход
событий. Учение
Шри Бхагавана
по этому вопросу
суммировано
в его разговоре
с Полем Брантоном:
Поль
Брантон: Не
выскажет ли
Махарши свое
мнение о будущем
мира, поскольку
мы живем в
критические
времена?
Бхагаван:
Почему вы должны
беспокоиться
о будущем?
Вы даже не знаете
как следует
настоящее.
Позаботьтесь
о настоящем,
а будущее само
позаботится
о себе.
ПБ: В
ближайшее время
мир войдет в
новую эру дружбы
и взаимопомощи
или он скатится
к хаосу и войне?
Б: Существует
Он, правящий
миром, и это
Его задача —
наблюдать за
миром. Давший
миру жизнь, Он
знает также
и как заботиться
о нем. Несет
бремя этого
мира Он, а не
вы.
ПБ: Но
если посмотреть
вокруг непредвзятыми
глазами, то
трудно увидеть,
где пригодилась
эта великодушная
забота.
Б:
Каковы вы, таков
и мир. Без понимания
самого себя
в
чем польза от
попыток понять
мир? Искатели
Истины вопрос
о понимании
мира не рассматривают.
Люди впустую
тратят свою
энергию на все
такие вопросы.
Сначала найдите
Истину позади
вас самих, и
тогда вам будет
легче понять
Истину позади
мира, частью
которого вы
сами являетесь.
Следует
заметить, что
в этом последнем
предложении
Шри Бхагаван
использует
слово «сами»
для обозначения
эго, которое
задающий вопрос
в данный момент
считает собой.
Истинное Я
есть
не часть мира,
а Атман
и Творец мира.
Предписание
использовать
Само-исследование
в разнообразных
активностях
жизни было
расширением
его традиционного
применения
и адаптацией
к нуждам нашего
времени. При
его прямом
употреблении
в качестве
медитации
Само-исследование
является чистейшей
и наиболее
древней садханой.
Хотя
Само-исследование
пришло к Шри
Бхагавану
спонтанно и
без обучения,
оно лежит в
русле традиции
древних риши.
Мудрец
Васиштха писал:
«Это исследование
„Кто я?” есть
поиск Атмана,
и его называют
огнем, который
сжигает семена
ядовитого роста
умозрительного
мышления».
Однако прежде
оно существовало
только как
чистая джняна-марга
(Путь
Знания), простейшая,
так же как и
самая глубокая,
последняя
тайна, передаваемая
только искателям
с наиболее
ясным пониманием,
чтобы
они следовали
ей в постоянной
медитации,
вдали от
соблазнов мира.
Карма-марга
(Путь
Действия), с
другой
стороны, была
путем для тех,
кто оставался
жить в миру,
и включала, как
определено
в Бхагавад-Гите,
жизнь
служения и
действия без
привязанности
к плодам
действий,
то есть незаинтересованные,
лишенные и
капли
эгоизма. Эти
два пути сейчас
сплавлены в
один, делая
новый
путь приспособленным
к современным
условиям
нашего
века. Путь, которому
можно следовать
молча, в конторе
или в мастерской
не в меньшей
степени, чем
в ашраме или
в пещере, с внешними
обрядами или
без них, просто
медитируя в
определенное
время и затем
вспоминая в
течение дня.
«Нет
ничего сокровенного,
что не открылось
бы, и тайного,
чего не узнали
бы» *.
С точки зрения
Учения это
высказывание
Христа исполнено
открытым
провозглашением
окончательного
и наиболее
тайного Пути
и его адаптацией
к нашему веку.
Это как раз то,
что сделал
Шри Бхагаван.
Действительно,
новый путь есть
нечто большее,
чем
сплав джняна-марги
и
карма-марги;
он
есть также и
бхакти
(Любовь
и Преданность),
ибо порождает
чистую
любовь — любовь
к
Атману,
Внутреннему
Гуру,
которая есть
любовь к Бхагавану,
любовь к Богу.
Шри Бхагаван
сказал в «Евангелии
Махарши»: «Вечное,
непрерывное,
естественное
Состояние
пребывания
в Атмане
есть джняна.
Чтобы
пребывать в
Атмане,
вы
должны любить
Атман.
Поскольку Бог
есть, в действительности,
Атман,
то любовь к
Атману
есть Любовь
к Богу, и это
есть бхакти.
Таким
образом, джняна
и
бхакти
— одно
и то же» *.
Пути
джняны
и
бхакти,
которые
Шри Бхагаван
предписывал,
могут представляться
совершенно
различными,
но в действительности
они гораздо
ближе, чем может
показаться,
и один не устраняет
другого: фактически
оба пути могут
сплавляться
в единый интегральный
Путь, только
что охарактеризованный.
С
одной стороны,
подчинение
внешнему Гуру
ведет,
посредством
его Милости,
к внутреннему
Гуру, которого
ищет, чтобы
открыть, вичара;
с
другой стороны,
вичара
ведет
к покою и подчинению.
Оба метода
борются за
непосредственное
затихание ума,
только в первом
случае более
перед внешним,
а во втором —
более перед
внутренним
Гуру. Косвенные
методы садханы
ищут,
скорее, усиления
и укрепления
ума, для того
чтобы он мог
окончательно
добиться достаточной
силы
и широты и
капитулировать
перед Духом.
Подобное
Шри Бхагаван
и относил к
«вору, переодевающемуся
полицейским,
чтобы схватить
вора, которым
он сам является».
Конечно, правильно,
что ум должен
быть укреплен
и очищен прежде,
чем он подчинится,
но с использованием
вичары
при
Милости Шри
Бхагавана это
происходит
автоматически.
Один
из почитателей,
Кришна Дживраджани,
как-то
спросил об
этом: «В книгах
говорится, что
следует развивать
все хорошие,
или божественные,
качества для
того, чтобы
подготовить
себя к Само-реализации».
И
Шри Бхагаван
ответил: «Все
хорошие, или
божественные,
качества включены
в джняну
(Знание),
а все дьявольские,
или асурические,
— в аджняну
(неведение).
Когда приходит
джняна,
вся
аджняна
уходит,
и все
божественные
качества приходят
автоматически.
Если человек
— джняни,
то
он не может
солгать или
сделать что-либо
неправильное.
В книгах, без
сомнения,
говорится, что
нужно культивировать
одно качество
за другим и,
таким образом,
подготовиться
к окончательной
мокше
(Освобождению).
Но для тех, кто
следует джняне
или
вичара-марге,
их
садхана
сама
по себе вполне
достаточна
для приобретения
всех божественных
качеств; им не
надо делать
что-либо еще».
Может,
однако, возникнуть
вопрос, насколько
вичара
доступна
фактически.
В «Духовном
наставлении»,
составленном
вскоре после
того, как Шри
Бхагаван пришел
из Скандашрама,
говорится, что
один из почитателей
спросил: «Возможно
ли всем искателям,
независимо
от их духовной
зрелости, сразу
выбирать и
практиковать
этот метод
исследования
в поиске Атмана?»
И Шри Бхагаван
ответил: «Нет,
этот Путь
предназначен
только для
подготовленных
душ. Другим
следует получить
необходимую
тренировку
и практиковать,
принимая такие
иные методы,
которые подходят
к их индивидуальному
развитию, умственному
и духовному».
Похожий
ответ был дан
и в период пребывания
Махарши
в пещере Вирупакша
— в наставлениях,
опубликованных
как «Шри Рамана
Гита» *.
«Другие методы»
включают в себя
религиозные
обряды и обряды
почитания,
медитацию,
повторение
священных
формул —
мантр,
а
также контроль
дыхания. Они
служат
не только подготовкой
к практике
вичары,
но
могут
применяться
совместно с
ней. Многие
почитатели
говорили Шри
Бхагавану, что
используют
такие методы,
предписанные
некоторыми
Гуру, или просили
его разрешения
применять их,
и он милостиво
слушал и одобрял.
Но, когда кто-либо
решал оставить
эти («другие»)
методы, он также
одобрял это.
Один из преданных
как-то сказал
ему, что не получает
более поддержки
от других методов,
используемых
им ранее, и просил
разрешения
отказаться
от них, и Махарши
ответил: «Да,
все другие
методы только
ведут к вичаре».
В
течение более
позднего периода,
в Ашраме у подножия
Горы, не было
сделано записей
о каких-либо
ограничениях
на условия
использования
вичары,
в
то время как
она, вместе с
концентрацией
на Сердце,
недвусмысленно
предписывалась
всем, кто спрашивал
о Пути.
Это может вести
к выводу, что
в новой форме,
в которой
Шри Бхагаван
представил
ее, вичара
делалась
реально доступной
только тем,
кто, посредством
его Милости,
стремился
использовать
ее.
С
другой стороны,
было также
замечено, поскольку
для этого имелись
доказательства,
что лишь немногие
стремились
практиковать
вичару.
Действительно,
большинство
из приходящих
в Ашрам и просивших
разъяснений
жизненных тайн
или некоторой
системы тренировки
для очищения
и усиления их
характеров
были столь
очевидно далеки
от понимания
доктрины адвайты
или
практики садханы
Само-исследования,
что поверхностному
наблюдателю
было трудно
не почувствовать
разочарования
или досады той
малостью утешения,
которая, казалось
бы, им давалась.
Однако только
поверхностному,
ибо при более
близком рассмотрении
чувствовалось,
что действительный
ответ был не
|
The script ran 0.01 seconds.