1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Шри Бхагаван
тоже предписывал.
Одному из преданных
он сказал: «Отдайтесь
мне, и я сражу
ум», а другому:
«Только сохраняйте
спокойствие,
и Бхагаван
сделает остальное».
Еще одному
почитателю,
Дэвараджа
Мудальяру, он
сказал: «Ваше
дело только
подчиниться
и все оставить
мне». И он часто
говорил: «Есть
два пути: или
спрашивать
себя „Кто я?”,
или подчиниться
Гуру».
И
все же подчиниться,
сохранять ум
спокойным и
полностью
восприимчивым
к Милости Гуру,
нелегко.
Это требует
постоянного
усилия, постоянного
вспоминания,
и лишь сама
Милость Гуру
делает подобное
возможным.
Много отработанных
практик, преданности
или иных, помогают
почитателям
в их попытках,
и Шри
Бхагаван одобрял
и разрешал
использование
таких средств,
хотя редко сам
действительно
предписывал
их.
Наиболее
мощной, хотя
и незримой,
была сила сат-санга.
Буквально
это слово означает
«связь с Бытием»,
но как средство
садханы
обычно
подразумевает
«связь
с человеком,
осознавшим
Сат,
или
Бытие». Шри
Бхагаван говорил
о сат-санге
в
самых высоких
выражениях.
Первые пять
из «Дополнения
к Сорока стихам»
*
посвящены
восхвалению
сат-санга.
Рассказ
об их включении
в текст очень
характерен.
Приемная дочь
Эчаммы нашла
один из них,
написанный
на санскрите,
на листе, в который
завернули пакет
сладостей, и
была так тронута
содержанием
стиха, что выучила
его наизусть
и прочитала
перед Шри
Бхагаваном.
А он, видя важность
стиха, сделал
перевод на
тамили. В это
время Махарши
составлял сорок
дополнительных
стихов *,
сочиняя одни
и переводя
другие, и этот
стих вместе
с остальными
четырьмя, тоже
переведенными
с санскрита,
был включен
в текст. Третий
из них ставит
общение с Учителем
выше всех остальных
методов. «Если
общение с Мудрецами
достигнуто,
нужны ли различные
методы самодисциплины?
Когда с юга
дует прохладный,
легкий ветерок,
в чем польза
веера?»
Общение
со Шри Бхагаваном
вырабатывало
тонкую алхимию,
даже несмотря
на то, что результаты
могли стать
видимыми лишь
годы спустя.
Иногда он открыто
говорил преданным
о ценности
такого общения
для них. Махарши
однажды сказал
Ранга Айяру,
школьному
приятелю, упомянутому
в главе 3: «Если
вы пребываете
с джняни,
то
он дает вам уже
сотканную
одежду», подразумевая,
что остальные
методы дают
нить, а одежду
нужно ткать
самому.
Сундареш
Айяр стал почитателем
в двенадцать
лет. Когда ему
было около
девятнадцати,
возросла
неудовлетворенность
собой, так как
он чувствовал
необходимость
более сознательного
и ревностного
усилия. Сундареш
был домохозяином,
живущим в городе,
но посещал Шри
Бхагавана почти
ежедневно.
Теперь, однако,
он решил, в качестве
строгого наказания,
не идти снова
до тех пор, пока
не разовьет
такую непривязанность
и искренность
цели, которые
сделают его
заслуживающим
Общения. Около
ста дней он не
появлялся,
а потом пришла
мысль: «Насколько
я стал лучше,
не видя Бхагавана?»
И Сундареш
отправился.
Шри Бхагаван
встретил его
у входа в Скандашрам
и приветствовал
вопросом: «Насколько
вы стали лучше,
не посещая
меня?» Затем
Махарши рассказал
ему о важности
и действенности
сат-санга,
даже
если ученик
не ощущает
его действия
на себе или не
замечает какого-либо
улучшения в
себе. Шри Бхагаван
сравнил сат-санг
с
матерью, кормящей
своего ребенка
ночью, когда
тот спит. Наутро
малыш думает,
что не ел, хотя
мать знает, что
он ел и что на
самом деле пища
поддерживает
его.
Этот
пример подразумевает
большее, чем
пользу, автоматически
вытекающую
из жизни в атмосфере
Мудреца: он
предполагает
сознательное
направление
внимания Учителем.
Однажды Шри
Бхагаван дал
удивительное
подтверждение
этому, хотя
пережившие
сат-санг
в
подтверждении
не нуждаются.
Сундареш Айяр
сочинил на
тамили песню,
восхваляющую
Бхагавана,
упоминая о
Милости, истекающей
из его глаз для
поддержки
преданных, и
Шри Бхагаван
поправил его:
«Нет, не истекающую,
но испускаемую,
поскольку это
сознательный
процесс направления
Милости к людям,
избранным для
этого».
Ученик
тоже должен
делать усилие,
чтобы полностью
использовать
Милость Учителя,
и для этого Шри
Бхагаван постоянно
предлагал
метод, именуемый
вичарой,
вопрос
«Кто я?». Такой
была садхана,
которую
он принес для
встречи нужд
нашего века
и относительно
нее не было
ничего секретного
или тайного.
Махарши был
совершенно
категоричен
в утверждении
ее огромного
превосходства
над другими
духовными
практиками.
«Само-исследование
— это единственное
безошибочное
средство,
единственное
прямое средство
для осознания
ничем не обусловленного,
абсолютного
Бытия, которым
вы в действительности
являетесь...
Попытка
уничтожить
эго, или ум, иными
садханами,
нежели
Само-исследование,
в точности
напоминает
вора, переодевающегося
полицейским,
чтобы поймать
вора, то есть
себя. Только
Само-исследование
может открыть
истину, что ни
эго, ни ум в
действительности
не существуют,
и дать возможность
человеку осознать
чистое, неразличенное
Бытие Атмана,
или Абсолюта.
Осознавшему
Атман
ничего не остается
для познания,
ибо Он есть
совершенное
Блаженство,
Он есть Всё»
(Евангелие
Махарши, часть
II
*).
«Цель
Само-исследования
состоит в том,
чтобы сфокусировать
цельный ум на
его Источнике.
Следовательно,
это не тот случай,
когда одно „я”
ищет другое
„я”» (Там же
**).
Сфокусировать
цельный ум на
его Источнике,
повернуть
его вовнутрь,
на себя. Предписывалось
сесть в медитацию,
вопрошая «Кто
я?» и в то же время
фокусируя
внимание на
сердце, не физическом
органе с левой
стороны груди,
а духовном
сердце справа.
В зависимости
от характера
задающего
вопрос, его
зрелости, Шри
Бхагаван обычно
сначала подчеркивал
физический
или ментальный
аспект, концентрацию
на Сердце или
вопрос «Кто
я?».
Духовное
сердце с правой
стороны груди
не является
одной из йогических
чакр
(центров);
это центр и
источник
эгоистического
«я» и жилище
Я,
или
Атмана,
а потому и место
Соединения.
Когда его спрашивали,
есть ли какое-нибудь
духовное или
иное основание
для локализации
Сердца в этом
месте, Шри Бхагаван
говорил, что
сам обнаружил
это, а позднее
нашел подтверждение
в одной из книг
по аюрведе
(индусской
медицине) на
языке малаялам
1.
Те, кто следовал
его предписаниям,
также убеждались
в этом. Вопрос
о расположении
духовного
Сердца настолько
фундаментален
для применения
вичары,
что
стоит воспроизвести
здесь разговор
из «Евангелия
Махарши», в
котором Шри
Бхагаван детально
разъяснил его.
Почитатель:
Шри Бхагаван
точно определил
особое место
для Сердца
внутри физического
тела, а именно,
что Оно находится
в грудной клетке,
двумя пальцами
правее средней
линии груди.
Бхагаван:
Да, согласно
свидетельству
Мудрецов, это
есть
Центр духовного
переживания.
Духовный Сердечный
центр совершенно
отличен от
физического
мускульного
органа, перегоняющего
кровь и известного
под таким же
названием. Он
не является
органом тела.
Все, что вы можете
сказать о Сердце,
это что Оно
есть подлинное
Ядро вашего
бытия, которому
вы на самом
деле идентичны
(что буквально
и передается
словом на санскрите
*),
бодрствуете
ли вы, глубоко
спите или видите
сны, заняты
ли работой или
погружены в
самадхи.
П: В этом
случае как же
Оно может быть
локализовано
в какой-либо
части тела?
Установление
места для Сердца
будет подразумевать
установление
физиологических
ограничений
на ТО, лежащее
за пределами
пространства
и времени.
Б: Совершенно
верно. Однако
человек, спрашивающий
о положении
Сердца, рассматривает
себя существующим
с телом или в
теле... Так как
в течение
бестелесного
переживания
Сердца как
чистого Сознания
Мудрец совсем
не сознает
тела, то абсолютное
переживание
локализуется
им в пределах
физического
тела чем-то
вроде чувства
воспоминания,
сформированного
в то время, когда
он уже тело
сознает.
П: Для
людей, подобных
мне, не имеющих
ни прямого
переживания
Сердца, ни следующего
из него воспоминания,
достаточно
трудно понять
этот вопрос.
О самом положении
Сердца нам,
возможно, остается
только строить
догадки.
Б:
Если определение
положения
Сердца должно
зависеть от
предположений,
пусть даже и
невежественного
человека, то
вопрос, безусловно,
не стоит серьезного
обсуждения.
Но оно не зависит
от ваших догадок,
а определяется
безошибочной
интуицией.
П: У кого
же имеется эта
интуиция?
Б: У каждого.
П: Не даст
ли мне Шри Бхагаван
взаймы интуитивное
знание Сердца?
Б: Нет,
не Сердца, но
положения
Сердца относительно
вашей индивидуальности.
П:
Шри Бхагаван
хочет сказать,
что я интуитивно
знаю,
где находится
Сердце в физическом
теле?
Б: А почему
бы и нет?
П: (Указывая
на себя). Это
ко мне лично
относятся слова
Шри Бхагавана?
Б:
Да. Это и есть
интуиция! Куда
вы только что
указали
на себя жестом?
Разве вы не
направили свой
палец на правую
сторону груди?
Это как раз и
есть место
расположения
Сердечного
центра.
П: Итак,
не имея непосредственного
знания о Сердечном
центре, я должен
зависеть от
этой интуиции?
Б:
А что здесь
ошибочного?
Когда школьник
говорит: «Это
я решил задачку
правильно»
или когда он
предлагает
вам: «Давайте
я сбегаю и получу
для вас книгу»,
разве он указывает
на голову, которая
правильно
решила задачу,
или на ноги,
которые быстро
понесут его
доставать вам
книгу? Нет, в
обоих случаях
он совершенно
естественно
покажет пальцем
на правую сторону
груди, выражая
таким простым
жестом ту глубокую
истину, что
Источник чувства
«я» в нем находится
здесь. Только
безошибочная
интуиция заставляет
его именно
таким образом
указывать на
себя, на Сердце,
которое есть
Атман.
Это действие
является полностью
бессознательным
и всеобщим, то
есть оно одинаково
для каждого
человека. Какое
еще более сильное,
чем это, доказательство
местоположения
Сердечного
центра в физическом
теле вам требуется?
Наставление,
в таком случае,
заключалось
в том, чтобы
сесть, концентрируясь
на сердце с
правой стороны,
и спрашивать
«Кто я?» Когда
при медитации
поднимаются
мысли, нужно
не следовать
за ними, а наблюдать
их и спрашивать:
«Что такое эта
мысль? Откуда
она пришла? И
к кому? Ко мне...
И кто я?» Таким
образом каждая
мысль исчезает,
когда тщательно
исследована
и повернута
обратно к основной
«я»-мысли. Если
поднимаются
нечистые мысли,
то они должны
быть обработаны
тем же способом,
потому что
садхана
действительно
делает то, к
чему призывает
психоанализ,
— она убирает
грязь из подсознания,
поднимает
ее к свету дня
и уничтожает.
«Да, при медитации
возникают все
виды мыслей.
Но именно это
и нужно, ибо
выводится то,
что скрыто в
вас. Как они
могут быть
уничтожены
до тех пор, пока
не возникнут?»
(«Евангелие
Махарши»).
Все
мыслеформы
несвойственны
этому виду
медитации.
Иногда какой-нибудь
почитатель
спрашивал Шри
Бхагавана,
можно ли использовать
при исследовании
такую тему, как
«Я — Он», или
иную, но Махарши
всегда запрещал
это. Однажды,
когда почитатель
предлагал
одну тему за
другой, он разъяснил:
«Все мысли
несовместимы
с Реализацией.
Исключать мысли
о себе и
все остальные
— это как раз
то, что надо
делать. Мысли
—
одно, а Реализация
— совершенно
другое».
На
вопрос «Кто
я?» ответа нет.
Здесь не может
быть
ответа, ибо
этот вопрос
растворяет
«я»-мысль, которая
является источником
всех остальных
мыслей, и проникает
по ту сторону,
к Тишине, где
мысли нет.
«Внушаемые
ответы на
исследование,
такие как „Я
— Шива”, в медитации
давать уму не
следует. Истинный
ответ придет
сам собой. Любой
ответ эго будет
неправильным».
Ответом служит
пробуждение
струи осознания,
или сознавания,
упомянутой
в конце главы
1, вибрирующей
как сама сущность
бытия искателя
и, тем не менее,
безличной. При
постоянной
практике эта
струя возникает
все более и
более часто,
пока не становится
непрерывной
— не только в
течение медитации,
но также в речи
и действии,
составляя их
основу. Даже
тогда все еще
необходимо
применять
вичару,
поскольку
эго будет
пытаться прервать
струю сознавания,
и если это хоть
раз допустить,
оно будет постепенно
наращивать
силу и затем
сражаться за
возвращение
верховенства,
подобно
неевреям, которым
иудеи позволили
остаться в
Обетованной
Земле. Шри Бхагаван
настаивал
(например, в
своих
ответах Шивапракашаму
Пиллаю), что
вопрошание
должно поддерживаться
до самого конца.
Какие бы состояния,
какие бы силы,
какие бы восприятия
или видения
ни могли приходить,
всегда есть
вопрос, к кому
они приходят,
до тех пор, пока
не останется
только Атман.
Действительно,
видения и психические
силы могут
отвлекать
внимание, закрепляя
ум внизу так
же эффективно,
как привязанность
к физической
силе или удовольствию,
и обманывая
его представлением,
что он преобразован
в Атман.
И, как и в случае
земных сил и
удовольствий,
страстное
желание их даже
более вредно,
чем обладание
ими. Нарасимхасвами
как-то сидел
перед Шри Бхагаваном,
переводя на
тамили книгу
о жизни и высказываниях
Вивекананды.
Он подошел
к описанию
хорошо известного
эпизода, когда
единственное
прикосновение
Шри Рамакришны
дало Вивекананде
возможность
восприятия
всех вещей как
единой субстанции.
И тут Нарасимхасвами
осенила мысль,
не желательно
ли такое восприятие
и не мог ли Шри
Бхагаван тоже
дать эту способность
ему прикосновением
или взглядом.
Как это часто
случается,
вопрос, обеспокоивший
его, был тотчас
поднят другим
почитателем.
Эчамма спросила,
не могут ли
преданные
достигать
сиддх
(сверхобычных
сил). В тот период
Шри Бхагаван
сочинял «Сорок
стихов о Реальности»,
произведение,
которое — со
своим Дополнением
— может
рассматриваться
как его собственная
формулировка
доктрины, и он
сочинил строфу
в ответ на этот
вопрос. «Твердо
пребывать в
Реальности,
которая вечна,
— вот подлинное
достижение
(сиддхи).
Все
другие достижения
подобны тому,
чем владеют
во сне. Имеют
ли они реальность
для пробудившегося?
Будут ли те,
кто установился
в Реальности
и свободен от
иллюзии, заботиться
о таких вещах?»
*
Оккультное
— препятствие
к духовному.
Оккультные
силы и, даже
более, желание
этих сил, задерживают
стремящегося.
Об этом говорится
в Дэвикалоттаре,
высокоавторитетном
священном
тексте, который
Шри Бхагаван
перевел с санскрита
на тамили: «Не
|
The script ran 0.011 seconds.