1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
внимательно
рассмотрим
заявления Шри
Бхагавана. Он
временами
говорил, что
не имеет учеников,
и никогда явно
не утверждал,
что является
Гуру.
Несмотря на
это Махарши
использовал
термин «Гуру»
как эквивалент
для «джняни»,
не
оставляя таким
образом сомнения,
что он был Гуру,
и неоднократно
присоединялся
к пению песни
«Рамана Садгуру».
Более
того, когда
преданный
неподдельно
страдал и искал
решение, он
иногда уверял
его так, что не
оставлял места
сомнениям. Один
из учеников,
англичанин
Мэйджер Чадвик,
сохранил запись
такого заверения,
данного ему
в 1940 году:
Мэйджер
Чадвик: Бхагаван
говорит, что
у него нет учеников?
Бхагаван:
Да.
МЧ: Он
также говорит,
что Гуру необходим,
если человек
жаждет достичь
Освобождения?
Б: Да.
МЧ:
Что тогда я
должен делать?
Не было ли мое
сидение здесь
все эти годы
просто бесполезной
тратой времени?
Должен ли я
уйти и искать
какого-то Гуру,
дабы получить
посвящение?
Ведь Бхагаван
говорит,
что он — не Гуру.
Б: Что
привело вас
сюда издалека
и заставило
оставаться
так долго? Почему
вы сомневаетесь?
При необходимости
где-либо искать
какого-то Гуру
вы давно ушли
бы отсюда.
Гуру,
или джняни
(Просветленный),
не видит разницы
между собой
и другими. Для
него все —
освобожденные,
все едины с ним
самим, поэтому
как может джняни
говорить,
что такой-то
и такой-то является
его учеником?
Но неосвобожденный
видит все как
множество, он
видит всех как
отличных
от себя, поэтому
для него отношение
Гуру-ученик
— действительность,
и он нуждается
в Милости Гуру,
чтобы пробудиться
к Реальности.
Для
него существуют
три способа
посвящения:
прикосновением,
взглядом и
Молчанием. (Шри
Бхагаван здесь
дал мне понять,
что его метод
— посвящение
Молчанием, как
он это делал
во многих других
случаях).
МЧ: Тогда
Бхагаван
действительно
имеет учеников!
Б: Как я
уже сказал, с
точки зрения
Бхагавана
учеников нет,
но с позиции
ученика Милость
Гуру подобна
океану. Если
он приходит
с чашкой, то
наполнит только
чашку. Бесполезно
жаловаться
на скупость
океана: чем
больше сосуд
ученика, тем
больше он способен
унести. Все
полностью
зависит от
него.
МЧ:
Тогда выходит,
что знание —
является ли
Бхагаван
моим Гуру или
нет — есть просто
дело веры, если
Бхагаван не
согласится
с этим.
Б:
(Сидит прямо,
повернулся
к переводчику
и говорит с
большой выразительностью).
Спросите его,
не хочет
ли, чтобы я дал
ему письменное
удостоверение
с печатью?
Немногие
были так настойчивы,
как Мэйджер
Чадвик, в своих
требованиях
гарантии руководства
ими. Утверждений,
признающих
двойственность
ученик-Учитель,
Шри Бхагаван
не делал, но в
порядке исключения
— какому-нибудь
человеку с
Пониманием
и Устремленностью
— он довольно
ясно давал
понять, что
является Гуру;
некоторые знали
это и без словесного
подтверждения.
Согласно
записям С. С.
Когана, бенгальский
промышленник
А. Бозе однажды
пытался добиться
точного заявления
Махарши на эту
тему. Он сказал:
«Я убежден,
что Гуру необходим
для успеха
усилий садхака
(духовного
практика)». А
затем добавил
с лукавой улыбкой:
«Шри Бхагаван
сочувствует
нам?»
Но Шри
Бхагаван заплатил
ему той же монетой:
«Для вас практика
необходима.
Милость всегда
здесь».
После
краткого молчания
он добавил: «Вы
стоите по горло
в воде, но тем
не менее просите
воды».
Даже
практика в
действительности
означает выработку
у себя восприимчивости
к Милости. Шри
Бхагаван иногда
иллюстрировал
это, говоря,
что хотя солнце
и сияет всем,
но если вы хотите
видеть его, то
должны сделать
усилие, повернуться
и смотреть на
него. Профессор
Венкатарамиах
записал в своем
дневнике слова
Шри Бхагавана,
обращенные
к миссис Пиггот,
английской
посетительнице:
«Реализация
— в большей
степени
результат
Милости Гуру,
чем наставлений,
лекций, медитаций
и т. д. Все они
лишь вторичны,
тогда как Милость
— первичная
и сущностная
причина».
Некоторые
из тех, кто знал
его учение из
вторых рук,
говорили, что
он не считает
необходимым
иметь Гуру, и
этим объясняли
отсутствие
явного посвящения,
но Шри Бхагаван
недвусмысленно
отвергал такую
мысль. С. С Коган
записал разговор
на эту тему с
Дилипом Кумаром
Роем, знаменитым
музыкантом
из Шри Ауробиндо
Ашрама.
Дилип
Кумар Рой: Некоторые
говорят, что
Махарши отрицает
необходимость
Гуру. А другие
утверждают
противоположное.
Кто же из них
прав?
Бхагаван:
Я никогда не
говорил, что
Гуру не нужен.
ДКР: Шри
Ауробиндо часто
ссылается на
Вас как не имевшего
Гуру.
Б:
Все зависит
от того, что вы
называете
словом «Гуру».
Он не обязательно
должен быть
в человеческой
форме. Даттатрея
имел 24 Гуру, включая
и пять элементов
— Земля, Вода
и т. д. Это означает,
что каждый
объект этого
мира был его
Гуру. Гуру абсолютно
необходим.
Упанишады
говорят,
что только
он может вывести
человека из
джунглей интеллекта
и чувственных
восприятий.
Поэтому Гуру
должен
быть.
ДКР: Я
говорю о Гуру-человеке,
а у Махарши его
не было.
Б:
Я
мог иметь его
в то или иное
время. Разве
я не пел гимны
Аруначале? Кто
есть Гуру? Гуру
— это Бог, или
Атман.
Сначала человек
молится Богу
ради исполнения
своих желаний,
но приходит
время, когда
он начинает
молиться во
имя Самого
Бога. Тогда,
отвечая на
молитвы, Бог
является ему
в
той или иной
форме — человеческой
или другой, —
чтобы руководить
им как Гуру.
Только
когда посетитель
возразил, что
Шри Бхагаван
сам не имел
Гуру, Махарши
рассказал об
отсутствии
необходимости
для Гуру обязательно
принимать
человеческую
форму, и было
понятно, что
это относится
к очень редким
случаям.
Может
быть, именно
В. Венкатраман
ближе всех
подошел к явному
признанию, что
Махарши был
Гуру. Шри Бхагаван
сказал ему
однажды: «Две
вещи должны
быть сделаны:
сначала — найти
Гуру внешнего
себе, а потом
— найти Гуру
внутри. Первую
задачу вы уже
решили».
Или, возможно,
подтверждение,
которое получил
я сам, было даже
более определенным.
После нескольких
недель жизни
в Ашраме я ощутил,
что Шри Бхагаван
действительно
был Гуру, дающий
посвящение
и руководство.
Я написал друзьям
в Европе, сообщая
об этом, а перед
отправкой
показал письмо
Шри Бхагавану
и спросил, стоит
ли посылать
его. Он одобрил
письмо и, передавая
обратно, сказал:
«Да, отсылайте
его».
Быть
Гуру — значит
давать посвящение
и упадешу.
Последние
неразделимы,
так как нет
упадеши
без
начального
акта посвящения
и нет смысла
в посвящении,
если за ним не
следует упадеша.
Поэтому
иногда и возникал
вопрос, дает
ли Шри Бхагаван
посвящение
или упадешу.
На
вопрос, дает
ли он посвящение,
Шри Бхагаван
всегда избегал
прямого ответа.
В явных случаях
неподготовленности
искателя он
чаще всего
определенно
говорил: «Нет».
Положительный
ответ разрушил
бы защиту от
ничем не оправданных
требований
посвящения,
и пришлось бы
принимать
одних, отказывать
другим, что
показалось
бы произвольным,
вместо того,
чтобы оставить
это решение
собственному
пониманию или
непониманию
спрашивающего.
Чаще всего
давался ответ,
который получил
Мэйджер Чадвик.
«Есть три способа
посвящения:
прикосновением,
взглядом и
Молчанием».
Реплика Шри
Бхагавана
обычно носила
характер безличного
доктринального
высказывания,
в котором, однако,
содержался
ответ на поставленный
конкретный
вопрос. Последнее
утверждение
хорошо известно.
Согласно
представлениям
индуизма, эти
три способа
посвящения
иллюстрируются
примерами
птицы, сидящей
на яйцах, чтобы
птенцы вылупились,
рыбы, которой
нужно только
смотреть на
свою икру
(своеобразные
яйца), и черепахи,
которой требуется
лишь думать
о них. Посвящение
взглядом или
Молчанием
стало очень
редким в этом
веке. Оно представляет
собой мауна
дикшу Аруначалы,
или Дакшинамурти,
и особенно
подходит для
прямого пути
Само-исследования,
которому учил
Шри Бхагаван.
Поэтому его
ответ о трех
способах подходил
вдвойне: и по
сути, и предоставляя
удобную маскировку.
Посвящение
взглядом было
самым несомненным.
Шри Бхагаван
поворачивался
к преданному,
остановив на
нем свой горящий
пристальный
взгляд. Свечение,
сила глаз Махарши
пронизывали
почитателя,
расстраивая
течение мысли.
Иногда — словно
электрический
ток, иногда как
глубокий мир
или половодье
света *.
Один
из почитателей
описал это:
«Внезапно
Бхагаван
обратил свои
светящиеся,
прозрачные
глаза на меня.
До этого я не
мог долго выдерживать
его пристальный
взгляд. Сейчас
я прямо смотрел
в эти громадные,
замечательные
глаза, а как
долго — не высказать.
Они держали
меня в какой-то
вибрации, отчетливо
слышимой мне».
За этим всегда
следовало
чувство, несомненное
убеждение, что
ты принят Шри
Бхагаваном
и с этих
пор ты под
попечением,
тобой руководят.
Те, кто знал,
вероятно чувствовали,
когда такое
посвящение
происходило,
но обычно оно
было незаметным.
Это могло случиться
при пении Вед
немногочисленными
почитателями.
В другой раз
преданный мог
ощутить внезапный
порыв пойти
к Шри Бхагавану
перед рассветом
или в какое-то
другое время,
когда у него
было мало людей
или совсем
никого. Посвящение
Молчанием
являлось одинаково
неподдельным.
Оно проникало
в тех, кто повернулся
к Шри Бхагавану
в своем сердце,
но был не в состоянии
физически
добраться
до Тируваннамалая.
Иногда такое
посвящение
давалось во
сне, как это
случилось с
Натешей Мудальяром.
Никакой
Учитель не был
столь категоричен,
как Шри Бхагаван,
в его утверждениях
о руководстве
и защите, раз
преданный
принят и безмолвное
посвящение
дано. Он заверил
Шивапракашама
Пиллая в разъяснениях,
которые позднее
были опубликованы
как «Кто я?»:
«Как добыча,
попавшая в
пасть тигра,
не может вырваться,
так и тот, кто
завоевал Милость
Гуру, несомненно
будет спасен
и никогда не
будет покинут».
Один
голландский
почитатель,
Л. Хартц, мог
остаться в
Ашраме только
на короткое
время, и, возможно,
опасаясь, что
с отъездом его
духовная решимость
ослабнет, попросил
заверений и
получил ответ:
«Даже если вы
забудете Бхагавана,
Бхагаван никогда
не забудет
вас».
Два
других преданных,
чешский дипломат
и мусульманский
профессор,
пораженные
необычной силой
и прямотой
заверения,
спросили, касается
ли оно только
Хартца
или всех почитателей,
и получили
ответ: «Всех».
В
еще одном случае
преданный, не
видя у себя
никакого
прогресса,
находился в
подавленном
состоянии и
сказал: «Боюсь,
что если так
будет продолжаться,
то я
отправлюсь
в ад». Шри Бхагаван
тогда ответил:
«Если
вы
уйдете, Бхагаван
пойдет следом
и вернет вас
назад».
Даже
обстоятельства
жизни почитателя
Гуру формирует
так, чтобы
содействовать
его садхане
(духовному
продвижению).
Одному из почитателей
Махарши сказал:
«Учитель пребывает
одновременно
внутри и снаружи,
ибо Он создает
условия для
вашего движения
вовнутрь и в
то же время
внутренне
готовит подтягивание
вас к Центру».
Если
человек, который
не повернулся
к Шри Бхагавану
в сердце своем,
спрашивал, дает
ли он упадешу,
то
Махарши мог
приготовить
какой-нибудь
загадочный
ответ или вообще
никакого. В
любом случае
вероятнее
предположить
ответ отрицательный.
По
сути, его упадеша,
как
и его посвящение,
давалась в
безмолвии. Ум
молчаливо
поворачивался
в направлении,
в котором ему
следовало
устремиться.
Ожидалось, что
преданный
поймет это.
Очень немногие
нуждались в
словесных
заверениях.
История
В. Венкатрамана,
который уже
упоминался,
поясняет это.
В юности он был
ревностным
почитателем
Шри Рамакришны,
но почувствовал
потребность
в живом Гуру,
в плоти и крови,
и поэтому взмолился
ему со всей
страстью пылкого
желания: «Учитель,
подарите мне
живущего Гуру,
не менее совершенного,
чем Вы сами».
Совсем скоро
после этого
он услышал о
Шри Рамане, уже
несколько лет
жившем в Ашраме
у подножия
Горы. Венкатраман
пошел туда с
гирляндой
цветов для
подношения.
И так случилось
(как всегда
случается,
когда желательно),
что при его
прибытии в
Холле больше
никого из посетителей
не было.
Шри Бхагаван
сидел, откинувшись
на кушетке, а
позади
него, на стене,
висел портрет
Шри Рамакришны,
которому Венкатраман
молился. Шри
Бхагаван
разделил гирлянду
пополам; одну
половину он
попросил служителя
положить на
портрет, а другую
—
на лингам
в
храме Матери.
Венкатраман
чувствовал
себя легко и
непринужденно.
Он был дома,
его цель достигнута.
Венкатраман
рассказал
историю своего
прихода. Шри
Бхагаван спросил:
«Вы знаете о
Дакшинамурти?»
«Я
знаю, что он
давал безмолвную
упадешу»,
— был
ответ.
И
Шри Бхагаван
сказал: «Это
упадеша,
которую
вы получите
здесь».
Эта
безмолвная
упадеша
была,
на самом деле,
очень разнообразной.
Шри Бхагаван
говорил и писал
больше всего
о вичаре,
или
Само-исследовании,
а поэтому
возникало
мнение, что он
предписывал
только джняна-маргу,
Путь
Знания, который
большинство
людей
считали слишком
крутым в этом
веке. Но, фактически,
Шри Бхагаван
был универсален
и обеспечивал
духовное руководство
для каждого
темперамента
— на пути Преданности
не меньше, чем
на пути Знания.
Любовь и преданность
ему — мост через
бездну к спасению.
Он имел много
почитателей,
которым не
предписывал
другого Пути.
Тот
же Венкатраман
через некоторое
время стал
беспокоиться,
что ему не дали
садхану
— то
есть у него не
было практики
для выполнения
— и пожаловался.
— А что
привело вас
сюда? — спросил
Шри Бхагаван.
— Размышление
о Вас, Свами.
— Тогда
это также ваша
садхана.
Этого
достаточно.
И действительно,
мысль, или
воспоминание,
о Бхагаване
начала сопровождать
Венкатрамана
всюду, чтобы
стать неотделимой
от него.
Путь
преданности
и в самом деле
не отличается
от подчинения.
Вся ноша сбрасывается
на Гуру. Это
|
The script ran 0.007 seconds.