1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
дискуссию с
посетителем,
и тогда Шри
Бхагаван замечает:
«В таких обсуждениях
пользы немного».
Если
вопросы задаются
на английском
языке, то он
отвечает
через переводчика.
Хотя Махарши
бегло не говорит
по-английски,
но все понимает
и останавливает
переводчика
при малейшей
неточности.
Будучи
доктринально
едины, ответы
Шри Бхагавана
направлялись
конкретному
человеку, ad
hominem
*,
значительно
меняясь в зависимости
от спрашивающего.
Христианский
миссионер
спросил: «Бог
— это личность?»
И Шри Бхагаван,
не ущемляя
доктрину адвайты,
пытается
облегчить ему
ответ: «Да, Он
всегда Первое
Лицо, Я,
постоянно
стоящее перед
вами. Если вы
отдаете предпочтение
мирскому, то
Бог кажется
отступающим
на задний план;
если же вы все
отбросите
и будете искать
только Его, то
Он один останется
как Я,
Атман».
Кто-то
интересуется,
вспомнил ли
миссионер, что
«Я» — то имя,
которое Бог
провозгласил
через Моисея**.
Шри Бхагаван
иногда отмечал
превосходство
«Я ЕСМЬ»
как Божественного
Имени.
Обычно
только вновь
прибывшие
задают вопросы
и получают
разъяснения.
Ученики спрашивают
редко, некоторые
из них — никогда.
Объяснения
— не есть само
обучение, а
только указатели
к нему.
Четверть
пятого. Шри
Бхагаван растирает
свои негибкие
колени и ноги
и тянется к
посоху. Иногда
требуется
две или три
попытки, чтобы
подняться с
кушетки, но
он никогда не
примет помощи.
В течение двадцати
минут его отсутствия
Холл заново
чистится и на
кушетку кладутся
покрывала.
Где-то
через десять
или пятнадцать
минут после
его возвращения
начинается
пение Вед,
а
затем Упадеши
Сарам,
«Наставления
в тридцати
стихах» Шри
Бхагавана. Это
единственный
пункт, в котором
Шри Бхагаван
отвергал
ортодоксальную
точку зрения,
ибо, строго
говоря, только
брахманам
разрешено
слушать пение
Вед.
Здесь же все
вели себя одинаково.
На вопрос о
пользе этого
он ответил
просто: «Звук
пения помогает
успокоить ум».
Махарши тоже
совершенно
определенно
говорил, что
знать смысл
нет необходимости.
Здесь — практическая
иллюстрация
к уже сказанному
о «медитации»,
которую он
предписывал.
Это не мысль,
а обращение
ума вовнутрь,
к сознаванию
по ту сторону
мысли.
Пение
продолжается
около тридцати
пяти минут.
Пока оно длится,
Шри Бхагаван
часто сидит
неподвижно,
его лицо твердо,
неподвижно,
величественно,
словно высечено
в скале. После
того как пение
заканчивается,
все еще сидят
до шести тридцати
— времени, когда
женщины, как
ожидается,
покинут Ашрам.
Некоторые
из мужчин остаются
еще на час, обычно
в молчании,
время от времени
беседуя, напевая
тамильские
песни. После
этого — ужин,
и почитатели
расходятся.
Вечерний
сбор преданных
особенно ценен,
поскольку
объединяет
торжественность
пения раннего
утра с
дружественностью
вечерних часов.
И все же для
тех, кто схватывает
торжественность,
она всегда
здесь, даже
когда Шри Бхагаван
внешне смеется
и шутит.
Служитель
приходит массировать
ему ноги с какой-то
жидкой мазью,
но он отодвигает
ее от себя.
Администраторы
слишком много
суетятся с ним.
Но Махарши
обращает свой
отказ в шутку:
«Вы получили
Милость взглядом
и речью, а теперь
хотите Милости
прикосновением?
Разрешите же
и мне иметь
немного Милости
от прикосновения
к себе».
Однако
на бумаге можно
представить
только бледное
отражение его
юмора, ибо независимо
от смысла и
остроумия
он был просто
неподражаем.
Когда он рассказывал
какую-нибудь
историю, то был
совершенным
актером, воспроизводящим
ее так, словно
жил ею. Он очаровывал
всех наблюдателей,
даже тех, кто
не понимал
языка. Действительная
жизнь была
играемой им
ролью, и в этой
жизни переходы
могли быть
совсем быстрыми,
от юмора до
глубокой симпатии.
Даже
в ранние дни
своего пребывания
в Тируваннамалае,
когда думали,
что Свами все
предал забвению,
он имел острое
чувство юмора
и выдавал шутки,
о которых рассказывал
только годы
спустя. Однажды,
после того как
мать и множество
других людей
посетили его
в Павалаккунру,
они, уходя в
город за пищей,
заперли дверь
снаружи на
засов, опасаясь,
что Свами может
ускользнуть.
Он, однако, знал,
что дверь снимается
с петель и
открывается
даже запертая,
а потому незаметно
ушел во время
их отсутствия,
чтобы уклониться
от толпы и
беспокойства.
При возвращении
посетители
обнаружили
дверь закрытой
на засов, но
комнату пустой.
Позже, когда
вокруг никого
не было, он
вернулся тем
же путем. Люди
сидели перед
ним и рассказывали
один другому,
как он исчез
через закрытую
дверь и затем
появился снова
с помощью сиддх
(сверхобычных
сил), а на его
лице не дрогнул
ни
один мускул,
хотя годы спустя
весь Холл сотрясался
от смеха, когда
он рассказывал
присутствующим
эту историю.
Следует
коснуться также
и больших ежегодных
празднеств.
Большинство
почитателей
были не в состоянии
неизменно жить
в Тируваннамалае
и могли приходить
только
время от времени,
так что на большие
праздники
в Ашраме всегда
собирались
толпы. Особенно
это относится
к четырем
замечательным
празднествам
— Картикай,
Дипавали, Махапуджа
(годовщина
смерти Матери)
и Джаянти (день
рождения Шри
Бхагавана).
Джаянти считается
самым значительным
и наиболее
активно посещаемым
из них. Сначала
Шри Бхагаван
вообще
не хотел, чтобы
этот день
праздновали.
По этому поводу
он сочинил
следующие
строфы:
Вы, кто
желает праздновать
день рождения,
Отыщите
сначала, откуда
произошло ваше
рождение. Истинное
рождение человека
происходит
тогда,
Когда
он проникает
в ТО,
которое
превосходит
рождение и
смерть —
Вечное
бытие.
В свой
день рождения
следует, по
крайней мере,
Только
оплакивать
вступление
в этот мир (самсару).
Славить
и праздновать
этот день —
Все равно,
что украшать
труп и восторгаться
им.
Искать
Атман
и погружаться
в Атман:
Это —
Мудрость.
Однако
для почитателей
день рождения
Шри Бхагавана
был поводом
для празднования,
и он был вынужден
подчиниться;
но и тогда и
при любых
обстоятельствах
он отказывался
разрешать
выполнение
пуджи
(ритуального
почитания) в
свою честь.
Толпа была
громадной, и
все преданные
в этот день
принимали пищу
вместе со Шри
Бхагаваном.
Даже большой
столовый зал
оказывался
недостаточно
вместительным.
Рядом с ним,
над квадратным
участком земли,
сооружалась
кровля из пальмовых
листьев, на
бамбуковых
стойках, и все
сидели под ней.
Также кормили
и
бедных, иногда
приходивших
в две или три
смены, в присутствии
полиции и бойскаутов,
которые охраняли
входы в помещения
и руководили
толпами посетителей.
В любой
такой день Шри
Бхагаван сидел
поодаль, царственный,
и, тем не менее,
с хорошо знакомым
взглядом узнавания
каждого из
приходивших
многолетних
почитателей.
Во время одного
из празднеств
Картикай, когда
толпы посетителей
заполнили всю
территорию
Ашрама и вокруг
него были установлены
перила, чтобы
держать их на
некотором
отдалении,
какой-то малыш
переполз через
препятствие
и поднялся к
нему, показать
свою новую
игрушку. Махарши,
смеясь, повернулся
к служителю:
«Смотрите, как
много пользы
от ваших ограждений!»
В сентябре
1946 года состоялось
большое торжество
по случаю
пятидесятилетней
годовщины
прибытия Шри
Бхагавана в
Тируваннамалай.
Преданные
собрались
отовсюду. Статьи
и стихотворения,
написанные
по этому случаю,
составили книгу
— «Сувенир
золотого
юбилея».
В последние
годы Старый
Холл начал
становиться
слишком тесным
даже в обыкновенные
дни, и более
обычным стало
сидеть снаружи,
под кровлей
из пальмовых
листьев. В 1939 году
началась работа
по возведению
Храма над могилой
Матери, законченная
в 1949 году вместе
с Новым Холлом
для Шри Бхагавана
и почитателей.
Храм и Новый
Холл были двумя
частями единого
здания, сооруженного
строителями
традиционных
храмов в соответствии
с требованиями
священных
Писаний.
Здание
простирается
к югу от Старого
Холла и конторы,
между ними и
дорогой. Его
западная половина,
южнее Старого
Холла, составляет
Храм, а восточная
половина —
большой, квадратный,
хорошо вентилируемый
зал, где Шри
Бхагаван должен
был сидеть со
своими почитателями.
Кумбхабхишекам,
или
ритуал освящения
Храма и Нового
Холла, представлял
собой настолько
внушительную
церемонию, что
привлек множество
преданных.
Он увенчал годы
усилий, работ
и планирования.
Шри Бхагаван,
однако, не желал
входить в Новый
Холл.
Он предпочитал
простоту и не
любил какой-либо
пышности вокруг
себя. Многие
из почитателей
также сопротивлялись
— Старый Холл
так вибрировал
в его Присутствии,
а Новый Холл
казался сравнительно
холодным
и безжизненным.
Когда Шри Бхагаван
вошел в него,
последняя
болезнь уже
сжимала его
тело.
Глава
14
Упадеша,
или Наставление
Это
удивительно,
какой скрытой
была упадеша
Шри
Бхагавана, то
есть руководство
или наставление,
которое
он давал своим
ученикам, — не
существует
точного
английского
перевода этого
слова. Хотя он
был доступен
всем одинаково,
хотя вопросы
обычно задавались
открыто и
Махарши отвечал
публично,
руководство,
даваемое каждому
ученику, было,
тем не менее,
исключительно
прямым и приспособленным
к его характерным
особенностям.
Когда однажды
Свами Йогананда,
имеющий в Америке
множество
последователей,
спросил Шри
Бхагавана о
духовном наставлении,
которое следует
давать людям
для их духовного
подъема, он
ответил:
«Оно зависит
от темперамента
и духовной
зрелости
человека. Тут
не может быть
массовой
инструкции».
Достаточно
вспомнить
рассказы об
уже упоминавшихся
четырех почитателях
— Эчамме, Матери,
Шивапракашаме
Пиллае и Натеше
Мудальяре,
чтобы осознать,
как сильно
разнилось их
«лечение».
Шри
Бхагаван был
чрезвычайно
активен — он
сам говорил
об этом, хотя
никто из испытавших
его Милость
не нуждался
в каком-либо
подтверждении.
Но активность
Махарши была
так скрыта, что
случайные,
посетители
и те, кому не
удалось ее
воспринять,
верили,
что он совсем
не дает упадешу
или
равнодушен
к нуждам
духовных искателей.
Встречалось
много таких,
подобных брахману,
который пытался
отговорить
Натешу Мудальяра
от посещения
его.
Крайняя
важность этого
вопроса состоит
в том факте,
что (за исключением
редчайших
случаев, таких,
как сам Шри
Бхагаван) Реализация
возможна только
благодаря
Милости Гуру.
Шри Бхагаван,
как и другие
Учители, совершенно
ясно высказывался
об этом. Поэтому
для садхака
(духовно
устремленного)
было совершенно
не достаточно
знать, что учение
Махарши
— великое и его
присутствие
— вдохновляющее;
было
необходимо
знать, что он
— Гуру, дающий
дикшу
(посвящение)
и упадешу
(наставление).
Термин
«Гуру» используется
в трех смыслах.
Он может
означать человека,
который, хотя
и не имеет духовного
достижения,
облачен (подобно
рукоположению
священника)
полномочиями
давать посвящение
и упадешу.
Его
положение часто
бывает наследственным,
а сам он чем-то
напоминает
домашнего
доктора, следящего
за духовным
здоровьем. Во
втором случае
Гуру может быть
тот, кто, в дополнение
к вышесказанному,
имеет некоторое
духовное достижение
и в состоянии
руководить
учениками
настолько более
мощной упадешей,
насколько
он сам продвинулся
(хотя действительные
практики, которые
он предписывает,
могут быть
такими же). Но
в высочайшем
и самом истинном
значении этого
слова Гуру —
это осознавший
Единство
с Духом, являющимся
Атманом,
истинным Я
всех
и всего. Это —
Садгуру.
Именно
в этом, последнем,
смысле Шри
Бхагаван употреблял
слово «Гуру».
Поэтому он
говорил: «Бог,
Гуру
и Атман
— одно и то же».
В «Духовном
наставлении»
*
он так описал
Гуру:
«Гуру
— тот, кто все
время пребывает
в бездонных
глубинах Атмана.
Он никогда не
видит какой-либо
разницы между
собой и другими,
полностью
свободен от
ошибочных
представлений
различия — что
он сам уже
Просветленный,
или Освобожденный,
тогда как остальные
вокруг него
еще пребывают
в зависимости,
или в темноте
незнания. Его
твердость, или
самообладание,
не могут нарушить
никакие обстоятельства,
и он никогда
не обеспокоен».
Подчинение
этому Гуру —
не подчинение
чему-либо
внешнему себе,
но Атману,
проявленному
внешне, чтобы
помочь человеку
обнаружить
Атман
внутри. «Учитель
находится
внутри, а медитация
является средством
удалить невежественное
представление,
что он — только
снаружи. Если
бы он был ожидаемым
вами незнакомцем,
то должен был
бы исчезнуть
со временем.
В чем польза
от преходящего
существования,
подобного
этому? Но пока
вы думаете об
отделенности
или о том, что
вы есть тело,
то Учитель
„снаружи” также
необходим, и
он появится
в телесной
форме.
Когда
же ошибочное
отождествление
себя с телом
исчезнет, то
Учитель обнаружится
как Атман
и ничто иное»
*.
Не
требует доказательства,
что являющийся
Гуру в этом
высочайшем
смысле осознания
своего тождества
с Абсолютом
так не говорит,
ибо не осталось
эго, дабы утвердить
это тождество.
Он также не
говорит, что
имеет учеников,
так как, будучи
по ту сторону
различий, не
может состоять
в каких-то
отношениях.
Хотя
джняни
(Просветленный)
Един с Абсолютом,
черты характера
внешне продолжают
существовать
как средство
его проявления,
так что по
человеческим
особенностям
один джняни
может
полностью
отличаться
от другого.
Одной
из характерных
черт Шри Бхагавана
была его практичная
проницательность.
Не вызывает
сомнения, что
в первые годы
пребывания
в Тируваннамалае
он позволял
считать себя
мауни
(принявшим
обет молчания)
для того, чтобы
избежать нарушений
внутренней
тишины. Точно
так же Бхагаван
воспользовался
тем, что освобожденный
в принципе не
может доказывать,
что он — Гуру,
или допускать
внешние связи
—
для того, чтобы
отразить
неоправданные
требования
упадеши
от
тех, кто в действительности
не были его
учениками.
Удивительно,
какой успешной
была эта защита,
тогда как подлинные
ученики здесь
не имелись в
виду и не затрагивались
ею.
Давайте
|
The script ran 0.008 seconds.