Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

А. С. Пушкин - Маленькие трагедии [1830]
Известность произведения: Высокая
Метки: dramaturgy, poetry, prose_rus_classic, Драма, Классика, Поэзия, Пьеса, Сборник

Аннотация. "Маленькие трагедии", написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдине. По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), "Маленькие трагедии" - это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок" В отличии от имеющегося файла нормально открывается в PocketBook 902

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 

Я все твержу его, когда я счастлив... Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил? Сальери   Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого. Моцарт   Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль? Сальери   Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.)   Ну, пей же. Моцарт   За твое Здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии. (Пьет.)   Сальери   Постой, Постой, постой!.. Ты выпил... без меня? Моцарт (бросает салфетку на стол)   Довольно, сыт я. (Идет к фортепиано.)   Слушай же, Сальери, Мой Requiem. (Играет.)   Ты плачешь? Сальери   Эти слезы Впервые лью: и больно и приятно, Как будто тяжкий совершил я долг, Как будто нож целебный мне отсек Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы... Не замечай их. Продолжай, спеши Еще наполнить звуками мне душу... Моцарт   Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Не правда ль? Но я нынче нездоров, Мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же! Сальери   До свиданья. (Один.)   Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы – и не был Убийцею создатель Ватикана?[5]Каменный гость   Leporello.   O statua gentilissima Del gran' Commendatore!.. ...Ah, Padrone![6]   Don Giovanni.       СЦЕНА I   Дон Гуан и Лепорелло   Дон Гуан   Дождемся ночи здесь. Ах, наконец Достигли мы ворот Мадрита! скоро Я полечу по улицам знакомым, Усы плащом закрыв, а брови шляпой. Как думаешь? узнать меня нельзя? Лепорелло   Да! Дон Гуана мудрено признать! Таких, как он, такая бездна! Дон Гуан   Шутишь? Да кто ж меня узнает? Лепорелло   Первый сторож, Гитана или пьяный музыкант, Иль свой же брат нахальный кавалер, Со шпагою под мышкой и в плаще. Дон Гуан   Что за беда, хоть и узнают. Только б Не встретился мне сам король. А впрочем, Я никого в Мадрите не боюсь. Лепорелло   А завтра же до короля дойдет, Что Дон Гуан из ссылки самовольно В Мадрит явился, – что тогда, скажите, Он с вами сделает? Дон Гуан   Пошлет назад. Уж верно головы мне не отрубят. Ведь я не государственный преступник. Меня он удалил, меня ж любя; Чтобы меня оставила в покое Семья убитого... Лепорелло   Ну то-то же! Сидели б вы себе спокойно там. Дон Гуан   Слуга покорный! я едва-едва Не умер там со скуки. Что за люди, Что за земля! А небо?.. точный дым. А женщины? Да я не променяю, Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло, Последней в Андалузии крестьянки На первых тамошних красавиц – право. Они сначала нравилися мне Глазами синими, да белизною, Да скромностью – а пуще новизною; Да, слава богу, скоро догадался — Увидел я, что с ними грех и знаться — В них жизни нет, всё куклы восковые; А наши!.. Но послушай, это место Знакомо нам; узнал ли ты его? Лепорелло   Как не узнать: Антоньев монастырь Мне памятен. Езжали вы сюда, А лошадей держал я в этой роще. Проклятая, признаться, должность. Вы Приятнее здесь время проводили, Чем я, поверьте. Дон Гуан  (задумчиво)   Бедная Инеза! Ее уж нет! как я любил ее! Лепорелло   Инеза! – черноглазая... о, помню. Три месяца ухаживали вы, За ней; насилу-то помог лукавый. Дон Гуан   В июле... ночью. Странную приятность Я находил в ее печальном взоре И помертвелых губах. Это странно. Ты, кажется, ее не находил Красавицей. И точно, мало было В ней истинно прекрасного. Глаза, Одни глаза. Да взгляд... такого взгляда Уж никогда я не встречал. А голос У ней был тих и слаб – как у больной — Муж у нее был негодяй суровый, Узнал я поздно... Бедная Инеза!.. Лепорелло   Что ж, вслед за ней другие были. Дон Гуан   Правда. Лепорелло   А живы будем, будут и другие. Дон Гуан   И то. Лепорелло   Теперь которую в Мадрите Отыскивать мы будем? Дон Гуан   О, Лауру! Я прямо к ней бегу являться. Лепорелло   Дело. Дон Гуан   К ней прямо в дверь – а если кто-нибудь Уж у нее – прошу в окно прыгнуть. Лепорелло   Конечно. Ну, развеселились мы. Недолго нас покойницы тревожат. Кто к нам идет? Входит монах.   Монах   Сейчас она приедет Сюда. Кто здесь? не люди ль Доны Анны? Лепорелло   Нет, сами по себе мы господа, Мы здесь гуляем. Дон Гуан   А кого вы ждете? Монах   Сейчас должна приехать Дона Анна На мужнину гробницу. Дон Гуан Дона Анна   Де Сольва! как! супруга командора Убитого... не помню кем? Монах   Развратным, Бессовестным, безбожным Дон Гуаном. Лепорелло   Ого! вот как! Молва о Дон Гуане И в мирный монастырь проникла даже, Отшельники хвалы ему поют. Монах   Он вам знаком, быть может? Лепорелло   Нам? нимало. А где-то он теперь? Монах   Его здесь нет, Он в ссылке далеко. Лепорелло   И слава богу. Чем далее, тем лучше. Всех бы их, Развратников, в один мешок да в море. Дон Гуан   Что, что ты врешь? Лепорелло   Молчите: я нарочно... Дон Гуан   Так здесь похоронили командора? Монах   Здесь; памятник жена ему воздвигла И приезжает каждый день сюда За упокой души его молиться И плакать. Дон Гуан   Что за странная вдова? И не дурна? Монах   Мы красотою женской, Отшельники, прельщаться не должны, Но лгать грешно; не может и угодник В ее красе чудесной не сознаться. Дон Гуан   Недаром же покойник был ревнив. Он Дону Анну взаперти держал, Никто из нас не видывал ее. Я с нею бы хотел поговорить. Монах   О, Дона Анна никогда с мужчиной Не говорит. Дон Гуан   А с вами, мой отец? Монах   Со мной иное дело; я монах. Да вот она. Входит Дона Анна.   Дона Анна   Отец мой, отоприте. Монах   Сейчас, сеньора; я вас ожидал. Дона Анна идет за монахом.   Лепорелло   Что, какова? Дон Гуан   Ее совсем не видно Под этим вдовьим черным покрывалом, Чуть узенькую пятку я заметил. Лепорелло   Довольно с вас. У вас воображенье В минуту дорисует остальное; Оно у нас проворней живописца, Вам все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Дон Гуан   Слушай, Лепорелло, Я с нею познакомлюсь. Лепорелло   Вот еще! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! Дон Гуан   Однако уж и смерклось. Пока луна над нами не взошла И в светлый сумрак тьмы не обратила, Взойдем в Мадрит. (Уходит.)   Лепорелло   Испанский гранд как вор Ждет ночи и луны боится – боже! Проклятое житье. Да долго ль будет Мне с ним возиться? Право, сил уж нет.СЦЕНА II   Комната. Ужин у Лауры.   Первый гость   Клянусь тебе, Лаура, никогда С таким ты совершенством не играла. Как роль свою ты верно поняла! Второй   Как развила ее! с какою силой! Третий   С каким искусством! Лаура   Да, мне удавалось Сегодня каждое движенье, слово. Я вольно предавалась вдохновенью. Слова лились, как будто их рождала Не память рабская, но сердце... Первый Правда.   Да и теперь глаза твои блестят И щеки разгорелись, не проходит В тебе восторг. Лаура, не давай Остыть ему бесплодно; спой, Лаура, Спой что-нибудь. Лаура   Подайте мне гитару. (Поет.)   Все   О brava! brava! чудно! бесподобно! Первый   Благодарим, волшебница. Ты сердце Чаруешь нам. Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия... взгляни: Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость. Второй   Какие звуки! сколько в них души! А чьи слова, Лаура? Лаура   Дон Гуана. Дон Карлос   Что? Дон Гуан! Лаура   Их сочинил когда-то Мой верный друг, мой ветреный любовник. Дон Карлос   Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец, А ты, ты дура. Лаура   Ты с ума сошел? Да я сейчас велю тебя зарезать Моим слугам, хоть ты испанский гранд. Дон Карлос (встает)   Зови же их. Первый   Лаура, перестань; Дон Карлос, не сердись. Она забыла... Лаура   Что? что Гуан на поединке честно Убил его родного брата? Правда: жаль, Что не его. Дон Карлос   Я глуп, что осердился. Лаура   Ага! сам сознаешься, что ты глуп. Так помиримся. Дон Карлос   Виноват, Лаура, Прости меня. Но знаешь: не могу Я слышать это имя равнодушно... Лаура   А виновата ль я, что поминутно Мне на язык приходит это имя? Гость   Ну, в знак, что ты совсем ух не сердита, Лаура, спой еще. Лаура   Да, на прощанье, Пора, уж ночь. Но что же я спою? А, слушайте. (Поет.)   Все   Прелестно, бесподобно! Лаура   Прощайте ж, господа. Гости   Прощай, Лаура. Выходят. Лаура останавливает Дон Карлоса.   Лаура   Ты, бешеный! останься у меня, Ты мне понравился; ты Дон Гуана Напомнил мне, как выбранил меня И стиснул зубы с скрежетом. Дон Карлос   Счастливец! Так ты его любила. Лаура делает утвердительно знак.   Очень? Лаура   Очень. Дон Карлос   И любишь и теперь? Лаура   В сию минуту? Нет, не люблю. Мне двух любить нельзя. Теперь люблю тебя. Дон Карлос   Скажи, Лаура, Который год тебе? Лаура   Осьмнадцать лет.

The script ran 0.001 seconds.