1 2 3
Трехлетний сын почтового служащего из Биджапура, рожденный 15 июля 1936 года, однажды начал плакать и просить отпустить его домой. На расспросы он отвечал так: «Я живу в Фазильпуре в Читтагонге. К моей деревне ведет дорога прямо от Луксумской железнодорожной станции. У меня три сына и четыре дочери. Меер Калибари [Meher Kalibari], в котором Шарвананда получил освобождение, стоит недалеко от моего дома. Там нет изображения Кали. Там растет большой баньян, и служба происходит прямо на его корнях».
Оказалось, что в Фазильпуре действительно растет очень большое дерево. Отец мальчика никогда не был в тех краях. Иногда мальчик начинал петь незнакомые песни, которых не мог услышать от окружающих.
Девушка, забывшая своих родителей
В 1933 году в семье венгерского инженера умирала пятнадцатилетняя дочь. Уже после того, как проявились очевидные признаки смерти, она пришла в себя. Однако она полностью забыла венгерский язык и разговаривала только на испанском. Она не смогла узнать даже своих родителей, и говорила о них: «Эти прекрасные люди очень добры ко мне, но они вовсе не мои родители, хотя настаивают на этом». Переводчику с испанского она сказала следующее: «Я — синьора Люсид Аттарезде Сальвио из Мадрида. Мне сорок лет, я замужем за рабочим и имею 14 детей. Я долго болела и несколько дней назад умерла. Последней моей мыслью была мысль о собственной смерти, и вот, я очнулась в этой незнакомой стране». Девушка пела испанские песни, готовила блюда испанской кухни и рисовала виды Мадрида, в котором никогда не бывала.
Мальчик из Премнагара
В 1938 году пятилетний сын Деви Прасад Батнагара из Канпура рассказал о своей прошлой жизни. Он утверждал, что раньше его звали Сивдаял Муктас, и он был убит двумя мусульманами во время кампурских беспорядков 1931 года. Ребенок упросил своих нынешних родителей отвезти его в его прежний дом, где, по его словам, лежит его больная жена. Там он сразу же узнал свою прежнюю жену, детей и всю домашнюю обстановку.
«Гита " в полтора года
Корреспондент «Праяградж репорте» сообщает, что трехлетний мальчик из Джанши по памяти рассказывает всю «Шримад Бхагават–Гиту» и «Рамаяну», и его произношение безукоризненно. Мальчик начал разговаривать с пяти месяцев и уже в полтора года пересказывал своим слушателям «Гиту».
Пятилетний ребенок и фортепиано
«Пипл» в июньском номере 1937 года рассказывает о пятилетней девочке из Блэкпула: ее больше интересует фортепиано, нежели положенные ей по возрасту куклы, и, хотя она никогда этому не училась, играет она великолепно. Девочка схватывает на лету и безупречно исполняет все услышанные мелодии, добавляя к ним несколько нот собственного сочинения.
Поразительный случай в Морадабаде
«Настоящей сенсацией стало прибытие 15 августа в Морадабад мальчика Пармода из Бизали. Ребенок рассказывал случаи из свое прошлой жизни, совпадающие в мельчайших деталях. Сотни людей, включая наиболее уважаемые фигуры в городе, приходили к нему в течение двух дней, пока он оставался в Морадабаде, ив итоге факт переселения души был установлен достоверно.
Мальчик в возрасте пяти с половиной лет заявлял, что его зовут Парма Нанд; что он брат Мохан Лала, владельца известной торговой фирмы «Мохан Бразес», имеющей отделения в Шаранпуре и Морадабаде; и что он умер в Шаранпуре 9 мая 1943 года из–за хронической болезни желудка.
Рожденный в Бисали 15 марта 1944 года (через девять месяцев и шесть дней после смерти Парма Нанда) в семье Бабу Банки Лал Шарма Шастри, профессора Интер Колледжа в Бисали, мальчик, как только смог говорить, постоянно повторял слова «Мохан», «Морадабад» и «Саранпур» (не умея выговорить «Шаранпур»). Позже ребенок стал произносить название фирмы «Мохан Барзес». Видя, как его родственники покупают бисквиты и масло, он говорил, что у него большая бисквитная фабрика в Морадабаде, а оказываясь возле большого магазина, утверждал, что его магазин в Морадабаде больше любого другого.
Имя мальчику было дано пандитами в соответствии с его гороскопом (джанма кундали), и по странному совпадению его назвали Парманандом. Старший брат, которого звали Вармодом, начал называть младшего Пармодом, однако ребенок все время повторял, что его имя – Парма Нанд, и что в Морадабаде у него есть братья, сыновья, дочери и жена.
Случилось так, что некто Лала Рагунанадан Лал из Бисали рассказал одному из своих родственников, живущему в Морадабаде, об этом мальчике и о его утверждении, будто он имеет отношение к семье Мохан. Рассказ был передан Шри Мохан Лалу, владельцу «Мохан Бразес». Тот приехал в конце июля в Бисали и встретился с отцом мальчика. Ребенок в это время находился у родственников в деревне, и Шри Мохан Лал пригласил профессора Банки Лала приехать вместе с мальчиком в Морадабад. Было решено, что профессор привезет сына в Морадабад на День Независимости.
15 августа, выходя из вагона, мальчик сразу же подошел к брату и обнял его. По дороге от станции к особняку Шри Мохан Лала ребенок узнал здание городской администрации и сказал, что его магазин находится рядом. Когда, чтобы проверить мальчика, повозка, запряженная лошадьми, проезжала мимо магазина, тот попросил остановиться у входа. Затем он направился к зданию и поднялся прямо в кабинет, где бывший Парма Нанд держал деловые принадлежности и кассу.
При входе в кабинет он поклонился. Позднее произошла волнующая сцена встречи с бывшей женой и родственниками, во время которой он упомянул несколько эпизодов из своей прошлой жизни, и все подтвердили правдивость его рассказа. Не узнал он только своего сына, который в момент смерти Парма Нанда был намного младше. Когда мальчик напомнил своим братьям, как они собирались вместе, пили лимонад и общались, все присутствующие прослезились.
Мальчик выразил желание поехать взглянуть на свой «гадди». Он вошел в магазин, где стоял аппарат для газирования воды, и рассказал, как тот работает, хотя в теперешней жизни с этим ни разу не сталкивался.
Затем он попросил свозить его в отель «Виктори», которым владел Шри Карам Чанд, кузен Прама Нанда. Дорогу к отелю мальчик показывал сам, но, подъезжая к нему, вдруг заметил, что верхний этаж и крыша перестроены и выглядят иначе, чем раньше.
Саху Нандал Саран, первое лицо Мордабада, повез мальчика в «Мезтон Парк» и по дороге попросил указать место, где когда–то находилось отделение компании Моханов. Мальчик отвел всех к зданию «Гуджарата Билдинг», которым владел Саху Нандал Саран, и показал магазин, ранее принадлежавший фирме братьев Мохан. Далее во время поездки он узнал Аллахабад Банк, Вотер Воркс и окружную тюрьму.
Надо отметить, что во время экскурсий по городу, проводимых для удовлетворения желания мальчика вновь все увидеть или для проверки его воспоминаний, ребенка сопровождало множество людей, и все снималась на камеру. Мальчик узнал еще несколько мест в городе и нескольких завсегдатаев его магазина.
Мальчика невозможно было увезти из Морадабада, он ни за что не хотел покидать родных и свой магазин. В конце концов ранним утром 17 августа его увезли спящим.
Эта история произвела глубокое впечатление на тех, кто никогда не верил ни в Бога, ни в переселение душ.
Как сказал один из очевидцев: «Ничего не надо объяснять тем, кто верит; и ничего невозможно объяснить неверующим».
Не стоит даже упоминать о том, что ни мальчик, ни его отец, никогда ранее не были в Морадабаде. Поразительная точность деталей, естественная манера поведения ребенка и весь его тон ни разу не дали возможности усомниться в его правдивости».
«Амритбазар Патрика», август 1949 года
Умершая жена вернулась ребенком
Многие могут припомнить странное ощущение, будто ранее они уже посещали эти места, хотя в действительности этого с ними не случалось. Иногда это ощущение обостряется настолько, что кто–то может с уверенностью сказать, что вот за этим углом сейчас окажется магазин с такой–то витриной или характерного вида дом, и когда это оказывается именно так, то удивление оказывается не столь уж и сильным.
Я помню, как это явление объяснял профессор, приехавший на лекцию о психологии к чрезвычайно скептически настроенным военным. Лучшим объяснением, которое он смог дать, был синтез ассоциированных идей. Это выглядит примерно так: однажды вы подсознательно отметили расположение картин или орнамент; на другой день — запомнили положение вазы на столе; в третий раз — свет лампы, висящей над камином; и по неизвестной причине какая–то комната вдруг напоминает вам все эти вещи одновременно, и появляется ощущение чего–то знакомого и родного.
Это любопытная, но настолько неудовлетворительная попытка объяснить данное явление, что я не могу не рассказать об одном классическом случае «воспоминаний». Двенадцать лет назад в Дели произошел случай повторного рождения, ставший сенсацией, настолько он был поразителен и правдив. Он был официально зафиксирован специально созданным комитетом из просвещенных, критически настроенных и компетентных людей, и широко освещался в ведущих газетах Индии и за её пределами.
Рожденная 12 октября 1926 года, Шанти Деви, маленькая девочка, сохранившая в памяти живые картины всей своей прошлой жизни, начавшейся в 1902 году и закончившейся в 1925, едва научившись говорить, начала вспоминать и рассказывать эпизоды из нее. Она излагала события, опыт и переживания своей прошлой жизни в Муттре с мужем, пандитом Кедар Натх Чуби. Родители девочки не только не обращали внимания на столь яркие описания её прошлой жизни, считая их детской болтовней, но и надеялись, что с возрастом это пройдет.
Однако, несмотря на их ожидания, ребенок все больше и больше вспоминал о своей прошлой жизни и досаждал просьбами свозить её в Муттру — город её прошлого рождения. Там она хотела повидать прежних родителей, свой старый дом и некоторые вещи, о которые мог помнить только человек, проживший с ними долгое время.
В конце концов девочка уговорила родителей. Однажды приехал дядя отца, и Шанти Деви дала ему адрес своего мужа из прежней жизни. Кедар Натху был направлен запрос, и к общему удивлению пришел ответ. Там, среди прочего, говорилось, что для организации встречи надо предварительно связаться с работающим в Дели родственником Кедар Натха, пандитом Канджи Малом, чтобы тот поговорил с девочкой. Как только Шри Канджи Мал появился, девочка не только узнала в нем младшего кузена своего мужа, но и дала вполне удовлетворительные ответы на вопросы, касающиеся фактов очень личного свойства.
Интерес родителей к рассказам Шанти Деви о событиях её прошлой жизни возразрастал, и они вызвали Кедар Натха Чуби из Муттры в Дели. Когда тот со своим десятилетним сыном и нынешней женой прибыл, чтобы увидеться с Шанти Деви, девочка с самого первого взгляда узнала бывшего мужа и была настолько тронута встречей с сыном, что расплакалась. После долгой беседы между Шанти Дэви и её бывшим мужем, которого чрезвычайно поразила достоверность её воспоминаний, Кедар Натх подтвердил факт, что перед ним та же самая душа, которая принадлежала его бывшей жене, умершей в Муттре, и подтвердил, что в её рассказах все, до мельчайших подробностей, соответствует истине.
Теперь, находясь под впечатлением сегодняшней встречи, девочка стремилась в родной дом в Муттре еще больше. Шанти Деви не только описала свой дом, дала названия близлежащих улиц и дорог, рассказала о Вишрант Гате, храме в Дваркадише, но и сообщила несколько фактов, о которых могла знать только умершая жена Кедар Натха. Она, в частности, рассказала, что спрятала в подполе верхней комнаты дома в Муттре кое–какие деньги — сотню рупий, приготовленных для предачи в храм Дваркадиша.
Ввиду сильнейшего желания Шанти увидеть свой прежний дом, комитет принял решение о поездке, и группа, состоящая из членов комитета, девочки и её родителей, отправилась в Муттру. Когда поезд подъезжал к станции, Шанти Деви радостно восклицала: «Муттра, выходим! Муттра, выходим!». На платформе среди встречающих стоял пожилой человек, одетый в типичный для этих мест костюм. Девочка слезла с рук Дешбанду Гупты и инстинктивно дотронулась до ног этого человека, говоря, что это старший брат её мужа, Бабу Рам Чуби. Так и оказалось в самом деле. Однако, это был лишь первый из множества сюрпризов, которые преподнесла Шанти Деви к восторгу и даже к некоторому ужасу свидетелей.
Девочка не только показала дорогу от железнодорожной станции к дому, но и сообщила еще несколько интересных фактов, например, что раньше эта дорога не была асфальтирована. В доме она успешно прошла все испытания, приготовленные для неё проверяющими. Она узнала своего «брата», которому сейчас было двенадцать, а также «дядю мужа». На каждом шагу находили подтверждение её детские рассказы, считавшиеся детской болтовней, и это не вызывало больше никаких сомнений. Когда во дворе дома, который был ею многократно описан, она не нашла известного ей по прошлой жизни родничка, Девочка почувствовала смятение. Но оказалось, что родничок просто закрыт плоским камнем. Поднявшись в верхние комнаты, девочка раскрыла отверстие, в котором когда–то спрятала деньги, но, к её беспокойству, их там не было. Как подтвердил Кедар Натх, они там действительно были, но он забрал их оттуда после смерти своей жены, ставшей сейчас девочкой Шанти Деви. Далее она была привезена в дом её «родителей», которых она узнала, и все они долго плакали. Очень трудно было забрать Шанти Деви оттуда и перевезти в Вишрант Гат, где она еще немало удивила специально созданный комитет и других свидетелей, демонстрируя свои воспоминания из предыдущей жизни.
Таких случаев в Индии немало. Несколько лет назад был выявлен еще один случай с девочкой, которая узнала своих родителей из предыдущей жизни. Исследование подтвердило правдивость её рассказа, и теперь богатые родители из её предыдущей жизни оказывают девочке поддержку в получении достойного образования, поскольку теперешние её родители бедны.
Призрак с фиалками
Не менее необычной историей о призраке с пучком фиалок я обязан прекрасной и талантливой мисс Марджери Лоуренс, лучше которой рассказать её невозможно:
«С юности я мечтала быть артисткой и иногда посещала студию, расположенную на верхнем этаже высокого старого здания, стоящего на одной из известных лондонских улиц. В цокольном этаже пожилой владелец дома держал магазин. Прямо над ним, на первом этаже, располагались офисы. Верхние же комнаты занимали мастер восковых голов для манекенов, портной и еще парочка гордых обладателей мансард, включая меня.
Однажды ноябрьским вечером, около шести, я вышла из студии, но, вспомнив о чем–то, решила вернуться. В ожидании, когда можно будет перейти улицу, я увидела худенькую фигуру молодой девушки, одетой в серое. У нее были длинные, ниспадающие волосы. Девушка, уклоняясь от машин, быстро перебежала на другую сторону улицы и вошла в магазин.
Я остановилась в изумлении при виде старомодной гривы длинных волос в сегодняшнем Лондоне, заполоненном стрижеными головами, и по той причине, что перед дверью она обернулась и, кажется, улыбнулась мне. А кроме того, она держала в руках огромный пучок пармских фиалок. Свежие фиалки — в ноябре!
Когда я все–таки пересекла дорогу, то спросила у продавщицы из магазина, как раз поднимающей ставни: «Кто была эта милая девушка с пучком фиалок, которая только что прошла в офис м–ра Икс?». Девушка побелела, взглянула на меня и произнесла шепотом: «Мисс, вы видели её? Мы часто чувствуем запах фиалок, но никто из нас её не видел! Это единственная дочь м–ра Икс. Она умерла шестнадцатилетней, много лет назад, и говорят, у неё были длинные вьющиеся волосы до талии, и она любила фиалки больше всех других цветов!».
Позднее я узнала, что пожилой джентльмен кремировал любимую дочь и хранил пепел в специальной урне в нише офиса. Поэтому я думаю, что это был случай «фокусирования» маленького любимого духа.
То, что я видела её, это вполне определено, и такая же правда, что никогда до этого я не слышала о дочери м–ра Икс».
4. Высказывания западных мыслителей о вере и о смерти
Эмиль Людвиг, биограф:
«Я верю в божественность природы, как это понимал Гете, и не верю ни в одну из учрежденных религий. Так же чужды мне понятия «атеист» или «агностик», как и сами эти слова. Я разделяю с иудаизмом его великие принципы, но сторонюсь их неприкрытой суровости. Я разделяю с евангелизмом его идею милосердия, но сторонюсь его посредничества между Богом и мной. С Индией меня связывает вера в вечное существование мира, но я не принимаю нирваны.
То, что люди могут ссориться и даже воевать из–за религии, для меня так же непостижимо, как и любое миссионерство в духовных вопросах. Пропаганда хороша для масс и для таких безальтернативных институтов, как государство и национальная экономика. По той же причине, по которой мы не можем убедить кого–то влюбиться, мы должны воздерживаться от этого подхода в вопросах веры, или метафизики.
Я поднимаю шляпу перед любым изображением Бога из уважения к людям, стоящим перед ним на коленях; но мне не известен ни один из домов Бога, пригодный для молитвы. Тот факт, что великолепнейший из всех храмов, афинский Парфенон, стоит без крыши, доказывает мне, что Господь испытал облегчение, выйдя оттуда из заключения.
Мораль — это нечто совершенно иное; в ней нет ничего ни от Бога, ни от религии. Два главных земных дара, красота и здоровье, являются для меня только проявлением милости некой неизвестной мне силы. Когда же мне хочется визуализировать свои мечты, они всегда принимают имена и образы богов Греции.
Я готов видеть веру только в непосредственном восприятии божественных проявлений, не приближаясь к Нему с помощью какой–либо системы. Гете сказал: «Не пытайтесь узнать, что стоит за феноменами, они сами по себе являются доктриной».
Что касается вопроса существования после смерти, я могу только суммировать свои мысли в словах, которые Гете, много раз формулируя это в течение жизни, под старость выразил так: «Убеждение в моем последующем существовании появляется во мне, благодаря концепции активности: если я работаю безостановочно до самого конца, Природа обязана предоставить мне другую форму существования, когда нынешняя не сможет больше поддерживать работу моего ума».
Я узнаю Бога в логичности конструкции кристалла не меньше, чем в баховской фуге. Я вижу Бога в умоляющем взгляде собаки так же, как и в прекрасной форме женской груди. Он является мне в пушистом обрамлении бутона магнолии и в руке ребенка, срывающей его до цветения. Я нахожу Его проявление в расцвеченных крыльях бабочки и в утренних заморозках, обрекающих её на смерть. Я узнаю Его в нынешней революции, которая пытается стереть прошлые несправедливости. Я вижу Его в пылающих глазах того, кто клянется отомстить сопернику, и в уверенной руке хирурга, после дуэли вынимающего пулю из глаза. Я вижу Его в мастерской руке Леонардо, который выписывает неземную улыбку на губах своего божественного шедевра и рисует карикатуры на человеческие типажи. Я вижу Его в игривом котенке, разглядывающем в зеркале товарища для своих игр, и в жутких глазах грабителя, следящих за жертвой. Я распознаю Бога во вдохновении, которое Он посылает мне во сне, и в длительности работы, которую я должен проделать».
Оливер Лодок:
«Как личность, я убежден в продолжении человеческого существования после смерти тела. И хотя я не готов обсуждать все достаточно подробно, эта вера происходит из научной очевидности и опирается на эксперименты и факты. Я решительно утверждаю реальность воскресения, и некоторые свидетельства того вполне убедительны. Это явление не должно рассматриваться более поверхностно, чем любой другой научный факт».
В. Тюдор Джонс:
«Центр тяжести этого вопроса находится на уровне психологии, и он скорее близок к подтверждению, нежели к отрицанию продолжения жизни после смерти. Наша смерть — рождение к высшей жизни».
Платон:
«Душа должна быть и несотворенной, и бессмертной. В том случае, если человеческая душа входит в тело животного, через какое–то время, когда это животное становится человеком, душа вновь возвращается в человека».
Жорж: Санд:
«Брошенным в эту жизнь, как в горнило печи, нам, после забытого предыдущего существования, суждено быть переплавленными борьбой, страстями, сомнениями, болезнями и смертью. Все эти тяготы мы переносим для нашей же пользы, для нашего очищения, и, если можно так сказать, для нашего совершенствования. От века к веку, от расы к расе нас сопровождает трудный прогресс; трудный, но определенный. В этом движении, несмотря на все возражения скептиков, проявляется истина. Несовершенства и горести нашего существования обескураживают и гнетут нас с одной стороны, но более благородные качества, дарованные нам, чтобы мы искали совершенствования, делают все для нашего освобождения и вырвут нас из плена страха, несчастий и даже смерти. Инстинкт божественности, всегда более сильный на свету и при напряжении, поможет нам постичь, что ничто в этом мире не умирает полностью, и что мы просто исчезаем для вещей, окружающих нас в земной жизни, чтобы повторно начать наше продвижение к добру в более благоприятных обстоятельствах».
Профессор Френсис Бовен:
«Доктрина метемпсихоза, и это можно сказать почти с полной уверенностью, была врожденной для человеческого ума. Мы можем судить об этом по её широкому распространению на Земле и по её преобладанию во времени».
Артур Месси:
«Хотя и чуждая западному менталитету, доктрина реинкарнации, тем не менее, принята большинством человечества, и так было с самых ранних времен. Есть семь наиболее популярных аргументов в её пользу, которые более разумны и логичны, нежели те, что представлены в большинстве теологических доктрин.
1. Она крайне необходима для универсальной идеи
бессмертия.
2. Она выглядит наиболее вероятной её аналогией.
3. По многим аспектам она согласуется с наукой.
4. Она востребована сущностью нашей души.
5. Это наиболее полноценный ответ на теологические представления о «первородном грехе» и «будущем
наказании».
6. Это объясняет многие загадочные явления и необычные воспоминания.
7. Только она разрешает проблему несправедливости и страдания, которые доминируют в физическом существовании.
Христианское учение «Что человек посеял, то он и пожнет» полностью укладывается в восточное представление о перевоплощении и карме.
Поскольку не существует столбовой дороги к выдающимся способностям, существование вундеркиндов и гениев — факт в пользу реинкарнации. Каждый проходит сквозь множество жизней и накапливает опыт, поэтому все мы так отличаемся друг от друга».
Глоссарий
Авидья — неведение, невежество
Агни — Владыка огня, огонь
Адитья — группа богов, определяемая в Ведах числом 7 или 8. Затем число их возрастает до 12 (ассоциируются по знакам солнечного зодиака).
Адхарма — отвращение к религии
Акаша — эфир, единая и вечная субстанция, одна из пяти первостихий.
Аманава ггуруша [Amanava Purusha] - сверхчеловек
Апана [Арапа] — одна из пяти Пран, осуществляет управление низшими фунциями в человеческом теле, особенно выделительными
Апсары — небесные танцовщицы
Апурва [Apurva] - предшественник, предтеча [в тексте упоминается еще тонкое свойство, соединяющее жертвуемое (молоко, творог…) с тем, кому жертва предназначена]
Арджуна (Каунтея, Партха) — царь–подвижник, борющаяся душа ученика, любимый ученик Кришны
Асана — определенное положение тела; йогическая поза
Атма, Атман — душа, внутренняя духовная субстанция, принцип жизни
«Атма Пурана» — священная книга самопознания
Ахамкара [Ahamkar] — гордыня
Ачар — характер
Ачарьи–учителя, наставники
Ашрам — обитель отшельников; религиозное сообщество, организованное духовным авторитетом
Аюрведа — традиционная медицинская система Индии, наука долголетия
Брамин—представитель высшей из четырех индийских каст
Брахма, Брахман—Высшее Божество
Брахмагьяна, брахмаджнана — познание Всевышнего
«Брахмасутры» — священная книга индуизма, излагающая основные религиозные принципы
Брахмавидья — познание Господа
Брахмачарья — обет безбрачия, целибат
Буддхи — духовная мудрость; в общепринятом смысле — интеллект
«Бхагават», «Бхагаватам» [Bhagavat; Bhagavatam] - священная книга индуизма
Бхакта [Bhaktas] - последователь, преданный
Бхакти — преданность Бхашья [Bhashya] — перевод, комментарии Бхав, бхава [Bhav; Bhava] - чувство Бхога [Bhoga] -удовольствие
Вайкунта [Vaikunta] -обитель Всевышнего Вайраджья [Vairagya] - отказ, самоотречение, бесстрастность Вайтарани или Вайтарини — мост или река в аду Вайшья — третья каста в индуизме
Вайю — Божество, олицетворяющее ветер, трактуется как одно из состояний материи — воздух Варуна — бог воды
Васаны — впечатления о действиях, остающиеся в сознании человека
Васудэва–Бог
Веданта — философское учение Индии
Веды — собрание священных текстов индуизма
Вивека — пробуждение, способность различать
Видемукти [Videhmukti] - освобождение
Видья — знание, обучение
Вичара — мысли
Вишванатан [Viswanathan] - один из богов
Вишну — одно из имен Господа
Вьяна — одна из пяти Пран, распределяет жизненные энергии, от нее зависит циркуляция крови
Гандхарвы — в Ведах эти Божества раскрывают людям тайны небес
и земли
Гаятри–джапа [Gayatri Japa] - повторение гимна Гаятри
«Гита» («Бхагават–Гита») - священная книга индусов
Гопи — пастушки, подруги Кришны
Грахашастра [Grahastha] - период жизни человека в семье
Гуны — добродетели
Гуру—духовный наставник
Гуру мантра — первое наставление учителя
Гхи — очищенное коровье масло, используемое в ритуальных обрядах для приготовления пищи
Гьяна — знание
Гьяна индрии (джнана индрии) - астральные каналы человеческого познания; пять чувств
Гьяни — мудрец
Дама [Dama] - контроль
Дэва — Бог, небесное существо — доброе, злое, нейтральное
Дэвачан [Devachan] — «обитель богов»; промежуточные миры или состояние, в котором пребывает Эго между двумя жизнями после разложения низших тел
Дэваяна [Devayana] - путь богов
Джайны — последователи джайнизма, одного из религиозных направлений в Индии
Джапа — повторение мантр
Джива–душа
Джнана — знание
Дигамбара [Digambara Jains] - религиозная секта
Дхарана — вера, концентрация
Дхарма–Священный закон, канон буддистов; термин, равнозначный понятию религии, духовного Пути и этических правил
Дхарма Раджа — бог, решающий судьбу души после смерти тела
Дхиана — медитация, размышление
Доши [Doshas] - недостатки, нечистота
Дришти [Drishti] - зрение
Дурга — женская сила бога, имя Кали, супруга Шивы
Индра — главное ведийское божество; Бог–громовержец, возглавляющий богов в их противостоянии с асурами
Индрии — чувства
Ишвара — Бог, владыка; в системах йоги тождественен высшему «Я», Духу, Пуруше
Йога — состояние сверхсознания; единение с Богом Йога–садхана–йогическая практика Йони–различные виды жизни во Вселенной
Кайвалья — познание себя
Кала — время
Калал — первая стадия развития зародыша в утробе матери
Кали — богиня разрушения
Кама — страсть, желание
Карма — деяния
Карма–мукти — постепенное освобождение
Катха [Kathas] - чтение священных писаний
«Катха Упанишада» [Kathopanishad] - священная книга
Киртан — пение священных гимнов
Кришна — одно из имен Бога
Кубера — бог изобилия и достатка
Кундалини–шакти — внутренняя духовная сила человеческого тела Куруши [Kurus] - клан воинов, сражавшихся в знаменитой войне Махабхараты Кшатрии — члены второй по статусу касты в Древней Индии, это
воины и цари
Линга Шарира [Linga Sareera] — внешняя оболочка человеческого скелета [в тексте говорится, что это астральное тело]
Майя — всемирная иллюзия
Мантры — гимны во имя Господа
Ману [Manes] - небожитель
«Манусмрити» [Manusmriti] - священная книга, индуистский свод законов
«Махабхарата» — великий индийский эпос
Маха–Мритьюнджая–мантра [Maha Mrityunjaya Mantra] - гимн, посвященный Владыке Шиве, исполняемый для преодоления смерти
Мокша — полное освобождение от цикла рождений и смертей
Моуна [Mouna] - молчание
Моха — привязанность
Мукта — освобожденная душа
Мукти — освобождение
Нади — астральные каналы в человеческом теле Намасмаран [Nama Smaran] - повторение имени Бога Нараяна — одно из имен Бога Нирвана — состояние полного освобождения Нирвикальпа — чистота, непорочность Нирджуна Брахман — незнание Брахмана
Нияма–вторая ступень йоги Патанджали, свод индивидуальных правил поведения Ом или Аум — мистический слог, самое священное слово в Индии, это взывание, заверение, обещание и благословение
Пандит–ученый
Панчагм Видья [Panchagm Vidya] - знания о физическом теле
Параматма — всепроникающая Душа
Питри — прародители, предки
Праджапати — имя бога–создателя нашей Вселенной
Пракрити — материальный мир, природа; женское начало
Прана — жизненная сила
Пранаяма — регулируемый способ дыхания
Пранаяма–кеша — наука о дыхании
Прасноттари [Prasnottari] - вопросы и ответы
Праясчитта — искупление
Прем [Prem] — божественная любовь
Преталока — один из низших посмертных миров, мир голодных духов, куда попадают после смерти оболочки людей с дурной кармой
Притхви [Prithvi] — земной план
Пуджа — поклонение
Пураны — священные книги индуистов
Пуруша — мужской созидательный принцип Вселенной
Раджа–йога–один из видов йоги, царская йога
Раджас — страсть
Ракшасы — злобные существа
«Рамаяна» — индийский эпос
Риши — мудрец, знающий тайны жизни
Рудра [Rudra] - бог разрушения; одно из имен Шивы
Садхак—святой человек
Садхана–духовная практика
Садху — добродетельный человек
Сама — сбалансированное состояние ума
Самадхи — состояние сверхсознания
Самсара — этот мир
Самскара — жизненные впечатления
Самьяма — время
Сандхья — обряд, проводимый в вечернее время, период между утром и вечером, буквально «сумерки»
Саньяса — период жизни, когда человек отказывается от мира
Саньясин–претворяющий саньясу
Сарвавидья — всепроникающее знание
Сатсанг — духовное собрание
Саттва — чистота
Сат–чит–ананда–бытие, сознание и блаженство; триединое качество, присущее природе Брахмана
Сат–чит–ананда Сваруп [Sat–chit–ananda Swaroop] - бог истинного сознания и счастья
Сватнис [Swatnis] - ученые люди, оставившие мир
Сидцха — совершенный последователь йоги
Смрити — священные писания
Сома — ритуальный напиток, сок, обладающий наркотическим воздействием, обожествлялся в гимнах, приносился в жертву богам
Сурья — Солнце, которому поклонялись в Ведах; бог Солнца, почитание которого даровало исцеление
Сурьялока — один из небесных планов
Тамас — качество Тьмы, инертность, низшая из трех гун Тарпан — приношение
Тапас — аскетизм, воздержание; накопление огненной духовной энергии, медитация Тапасвин — аскет, отшельник Таттва–элемент Теджас [Tejas] -аура
Удана Вайю [Udana Vayu] - жезнетворное дыхание Упанишады — полные духовной мудрости диалоги между риши и их учениками, комментарии к Ведам
Хари — одно из имен Всевышнего Хатха–йога–один из видов йоги
Чайтанья — способность осознавать Чакры–духовные центры в астральных каналах Чандала [Chandala] - обычный человек, посредственность «Чандогья Упанишада» [Chandogya Upanishad] — священная книга индуистов
Чандралока (Питрилока) - один из небесных планов Чит, Читта [Chit; Chitta] - самосознание Читрагупта [Chitragupta] - помощник Ямы
Шакти–сила
Шанкара — одно из имен Всевышнего, имя Шивы. Также известный индуистский философ и вероучитель Шиваизма–Шанкарачарья.
Шраддха — обряд, который старший сын должен провести после смерти отца
Шудры — низшая каста в индуизме
Шлока — строфа, стихи из четырех полустрок
Шрути — священные писания
Якша — тело, обретаемое на небесах Яма — бог смерти; ступень йоги
|
The script ran 0.045 seconds.