Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Лев Балашов - Мысли и изречения [0]
Известность произведения: Средняя
Метки: sci_philosophy

Аннотация. Книга принадлежит к весьма популярному жанру сборников мудрых мыслей, умных высказываний, изречений, поговорок и пословиц. Цель сборника - познакомить Вас, уважаемый читатель, с мыслями и изречениями, которые отбирались, вынашивались и хранились в особой тетради в течение десятилетий. В этих мыслях и изречениях - практическая философия, которую составитель -автор вырабатывал и проверял всю свою взрослую жизнь. Многие из них использовались в книгах цикла »Философские беседы». Мысли и изречения расположены по определенным темам, а в рамках каждой из них - в алфавитной последовательности имен авторов. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Полный текст.
1 2 3 4 

Из кинофильма Я часто думал о том, что значит “быть добрым”. Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Я. Корчак (“Как любить детей”, М., “Знание”, 1968) Глупец не может быть добрым: для этого у него слишком мало мозгов. Ф. Ларошфуко 10, 180 Принимающий зло без сопротивления – становится его пособником Мартин Лютер Кинг Благими намерениями дорога в ад вымощена. Поговорка Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. А. Швейцер 12, 72 Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А. Шопенгауэр 12, 90 * * * Добро в моральном смысле – бескорыстная помощь, за которую человек не ожидает вознаграждения. Истинная доброта никогда себя не хвалит. Честь, честность Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит 9, 157 Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен. Плавт 1, 182 Честность и точность – близнецы. Симмонз 1, 182 Лишать чести другого – значит лишаться своей. Публилий Сир 1, 182 Какая честь, когда нечего есть. Русская поговорка Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. Л.Н. Толстой 2, 74 Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях. Цицерон 1, 182 Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков. Цицерон 5, 213 Честь – внешняя совесть, а совесть – внутренняя честь. А. Шопенгауэр 1, 182 Объективно – честь есть мнение других о нашей ценности; субъективно – наш страх перед этим мнением. А. Шопенгауэр 12, 295 * * * Кто нечестен в малом, тот вполне может оказаться нечестным и в большом. Кто унижает достоинство других, тот сам обладает невысокими достоинствами. Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие Высокомерие, в отличие от гордости, не есть притязание на оценку собственного достоинства наравне с другими, но притязание на более высокую оценку собственных достоинств и более низкую – достоинств других. И. Кант 12, 57 Я не согласен с теми, кто причисляет скромность к добродетели. Логик обязан видеть вещи в точности такими, каковы они есть, а недооценивать себя – такое же отклонение от истины, как преувеличивать свои способности. А. Конан-Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других. М. Монтень 12, 56 Кто не уважает себя сам, того не будут уважать и другие. Японская пословица 12, 264 * * * Скромность и гордость дополняют и обусловливают друг друга. Скромность без гордости – самоуничижение; гордость без скромности – гордыня, высокомерие, надменность. О скромности много говорят те, кто не имеет иных достоинств. Надменность – гордость, унижающая и презирающая других. Высокомерие – высокое мнение о себе и низкое о других. Совесть … где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести. В.Г. Белинский. Соч. Т. 1. С. 434 Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу. П. Буаст 2, 74 В вопросах совести закон большинства не действует. Мохандас Ганди Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних. П. Гольбах 12, 237 Чистую совесть иметь, не знать за собой прегрешений! Гораций 1,183 Закон, живущий внутри нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И. Кант 12, 236 Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан 5, 218 Бог каждого человека – его совесть. Менандр 1, 183 Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий 1, 183 Жить в ладу со своей совестью, и пускай себе люди говорят, что им вздумается. Сервантес Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью. М.М. Пришвин 12, 237 Постыдная прибыль хуже убытка. Публилий Сир Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются. Публилий Сир Ах, чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть! Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою; Но если в ней единое пятно, Единое случайно завелося, Тогда беда: как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком, стучит в ушах упреком И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно!… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста! А.С. Пушкин («Борис Годунов») Совесть обладает болезненно повышенной чувствительностью. Можно пользоваться совестью, но, подобно фантазии и желудку, нельзя ее перегружать. Стивенсон Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу страданий, причиненных другому человеку. Л. Фейербах 12, 238 Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Эразм Роттердамский Всегда будь воли своей хозяином, совести же своей – рабом. М. Эшенбах 6, 109 Хотеть обмануть совесть, значит обмануть себя. Из кинофильма “Закон есть закон” Стыд Краска стыда – ливрея добродетели. Ф. Бэкон 2, 74 Стыдливость указывает на внутренний предел человеческого греха; когда человек кра снеет, начинается его более благородное я. Гейбель 1, 184 Презрение к доброму имени называется бесстыдством. Т. Гоббс Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя… Демокрит 4, 127 Стыд – это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других. Д. Локк 12, 249 Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием. Платон (“Определения”) Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы. Сенека Не может быть ничего стыдного в том, что дает счастье и гордость. Э. Хемингуэй Стыд – это страх честности перед позором. Эразм Роттердамский 12, 249 Культура поведения, этикет Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Аристотель. Политика, 1336 b Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Н.А. Бердяев 12, 41 Этикет – это разум для тех, кто его не имеет. Вольтер Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец. Восточная мудрость Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия. Гегель 12, 68 Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать. Данте Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен. Ж. Лабрюйер 12, 27 Ложная деликатность поведения выражается в неоправданной церемонности, ложная деликатность вкуса – в притворстве. Ж. Лабрюйер 12, 68 Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. Ж. Лабрюйер 12, 276 Приличие – это наименее важный из всех законов общества и наиболее чтимый. Ф. Ларошфуко 10, 184 Говори мягче по форме, тверже по содержанию. Латинское изречение Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям. Д. Локк 12, 21 Верный признак невоспитанного человека – не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится. Д. Локк Истинная вежливость есть не что иное, как старание не выказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было. Д. Локк 12, 40 Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость. Петр Первый[22] Точность – вежливость королей. Поговорка Ласковый теленок двух маток сосет. Поговорка Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Дж. Свифт Одного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” – “У неблаговоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они”. В.В. Селиванов Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес Любезность есть желание делать то, что нравится людям, и удерживаться от того, что им не нравится. Б. Спиноза 12, 116 Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В.А. Сухомлинский (“Рождение гражданина”) Хороший тон требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и верно утверждение, что человек может усвоить себе все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования; хорошие примеры и собственные старания способствуют этому. Из книги “Хороший тон”, М., 1996. С. 6. Благовоспитан тот, кто к нижестоящим людям относится без заносчивости, а к вышестоящим – без подобострастия. Ф. Честерфилд 12, 27 Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать литературной братии. Такт – это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах. Н.Шамфор 11, 75 7 О чувствах Горе – учитель мудрых. Байрон Полнота жизни – в чувстве, но чувство не есть еще последняя ступень духа, дальше которой он не может развиваться. При одном чувстве человек есть раб собственных ощущений, как животное есть раб собственного инстинкта. В.Г. Белинский 5, 231 Сентиментальные люди взбалтывают свое чувство так долго, что оно дает, наконец, пену. Тогда они воображают, что у них сердце полно, что их чувство течет через край, но все это не более как воздух. Л. Берне 5, 230 Несчастен тот, кто не умеет переносить несчастий. Биант Чувства – своего рода инструменты, которыми надо научиться пользоваться. Бюффон 5, 229 Горя немало узнав, я чужому сочувствую горю. Вергилий Разум и чувство помогают друг другу и пополняют друг друга. Тот, кто следует советам одного из них, отказываясь от другого, нерасчетливо лишает себя помощи, которая дана нам для нашего руководительства. Л. Вовенарг 5, 229 … страдание, боль – это вызов на борьбу, это сторожевой крик жизни, обращающий внимание на опасность. А.И. Герцен[23] Гнев – кратковременное безумие. Гораций 12, 60 Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит. М.Ю. Лермонтов[24] Радоваться в одиночку грустно. Лессинг 1, 254 Дожидаться радости тоже радостно. Лессинг 1, 255 Подлинно тот лишь скорбит, чья без свидетелей скорбь. Мациал 1, 256 Приятна похвала из уст людей, достойных похвалы. Невий Легко ненавидеть на расстоянии, но не на одной цепи. Из кинофильма Безотступная, всепоглощающая печаль, забота разрушает тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям; радость же, делая вас чувствительными к каждому биению жизни, к каждому впечатлению бытия, безразлично как к физическому, так и к моральному, развивает, укрепляет тело. И.П. Павлов Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества в размышлении. Т. Пейн Разделенная радость – двойная радость, разделенное горе – половина горя. Русская пословица Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна. Сенека Есть ли что более жалкое и глупое, чем бояться заранее? Что за безумье – предвосхищать собственные несчастья? Сенека 15, XCVIII Вдвойне несчастлив тот, кто прежде был счастлив. Публилий Сир Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. К.Д. Ушинский 5, 231 Горе можно снести одному, но для радости нужны двое. Э. Хаббард 1, 257 Разделенная радость возрастает. Холлэнд О страстях … без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели. В.Г. Белинский … тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, что пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара. Вольтер Без страсти никогда не было и не может быть совершено ничего великого. Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 3. … ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинны ли та или другая по своей природе. Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24 Тот, кто делает целью одно обуздание страстей, тот дает страстям силу и высоту, которых они не имеют вовсе, – он их ставит соперником разуму. Страсти крепнут и растут именно от того, что им придают огромную важность. Лукреций говорит, что иногда надо уступать потребности наслаждения для того, чтобы она не беспрестанно нас занимала. А.И. Герцен 4, 104 Слово страсти означает приведенные в действие способности. Сами по себе они отнюдь не являются злом; напротив, чем более мы их удовлетворяем, тем более мы счастливы. Они становятся пороками или преступлениями только тогда, когда они дурно направлены и, наконец, извращены дурной социальной организацией. Г. Дезами 4, 104 Для страсти не нужно годов: она может зародиться в одно мгновение. И.А. Гончаров. (“Обрыв”) Сильные страсти – слабые нервы. Из к\ф Страсти, которыми владеем мы, – суть добродетели; страсти, которые владеют нами, – пороки. Б. Паскаль 12, 246 О любви Любовь – поэзия и солнце жизни. В.Г. Белинский Кто не любит, не может и ненавидеть; кто ничем не восхищается, не может и презирать. Берне 1, 265 Самое большее удовольствие – это доставлять удовольствие тому, кого мы любим. С. Буффле 12, 266 Вот истинное осуществление любви – когда в объятьях любовных взаимно изведывают страсть и жаждущий ее удовлетворения и полузакрывшая от наслаждения глаза. Бхартрихари Разлука для любви – что ветер для огня; слабую она гасит, а большую раздувает. Бюсси 1, 266 Сношение ради удовлетворения полового желания отличается от любовного наслаждения, как завтрак бедняка от трапезы магараджи. Ветки персика Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом. Ф.Вольтер …занятие любовью – это совместное творчество, старание двух людей в сотворении радости и красоты, наслаждение, одинаковое для обоих, в которое оба вносят одинаковый вклад. Рут Диксон Для человека, не зараженного самодурством, вся прелесть любви заключается в том, что воля другого существа гармонически сливается с его волей без малейшего принуждения… Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих… Н. А. Добролюбов Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: “Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов”. Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большое чувство, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар. Ф. Ларошфуко 12, 206 Равенство – самая прочная основа любви. Лессинг 1, 267 Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, детей. А.С. Макаренко Любовь – это казна счастья: чем больше она дает, тем больше она имеет. Мюллер 1, 268 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится,…не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,… всё покрывает, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт. Новый завет, 1 Кор 13:4-8 Любви дороже мне одно мгновенье Годов тоски и слез А.Н. Островский (“Снегурочка”) Существенной чертой рыцарства была удивительно изысканная концепция любви, как чего-то такого, что приятно оставить неудовлетворенным. «Когда в двенадцатом столетии неутоленное желание было поставлено трубадурами Прованса в центр поэтической концепции любви, произошел поворот в истории цивилизации. Изысканная поэзия… делает самое желание существенным мотивом и таким способом создает концепцию любви с отрицательным знаком» (Й. Хейзинга). Б. Рассел Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность – богатством, а капли огня – жемчужинами. Cервантес Любой судьбе любовь дает отпор. Сервантес Да, половина и притом прекраснейшая половина жизни остается скрытой от человека, не любившего со страстью. Стендаль Стендаль о любви в Англии: “Часто в них нет ничего замечательного, кроме странной щепетильности… Но, как ни покорна рабыня (жена англичанина – Л.Б.), ее общество вскоре делается тягостным. Отсюда для мужчин необходимость мрачно напиваться каждый вечер, вместо того чтобы проводить, как в Италии, вечера со своими любовницами. В Англии богатые люди, скучая у себя дома, под предлогом необходимости телесных упражнений делают пешком четыре или пять миль ежедневно, как будто человек создан и послан в мир для того, чтобы бегать рысью. Таким образом они расходуют нервный флюид с помощью ног, а не сердца.” [25] Из всех сладких горестей нет ничего слаще той, что вырастает из несчастной любви. Стивенсон Любовь есть любовь, ее из эфира не смонтируешь, вздохами не подопрешь. Тут надо более весомые, материальные скрепы искать… Так что за скрепы? Разве не ясно? Секс. Не пошло понятый, разумеется. Женщина должна быть женщиной, черт побери, а не облаком в юбке! В Древней Греции на эти темы писали трактаты. На Востоке науку любви преподавали в школах. Разве в этой сфере не нужны культура, искусство, знания? И талант. А. А. Тарасов[26] Физиология любви – это огромная область, и в ней важны не только инстинкты, но и наука, и искусство, и опыт. Культура плотской любви – это часть культуры вообще. В средние века с их неприязнью к человеческому телу эта культура резко упала. И чему же удивляться, если каждый в этой области начинает, став взрослым, почти от нуля, открывает все Америки заново, самостоятельно, методом проб и ошибок, консультируясь только с приятелем по подъезду или со школьной подружкой. А. А. Тарасов[27] Любовь может изменить человека до неузнаваемости. Теренций 1, 270 Взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой. Л.Н. Толстой Счастье любви – в действии; любовь проверяется готовностью делать для других. Лью Уоллес 1, 270 Где нет любви, там нет и правды. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же. Л. Фейербах Самая сильная ненависть – порождение самой сильной любви. Т. Фуллер 1, 271 Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви. Н.Г. Чернышевский 3, 232 С прогрессом общества любовь развивалась не так, что духовное все больше поглощало биологическое, а так, что между ними создавались все более и более гармонические отношения. В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 21) …настоящая любовь – это гармония духовного и физического начала, идеального и материального… И чем органичнее соединение этих двух начал, тем глубже и выше любовь. В. П. Чертков (Там же. С. 17, 18) Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. А.П. Чехов (“О любви”) Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П. Чехов * * * Любовь – это второе рождение человека. Настоящая любовь – одновременно величайший эгоизм и величайшее самопожертвование. Полюбить может только тот, кто достоин любви. Любить человека – это значит видеть в нем идеал. Сила любви пропорциональна силе характера того, кто любит. Кто слишком много внимания уделяет любви, тот, как правило, становится ее жертвой. Погружение в любовь также опасно, как и бегство от любви. Вообще очень важно, с одной стороны, сознавать жизненную важность любви, а с другой, не переоценивать ее значение. Почему непременно надо дожидаться любви как подарка судьбы? Почему надо мириться с ее случайностями и капризами? И почему для любви нужен обязательно единственный во всей Вселенной? Любовь – род человеческой деятельности и поэтому к ней надо готовиться как к любому другому роду деятельности, ее нужно добиваться, поддерживать, развивать. Писарев говорил о счастье, что оно завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля, То же можно сказать и о любви. Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность – деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальнаядеятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины. Большая путаница проистекает от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Путаница эта, правда, исторически объяснима: раньше понятия людей были недостаточно отдифференцированы друг от друга, недостаточно определены в своем содержании, расплывчаты. Так и любовью называли, продолжают называть все, сходное с самым сильным чувством, рождающимся в отношениях мужчины и женщины. Это в какой-то мере оправдано. Ведь в основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление – к гармонии, единству, красоте (прекрасному). Любовь является конкретным (эмоциональным и/или деятельностным) выражением гармонического противоречия. Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины. Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т.е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и называют любовью. Любовь-деятельность не есть что-то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение “одеты” в самые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные “одежды” чувств и поведения любящих. По мнению романтически настроенных людей не всякое половое общение есть любовь. Я утверждаю, что если половое общение происходит между нормальными людьми, то оно заслуживает того, чтобы его именовали любовью – так ведь в простом народе половое общение и называют “любовной связью”, “любовной жизнью”; еще говорят: “заняться любовью”, т.е. вступить в половое общение. Конечно, есть любовь и любовь. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, настоящая. Вообще любовь такова, каков человек. И если мы всякого человека, каким бы он ни был, называем человеком, то и его половые отношения, какими бы они ни были, мы должны называть любовью. Проблема любви и половых отношений приобрела в последнее время заостренную форму: как проблема любви и секса. Любовь и секс порой резко разделяют и даже противопоставляют. Конечно, если под любовью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс – разные вещи. Если же любовь понимать как деятельность (в аспекте полового общения мужчины и женщины), то становится очевидным, что такая любовь необходимо предполагает секс. Ведь что такое секс, как не поведение, связанное с удовлетворением половой потребности. А разве половая любовь возможна без полового влечения и действий, направленных на его удовлетворение? Нет, конечно. Некоторые утверждают еще, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда можно назвать любовью. Да, действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отношения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестает быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово “любовь”. (Это примерно так же, как все говорят прозой, но лишь немногие знают об этом.) Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же (на противоположный пол), то оно всегда не просто секс, не просто физические действия, манипуляции, а любовь, человечески осмысленная, в той или иной степени одухотворенная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность. Человек может любить только человечески. Чисто по-животному он не может любить, как бы он этого ни хотел; он не может отринуть от себя свою человеческую природу. Всякий секс человечен и потому заслуживает названия человеческой любви. Неправы те, которые под сексом понимают чистую физику половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нравственное, социальное. Да, секс – физика, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески любовных отношений мужчины и женщины, как физическая сторона их любви. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопоставления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чисто животным отношениям. Мир любви так же велик и многообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей. Любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как деятельность она охватывает собой и половое общение мужчины и женщины, и вообще их отношения, и их отношения к родителям, детям, к другим, к окружающему миру. Иначе говоря, любовь мужчины и женщины не ограничивается рамками их полового общения, а как бы расходится кругами, охватывая другие их отношения, отношения к родителям, детям, родным, близким и т.д. Любовь – солнце жизни. Ее лучи расходятся во все стороны жизни, освещают все, даже самые отдаленные уголки человеческой жизни. И это касается прежде всего отношений с родителями и детьми. Любовь к родителям подготавливает половую любовь, а любовь к детям завершает, венчает ее. Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода реализуется в полном смысле лишь в этом триединстве: как любовь к родителям, как любовная связь и как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носят характера специальной деятельности. Тем не менее, это не просто чувства симпатии, приязни, противоположные ненависти. Вместе с любовной связью они находятся на одной линии продолжения рода, являются выражениями могучего инстинкта продолжения рода. Как деторождение, так и воспитание детей невозможны без любви. Полноценный человек может родиться и вырасти только в условиях любви, в ее лучах. Говоря о любви как факторе продолжения рода, нужно иметь в виду, что в человеческом обществе она имеет и другое значение – просто как фактор общения, как связь, скрепляющая-цементирующая отношения мужчины и женщины, как первичная социальная связь. Порой это второе значение любви оказывается единственным (для мужчин и женщин, не имеющих детей). В обоих своих значениях любовь раздвигает рамки конечной жизничеловека. Как фактор продолжения рода она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни во временном аспекте, означает выход за пределы конечного существования во временном смысле. А как фактор общения (как чисто любовная связь) она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни в пространственном аспекте, означает выход за пределы ограниченного пространственного существования. В самом деле, вступая в половой контакт, человек в буквальном смысле выходит за пределы самого себя, “вторгается” в чужое пространство. Вообще когда человек любит и любим, то его “эго” переходит в “альтер” и наоборот; он как бы растворяется в другом, отдает себя другому и одновременно обретает в другом самого себя, самоутверждается. О браке и семье Cупружество состоит не только из удовольствий, столь же преходящих в семейной жизни, как и в жизни вообще, – оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров. О. Бальзак 4, 152 Брак – это нравственный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо. Гегель 12, 38 Вообще разница между длительностью желаний и потенции мужчины по сравнению с привлекательностью, плодовитостью и здоровьем женщины создает при святости брака у европейцев несоответствие, способствующее подспудной борьбе и раздорам в семье, с одной стороны, разврату – с другой. Гегель. “Работы разных лет”. Т. 2. С. 552 … я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь… а без них держится до первого толчка. А.И. Герцен 4, 154 … без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова. А.И. Герцен 4, 154 Сожитие под одной крышей само по себе – вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она – что-то промежуточное между одалиской [наложницей] и служанкой, существо телесно близкое и умственно далекое. Ее не нужно днем, а она беспрестанно тут; мужчина не может делить с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен. А.И. Герцен 4, 154 … будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, – но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, – эти-то отношения главное. В них держава. Л.Н. Толстой 4, 156 Брак без любви чреват любовью вне брака. Б. Франклин 12, 39 Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: “Я недовольна тобою, прочь от меня”; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова. Н.Г. Чернышевский 4, 155 … жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт – это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное – ненадежно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали. А.П. Чехов 4, 158 О женщинах и мужчинах Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодарной должен заключаться идеал женщины. В.Г. Белинский 5, 245 Нет ничего опаснее, как связывать свою участь с участью женщины за то, что она прекрасна и молода. В.Г. Белинский Бывают мужчины, превосходящие говорливостью женщин; но никакой мужчина не обладает красноречием женских глаз. Вебер 1, 312 Ничто не побуждает в такой степени к добрым делам, как иметь свидетелем и судьей своего поведения любимую женщину, уважение которой желаешь заслужить. Вольтер 5, 244 Я ни в какой мере не являюсь сторонником господства женщин, но желал бы, чтобы мужчины брали женщин в товарищи и воспитывали их так, дабы они для того подходили. Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчин, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины. Д. Дефо 5, 243 Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними. Д. Дидро …мужчина не может испытывать удовольствие от жизни без женщины, а женщина не может удовлетворять свои потребности помимо мужчины. И.Кант Иные женщины, не понимая, как полезно бы сохранить свои счастливые природные качества, ослабляют их тем, что подражают жеманным и дурным манерам. Даже голос и походку они заимствуют. Уродуя себя, они смотрят в зеркало и не видят, как далеко они удалились от своей природы. Да, им приходится тратить много труда, чтобы меньше нравиться. Ж. Лабрюйер 5, 243 …Отношения мужчины к женщине – это течение двух рек одна вдоль другой; временами они почти сливаются, а затем вновь расходятся и текут дальше. Д.Лоуренс Женщина создана для того, чтобы нести гармонию. Марина Могилевская, киноактриса У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей. Ш. Монтескье 5, 244 Мы смеемся над женщинами, усердно следующими модам в одежде, а сами столь же усердно следуем модам в мыслях. О’Мэлли Настоящего мужчину делает соединение силы и нежности. Неизвестный автор Женщина, если она получит надлежащее образование и воспитание, может так же хорошо усвоить себе научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина. При этом главное условие только то, чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею. Н.И. Пирогов 5, 245 Умная женщина непременно должна почувствовать глубокое отвращение к тому мужчине, который в разговорах с нею никогда не может или не хочет забыть ее пол, то есть всегда говорит с нею как с женщиною и никогда не говорит с нею как умный человек с умным человеком. Д.И. Писарев Большинство мужчин любят лесть вследствие скромного мнения о себе, большинство женщин – по противоположной причине. Дж. Свифт Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми. Б. Фонтенель 6, 60 Равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом. В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 146) Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют. А.П. Чехов … женщины всегда являлись для меня силой, возбуждавшей лучшее в сердце моем. Ф.И. Шаляпин (“Маска и душа”) Сила женщины – в ее слабости. У. Шекспир. (“Укрощение строптивой”) * * * Мужчина выбирает, а женщина отбирает. Женский и мужской пол – два начала жизни. Женский пол воплощает сохранение и устойчивость; мужской пол -изменчивость и обновление. 8 О творчестве Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, как ум, как все нравственные свойства человека, и, пожалуй, как… руки, ноги… Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф.М. Достоевский Творчество – это единственная возможность у мужчин родить ребенка. Из к/ф «Два билета на дневной сеанс» Вдохновение есть живое расположение души к творчеству. А.С. Пушкин Мы все рождены только на то, чтобы рожать из себя новые создания, новые мысли, новую жизнь, как женщина – на то, чтобы рожать новых людей. Я твердо убежден, что от самого маленького человечка и до самого большого…, все только счастливы и спокойны, когда могут сказать себе: “Я сделал то, что мог”. Все остальное в жизни ничто. Прочее все бледно и слабо против этого чувства и радости. По счастию это наслаждение неиссякаемое, потому что в каждого вложен большой запас способности рожать. В.В. Стасов … чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. Л.Н. Толстой Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол. П.И. Чайковский … работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен… Вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение… Я научился побеждать себя. П.И. Чайковский * * * Творчество составляет самую сущность человека. Если человек не творит, то он либо раб, либо паразит. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений – это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по своему прав. Творчество – это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества” и “радость творчества”. Идея дает ключ к пониманию творческого процесса; благодаря ей этот процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный, в котором к результату приходят путем проб и ошибок, а как управляемый, осмысленный, разумно организованный процесс. Значение идеи для творческого процесса состоит в том, что она осуществляет переход от постановки задачи к ее решению. Как нельзя обойти момент перехода от поисков к решению, так нельзя перешагнуть через идею. Именно идея содержит в себе заряд нового – то, ради чего совершается творческий процесс. Ее возникновение и последующая реализация – непреложный закон творчества. Все коллизии творческих поисков и находок сходятся в идее, как в фокусе. Она – “душа” творческого процесса, его самодвижущий принцип. Между любовью и творчеством существует тесная связь. Любовь – это творчество живого, животворчество, а творчество – это любовь к истине, добру, красоте. Любовь без творчества ведет к застою жизни, к вечному повторению одного и того же. Творчество без любви бессмысленно и просто невозможно. Способности, талант, гений Десяток остряков не стоят одного талантливого человека, точно так же, как десяти талантам не заменить гения. А. Амиель 6, 205 Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы. О. Бальзак 6, 202 В какой бы сфере человеческой деятельности ни проявился гений, он всегда есть олицетворение творческой силы духа, вестник обновления жизни. Его предназначение – ввести в жизнь новые элементы и через это двинуть ее вперед на высшую ступень. Явления гения – эпоха в жизни народа. Гения уже нет, но народ долго еще живет в формах жизни, им созданной, долго – до нового гения. В.Г. Белинский Имя гения – миллион, потому что в груди своей носит он страдания, радости, надежды и стремления миллионов. И вот в чем заключается всеобщность его идей и идеалов: они касаются всех, они всем нужны, они существуют не для избранных, не для того или другого сословия, но для целого народа, а через него и для человечества. В.Г. Белинский (5, 661) Соч. Т. 3. С. 130 …что в народе бессознательно живет как возможность, то в гении является как осуществление, как действительность. Народ относится к своим великим людям, как почва к растениям, которые производит она. Тут единство, а не разделение, не двойственность. В.Г. Белинский. Соч. Т. 3. С. 664 Тысячи талантов лишь рассказывают о том, чем обладает эпоха, но только гений пророчески рождает то, чего ей не хватает. Гейбель 1, 321 Талант – это вера в себя, в свою силу. М.Горький 4, 124 Пытаясь понять, что роднит тех людей, которые дарили человечеству великие открытия, он (Фритьоф Нансен) находил у них общее: несгибаемую волю, каждодневный упорный труд, верность выбранной цели, умение не отчаиваться при неудачах и не предаваться самоуспокоению при первом успехе. Г. Кублицкий. (Из книги “Ф. Нансен”) Гений – это человек, чья жизнь в наибольшей степени совпадает с жизнью человечества. Интересы гениального ученого – это имманентные потребности развивающейся науки, стремления гения – это имманентные пути науки, успехи гения – это переходы науки с одной ступени на другую, высшую. Б.Г. Кузнецов. (“А. Эйнштейн”. М., 1963. С. 34) Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. М.Ю. Лермонтов 6, 201 Гении обладают одной привилегией – для них жизнь никогда не становится будничной, какой она бывает для всех нас. Лоуэлл 1, 319 Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. Д.И. Менделеев Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся. И.В. Мичурин Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно. М. Монтень 6, 209 Гений есть упорный труд и могучая мысль, сосредоточенные в одном направлении. И. Ньютон 5, 658 Каждая человеческая способность и каждая человеческая страсть, подобно каждому отдельному мускулу, развивается от частого упражнения и слабеют или атрофируются от бездействия. Д.И. Писарев Гений и злодейство Две вещи несовместные А.С. Пушкин (“Моцарт и Сальери”) Посредственных людей стараются быстро возвысить окружающие их посредственности, чтущие в них самих себя. Слава заурядного человека никого не обижает, скорее она является скрытой лестью для обывателя. Но совсем иначе обстоит дело с талантами; в них есть нечто дерзкое, за что принято платить глухой ненавистью и клеветой. А. Франс. (“Воззрение аббата Жерома Куаньяра”) Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. А. Шопенгауэр 1, 43 Талант работает, гений же творит. Р. Шуман 1, 321 Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Эдисон 1, 320 * * * Задаток -» способность -» талант -» гений Таланты развивают то, что создается гениями и подготавливают почву для появления новых гениев. Мало иметь талант, важно то, в каком направлении он проявляет себя. Талант может использоваться как на пользу людей, так и во вред им. Гений – творческий революционер; он создает не просто новое, а небывалое. Талант – тоже творец нового, но это новое – детализация и конкретизация того, что уже создано гением или намек, провозвестник того, что будет создано гением. Если гений и злодейство порой соединяются в одном человеке, то это говорит не об их совместимости, а о раздвоенности данного человека как личности. О замечательных людях …любовь и устремление к более высокому соединяет большую славу и величие с большей заботой, мыслью и болью. Дж. Бруно Великими людьми я называю только тех, кто оказал великие услуги человечеству. Вольтер 5, 656 Величия достичь злодей не может. Гете 5, 660 Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Г.В. Плеханов О т руде (трудолюбии, лени, праздности) Праздность – мать всех пороков. Античный афоризм 12, 192 Ленивые всегда бывают людьми посредственными в каком бы то ни было роде. Вольтер Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого. Жюль Верн Праздная жизнь – это преждевременная старость. Гете Дайте нам человека, который пел бы, выполняя свою работу. Он сделает больше, сделает лучше, проживет дольше. Т. Карлейль Самые счастливые дарования портятся от праздности. М. Монтень Праздность больше всех пороков ослабляет мужество. Ш. Монтескье 4, 168 От праздности происходит умственная и физическая дряблость. Д.И. Писарев Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. Д.И. Писарев Праздность – корень всякому злу… напротив того, постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию его должности в ее совершенстве. А.В. Суворов Бездействие гнетет и томит. Душа все равно, что пламя, которое надо поддерживать и которое угасает, если не разгорается все сильнее. А.В. Суворов Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью. Г.С. Титов Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни. Л.Н. Толстой 12, 259 Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. К.Д. Ушинский В ответ на слова И. Грабаря о том, что гении творят только «по вдохновению», П.И. Чайковский проговорил с досадой: "Ах, юноша, не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и его одного недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Советую вам, юноша, запомнить это на всю жизнь: «вдохновение» рождается только из труда и во время труда. Я каждое утро сажусь за работу и пишу. Если из этого ничего не получается сегодня, я завтра сажусь за ту же работу снова. Так я пишу день, два, десять дней, не отчаиваясь, если все еще ничего не выходит, а на одиннадцатый день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет. Упорной работой, нечеловеческим напряжением воли вы всегда добьетесь своего”. (И. Грабарь. Из воспоминаний) Праздная жизнь не может быть чистою. А.П. Чехов Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным. Ш. Фурье Работай по своему призванию. У. Шекспир 9 Коллективизм – индивидуализм Все время думаю о парадоксе: созидая социализм, отдавая предпочтение всему, что идет от коллектива, от коллективизма, мы много утратили из того, что касается индивидуальности, личности, если можно так выразиться, самости, человека. Надо исходить из того, что если есть сам, то все остальное есть мир. Как сказывается сегодня эта утрата! На многом, во многом. На качестве труда, На отношениях человека к человеку. На оценке его творческой потенции. Ценность самой личности у нас не выверена, не определена… И мы игнорируем эти проблемы… Хватит догматов, заранее представленных формул. Много их уже было, догматов и формул, тормозящих движение вперед, и мы должны уйти от нивелирования, обезличивания, стандарта. Всеобщая стандартизация во имя коллектива убийственна. Ч. Айтматов (1987 г.) Орлы летают в одиночку, овцы идут кучей. Бон 1, 345 Своеволье и закон, лицо и общество и их нескончаемая борьба с бесчисленными усложнениями и вариациями составляют всю эпопею, всю драму истории. Лицо, которое только и может разумно освободиться в обществе, бунтует против него. Общество, не существующее без лиц, усмиряет бунтующую личность. Лицо ставит себя целью. Общество – себя. Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить о них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение – безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь – только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом. А.И. Герцен[28] Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать. Древнеиндийская мудрость Возьмемся за руки друзья, чтобы не пропасть поодиночке. Б. Окуджава Веника не сломишь, а прутья по одному все переломишь. Поговорка Как вода размывает гранит, так и общество находится в вечной борьбе с индивидуальностью. Тезис: – Я стою на своем, – говорит каждый камень в природе. Антитезис: – Но я тебя все-таки размою, – отвечает вода. Синтез борьбы воды с камнем – плодотворная почва, на которой вырастает дерево. М.М. Пришвин[29] Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть. Сенека 15, ХСV Коллективизм – это отрава; с ним как с водкой надо норму знать. Анатолий Стреляный (“Путешествие в глубинку”) Я не баран и не собираюсь всю жизнь блеять одно и то же. Л.Н. Толстой * * * Нам не нужно единства во чтобы то ни стало, любой ценой. Когда говорят о положительном значении единства, то нередко вспоминают притчу о старике-отце и венике или принцип властителей “разделяй и властвуй”. При этом забывают, что единство любой ценой так же плохо, как и отсутствие единства. Когда индивидуализм распространен так же, как коллективизм, всеобщее оболванивание невозможно. Невозможны культ вождя, деспотизм, массовый террор и репрессии. Одно дело – коллективизм как естественное стремление людей к объединению, как добровольное их объединение для умножения сил. Другое дело – коллективизм как принцип официальной морали, как всеобщий принцип поведения людей. В этом случае коллективизм теряет естественность, добровольность и приобретает характер императива, принудительной нормы-меры, “удушения посредством объятий”. Вполне в соответствии со своей доктриной уничтожения частной собственности коммунисты абсолютизируют коллективистское начало человеческой природы. Эта абсолютизация фактически ведет к отрицанию человечности, к антигуманизму. Ведь человеческая природа и генетически, и поведенчески многообразна. Она представляет собой статистический разброс коллективистских, индивидуалистических и смешанных типов. Делая упор на коллективизме, коммунисты этим, мягко говоря, мешают жить большей части человеческого сообщества (индивидуалистическим и смешанным типам). Практика коммунистического строительства в ХХ столетии наглядно это показала. О дружбе, товариществе Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок. Ф. Бэкон 1, 298 Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. Ф. Бэкон Для дружбы любое бремя легко. Гей 1, 298 Я больше всего люблю друга за то, что у него есть недостатки, о которых можно поговорить. Гэзлитт 1, 299 Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных. Демокрит 9, 165 Любящие порицать других неспособны к дружбе. Демокрит 9, 165 Единомыслие создает дружбу. Демокрит 9, 166 Друг – это другой я. Зенон Дороже всех даров надежный друг. Еврипид В радости и друзья узнают нас, в несчастье – узнаем их мы. Коллинз 1, 299 Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал. Лессинг 1, 300 Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга – в житейских невзгодах. Менандр 1, 300 Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Неизвестный автор Мы не столько нуждаемся в помощи от наших друзей, сколько в уверенности, что эту помощь мы от них получим. Неизвестный автор Друзья познаются в беде. Поговорка Не в том суть, от кого ты родился, а в том, с кем ты водишься. Сервантес 1, 301 Дамон и Финтий! Вот безупречный образец дружбы равных. Два уроженца Сиракуз, не терпящие насилия, гордые, знатные пифагорейцы. Финтий был схвачен деспотом Дионисием II, заподозрившим его в покушении на свою жизнь, и приговорен к смерти. Дамон, знавший, что его друг жаждет проститься с семьей и уладить дела, предложил себя в заложники. Финтия отпустили домой на строго отсчитанное время. Оно, однако, миновало, а он не вернулся в указанный срок. Дамона отвели на площадь, и палач уже поднял секиру, когда, задыхаясь от бега, к плахе примчался осужденный. Народ, собравшийся к лобному месту, потребовал прощения смертнику и Дионисий II не только помиловал его, но и попросил столь верных друг другу людей стать его друзьями. Финтий и Дамон отказались. “Дружба – дар богов”, – считали древние. Г. Серебрякова (“Предшествие”) Если друг упрекает тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе еще не все. Т. Фуллер 1, 302 Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает. Т. Фуллер У истинных друзей все общее. Цицерон В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; без нее мир словно лишился бы солнца. Цицерон Единственный путь найти друга – быть им. Р.У. Эмерсон 12, 81 Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы. Эпикур 9, 220 Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой. Эпикур 9, 216 Не друг ни тот, кто постоянно ищет пользы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой; один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее. Эпикур 9, 221 Патриотизм, национализм, шовинизм Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме… Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. В. Г. Белинский. Из письма к Гоголю. – Полн.собр.соч. в 13 т., Х, с. 213. И дым отечества нам сладок и приятен. А.С. Грибоедов Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество – весь мир. Демокрит … узкая национальность не в духе русском. Ф.М. Достоевский Я люблю свободу больше, чем родину. М. Мамардашвили … нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, что равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, – поистине могут привести в отчаяние. А.С. Пушкин (из письма к Чаадаеву от 19 октября 1836г., написанного под впечатлением публикации первого “Философического письма”) Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. Сенека 12, 211 Патриот желает, чтобы Россия была лучше. Националист считает, что уже сейчас Россия – самая лучшая. В. С. Соловьев Любовь к отечеству – прекрасная вещь. Но еще более высокая – любовь к истине. П.Я. Чаадаев Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. Теперь прежде всего мы обязаны родине истиной. П.Я. Чаадаев Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать, но кто знает день, когда мы найдем себя среди человечества, и кто исчислит те бедствия, которые мы испытываем до свершения наших судеб? П.Я. Чаадаев (Первое философическое письмо) …я никогда не признавал той неприступной черты, которую иные заботливые и даже рьяные, но малосведующие патриоты непременно хотят провести между Россией и Западной Европой, той Европой, с которою порода, язык, вера так тесно ее связывают. Не составляет ли наша, славянская раса – в глазах филолога, этнографа – одной из главных ветвей индо-германского племени? И если нельзя отрицать воздействия Греции на Рим и обоих их вместе – на германо-романский мир, то на каком же основании не допускается воздействие этого – что ни говори – родственного, однородного мира на нас? Неужели же мы так мало самобытны, так слабы, что должны бояться всякого постороннего влияния и с детским ужасом отмахиваться от него, как бы он нас не испортил? Я этого не полагаю: я полагаю, напротив, что нас хоть в семи водах мой, – нашей, русской сути из нас не вывести. Да и что бы мы были, в противном случае, за плохонький народец! Я сужу по собственному опыту: преданность моя началам, выработанным западною жизнию, не помешала мне живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи. И.С. Тургенев[30] Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причин вне нас и скоро находим: “Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм…” Это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство! А.П. Чехов … самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бродяга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов pyr cai laz (кулаком и пятой – греч.) защищать все присущие этой нации недостатки и глупости. … индивидуальность стоит далеко выше национальности, и по отношению к каждому данному человеку первая заслуживает в тысячу раз более внимания, чем вторая. Вообще за национальным характером, так как в нем отражается толпа, никогда нельзя по совести признать много хорошего… Всякая нация смеется над другой, и все они правы. А. Шопенгауэр (“Афоризмы житейской мудрости”) * * * О любви к родине говорят либо поэты, либо демагоги. Любят родину не за то, что она хорошая и прекрасная, а за то, что она своя. 10 Об ошибках, недостатках и слабостях Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи. Абуль-Фарадж 4, 165 Всякое излишество есть порок. Античный афоризм 12, 183 … люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия… И люди малодушные также завистливы, потому что им все представляется великим. Аристотель 4, 163 Циник – это людская сова, бодрствующая в потемках и слепая на свету, охочая до падали и пренебрегающая благородной дичью. Г.У.Бичер 1, 34 Самодовольство – это самоуверенность глупости. П. Буаст 12, 213 Безделие обязательно ведет к пороку. Элина Быстрицкая Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь. Л. Вовенарг 4, 170 Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок. Страх впасть в заблуждение из-за своей активности – удобство и спутник заблуждения, проистекающего от абсолютной пассивности. Гегель. («Афоризмы», 44. – Работы разных лет. Т. 1. С. 540) Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины. К. Гельвеций 8, 200 Праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собою. Гиппократ 4, 162 Своеволен тот, у кого сильные желания и слабая воля. Р. Декарт 12, 219 Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. Демокрит Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие. Демокрит 9, 164 Самый большой недостаток людей состоит в том, что у них много маленьких недостатков. Жан Поль 1, 24 Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться.

The script ran 0.013 seconds.