Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Том Стоппард - Розенкранц и Гильденстерн мертвы [1966]
Язык оригинала: BRI
Известность произведения: Средняя
Метки: dramaturgy, prose_classic

Аннотация. Шекспир был не прав. На самом деле главными действующими лицами «Гамлета» был вовсе не рефлексирующий принц Датский и даже не тень его отца, а неприметные на первый взгляд придворные Розенкранц и Гильденстерн. В конце 80-х эта хулиганская версия «Гамлета» драматурга Тома Стоппарда вызвала грандиозный скандал.

Аннотация. Известная трагикомедия Тома Стоппарда – парафраз шекспировского «Гамлета», вернее, «Гамлет», вывернутый наизнанку. Мы видим хрестоматийный сюжет глазами двух второстепенных персонажей – приятелей Гамлета по университету Розенкранца и Гильденстерна. Их позвали, чтобы они по-дружески выведали у Гамлета причину его меланхолии. Они выполняют это поручение, потом соглашаются следить за Гамлетом и незаметно для себя становятся шпионами, потом – тюремщиками Гамлета, а потом погибают в результате сложной интриги, в которой они – лишь случайные жертвы. У Шекспира Розенкранц и Гильденстерн – предатели. У Стоппарда – несчастные люди, не понимающие, как они могли попасть в такой переплет, и не имеющие сил сопротивляться судьбе. Это два обычных, даже заурядных человека, – но только они выглядят нормальными людьми, все остальные персонажи шекспировской трагедии предстают одержимыми безумцами, занимающимися внутрисемейными «разборками», не смущаясь ничьим присутствием. Пьеса написана в 1966 г., а перевел ее на русский не кто-нибудь — а сам Иосиф Бродский.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 

– Да не для меня это... Гильденстерн – Ничего, скоро все будем дома – будем дома ждать погрома. Розенкранц – Не по нутру мне все это... Гильденстерн – В нашем доме домовой... Розенкранц – Голова раскалывается... Гильденстерн – Ходит книзу головой... Розенкранц (истерически). – Хва-атит!.. У меня ум за разум заходит, слышишь! В башке что-то застопорилось – точно намертво – какая-то мертвая точка – понял? И все это пахнет мертвечиной... Гильденстерн (тоном няньки). – Ну, ну... скоро будем не все дома... гм... ждать погрома... ну же... (Быстро.) Слушай, бывало с тобой когда-нибудь – внезапно – без всякого повода – идиотское ощущение, что не знаешь, как пишется «жена» – или «дом», – хотя сто раз писал эти слова – но ощущение такое, будто никогда не видел букв, стоящих в таком порядке? Розенкранц – Я помню, что... Гильденстерн – Ну? Розенкранц – Что было время, когда вопросов не возникало. Гильденстерн – Но они были. Эти или другие – не в том суть. Розенкранц – Скорей ответы. Ответы были на все. Гильденстерн – Просто забыл. Розенкранц (взрываясь). – Ничего не забыл – я всегда прекрасно помнил свое имя и твое тоже. О чем бы ни спрашивали – ответы были. Проблем не было – каждый знал, кто я такой. А не знал, так спрашивал, и я отвечал. Гильденстерн – Отвечал, да. Но вся штука в том, что твои ответы были... правдоподобны – но не инстинктивны. Вся наша жизнь – она так правдоподобна, что вроде какая-то пленка на глазах, – но случайный толчок, и перед тобой черт знает что. Полуреальная заря, полуреальный человек стоит в седле и колотит в ставни. Ничего, кроме плаща и шляпы, воспаряющих над землей в морозном облаке пара – из его же собственного рта, – но когда он. позвал – мы пошли. Мы пошли, это уж точно. Розенкранц – Ну, я, понятное дело, в этом уже по уши. Мне-то ведь все равно. Но ты почему ничего не придумаешь? Гильденстерн – Потому что не имеем права капризничать. Мы отмахали такой путь не для того, чтоб попасть на крестины. Все это устроилось до нас. И нам еще повезло, а то пришлось бы перерывать все святцы, как двум слепцам, громящим базар в поисках своих портретов... По крайней мере, у нас есть варианты. Розенкранц – Таким образом... Гильденстерн – Хотя нет выбора. Розенкранц – Ты поставил меня в дурацкое положение, с этими... Гильденстерн – Я и сам выглядел таким же дураком. Розенкранц (с тоской). – Что хочется понять, так ту причину. Гильденстерн (с издевкой). – О, даждь нам днесь приличную личину. Розенкранц (обессиленно). – Домой, я хочу домой. (Делает несколько шагов.) С какой стороны мы пришли? Я потерял ориентацию. Гильденстерн – Единственный вход: рождение, единственный выход – смерть. Какие тебе еще ориентиры? Они подходят друг к другу. Розенкранц – Мы никому ничего не должны. Гильденстерн. Мы влипли. Каждый твой поступок, пусть ничтожный, порождает другой, неизвестно где, неизвестно чей, а тот – третий и так далее, замкнутый круг. Так что смотри в оба и навостри уши. Будь осторожен и следуй инструкциям. И все будет в порядке. Розенкранц – До каких пор? Гильденстерн – Пока все не кончится само собой. Тут есть своя логика – все происходит само собой, не волнуйся. Расслабься и плыви по течению. Когда кто-то берет тебя за руку и ведет как ребенка – хоть ты давно уже потерял невинность, – это словно тебя вознаграждают, словно получаешь добавочную порцию детства, – и как раз тогда, когда меньше всего ожидаешь, – словно приз за хорошее поведение – или за то, что вообще не имел детства... Я – э-э-э – не слишком противоречу себе? Розенкранц – Не помню... Что мы тут вообще делаем? Гильденстерн – Нас же вводили в курс. Метаморфоза с Гамлетом. Ну, вспомнил? Розенкранц – А-а – что, он изменился? Внутренне и внешне и больше не напоминает... Гильденстерн – Ага, и мы должны его развлечь и под шумок разнюхать, в чем дело. Розенкранц – То есть что там еще помимо смерти отца. Гильденстерн – И он, мол, всю дорогу говорит о нас – нет двух людей на свете, которых – и так далее. Розенкранц – Значит, веселим его – выискиваем причину.... Гильденстерн – Именно. Главное – задавать наводящие вопросы, но чтоб в то же время не проговориться. В этом вся штука. Розенкранц – А после этого мы свободны, да? Гильденстерн – Точно – и щедро вознаграждены. Ибо король нас не забудет. Розенкранц – Замечательно. А что это, по-твоему, значит, что не забудет? Гильденстерн – Что он не забывает своих друзей. Розенкранц – Примерно сколько? Гильденстерн – Трудно сказать. Одни монархи страдают потерей памяти, другие, думаю, наоборот, и память у них... Розенкранц – Да, но... Гильденстерн – ...слоновья. Розенкранц – Меня не размер интересует, меня интересует – сколько? Гильденстерн – Памятливый – он очень памятливый король. Можно сказать, царственный должник... Розенкранц – Ты, собственно, о чем? Гильденстерн – Слова, слова. Это все, на что мы можем рассчитывать. Пауза. Розенкранц – Может, надо что-нибудь сделать? Что-нибудь конструктивное? А? Гильденстерн Что? Маленькую плоскую пирамиду из человеческих тел? Розенкранц – Может, сходить? Гильденстерн – Куда? Розенкранц – За ним. Гильденстерн – Зачем? Сами нас найдут. Не то будем тут кружить всю ночь, наступая друг другу на пятки. Расходятся в разные стороны. Розенкранц (у рампы). – Смешно. (Оборачивается.) Чувствую себя точно зритель – скверное дело. Это выносимо, только ежели свято веришь, что сию минуту явится кто-нибудь, кто тебя заинтересует... Гильденстерн – Видишь кого-нибудь? Розенкранц – Нет, а ты? Гильденстерн – Тоже. (Двигаясь к рампе.) Это довольно изощренная пытка, когда тебя заводят, а куда пустят, не говорят... (Пауза.) У нас нет практики. Розенкранц – Может, поиграем в вопросы? Гильденстерн – А что это даст? Розенкранц – Практику! Гильденстерн – Не вопрос! Один – ноль. Розенкранц – Свинство. Гильденстерн – Почему? Розенкранц – Я же еще не начал. Гильденстерн – Не вопрос. Два – ноль. Розенкранц – А это считается? Гильденстерн – Что? Розенкранц – Это считается? Гильденстерн – Очко. За повторение. Три – ноль. Кон. Розенкранц – Раз так, я не играю. Гильденстерн – Чья очередь? Розенкранц – А? Гильденстерн – Очко. Не акай. Ноль – один. Розенкранц – Кто теперь? Гильденстерн – Почему? Розенкранц – Почему нет? Гильденстерн – Зачем? Розенкранц – Очко. Без синонимов! Один – один. Гильденстерн – Что, во имя неба, происходит? Розенкранц – Очко. Без риторики! Два – один. Гильденстерн – И чем все это кончится? Розенкранц – Не догадываешься? Гильденстерн – Это ты меня спрашиваешь? Розенкранц – А тут есть другие? Гильденстерн – Кто? Розенкранц – Откуда мне знать? Гильденстерн – Зачем же спрашиваешь? Розенкранц – Ты это серьезно? Гильденстерн – А это не риторический вопрос? Розенкранц – Нет. Гильденстерн – Не вопрос. Два – два. Поровну. Розенкранц – Что это с тобой нынче? Гильденстерн – Когда? Розенкранц – Что? Гильденстерн – Да ты не оглох ли? Розенкранц – Не сдох ли? Гильденстерн – Да или нет? Розенкранц – А разве есть выбор? Гильденстерн – А Бог есть? Розенкранц – Очко. Не трепли всуе. Три – два. Кон. Гильденстерн (серьезно). – Как твое имя? Розенкранц – А твое? Гильденстерн – Я первый спросил. Розенкранц – Не вопрос. Один – ноль. Гильденстерн – Как тебя называют дома? Розенкранц – А тебя? Гильденстерн – Когда я дома? Розенкранц – Дома тебя зовут по-другому? Гильденстерн – Где – дома? Розенкранц – У тебя нет дома? Гильденстерн – Почему ты спрашиваешь? Розенкранц – К чему ты клонишь? Гильденстерн (с нажимом). – Как тебя зовут? Розенкранц – Уже было. Два – ноль. В мою пользу. Гильденстерн (глядя на него с яростью). – КЕМ ТЫ СЕБЯ ВООБРАЖАЕШЬ?! Розенкранц – Риторика. Я выиграл. (Пауза.) Чем все это кончится? Гильденстерн – Вот вопрос. Розенкранц – Вопрос вопросов. Гильденстерн – По-твоему, это имеет значение? Розенкранц – А для тебя это ничего не значит? Гильденстерн – А почему это должно значить? Розенкранц – Какое имеет значение, что это значит? Гильденстерн (поддразнивая). – Значит, для тебя ничего не значит, какое это имеет значение? Розенкранц (резко оборачиваясь). – Что все это означает?! Пауза. Гильденстерн – Не имеет значения. Розенкранц (голосом вопиющего в пустыне). – ...Что это за игра? Гильденстерн – И какие у нее правила? Из кулисы в глубине сцены появляется Гамлет, он бредет через сцену, читая книгу; Гильденстерн замечает его в последнюю минуту, когда он уже исчезает. (Быстро.) – Розенкранц! Розенкранц (подпрыгивает). – Что? Гамлет выходит. Гильденстерн и Розенкранц обмениваются довольными улыбками. Гильденстерн – Ну, как получается? Розенкранц – Сам видишь. Гильденстерн – Естественно? Розенкранц – Инстинктивно. Гильденстерн – Дошло? Розенкранц – Снимаю шляпу. Гильденстерн – Пожмем руки. Они пожимают друг другу руки. Розенкранц – Теперь дай я попробую – Гильденстерн! Гильденстерн – Постой, не так – захвати меня врасплох... Розенкранц – А, понял. Они расходятся. Пауза. (Обращаясь к Гильденстерну.) – Готов? Гильденстерн (взрываясь). – Идиот! Розенкранц – Прости. Пауза. Гильденстерн (внезапно). – Гильденстерн! Розенкранц – Что? (И сразу падает духом.) Гильденстерн (с отвращением). – Бессмысленно. Ты ни на что не годен. Чего ж ты хочешь?.. Розенкранц (тихо). – Хочу быть дома и лежать в постели... Гильденстерн (обессиленно). – О, даждь нам днесь семь дней в неделю... Слышны шаги. Розенкранц – Кто это там? Гильденстерн – Ты его не узнал? Розенкранц – Он – меня. Гильденстерн – Он тебя не видел. Розенкранц – Я его тоже. Гильденстерн – Ну, еще увидитесь. Я едва его узнал, так изменился. Розенкранц – Ты так считаешь? Гильденстерн – Полная метаморфоза. Розенкранц – С чего ты взял? Гильденстерн – Внутренне и внешне. Розенкранц – Ясно. Гильденстерн – Совершенно другой человек. Розенкранц – Изменился. Гильденстерн – Я так считаю. Слышны шаги. – Выяснить, что его давит... Розенкранц – Меня? Гильденстерн – Его. Розенкранц – Как? Гильденстерн – Вопрос и ответ. Старый добрый способ. Розенкранц – Он помешался. Гильденстерн – Ты спрашивай – я буду отвечать. Розенкранц – Это уже не он, знаешь. Гильденстерн – Сейчас он – это я. Шаги. Розенкранц – Тогда кто я? Гильденстерн – Ты – это ты. Розенкранц – А ты – это он? Гильденстерн – Почти. Розенкранц – Ты что, свихнулся? Гильденстерн – Это идея. Готов? Розенкранц – Постой чуть-чуть. Гильденстерн – Я свихнулся. Розенкранц – Я вижу. Гильденстерн – Выясняй, каким образом. Розенкранц – Ясно. Гильденстерн – Вопрос и ответ. Розенкранц – Как я должен начать? Гильденстерн – Обратись ко мне. Розенкранц – Мой милый Гильденстерн! Гильденстерн (спокойно). – Ты что – все забыл? Розенкранц – Мой милый Розенкранц! Гильденстерн (сохраняя контроль). – Похоже, ты не все понял как следует. Попытайся представить, что я отвечаю за него, а ты задаешь мне вопросы. Не мне, а ему. Розенкранц – А-а... Готов? Гильденстерн – Ты понял, что нужно? Розенкранц – Что? Гильденстерн – Ты что – совсем дурак? Розенкранц – Пардон?

The script ran 0.01 seconds.