Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Голубятня на жёлтой поляне [1982-1983]
Известность произведения: Низкая
Метки: child_prose, child_sf, sf, Фантастика

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 978-5-699-10778-0 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 608 Описание: Две повести и роман-трилогия примыкающие к циклу «В глубине Великого Кристалла». В оформлении переплета использована иллюстрация В. Терминатова. Содержание: Владислав Крапивин. Я иду встречать брата (повесть), c. 5-34 Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия), c. 35-450 Владислав Крапивин. Голубятня в Орехове, с. 37-202 Владислав Крапивин. Праздник лета в Старогорске, с. 203-331 Владислав Крапивин. Мальчик и ящерка, с. 332-450 Владислав Крапивин. Серебристое дерево с поющим котом (повесть), c. 451-606 Примечание: Рисунок на обложке технически безграмотен. Такая железная дорога не сможет работать. Присмотритесь: рельс здесь уложен сразу на деревянные шпалы, накладка лежит поверх рельса и на самом краю каждой шпалы. У вагона вдалеке всего четыре колеса, причем колеса не объединены в колесные пары. У вагона есть габариты и переходная площадка, но отсутствует автосцепное и подвагонное оборудование. Доп. тираж 2007 года - 3000 экз. Доп. тираж 2007 года - 5000 экз.

Аннотация. Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов - «Тех, которые велят». Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск...

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

– А что было делать? В чужой дом соваться без спросу?.. Мы позволили себе только одну невежливость. Уже из люка наш тогдашний капитан, Лёва Замятин, сказал им: "Ну и фиг с вами, хрустальные болваны". Игнатик улыбнулся. Алька оживлённо спросил: – А они ответили? – Ответили, – соврал Яр. – Зажгли слова: "Фиг с тобой, Лёва". Данка тоненько засмеялась. И вдруг отчаянно вскрикнула, слетела с нар. По шероховатой доске ползло странное существо размером с жёлудь. Не то жук, не то шмель с короткими крылышками. Оно слабо двигало ножками, скребло отвисшим брюшком по дереву. Оно тускло поблёскивало, как свинец. За ним ползли ещё два таких же существа. Чита, Игнатик и Алька следом за Данкой шарахнулись с нар. – Вот о н и… – вздрагивая, сказал издалека Чита. – Кто? – спросил Яр, передернувшись от отвращения. – Ну, э т и… из которых состоит туча. Яр пересилил себя и нагнулся над насекомым. Скорее всего, это был шмель. Яр потянул к нему палец. – Не трогай! – взвизгнула Данка. Яр поморщился и тронул шмеля. Между пальцем и шмелём проскочила синяя искра. Палец ощутимо кольнуло. Яр отдёрнул руку. – Электрические твари… Да не бойтесь, поодиночке они не опасны. Противно только… Шмель, выпустив заряд, перевернулся на спину, дёрнул ножками и съёжился. Яр опять задел его, искры не было. – Сдох, – сказал Чита. Подскочили Игнатик с Алькой, обломками досок трахнули по шмелям – по живым и по издохшему. Игнатик был бледный, и на лбу у него искрились капельки. Он часто переглатывал. Яр взял за крылышко раздавленного шмеля. Тот оказался удивительно тяжёлым – как свинцовая пуля. Из лопнувшего брюшка свисал комок внутренностей – что-то вроде смолы с жёлтыми прожилками. "Ничего похожего на простое насекомое", – подумал Яр. Зажмурился от брезгливости и кинул шмеля в огонь. На пальцах осталась жирная металлическая пыль, похожая на графитную смазку. – Наверно, они в щель под дверью пролезли. Пойду заложу,– сказал Чита и с короткой доской стал подниматься по лесенке. – А может, оттуда залетели? – Игнатик посмотрел на отверстие под потолком. Отдушина была высоко, да и заткнуть нечем. Но и не надо было затыкать. Чернота вверху исчезла. Виднелось синевато-серое вечернее небо, а в нём – лёгкое облачко, освещённое отблеском заката. Наступила ночь. Притихшие ребята улеглись на твёрдых нарах. Яр заставил их сдвинуться плотнее, укрыл распахнутым пиджаком. Сам не лёг, сидел у огня. Часы текли незаметно. Яр умел настраивать себя так, чтобы время бежало быстро. Он не думал ни о чём важном. Завтрашний день покажет, что делать. А пока Яр смотрел в огонь и вспоминал костры – те, что он с друзьями разжигал в детстве на пустырях и лесных полянах. Иногда оглядывался на ребят. Данка спала, положив голову на Читино плечо. Чита лежал на спине, Данкины длинные волосы щекотали ему подбородок, он смешно морщился во сне. Яр осторожно вынул у него из нагрудного кармана очки – вдруг повернётся и раздавит. Убрал их с книгой на край лежанки. Игнатик и Алька спали, уткнувшись друг в друга носами и перепутавшись испачканными в пыли и копоти ногами. Тёплый воздух шёл от очага на ребят, им не было холодно, и всё же Яр тихонько расправил на них пиджак… …Среди ночи проснулся Алька. Сел. Посмотрел на Яра, сказал со вздохом: – В желудке всё засохло… – Ничего, – строго заметил Яр. – Никто не умер оттого, что сутки поголодал. – Да я не про голод. Пить хочется. Яр понял, что ему самому хочется пить. Очень. Но ему – это ладно. А как быть с ребятишками? Жажда – штука скверная. Словно откликаясь на эти мысли, проснулись остальные. Яр умоляюще посмотрел на Альку: "Не надо про воду". И тот понял. Но Игнатик облизнул губы и спросил: – А воды нет? – Откуда? – хмуро сказал Чита. Данка тоже провела языком по губам. Промолчала. Когда они пили последний раз? Во время купанья. Примерно полсуток назад. Не такое уж большое время прошло. Но если знаешь, что нет воды, пить хочется в десять раз сильнее. К тому же днем все пережарились на солнце, а потом перегрелись у пламени. Яр почувствовал, будто у него в горле и желудке сухой песок. На это, конечно, наплевать. Но если то же самое чувствуют остальные… В отдушине под потолком ласково сияла звёздочка. – Схожу на разведку, – сказал Яр. – Яр, не ходи! – Игнатик рывком придвинулся к нему. – Я не долго. И ничего со мной не будет. Меня не берут ни электричество, ни излучение и ничто другое. К тому же все заряды наверняка ушли в сырой песок… Я скоро вернусь. – Не делайте этого, Яр, – веско сказал Чита. – Неизвестно, чем это кончится. – Известно, – улыбнулся Яр. – Я найду несколько пустых бутылок, вымою их в реке и принесу воды… Братцы, да вы не бойтесь. Я бывал во всяких переделках и всегда возвращался. Здесь дела-то на пять минут… Больше он не стал ничего говорить. Не стал прощаться. Взял пиджак. Легко взбежал к двери и сверху оглянулся. Последнее, что он заметил перед уходом, – повисшего в углу у очага бормотунчика. Яру показалось, что бормотунчик шевельнулся. "Охраняй ребят", – мысленно попросил его Яр. И щёлкнул пальцами, чтобы отогнать всякую беду. Прикрыв за собой тяжёлую дверь. Яр осмотрелся. На стенах Львиного зала танцевали отблески. Неяркие, но заметные. В окно Яр увидел, что над берегом горят несколько домов. Ровное пламя перебивалось похожими на лиловые звёзды вспышками. Яр пошёл к выходу на крепостной двор. Под ногами с легким электрическим треском лопались шмели. Над башнями светилось бледное небо июньской ночи. Ясное, с редкими звёздочками. Через маленькие сводчатые ворота Яр выбрался на обрыв. Пахло речной водой, влажным песком. На западе, у горизонта, запрокинувшись, висел круто изогнутый месяц. На дальнем берегу, будто не было никакого нашествия, мигали спокойные огоньки. Яр подобрал в зале шесть старых бутылок и теперь держал их в охапке. Спускаться с такой ношей по сыпучему обрыву было немыслимо. Пришлось искать иную дорогу. Метрах в ста от крепости Яр обнаружил тропинку. Здесь берег был не такой крутой, тропинка плавными изгибами уходила к воде по заросшим откосам. Яр спустился. Река тихо плеснула ему навстречу. Яр быстро, но тщательно вымыл бутылки. Наполнил их. Подосадовал, что нет пробок, придётся нести так. Прижимая скользкие бутылки к пиджаку, Яр двинулся к тропинке. Крепость чернела на светлом небе, громадная и бесформенная. Потом силуэт крепости изменился. Сломался. Яр ногами ощутил упругий толчок земли. Крепость осела, стала оползать, рассыпаться, съезжать в реку. Башни раскалывались, превращались в груды… Лишь через несколько секунд до Яра дошел нарастающий гул. Глава третья ПЕРЕЙТИ РЕКУ… 1 Жёлтый закат над рекой был громадный, но тусклый. В воздухе словно рассеяли медную пыль. Вода отражала закатное небо во всю ширину, от берега до берега. Пароход натужно дышал котлами и шлёпал по воде досками гребных колес. Яр стоял на нижней палубе, у сетчатых перил с обшарпанным спасательным кругом. Вода отваливалась от низкой пароходной скулы жёлтыми пластами. В жёлтой воде была тоска. Она была везде – внутри Яра и вокруг. И не было ничего, кроме жёлтой тоски. И быть не могло. …Яр плохо помнил, как оказался на пароходе. Кажется, он сидел на берегу, на мокрой коряге, когда к нему подошли два бородатых матроса и один сказал с неловким сочувствием: – Чего же так сидеть-то?.. Пойдёмте, мы вас довезём до Чайной Пристани, а там видно будет. Или это после сказали? Да, сначала он долго шёл по берегу, потом увидел пароход, приткнувшийся носом прямо к бурой крутизне глинистого откоса. Сел. С квадратного высокого мостика его окликнул пожилой капитан в мятой фуражке. – Вы к нам? – У меня билета нет, – бессмысленно отозвался Яр. – Это неважно. Купите здесь. Яр машинально поднялся на палубу. Капитан сошёл навстречу. Оглядел перепачканный костюм Яра. – Вы из Орехова? Ступайте в четвёртую каюту, там свободно. "У меня нет денег", – хотел сказать Яр, но не сказал. Потому что это не имело значения. Ничто не имело значения. В каюте он долго сидел на узкой клеёнчатой койке и смотрел, как рябит на стене отражение воды. Стукнули в дверь, вошёл морщинистый и седоусый пассажирский помощник. Осторожно проговорил: – Вы бы почистились… Потом побриться можно, у нас тут парикмахерская, мастер приличный. – Ладно, – сказал Яр. В тесной ванной кабинке он вычистил, как мог, пиджак и брюки. Он делал это механически. Думал он об одном: о чудовищной груде камней, земли и песка, в которую превратилась крепость. Даже не думал, а просто видел перед собой этот песок и эти камни. …Как отчаянно он тогда метался среди кирпичных завалов. Как старался их разгрести, вгрызался в щебень, стремился собственным телом пробить тысячетонную тяжесть! Конечно, он вёл себя не как скадермен. Он потерял от страха и тоски голову. Он понимал, что надежды нет, и не хотел это понимать, пытался окровавленными пальцами разрыть руины цитадели. Потом кинулся к городу. Его остановили какие-то люди в комбинезонах. Остановили решительно, велели убираться – в город нельзя. Обозвали идиотом, когда он начал говорить о крепости. В городе погибли и ранены сотни людей, кто сейчас будет заниматься цитаделью! Там нужны десятки машин и годы работы. Но, видимо, отчаяние Яра было таким, что два человека пошли с ним. С полчаса лазили по сыпучим глыбам обвала. Потом пожали плечами и оставили Яра одного. Яр до рассвета разгребал осыпи. Пытался найти какую-нибудь щель, ход, лазейку. Среди кирпичей он увидел стоптанную ребячью сандалету. Алькина? Она не могла быть Алькиной. Алька остался там, под десятками метров каменной толщи. Все остались… А почему он, Яр, не остался? Яр осторожно поставил сандалету на камень и стал спускаться к воде. Какой смысл разгребать камни? Если даже он чудом пробьётся внутрь, то… То, что он найдёт, уже не будет Алькой, Игнатиком, Данкой, Читой… Яр долго брёл вдоль воды и оказался на пароходе. …Из кармана пиджака выпала тонкая кожаная книжица. Яр машинально поднял. Это был плоский бумажник. В нём оказалось несколько четырехрублёвых ассигнаций и квитанция страхового общества на имя Я. Охты – видимо, Данкиного отца. То ли Данка специально сунула бумажник для Яра, то ли он лежал в кармане с давних времён… "Вот и деньги на билет", – механически подумал Яр и снова сунул бумажник в карман. И нащупал там какую-то жёсткую бумагу. Вроде открытки. Это был фотоснимок. Тот, что сделали вчера в фотоавтомате. Игнатик, Алька, Чита и Данка стояли с Яром живые-живые, весёлые-весёлые. И мысль, что теперь они растёрты каменными глыбами, стиснула Яра новым отчаянием. Он с полчаса стоял, прижимаясь лбом к острому косяку, и не было ни мыслей, ни дыхания, ни ощущений. Был только протяжный молчаливый крик. Вой тоски и боли. И он не приносил облегчения… Потом Яр заставил себя выпрямиться. Стараясь больше нь смотреть на снимок, опустил его в карман. Умылся. Сходил к парикмахеру, который сбрил отросшую за сутки щетину. Купил у пассажирского помощника билет. Ушёл на нос парохода, на нижнюю палубу, и стоял там до вечера. Один раз подходил помощник, звал обедать в салон. Яр покачал головой. Больше его не беспокоили. Пассажиры то ли обходили Яра, то ли их не было совсем. В мире осталась одна жёлтая тоска. Смесь боли и безнадёжности. Яр никогда не думал, что может быть т а к а я тоска. Даже когда умерла мама, что-то светило впереди. Сквозь бешеное горе, сквозь режущее до крика отчаяние. Что-то оставалось в жизни. Хоть самую капельку. Потому что были друзья. Был Космос, о котором он мечтал. Была серьёзная ласковая девочка Галка, которая утешала его, как раньше в тяжёлые часы утешала мама… Чтобы жить, человек должен любить. Кого-то или что-то. Яр любил. Сначала маму, а ещё Славку, Димку, Валерку, Юрика. Потом Галку. Галинку, Галину… Заранее любил будущего Юрку. Галина не смогла понять этой любви и понять, что такое Космос, тоже не смогла. Юрка так и не родился. Яр ушёл в бросок на Меркатор… Он продолжал любить: товарищей, тайны планет и Пространства. Потом наступило время, когда товарищи стали уходить один за другим. Тайны Космоса оказались не важнее того, что осталось на Земле. Но и то, что осталось, ушло в прошлое. Что ж, Яр продолжал любить прошлое. А когда понял, что этого мало, в рубке крейсера появился Игнатик. Это началась вторая жизнь. Судьба дала волшебную ниточку, ниточка связала Яра с теми, кому он по-настоящему нужен. Судьба (или сказка, или Космос, или собственная печаль Яра) подарила ему светлоглазого Игнатика, похожего на Юрку, о котором он когда-то мечтал… Яр говорил неправду вчера у очага. О том, что скоро уйдёт. То есть он ушёл бы на крейсер, но не насовсем. Вернулся бы на Планету. Он сам тогда этого не понимал, а теперь знал. Но какой смысл знать это т е п е р ь? Зачем он ушёл из крепости? Сейчас Яру казалось счастьем остаться с ребятами до конца. Хоть до какого конца. Лишь бы вместе… Никогда не будет этого "вместе". Ничего не будет. Кроме жёлтой тоски. Куда от неё уйти? Яр ушёл бы, не медля ни секунды. В воду или головой о камни. Но он боялся. Не смерти. У него было смутное ощущение, что там, за гранью, где исчезает всё, желтая тоска останется… Яр плыл, не думая куда и зачем. Он взял билет до какой-то Чайной Пристани, потому что при нём упомянули это название… На низком левом берегу, за лугами и кустарниками, встал на фоне заката город. Силуэты острых колоколен, башен со сквозными окнами, высоких крыш, пологих арок и крутых мостиков между балконами. Своим чётким рисунком город разбил сплошную желтизну. Так разбивает монотонную мелодию дождя посторонний звук: звон капель о донышко пустого ведра или чей-то неожиданный голос. Яр удивился, что он ещё может замечать посторонние вещи. Думать о них. Зачем ему какой-то город? После того, что случилось… И всё же он смотрел. А город разрастался, словно кто-то разматывал чёрное кружево на подсвеченном тускло-жёлтом сатине… Яр оторвался от поручней и поднялся в рулевую рубку – стеклянную будочку на верхней палубе. Капитан был здесь. Что-то тихо говорил бородатому рулевому. Оба посмеивались. – Что это за город? – спросил Яр. Капитан обернулся. В его очень светлых старческих глазах отражалась желтизна. – Город? Яр кивнул на левый берег. – Да это, собственно, не город, – неохотно сказал капитан. – А что же? – Да в общем-то город… Но не совсем. – Всё-таки что же там? – Да вам-то что? – удивлённо проговорил капитан.– Вы же с другой стороны. – Я вас не понимаю, – резко сказал Яр. Капитан озадаченно потёр подбородок. Чуть наклонившись, он разглядывал Яра. Яр сказал: – Я хочу здесь сойти. Это возможно? – Здесь? – Да. Капитан совсем растерялся: – Но вы ведь, кажется, из Орехова? – Ну и что же? – Но… тогда получится, что вы перешли реку. – Я не знаю местных обычаев, – угрюмо бъяснил Яр. – Что случится, если я перейду реку? Это запрещено? – Это, конечно, не запрещено… Пожалуйста. Но здесь нет пристани. – Ладно, я доплыву… – Нет, что вы! Я прикажу спустить лодку… Желание пассажира – закон. Только… – Если это трудно, не надо, – сказал Яр. – Это не трудно. Дело только вот в чём… Вы отвергаете предрассудки, вы, конечно, правы. Сам я тоже… Но, понимаете, матросы… Они все с высокого берега. Я не могу им приказать. То есть, разумеется, могу, но потом… Это ничего, если лодка не будет касаться земли и вы пройдёте немного по воде? – Ничего, – сказал Яр. – Спасибо, капитан. Через две минуты пароход уронил в жёлтую воду литой якорь. Течение медленно развернуло судно кормой к закату. С кормы спустили плоскодонку. В неё сошли два старых матроса, они поглядывали на Яра хмуро и нетерпеливо. Яр кивнул капитану и прыгнул в лодку. Матросы гребли молча. В полусотне шагов от берега началась отмель, весло подняло со дна песчинки. – Хватит, друзья, – сказал Яр. – Спасибо, тут я добреду. Матросы повеселели: – Будьте здоровы… Счастливо вам. – И дружно погребли к пароходу. По колено в тёплой воде Яр пошёл к берегу, выбрался на траву. Тоска чуть-чуть ослабла. Правда, сильно болело сердце, но от этого было даже легче: боль отвлекала от мыслей. Яр медленно зашагал через высокую траву. Листики и колоски липли к мокрым брюкам. Город приближался, вытягивая в небо чёрные башни и заслоняя жёлтый закат. Было тихо и безветренно. Но вдруг от реки прилетел ветерок, закрутил над верхушками травы маленькие спиральные вихри. Они побежали к городу впереди Яра. 2 Город начинался сразу, без привычной окраины с домиками и огородами. Высокие каменные дома с крутыми крышами вставали из травы и кустов. Яр ступил на гранитные плиты улицы. Улица была пуста. И, видимо, весь город был пуст. Ни шагов, ни отдалённых голосов. Ни одного лица за стёклами и узорными решётками окон. Впрочем, несколько раз Яру показалось, что вдали мелькнули бесшумные фигуры. Но это могли быть просто вечерние тени. Яр не удивлялся тишине и безлюдию. Ещё на пароходе у него появилось ощущение, что в городе никого нет. Город казался таким же одиноким, как Яр. Но в этом одиночестве улиц, башен, старых домов не было горечи. Было только усталое спокойствие. И оно коснулось Яра. Так бывает у мальчишки, когда во время большой беды, среди безудержных слёз наступает передышка. Мальчик умолкает, ощутив на себе чью-то ласковую руку, и вдруг замечает, что кругом тишина. Яр шёл, не думая, куда идёт. Поворачивал с улицы на улицу. Огибал башни с полукруглыми амбразурами, проходил по чугунным узорчатым мостикам через заросшие овражки, в которых бормотала вода. В сумраке овражков мигали редкие жёлтые огоньки. "Светлячки, что ли?" – подумал Яр. И поймал себя на том, что в нём шевельнулось чуть заметное любопытство. Полного равнодушия уже не было. И поменьше стало болеть сердце. Яр пригляделся к домам. Их сложили из тёмно-розовых и серых камней. Камни были шероховатые, словно посыпанные крошкой. Среди них кое-где светлели мраморные блоки и плиты с буквами, знаками и барельефами. Буквы были незнакомые, знаки – непонятные. А на барельефах чаще всего встречался одномачтовый кораблик с кругло надутым парусом и длинным флагом. Дома стояли вплотную друг к другу. Иногда над улицей были перекинуты крытые мостики с башенкой посредине. На одной из башенок Яр увидел часы. Ржавые стрелки на чёрном циферблате показывали двадцать минут третьего – часы явно стояли. Над циферблатом сидела серая большая птица, похожая на спящего орла. Яр подумал, что это украшение. Но птица подняла голову, глянула с высоты ни Яра, махнула метровыми крыльями и шумно унеслась вдоль улицы. Она словно разбудила ветер. Вернее, стайку ветерков, которые пробежали над плитами тротуаров, над круглыми булыжниками мостовой, подняли спиральные столбики пыли. Ветерок зацепил на стене изорванную бумагу. Видимо, это была старая афиша. Бумага моталась и шелестела. Яр увидел на серых лоскутах бледные буквы: КИ– НОФ… Потом ещё: "Если ты не…" "Что н е?" – машинально подумал Яр. Это было странно – афиша. Сколько времени она, даже очень старая, может провисеть на стене и не истлеть, не исчезнуть? Значит, люди покинули город не очень давно? А кажется, что целый век назад. Впрочем, дома были целы. Яр не заметил развалин и большого запустения. Только в одном из переулков прямо посреди мостовой рос между булыжниками тополёк. У него от проснувшегося ветра хлопали друг о друга листья. Яра обрадовало это живое лопотанье листьев… Хотя что значит обрадовало? Радоваться он не мог. Но почему-то показалось, что это хороший знак. "Какой знак? Что может быть хорошего?" – тут же г орько усмехнулся Яр.Но пошёл по переулку, где рос тополёк. И вышел на большую площадь. На другой стороне уступами поднимались зубчатые стены, а над ними узкие многоярусные башни – то ли сторожевые вышки, то ли колокольни монастыря. На площади стояли тонкие колонны. Целый лес. Наверху их смыкали между собой лёгкие пологие арки. Ряды этих арок уходили к дальним стенам. Под арками кое-где висели колокола. Разные: и совсем маленькие колокольчики, и великаны. Что это? Необычная монастырская звонница? Или громадный концертный зал, где на колоколах играли неизвестную теперь музыку? Как непохоже это было на тот знакомый, почти родной Орехов, где Яр встретил ребят. И всё же что-то смутно знакомое чудилось в городе. Может, память о давних играх или детских сказочно спутанных снах? В небе давно исчезла желтизна, однако полные сумерки не наступали. Над городом висело яркое облако. Солнце из-за горизонта бросило в него красноватые лучи. и облако расцвело. Оно освещало город мягким рассеянным светом. Ласково розовели колонны и арки, на плиты площади словно осела светло-оранжевая пыль. Лишь бронза колоколов оставалась тёмно-зелёной и чёрной. Яр пошёл по плитам, и ему не хотелось, чтобы площадь и ряды колонн кончались. Идти бы так бесконечно – среди розоватого света и тишины, которые приглушили тоску, притупили боль. Потому что если кончится этот путь – дальше что? "Что?" – словно в стороне раздалось это щёлкающее слово. "Что-что-что-что…" Это были не слова. Это щелкали по камню лёгкие шаги. Справа, из тёмной густоты парковых деревьев, появился мальчик. Яр остановился. Мальчик шагал легко и беззаботно. Несколько раз он оглянулся на деревья, словно ждал, что его догонят приятели. Яра мальчик не замечал. Он прошёл совсем недалеко. Темноволосый щуплый мальчишка лет двенадцати. В клетчатой рубашке, с блестящим ранцем за плечами. Ранец подпрыгивал при каждом шаге. Будто мальчик, чем-то довольный, возвращался из школы. Какая здесь школа, для кого? Да и время позднее, и каникулы… Впрочем, кто знает… Окликнуть? Сказать: "Послушай, я здесь один. Я не знаю, как быть. Помоги". Яр доверял мальчишкам больше, чем взрослым, он не постеснялся бы попросить о помощи. Но о какой? Мальчик вдруг остановился. Он стоял в двух десяткак шагов и теперь смотрел на Яра. Будто спрашивал: "Хочешь что-то сказать?" Яру нечего было сказать. Мальчик быстро улыбнулся, нашарил что-то в кармане (как Игнатик нашаривал свечку), сел на корточки и размашисто нарисовал на камне какой-то знак. Выпрямился, переливчато засмеялся и побежал, теряясь за колоннами. Рассыпались сухие щелчки подошв, а потом с края площади донесся звонкий оклик: – Серёжка, ну скоро ты?! И ещё чей-то отдалённый топот. И всё стихло. Яр постоял и подошёл к рисунку на плите. Там был начерчен крест со стрелками на концах: указатель на четыре стороны. И ещё одна стрелка – из центра перекрестья в сторону. Такой знак любил рисовать на асфальте Юрка. 3 Яське нравилось барабанить. Нравилось придумывать всякие боевые марши. Стучишь в барабан, а за тобой будто встаёт армия. Качаются султаны на киверах, полощут знамена, блестят вскинутые палаши. Как в старой книжке про Бородино. Давно уже порвался и пропал игрушечный барабан. Яська успел закончить четвёртый класс, но игру свою не разлюбил. Когда в доме отключали газ и мама посылала Яську за керосином, он выбирал дорогу подлиннее, переулки попустыннее и шагал по ним, выбивая марши на донышке жестяного бидона. И в тот раз он тоже маршировал вдоль косого забора, у которого росли подорожники и дикая ромашка. Он топал под марш "Атака голубых гренадеров". И на тропинку прямо перед Яськой прыгнул с забора мальчишка в полосатой майке. У мальчишки были непонятные продолговатые и широко сидящие глаза. Он смотрел серьезно. Яська отступил и сказал: – Ты чего? Он не любил драться и не умел быстро знакомиться. Мальчишка улыбнулся беззлобно, доверчиво. – Я так… Я слышу, кто-то каждый день барабанит. И вчера, и позавчера… – Потому что керосина третий день в лавке нет. Вот и хожу… – насупленно объяснил Яська. – Ага… Я вчера в щёлку поглядел, тебя увидел. А сегодня ты опять идёшь… Яська посопел. Он не знал, что сказать. – Я тут живу, – мальчишка кивнул на забор. Здесь наш сад. – А-а… – Меня Юрка зовут. А тебя? – Ярослав. – Ух ты! – восхитился Юрка. – Какое княжеское имя. Тогда Яська улыбнулся: – Юрий ведь тоже княжеское… Небо хмурилось, потянул серый ветерок, спиральный столбик пыли пронёсся по тропинке. Яська переступил – защекотало ноги. Юрка сказал: – Говорят, что если в такой маленький смерч бросить ножик, на нем капелька крови покажется. – Ага, я слыхал, – согласился Яська. – Только это не смерч, а вихорёк… Ты кидал ножик? – Не… – вздохнул Юрка. – Я тоже. – Потому что жалко, да? Яська смущённо кивнул: – Вдруг правда кровь будет. Тогда, значит, они живые… Прогремело за крышами. Юрка поглядел вверх. – Скоро польёт… Пошли ко мне, переждём… Дома у него на большом столе был город. Из бумаги, из картона, из пенопласта. Сказочный город, где перепутались старинные замки и телевышки, терема и небоскрёбы ростом с карандаш. Была маленькая железная дорога и морской залив из голубой бумаги, застеленной мятым целлофаном. И кораблики в порту. Потом Яська и Юрик часто играли вместе у этого города… И вообще они часто играли вместе. Юрик прибегал к Яське во двор и скоро стал полноправным обитателем голубятни. В конце лета, вечером, была игра в сыщики-разбойники. Яська и Юрик убегали от Димки, Валерки и Славика. И ещё от большой компании соседских, ребят. Юрик рисовал на асфальте знаки-указатели: четыре стрелы на четыре стороны света. Можно было такой знак и оставить: ищи, где хочешь. Но Юрик всегда играл честно. Он пририсовывал пятую стрелку: она смотрела в ту сторону, куда они с Яськой скрывались. Стрелка не помогла тем, кто их догонял. "Сыщики" отстали. Яська с Юриком отсиделись в акациях циркового сквера, вышли на улицу. Было пусто. В конце улицы закат разукрасил узкие облака. – Пойдём посмотрим город, – шёпотом предложил Юрик. Яська удивился: не видал он, что ли, города? Только сегодня клеили новый дом с часами на башне! – Да нет, не тот город, – чуть виновато улыбнулся Юрик. – Знаешь, бывает такая штука… Я сам не знаю, почему. Когда вот такой закат, надо забраться на старую водокачку, и с неё видно, будто незнакомый город появляется на горизонте. Башни всякие, стены, крыши… Далеко-далеко… Яська понял, что Юрик делится своей тайной. И очень захотелось тоже увидеть дальний непонятный город. – Давай. Только не пойдём к водокачке по Южной. Лучше мимо кино. – Почему? – удивился Юрик. – Ну… – Яська замялся. Но Юрик доверил ему свою тайну, и Яська не стал скрывать свою, хотя и неприятную: – Там магазин "Спорттовары"… а в витрине этот… ну, дурак такой, манекен в альпинистском костюме. Я его не люблю. У него рожа такая… Улыбается, а глаза злющие. Будто всё время следит… Я его зову Наблюдатель. Будто он шпион какой-то. – А, знаю, – сказал Юрик. – Я как мимо него пройду, так какая-нибудь неприятность делается, – вздохнул Яська. – Вчера, вот гляди, локоть ободрал. Запнулся, да ка-ак брякнусь, а он, гад, смеётся… А весной прошёл рядом с витриной, и мама заболела… И ещё всякое было… Юрик серьёзно кивнул: – Я понимаю. Только этого типа уже нет в витрине. – Как? – радостно подскочил Яська. – Его сегодня убрали, я сам видел… – Юрик хихикнул. – Совсем голого… И знаешь что? У него в груди почему-то дыра. Вот такая. Будто прострелили ядром. – Тогда пошли! – с облегчением сказал Яська. Но они не ушли далеко. Встретилась мама Юрика. Она была то ли встревожена, то ли очень опечалена. – Юра, домой… Ясик, ты извини, у нас важное дело. Яська растерянно остался на тротуаре. Юрик (он сам ничего не понимал) слабо помахал рукой: до завтра. Но завтра Юрика не было. Он уехал с матерью накануне вечером, уехал насовсем и – неизвестно куда. Потому что случилась беда: от них ушёл отец. Яська узнал это через несколько дней. Своего отца Яська не помнил. Ему хватало мамы. Но, значит, это очень большое горе, когда уходит отец. Такое, что люди от него уезжают на край земли и даже некогда проститься с другом… И маленький Яська поклялся на веки веков, что если он вырастет большой и у него будет сын, он никогда-никогда не бросит сына. А знаки со стрелками, которые в тот вечер нарисовал Юрик, целую неделю ещё белели на асфальте. Пока не пошли дожди. 4 Яр постоял над знаком, который начертил незнакомый мальчик. Едва ли он для Яра его нарисовал. Наверно, просто играл… Яр повёл медленным взглядом, куда показывала, вырываясь из креста, пятая стрелка. А куда она показывала? Просто на левый край площади, где громоздились тёмные дома. В одном месте они были раздвинуты щелью переулка. Яр пошёл к этому переулку. Он начал смутно надеяться на что-то. На что, не мог понять: той беде, что случилась вчера, помочь было невозможно. И всё же он шагал с ожиданием какой-то перемены. Облако над городом погасло. На площади стало сумрачно, а в зажатом высокими домами переулке оказалось совсем темно. И тепло: ещё не остыли нагретые дневными лучами камни. Где-то опять простучали быстрые шаги. Что-то крикнул в отдалении звонкий голос. И вдруг Яр увидел, как над головой, на верхних этажах неярко зажглись окошки. Их было немного – три или четыре на весь переулок. "Всё-таки кто-то живёт здесь", – подумал Яр. Свет в окнах казался спокойным и ласковым. Впрочем, скоро окна скрылись из вида. Переулок вильнул и вывел Яра в совершенно тёмную улицу. Вернее, в прямой проход между глухих стен. Стены были неровные, с выступами и каменными подпорками. Кое-где на них смутно белели выложенные из плиток узоры и неясные буквы. Но не было ни одного окна. Дорога между стенами поросла травой. В траве очень громко трещал ночной кузнечик. Стены были высокие. Небо, ещё не совсем погасшее, висело над Яром неширокой синевато-серой полосой. Эта полоса в конце улицы делалась очень узкой. Там в небо врезался тонкий силуэт башни. Верхушка её была похожа на шахматную фигуру. Впереди засветился крошечный жёлтый квадратик. Яр, сам не зная отчего, ускорил шаги. Кузнечик в траве надрывался от треска. Чёрная башня вырастала над Яром, уходила точёной вершиной в высоту. Улица упиралась в основание башни. Это здесь и горело оконце. Метрах в трёх от земли. Под ним Яр, приглядевшись, различил дверь. Не старинную, а простую, как в комнате обычной квартиры. Яр не колебался. Нащупал ручку и потянул. Он увидел… А что он увидел? Ничего особенного. Пустую комнату с цементным полом и грязными исцарапанными стенами. Под потолком горела мутная лампочка. У стены валялись разломанные ящики и бочонок. Вот и всё. Яр ощутил, как возвращается к нему прежняя тоска. Он беспомощно и всё же с остатками надежды осмотрелся. За грудой ящиков была, кажется, ещё дверь. Он торопливо шагнул туда. Правильно, дверь. Даже две. Грязные, в чешуе облупившейся краски… А это что? Что это?! В узком простенке, зацепившись лапкой за ржавый крюк, висел бормотунчик. Конечно, это был другой бормотунчик. Не из платка, а из полинялой трикотажной тряпицы (скорее всего, из обрывка мальчишечьей майки). И лицо его нарисовано не сажей, а мелом. Но выражение улыбчивой рожицы было таким знакомым… Яр замер. Он понимал, что бормотунчиков умеют делать многие мальчишки на Планете и что этот, забытый и разрядившийся, висит здесь в запустении с давних времён. И всё-таки… Бормотунчик вдруг шевельнулся. Уцепился за крюк второй ручкой, покачался. Спросил голосом капризной куклы: – Ты зачем пришёл? Слушать? Хочешь правдивую, красивую, прекрасную сказку про ветерков? – Кто тебя сделал? – шёпотом спросил Яр. Бормотунчик нервно дёрнулся: – Ты спрашиваешь? Это вопрос? Я могу ответить лишь на один вопрос! Потом кристаллы разрядятся. – Нет-нет, – испуганно сказал Яр.– Не отвечай. Я задам другой вопрос. – Поскор-рей,– недовольно потребовал бормотунчик. Яр знал, о чём спросить: "Скажи, как вернуться на крейсер". Надо вернуться. Здесь нечего делать. Некого ждать, не на что надеяться. А очнувшись у пульта, Яр сможет вспомнить Планету и ребят как сон. Светлый и страшный. Он убедит себя, что это т о л ь к о с о н. Ничем другим это и не может быть. И жёлтая тоска больше не тронет Яра. "Тронет, – сказал вечный спорщик, который сидит внутри каждого из нас. – Потому что не сон это. И от себя не убежишь". "Но что мне делать здесь?" "А что делать т а м?" Яр, понурившись, рассматривал замызганный цементный пол. "Тебя позвали с ю д а", – настойчиво толкнулась мысль. "Но тех, кто позвал, теперь нет!" "Зато есть надежда…" "Какая?" – горько усмехнулся Яр. Он удивлялся, что эта надежда – слабенькая, беспомощно-детская – нет-нет да и шевелилась в нём. Будто может произойти неожиданное. Такое, что ослабит беду и как-то утешит Яра. Что могло ослабить, как утешить? И на кой чёрт утешение? Был нарушен какой-то закон, детство не повторяется, поэтому всё кончилось так страшно… – Ты скоро? – нетерпеливо дёрнулся бормотунчик. – Сейчас, сейчас, – прошептал Яр. А что "сейчас"? И он беспомощно проговорил: – Ну скажи, что мне делать?.. Бормотупчик закачался. Хихикнул. – Ты хитрый. Ты решил задать сто вопросов в одном… Хо-ро-шо!.. Хочешь вернуться – иди в правую дверь. Хочешь чего-то другого – иди в левую… – Чего другою? – вырвалось у Яра. – А того, что…– Бормотунчик вдруг пискнул и беспомощно повис. Успел выдавить угасающим голоском: – Дурак ты… – Прости, я не хотел,– с испугом сказал Яр. Бормогунчик висел тряпичным кульком. "Прости", – ещё раз подумал Яр. Перед ним были две двери. Боясь раздумывать, Яр ухватился за ручку левой. Рванул. За дверью была почти такая же комната. Лишь поменьше и почище. На дощатом столе валялся на боку большой продырявленный барабан и горела, оплывая, очень толстая свеча. В углу на драном тюфяке спал Игнатик. Глава четвертая ИГНАТИК 1 Белый домик стоял на мысу, над спокойным зеленоватым заливом. Каменный, широко застеклённый, с плоской крышей и решётчатой башенкой маяка. В домике находилась диспетчерская служба порта. Порт был крошечный. Его деревянные причалы прятались в бухточке за мысом. Большие суда к ним не совались. Торчал здесь голубой катер береговой охраны, да отстаивались днём крутобокие мотоботы рыбачьих артелей. Перед закатом они уходили на ночной лов. Диспетчерская главным образом и работала для промысловых экипажей. К домику примыкал неказистый павильон с пышной чёрно-золотой вывеской: Бар У НЕПТУНА ЗА ПАЗУХОЙ Здесь был постоянный приют не занятых ловом рыбаков и свободных от дежурства диспетчеров. Яр зашёл к "Нептуну", когда солнце уже катилось к морю и делалось оранжевым. Бармен Чёрный Яков, маленький, похожий на подростка, но с морщинистым личиком, обрадовался: – Яр! Давно не заходил! Кружечку, а? – Табаку, Яков. Пачку "Субмарины". – Пачку "Субмарины" и кружечку. А? – Мне через час на вахту. – Кружечка холодного "Бомбардира" перед вахтой – самое дело, – уверенно сказал Яков. Яр засмеялся: – Ну, давай. Кружка была из мятой тонкой жести, пиво сквозь неё холодило ладони. Яр оглянулся. У больших бочек, заменявших столы, было почти пусто. "Вот и хорошо", – с облегчением подумал Яр. Но тут же его окликнули: – Эй, Яр! К нам иди… У окна с частым переплётом "ошвартовались" двое: болтливый маячный мастер с длинным прозвищем Пауль Верхняя Душа и механик с мотобота "Креветка" Захар Лира. Захар был молодой, слегка ленивый, с широким бабьим лицом. В отличие от многих, нелюбопытный. У него в доме Яр снимал для себя комнатку. Разговаривать не хотелось, но обычай требовал: зовут – подходи. Нарушать поселковые обычаи Яр остерегался. Пауль Верхняя Душа суетливо подвинул ящик из-под консервов. – Ты садись, садись, Яр, садись с нами. А то, гляжу, всё один да один. Сумрачный что-то. Служба, что ли, не ладится? – Служба нехитрая, – обронил Яр и спрятал за кружкой лицо. – А чего же тогда? А? – Не копай ты чужую душу, Пауль, – с зевком сказал Захар. – Мало ли что у человека. Мы вот в одном доме живём, я и то не копаю. – А чего и не копнуть? – не согласился Пауль. – Иногда копнёшь, а человек выскажется, и бывает ему облегчение… – Да всё у меня нормально, – сказал Яр. – Ты, дядя Пауль, покопался бы лучше в своём фонаре. А то в пятницу с какого-то сейнера запрашивают: "У вас что за маяк? Мыс Грива или Белый Бык?" "Грива, – говорю, – вы что там, перепились все до полного побеления? Бык на семьдесят миль южнее". "А какого же растакого дьявола, – кричат, – у него зелёные проблески через пять секунд, как на Бычьей мигалке, а не через две, как про вас в лоции написано?" И открытым текстом как выдадут про наш маяк всё, что думают… – Ну, этот факт особый, критика эта в чём-то правильная, – слегка обиделся Пауль Верхняя Душа. – Только я вижу так, что про маяк ты заговорил, чтобы разговор увести от себя. Дело, конечно, совершенно твоё. А мне просто в душе больно смотреть, если кто ходит понурый… Сперва ты вон какой бойкий был, да всё не один, а с мальчонкой. Чего его не видать-то, приёмыша твоего? – Какой же он приёмыш? Он с родной тёткой живёт. – Тётка тёткой, да и не родная она, а бес её знает какая. А за тобой-то он, бывало, как пришитый ходил… "Да замолчи ты, дубина", – тоскливо подумал Яр. И сказал: – У него свои дела, мальчишечьи… – Свои-то свои… Он, конечно, парнишка вроде смышлёный. И вежливый такой, только от нашей ребятни всё в сторонке держится. Со взрослыми нормально, а мальчишек здешних боится, что ли. Мне с башни всё видно… – Не привык ещё, – сказал Яр. – По старым друзьям тоскует. Я же говорил, у него друзья погибли в обвале… Пауль повздыхал, закивал, хотел опять заговорить, но язык у него стал потяжелее: во время беседы они с Захаром пропустили по паре кружек. – Пора… – Яр поднялся. В баре прибавилось посетителей. У двух бочек устроились компании по три человека. Дымили трубками. Оранжевое солнце пробивало зеленоватые клубы дыма, которые поднимались к потолку – к запылившимся моделям парусников и стеклянным шарам, оплетённым сизалевыми сетками. Шары – это были поплавки от сетей. Ещё недавно такой поплавок Яр подарил Игнатику… Яр резко шагнул к выходу. Чёрный Яков закричал из-за стойки: – Яр! Что же ты, а? После одной кружки не уходят! А, Яр? – На вахту же… Но тут его заметили другие. – Яр! Подсаживайся! – Давай, давай, Яр! Четверо – не пятеро, садись к нам… – Не могу, ребята, надо Стефана менять. Время. – Ну, что Стефан? – сказал со своего места Пауль. – Стефан молодой, подежурит ещё часок. Я вот пойду и скажу: "Ты, Стефан, подожди. Яр не часто с нами сидит, пускай побудет у Якова, а ты ещё подежурь маленько…" Дай мне, Яков, кружку, я отнесу Стефану. "Ну и пусть", – устало подумал Яр. Стефан и в самом деле мог подождать, нравы здесь были простые. Яр подошёл к бочке, за которой тянул пиво диспетчер Феликс. Он Яру нравился. Молодой ещё, но кряжистый, русобородый, по-стариковски спокойный. На первый взгляд он казался даже мрачным. Но глаза были ласковые и какие-то беззащитные. Кроме Феликса сидели тут механик поселкового кинотеатра Дымок – совсем мальчишка – и старый мастер канатного дела Антон Хвост, такой же разговорчивый, как Пауль Верхняя Душа. Феликс улыбнулся. Дымок солидно крякнул и сделал глоток, а старый Антон заговорил: – Садись, Яр, садись… Яша, ты нам принеси!.. Я вот смотрю, Яр, ты у нас целый месяц, а к здешней жизни всё не приспособился. Будто из другого мяса ты… – Я человек с той стороны,– вздохнул Яр. – Та сторона, эта сторона – предрассудки собачьи, – басовито сказал Дымок. – Может, и предрассудки. Только откуда они взялись, вот вопрос, – осторожно проговорил Яр. Феликс отвёл глаза и подавил улыбку. Старый Антон нелепо развеселился: – Вопрос – это хорошо! Любопытному человеку интереснее живётся. Ты давай вопросы-то, мы, может, все тут и разберёмся! – Хорошо. Что такое нашествие? – неожиданно для себя громко сказал Яр. В баре замолчали. Потом кто-то мелко засмеялся. Дымок солидно проговорил: – Чушь это. Никаких нашествий не бывает. – Бывают, – сказал Яр. – Это шмели-то? – отозвался старый Антон.– Ну да, ну я знаю. На той стороне… А что шмели? У нас сроду не было… – Это не просто шмели, – разозлившись, сказал Яр. Феликс поцарапал бороду. Он был изрядно под хмельком, но сейчас посмотрел трезво. – Яр, когда вулкан или цунами… вот, как на Жёлтых Камнях, например… никто же не спрашивает – что такое? Природа… – Довели матушку-Планету, вот она и плюётся, – Сказали у соседней бочки.– И нечего тут искать других объяснениев… – Кто довёл? – спросил Яр. Старый Антон захихикал. Дымок, важно улыбаясь, курил. Феликс ласково проговорил: – Яр, ты как с другой планеты, честное слово… – Я и так с другой планеты, – ничем не рискуя, сказал Яр. Старый Антон засмеялся, закашлялся, хлопнул по спине Дымка так, что у того вылетела трубка. – Дым, пошли за пивом. Яков там уснул, не несёт… Дымок важно поднял трубку, и они с Антоном двинулись к стойке. Феликс царапал мундштуком латунный обруч бочки. – Яр, ты хороший парень… Жаль, ты у нас не задержишься. – Почему не задержусь? – Ты сам знаешь. Тебе не это надо… Вопросы у тебя… – А что, здесь не любят тех, кто спрашивает? Феликс улыбнулся: – Не здесь… Яр, ты совсем ничего не боишься? "Боюсь потерять Игнатика", – подумал Яр, но это никого не касалось. – Я пока не знаю, чего надо бояться… – Ну и правильно! – вдруг пьяно сказал Феликс и грохнул кулаком по бочке. – Так и надо!.. Яша! Поставь, милый! Слышишь? Поставь ту пластинку! Один-то раз. Для Яра… Шум в баре поутих. Яр оглянулся на стойку. Яков улыбался. Улыбка – беззубая щель на чёрном обезьяньем лице. С полки, из-за пёстрых бутылок, он достал плоский пакет, вынул пластинку, подул на неё. Положил на диск проигрывателя… Стало совсем тихо. Солнце окуналось в море, стеклянные поплавки у потолка уже не блестели, но лампы ещё не зажглись. Скрытый за моделью галиона динамик зашипел. Потом ударил тяжёлый аккорд гитарных струн, пошла медленная мелодия. И глуховатый мужской голос запел: Когда мы спрячем за пазухи Ветрами избитые флаги И молча сожжём у берега Последние корабли, Наш маленький барабанщик Уйдёт за вечерним солнцем И тонкой блестящей льдинкой Растает в жёлтой дали. Это пел явно не артист. Но пел хорошо, по-настоящему. Со скрученной печалью и нарастающей жёсткостью. Яр вспомнил песчаный обрыв у крепости… От горького пепелища, От брошенных переулков, Где бьют дожди монотонно По крышам, как по гробам, От злой измены, что рыщет В домах опустелых и гулких. Наш маленький барабанщик Уйдёт, не сдав барабан… Издалека, сначала незаметно, вошел, вплёлся в песню голос мальчишки (у Яра сжало горло). Но есть утешенье – как будто Последний патрон в обойме, — Последняя горькая радость, Что каждый из нас был прав. И вот потому над Планетой Шагает наш барабанщик — Идёт он, прямой и тонкий, Касаясь верхушек трав… Кончилась песня, прошли секунды тишины. Потом загорелись лампы – будто свет в кинозале после окончания фильма. У бочек задвигались, закашляли. Кто-то сказал: – Да-а… Гордые были мальчики. – Ну а что с того, что гордые? Сгорели, а толку… – Не накликать бы чего… Ты, Яков, тоже… смотри… – Да что мы, не люди, что ли? – громко спросил Феликс. Вернулся Пауль Верхняя Душа. – Ну вот, я сказал Стефану. Ты, Яр, не волнуйся, он подежурит, сколько надо. Мы с ним там посидели, он говорит: конечно, пускай Яр погуляет, если охота, а я, говорит, побуду за него, а потом он за меня, дело такое… – Что это за песня была? – спросил Яр у Феликса. – А вот, – опять хмелея, отозвался Феликс. – Это про тех ребят, которые тогда поднялись в Морском лицее, в городе… Дело давнее, а песня осталась. – Как поднялись? Против кого? – Против кого… Знать бы… Не хотим, мол, и всё. Карабины порасхватали с учебными патронами. А зачем эти хлопушки, если пожар. Это тебе не шмели… Феликс макнул бороду в кружку. – А в каком городе? – спросил Яр. – У реки? – Ну, я же говорю: в Городе. Он один тут, Город… – Феликс, а почему он пустой? – Никто не живёт, вот и пустой. Вроде музей, заповедник… – А почему не живут? – Не хотят – и не живут. Ты сам попробуй в пустом-то городе… "Чёрт, – беспомощно подумал Яр. – Хоть бы одного человека найти, который скажет…" – Я видел там людей, – резко бросил он. – Врёте вы все тут. Люди там живут и ничего не боятся. Весёлые люди. – Сколько их – весёлых – там? – совершенно трезво сказал Феликс.– Это те, кто смог… А если разобраться, какой смысл? "Ни в чём нет смысла", – подумал Яр. – Ладно, ребята, пора Стефана менять. – Да подождёт он, Стефан-то, – заговорили с трёх сторон. – Ты, Яр, об этом не думай, ты к нашей компании привыкай. Вот и народу прибывает, посидим, споём наши рыбацкие… А вопросы, ну их, Яр, к чёрту… В баре и правда становилось людно. За окнами темнело, но ещё видна была дорога от посёлка к мысу. Вверх по дороге тянулись завсегдатаи "Нептуна". Появился высокий мужчина с бородкой-эспаньолкой и в круглых конторских очках, которые к его бородке совершенно не подходили. Это был начальник местной береговой охраны по прозвищу Шериф. – Иду, слышу, музыка тут играет, – сказал он Якову. Яков засуетился, раскрутил шипучий пивной кран. – Старую пластинку играем, – заговорил мастер Антон. – Садись, Шериф, вон к Захару, их трое. Мы для Яра тут пластинку играли, такое вот дело. – Яр, привет, – Шериф протянул руку. – Ты как-то говорил, что хочешь своего мальчонку на катере покатать. Завтра идём в Новый Свет браконьеров гонять. Пойдёте с нами? – Завтра я на вахте до вечера, – вздохнул Яр. – Ну, тогда на той неделе… Пауль, сто гарпунов тебе в верхнюю и нижнюю душу! Почему твоя коптилка на башне опять мигает вразнобой, как пьяная курица? Я вот составлю донесение… Пауль поперхнулся и засеменил к выходу. Там он столкнулся с краснощёкой крупной женщиной. Она заговорила с порога: – Рыболовы! Мужичка моего здесь нету? Говорит, в рейс пошёл, а сам небось встал тут на прикол да наливает цистерны? Посыпались шуточки. Смысл их сводился к тому, что "мужичка" здесь нет и что он в самом деле пошёл в рейс, но не за рыбой, а к какой-нибудь красотке. – А и пусть провалится совсем, – говорила женщина и шагала среди бочек. – Мне от него чего надо-то? Ключ от погреба с собой унёс, пустая бутылка, а в погребе у меня банки для черешни. Будем теперь с Игнашкой замок сбивать… Яков, дай-ка спичек да полдюжины свечей, в погребе-то хоть глаз выколи… А, Яр! Здравствуйте, Яр! Это была тётка Игнатика. Яр встал. Она подошла. – Что-то не заходите к нам… – Зайду. Работы много. Дело новое, вникаю… А Игнатик почему перестал ко мне забегать? – Я и сама удивляюсь. Всё на чердаке сидит. То змея клеит, то вертушки ветряные делает. Я говорю: "Ну, с ребятами не играешь – дело твоё, а почему к дяде Яру ходить перестал? Он с тобой смотри как по-хорошему, на лодке катал, лук со стрелами сделал, курточку вон какую подарил, а ты…" – А он? – тихо спросил Яр. – А он чего?.. "Зайду, – говорит, – обязательно. Вот доделаю, – говорит, – эту штуку и пойду…" А глаза вниз глядят. Может, провинился перед вами? – Да нет, что вы, – сказал Яр. Вместе с тёткой Игнатика он пошел к выходу. ("Яр, да подождёт Стефан-то!" – кричали вслед.) Вечер был тёплый, начинали трескотню ночные кузнечики. Тётка вдруг вздохнула и призналась: – Боюсь за Игнашку я. Нездешний он какой-то. Не в том дело, что с другой стороны, а вообще… Сегодня стали свечки искать, чтобы в погреб лезть, нашли огарок, а он его взял и смотрит, смотрит. Потом я гляжу, а глаза у него мокрые… Вы бы поговорили, Яр, узнали, что с ним такое делается. – Я бы поговорил, – с горечью сказал Яр. – Но он же не приходит… – Он придёт. Я накажу, чтобы завтра же… – Пусть придёт… Ну, скажите ему, что я соскучился, – беспомощно попросил Яр. 2 В тот вечер, когда Яр нашёл Игнатика, они остались в комнате со столом и свечой. Никуда не пошли. Ни о чём не говорили. Игнатик вздрогнул и открыл глаза, едва Яр наклонился над ним; коротко вздохнул, вцепился в Яра, прижался лицом к его пиджаку. И так они сидели долго-долго. И наконец Игнатик уснул. Яр положил его на тюфяк и уснул рядом. И последнее, что он помнил, был толчок страха: не приснился ли Игнатик? С таким же страхом он проснулся. Свеча догорела, пахло растопленным стеарином. В оконце бил утренний луч. Игнатик сидел над Яром на корточках: грязный, босой, похудевший, в порванной рубашке, с чёрными царапинами на лбу и на ногах. Улыбался осторожно и печально. Яр со странной, закаменевшей радостью придвинул Игнатика к себе. Шёпотом спросил: – Как ты уцелел? Игнатик шмыгнул носом, потёрся щекой о рукав Яра. – Я не знаю… Бормотунчик сорвался с проволоки, заковылял под лестницу, а я за ним побежал. Думаю, куда это он? А там щель… Большая щель, вроде как ход какой-то. Он туда, я тоже туда. Потом всё задвигалось, сверху что-то навалилось… Яр, я сразу понял, что крепость поползла! Думал, что всё. Тут меня, кажется, щебнем завалило… Ну, я раскопался кое-как, а там такой длинный-длинный каменный коридор. Назад хода не было, я пошёл по коридору… – А потом? – Я шёл, шёл… Будто сто лет. Яр, это, наверно, ход под рекой. Я утром выбрался, а мне люди говорят: "Ты с той стороны?" Я говорю: "Не знаю". Они говорят: "Если с той стороны, садись на поезд, он идет до станции Мост. А там вернёшься к себе…" Два дяденьки и женщина, добрые такие, дали хлеба, посадили в вагон… – А что за станция? Она здесь? – Да не здесь… Я в вагоне спрашиваю: "Скоро станция Мост?" А все на меня смотрят, как на ненормального. Потом говорят: "Это же в другую сторону…" Я тогда сошёл на полустанке, чтобы на обратный поезд пересесть. А поездов нет и нет. Я пошёл к реке. Думаю: переплыву как-нибудь. Если под землёй прошёл, почему нельзя обратно переплыть? А потом смотрю – вот этот город… – Пустой… – сказал Яр. Игнатик кивнул: – Ага… Только не совсем пустой. Я так умаялся, лёг ка траву у фонтана и заснул. А меня кто-то поднял и понёс. Я даже проснуться как следует не мог… Потом проснулся уже здесь. Смотрю: на столе хлеб и кружка с водой. Я поел и опять заснул… Яр, я даже не думал, что ты меня так скоро найдёшь… Яр, а ребята? Они живые?.. Яр! Ну ты чего молчишь? Игнатик заглянул Яру в лицо и заплакал. Через час они ушли из города, который солнечным утром казался ещё более пустым, чем в сумерках. Съели огрызок хлебной корки, который лежал на столе, умылись у фонтана, булькавшего одинокой струйкой, и ушли. Игнатик сказал, что у моря, километрах в сорока от города, есть рыбачий посёлок и там живёт его тётка. Правда, незнакомая, он про неё только слышал, а никогда не видел, потому что жили на разных сторонах. Но всё-таки тётка. – А почему, если на разных сторонах, то нельзя видеться? – спросил Яр. – Почему запрещено переходить реку? – Да нисколько не запрещено, – отозвался Игнатик. – Просто считается, что это принесёт беду… Да теперь уже всё равно. Игнатик больше не плакал, он стал сумрачно-деловитым. Уже за городом, когда шли на север по высокой луговой траве, он сказал: – Поживём в посёлке, а там решим, что делать. В Орехов нам возвращаться ни к чему… – Тик… Если мы не вернёмся, кто расскажет родителям Альки, Данки и Читы про всё, что было? – Я напишу письмо из посёлка, – хмуро сказал Игнатик. – Читаным папе и маме. Они-то уж точно уцелели, они были за городом. А остальные – кто знает… – Письмо дойдёт? – Письмо-то дойдёт… Яр, ты сможешь быть рыбаком? – Не пробовал, Тик… А зачем? – Яр… Голубятня же сгорела. Я не знаю, как ты теперь обратно… – Ничего, малыш, как-нибудь, – сказал Яр. – Ты на меня не сердись очень сильно… – За что сердиться-то? Наоборот, спасибо тебе. – За что? "За то, что ты есть", – подумал Яр. И сказал: – За то, что нашёлся. – Я один нашёлся, – прошептал Игнатик. – Вот если бы были ребята… Можно было бы даже построить новую голубятню… А сейчас… Потом они долго шли молча, потому что думали о Данке, Альке и Чите. В середине дня они пришли к чистой речке с заросшими тальником берегами. Напились холодной воды. Потом Игнатик странно замер, плюхнулся животом в воду, забарахтался. Яр кинулся, схватил его за рубашку, поднял. Игнатик прижимал к животу длинную рыбину. Он бросил её далеко на берег. Рыбина попрыгала в траве и уснула. – Вот ты как раз и есть рыбак, – сказал Яр. – Я случайно, – вздохнул Игнатик. – Сам не ожидал. – А как будем есть? Сырую? – Испечём. – А чем огонь разведём? Свечки-то нет… Игнатик глянул потемневшими глазами: "А если бы и была? Нас же не пятеро…" "Ох и дурак я", – сказал себе Яр. Игнатик шарил в карманах мятых шортиков. – У меня, кажется, стёклышко есть. Вот… – Он вытащил маленькую линзу. – Это мы с Читой телескоп делали… Они набрали сухой травы, наломали в кустах веток. Разложили небольшой, но жаркий костёр, а потом в углях испекли рыбу. Съели её несолёную, пахнувшую водорослями. – Давай отдохнём, – попросил Игнатик. Он сбил ноги. Сандалии он потерял при обвале, а ходить так много босиком не привык. Они легли под кустом и уснули до вечера. Когда проснулись. Яр спросил: – Будем здесь ночевать или двинемся в путь на ночь глядя? – Пойдём, – сказал Игнатик. – Мы же выспались. Но скоро Игнатик стал опять спотыкаться. К тому же он вздрагивал: над лугами поднимался влажный туман, сумерки были зябкие. Яр закутал Игнатика в пиджак и взял на руки. – Ну вот, как маленького, – пробубнил Игнатик, но больше не спорил. Яр зашагал через высокую траву по плечи в тумане. На пути поднялись невысокие холмы. Яр взошёл на плоскую вершину. Совсем стемнело. И Яр впервые взглянул на звёздное небо Планеты. – Смотри Тик, – сказал он с неожиданной радостью. – Те же созвездия, что у нас! Игнатик шевельнулся и осторожно спросил: – Ты очень скучаешь по своей Земле? – Я?.. Знаешь, Тик, мне кажется, здесь та же Земля… "И здесь у меня есть ты", – добавил он про себя. – Яр, – тихо сказал Игнатик и часто задышал у щеки Яра. – Мы с тобой теперь одни на свете. Ты и я. – А тётки твои? – помолчав, спросил Яр. – Ну что тётки! Та, у которой жил, она нисколечко меня не обижала, но… я ей что есть, что нет. А эту я не знаю… Яр… – Что, Тик? – Если вдруг получится, что ты сможешь уйти… Ну, туда, к себе… Яр, тогда хотя бы… – Я никуда не уйду. По крайней мере, без тебя не уйду, – будто ставя точку, сказал Яр.

The script ran 0.004 seconds.